В чем жестокость нравов города калинова

Жестокие нравы темного царства в Грозе Островского сочинение

Одним из удивительных и содержательных произведений русской литературы является пьеса А.Н. Островского «Гроза». Перед читателем разворачиваются жизнь и быт городка Калинов 19 века. В городе течёт размеренная жизнь в привычном укладе, в основе которого лежит бездушное угнетение бедных людей богатыми.

Произведение, написанное в форме пьесы, наиболее ярко передаёт через диалоги и монологи всю трагедию в единой целостности. Именно через речь мы можем охарактеризовать и понять героев. С первых сцен мы видим резкое несоответствие красоты природы и порядков города.

2 вариант

Островский Александр Николаевич – известный русский драматург, в своих пьесах показывающий жизнь бедных несчастных людей. Одно из его произведений, «Гроза», является очень простым, понятным, но в то же время глубоким и серьёзным произведением, в котором затрагиваются те вещи, которые происходили не только в его времена, но продолжающиеся до сих пор.

Калинов – чудесный городок, который удивляет своей красотой и простотой. Именно в нём происходят все события пьесы. В этом городе нет лада и спокойствия, в нём царят жестокие нравы и угнетения. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно рассмотреть два лица, проживающих в Калинове: Кабанова и Дикой.

Кабанова – это купчиха, которая позиционирует себя как приличная и хорошая женщина. Однако, стоит заглянуть в её семью, и правда сразу откроется: это жестокая и деспотичная женщина, которая перманентно доводит членов своей семьи, и особенно сильно достаётся невестке. Эта женщина живёт по законам «Домостроя» и считает, что жён нужно воспитывать, а старших в роду уважать и во всём им подчиняться. Кабаниха говорит, что она верующая, но на деле доказывает обратное, ведь верующий человек не может так унижать людей.

Ещё один плохой персонаж этого произведения – Дикой. Даже его фамилия указывает на то, что это человек не самый приятный. И действительно, этот купец очень груб, агрессивен и аморален. Он не считается ни с кем и всегда ищет лёгкой добычи. Дикой очень жаден, во всём и везде пытается найти выгоду для себя. Он считает, что накопление денег – основная цель каждого уважающего себя человека. Простых работников Дикой обирает, оставляя им очень мало денег, этим и богатеет. Он изворотлив, хитёр и, вместе с тем груб и криклив – оправдывает свою фамилию. Дикой также, как и Кабанова, не образован и не стремится узнать что-то новое. Ему неплохо живётся и так.

И Дикой, и Кабаниха как бы задают тон жизни города Калинова, в котором все дома выглядят одинаковыми и серыми и, кажется, нет никакого просвета. Между этими купцами есть разница, однако в общем они представляют собой одно – жестокость, грубость и непроходимую глупость, которой нет конца. Это они называют нравами. К сожалению, многое из их поведения оставалось не только долгое время после выхода пьесы, но и остаётся по сей день: всегда будут жить и богатеть такие, как Дикой и распространять свои «моральные» нормы такие, как Катерина Кабанова.

Также читают:

Картинка к сочинению Жестокие нравы темного царства в Грозе

Популярные сегодня темы

Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.

Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.

Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!

Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша

Источник

Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»

Кулигин говорит: «Жестокие нравы. в нашем городе», рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы … еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю… подрывают… Враждуют…».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: “В обетованной земле живете! И купечество… народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие. »

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова↑ ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

Город Калинов и жестокие нравы его жителей в пьесе «Гроза»

Какими средствами создается общенациональный масштаб изображения в пьесе «Гроза»? Можно отметить следующие особенности:

• пейзаж в большинстве сцен открывает широкий вид, создаёт ощущение простора;

• народные песни органично вливаются в действие пьесы, придавая событиям масштабность;

• лирическая приподнятость речи уводит от бытового к бытийному смыслу происходящего;

• некоторые герои пьесы словно бы воплощают в себе черты целых этапов русской истории (Кудряш — эпоху Разина и Болотникова, Кулигин — время русского Просвещения, Кабаниха — эпоху Домостроя и т. д.).

Таким образом, уже в первых сценах Островский создает ощущение, что маленький приволжский городок — прообраз всей России. Не случайно и название города воспринимается как подчёркнуто русское, богатое образными фольклорными и мифологическими ассоциациями: тут и песенная калина-малина, обозначавшая всегда места народных гуляний, и сказочный Калинов мост с притаившимися под ним чудищами, и чудная красота белых цветов, и долгая горечь алых ягод калины. «Я понимаю, что всё это наше русское, родное…» — говорит в первом действии приезжий Борис Григорьевич, но признаётся, что не может привыкнуть к калиновским нравам и обычаям, уж очень ему «дико кажется». «Ещё бы не дико!» — подтверждает коренной калиновец Кулигин. Родное и дикое — так оценивается жизнь Калинова наиболее образованными героями пьесы. «Тёмным царством» назовёт Калинов и критик-демократ Н. А. Добролюбов.

