Virgin galactic что это
«Правил не существует»: как Брэнсон стал рыцарем и создал Virgin Galactic
Основатель Virgin Group 70-летний предприниматель Ричард Брэнсон сообщил, что 11 июля отправится в космос на ракете принадлежащей ему компании Virgin Galactic вместе с командой астронавтов. «РБК Инвестиции» вспоминают, как он прошел путь от своего первого бизнеса в 16 лет до международной группы компаний из более 40 предприятий и вывел свой бизнес за пределы Земли.
Миллиардер без образования
Миллиардера Ричарда Брэнсона, в 2000 году получившего рыцарский титул за особые предпринимательские заслуги, в школе считали «самым тупым учеником». В 16 лет он бросил учебу, чтобы основать свой первый бизнес, и впоследствии так и не получил ни среднего, ни высшего образования.
Первым проектом Брэнсона стал журнал Student. Он начал выпускать его в подвале дома своих родителей в 1966 году. Молодежные журналы того времени предприниматель считал слишком скучными и был уверен, что сможет сделать лучше. На страницах Student в том числе освещались события, связанные с войной во Вьетнаме, ярым противником которой был сам Брэнсон.
Когда в 1968 году был опубликован первый номер его журнала, директор школы, где Брэнсон учился до 16 лет, написал ему: «Поздравляю, Брэнсон. Я предрекаю, что ты либо сядешь в тюрьму, либо станешь миллионером». Брэнсон в конечном итоге сделал и то и другое.
«Теряя невинность»: как Ричард Брэнсон основал Virgin Group
Несмотря на то что в журнале Брэнсона публиковались статьи и интервью выдающихся авторов — философа Жан-Поля Сартра, драматурга Джеймса Болдуина, писательницы Элис Уокер и поэта Роберта Грейвса, — он так и не стал прибыльным.
Позже, в 1970 году, у Брэнсона появилась новая идея: продавать пластинки с записями по сниженным ценам, доставляя их по почте. Брэнсон размещал рекламу нового проекта в Student, и вскоре этот бизнес стал более прибыльным, чем журнал. В 1971 году Брэнсон открыл магазин дисконтных пластинок. В качестве продавцов он нанял сотрудников журнала. Свой магазин он назвал Virgin (с англ. «девственница/девственник»), так как у всех участников проекта не было никакого опыта в бизнесе.
В 1980-е годы Брэнсон запустил еще несколько компаний под брендом Virgin: выпускающую видеоигры Virgin Games в 1981 году, авиакомпанию Virgin Atlantic — в 1984-м, туристическую Virgin Holidays — в 1985-м. В 1987 году появился бренд презервативов Mates Condoms, который создавался для борьбы с распространением СПИДа среди молодежи.
В 1986 году создана Virgin Airship and Balloon Company, предоставляющая услуги полетов на воздушном шаре. Позднее она будет переименована в Virgin Balloon Flights.
В последующие годы Брэнсон запустил еще десятки бизнесов в сфере издательства, производства продуктов питания, развлечений, транспорта, индустрии красоты, мобильной связи, энергетики, финтеха и многих других.
В 1998 году была опубликована автобиография Брэнсона «Теряя невинность. Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни» (Losing My Virginity: How I Survived, Had Fun, and Made a Fortune Doing Business My Way).
Как предприниматель по своей природе, Ричард Брэнсон легко осваивает новые бизнес-сферы и в любых сложных ситуациях видит возможности. Вот как он перешел от звукозаписывающего бизнеса к запуску авиакомпании.
В 28 лет он застрял в аэропорту Пуэрто-Рико, пытаясь долететь до Британских Виргинских островов, где его ждала девушка. Из-за небольшого количества пассажиров рейс перенесли на утро следующего дня.
После того как самолет приземлился, пассажиры посоветовали ему создать свою авиакомпанию, так как им понравились условия такого перелета. Буквально на следующий день Брэнсон позвонил в Boeing, чтобы узнать, сможет ли его компания Virgin купить у них подержанные самолеты. В Boeing согласились продать ему суда, но попросили поменять название фирмы, потому что не верили, что авиакомпания с подобным названием будет востребована.
Сейчас в конгломерат Virgin Group входят более 40 компаний, представленных в 35 странах мира, с более 60 тыс. сотрудников. Помимо коммерческих предприятий, в группу входят благотворительные организации: предпринимательский фонд Virgin Unite и компания Virgin StartUp.
Безумные поступки Ричарда Брэнсона
Брэнсон вовлек в бизнес и членов своей семьи. Его дочь — Холли Брэнсон — директор по планированию и развитию Virgin Group, а также председатель фонда Virgin Unite. Сын Сэм — сооснователь одного из проектов фонда Virgin Unite — Big Change. Большое влияние на жизнь Ричарда Брэнсона оказала его мать Ева. Она всегда поддерживала сына и, как рассказывал сам Брэнсон, возлагала на него большие надежды. Ее именем назван самолет-носитель для SpaceShipTwo — VMS Eve.
Никто не верит в Virgin: почему инвесторы разочаровались в космической мечте Брэнсона
Что случилось
Что это значит
Virgin Galactic — это дорогая игрушка для богатых любителей экзотических и экстремальных развлечений, говорил ранее Forbes партнер Capital Lab Евгений Шатов. Но планы запустить регулярные коммерческие рейсы подогревали интерес инвесторов к этой компании с неустойчивой бизнес-моделью, поэтому новость о переносе запуска принесла разочарование, а спекулянты использовали ее как способ заработать. Но стоит ли инвесторам так переживать и сбрасывать бумаги?
Зачем мне это знать?
Компания объявила, что вынуждена перенести запуск программы космического туризма 14 октября. В тот день объем торгов ее бумагами на NYSE вырос в два раза по сравнению с объемом 13 октября и почти достиг 13 млн сделок.
Запуск перенесен не в первый раз. Изначально старт программы намечался на 2021 год, в феврале запуск перенесли на начало 2022-го. В августе регулярные рейсы отложили до III квартала 2022 года.
В этот раз причина переноса заключается в необходимости переоборудовать корабль и самолет-носитель. Это займет от восьми до десяти месяцев. После полета Брэнсона в июле этого года американские регуляторы начали расследовать тот факт, что корабль отклонился от курса. Расследование не выявило серьезных нарушений, однако на время проверки любые ремонтные работы с кораблем были запрещены.
Virgin с Брэнсоном на борту вылетела на девять дней раньше, чем компания Джеффа Безоса Blue Origin, которая планировала совершить первый суборбитальный полет 20 июля. Тогда акции Virgin Galactic выросли перед полетом на 20%, а компания стала популярна среди российских инвесторов. В июле 2021 года ее акции впервые вошли в портфель из 10 самых популярных в России акций, следует из данных Мосбиржи. По итогам сентября она по-прежнему в этом списке. Virgin Galactic входит и в 10 популярных бумаг на СПБ Бирже.
По словам Евгения Шатова, инвесторам не стоит так резко реагировать на очередную задержку запуска регулярных полетов Virgin Galactic. «Компания занимается тем, о чем раньше даже не могла мечтать, — запускает людей в космос», — сказал Шатов. Похожие проблемы возникают и у крупных компаний на сформированных рынках, говорит он.
Virgin Galactic все еще на раннем этапе развития, что подразумевает высокую волатильность ее акций и серьезные риски. И такая волатильность, скорее всего, продлится еще несколько лет, не исключает Шатов.
По его словам, желающие инвестировать в космос, могут вложиться в компании с более устоявшейся бизнес-моделью, к примеру в Astra Space, которая производит пусковые установки для вывода космических аппаратов на орбиту, в производителя спутников Maxar Technologies, в производителя беспилотных летательных аппаратов AeroVironment или в Howmet Aerospace, которая производит компоненты для реактивных двигателей. Если инвестор не желает разбираться с тонкостями космического бизнеса, но хочет получить выгоду от нового развивающегося рынка, можно инвестировать в ETF-фонд UFO, добавил он.
Трейдеры говорят о Virgin Galactic. Как Брэнсон сделал космос мейнстримом
Динамика: +216,8%
Причина роста: вера инвесторов в космический туризм
Плюсы: низкая конкуренция в секторе, фигура Ричарда Брэнсона
Риски: волатильность акций, отсутствие доходов, отсрочка коммерческих полетов
Когда основателя Virgin Galactic Ричарда Брэнсона спросили, почему он выбрал этот способ выйти на биржу, он сказал: «Я нетерпелив. А SPAC помогает миновать всю тягомотину, нужную, чтобы стать публичной компанией. Это здорово, подумал я, давайте сделаем это».
Впрочем, терпения бизнесмену не занимать. Virgin Galactic с 2010 года проводит тестовые полеты своего космического корабля SpaceShipTwo, но до сих пор не осуществила ни одного полета с туристами на борту. К тому же у проекта нет ни постоянного источника доходов, ни прибыли.
Несмотря на это, акции Virgin Galactic выросли в цене более чем на 200% с тех пор, как компания стала публичной. Участники рынка активно инвестируют в ожидании, когда она начнет коммерческую деятельность. Удастся ли ей это? Разбираемся.
Перспективы Virgin Galactic: конкуренция
Перспектива путешествий в космос на кораблях частных компаний представляется вполне реальной на горизонте следующих десяти лет, пишет аналитик группы компаний «Финам» Артемий Шамшуков.
«Такие конкуренты, как SpaceX и Blue Origin, — серьезные игроки на потенциальном рынке частных космических путешествий. Однако игроков со значительной экспертизой и серьезной технологической базой мало. Поэтому даже если Virgin Galactic займет лишь небольшую долю рынка, бизнес, на наш взгляд, будет успешным», — считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Впрочем, сейчас только один проект отправляет путешественников в космос. Это совместное детище двух компаний — российского «Роскосмоса» и американской Space Adventures. Компании сотрудничают с 2001 года и за это время отправили погостить на международную космическую станцию (МКС) семерых туристов.
Virgin Galactic — дочерняя компания конгломерата Virgin Group, который Ричард Брэнсон основал вместе со своим другом детства Ником Пауэллом в 1970 году. Virgin Group ведет свой бизнес во многих областях экономики — от сотовой связи до авиаперевозок.
Cпустя 25 лет миллиардер пожалел об этом. И тогда спросил окружающих, полетели бы они в космос, если бы у них был обратный билет. 95% ответили утвердительно. Такой ответ, видимо, вдохновил бизнесмена, и в 2004 году Брэнсон приступил к освоению космоса, зарегистрировав компанию Virgin Galactic.
Финансовые показатели не имеют значения
Пока у Virgin Galactic нет постоянного источника доходов, финансовые показатели сейчас не особо важны для оценки компании, пишет Barron’s. Больший интерес представляют планы, которые в конечном итоге могут позволить Virgin Galactic начать получать выручку.
«Поскольку в этом году ожидается рост деловой активности, инвесторы хотят слышать подробности об испытательных полетах, одобрениях на самолеты и спросе на места в космическом корабле», — отмечает издание.
Когда же полетят туристы?
Между тем в Virgin Galactic до сих пор не могут ответить на главный вопрос: когда же начнутся регулярные суборбитальные полеты в космос с туристами на борту?
В 2014 году бизнесмен заявил, что Virgin Galactic планирует совершить первый коммерческий полет в космос уже весной 2015 года. Вместе с сыном он хотел стать первыми космическим туристом своей же компании.
Но программа столкнулась с трудностями. 14 октября 2014 года SpaceShipTwo разрушился над пустыней Мохаве через несколько секунд после включения ракетного двигателя. Один из пилотов погиб, второй успел катапультироваться, но получил серьезные травмы.
После аварии Virgin Galactic перестала продавать билеты на полеты в космос, о коммерческих полетах не упоминалось несколько лет. Все это время Virgin Galactic проводила испытательные полеты. Компания вновь начала планировать отправку туристов в космос только в 2020 году. Однако полеты уже несколько раз откладывались — компания постоянно переносит важные испытания.
В декабре 2020 года провалился очередной запуск SpaceShipTwo — бортовой компьютер остановил зажигание ракетного двигателя, но корабль удалось благополучно посадить. 13 февраля 2021 года был запланирован еще один полет — в компании хотели проверить, удалось ли устранить неполадки. Но запуск был отложен, а в Virgin Galactic заявили, что возникла необходимость в дополнительных технических проверках.
26 февраля — на телефонной конференции, посвященной результатам за минувший год — компания познакомила инвесторов с новым расписанием испытаний и первого коммерческого полета. По планам компании:
«На этом программа испытаний корабля Unity SpaceShipTwo будет завершена», — сообщил генеральный директор Майкл Колглейзер.
Созданный Virgin Galactic суборбитальный пилотируемый космический корабль SpaceShipTwo работает в паре с гигантским самолетом-носителем White Knight Two. Самолет доставляет корабль на стартовую высоту примерно 15 км. Там SpaceShipTwo отделяется и включает двигатели, которые помогают ему миновать атмосферу Земли.
По разным оценкам, максимальная высота полета составляет 135–320 км. Корабль набирает нужную высоту и отключает двигатели, а пассажиры на борту в течение шести минут испытывают невесомость. Затем SpaceShipTwo вновь входит в атмосферу Земли и планирует, приземляясь на взлетно-посадочную полосу. SpaceShipTwo вмещает шестерых туристов и двух членов экипажа.
Новые временные рамки для полетов вызвали серьезный скептицизм среди экспертов. Основательница космической консалтинговой фирмы Astralytical Лауры Форчик считает, что шансы на то, что Virgin Galactic начнет коммерческие полеты в 2022 году, «чуть меньше 50%». Это произойдет ближе к 2024 году, полагает она.
А что с акциями Virgin Galactic?
Краткосрочно
Эксперты предупреждают, что на коротком и среднем горизонте акции Virgin Galactic — чисто спекулятивное вложение и огромный финансовый риск. Поскольку компания еще не начала коммерческие полеты и не имеет прибыли, динамика котировок сильно зависит от новостей и настроений инвесторов. И поэтому акции легко могут как резко вырасти, так и упасть в цене до нуля.
При этом сейчас акции сильно переоценены, считает руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. «Акции этой компании — явный пример финансового пузыря на рынке акций, разогреваемого иррациональными действиями ретейловых инвесторов и на фоне хайпа вокруг космических технологий», — сказал он «РБК Инвестициям».
Эксперт рекомендует держаться от бумаг Virgin Galactic в стороне, потому что котировки рано или поздно обрушатся. «[Путешествия в космос на кораблях частных компаний] вполне реальны, но мы очень сильно сомневаемся, что из этого можно будет сделать какой-то хорошо масштабируемый бизнес на горизонте хотя бы пяти лет», — пояснил он.
Долгосрочно
Поскольку дохода у компании нет, определить «пол» или «потолок» для котировок очень трудно. Так что акции компании «просто оценивают с прицелом на годы вперед», пишет стратег Renaissance Capital Мэтт Кеннеди. Многим комфортно владеть акциями, которые сильно подорожают к 2040 году, «с Virgin Galactic вы получаете именно это», говорит эксперт.
«Причины роста [акций Virgin Galactic] вполне понятны; цена все еще достаточно низка, чтобы даже мелкие розничные инвесторы могли принять участие и купить небольшую часть того, что может стать одним из самых больших прорывов на последнем рубеже», — комментируют ситуацию в MarketBeat.
В издании отмечают, что даже если что-то пойдет не так, шансы на то, что Virgin Galactic свернет бизнес, невелики. К тому же компания может использовать знания, полученные при разработке космических технологий, для более «приземленных» вещей. Например, для сверхзвуковых самолетов.
«На наш взгляд, долгосрочная перспектива остается позитивной, — рассуждает директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. — Перспективность нового рынка космических путешествий высока, а Virgin Galactic остается одним из главных кандидатов на лидерство в этой сфере».
Диверсификация рисков
«Лучшим советом, пожалуй, будет помнить о диверсификации рисков», — заметил Артемий Шамшуков из «Финама». Он предложил рассматривать акции Virgin Galactic как инвестицию с высокой потенциальной доходностью, но и крайне высоким риском, так как на данный момент компания только пытается запустить первые коммерческие полеты в космос и не имеет стабильной выручки.
«Как один из пионеров в области космических путешествий, Virgin Galactic способна навсегда поменять представление людей о путешествиях. Но не нужно забывать о рисках. Не говоря уже о целом ряде регуляторных, операционных и этических рисках — а что, к примеру, если людям будет страшно или одиноко в космосе?» — заключил эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Обзор Virgin Galactic: космические туристы и спутники
Virgin Galactic (SPCE) — это аэрокосмическая компания в составе Virgin Group, основанная в 2004 году эксцентричным миллиардером Ричардом Брэнсоном.
Совместно с дочерней компанией The Spaceship Company Virgin Galactic работает над созданием космических аппаратов, которые предназначаются для запуска в суборбитальное пространство частных туристов и вывода на орбиту спутников. Над реализацией своей «космической Одиссеи» Virgin Galactic работает 17 лет и сейчас находится на завершающей стадии коммерциализации полетов человека в космос.
Тенденции и прогнозы, емкость рынка и основные игроки
В данный момент космический туризм ограничивается несколькими орбитальными полетами, выполненными американской Space Adventures. За последние два десятилетия компания перевезла на российских ракетах «Союз» всего лишь 7 туристов.
Космический туризм сегодня — это абсолютно свободная ниша. Bank of America ожидает рост ежегодной выручки всей космической индустрии на 230%: с 424 млрд в 2019 году до 1,4 трлн долларов к 2030 году. Индустрия космического туризма только зарождается, но она может стать мейнстримом по мере развития технологий, повышения безопасности и снижения стоимости. Кроме этого, космический туризм станет отправной точкой для развития высокоскоростных передвижений вокруг Земли.
Поскольку космические полеты — это индустрия с высоким порогом входа, сегодня существует всего лишь несколько коммерческих компаний, работающих над созданием суборбитальных космических транспортных средств. Наиболее значительных успехов добились Virgin Galactic и космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, которые планируют провести первые коммерческие полеты в ближайшем будущем.
Компания Илона Маска SpaceX достигла значительного прогресса в орбитальных космических полетах и сегодня работает над созданием огромной ракеты Starship вместимостью 100 пассажиров. Starship предназначена для суборбитальных полетов и позволит долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут — вместо стандартных 15 часов на самолете.
Поскольку из трех ключевых игроков — Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX — для покупки на бирже доступны акции только Virgin Galactic, рассмотрим ее в нашем обзоре подробнее.
Как победить выгорание
Virgin Galactic и суборбитальный космический полет
Virgin Galactic разработала многоразовую космическую систему под названием SpaceShipTwo, предназначенную как для отправки туристов в космос, так и для гиперзвуковых двухточечных путешествий. Космическая система состоит из трех основных компонентов: реактивного самолета-носителя WhiteKnightTwo, одноименного космического корабля SpaceShipTwo и гибридного ракетного двигателя RocketMotorTwo.
Самолет-носитель предназначен для подъема космического корабля SpaceShipTwo на высоту 15 км. Эта концепция идеально подходит для небольших космических запусков по соображениям стоимости. После набора высоты SpaceShipTwo отсоединяется от самолета-носителя и с помощью гибридного ракетного двигателя осуществляет выход в космическое пространство со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука.
SpaceShipTwo — это многоразовый крылатый корабль, который способен доставлять в суборбитальное космическое пространство и возвращать на Землю шестерых туристов за раз или коммерческие грузы. Пассажиры Virgin Galactic не будут кружить вокруг Земли, как астронавты на борту Международной космической станции. Но им удастся испытать несколько минут невесомости и увидеть пейзажи Земли на фоне черноты космоса. После того как гравитация притянет космический корабль обратно к верхним слоям атмосферы, начнется спуск на Землю, который ничем не будет отличаться от приземления на обычном самолете.
Для вывода на орбиту спутников Virgin Galactic разработала орбитальную ракету-носитель LauncherOne, которая способна доставлять небольшие спутники весом до 227 кг на околоземную орбиту по исторически низким ценам. В качестве стартовой площадки компания эксплуатирует специально построенный космопорт Америка в Нью-Мексико.
Текущее состояние проекта
Для того чтобы отправить первых клиентов в космос, Virgin Galactic осталось выполнить два успешных тестовых полета. Но с этим возникли трудности. В декабре 2020 года второй испытательный полет прервали после того, как бортовой компьютер корабля потерял связь с ракетным двигателем и прекратил его зажигание.
Для устранения возникших электромеханических помех компания перенесла очередной испытательный полет на май 2021 года. Если полет пройдет успешно, первые коммерческие рейсы можно ожидать в конце 2021 — начале 2022 года.
30 марта Virgin Galactic представила свой второй пилотируемый космический аппарат — SpaceShip III. Обновленный космолет спроектирован по модульному принципу, что позволит выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год. Первый тест нового корабля — сброс в воздухе с самолета-носителя и возвращение на землю — запланирован на лето. Компания не останавливается на достигнутом и уже работает над сборкой третьего корабля.
Стратегия развития
5 ноября 2020 года генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер на пресс-конференции изложил долгосрочные цели, согласно которым компания планирует генерировать до миллиарда выручки в год с каждого эксплуатируемого космопорта. Для этого компания планирует осуществлять 400 полетов в год на каждом космопорте.
Исходя из заявленной способности космолета SpaceShip III выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год, можно сделать вывод, что в первые несколько лет на каждый космопорт будет приходиться один космолет. В дальнейшем компания планирует по три базовых корабля на каждый космопорт.
Точного количества космопортов, которые компания планирует эксплуатировать, менеджмент еще не назвал. Но, исходя из сообщений в прессе о наличии у Virgin Galactic подписанных соглашений об аренде аэропортовых территорий под космопорты с ОАЭ, Италией, Великобританией, Австралией, Швецией и другими странами, можно сделать вывод о намерении Virgin Galactic создать сеть космопортов по всему миру.
Это позволит компании осуществлять не только туристические полеты в космос, но также выйти на необъятный авиационный рынок и выполнять коммерческие сверхзвуковые пассажирские перевозки между континентами.
Финансовое состояние
Поскольку у Virgin Galactic отсутствует выручка, ее невозможно оценить с точки зрения фундаментального анализа. Для финансирования своей деятельности компания периодически выпускает и продает новые акции, тем самым размывая доли существующих акционеров.
Согласно отчетности за 2020 год, чистый убыток составил 273 млн долларов по сравнению с чистым убытком в 210,9 млн долларов в 2019 году. Основные статьи расходов — научные исследования и разработки в размере 158,8 млн долларов, а также административные расходы в размере 116,6 млн долларов.
На балансе компании находятся 665,9 млн долларов денежных средств и их эквивалентов, что достаточно для финансирования затрат компании на ближайшие 1,5—2 года. Общий долг незначительный — всего 27,5 млн долларов.
Прогноз выручки
В отчетности Virgin Galactic указано, что еще несколько лет назад более 600 человек забронировали туристический полет по цене от 200 до 250 тысяч долларов за место. После этого компания закрыла бронирование и намерена возобновить продажу билетов только после успешного завершения испытательных полетов. Исходя из целей компании генерировать миллиард в год при выполнении 400 рейсов для 2400 пассажиров, можно сделать вывод, что стоимость билета составит примерно 417 тысяч долларов. Таким образом, существующие мощности, представленные двумя космическими кораблями, позволят Virgin Galactic в течение нескольких лет увеличить выручку до 2 млрд долларов в год.
Основываясь на анализе имеющихся у компании броней, менеджмент прогнозирует, что ее целевая аудитория в сфере космического туризма представлена людьми с общим состоянием более 10 млн долларов. Согласно отчету Credit Suisse Research Institute о глобальном благосостоянии за 2019 год, в мире насчитывается около двух миллионов взрослых людей, подходящих под указанный критерий. Можно ожидать, что имеющийся портфель заказов и высокий спрос на космические полеты обеспечат Virgin Galactic низкие затраты на запуск и высокую валовую рентабельность.
Оценка компании
В данный момент капитализация компании составляет всего 5,46 млрд долларов и явно отражает недоверие инвесторов к будущему компании. Вероятно, причиной стали задержки испытательного полета и факты продажи акций основателем Ричардом Брэнсоном.
Но задержи испытательного полета вызваны необходимостью дополнительной настройки систем корабля. Исходя из технической сложности проекта, задержки и перенос сроков — это обычная практика. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 18 лет, прежде чем она осуществила первый пилотируемый запуск корабля Crew Dragon в космос.
Что касается продажи акций инсайдером, то вокруг этой темы уже сломано множество копий и неоднократно доказано, что факт продажи не значит абсолютно ничего. Марк Цукерберг, Джефф Безос, Билл Гейтс и Стив Джобс с момента выхода на биржу Facebook, Amazon, Microsoft и Apple регулярно продавали принадлежащие им пакеты акций. Но это не помешало этим компаниям процветать, расти в капитализации и стать лицом Америки.
Кроме этого, Ричард Брэнсон продал около 10% принадлежащих ему акций и, по данным Bloomberg, до сих пор владеет 24% акций Virgin Galactic.
Если в качестве базового прогноза взять рост выручки компании до 2 млрд долларов в течение следующих трех лет, то Virgin Galactic торгуется с форвардным трехлетним P / S 3,15. Учитывая отсутствие сопоставимых публичных конкурентов, можно провести аналогию с пионером в сфере электромобилей — компанией Tesla.
Если инвесторы аналогично оценят Virgin Galactic — P / S 20, то капитализация компании может вырасти до 40 млрд долларов, что предполагает потенциал роста в 630% на горизонте трех лет.
Вывод
Virgin Galactic находится в авангарде новой индустрии, которая откроет космос для широких масс и навсегда изменит мир. Покупка акций Virgin Galactic сегодня дает инвесторам возможность войти в компанию в самом начале истории ее роста. Сильная управленческая команда, которую возглавляет главный космический директор Джордж Уайтсайдс, проработавший до этого более 20 лет в NASA, внушает доверие.
Но следует помнить о рисках, таких как несчастные случаи со смертельным исходом. Это может снизить доверие к компании, привести к значительным компенсационным выплатам и банкротству компании.