Vision atmos что это

«Не звуком единым»: Как Dolby Vision делает мир ярче

Недавно мы рассказывали о технологии Dolby Atmos (более подробно ее мы обсуждали в нашем подкасте), которая дарит новые аудиоощущения при просмотре фильмов. В этой связи стоит рассказать еще об одной технологии, которая является второй составляющей Dolby Cinema — Dolby Vision.

Dolby Vision — это стандарт для видео с широким динамическим диапазоном (HDR). Суть HDR-видео не в высоком разрешении; реалистичность заключается в более точной передаче цветов и контрастности в сравнении со стандартным динамическим диапазоном (SDR). То есть изображение становится ярче, но только в нужных местах.

О том, чем отличается данная технология от HDR-фото можно почитать тут. Но если вкратце — для получения широкого динамического диапазона на фотографии нужно несколько снимков, сделанных с разными настройками. В ситуации с видео акцент идет на более детальном отображении картинки одновременно в ярких и темных местах.

Что еще есть из HDR-видео

Существуют и другие стандарты, разработанные разными компаниями. В целом их можно разделить на две основные подгруппы: PQ (Perceptual Quantizer) и HLG (Hybrid Log Gamma) — последняя разрабатывается совместно британской BBC и японским телевещателем NHK. Технология Dolby Vision, а также стандарты Prime Single (от Technicolor и Philips) и HDR10 относятся к первой группе — PQ.

HDR10 и Dolby Vision поддерживают технологию электронно-оптической передаточной функции (EOTF), которая была разработана Dolby. Общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) стандартизировало технологию PQ под названием ST.2084.

Технология HLG используется для телевещания, так как может объединять SDR и HDR в один канал, а нужный сигнал будет использоваться в зависимости от того, какой приемник стоит у конечного пользователя. Подробнее о технологии HLG можно почитать тут, а о других видах HDR и способах их применения мы уже писали в нашем блоге.

Но как соотносится технология Dolby с другими стандартами? В 2016 году в UHD Alliance разработали новый стандарт UHD Premium. Телевизоры, соответствующие этому стандарту, поддерживают 4К-видео, могут давать яркость не менее 1000 нит и т.д. Эта спецификация обуславливает использование разных стандартов, в том числе SMPTE ST.2084 и 2086, но вот какая именно технология будет использоваться — зависит от выбора производителя. Телевизоры, поддерживающие технологию Dolby Vision, должны быть маркированы специальным логотипом. Список конкретных устройств представлен на сайте Dolby на вкладке Products.

Телевизоры

Для того, чтобы увидеть HDR-изображение, нужно устройство, поддерживающее этот формат. SDR-телевизоры ограничены стандартом Rec.709, и изображение на них выглядит бледнее. Дисплеи LCD и OLED могут отражать кинематографический стандарт DCI-P3, который используется HDR10. А вот Dolby Vision поддерживает стандарт Rec.2020, который делает цвет еще более объемным (конечно, это субъективная оценка).

Теоретически дисплей, полностью отвечающий этому стандарту, смог бы воспроизвести полную насыщенность цвета, которая составляет 75% от видимого цветового спектра. Только вот телевизоров, способных полностью передавать такое цветовое пространство, пока нет. И сегодня телевизоры с Dolby Vision, как и с HDR10, поддерживают только примерно 90% широкой цветовой гаммы по стандарту DCI-P3 (что составляет 42% от видимого спектра).

Так какие дисплеи больше подходят для Dolby Vision? Однозначного ответа на этот вопрос нет. У OLED-телевизоров есть одно неоспоримое преимущество — идеальный уровень черного, что помогает добиться желаемой контрастности. На LCD-дисплеях черный выглядит более светлым. Кроме того, на них сложно было получить насыщенный цвет, из-за используемых фильтров, которые просто делали цвет темнее, а не ярче. Но в современных LCD-телевизорах добиться более широкого цветового диапазона (WCG) получилось благодаря «квантовым точкам» (хотя на данный момент это скорее маркетинговое название), поэтому технология Dolby Vision вполне совместима с этими двумя видами дисплеев.