Но не все с ними согласны. «В обетованной земле живёте!» — утверждает странница Феклуша. Так Островский создаёт полемический подтекст, настраивая читателя на активный диалог, даже спор с той или иной стороной.

Обратите внимание на различие риторических приёмов в речах Кулигина и Феклуши. Механик-самоучка «рассыпает разговор», не отступая от избранной темы, нанизывая примеры и доводы, подтверждающие исходный тезис (например, «Жестокие нравы в нашем городе»). Рациональность его суждений дополнена эмоциональностью восклицаний, оценочных слов, поэтических цитат. Речь Феклуши — текучая, напевная, порой совсем сказочная, порой приукрашенная узорами церковного красноречия («блаалепие», «добродетелями, как цветами, украшаются»). Характеристику Калинову она даёт в кратких и образных формулах, подтверждая свою мысль противопоставлением, картинами суетной, греховной жизни больших городов.

Речь каждого из идейных противников по-своему красива и убедительна. Но на чьей стороне правда? Как автор помогает нам это понять?

Работа над этими вопросами потребует от внимания к деталям, пристального вчитывания в текст, выявления специфических приёмов характеристики, свойственных драматическому произведению. Это и реплики других персонажей («Какой хороший человек», — говорит Борис о Кулигине), и саморазоблачительные высказывания самих героев («…за убогой-то присматривайте, не стянула б чего». «…Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала… Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность», — говорит Феклуша), и, конечно, поступки, их роль в действии.

Нельзя сомневаться в том, что Островскому симпатичен чудак Кулигин. Он мечтатель, изобретающий вечный двигатель, и ценитель красот природы, любитель поэзии и радетель о пользе общественной. Он не желает уподобляться ругателю Дикому, но готов поспорить с ним ради солнечных часов и громоотвода. Не случайно именно ему достаётся вынести на сцену погибшую Катерину и бросить последнее обвинение обитателям Калинова.

Феклуша нарисована с явной иронией. Насмешка автора заставляет нас так же мало верить её словам о добродетелях калиновцев, как и рассказу о людях с пёсьими головами.

Но главным аргументом в споре о нравах города Калинова, конечно же, являются события пьесы, образы калиновских обитателей, выведенные Островским. При этом не обязательно говорить обо всей пьесе, достаточно проанализировать явления 3 и 5 первого действия. Власть Диких и Кабановых и в городе, и в своей семье, их жестокость и самодурство ясно показаны Островским и не оставляют сомнений в правоте слов Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Дикость и жестокость калиновских нравов изображаются при помощи ярких штрихов, рассыпанных в тексте пьесы: вспомним рассуждения обывателей об упавшей с неба Литве, предупреждение Кудряша, что в случае чего парни сопернику ноги переломают, его готовность «уважить» Дикого или устроить ему «тёмную», зловещие пророчества старой барыни. Но глубже всего жестокость и дикость родного уклада раскрываются в трагической судьбе Катерины Кабановой.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Быт Калинова

Город Калинов действительно существует в России. Но в пьесе Островского он олицетворяет образ купечества и государства в XIX веке в целом. Автор создал свое произведение на контрасте:

В чем жестокость нравов города калинова. lazy placeholder. В чем жестокость нравов города калинова фото. В чем жестокость нравов города калинова-lazy placeholder. картинка В чем жестокость нравов города калинова. картинка lazy placeholder

В русской литературе впервые появилось произведение, в котором настолько ярко обнажаются недостатки мещанства и консервативности. Сам город находится на берегу Волги, поэтому он окружен пышной зеленью, красивыми пейзажами. А пьеса начинается со слов Кулигина: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется» (цитата).

Но другие люди не замечают окружающего мира. Их не интересуют пейзажи и очарование природы. Точную характеристику горожанам дает Кулигин. Он говорит, что их жестокие нравы отражаются на быте жителей Калинова.

Купцы враждуют между собой, строят друг другу козни. Семьи страдают от взаимных претензий, «за высокими заборами проливаются невидимые и неслышимые слезы» (отрывок из пьесы). В монологе Кулигина первая фраза кратко отражает весь домостроевский порядок города: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».

Нравственные законы в Калинове сменились силой денег и власти. Те, кто отличается благосостоянием, могут издеваться над бедными, подавлять их и безнаказанно оскорблять. Почему так происходит, не может ответить даже городничий. Ведь и с ним разговаривают, как с неразумным человеком. Купцы объясняют свои поступки — невыплату денег рабочим — личной выгодой.

Хотя такие, как Дикой, умеют скрывать свою жадность под ложным раскаянием. Быт Калинова основан на постоянной лжи друг другу, упреках и доминировании богатых над бедными. Жители города отрицают прогресс, они не считаются с личностью и индивидуальностью. Они стремятся следовать старым порядкам и традициям, заставляют молодое поколение соблюдать их.

СОДЕРЖАНИЕ

Поучение отца сыну.

Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.

Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Как жене носить разную одежду и как шить ее.

-В чём проявляются ханжество и лицемерие Кабанихи?

-Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о её жестокости и бессердечии?

Каковы особенности речи Кабанихи?

(Идёт заполнение таблицы во II части)

Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон? Варвара? Катерина?

Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Обращение в форме множественного числа и постоянно повторяемое слово « маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь: на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя осуждает мать («Не уважь тебя, как же!», «Нашла место наставления читать»). И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.(«Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь»», « Напраслину-то терпеть кому ж приятно?»).

Краткое содержание пьесы

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове в XIX веке. Жизнь в этой местности напоминает болото — она так же застоялась. Горожане считают, что менять установленный порядок не нужно. Они не интересуются тем, что происходит за пределами Калинова.

В семье Кабановых — известных купцов — после смерти главы всем начала управлять вдова. Властная женщина заставляет окружающих следовать ее указаниям. За ее сына выходит замуж девушка Катерина. Это скромная чистая натура, которую воспитывали образованной и свободолюбивой.

Катерине живется в доме мужа плохо. На нее постоянно давит свекровь, а безвольный Тихон во всем ей подчиняется. Кабаниха часто ее оскорбляет, заставляет выполнять всю работу по дому наравне со слугами.

Хотя Тихон понимает ее и готов простить, Кабаниха проявляет более суровое отношение. Катерина очень набожна, и от совершенного греха страдает морально. Еще и Борис уехал из города, оставив ее одну в «темном царстве», которое называют Калиновым. Во время сильной грозы девушка не выдерживает и бросается в реку. Тихон обвиняет в ее самоубийстве мать.

Источник

Город Калинов и жестокие нравы его жителей в пьесе «Гроза»

Александр Николаевич Островский изобразил реальную жизнь помещиков и их подчиненных в 19 веке. Он с особой реалистичностью сумел описать жестокие нравы города Калинова, используя при этом собирательный образ всего российского пространства. Здесь можно наблюдать как жестокость, зверские нравы помещиков и агрессию человека, так и покорность подчиненных, граничащую с раболепством. Именно поэтому в свое время пьеса произвела фурор на подмостках театров, так как до Островского на тему помещичьей жестокости не говорили столь откровенно.

В чем жестокость нравов города калинова. lazy placeholder. В чем жестокость нравов города калинова фото. В чем жестокость нравов города калинова-lazy placeholder. картинка В чем жестокость нравов города калинова. картинка lazy placeholder

Знаменитая пьеса Островского

Литература в 19 веке имела значительные отличия от той литературы, которую мы привыкли видеть сегодня. Она отличается своей шаблонностью и догматизмом. Но только не пьеса «Гроза». Автор произведения очень кратко, но точно отразил социальные проблемы, существовавшие в обществе, пороки человека и отрицательные качества помещика, о которых было не принято говорить. Тем самым Островский приоткрыл завесу счастливой жизни среднестатистического помещика и показал, что все далеко не так красиво, как выглядит внешне.

История создания

Пьеса начинает своё существование в далеком 1859 году, а через несколько месяцев после этого уже готовится к публикации. Известен интересный факт создания пьесы: перед написанием Островский недолгое время путешествовал по Волге, где и черпал вдохновение на создание шедевра.

Прототипами города Калинова были приволжские города, такие как Тверь, Торжок, многие другие деревни и села. Островский, тщательно исследуя быт и нравы приволжских людей, вел дневник, где записывал все свои наблюдения и достижения. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Долгое время предполагали, что сюжет пьесы был взят из реальной жизни, но это предположение ошибочно, потому что создатель пьесы руководствовался многими источниками при написании произведения и использовал собирательный прием.

По одной из версий, прототипом героини по имени Катерина могла послужить жившая в 19 веке возлюбленная драматурга — Косицкая Екатерина. Она и сыграла главную роль на премьере пьесы. Она поведала писателю о том, что сбежала из дома в подростковом возрасте в поисках лучшей жизни. По этой причине писатель решил включить образ-прототип в действие постановки.

В любом случае история создания пьесы уникальна и весьма интересна. Здесь сплелись и личная любовная история автора, и пласт информации, собранной самим автором. Премьера пьесы состоялась в 1859 году 16 ноября на сцене Малого театра.

