В чем же причина многообразия трактовок понятия культура
1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения
1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения
Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи отмечают, что как самостоятельное понятие оно встречается в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа, который использовал его применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XIX, и особенно в XX веке, понятие «культура» прочно вошло в обыденную речь и научный понятийный аппарат. В настоящее время насчитывается свыше 400 определений данного понятия, что связано с разнообразием самого феномена культуры. (Отметим, что подобное разнообразие неустранимо, поскольку является одной из главных причин существования этого феномена вообще.)
Известны следующие виды определений культуры: предметно-ценностный («совокупность материальных и духовных ценностей»); деятельностный («способ человеческой деятельности»); личностно-атрибутивный (то, что отличает человека от животного; специфический способ мышления и чувствования, поведения); общественно-атрибутивный (социальное наследование, внегенетический способ передачи информации); информационно-знаковый («знаковая система»); системообразующий («совокупность организационных форм и методов»).
Помимо этой есть и другая классификация подходов к пониманию культуры, условно их называют антропологическим, социологическим и философским. Суть первого подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, ее уникальности, рассмотрение ее как основы образа жизни отдельного человека или общества. В антропологическом подходе культура понимается как способ существования человечества, т. е. она трактуется здесь предельно широко и по сути совпадает со всей жизнью общества в его истории.
Несколько сужает антропологическое понимание культуры социологический подход, в котором культура осмысливается как фактор образования и организации жизнедеятельности общества. С позиций этого подхода, культура препятствует хаотизации общественной жизни, привнося в нее организованность и упорядоченность. Внутренняя логика общественного развития задается культурой, т. е. совокупностью произведенных в обществе ценностей.
И, наконец, еще одно понимание культуры – философское. Этот подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность путем выявления закономерностей, базисных характеристик и т. д. Для современной отечественной философии культуры достаточно традиционен деятельностный подход. Причем одни авторы говорят о культуре как о совокупном результате деятельности человека, другие – включают в нее и саму деятельность. Иные полагают, что культура – не всякая деятельность, а лишь та, которая связана с творческим ее развитием.
Давая обобщенное определение понятию «культура», можно сослаться на дефиницию, сформулированную В. Межуевым: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»[1]. В понятии «культура» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и вместе с тем качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности, особенности поведения, сознания и деятельности людей в многообразных сферах общественной жизни.
Феномены культуры чрезвычайно вариативны. Любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют его культуру. Среди подобных явлений – знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи, язык, символика и коды, институты, орудия, технологии, ритуалы и многое другое.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 6. Субэтнические группы русских: многообразие в единстве
§ 6. Субэтнические группы русских: многообразие в единстве Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Так, еще в начале ХХ в. различия между северорусским и
§ 24. Северная Америка: многообразие конфессий
§ 24. Северная Америка: многообразие конфессий Данный географический регион состоит из трех стран: Соединенных Штатов Америки, Канады и принадлежащего Дании острова Гренландия. Это пространство было открыто, колонизировалось и осваивалось Великобританией и Францией.
Сравнение условий, трендов и подходов
Сравнение условий, трендов и подходов Здесь мы предлагаем краткий обзор внешних условий, имеющих отношение к городским транспортным системам развитых стран. Он позволит нам сравнить наблюдаемые в этих странах тренды и типы транспортной политики.Уровень
Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений
Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений Содержание понятий «город, удобный для жизни» и «качество жизни» существенно меняется от страны к стране и от города к городу. Столь же изменчив и состав различных видов транспорта, влияющих на это
23. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
23. Культурные универсалии и многообразие культурных форм Культурные универсалии. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:1) совместный труд;2) спорт;3) образование;4) наличие ритуалов;5) системы родства;6) правила взаимодействия
9 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ КОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ
9 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ КОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход. Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт,
4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ
4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и – не всегда – Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной
Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу
Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для
Многообразие определений культуры
Культура есть «вторичная, искусственная окружающая среда», которую человек налагает на первичную природу. Она включает язык, обычаи, идеи, верования, привычки, социальную организацию, унаследованные от прошлого создания материальной культуры, технологические процессы, системы оценок. Это «социальное наследство» и позволяет говорить о культуре как социальном феномене. Культура неразрывно связана с жизнью человека в общества.
Она всегда социальна. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру. Культура и социальное бытие идут рука об руку.
Но культура также является и антропологическим феноменом. Ее основанием служит неукорененность человека в природе, потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированное™. Это означает, что рассуждение о культуре важно начинать с антропологических данностей, а не вхождения в пространство социальной истории. Следовательно, культуру можно определить как феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
Что же такое культура? Почему такое множество разноречивых определений ее? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных, подчас несовместимых сторон нашего социального бытия? Можно ли вообще выявить нечто общее при таком разнообразии проявлений этой удивительной стороны общественной жизни?
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «культура речи», «физическая культура» и др.
Современные американские культуроведы Альфред Крёбер (1876—1960) и Клайд Клахон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отмечают огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано семь определений культуры. Первое, как они считают, принадлежит английскому этнографу Эдуарду Тайлору (1832—1917). С 1920 по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе сопоставление различных определений культуры позволило насчитать их более 400. Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами.
Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, и подходы к культуре могут быть различными у разных исследователей. Культуру, как мы уже подчеркивали, изучают не только культуроведы, но и философы, социологи, историки, аксиологи, исследующие духовные ценности, антропологи. Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами. Может быть, в таком случае поможет самый общий взгляд на это явление? Пусть он будет как общий знаменатель. Самым меньшим по содержанию. Это сейчас неважно.
Вопросы для размышления
Литература
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. — М., 1994.
Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. — 1969. — № 9.
Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию культуры // Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
Ктхон К., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. — Вып. 2. — М., 1992.
Соколов Э.В. Культурология. — М., 1994.
Понятие культуры. Многообразие определений культуры
Понятие «культура» многозначно. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи и т д. Каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами». У всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.): Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.На сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Культура представляет собой:
— способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного),
В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура».
— повседневный (или обыденный)
Рассмотрим первый уровень – обыденный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). В научном мире понятие, категорию и термин «культура» анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение.
«Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». Тейлор.
В российской культурологии также были ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из них является теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существует свыше 400 определений культуры, и, по его мнению, есть три основных подхода к определению культуры:
— Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. Примеры определений данного подхода: Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард).Культура– это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер)
Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества.Примеры определений данного подхода: Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский).
Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как «содержание» или как «способ бытия» общества. Прим.: Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель).
Кроме этого, новые определения культуры появляются. Изменяется подход к культуре – изменяется и рабочее определение. Понятие «культура» – слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику.
Многообразие определений культуры
Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли, вообще говоря, выявить специфику данного антропологического и общественного явления.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке принято говорить о «культурных чертах», «культурных системах», развитии, расцвете и упадке культур. ».
Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе готовность сопоставить различные определения культуры позволила
Л.Е.Кертману насчитать более 400 определений. Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами.
Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен. Можно ли, однако, вычленить некоторые проблемы, которые помогают обсудить сущность культуры?
«Вторая природа»
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой». Верно ли такое определение? В самом общем виде можно, разумеется, его принять. В то же время надо разобраться, действительно ли культура противостоит природе? Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создана для человека, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. В целом это самоочевидно.
Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Возникает парадоксальный ход мысли: для сотворения культуры нужна предельная дистанция от природы. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает. Не в таком ли воззрении на культурное творчество истоки хищнического, разрушительного отношения к природе? Не ведет ли прославление культуры к принижению природы?
Культура прежде всего — природный феномен хотя бы потому, что ее творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура, следовательно, есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида. Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы, например, строят великолепное архитектурное сооружение — соты. Паук безошибочно мастерит орудие лова — паутину. Бобры строят плотину. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа создают нечто такое, чего в природе не было.
Это и есть культура? Заметим, однако, что деятельность названных живых существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в природной программе. К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук не сумеет ‘взять взяток с цветка. Бобер построит запруду, но не сможет изготовить орудие труда. Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность.
Для того, чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Такое неожиданное обретение выражено в древнем мифе об огне как первоначале культуры.
Многообразие понятия «культура»
Понятие культуры существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах.
Возрастание в XX в. роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. Понятие «культура» относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова культуру понимают как дух, богатство, образность. В широком смысле этим термином обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается самой широкой, открытой категорией. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры, исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, так как она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание.
Культура (лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.
Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры.
Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:
· личность (культура личности);
· социальная группа (молодежная культура и т. п.);
· социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
· социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);
· классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
· этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);
· региональные сообщества (культура Запада и Востока);
· человечество в целом (общечеловеческая культура).
В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. По мнению американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, к 1950 г. в мире насчитывалось более 150 определений понятия «культура». На сегодняшний момент их около 500.
Самое короткое и емкое определение культуры предложи американский ученый М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)».
Определение данного понятия может также меняться в зависимости от подходов, реализуемых тем или иным исследователем.
Основные подходы к определению культуры:
1. Этнографический: культура – это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества (Э.Б. Тайлор).
2. Деятельностный: культура – это специфически человеческий способ деятельности (Э. Маркарян).
3. Аксиологический (ценностный): культура – система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за всю свою историю, а также «система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).
4. Социологический: культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Культура – это «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер).
5. Психоаналитический: культура – это узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы (З. Фрейд).
6. Идеалистический: культура – это высшее проявление человеческого духа, «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер).
Этот ряд подходов к определению культуры можно продолжать достаточно долго, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеются в виду совершенно разные явления.
Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему.
Для удобства научного анализа культуру традиционно делят на материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно.
В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, так как материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр.
В современной культурологии выделяются два аспекта рассмотрения культуры: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.
Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Компонентами культуры являются: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.