Vod что это в телевизоре
VoD — видео по запросу
Video on Demand, VoD или «видео по запросу» — это название системы персональной доставки медиаконтента абоненту. Кому может быть полезна эта функция? Например, вы настроены посмотреть интересное теле-шоу или фильм, но при этом вам совсем не хочется идти в магазин за DVD-диском или тратить время на поиск нужного контента в хорошем качестве. В этом случае вас выручит VoD — вы можете заказать нужное видео «с доставкой на дом», всего лишь нажав несколько кнопок на пульте.
Зачастую в интернете просто невозможно найти то, что ищешь: многие передачи и фильмы (особенно, новые) не выкладывают в общий доступ. В каталогах «Видео по запросу» вы можете выбирать из множества лицензионных фильмов и телепередач в хорошем качестве, в том числе и новинок. Как правило, все заказанные видео всегда можно перемотать, поставить на паузу или сделать в них закладки. Свои картотеки VOD есть у большинства провайдеров IPTV, а также на некоторых ОТТ-сервисах (например, Youtube).
Наиболее часто встречается разновидность «Видео по запросу» Near video on demand (nVOD). В этом случае агрегаторы контента или операторы заранее готовят определенную программу, и затем рассылают ее по мере поступления заявок. Также распространено видео Push video on demand (pVOD), которое используется при затруднении прямых трансляций. В этом случае передача записывается на принимающее устройство, и только потом воспроизводится. Конечно, существует и «настоящее» видео по запросу (True video on demand (tVOD)), когда вы принимаете потоковую трансляцию, сформированную специально для вас.
Какие преимущества дает функция «Видео по запросу»
Как правило, заказать фильм через VoD намного дешевле, чем приобретать DVD-диск, который вам потом вряд ли пригодится.
Вам не нужно выходить из дома или тратить время на поиск контента высокого качества в интернете. Чтобы воспользоваться функцией VoD, достаточно нажать несколько кнопок на пульте.
Смотрите трансляцию в удобное время, перематывайте нужные моменты, ставьте на паузу, когда это необходимо и забудьте про надоедливую рекламу.
У вас всегда есть возможность почитать описание видео, а иногда и посмотреть превью, и только потом заказывать контент.
При помощи приставки set top box вы смотрите видео, устроившись на диване и глядя на большой экран телевизора, а не скрючившись на стуле с ноутбуком или планшетом.
IPTV, OTT и VoD: вводный материал
Что такое IPTV, OTT, мультиэкран и видео по запросу, каким бывает контент, и почему его защищают.
Время чтения — 15 минут
Автор материала
Контент-менеджер и автор статей Infomir Academy
Практические
видеоблоги
Действующий IPTV-оператор рассказывает, как устроен его проект. Вы узнаете, как контент принимают, защищают и доставляют на практике. Делимся секретами того, как выбрать оборудование и построить надежный сервис.
Что такое IPTV
IPTV — это способ доставки контента через локальную сеть.
Покрытие таких сетей — от нескольких компьютеров в одном помещении до тысяч устройств в нескольких кварталах. Инфраструктура IPTV-сервиса закрыта от внешнего интернета. Контент доступен только пользователям локальной сети.
Оператор контролирует все устройства в IPTV-сети. Например, может рассылать текстовые сообщения подписчикам, удаленно перезагружать, блокировать и обновлять приставки. Инфраструктура под контролем оператора, и это гарантирует качество доставки контента каждому абоненту.
IPTV-сервис и клиентское устройство «общаются»: например, пользователь запрашивает видео, и только после этого его получает. У кабельных и спутниковых операторов связь с клиентом почти всегда односторонняя — зритель смотрит то, что показывают в эфире.
Что такое OTT
ОТТ-сервисы — также доставляют контент через интернет.
Главное отличие от IPTV в том, что услуга доступна в любой сети.
Пользователи смотрят контент не только дома, но и в дороге, в гостях или путешествии — везде, где есть интернет. Так работают YouTube, Netflix, MEGOGO и другие стриминговые сервисы.
Оператор использует чужие сети, поэтому не может гарантировать стабильное соединение с подписчиком. Но ему не нужно строить свою инфраструктуру и прокладывать кабели к каждому абоненту. Такой сервис может обслуживать пользователей по всему миру.
ОТТ-сервисы бывают платными, бесплатными и условно-бесплатными.
Платные сервисы доступны по ежемесячной или годовой подписке (Netflix, Hulu).
Чтобы получить доступ к контенту условно-бесплатного сервиса, пользователь вынужден смотреть рекламу (YouTube). Бесплатные сервисы транслируют контент без каких-либо условий.
Оператор частично контролирует клиентские устройства. Например, может перезагрузить ТВ-приставку пользователя, чтобы обновить ПО, а на смартфон или умный телевизор отправить уведомление.
Зрители постепенно отказываются от кабельного и спутникового и подключаются к IPTV- и OTT-сервисам. Их привлекают видео по запросу, мультиэкран, простой выбор контента и высокое качество изображения и звука.
Но у IPTV- и OTT-сервисов есть как плюсы, так и минусы. Первые гарантируют качественную услугу, но только внутри своей сети. Вторые предлагают доступ к контенту везде, где есть интернет, но не влияют на скорость интернета пользователя.
Что такое мультиэкран
Абоненты хотят смотреть контент в удобное время и на любом доступном устройстве.
Поэтому мультиэкранные IPTV/OTT-сервисы доставляют контент на любые девайсы: приставки, умные телевизоры, смартфоны и планшеты.
Мультиэкран помогает привлечь даже тех пользователей, кто мало бывает дома и почти не смотрит телевизор.
Как это работает на практике:
Мультиэкранное решение Infomir поддерживает медиаплееры Roku и Apple TV, смартфоны и планшеты iOS и Android, умные телевизоры Samsung Smart TV, Tizen TV и LG webOS.
Пользователи могут смотреть контент на Android TV и обычных Android-устройствах.
Благодаря мультиэкрану зрители сами выбирают, на каком устройстве смотреть контент.
Услуга позволяет переключаться между устройствами во время просмотра.
Например, запустить видео на смартфоне по дороге с работы, а дома досмотреть его на телевизоре.
Виды трансляции контента
IPTV/OTT — предлагают зрителям два вида контента: линейное ТВ и видео по запросу (VoD). В первом случае зрители смотрят только то, что вещают по программе, во втором — выбирают видео из каталога провайдера.
Линейное ТВ — это обычная эфирная сетка: чтобы посмотреть передачу, зритель включает ТВ-канал в нужное время. Если оператор предлагает ТВ-архив,
пропущенный фильм или выпуск новостей будут доступны еще несколько дней.
VoD (Video on Demand) — технология индивидуальной доставки контента по запросу зрителя. Это один из главных плюсов IPTV/OTT-сервисов.
Зритель выбирает из каталога доступные фильмы, сериалы или программы и смотрит их в любое время.
Видео по запросу все популярнее, потому что зрители уже не хотят подстраиваться под ТВ-программу. С VoD абонент не привязан ко времени трансляции: контент доступен в любое время.
Что нужно знать о защите контента
Чаще всего IPTV/OTT-сервисы не снимают контент, а покупают права на его вещание.
Чтобы правообладатели доверили оператору свои каналы, фильмы и сериалы, тот должен защитить его от копирования, скачивания и редактирования.
Есть несколько способов защитить контент:
У каждого правообладателя свои требования к защите контента.
Оператор получит лицензию на вещание, только если выполнит их.
Подробнее о защите контента и DRM-системах мы рассказываем в статье о составляющих IPTV/OTT-проекта.
Как контент передают абоненту
Операторы используют три способа доставки контента по сети:
Unicast — одноадресная рассылка данных. Один источник, один получатель.
Провайдер передает контент только одному абоненту, другие участники сети его не получают.
Multicast — это рассылка данных группе пользователей из одной сети.
Источник отправляет в сеть данные (например, поток ТВ-канала) с определенным IP-адресом. Получить сигнал смогут все устройства, «подписанные» на этот IP-адрес.
IPTV-операторы используют multicast. Если в одной сети несколько абонентов одновременно запросят одинаковый контент (футбольный матч или вечерние
новости), оператору не придется нагружать сеть и вещать его каждому зрителю отдельно.
OTT-провайдерам подходит unicast. Для доставки контента эти сервисы используют чужие сети, и поэтому не могут использовать multicast.
Преимущество этого способа в том, что контент получает только заказавший его абонент.
Из первого материала Infomir Academy вы узнали, как работают
IPTV- и OTT-сервисы, и почему зрители хотят смотреть контент на разных
устройствах. В следующем мы расскажем, из какого оборудования и ПО состоит
видеосервис, как выбрать надежное решение и запустить проект быстро.
VOD (video-on-demand)
Объясняем на конфетах
VOD (video-on-demand) – видео по запросу. Система, которая позволяет зрителю выбирать фильмы, мультфильмы, сериалы и даже контент телеканалов и смотреть их на любом устройстве: компьютере, Smart TV и STB-приставках, планшете, телефоне.
Есть несколько моделей монетизации VOD-контента, которые использует большинство российских игроков.
1. Покупатель узнает, что производитель шоколада выпустил новые конфеты XXX. Они стоят дороже, чем конфеты YYY, но зато это новинка, созданная на лучшем оборудовании, обернутая в качественную и красивую упаковку, доступная сначала по предзаказу, а после —эксклюзивно. Курьер доставляет их на дом.
Это EST (electronic sell through). В эту модель попадает эксклюзивный видео-контент сразу после проката в кино. Фильм уже не показывают в кинотеатрах, но его еще нельзя посмотреть в интернете. Пользователь покупает цифровую копию контента раз и навсегда.
2. Когда распродана эксклюзивная партия конфет по предзаказу, конфеты теряют в стоимости. Их можно попробовать на дегустациях и приобрести в любом ритейле: от «Азбуки вкуса» до «Пятерочки», возможно, даже со скидкой.
Это TVOD (transactional video on demand). Видеоконтент теряет эффект новизны, у пользователя появляется возможность взять фильм в аренду. Он платит меньше, чем при покупке видео навсегда, но получает доступ к нему на определенное время. Большинство проектов крупных киностудий и телевизионных сетей, таких как FOX, Warner Brothers, Universal и др.остаются в модели EST и TVOD.
3. Производитель шоколада выпускает новую продукцию и конфеты XXX перестают быть топовыми. Их упаковывают в большую коробку вместе с другими конфетами и продают все вместе. Покупатель получает возможность постоянно приобретать эти конфеты в сетевых магазинах, а для удобства покупателю их доставляют ежемесячно на дом в одной большой коробке за умеренную цену.
Это SVOD (subscription video on demand). Доступ к видеотеке без ограничения числа просмотров. С пользователя списывается ежемесячная оплата за подписку, что открывает доступ к большой части каталога видеосервиса. В эту модель могут попадать фильмы, мультфильмы и сериалы крупнейших и независимых студий
4. Производитель предлагает покупателям получить конфеты XXX бесплатно. Взамен они должны, например, выложить фотографию с коробочкой конфет в Instagram и поставить хэштег с названием бренда. Производителю это помогает в продвижении его бренда, а любитель конфет получает сладости бесплатно.
Это AVOD (advertising video on demand). Чтобы получить бесплатный доступ к фильму, пользователь смотрит короткий рекламный ролик бренда. В основном – в начале и во время показа.
Основные игроки рынка video on demand
Онлайн-кинотеатры. Агрегаторы контента, которые предоставляют возможность просмотра видеоконтента на своих сайтах и в приложениях для мобильных платформ. MEGOGO, «Амедиатека», Okko, ivi, и т.д.
Платформы цифровой дистрибуции. Агрегаторы видеоконтента, которые предоставляют приложения для мобильных платформ и Smart TV с возможностью просмотра без привязки к сети конкретного провайдера. iTunes, Google Play.
Материал подготовлен при помощи MEGOGO.
Зачем мы сделали VOD на WebRTC
VOD — это про video on demand, т.е. проигрывание обычных роликов, как это делается на YouTube или другом стриминговом сервисе. WebRTC — это видео реалтайм с низкой задержкой. Вы спросите — как эти две вещи могут быть связаны? Заходите под кат за подробностями.
Сапорт и багфикс
Все началось, как обычно, с сапорта. К нам обратилась девушка-программист, предположительно из аутсорсинговой компании в Индии, которая участвовала в разработке мобильного приложения для телемедицины. Одной из хотелок клиента была запись WebRTC видеочата с iOS приложения, с последующим воспроизведением в этом же iOS приложении. Такая запись работала, но при воспроизведении стандартными средствами iOS SDK, обнаружились зеленые артефакты. Точнее даже не артефакты, а вполне четкие прямоугольные области зеленого цвета, занимающие ¾ экрана. Конечно же это никуда не годилось, и мы приступили к изучению проблемы.
Воспроизведение записанного WebRTC видео через AVPlayerViewController
В мобильном приложении для воспроизведения видео, мы использовали стандартные компоненты MPMoviePlayer или AVPlayerViewController, которые могут играть mp4 ролик если указать его http URL, например http://host/sample.mp4. Эти компоненты отыгрывали MP4 видео нормально, но в случае с трансляциями, записанными с iOS приложения, зеленая область никуда не исчезала и все портила.
WebRTC динамически меняет разрешение потока
Оказалось, что зеленые артефакты в записи были связаны с тем, что для WebRTC нормально менять разрешение видео на лету. При этом, в файле записи mp4 мы имеем чудесные фреймы разного размера, точнее сначала последовательность одного размера 640×480, потом другого 320×240, и т.д. Такие фокусы замечательно отыгрывает например VLC, без каких либо артефактов, а встроенные компоненты воспроизведения видео в iOS по HTTP дают зеленые артефакты при изменении разрешения видео в битстриме.
Давайте запустим трансляцию с iOS-приложения и убедимся, что это действительно так. Для тестирования можно воспользоваться нашим мобильным приложением для iOS — Two Way Streaming на базе iOS SDK и демо-сервером WCS5-EU.
Так выглядит приложение, которое стримит поток на сервер:
А так выглядит изменение разрешения видео, отправляемого с мобильного приложения, во времени:
Из графика мониторинга видеопотока видно, что разрешение картинки динамически меняется в зависимости от возможностей мобильного устройства по сжатию видео, работы с сетью, и т.д. WebRTC меняет разрешение чтобы таргетировать низкую задержку.
WebRTC VOD, как решение
Выходом из сложившейся ситуации стал бы рескейлинг с транскодингом, т.е. декодирование фреймов, приведение к одному разрешению, например 640×480 и запись в этом разрешении. Но если делать так с каждым публикуемым на сервер стримом, ресурсы CPU быстро иссякнут на 10-20 видеопотоках. Поэтому нам требовалось какое-то решение, не задействующее транскодинг.
Мы подумали — если WebRTC стримит видео с такими изменениями в разрешениях, то оно должно уметь и отыгрывать видео, записанное таким образом. Получается, если мы зачитаем mp4 файл и скормим его по WebRTC браузеру или мобильному приложению, то все должно быть в порядке и зеленые прямоугольники на экране iOS приложения должны уйти.
Осталось реализовать зачитку записанного mp4 и проброс в движок Web Call Server для дальнейшей конвертации в WebRTC. Первые же тесты показали хорошие результаты — зеленые прямоугольники исчезли.
Так мы получили VOD с воспроизведением не только по WebRTC, но и по всем поддерживаемым протоколам и технологиям: RTMP, RTMFP, RTSP, HTML5 Canvas, Media Source, HLS, WebRTC.
WebRTC VOD — Live трансляция
Дальше возник вопрос — “А вдруг пользователи захотят транслировать ролик как поток, всем сразу и одновременно?”.
В результате, пришлось сделать два типа VOD.
Первый — персональный VOD. Для каждого юзера, желающего проиграть ролик, создается отдельный канал, по которому с самого начала ролика отыгрывается видео.
Второй — живой VOD. Если юзер начал играть ролик, а второй юзер подключился позже, то они будут смотреть ролик как живую трансляцию в реальном времени, т.е. сервер будет стримить из ролика ровно один поток, к которому оба юзера будут подключены и смогут одновременно смотреть, например футбольный матч и комментировать действия игроков.
В нашем плеере и в API, чтобы играть поток, нужно знать его имя.
Для VOD мы ввели следующие схемы:
Если нужно проиграть ролик персонально, передаем имя потока так:
Если же требуется устроить из ролика полноценную онлайн-трансляцию, то имя потока будет таким:
Сам файл sample.mp4 должен лежать в папке сервера WCS_HOME/media и иметь формат MP4 / H.264 + AAC.
Что же стало с iOS приложением? — спросите вы.
Все хорошо. iOS приложение играет VOD ролик по WebRTC без зеленых прямоугольников.
WebRTC VOD в Web плеере
А теперь посмотрим, как WebRTC VOD выглядит в вебе. Для этого, на стороне сервера скопируем mp4-файл в папку /usr/local/FlashphonerWebCallServer/media. Пусть это будет всем известный Big Buck Bunny, sample.mp4.
Открываем страницу с тестовым плеером, указываем название потока vod://sample.mp4 и нажимаем Test Now.
Плеер начинает играть поток через WebRTC. В chrome://webrtc-internals можно видеть графики воспроизведения:
В итоге история закончилась хорошо. Мы пофиксили баг с зеленым экраном при воспроизведении mp4-записи трансляции в iOS приложении и сделали WebRTC-VOD-функцию для веб-браузеров и мобильных устройств под управлением iOS и Android.
Телевизионные системы VOD могут транслировать контент либо через традиционную телеприставку, либо через удаленные устройства, такие как компьютеры, планшеты и смартфоны. Пользователи VOD могут постоянно загружать контент на такое устройство, как компьютер, цифровой видеомагнитофон или портативный медиаплеер, для продолжения просмотра. Большинство поставщиков услуг кабельного и телефонного телевидения предлагают потоковое видео по запросу, при котором пользователь выбирает видеопрограмму, которая немедленно начинает воспроизводиться или загружается на цифровой видеомагнитофон (DVR), арендованный или приобретенный у поставщика, либо на ПК, либо на портативное устройство для отложенного просмотра.
СОДЕРЖАНИЕ
Функциональность
История
Многие испытания VOD проводились с различными комбинациями серверов, сетей и телевизионных приставок. Из них основными игроками в США были телефонные компании, использующие серверы DEC, Microsoft, Oracle, IBM, Hewlett-Packard, USA Video, nCube, SGI и другие. В этих испытаниях чаще всего использовалась серверная система DEC.
В 1997 году Enron Corporation вышла на рынок широкополосной связи, построив и закупив тысячи миль оптоволоконных кабелей по всей территории Соединенных Штатов. В 2001 году Enron и Blockbuster Inc. попытались заключить 20-летнюю сделку по потоковой передаче фильмов по запросу через оптоволоконную сеть Enron. Сделка, которую активно разрекламировали, сорвалась, и после этого объявления цены на акции Enron упали.
Разработка VOD требует обширных переговоров для определения финансовой модели, которая будет служить как создателям контента, так и поставщикам кабельного телевидения, обеспечивая при этом желаемый контент для зрителей по приемлемой цене. Ключевые факторы, определенные для определения экономической жизнеспособности модели VOD, включают ставки покупки фильмов VOD и установление разделения доходов Голливуда и операторов кабельного телевидения. Провайдеры кабельного телевидения предлагали VOD как часть пакетов цифровой подписки, которая к 2005 году в первую очередь позволяла абонентам кабельного телевидения получать доступ только к версии контента по запросу, которая уже была предоставлена в рамках традиционного линейного вещания. Эти пакеты по запросу иногда включают дополнения и бонусные кадры в дополнение к обычному контенту.
Роль однорангового обмена файлами
Транзакционный
Премиум
Догоняющее телевидение
Многие телевизионные станции предлагают зрителям возможность просмотра программ через свои услуги видео по запросу после окончания первоначальной телетрансляции.
Модели подписки
Видео по запросу
Зрителю, возможно, придется подождать всего несколько минут, прежде чем в следующий раз будет запрограммирован фильм. Эта форма требует большой пропускной способности, уменьшает количество каналов, которые может предложить поставщик, и обычно предоставляется крупными операторами с большой избыточной емкостью. Популярность этой концепции снизилась по мере того, как внедряется видео по запросу, а провайдеры часто хотят обеспечить максимальную пропускную способность для своих широкополосных услуг.
Отправить видео по запросу
Push-видео по запросу названо так потому, что провайдер «выталкивает» контент на телевизионную приставку зрителя без запроса контента зрителем. Этот метод используется несколькими вещательными компаниями в системах, в которых отсутствуют возможности подключения и пропускная способность для обеспечения истинного «потокового» видео по запросу. Push VOD также используется вещательными компаниями, которые хотят оптимизировать свои инфраструктуры потокового видео, предварительно загружая наиболее популярный контент на абонентские приставки. Если потребитель запрашивает один из этих фильмов, он уже загружен в его или его DVR.
Система push-видео по запросу использует персональный видеомагнитофон (PVR) для хранения выбранной информации, часто передаваемой в резервной емкости в течение ночи или в течение всего дня с низкой пропускной способностью. Пользователи могут просматривать загруженный контент в любое время, сразу и без каких-либо проблем с буферизацией. Push VOD зависит от записывающего контента зрителя, поэтому выбор может быть ограничен.
Рекламный ролик по запросу
Рекламное видео по запросу (AVOD) использует модель дохода, основанную на рекламе. Это позволяет компаниям, которые размещают рекламу на вещательных и кабельных каналах, обращаться к людям, которые смотрят шоу с помощью VOD. Эта модель также позволяет людям смотреть контент без оплаты абонентской платы. Hulu была крупной компанией AVOD, прежде чем прекратить предоставление бесплатного сервиса в августе 2016 года, передав его Yahoo! Просмотр с использованием существующей инфраструктуры Hulu. Sony Crackle представила серию рекламных объявлений той же компании, которая связана с просматриваемым контентом.