Но другое отличие, которое вполне можно заметить на имеющемся оборудовании, это разница в пиковой яркости. Dolby Vision может использовать яркость до 10000 нит, а устройствам с HDR10 достаточно яркости в 4000 нит. Dolby Vision может подстраиваться под экран любого уровня яркости, но получается, что по характеристикам пиковой яркости и цветового спектра эта технология является более перспективной.

Еще немного о цветопередаче и яркости. На обычных телевизорах для каждого из трех основных цветов доступно 256 оттенков (8 бит). В HDR используется дискретизация 10 бит, что равно 1024 оттенкам для каждого цвета. А глубина цвета изображений Dolby Vision достигает 12 бит, хотя для домашнего просмотра рекомендуется все же 10-битная дискретизация. Именно за счет этого яркие участки начинают выделяться и воспринимаются как более реалистичные. Сравнить изображение HDR10 и Dolby Vision на примере кадра из «Безумного Макса» можно тут.

Контент

Но все же главное отличие этих двух форматов не в том, какие устройства требуются для их передачи. Технология Dolby встраивается на всех этапах от производства контента, до момента воспроизведения на конкретном экране. Во время создания видео-контента над ним отдельно работает режиссер и колорист, чтобы добиться нужных цветов. И сложность с HDR-телевизорами в том, что они могут менять палитру по своему усмотрению (в зависимости от алгоритма). И угадать, какую картинку увидит конечный зритель практически невозможно.

Dolby Vision решает эту проблему так: при создании видеоконтента колористы могут использовать контрольный монитор, разработанный Dolby. Позже, вместе с сигналом на телевизор, поддерживающий данную технологию, передаются метаданные, которые подсказывают телевизору, какой должна быть картинка.

Подходящего контента, к сожалению, пока не так много, но как мы уже говорили, в основе Dolby Vision и HDR10 лежит один стандарт ST.2084. Поэтому производители контента могут сначала создавать видео в HDR10, а потом добавлять динамические метаданные для Dolby Visio.

О том, как технологии Dolby повлияли на «Звездные войны: Пробуждение силы»:

Но совсем необязательно дожидаться выхода новых картин. Многие фильмы, снятые за последние 10 лет, обладали гораздо более широким динамическим диапазоном в сравнении с тем, что были способны отображать телевизоры. Поэтому даже старые фильмы на новых устройствах могут «заиграть новыми красками».

Многие стриминговые студии уже поддерживают Dolby Vision, например, Amazon Prime Videо, Netflix и Vudu. А в 2017 году будет выпущен UHD Blu-ray-плеер с поддержкой технологии Dolby Cinema. Узнать, какие фильмы были сняты с поддержкой Dolby Vision и Dolby Atmos можно тут, а выбрать, что посмотреть на стриминговых платформах, можно сразу на сайте Dolby на вкладке Movies&TV.

Источник

Dolby Atmos в вопросах и ответах — что это за формат звука? Полный гид по стандарту для домашнего кино

Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про Dolby Atmos

Dolby Atmos в вопросах и ответах — что это за формат звука? Полный гид по стандарту для домашнего кино

Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про Dolby Atmos

Трехмерный объектно-ориентированный формат саундтреков Dolby Atmos – звучит загадочно и пугает своей сложностью. Разработанный изначально для коммерческих кинозалов, новый стандарт активно внедряется в домашний кинотеатр. Так ли сложно обеспечить поддержку Dolby Atmos у себя дома? И что это даст в итоге? Давайте разбираться.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

1. Что было до Dolby Atmos?

До внедрения в коммерческий кинопрокат действительно трехмерного изображения полностью погрузить зрителя в происходящее на экране можно через другой канал поступления информации – слух. Для этого разрабатываются различные форматы окружающего звучания, в которых готовятся саундтреки к фильмам. Бурное развитие эти технологии получили в 80-х годах прошлого века с разработкой матричных алгоритмов кодировки звуковых дорожек. До этого момента для коммерческих кинозалов базовым вариантом было стереофоническое сопровождение фильмов. Новая технология использовала те же два канала для записи саундтрека, но в стереофоническую дорожку подмешивалась информация дополнительных звуковых каналов – центрального и двух тыловых. Ещё один канал – низкочастотных эффектов, выделялся обычной фильтрацией основных каналов. В бытовой сфере этот формат получил название Dolby ProLogic. Поскольку процесс кодирования и декодирования был чисто аналоговым, этот формат не мог обеспечить удовлетворительное разделение каналов. При этом, он позволял без проблем использовать обычный стереофонический тракт, что существенно облегчало его распространение.