Сочинение на тему почему нравы города калинова кулигин называет жестокими

Образ города: быт и нравы

Нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза» отличаются своей жестокостью. Кабаниха практикует консервативные помещичьи взгляды на жизнь, среди которых особо выступают:

Калинов занимает одну из центральных ролей в пьесе, так как он сосредотачивает в себе все проявления жизни его жителей. Действие драмы происходит на берегу одной из самых крупных рек России — Волги. Впервые о жителях города читатель узнает от Кулигина — центрального персонажа пьесы. Именно он заявляет, что в городе царят жесточайшие домостроевские порядки; по словам Кулигина, человек узнает, каков Калинин на самом деле: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Возглавляют лагерь купец Дикой с говорящим именем и его сестра Кабаниха.

Жители Калинова в подавляющем большинстве своем малограмотные и необразованные люди, они не знают элементарных определений науки, электричество называют «элестричеством». Население города — это мещане, крестьяне и помещики.

Влиятельные люди города неуважительно относятся к властям. Например, купец Дикой так обращается к городничему, не делая никаких рамок между дружеским и официальным общением: «Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедняки и середняки города работают день и ночь, спят по 3 часа в сутки. Богатые пытаются всеми силами разбогатеть за счет крестьян, не щадя их существования. Купцы же постоянно ссорятся между собой и судятся. Науки и искусства для жителей города чужды. Например, Кулигин, выучившись сочинять стихи, боится браться за дело, так как его могут «проглотить живым».

В целом жители города ведут однотонную, ничем не примечательную жизнь. Вместо того чтобы читать газеты и развиваться, жители предпочтут слушать последние новости от Феклуши.

Богатые жители Калинова пораньше запирают свои ворота и спускают собак в страхе, что их могут обворовать. Одно из любимых занятий жителей — это изводить своих домочадцев. Например, Кабаниха лишний раз старается поддеть Катерину, чтобы получить психологическую разрядку. При этом о ее злодеяниях никто не может и догадываться, потому что происходит все это за высоким забором, за который запрещено входить посторонним.

«Жестокие нравы» города Калинова

Сочинение для 10 класса.

«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала… С.А.Юрьев.
Александр Николаевич Островский – выдающийся драматург, написавший множество интересных произведений: «Свои люди – сочтемся», «Снегурочка», «Бедность не порок» и другие. Одна из моих любимых драм – «Гроза» Островского. В ней драматург показывает жизнь, проблемы, характеры и взаимоотношения людей из простого народа и живущих рядом богачей. Действие происходит в городе Калинове, но мало ли было городов во времена автора, в которых обстановка была не лучше?

Главные герои «Грозы»: Тихон, Катерина, Кудряш, Варвара, Кабаниха, Дикой и Кулигин. Кабаниха – вдова, мать Тихона. У нее властный характер. Она подавляет окружающих, считая свое слово законом. При чтении пьесы может показаться, что Кабаниха везде соблюдает правила «Домостроя», но это не так. Хитрая женщина выбирает из него те жестокие правила, которые оправдывают ее деспотизм.

Во всех бедах вдова обвиняет Катерину, утверждая, что последняя виновата в охлаждении к ней чувств сына, и, придираясь к мелочам, преспокойно удивляется молодым снохам, которым «и слова сказать нельзя»: слухи пойдут, что свекровь безжалостно «заедает» невестку. Так, своим самодурством Кабаниха сделала Тихона «маменькиным сынком», а жизнь Катерины превратила в некоторое существование, в течение которого бедная девушка испытывает гнет и горечь.

Дикой, как и Кабаниха, не терпит неповиновения, но его характер многим отличается. Он богач, «воин» по натуре, а с чем же он борется? Со всеми вокруг и по мелочам. Окружающие молят Бога, чтобы настроение у него было хорошее, не то начнет ругаться и кричать так, что легко не отделаешься.

Но и на такого «зверя» снисходит озарение: «… я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал… чуть не избил… После прощенья просил, в ноги ему кланялся…» Разумеется, такое бывает крайне редко, и это далеко не искреннее раскаяние Катерины, сопровождающееся угрызениями совести. Дикой понимает, что его самодурство беззаконно, поэтому он ничтожно слаб перед человеком, который опирается на нравственный закон. Остальные же вынуждены терпеть капризы, пьянство и ругательства глупого самодура.

Жертвами подобных людей становятся такие, как Тихон, Катерина, Борис и другие… Читая пьесу, я чувствую всю жестокость нравов жителей Калинова, становится нехорошо… Да и сам Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Кажется, против них встает сам Господь, насылая грозу. Обстановка еще больше накаливается от присутствия старой сумасшедшей барышни с двумя лакеями, которая всем красавицам пророчит: «Красота-то ваша вас радует? Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом…»

Прочитав драму, начинаешь задумываться о многом… Спасибо автору за его прекрасное творение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *