Vision zero что это такое
От концепции Vision Zero к программе «Нулевой травматизм»
эксперт по вопросам системы управления охраной труда, руководитель службы охраны труда
Вы узнаете, как на основании типовой программы Vision Zero внедрить концепцию в организации
В статье «Нулевой травматизм в охране труда: прежде всего отношение» вы узнали про золотые правила концепции Vision Zero и про действия, которые приблизят показатели по травматизму к «нулю». В этой статье расскажем, как внедрить программу «Нулевой травматизм» в организации и какие практические инструменты сохранят жизни работников.
Как связаны СУОТ и концепция Vision Zero
Цели внедрения и организации функционирования Системы управления охраной труда (далее — СУОТ) и программы Vision Zero во многом схожи.
Основная цель — сделать работу безопасной.
Основные элементы СУОТ можно представить в виде четырех «О»:
В Типовом положении о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, обозначены основные элементы СУОТ, в них нет упоминания Vision Zero. Это неудивительно. Россия присоединилась к концепции Vision Zero тогда, когда Типовое положение о системе управления охраной труда уже утвердили.
На что ориентироваться работодателям при внедрении Vision Zero
Некоторые субъекты РФ приняли типовые программы Vision Zero, например:
Как внедрить программу Vision Zero
Шаг 1. Определяем цель
Шаг 2. Обозначаем задачи
Шаг 3. Определяем индикаторы достижения цели за определенный период (неделя, месяц, год)
Индикаторами могут быть:
Шаг 4. Формируем мероприятия для достижения поставленной цели
Какие локальные нормативные акты утвердить
Ключевые локальные акты при внедрении концепции Vision Zero в организации:
Основные мероприятия, направленные на реализацию концепции Vision Zero:
Чтобы принятые локальные нормативные акты в организации действительно работали, потребуются усилия всех сотрудников организации, особенно руководителя организации, руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда.
Каждый руководящий сотрудник должен:
Специалист по охране труда должен:
Как оценить уровень реализации программы Vision Zero
Некоторые региональные типовые программы «Нулевого травматизма» предлагают внедрять различные сложные коэффициенты и устанавливать плановые значения показателей травматизма. Рассчитать такие показатели под силу не всем специалистам по охране труда.
Как вариант, вы можете ввести один показатель для контроля — отсутствие несчастных случаев на производстве. Внимательно выясняйте причины несчастных случаев, качественно проводите оценку уровня профессиональных рисков и устраняйте несоответствия в функционировании СУОТ.
После внедрения программы «Нулевой травматизм» и утверждения мероприятий появится инструмент контроля по периодам.
Пример: запланировано 50 мероприятий в год, обозначаем «Хплан». Выполнено — 48, обозначаем «Хфактич».
Доля выполнения: V= Хфактич/ Хплан.
96% — хороший показатель, но не единица.
Программа Vision Zero будет работать только тогда, когда в организации внедрена и в полной мере функционирует СУОТ. Vision Zero — дополнительный инструмент по сохранению жизни и здоровья работников.
Все про нулевой травматизм (Vision Zero) в организации: программа
Травматизм в организации – это всегда стресс и штрафы для работодателя, а для работников – перечеркнутая и искалеченная жизнь, чтобы повысить безопасность и снизить смертность в 1997 году на государственном уровне Швеции была принята концепция Vision Zero (Нулевой травматизм).
Постепенно к данной концепции присоединяли многие страны и в январе 2018 года Минтруд России официально стал партнером программы Нулевой травматизм.
Об этом и пойдет речь в данной заметке, расскажу какие принципы преследуются, как необходимо реализовывать, программа внедрения. Читайте заметку, комментируйте и задавайте вопросы, обсуждение приветствуется.
Нулевой травматизм
“Нулевой травматизм” появился в России совсем недавно, но уже многие организации эту концепцию активно внедряют, не буду лукавить, если скажу, что в основном крупные, а малые стараются выжить в условиях вечной гонки за доходом, и у этим работодателям часто вообще не до охраны труда в принципе.
И на сегодняшний день ГИТ не требуется обязательного внедрения Vision Zero на каждом из предприятий, но в перспективе все возможно, поэтому считаю, что лучше сейчас во всем разобраться.
Он объединяет СУОТ, профриски и остальные направления по снижению рисков и травматизма на предприятии. “Нулевой травматизм” как бы над всем этим, усиливает пропаганду охраны труда среди персонала и совершенствуя всю систему в целом.
Правила, цели и задачи нулевого травматизма
Прежде чем детально и простыми словами разбираться в том, что такое “Нулевой травматизм”, предлагаю ознакомиться с правилами, целями и задачами на официальном сайте.
И основана Vision Zero на 7 золотых правилах этой концепции:
Эти правила отражают как раз все то, что Минтруд постепенно вводит в “обязаловку” для работодателя. Это пока не действует в небольших компаниях, в которых средства даже на спецодежду не выделяются, и специалист по охране труда наверняка с усмешкой читает об этих правилах 🙂
Но придет время и к охране труда будут относиться иначе, более серьезно, потому как все движется в этом направлении. Например, грядущие изменения в Трудовом Кодексе в части охраны труда, которые вступят в силу в ближайшее время.
И цели концепции Vision Zero достаточно очевидные:
Цели говорят о том, что нужно работать безопасно и как следствие эффективно, всего лишь не должно быть травм и профессиональных заболеваний. Казалось бы, не так то и много, но в некоторых организациях так сложно выполнить этот минимум.
И в концепции сказано, каким путями “Нулевой травматизм” должен быть реализован, посредством каких задач:
Речь идет не только о работодателе, о выдаче СИЗ, обучении по охране труда, о снижении профессиональных рисков и о создании максимально безопасных условий труда, но и о понимании работниками, что нужно работать безопасно. Быть ответственным за собственное здоровье и здоровье своих коллег.
В нашей организации была внедрена Система предотвращения аварийных ситуаций (СПАС), которая нацелена на развитие навыков у персонала наблюдения друг за другом в отношении соблюдения правил охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.
То есть в приоритете стоят поведенческие навыки и вовлеченность всего персонала в процесс нетерпимости к нарушениям в области охраны труда, и за счет этого достигаются результаты по снижению уровня травматизма в организации.
Вовлечение персонала происходило не путем “кнута”, а путем “пряника”, то есть руководство заинтересовало дополнительной премией за выполнение системы СПАС и за отсутствие травм в каждом конкретном подразделении.
Если вам интересно более подробно узнать о системе СПАС, напишите в комментариях, подготовлю заметку.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Программа нулевого травматизма
“Нулевой травматизм” на сегодняшний день, как оценка профессиональных рисков, внедрять и применять нужно, а как конкретно не сказано. Именно по этому в разных организациях ситуация обстоит по-разному, кто-то внедряет дополнительные “рычаги” усиления контроля за соблюдением требований безопасности, а кому-то с насущными проблемами справиться бы.
И так как регламента по реализации нет, программа “Нулевого травматизма” готовится по решению самой организации. Минтруд подготовил письмо, которым принял решение о введении программы по улучшению условий труда.
Разрабатывается программа на несколько лет, это может быть период в год, три или пять лет, главное, чтобы виден был результат для этого она содержит формула расчета и таблицу динамики снижения показателей реализации данной программы.
То есть чем меньше травм, и если есть динамика снижения, то есть положительные результаты внедрения. И включает программа нулевого травматизма таблицу из множества пунктов, которые работодатель обязан выполнять в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, со сроками и ответственными исполнителями.
Некоторые организации идут дальше и дополняют таблицу, например, возможными затратами на реализацию. Здесь все отдается “на откуп” работодателю, главное, чтобы были соблюдены правила, цели, задачи.
Основные выводы
Не так давно мне задали вопрос: “Не совсем понятно, как связана программа Нулевой травматизм и профессиональные риски. Это отдельные направления? Отдельные приказы, программы?”
Vision Zero– это последовательность действий работодателя для того, чтобы максимально обезопасить работников, создать им оптимальные условия труда. А со стороны работника – это безопасный труд, повышение ответственности не только за себя, но и за коллег.
Внедрение программы “Нулевого травматизма” у каждой организации индивидуально, концепция очень лояльная и гибкая, и может быть адаптирована практически к любым условиям. Но главное правило Vision Zero – это отсутствие роста затрат на охрану труда.
На этом закончу, и если вам есть что добавить, привести пример из личной практики внедрения, пишите в комментариях, это будет интересно и автору, и читателям.
Желаю вам безопасной и эффективной работы! А если вам понадобится помощь, обращайтесь.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Vision zero что это такое
Инновации в сфере охраны труда.
Концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм»
Причины производственного травматизма могут быть разными, но наиболее часто встречающиеся — несоблюдение техники безопасности и плохие рабочие условия на производстве.
Государственное регламентирование обязательств работодателя по обеспечению безопасных условий труда своим работникам, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены труда, а также требования к устранению или снижению воздействия вредных и опасных факторов производства, устанавливаются в ст.ст.212, 219 Трудового кодекса РФ. При этом в обязанности сотрудника вменяется соблюдение техники безопасности, регулярное прохождение инструктажа и обучения по охране труда, а также использование необходимых средств защиты при работе (ст. 214 Трудового кодекса РФ).
В целях повышения безопасности, гигиены труда, условий труда и общих условий работы, Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) разработана концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм», кампания по внедрению которой была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Российская Федерации присоединилась к движению Vision Zero В декабре 2017 года – между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Международной ассоциацией социального обеспечения был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению Концепции «Нулевого травматизма».
В настоящее время идет работа по организации присоединения к кампании нулевого травматизма субъектов Российской Федерации.
Особенно актуальными вопросы обеспечения производственной безопасности являются и для Республики Саха (Якутия), в связи с наличием на территории республики немалого количества предприятий горно-добывающей промышленности, строительного сектора, имеющих относительно высокие показатели производственного травматизма.
Концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – Безопасность, Гигиену труда и Благополучие работников на всех уровнях производства. Концепция позиционируются как идеология воспитания и продвижения культуры безопасного труда в организациях и на предприятиях.
Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
По словам директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России В. Коржа на расширенном совете по Vision Zero, семь «золотых» правил «Нулевого травматизма» особенно ценны тем, что это – практические правила, которые может реализовать любой работодатель. Если он будет следовать семи «золотым» правилам, адаптируя их к специфике своего предприятия или организации, то он, безусловно, достигнет современного уровня развития безопасности.
Семь «золотых правил» концепции «Нулевого травматизма»:
Каждое «золотое правило» включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов для работодателя. Ознакомиться с подробной информацией о Концепции и условиях присоединения к кампании можно на сайте http://visionzero.global/ru.
Поддерживая и пропагандируя эту Концепцию на всех уровнях, Минтруд РФ ставит цели сохранности человеческого капитала, продолжительности трудовой деятельности, производительности труда.
Участие в конференции принимали эксперты из зарубежных стран, среди них представитель Министерства труда, социального обеспечения и страхования Республики Кипр, компаний из Германии, США, Франции. Главным модератором конференции выступил Президент Секции по профилактике в сфере строительства Международной ассоциации социального обеспечения проф. Карл-Хайнц Нойтель.
Целью конференции было представить уже накопленный опыт зарубежных компаний в реализации Концепции Vision Zero. Эксперты делились успешными практиками внедрения программ нулевого травматизма, рассказывали о конкретных примерах, связанных с улучшением условий труда. К примеру: о снижении уровня пыли на стройплощадках, предотвращении несчастных случаев при работе на строительных лесах, о понятных для каждого человека в мире плакатах по охране труда и многое другое.
Представитель Минтруда РФ отметил, что несмотря на то, что за последние 10 лет наблюдалась тенденция к снижению общего количества несчастных случаев, темпы снижения в 2018 году замедлились. Ресурс властно-предписывающих действий государства не безграничен, необходимы новые формы и методы в работе, чтобы эту тенденцию продолжать.
Выступившие на конференции эксперты были едины во мнении, что руководители предприятий должны понимать, что безопасность на производстве экономически выгодна. Было вычислено, что в мире 1 доллар вложенный в безопасность приносил в среднем 2,2 доллара дохода. Что касается России, Минтруд совместно с ВНИИ труда разработал на основе рекомендаций МОТ калькулятор для расчета возможных потерь в случае травматизма и заболеваемости. Один рубль, вложенный в безопасность, экономит 4–6 рублей, которые могут быть потеряны предприятием, если произойдет несчастный случай. Поэтому выгоднее выявить опасность и предпринять превентивные экономические и организационные меры. Калькулятор размещен в свободном доступе на сайте ВНИИ труда.
В заключительном слове, подводя итоги работы, советник генерального директора ВНИИ труда Игорь Цирин в своем выступлении отметил, что снижение производственного травматизма наблюдается повсеместно в мире, но оно дошло до определённого уровня и как бы замерло, и чтобы дойти до «0», необходима повсеместная реализации концепции «Нулевой травматизм».
Равнение на ноль: почему все говорят о важности Vision Zero, но ничего не происходит
Почему Россия лидирует в показателях смертности на дорогах и почему до сих пор можно превышать скорость на 20 км/ч и не получать за это штрафы? Что такое Vision Zero и почему, пока проектировщики рекомендуют препятствия на дорогах, депутаты добиваются ликвидации островков безопасности? «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
В чем проблема
В 2019 году на дорогах страны произошло 147 738 ДТП, в них погибли 15 158 человек и еще 189 671 были ранены. Из них 500 погибших и 2000 раненых — дети и подростки. Примерно каждый четвертый из пострадавших просто шел по улице пешком. И это рекорд по абсолютным и относительным показателям среди развитых стран. Если изучить иностранный опыт, то можно понять: технологии снижения смертности на дорогах изобретены и работают. Но российское государство не признает происходящей катастрофы и вместо наиболее эффективных методов выбирает дорогостоящие и потенциально коррупционные вроде новых дублеров шоссе и подземных переходов.
Почему так происходит
Первая причина — толерантность к нарушению правил дорожного движения. В первую очередь, это превышение скорости на 20 км/ч от допустимого значения, за которое не получают штрафов.
Спустя три месяца в России уже был новый премьер, но сопротивление жестким мерам против любителей скорости осталось — после изучения проекта нового Кодекса об административных правонарушениях Михаил Мишустин заявил, что увеличение штрафов для водителей за превышение скорости до 3000 рублей вместо 500 недопустима — это непосильная для многих сумма, а значит, нужно пересмотреть подход к установлению штрафов. Тем самым новый глава правительства выразил популярную позицию: люди не перестанут нарушать правила ни при каких условиях, даже если не могут себе этого позволить.
Места разрешенного перехода можно сделать более безопасными, однако этого не происходит по тем же причинам — автомобилецентричная дорожная политика и низкий уровень грамотности. Порой доходит до абсурда — в августе 2019 года кандидат в депутаты Мосгордумы от «Единой России» Инна Святенко добилась сноса островков безопасности на пешеходных переходах московского района Капотня. По ее мнению, островки для автомобилистов, которые привыкли ездить по дорогам без препятствий, стали бы «невыполнимым препятствием». При этом элементы ограничения скорости установили во время ремонта дорожной сети по согласованию с городским Департаментом транспорта, а в методических рекомендациях Минтранса России прямо говорится, что островки безопасности на пешеходных переходах снижают аварийность на 30% на прямых участках и на 24–38% на пересечениях.
В Канаде количество жертв в 1998 году составляло 2919 человек, в 2017 году — 1922 человек. Количество жертв на 100 тыс. населения в 2018 году составило 5 человек, и это самый низкий показатель за всю историю статистических наблюдений.
В Нидерландах на дорогах в 1998 году погибло 1250 человек, в 2018-м — 678 человек. Число раненых за этот период осталось почти неизменным и составило около 20 тыс. человек в год.
В Великобритании на дорогах в 1998 году погибло 3500 человек, а в 2018-м — 1782 человека. Число раненых за это время сократилось с 205 896 до 158 596 человек.
В России на дорогах в 1998 году погибло 29 021 человек, в 2018-м — 18 214. Число раненых за это время возросло с 183 846 до 214 853 человек.
Почему водители разгоняются? Потому что могут
Темные и часто плохо пахнущие подземные переходы, грязные от дорожной пыли душные пластиковые надземные переходы с неработающими лифтами вызывают ощущение опасности и дискомфорта, а многим просто недоступны. Светофоры с бесконечно долгими красными фазами для пешеходов только прибавляют мотивации перебегать дорогу, когда нет автомобилей. Сюда же можно добавить непомерные для городского ландшафта дорожные знаки, обилие которых снижает внимание и за которыми теряется облик города.
Достаточно одного примера. Невский проспект в Петербурге — самая людная и одновременно самая быстрая для автомобилей улица в центре города. Новости о вылетевших на широкий тротуар и подмявших под себя десятки людей автомобилях стали здесь регулярными. В 2019 году специалисты ГИБДД предложили поставить на красивейшем историческом проспекте заборы, чтобы «оградить» пешеходов. Хорошо, что пока проект не реализован.
Что со всем этим делать
В первую очередь речь идет о снижении скоростей движения автомобилей за счет неровностей, сужения и искривления дорог, а также увеличении числа «общих пространств», где могут перемещаться одновременно все — от пешеходов до автобусов, — но приоритет остается у людей, а не у машин.
Сама концепция стала тиражироваться после успешного опыта шведской программы Vision Zero, запущенной в 1997 году. Главным принципом программы стало полное отрицание смертельного исхода в результате ДТП как неизбежной издержки.
В 2014 году концепция «нулевой смертности» на дорогах стала внедряться в городскую транспортную политику крупнейших городов США, но пока нельзя сказать, что она работает. Более того — в некоторых городах число жертв ДТП выросло на треть с момента внедрения. В анализе организации CityLab приведены результаты шести городов, в каждом из которых концепция внедряется с 2013 года:
Город Чикаго полон решимости, подготовил план, но никак не может найти деньги в бюджете на его реализацию.
Столица страны Вашингтон разработала план, но не занималась его внедрением, пока в 2018 году количество жертв не достигло 36 человек (в Москве на дорогах в 2018-м погибли 409 человек), сейчас началась активная работа, скорость в городе хотят ограничить до 32 км/ч.
В крупнейшем по площади городе США Лос-Анджелесе пересматривают скоростные лимиты и создают инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, но из‑за гигантских масштабов города и противодействия горожан точечные проекты никак не сформируют единую сеть. Рост аварийности составил 30%.
Сан-Франциско 6 лет уверенно реализовывал концепцию, но в 2018 году зафиксировал обратный рост, теперь помимо городского дизайна будут заниматься и ограничением скоростей.
Нью-Йорк можно назвать самым успешным городом, здесь с 2014 года комплексно внедряются все механизмы снижения смертельных исходов. Кстати, 60% всех перемещений совершаются не на автомобиле, что только подтверждает эффективность де-автомобилизации. Тем не менее только в 2019 году на улицах города погибли уже 115 пешеходов и велосипедистов — в ноябре городской совет решил ввести две новые должности, пешеходного и велосипедного мэров, задачей которых будет повысить эффективность городских служб для снижения числа смертей.
А вот в Сиэтле концепцию анонсировали, но на этом все закончилось — никаких реальных действий уже несколько лет не происходит.
Что мешает Москве? Ничего
В Москве концепцию уже около двух лет активно продвигают «Городские проекты» и велосипедное сообщество — хедлайнером можно назвать Дарью Беседину, сотрудницу фонда и недавно избранную депутатку Московской городской Думы. В 2019 году «Городские проекты» выпустили и разослали депутатам городского и государственного парламентов доклад о мерах по снижению аварий путем снижения скорости водителей любыми средствами. В 2019 году активисты движения стали вешать информационные таблички в местах гибели пешеходов.
В феврале этого года прошел брифинг заместителя руководителя ЦОДД Москвы Артура Шахбазяна, который после окончания учебы в Делфтском университете уже более 7 лет занимается проектами по развитию пешеходной и велосипедной инфраструктуры в Москве. Среди приоритетов в работе организации он озвучил планы по внедрению концепции «нулевой смертности» и отметил, что повышение штрафов за превышение скорости не является заградительной мерой.
Одновременно со столичными транспортниками о планах по внедрению современных средств снижения риска происшествий заявил и Минтранс России. Зигзагообразное движение автомобилей, неровности на дороге, приподнятые переходы и датчики движения умных светофоров хотят внести в ГОСТы до конца года.
Другая большая надежда на снижение риска для жителей города — программа реновации. Безусловно, резкое повышение этажности новых домов по сравнению со старыми неизбежно вызовет рост числа автомобилей и пешеходов, а значит, и рост числа потенциальных столкновений. Однако при проектировании дорожной сети и особенно дворовых пространств могут быть использованы новые модели, учитывающие и непредсказуемость поведения людей, и популярность велосипедов, самокатов и электрических средств передвижения вроде гироскутеров и моноколес.
Даже после появления эффективных решений моментального снижения смертности ждать не стоит. В Швеции, на родине концепции, за пять лет с начала внедрения был зафиксирован прогресс всего в 2%, а настоящий скачок случился лишь через 10 лет (тогда за 1 год число смертей упало на 20%).