Vision atmos что это. tvcd3eka411vs8tn04z01fn5ad72guib. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-tvcd3eka411vs8tn04z01fn5ad72guib. картинка Vision atmos что это. картинка tvcd3eka411vs8tn04z01fn5ad72guib

В конце 90-х годов на сцену выходят полностью дискретные цифровые форматы Dolby Digital и DTS, предлагающие шесть (позже – восемь) независимых каналов, что позволило реализовать системы окружающего звучания в конфигурациях 5.1 и 7.1. Именно в этих форматах записывались саундтреки на дисках DVD. С переходом на видео высокого разрешения Full HD и с появлением дисков Blu-ray компании Dolby и DTS предложили для саундтреков новые многоканальные форматы с компрессией без потерь (lossless) – Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Формат Dolby TrueHD реализует до восьми аудиоканалов с параметрами вплоть до 24 бит/192 кГц. При этом битрейт результирующего цифрового потока может достигать 18 Мбит/сек. Конкурирующий формат DTS-HD Master Audio предлагает также до восьми аудиоканалов с параметрами вплоть до 24 бит/96 кГц (при кодировании шести каналов – до 24 бит/192 кГц), но традиционно допускает использование более высокого битрейта, который может достигать 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обеспечивают обратную совместимость с Dolby Digital и DTS – если ваш плеер или AV-ресивер не поддерживают lossless-форматы, то они могут использовать так называемое «ядро» дорожки, получая Dolby Digital или DTS со стандартными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

2. Что такое Atmos?

Atmos это разработанная компанией Dolby технология формирования объектно-ориентированного трехмерного саунда, которая существенно отличается от алгоритмов матричного и поканального кодирования/декодирования. В данном случае звуковая информация не только фиксируется по разным каналам, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных источников звука в пространстве. Каждый такой объект характеризуется трехмерными координатами с изменениями во времени, что позволяет получить в кинозале однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Стандарт Атмос поддерживает до 128 подобных объектов, накладываемых на фоновые шумы, которые кодируются обычным образом поканально.

Vision atmos что это. oteqmplh9522favvwqk36e23ophpcwe4. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-oteqmplh9522favvwqk36e23ophpcwe4. картинка Vision atmos что это. картинка oteqmplh9522favvwqk36e23ophpcwe4

Для реализации Dolby Atmos в вашем домашнем кинозале, кроме замены AV-ресивера или процессора на модель, поддерживающую новые форматы саундтреков, придется существенно модернизировать систему окружающего звучания. Чтобы получить действительно трехмерную звуковую картину необходимо к обычной конфигурации окружающего звучания добавить несколько потолочных звуковых каналов, увеличивающих вертикальное разрешение звукового полотна.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

3. Сколько нужно каналов в системе окружающего звучания для реализации Dolby Atmos?

Адаптированный для домашних кинозалов вариант формата Dolby Atmos допускает максимальную конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы, окружающие зрительские места, один или несколько сабвуферов и 10 потолочных колонок). В реальных инсталляциях чаще всего встречаются конфигурации от 5.1.2 до 9.1.4. И здесь нужно обращать внимание на реализацию декодера Dolby Atmos в вашем AV-ресивере или процессоре. Если вы не исключаете возможности наращивания системы окружающего звучания в будущем, то лучше, чтобы ресивер или процессор был оборудован многоканальным выходом с предусилителя с максимально возможным числом каналов. У массовых моделей обычно это либо 7.2.4, либо 9.2.4. При этом, количество усилителей в ресивере может быть меньше. При необходимости вам останется лишь добавить необходимое количество колонок и внешний усилитель мощности с нужным числом каналов.

Vision atmos что это. eski33e93o08w0dmv5hr2fm64umqt0s2. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-eski33e93o08w0dmv5hr2fm64umqt0s2. картинка Vision atmos что это. картинка eski33e93o08w0dmv5hr2fm64umqt0s2

4. Какие алгоритмы сжатия звука использует Dolby Atmos? С потерями или без?

При кодировании многоканального саундтрека в бытовом варианте Dolby Atmos на транспортном уровне (для записи на диск Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используется поканальный формат Dolby TrueHD, который применяет алгоритмы сжатия аудио без потерь (lossless) и обеспечивает, таким образом, максимально возможное качество звучания.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

5. Нужно ли менять компоненты системы домашнего кинотеатра для реализации Dolby Atmos?

Реализация трехмерного звука Атмос в вашем кинотеатре потребует модернизации его оснащения. Прежде всего это касается многоканального ресивера или процессора, который занимается декодированием саундтреков – этот компонент должен поддерживать Dolby Atmos. При этом, источнику в системе – проигрывателю Blu-ray или мультимедийному плееру, достаточно уметь выводить «в цифре» по HDMI саундтреки в Dolby TrueHD – никакой специальной поддержки Atmos здесь не требуется.

Vision atmos что это. 7veqwuc30ca3j7y4ujn3136jvyj38vtd. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-7veqwuc30ca3j7y4ujn3136jvyj38vtd. картинка Vision atmos что это. картинка 7veqwuc30ca3j7y4ujn3136jvyj38vtd

Но самые существенные изменения затронут систему окружающего звучания. И если существующая конфигурация акустики 5.1 или 7.1 может быть использована с Атмос «как есть», то для «потолочных» каналов придется устанавливать дополнительные колонки и обеспечивать их усилением. Стандарт подразумевает использование двух или четырех верхних колонок, которые монтируются на потолке, либо под потолком, и направляются на зрительские места.

Vision atmos что это. lswv2uny5gfkuvo1pcmmkr1su0d9zkqg. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-lswv2uny5gfkuvo1pcmmkr1su0d9zkqg. картинка Vision atmos что это. картинка lswv2uny5gfkuvo1pcmmkr1su0d9zkqg

6. Нельзя ли обойтись без монтажа акустики на потолке?

Монтаж и подключение колонок на потолке – довольно сложная, а иногда и невыполнимая в конкретных условиях процедура. Альтернативой может стать применение специальных акустических систем, предназначенных для работы в домашнем кинотеатре Dolby Atmos с отдельным высотным каналом и направленными в потолок излучателями. Кроме того, крупные производители акустики выпускают дополнительные «потолочные» модули для существующих моделей акустических систем. В этом случае идея состоит в использовании отраженных от потолка звуковых волн. При выполнении рекомендаций Dolby такой вариант реализации верхних каналов практически не будет уступать инсталляции с реальной «потолочной» акустикой. Dolby рекомендует, чтобы высота потолка в кинозале была от 2,4 до 4,2 метров. Кроме того, отделка потолка должна хорошо отражать звуковые волны. К счастью, такими свойствами обладают привычные строительные материалы – гипсокартон, штукатурка, дерево твердых пород.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

7. Каким образом реализована поддержка Dolby Atmos в саундбарах?

В саундбарах при реализации верхних каналов также используется отражение звуковых волн от потолка. Причем, для саундбара это изначально штатный приём – ещё до появления трехмерных звуковых форматов виртуальное окружающее звучание достигалось за счет отражений звука от стен помещения. В саундбарах, поддерживающих Долби Атмос, часть излучателей направлены вверх, повышая вертикальное разрешение звуковой картины. Наиболее эффективны в создании трехмерного звукового поля так называемые звуковые проекторы – саундбары с несколькими десятками динамиков, каждый из которых управляется отдельным усилителем, а информацию для такого массива излучателей готовит специальный аудиопроцессор. В помещении правильной конфигурации со стенами и потолком, имеющими необходимые отражающие свойства, такому саундбару вполне по силам заменить систему окружающего звучания конфигурации 7.1.2. При этом, саундбар не только намного проще в инсталляции и настройке, а также более органично впишется в жилой интерьер, но и, скорее всего, окажется ощутимо дешевле.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

8. У меня в смартфоне есть режим Dolby Atmos. Это что имеется в виду?

Компания Dolby ведет, в том числе, разработки аудиоформатов для портативной техники, ориентированных на использование наушников. Одним из таких форматов стал Dolby Atmos. В реализации для портативных гаджетов верхние каналы, как и каналы окружающего звучания, формируются виртуально за счет специальных DSP-обработок, базирующихся на психоакустических эффектах. Активировав на своем планшете или смартфоне режим Dolby Atmos вы сможете получить трехмерный звук даже при прослушивании обычной стереофонической дорожки.

Vision atmos что это. t2r57g1huqp4t16hb433bcsnmal1qnvh. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-t2r57g1huqp4t16hb433bcsnmal1qnvh. картинка Vision atmos что это. картинка t2r57g1huqp4t16hb433bcsnmal1qnvh

9. Каким образом сегодня можно получить доступ к фильмам и программам в Dolby Atmos?

Если говорить о домашнем кинотеатре, то начиналось внедрение трехмерного формата Атмос с релизов на дисках UltraHD Blu-ray. И здесь нужно сделать оговорку – строго говоря, жесткой привязки формата саундтрека к типу диска и разрешению видео на нем нет. То есть, технически ничего не мешает записать звуковую дорожку в Dolby Atmos на диск Blu-ray с видео Full HD. Более того, таких релизов немало. Но исторически так сложилось, что появление Dolby Atmos практически совпало с распространением фильмов с разрешением 4K на дисках UltraHD Blu-ray, и именно на этих дисках звуковую дорожку в новом трехмерном формате обнаружить можно чаще всего. Но основным локомотивом в продвижении Dolby Atmos (как и видео UltraHD) стали набирающие популярность стриминговые сервисы. Такие гранды стриминга, как Netflix или Apple TV+ предлагают релизы со звуком Dolby Atmos. Ощутимым толчком в распространении формата станет внедрение сотовых сетей пятого поколения 5G, предлагающих существенно более высокие скорости трансляции цифрового контента.

Vision atmos что это. . Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-. картинка Vision atmos что это. картинка

10. Есть ли альтернативные форматы трехмерного звука и в чем их отличие от Dolby Atmos?

Извечный конкурент Dolby – компания DTS не осталась в стороне при появлении трехмерных стандартов окружающего звучания, предложив формат DTS:X. В основе этой технологии, как и в основе Dolby Atmos, лежат не каналы, а аудиообъекты. Но, в отличие от Dolby Atmos, для DTS:X четко не определяется количество колонок в вашей системе окружающего звучания – декодер DTS:X в ресивере или процессоре оптимально распределит звуковую информацию, исходя из имеющихся в наличии каналов. То есть, в стандарте DTS:X отсутствуют рекомендации по конфигурации акустики окружающего звучания. В DTS считают, что объектно-ориентированные кодеки хороши тем, что не привязаны к определенным конфигурациям колонок. Таким образом, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – 2.1. Понятно, что физику победить сложно, и чем более развитая у вас в кинозале система окружающего звучания, тем более выразительную звуковую картину вы получите. Нельзя не вспомнить и третий формат Auro 3D – именно компания Auro Technologies стала родоначальником трехмерных форматов саундтреков, предложив объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля и использование верхних каналов в системе окружающего звучания.

Источник

Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов, статья. Журнал «Stereo & Video»

Сохранить и прочитать потом —

Vision atmos что это. Dolby Atmos sv 8 2014 01. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-Dolby Atmos sv 8 2014 01. картинка Vision atmos что это. картинка Dolby Atmos sv 8 2014 01

По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.

В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов. Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в неком стандартном помещении. Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения. Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе. Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным. Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.

Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне. Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.

Vision atmos что это. Dolby Atmos sv 8 2014 02. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-Dolby Atmos sv 8 2014 02. картинка Vision atmos что это. картинка Dolby Atmos sv 8 2014 02
Потолочная акустика в большом кинозале

О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.

В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи. Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1). Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).

Vision atmos что это. Dolby Atmos sv 8 2014 03. Vision atmos что это фото. Vision atmos что это-Dolby Atmos sv 8 2014 03. картинка Vision atmos что это. картинка Dolby Atmos sv 8 2014 03

Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные):
5.1 + 2 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
5.1 + 4 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
7.1 + 4 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
9.1 + 4 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.

Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.

Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров. Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться. И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).

Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).

Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий. Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production. В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд. «Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон. Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.

Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus. Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах. Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику. Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos. То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.

Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos

2014:
Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.

2013:
Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.

2012:
The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *