Vape shop что это такое
Современные вейп шопы и вейп бары
Вейпинг – это модное сегодня направление, которое захватило весь мир. Сложно представить, что появился вейпинг ещё в далеком 2000 году, но настоящий интерес к таким устройствам зафиксирован только в 2014 году, когда в силу вступил закон о запрете курения в местах большого скопления людей.
За счет того, что выделяемый при электронном парении дым, безопасен для здоровья окружающих, так как быстро растворяется в воздухе, такие гаджеты позволяют парить в любом людном месте, поезде, в офисе, парках, кафе и не только. Для использования испарителя не нужна пепельница и его удобно везде носить с собой.
Вейпы – это настоящий и более безопасный аналог обычных сигарет, который позволит вам быстро избавиться от вредной привычки. Ввиду такой популярности вейп индустрии, стало появляться множество специализированных вейп шопов и вейп баров, в которых вы не только сможете приобрести любой гаджет, но ещё и попробовать интересные заправки, установить намотку, проконсультироваться со специалистами, которые помогут вам с выбором идеального автомайзера.
Что предлагают нам современные вейп бары
На сегодняшний день, в Москве весьма мало vape shop bar, которые действительно пользуются спросом у парильщиков. Такие заведения, позволяют лично оценить товар, познакомиться с доступными электронными сигаретами, выбрать и протестировать любую модель. Удобно оборудованные помещения с уютной атмосферой, настраивают на отдых. Здесь вы можете не только выбрать вейп, но также вдоволь попарить, тестируя разнообразные жидкости от отечественных, азиатских, малазийских, американских производителей. Имея возможность оценить заправку перед покупкой, вы экономите свои средства, и вам не придется жалеть, о том, что жидкость, заказанная в интернете вам не понравилась.
В нашем vape shop bar работают настоящие профессионалы профи вейпа, которые точно знают, как угодить даже самому требовательному клиенту. Всегда встречаем клиентов с улыбкой, подберем соответствующие пожеланиям товары, а также не оставим вас без приятных бонусов.
У нас представлена только качественная, сертифицированная, проверенная временем оригинальная продукция. Знаем толк в дымном, ароматном парении, и ручаемся за каждый лот нашего вейп шопа. Познакомим вас с миром вейпинга, раскроем его для вас с другой стороны. Подберем идеальное устройство, и расскажем о тонкостях его использования.
Преимущества нашего вейп бара
В нашем вейп баре можно починить испаритель, заменить аккумулятор, ознакомиться с новинками, приобрести вышедшие из строя детали, научиться делать самозамес и прочее. У нас всегда имеются все необходимые аксессуары и запчасти для электронных сигарет, а также инструменты для самостоятельной сборки, проволока, чехлы и кейсы для испарителей.
Наш успех основан на опыте, наличии надежных поставщиков, профессиональных консультантов и самых доступных цен в Москве.
Почему популярность вейп баров так стремительно растет
Пока данная ниша ещё не занята, и таких заведений очень мало. Но это ненадолго, уже многие бизнесмены, оценили такую выгодную и интересную идею, поэтому в ближайшие пару лет, таких баров появится гораздо больше. Напоминают vape shop bar тайм-кафе, где собираются не только покупатели, но и желающие отдохнуть на комфортных диванчиках за дымным парением и общением с единомышленниками. Это, то самое место, в котором вейпинг становится не просто попыткой бросить курить, здесь он перерастает в настоящее хобби, некую субкультуру любителей дымного ароматного пара.
Вам не с кем попарить? Закончились жидкости? Хотите обновить электронную сигарету? Тогда ждем вас в нашем вейп баре. Заводите новые знакомства, обменивайтесь информацией о мире вейпинга, знакомьтесь с новинками, расслабляйтесь и получайте удовольствие от царящей дымной атмосферы.
Финансовая выгода таких баров
Vape Shop Bar – это очень выгодная инвестиция, которая окупится в кротчайший срок, почему:
Вейп бар в Москве
Если вы ищите хороший вейп бар в столице, то мы всегда к вашим услугам. Посетите нас всего раз, и вы навсегда станете нашим постоянным клиентом. Наши покупатели возвращаются из раза в раз, потому что атмосфера, царящая у нас в шоуруме, настраивает только на приятное общение и выбор качественной продукции.
Звоните нам прямо сейчас, и мы расскажем вам как нас найти и раскрыть для себя мир электронного парения с новой стороны, о который вы даже не подозревали
Вы можете получить любую информацию по товару, или сделать заказ, по телефону:
Вейп шоп — как зарабатывать 100 000 рублей в месяц на продаже электронных сигарет
Вейпом называют сигареты без никотина, а вейп-шоп (от англ. vape-shop) — магазин электронных сигарет (испарителей). Часто такие заведения имеют также функции клуба вейперов, то есть любителей вейпов. Сегодня это — полноценная субкультура людей, которые противопоставляют себя обычным курильщикам. Открыть вейп-шоп можно с небольшими вложениями: 250 — 350 тысяч рублей, а зарабатывать на этом реально около 100 000 в месяц.
При запуске такого бизнеса нужно учесть особенности вейп-шопов — клуба и магазина в одном заведении. Здесь посетители могут купить электронные устройства, а также необходимые аксессуары и расходные материалы. Тут же можно приятно провести время, раскуривая электронные сигареты (этот процесс называется парением).
В местах, где сильна субкультура вейперов, такое место будет пользоваться популярностью и привлечет много клиентов. Такой бизнес хорошо подойдет для крупных городов, но нужно оценить уровень конкуренции – это один из главных факторов успеха вейп-шопа. Читайте также, как открыть бизнес по франшизе.
Вейп магазин: особенности бизнеса и объем рынка 📋
Вейпинг активно набирает популярность в России и в мире. Официальной статистики нет, но считается, что как минимум каждый двадцатый курильщик сегодня употребляет именно электронные сигареты. При этом рынок вейпа можно оценить в два с половиной миллиона человек
Вейперы не могут отказаться от курения, но в отличие от обычных курильщиков употребляют электронные сигареты, которые не наносят вреда их здоровью. Их количество растет с каждым годом: некоторые курильщики переходят на вейпы, сюда же добавляются некурящие ранее люди.
Стоимость устройства для раскуривания электронных сигарет, которое можно использовать в течение двух лет, составляет от 2500 до 3500 рублей. Также нужно регулярно покупать ароматизаторы, аккумуляторы и другие расходники. Обычно их приобретают 1-2 раза в неделю, а средний чек за одну покупку составляет 250-300 рублей. С учетом этих цифр годовой оборот рынка вейпа в России можно оценить примерно в 34-45 миллиардов рублей.
При запуске бизнеса нужно учитывать, что вейпинг имеет все черты субкультуры. Все участники глубоко вовлечены в курение электронных сигарет, активно отслеживают тенденции и привержены брендам. Вы можете открыть как магазин, который ограничивается продажей электронных сигарет и расходных материалов для них, так и полноценный вейп шоп с функциями клуба по интересам для вейперов. Обычно в таких заведениях устанавливают стойку и стулья, чтобы люди могли общаться в процессе употребления электронных сигарет. За стойкой располагается витрина с устройствами и расходными материалами.
Все для вейпа: ассортимент и цены магазина 💲
Ассортимент такого магазина обычно состоит из 70-80 позиций. Их можно разделить на три группы — устройства для вейпинга, расходные материалы, аксессуары.
Набор для начинающих включает электронную сигарету небольшой мощности и аккумулятор к ней, средняя цена — 3 000 рублей.
Профессиональный набор включает сигареты высокой мощности плюс услуги обслуживания, их цена — 6500 — 8 000 рублей. Есть такие премиум-наборы производства США по цене от 10 000 рублей. Жидкости и ароматизаторы стоят дешевле всего — порядка 150 рублей, а аксессуары (в основном чехлы) — в среднем 3000 рублей.
Чтобы повысить лояльность клиентов, можно предложить им протестировать некоторые модели электронных сигарет или жидкостей перед покупкой. Продавцы должны разбираться в теме, чтобы консультировать клиентов, проводить инструктаж по использованию и обслуживанию устройств. Понадобится 2 продавца, работающих посменно. Обычный график работы магазина — с 10 утра до 20-00 или 21-00.
Инвестиции и прибыль 💰
Разберем, какие инвестиции нужны для открытия вейп шопа.
Вам нужно арендовать помещение площадью 25-30 кв.метров со всеми необходимыми коммуникациями. Стоимость аренды зависит от города и расположения точки; в среднем — 30 000 рублей. Обязательно сделать ремонт и дизайнерское оформление. Расходы на старте представлены в таблице.
Название | Стоимость в рублях |
Аренда | 30 000 |
Ремонт | 50 000 |
Кассовый аппарат и терминал | 30 000 |
Мебель | 40 000 |
Создание сайта | 30 000 |
Расходы на рекламу | 50 000 |
Всего | 230 000 |
Также вам понадобятся оборотные средства в размере около 100 000 рублей.
У магазина будут ежемесячные расходы на закупку товара, арендную плату, рекламу, коммунальные платежи. Примерный список таких расходов представлен в таблице.
Название | Ежемесячная сумма в рублях |
Аренда | 30 000 |
Реклама и ведение социальных сетей | 20 000 |
Оплата коммунальных услуг | 4 000 |
Фонд заработной платы | 38 000 |
Налоги | 5000 |
Всего | 97 000 |
За первый год работы можно рассчитывать на выручку в 3 — 4 миллиона рублей и чистую прибыль от 500 000 до 1 миллиона рублей. В следующие годы работы эти показатели должны вырасти. Средний срок окупаемости составляет 8-9 месяцев.
Поставщики для вейп шопа
Обычно товары для вейп шопа закупают у российских или китайских поставщиков и доставляют транспортной компанией. Достаточно закупать раз в месяц свой месячный объем продаж и 10-15% про запас. Для склада нужно выделить отдельное небольшое помещение в несколько квадратных метров.
Маркетинг 📊
Для рекламы магазина можно использовать социальные сети (включая контекстную и таргетированную рекламу), а также распространять рекламные флаеры и листовки.
В этом виде бизнеса отлично работает “сарафанное радио”, ведь посетители таких заведений хорошо знают друг друга: когда вейп-шоп посетят первые клиенты, информация начнет распространяться среди других членов группы. Поэтому реклама имеет значение лишь на этапе запуска.
Поскольку ваша целевая аудитория — молодежь, важно вести страницы во всех популярных социальных сетях: Фейсбук, Инстаграм, ВКонтакте, Твиттер. Выкладывайте туда новости компании, а также инструкции по выбору и лайфхаки по использованию электронных сигарет, обзоры новинок. Можно снимать видео на ютуб, проводить соревнования, кто получит большее облако пара при курении электронных сигарет (это называется клаудчейсинг).
Анализ рисков 📈
При запуске проекта нужно оценить внутренние и внешние риски. Главный внутренний риск — неправильный выбор места или ассортимента товаров. Чтобы свести его к нулю, нужно постоянно мониторить рынок и понимать потребности клиентов.
К внешним факторам относится регулирование этой отрасли государством, в том числе возможный запрет на “курение” электронных сигарет в общественных местах. Пока в России такой запрет действует лишь в отношении обычных сигарет.
Вейп шоп как бизнес подойдет молодому предпринимателю, особенно если он сам — активный участник вейп-сообщества и сторонник этой субкультуры. Открывать вейп-шоп рекомендуется в крупных городах, где достаточно вейперов и не слишком много конкурентов. При условии постоянного мониторинга рынка и отслеживания модных тенденций можно создать полноценный клуб, куда будут приходить не только купить новое устройство или расходные материалы, но также пообщаться и провести время с единомышленниками. Если такое место станет популярным, вейп магазин может приносить стабильный высокий доход.
Лучший вейпшоп. Каким должен быть идеальный вейп магазин?
Зарождение современного вейпинга началось еще в 1964 году, когда Ричмонд Гильберт создал устройство для курения, которое не сжигает, а нагревает табак. Сам термин «вейп» появился только в 2003 году.
Сегодня же вейп-культура находится на пике славы. И это связано не только с тем, что люди хотят быть здоровее и стремятся от вредного никотинового курения перейти на вейпинг, но и с развитием вейп-сообщества.
Из-за столь бешеной популярности вейпинга появилось очень много вейп-шопов, работающих как оффлайн, так и онлайн. Из такого многообразия трудно выбрать лучший вейпшоп, в котором можно приобретать качественные товары по разумным ценам. Но это сделать нужно, если вы не хотите платить бешеные бабки за низкопробные мехмоды, китайские боксы или рассыпающиеся в руках дрипки.
Далее мы расскажем, каким должен быть идеальный вейп магазин и перечислим основные критерии выбора.
Как выбрать лучший вейп-шоп?
Однако найти лучшие онлайн-магазины не так просто, ведь любой человек с доступом в Интернет может открыть магазин. Как узнать, какие из онлайн-шопов надежны? Как быть уверенным, что заказывая аккумулятор, получишь оригинальный товар, который не взорвется в руках, да еще и по доступной цене? В каких магазинах представлен самый большой выбор вейп-снаряжения или электронного сока? Каким магазинам можно доверять, чтобы быстро заказывать свои товары и получать отличное обслуживание, квалифицированные консультации?
Мы собрали список критериев, по которым можно отличить надежный вейп-шоп от шарашкиной конторы.
И последнее, но САМОЕ ВАЖНОЕ: внимательно читайте ОТЗЫВЫ покупателей о том или ином магазине. Отзывы вейперов говорят лучше всяких рекламных описаний и призывающих слоганов. Даже можете зайти на форум вейп-сообщества и задать вопрос, какой вейп-шоп лучший в вашем регионе. Ответы «коллег по цеху» помогут вам определиться с выбором.
Как открыть свой вейп-шоп и не париться
Тонкости бизнеса по франшизе Vape Studio
Пока на вейперов рисуют карикатуры, бизнес по продаже вапорайзеров превращается из увлечения в мировую индустрию. Владельцы магазинов рассказали, как открыть бизнес по франшизе, в чем разница между столичными и региональными вейперами и можно ли зарабатывать на паре.
Материал подготовлен при поддержке Vape Studio.
Успешность сети, работающей по франшизе, сильно зависит от эффективности работы самого франчайзера. Этот вопрос vc.ru уже поднимал в колонке о бизнесе на «кофе с собой». Тем интереснее сравнить, какие проблемы удалось решить вейперской франшизе Vape Studio.
С чего начать
Даже в раскрученной индустрии франчайзеры часто не имеют серьезных активов, а только оказывают поддержку в социальных сетях и дают сомнительного качества советы. Vape Studio предлагает своим партнерам нечто более материальное и осмысленное: раскрученный бренд, полный набор инструкций по оформлению торговой точки и обучению персонала, скидки от поставщиков, маркетинговую поддержку — и, что самое важное, связи.
Продажа товаров для вейпинга — совсем новая сфера, поэтому обучающие материалы Vape Studio уникальны. Консультанты объясняют новичкам, как должны выглядеть их магазины и товар, как продавцам общаться с клиентами и какие жидкости для электронных сигарет закупать в первую очередь.
Отдельной строкой проходят консультации по работе с госорганами. В бухгалтерию партнеров Vape Studio не влезает, зато учит, как оформить торговую точку, чтобы санэпидемстанция и пожарный инспектор не выписали штраф, а также объясняет особенности системы налогообложения.
В вейп-бизнесе много тонкостей, которые приходят с опытом, и именно этим опытом франчайзеры готовы поделиться: объяснить, «жижи» с какими ароматами в моде и почему желтые ценники могут хорошо сработать для увеличения продаж. После покупки франшизы и самой важной первичной консультации Vape Studio может продолжить помогать партнерам вести бизнес за 10 тысяч рублей в месяц.
Мы открылись недавно, в конце мая. Консультанты Vape Studio к нам приехали и рассказали, как строится бизнес, как делать ремонт, что писать в социальные сети и что лучше закупать для продажи. Родион (соучредитель Vape Studio и «вейповый сомелье» — прим. vc.ru) приехал на открытие и обучал персонал, рассказывал, как подавать себя на рынке.
Сейчас компания на слуху, все знают, что мы сеть. Это вызывает доверие, и продажи растут, многие к нам приходят потому, что у нас интересная концепция. Vape Studio ведет переговоры с поставщиками и выбивает нам скидки.
— Татьяна, хозяйка магазина Vape Studio в Нижнем Новгороде
Стоимость входа в бизнес
Если в некоторых франшизах собственник получает только вывеску, а в остальном предоставлен самому себе, то у Vape Studio траты разложены по пунктам и порог вхождения просчитан. Стоимость самой франшизы — 70 тысяч рублей на город. Ремонт помещения и оформление в соответствии с фирменным стилем обойдется еще в 350−500 тысяч рублей, а первая закупка у поставщиков — в 600 тысяч. Плюс расходы на рекламу. Хотя баннеры, эскизы и макеты для печати предоставляет студия, за размещение платит франчайзи.
По совету совладельцев Vape Studio, при выборе места нужно ориентироваться на проходимость, так как доля постоянных клиентов в этом бизнесе невелика. Это не ресторан, здесь люди предпочитают покупать расходники по пути. Больше заработает тот, кто застолбит лучшее место в городе.
«Не надо бояться больших расходов — надо бояться маленьких доходов», — говорят в Vape Studio и утверждают, что ежемесячная прибыль с одного магазина может составлять порядка 200 тысяч рублей в самом начале работы. Рынок только зарождается, устоявшихся конкурентов нет, часто на весь город приходится один вейп-шоп или вообще ни одного. Это определяет правила игры: маржинальность товарных позиций составляет от 100% до 400%.
Однако деньги — это еще не все, что нужно для успешной работы в индустрии. Вейп-бизнес — разновидность розничной торговли, и без соответствующего опыта, как признаются основатели студии, в этой сфере очень непросто. Поэтому далеко не все, кто оставляет заявки на лендинге по продаже франшизы, проходят путь до партнера Vape Studio.
«Если человек говорит: «Папа дал полтора миллиона, и я хочу открыть вейп-шоп!» — мы таких людей фильтруем: они, как правило, не ценят свое и наше время и думают, что если открыть дело, то сразу можно улететь в Доминикану курить сигары, а это не так».
Собирательный портрет хозяина магазина электронных сигарет — молодой состоявшийся предприниматель от 25 лет, который зачастую развивает уже второе направление бизнеса.
«За первый месяц мы точно отбили зарплату продавцам и аренду, частично отбили закупки. Бухгалтер у меня не жаловался, — продолжает делиться опытом Татьяна. — На аренду, зарплаты и закупки хватает всегда».
Особенность модели
В составе сети Vape Studio сейчас 15 магазинов, четырьмя из них собственники управляют сами — то есть франчайзеры не оторваны от бизнеса, а ежедневно сами работают в соответствующей среде.
Менеджеры Vape Studio говорят, что их бизнес больше похож на консалтинговый, чем на классическую франшизу. Изначально осуществляется разовый взнос за право использовать вывеску, а остальные деньги от франчайзи приходят в виде оплаты консультаций.
Мы тестируем жидкости для вейпа и говорим, в каких пропорциях их закупать. Например, молоко зайдет хорошо, а клубника хуже. Самое главное — это как раз информация, что будет продаваться.
— Юрий, сооснователь Vape Studio
Тестировать жидкости приходится тщательно, поскольку в России все еще нет четких законодательных рамок и контроля за созданием жидкостей для вейпов. Именно поэтому своего партнера Юрий в шутку называет «сомелье». Хотя всевозможные санкции и контрсанкции пока никак не повлияли на отрасль, владелец магазина может поиграть в импортозамещение. В России уже налажено производство многих марок жидкостей, которые с успехом заменяют иностранные в бюджетном сегменте.
Столичный вейпинг против регионального пара
Разница между столичными вейперами и региональными любителями электронных сигарет бросается в глаза. В Москве вейп стал частью городской культуры и средством самовыражения, над которым нередко посмеиваются в интернете.
В регионах жесткой зависимости между электронными сигаретами и субкультурой нет. Напротив: явление охватывает все население. Многие видят в вейпе альтернативу обычным сигаретам, кто-то просто хочет сам выбирать вкус дыма.
Разная мотивация сильно сказывается на культуре потребления и, соответственно, среднем ценнике. Если в Москве ценятся дорогие «жижки» со сложными ароматическими букетами по цене 1000–1500 рублей, в регионах более востребованы жидкости попроще в сегменте 400−700 рублей. Более или менее совпадают лишь возрастной и социальный критерии: среднестатистический вейпер 25 лет или старше, а уровень его дохода можно оценить как стабильный.
«Детский вопрос» Vape Studio решила превентивно, не дожидаясь принятия Госдумой профильных законов. Уже сейчас сеть продает электронные сигареты и расходники только совершеннолетним.
Напоминаем, что курение вредит вашему здоровью.
Правила рынка: Почему еще не поздно открыть вейп-шоп
Вейпинг — вдыхание пара электронных сигарет, заправленных жидкостями с разными вкусами, — менее чем за год превратился из странной привычки, над которой смеялись в интернете, в мейнстрим. Сегодня это классический новый рынок — стремительно растущий, незарегулированный и с низкой ценой входа. Впрочем, регуляторы уже на пороге: в начале октября Минфин предложил ввести акциз на электронные сигареты и жидкости с содержанием никотина. Пообщавшись с участниками рынка, Inc. пришел к выводу: если вы хотели открыть вейп-шоп — делайте это как можно скорее.
Место на рынке: делайте, что хотите (пока)
Число вейп-шопов в России растет невероятными темпами. Сайт Vapemap.ru выдает ссылки на более чем 1400 заведений, связанных с вейпингом: среди них более 1000 офлайн- и онлайн-магазинов, а также вейп-бары, вейп-кафе и шоу-румы. Почти все они появились за последние пару лет. Активность бурлит не только в Москве. В Санкт-Петербурге, по данным Vapemap, более 160 вейп-шопов, в других городах-миллионниках — по несколько десятков. Международная конференция Vape Expo в Москве каждые полгода собирает десятки компаний и сотни посетителей, и никто давно не удивляется, когда от утопающего в клубах дыма прохожего пахнет вишней или персиком, а не табаком.
— У каждого рынка несколько стадий. Сначала открывается много точек, потом рынок укрупняется, на нем остаются крупнейшие розничные сети, несколько производителей и между ними — дистрибьюторы, — говорит Юрий Гребенкин, управляющий франшизой сети вейп-шопов Vape Studio, в которую входят 22 магазина в 18 городах России. По его мнению, к такому состоянию рынок вейпинга придет примерно через два года, а пока на нем остается место для новых игроков.
Сейчас активнее других развиваются московские сети вейп-шопов Vardex, Vape.ru, Babylon Vapeshop и открытая последней франшиза Vape Flava, калининградская Vape Studio. Среди производителей девайсов известны SvoёМесто, Pons и крупные фирмы-производители электронных сигарет. А число производителей жидкостей превышает сотню.
— Рынок точно не перенасыщен. Люди могут попробовать себя в любой ветке этого бизнеса, — считает управляющий вейп-шопа Union Vape возле станции метро «Курская» в Москве Кирилл (он попросил не называть свою фамилию).
— Самое популярное направление для новичков на рынке вейпинга — торговля жидкостями. Этот рынок за 2015 год вырос на 70% по сравнению с 2014-м, а первый квартал 2016 года показал еще более ошеломляющие результаты — 120%, — сообщил в своем докладе на Vape Expo управляющий партнер GooVape Александр Чупрун. — Жидкости можно покупать как у российских, так и у заграничных производителей или дистрибьюторов, розничные цены на них варьируются от 300 рублей до 20 тысяч рублей за флакончик, в зависимости от класса, качества и наглости продавца. В среднем именно жидкости приносят вейп-шопу 60–70% выручки.
Цена входа: от 300 тысяч рублей
Цена зависит от того, что вы будете продавать — жидкости или девайсы. С этим желательно определиться на начальном этапе. Жидкости продавать проще: начать можно хоть с онлайн-магазина в «Инстаграме» с затратами от 300 тысяч рублей. Однако конкуренция здесь выше, а надежных поставщиков найти непросто.
Девайсы потребуют больше инвестиций, а возможно, и открытия собственного производства. В нем есть смысл, если хотите снизить зависимость от валютных рисков и предложить рынку уникальную продукцию. Перепродавать китайские девайсы тоже вариант, но учитывайте, что таких предложений на рынке много.
В остальном процесс открытия вейп-шопа такой же, как и в случае с любым другим офлайн-магазином. Если вы, конечно, решили, что вам нужен офлайн. Держать онлайн-магазин выгоднее, зато в реальную точку клиенты могут заходить, пробовать новые вкусы, вокруг вас сформируется лояльное сообщество.
Вейпинг — это не просто рынок, но целая субкультура. Чтобы органично вписаться в нее, лучше заранее разобраться со сленгом. Как минимум стоит выучить значения таких слов:
• вапорайзер — электрический прибор для парения с нагревающим элементом
• атом, атомайзер — нагревательный элемент, благодаря которому жидкость превращается в пар
• мехмод (механический мод) — источник питания для электронной сигареты, который подает ток к атомайзеру
• боксмод — батарейный блок с электронной платой, которая регулирует мощность и напряжение тока
• дрип — способ парения, при котором жидкость закапывается непосредственно в испаритель
• жижа, или микстура — жидкость для электронных сигарет
Далее необходимо зарегистрировать ООО или ИП, выбрать код ОКВЭД (для интернет-магазина — ОКВЭД 56.61, для розничного магазина электронных сигарет — ОКВЭД 52.45.1). Затем определяетесь с позиционированием, ценовой политикой, ищите поставщиков (если будете работать напрямую с иностранными производителями, стоит запланировать зарубежные командировки), выстраиваете логистику — и начинаете.
В среднем в вейп-шоп нужно вложить 1–1,2 млн рублей. Владельцы франшизы Vape Studio обещают, что один магазин будет приносить в среднем 900 тысяч рублей выручки и до 300 тысяч рублей прибыли в месяц. Цифры заманчивые, но голову терять не стоит. Подводных камней на рынке предостаточно.
Риски: молодость, демпинг и регуляторы
Вейпинг — молодой рынок во всех смыслах. По словам франчайзеров, к ним часто обращаются ребята до 20 лет, которые открывают вейп-шоп на деньги, взятые в долг у родителей. Для многих из них это первый предпринимательский опыт, и не всегда он оказывается успешным. Вейп-шопы закрываются так же стремительно, как и открываются.
— Мелкая розница открывается за копейки и пытается зарабатывать миллионы, демпингуя на продаже дешевых китайских жидкостей, — затрагивает еще одну проблему Юрий Гребенкин. — Такой товар на рынке уничижительно называют трехсотрублевками. Из-за низкой наценки заработать на нем непросто.
— В скором времени им эта игрушка разонравится или перестанет приносить прибыль, и они закроются, — уверен Кирилл из Union Vape. — Те же, кто делает всё грамотно, например, рекомендует клиентам качественные жидкости, которые продаются с большей наценкой, и тщательно просчитывает свой доход, имеют все шансы задержаться.
Но главный риск рынка — это, конечно, решения регуляторов. В начале октября Минфин предложил ввести акциз на электронные сигареты (40 рублей за штуку) и жидкости с содержанием никотина (10 рублей за 1 мл). Введение акцизов такой величины станет шоком — сразу взлетят цены на жидкости, и компаниям придется в 2–3 раза увеличить оборотный капитал, полагает Юрий Гребенкин.
— Для переходного периода можно было сделать и пять рублей: десять — многовато для отрасли. Для самых недорогих жидкостей закупочная цена пузырька объемом 30 мл поднимется минимум на 300 рублей, — говорит Гребенкин. — Рост цен может заставить какую-то часть аудитории отказаться от вейпинга или умерить потребление.
А еще введение акцизов вытеснит с рынка мелких игроков либо заставить их уйти в тень, считает Сергей Мамаев из SvoёMesto.
— Это в первую очередь повлияет на тех, кто работает кустарно, разливает жидкости в подвалах. Для крупных компаний всё будет зависеть от цены сертификации и акцизов. Возможно, и они не смогут себе их позволить, — говорит Мамаев.
Сертификация в данный момент не обязательна. Однако многие производители проходят ее добровольно ради повышения доверия со стороны покупателей. Кроме того, отдельный сертификат может понадобиться, чтобы подтвердить отсутствие в продукции вредных веществ для ее экспорта в Евросоюз.
Акцизами регулирование рынка может не ограничиться. В США управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) в августе этого года приравняло к табачной продукции все «электронные способы доставки никотина». Теперь владельцы американских вейп-шопов обязаны вести отчетность об обороте никотина, предоставлять списки компонентов на производстве, сообщать на упаковках о риске для здоровья и соблюдать еще ряд правил.
Ждать ли подобных шагов от российских властей? Пока об этом речь не идет, но измениться всё может в любой момент. У вейпинга складывается не лучшая репутация. К тому же, по словам нескольких участников рынка, табачные компании активно лоббируют подобные ограничения для своих конкурентов с электронными девайсами.
Введение акцизов, скорее всего, увеличит срок окупаемости вейп-шопа (сейчас — около полугода) и оборотный капитал (примерно до двух миллионов).
Потенциал: бывшие курильщики и мода
— Рынок расширяется каждый месяц, если не каждую неделю. Это заметно по числу клиентов, — говорит Сергей Мамаев.
В России 39% населения — курильщики, и многие воспринимают вейпинг как способ постепенно отказаться от вредной привычки. Считается, что парить менее вредно, чем курить табак. Правда, точных данных на этот счет нет. ВОЗ не рекомендует употреблять никотин ни в какой форме, а потому подходит к вопросу использования электронных сигарет с осторожностью.
По данным EY, в 2015 году в России среди вейперов было 70% тех, кто курит и обычные, и электронные сигареты, и 22% — бывших курильщиков.
— В регионах это распространенный способ бросить курить сигареты и снять побочку, — говорит Юрий Гребенкин. По его мнению, чем популярнее становится ЗОЖ, тем больше будет желающих попробовать электронные сигареты.
Превращение вейпинга из способа слезть с никотина в модное увлечение — еще один драйвер рынка. Согласно исследованию EY, 35–40% вейперов в мире предпочитают покупать девайсы и жидкости именно в специализированных магазинах электронных сигарет, а не в табачных лавках или супермаркетах.
— Вейп-устройства стали настолько продвинутыми, что позволяют пользоваться ими с удовольствием. Людям удобно их носить, курить, заправлять и вообще пользоваться этими вещами, — объясняет Юрий Гребенкин.
И всё же потенциал рынка для роста не бесконечен.
— Число клиентов пока не падает, но продажи уже растут не так быстро, — отмечает управляющий вейп-шопа Siganiga в Краснодаре Захар Алексеев. Он винит в этом и кризис. — Когда у людей становится меньше денег в кармане, расходы уменьшаются на всё, в том числе и на вейпинг.
Большинство вейп-шопов в средней ценовой категории держатся во многом за счет постоянных клиентов. Ядро аудитории еще предстоит привлечь и удержать. Так что если вас не пугают потенциальные риски рынка, то с открытием имеет смысл поторопиться.