Viva kalman что значит
Вива, Кальман – Агата Кристи
«Вива Кальман» (Viva Kalman!) – песня группы «Агата Кристи» из альбома «Коварство и Любовь». Автор текста и музыки – Вадим Самойлов. После распада коллектива произведение вошло в сольный репертуар автора.
Агата Кристи – Вива, Кальман – слушать
Интересные факты
Песня группы «Агата Кристи» «Вива, Кальман» является условным посвящением королю оперетты Имре Кальману. Фактически же в произведении ведется повествование о Белом клоуне, который в цирке всегда подвергается насмешкам Рыжего клоуна. Если говорить о названии композиции, то оно отталкивается от музыкальной формы, в которой выдержана.
К песне «Вива, Кальман» был снят официальный клип. Режиссер этого ролика – Андрей Разбаш. Съёмочной площадкой для ряда эпизодов рассматриваемого музыкального видео послужила квартира родителей Андрея. Также съёмки производились в расположенном неподалеку полуразрушенном здании старого цирка.
Агата Кристи – Вива, Кальман – текст
Пегой луной наступает вечер,
Лысый швейцар зажигает свечи,
Пудрится цирк в ожидании встреч
С голодною толпой.
И через миг на арене алой
Вырастет мир на утеху зала,
Белый маньяк затрясет устало
Битой головой.
Белый клоун, белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой.
Вечером здесь у него заботы,
Ведь униженье – его работа,
Но посмеется последним наш
Невидимый герой.
Но в час когда полночь погасит краски
Бывший Пьеро поменяет маску,
Новый из тех, кто над ним смеялся,
Превратится в гной.
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером шут, а теперь убийца,
В душном трактире он отрешится
С пьяною ордой.
В кабаке с визгливой скрипкой,
За столом от грязи липким
Будет хохотать он сатаной.
Завтра опять у него заботы,
Ведь униженье – его работа,
Но посмеется последним наш
Невидимый герой.
Кто изгибал на арене спину,
Тот испытал, что такое сила,
Пой же, цыган, зажигай-ка, милый,
Белую ты кровь.
Как группа АГАТА КРИСТИ написала свои хиты про белого клоуна и декаданс? Ко дню рождения Глеба Самойлова
Свердловскую группу АГАТА КРИСТИ я услышал давно и полюбил практически сразу. Полюбил именно за то, за что их тогда упрекали многие коллеги по цеху. Мол, клавишей слишком много, аранжировки помпезные, гармонии попсовые…
Также холодно отнеслись к первым двум пластинкам группы и почти все мои знакомые. Парадокс заключался в том, что, когда АГАТУ КРИСТИ массы всё-таки полюбили (после знаменитого альбома «Опиум»), именно в тот момент я стал испытывать по отношению к группе жестокое разочарование. Но об этом позже…
«Viva, Kalman!» (1989)
Раннюю АГАТУ КРИСТИ весьма полно представлял альбом с вычурным шиллеровским названием «Коварство и Любовь». Выходил он аж два раза. Сначала в виде магнитоальбома в 1989 г. Но запись была очень низкого качества, и в 1990 году альбом перезаписали для виниловой пластинки, которую я сразу же и купил.
Первым же проводником группы в массы стало телевидение. Сначала это были ролики в передаче «Взгляд», потом — трансляция выступлений АГАТЫ на конкурсе «Ступень к Парнасу».
Надо сказать, что группа привлекла к себе внимание уже одним своим внешним видом. Румяный и полноватый фронтмэн Вадим Самойлов, облачённый во фрак и белую рубашку, совсем не походил на своих нечёсаных рок-коллег. Музыка тоже была необычной — она напоминала собой целый опереточный спектакль с характерным фарсом и гротеском, но при этом была по рок-н-ролльному драйвовой.
Первой песней, показанной по ТВ, стала композиция, первоначально носившая название «Белый клоун». Сами музыканты говорят, что впервые она появилась в передаче «Игра в детектив». Позже режиссёр А. Разбаш снял для программы «Взгляд» целый видеоклип — на данный момент утерянный. Помню только, что начинался он с дирижирующего в белых перчатках Вадима…
Сам Вадим вспоминал, что мелодия и идея песни родились у него очень быстро. Младший брат Вадима — Глеб Самойлов — заведующий большинством текстов, придал идее стихотворную форму, а также подарил свой бесхозный кусочек мелодии (он хорошо вписался в песню как проигрыш).
Сюжет песни не блистал новизной, но в отечественном роке подобного ещё не было. Как известно, цирковое амплуа белого клоуна — это амплуа страдальца, над которым издевается рыжий клоун и смеётся публика. В песне АГАТЫ белый клоун превратился в потаённого маньяка, который в свободное от работы время мстит публике за своё унижение.
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером — шут, а теперь — убийца…
Так как стилистика песни напоминала оперетту, то в голове Глеба всплыл образ корифея этого жанра — венгерского композитора Имре Кальмана («Цыганский барон», «Сильва», «Принцесса цирка»). Так появилось издевательское восклицание «Viva, Kalman!», которое и стало окончательным названием песни.
Музыканты вспоминали, что опереточный имидж группы во многом определил тот факт, что на их синтезаторе нормально звучал лишь симфонический регистр. В результате практически весь альбом представлял собой этакий фееричный стёб с леденящими душу страстями и гипертрофированными эмоциями.
Г. Самойлов:
«Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные. В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж АГАТЫ КРИСТИ тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни».
Новая версия альбома лично меня порадовала ещё одной метаморфозой. Было видно, как музыканты сознательно убирают из своего творчества туполобую антисоветскую социальщину. Рок-музыка времён перестройки настолько ассоциировалась с протестом, что Вадим Самойлов вспоминал по этому поводу забавную историю. Когда он впервые показал барабанщику группы — Петру Маю — своего «Белого Клоуна», тот сделал удивлённые глаза и недоумённо спросил: «А против чего она направлена, эта композиция?».
В результате «антисоциальной» чистки из трек-листа АГАТЫ навсегда исчезают такие песни, как «Наша Правда» и «Крысы в белых перчатках». Другие же композиции коренным образом редактируются. Из названия песни «Праздник советской семьи» исчезает слово «советская», а из текста — упоминание о Сталине и «Истории СССР». Также далеко не все знают, что песня «Танго с дельтапланом» поначалу называлась «Кооперативное танго» и была сатирой на кооперативные ларьки.
Группа нашла свой стиль — петь о внутреннем мире человека со всеми его ангелами и демонами, а социальщину, по словам Глеба, пережила, как «неглубокую инфлюэнцу».
«Декаданс» (1990)
После «Коварства и любви» группа уже сама ощущала, что виньеточно-опереточный стиль своё отработал, и в новом альбоме резко изменила звук группы. Он стал более лаконичным, исчезло привычное сочетание гитарного фузза и симфонических клавиш.
Так родился самый совершенный (по моему сугубо личному мнению) и самый непопулярный в творчестве группы альбом под названием «Декаданс». Меланхоличный, нервный, тонкий — точно соответствующий заявленному в названии эстетскому, болезненному и упадочному стилю. Девизом альбома могли бы стать строчки из замечательной композиции «Щёкотно»:
Спой мне, чтобы было грустно,
Только не очень больно…
Спой мне, чтобы было страшно,
Чтобы было щёкотно…
Из общего полотна немножко выбивались композиции «Шпала» и «Эксперимент», имеющие лёгкий социальный оттенок. Но в принципе все песни были хороши и соответствовали общему настроению. Характерная для АГАТЫ смесь искренности с иронией здесь ещё была выдержана в нужных пропорциях.
А. Грин:
— Принимая автомобиль, вводя его частью жизни нашей в наши помыслы и поступки, мы безусловно тем самым соглашаемся с его природой: внешней, внутренней и потенциальной. Этого не могло бы быть ни в каком случае, если бы некая часть нашего существа не была механической; даже, просто говоря, не было бы автомобиля. И я подозреваю, что эта часть сознания нашего составляет его сознание.
Г. Самойлов:
Я прошлой ночью видел сам — горящая, нагая —
Вы улетели в небеса на страшном черном волке.
Я знаю — это был он,
Я ставлю свечку к образам,
Но я уже не верю…
Я скоро душу вам продам —
Вам и мотоциклету…
О, отче наш иже еси!
Другой хит — «Декаданс» — по своему настроению является неким мостиком, перекинутым между предыдущим и новым альбомом. В нём много опереточных страстей и изящного стёба (надо сказать, очень изощрённого). Это откровенная насмешка над самим декадансом с его нарочитой экзальтацией, манерностью, кокаином, «эропланами» и прочими эдельвейсами. «Возвышенная» любовь героини тут же заканчивается, когда она узнаёт, что её избранник еврей.
Какое-то время для меня было непонятно только слово «гойша» (уж не «гейша» ли, думал я). Оказалось, что «гои» — это прозвище, которым иудеи называют всех не-иудеев. Ну, и конец песни тоже радовал:
На патефон поставлю пластинку
И застрелюсь под музыку Стинга!
Как это нередко бывает, лучший альбом группы хотя и вышел на пластинке, никакого ажиотажа не вызвал. В начале 1990-х для группы наступили тяжёлые времена, а за ними неожиданный взлёт.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Хиты группы АГАТА КРИСТИ, часть 1: история песен «Viva, Kalman!» (1989), «Декаданс» (1990) и «Как На Войне» (1992)
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
Свердловскую группу АГАТА КРИСТИ я услышал давно и полюбил практически сразу. Полюбил именно за то, за что их тогда упрекали многие коллеги по цеху. Мол, клавишей слишком много, аранжировки помпезные, гармонии попсовые…
Также холодно отнеслись к первым двум пластинкам группы и почти все мои знакомые. Парадокс заключался в том, что, когда АГАТУ КРИСТИ массы всё-таки полюбили (после знаменитого альбома «Опиум»), именно в тот момент я стал испытывать по отношению к группы жестокое разочарование. Но об этом позже…
«Viva, Kalman!» (1989)
Раннюю АГАТУ КРИСТИ весьма полно представлял альбом с вычурным шиллеровским названием «Коварство и Любовь». Выходил он аж два раза. Сначала в виде магнитоальбома в 1989 г. Но запись была очень низкого качества, и в 1990 году альбом перезаписали для виниловой пластинки, которую я сразу же и купил.
Первым же проводником группы в массы стало телевидение. Сначала это были ролики в передаче «Взгляд», потом — трансляция выступлений АГАТЫ на конкурсе «Ступень к Парнасу».
Надо сказать, что группа привлекла к себе внимание уже одним своим внешним видом. Румяный и полноватый фронтмэн Вадим Самойлов, облачённый во фрак и белую рубашку, совсем не походил на своих нечёсаных рок-коллег. Музыка тоже была необычной — она напоминала собой целый опереточный спектакль с характерным фарсом и гротеском, но при этом была по рок-н-ролльному драйвовой.
Первой песней, показанной по ТВ, стала композиция, первоначально носившая название «Белый клоун». Сами музыканты говорят, что впервые она появилась в передаче «Игра в детектив». Позже режиссёр А. Разбаш снял для программы «Взгляд» целый видеоклип — на данный момент утерянный. Помню только, что начинался он с дирижирующего в белых перчатках Вадима…
Сам Вадим вспоминал, что мелодия и идея песни родились у него очень быстро. Младший брат Вадима — Глеб Самойлов — заведующий большинством текстов, придал идее стихотворную форму, а также подарил свой бесхозный кусочек мелодии (он хорошо вписался в песню как проигрыш).
Сюжет песни не блистал новизной, но в отечественном роке подобного ещё не было. Как известно, цирковое амплуа белого клоуна — это амплуа страдальца, над которым издевается рыжий клоун и смеётся публика. В песне АГАТЫ белый клоун превратился в потаённого маньяка, который в свободное от работы время мстит публике за своё унижение.
Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером — шут, а теперь — убийца…
Так как стилистика песни напоминала оперетту, то в голове Глеба всплыл образ корифея этого жанра — венгерского композитора Имре Кальмана («Цыганский барон», «Сильва», «Принцесса цирка»). Так появилось издевательское восклицание «Viva, Kalman!», которое и стало окончательным названием песни.
Музыканты вспоминали, что опереточный имидж группы во многом определил тот факт, что на их синтезаторе нормально звучал лишь симфонический регистр. В результате, практически весь альбом представлял собой этакий фееричный стёб с, леденящими душу, страстями и гипертрофированными эмоциями.
Г. Самойлов:
«Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные. В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж АГАТЫ КРИСТИ тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни».
Новая версия альбома лично меня порадовала ещё одной метаморфозой. Было видно, как музыканты сознательно убирают из своего творчества туполобую антисоветскую социальщину. Рок-музыка времён перестройки настолько ассоциировалась с протестом, что Вадим Самойлов вспоминал по этому поводу забавную историю. Когда он впервые показал барабанщику группы — Петру Маю — своего «Белого Клоуна», тот сделал удивлённые глаза и недоумённо спросил: «А против чего она направлена, эта композиция?».
В результате «антисоциальной» чистки из трек-листа АГАТЫ навсегда исчезают такие песни, как «Наша Правда» и «Крысы в белых перчатках». Другие же композиции коренным образом редактируются. Из названия песни «Праздник советской семьи» исчезает слово «советская», а из текста — упоминание о Сталине и «Истории СССР».
На этом видео можно услышать старую версию песни, но не изначальнаю. «Историю СССР» здесь хитроумно заменили на «Историю столетней войны», а «Сталина» на «кайзера»
Ну а это последняя версия:
Также далеко не все знают, что песня «Танго с дельтапланом» поначалу называлась «Кооперативное танго» и была сатирой на кооперативные ларьки.
Группа нашла свой стиль — петь о внутреннем мире человека со всеми его ангелами и демонами, а социальщину, по словам Глеба, пережила, как «неглубокую инфлюэнцу«.
В этой песне они просто взяли и спели кусок прозаического текста из «Собачьего сердца» М.Булгакова:
«Декаданс» (1990)
После «Коварства и любви» группа уже сама ощущала, что виньеточно-опереточный стиль своё отработал, и в новом альбоме резко изменила звук группы. Он стал более лаконичным, исчезло привычное сочетание гитарного фузза и симфонических клавиш.
Так родился самый совершенный (по моему сугубо личному мнению) и самый непопулярный в творчестве группы альбом под названием «Декаданс». Меланхоличный, нервный, тонкий — точно соответствующий, заявленному в названии, эстетскому, болезненному и упадочному стилю. Девизом альбома могли бы стать строчки из замечательной композиции «Щёкотно»:
Спой мне, чтобы было грустно,
Только не очень больно…
Спой мне, чтобы было страшно,
Чтобы было щёкотно…
Из общего полотна немножко выбивались композиции «Шпала» и «Эксперимент», имеющие лёгкий социальный оттенок. Но в принципе все песни были хороши и соответствовали общему настроению. Характерная для АГАТЫ смесь искренности с иронией здесь ещё была выдержана в нужных пропорциях.
Если уж говорить о хитах, то стоит выделить «Мотоциклетку» и собственно «Декаданс». Первая песня была решена в духе некоего ироничного готического романа рубежа XIX-XX вв., в котором любовным соперником романтического героя становится ни кто иной, как… мотоцикл, который превращается в настоящее исчадие ада. Заявленная тема технического прогресса, убивающего душу, чем-то напоминала произведение Александра Грина «Серый автомобиль».
А. Грин:
«- Принимая автомобиль, вводя его частью жизни нашей в наши помыслы и поступки, мы безусловно тем самым соглашаемся с его природой: внешней, внутренней и потенциальной. Этого не могло бы быть ни в каком случае, если бы некая часть нашего существа не была механической; даже, просто говоря, не было бы автомобиля. И я подозреваю, что эта часть сознания нашего составляет его сознание».
Г. Самойлов:
Я прошлой ночью видел сам — горящая, нагая —
Вы улетели в небеса на страшном черном волке.
Я знаю — это был он,
Я ставлю свечку к образам,
Но я уже не верю…
Я скоро душу вам продам —
Вам и мотоциклету…
О, отче наш иже еси!
Другой хит — «Декаданс» — по своему настроению является неким мостиком, перекинутым между предыдущим и новым альбомом. В нём много опереточных страстей и изящного стёба (надо сказать, очень изощрённого). Это откровенная насмешка над самим декадансом с его нарочитой экзальтацией, манерностью, кокаином, «эропланами» и прочими эдельвейсами. «Возвышенная» любовь героини тут же заканчивается, когда она узнаёт, что её избранник еврей.
Какое-то время для меня было непонятно только слово «гойша» (уж не «гейша» ли, думал я). Оказалось, что «гои» — это прозвище, которым иудеи называют всех не-иудеев. Ну, и конец песни тоже радовал:
На патефон поставлю пластинку
И застрелюсь под музыку Стинга!
Как это нередко бывает, лучший альбом группы, хотя и вышел на пластинке, никакого ажиотажа не вызвал. В начале 1990-х для группы наступили тяжёлые времена, она постепенно исчезла с экранов ТВ и всё реже давала концерты.
«Как На Войне» (1992)
Самое обидное заключалось в том, что участники АГАТЫ вовсе не чувствовали себя в творческом тупике. В 1992 году они записали очередной альбом под названием «Позорная Звезда», и он (вполне заслуженно) казался им очень перспективным. Ситуация была настолько критической, что музыканты говорили, что, если бы им не удалось продвинуть «Позорную Звезду» в массы, то проект АГАТА КРИСТИ, скорее всего, был бы свёрнут.
Альбом имел долгую и мучительную историю. Записан он был в 1992-м, а в 1993-м выпущен на CD. Пишут, что это был, чуть ли, не первый советский альбом, изданный на компакт-диске. Ирония заключалась в том, что ни у кого из музыкантов не было CD-проигрывателя…
Моё знакомство с «Позорной Звездой» произошло довольно необычно. Первой услышанной песней стала «Истерика», которую сыграл под гитару, гостивший в Луганском общежитии, рок-бард Веня Д’ркин. Сыграл он её настолько жёстко и энергично, что когда мне в руки попала кассета с оригинальным альбомом, я долго не мог поверить, что это звучит АГАТА КРИСТИ. Я не ханжа по поводу синтезаторов и электроники, однако, саунд «Позорной Звезды» показался мне поначалу слишком неживым и попсовым.
А. Козлов:
«… ощущение, что надо что-то делать по-другому, вылилось в то, что мы записали альбом, нарочито популярный по звучанию, по подаче — «Позорная звезда». …Был момент эпатажа, как бы немного назло… Говорят — гитары, а мы возьмем и сыграем электронный бас, говорят — живые барабаны, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, самую что ни на есть синтетическую выберем кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на все окружающее мнение».
Но хорошие мелодии, как говорится, не задушишь, не убьёшь. В общем, музыкально альбом мне понравился — ни одной слабой проходной композиции. А вот многие тексты стали напрягать своей чрезмерной примитивностью и поэтической халявностью («Ничего-ничего мы увидимся еще», «Наши мечты это розы и шипы, Это пленники Луны»). Казалось, после пары удачных строчек остальное додумывается кое-как.
Это можно отнести и к знаменитой песне «Как На Войне» — первому хиту АГАТЫ КРИСТИ после 3 лет неудач. С одной стороны, песня была очень простой — говорят, Глеб Самойлов написал мелодию за считанные минуты, перебрав четыре струны. С другой стороны, припев и мелодия сразу врезались в память.
Написана песня была ещё в конце апреля 1992 года, когда дела у группы шли не очень. Поэтому первоначально Глеб планировал «зажилить» песню для своего сольника. Но, увидев, что «Позорная Звезда» получается весьма перспективной, достал «Как на Войне» из закромов и предъявил другим композиторам группы — брату Вадиму и Александру Козлову. Козлов сразу сказал, что это хит и не ошибся.
А в 1993 году по счастливой случайности АГАТА КРИСТИ находит спонсора. Им стала фирма «Росремстрой», в которой одним из руководителей был их однокашник.
«Позорная звезда» была ремастирована и переиздана ещё раз, а на песни «Нисхождение» и «Как на Войне» сняли клипы. Так как группа тогда ещё жила в родном Екатеринбурге, то чтобы сократить расходы на полёты в Москву, музыканты летали на съёмки парами. Так в «Нисхождении» мы видим только Вадима и Александра, а в «Как на Войне» — Вадима и Глеба.
Тогда группа ещё находилась под впечатлением видео «Loosing my religion» группы R.E.M., поэтому клип «Как на Войне» решили снимать в похожей эстетике.
В. Самойлов:
«…был построен павильончик такой, внутри павильона комната — представьте себе трапецию, вывернутую к вам маленькой стороной, то есть, задняя стенка огромная, передней нет и она маленькая. В нее вставлена камера с объективом «рыбий глаз», который всё увеличивает. И там, когда человек из одного угла в другой по диагонали проходит, такое впечатление, что он проходит в бесконечность, он меняется в размерах и совершенно теряется ощущение реальности пространства».
Клип вышел запоминающийся, но в нём не было ни одного крупного плана автора песни. Дело в том, что перед самыми съёмками у Глеба вскочил огромный флюс, перекосивший всю щёку, поэтому его пришлось снимать издали.
Интересно, что в клипе также снималась актриса, которая впоследствии надоест всей стране в роли «соседки Марии» из рекламы лекарств.
Видеоклип пошёл на ТВ, и тот час принёс плоды. Простоватый текст и запоминающаяся мелодия сделала песню хитом даже среди совсем юных слушателей. Я слышал, как школьники пели вместо «портвейн» — «портфель» («Беру портфель, иду домой«).
Сам Глеб говорил, что идея песни вызревала у него уже давно и была связано с его первой любовью.
В. Самойлов:
«Да, все немало покопались в разборе и анализе песни «Я на тебе, как на войне»! Но наши песни далеко не о сексе, они — об отношениях двух людей. Две индивидуальности стремятся друг к другу, пытаясь раствориться, а собственное «Я» каждого из них борется с этим. Момент одновременной тяги и отклонения — это и есть «Как на войне».
Неужто в таком тексте можно копаться?
Остальные песни «Позорной звезды» были решены в привычном иронично-декадентском духе, но с изрядной долей этакого «сексуального милитаризма» (заявленного ещё в песне «Пулемёт Максим» на альбоме «Декаданс»).
Из интервью с Г. Самойловым:
«Просто война — экстремальная ситуация, которая максимально обостряет чувства, ранее дремавшие. То есть просто всплеск эмоций, дефицит которых в обыденной жизни налицо. Все идет как-то неглубоко, на поверхностном уровне. Самую сильную ненависть мы испытываем, наверное, к продавщице из кооперативного ларька или что- то в этом роде.
А тут, с одной стороны, облагораживает все наши обыденные мещанские чувства, а с другой стороны, слушая эту музыку, чувствуя способность сопереживать этим текстам, начинаешь себя уважать. Это как комплемент в свою сторону: ишь, ты какой, глубоко чувствующий».
Сегодня экстремальностью никого не удивишь. Но тогда такие песни, как «Истерика» (про некоего насильника времён Гражданской войны), «Молитва» (солдатская ода алкоголю, помогающему легко убивать) или «Вольно» (наверное, первая русская песня о мазохизме) казались достаточно смелыми и необычными.
И ещё. Отзвуки соло Вадима к песне «Как на Войне» можно услышать и в других песнях (например, «Жили-были» Юты или «Выше облаков» Тины Кароль). И это, скорее всего, не плагиат, а просто последствия того, что у всех песен схожа последовательность аккордов.
«Позорная Звезда» всколыхнула равнодушную гладь, а вот глыба следующего альбома «Опиум» произвела целые круги по воде, обеспечив группе ещё 15 лет успешного существования.
Автор: Сергей Курий
август 2013 г.