Vr и vr2 в чем разница
Что такое VR, какие VR-шлемы бывают и стоит ли их покупать
Современные технологии позволяют нам получить опыт, который раньше даже представить было сложно. Узнайте, как далеко мы зашли.
Существование VR уже не так удивляет, как несколько лет назад. Однако стереотипов о виртуальной реальности до сих пор много. Самые популярные:
В этой статье мы разберёмся, как работает VR, и немного разрушим эти стереотипы.
Кстати! Вам не обязательно быть разработчиком игр, чтобы понять эту статью, — она для всех.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Что такое VR
VR — сокращение от Virtual Reality, что переводится как «виртуальная реальность». Эта технология позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности.
Это не обязательно должна быть игра — может быть и просто видео в формате 360 градусов.
Как работают VR-очки
Существованием этой технологии мы обязаны устройству человеческих глаз. Благодаря бинокулярному зрению (зрение, в котором используются два глаза) мы можем различать не только цвета, но и глубину — так мы определяем расстояние до объектов и поэтому не врезаемся в препятствия.
Картинки почти идентичны, но можно заметить, что ракурсы немного различаются. Мозг накладывает эти изображения друг на друга так, как это показано на схеме ниже:
Цветами обозначены глаза и поле зрения каждого из них. Там, где поля пересекаются, образуется область, в которой мы можем воспринимать глубину. Всё остальное — периферийное зрение.
Мозг складывает оба изображения, чтобы в итоге получилось одно; именно его мы и видим.
VR-шлемы оснащены двумя мониторами (или одним, который разделён на две части). Каждый из этих мониторов показывает отдельные изображения для каждого глаза. А чтобы правильно сфокусировать взгляд, используются линзы.
Линзы помогают сфокусировать взгляд так, что мозг воспринимает игровой мир как реальный и более реалистичный — это происходит благодаря когнитивному искажению. Поэтому даже посредственная по современным меркам графика выглядит хорошо. Это на руку как разработчикам, так и игрокам, потому что устройству требуется в два раза больше ресурсов, чтобы рендерить сразу два изображения вместо одного.
Если линзы настроены правильно, картинка получается правдоподобной. Если же нет, то это может быть причиной как ухудшения изображения, так и тошноты.
Также на самочувствие человека влияет частота кадров. Раньше считалось, что 90 кадров в секунду достаточно, чтобы сделать погружение максимально правдоподобным. Появление шлема с частотой обновления мониторов в 144 Hz показало, что 90 кадров — не предел. Разумеется, если частота будет низкой, то от дёрганого изображения станет плохо.
В конце концов, не стоит игнорировать и особенности организма. Например, если вестибулярный аппарат плохо развит, то человека будет укачивать даже в самом продвинутом шлеме.
Каким бывает VR
На данный момент есть два основных варианта использования VR-шлема — видео в формате 360 градусов и игры. В первом случае берётся уже существующая запись, а потом разбивается на два экрана.
Чтобы посмотреть, как это выглядит, откройте видео ниже со смартфона — в настройках ролика можно выбрать вариант просмотра в VR-очках.
Что же касается игр и любых 3D-пространств, то тут для пользователя изначально готовятся два разных изображения, которые выводятся отдельно для каждого глаза.
Для этого в пространстве устанавливается сразу две камеры вместо одной. Они располагаются рядом, как глаза человека.
Какие VR-шлемы бывают
Устройства для VR бывают двух типов:
Самые известные наборы — это HTC Vive, Oculus Rift, PS VR и Valve Index.
Стоят они достаточно дорого — за эти деньги можно купить приличный игровой ноутбук. Но тут за эту сумму вы приобретаете опыт, который невозможно получить с помощью дешёвых Cardboard.
Контроллеры помогают управлять игрой или приложением, а камеры служат дополнительным источником ввода (считывают движения игрока) и средством безопасности: вы можете отметить границы, за которые нельзя выходить, а камеры будут предупреждать вас, когда вы будете возле этих границ.
Контроллеры устроены сложнее, чем клавиатура или мышь, — в них есть не только кнопки, но и различные датчики. Рассмотрим на примере контроллеров для Valve Index.
Эти контроллеры определяют расстояние от рукоятки до каждого из ваших пальцев, а также силу нажатия, положение руки и многие другие вещи — датчиков в контроллере больше 80. Это позволяет показать в игре реалистичные руки, которые будут повторять движения игрока.
В шлеме тоже есть датчики. Например, гироскоп, который позволяет фиксировать положение и наклон головы. Но это не единственный вариант. Так, например, PS VR захватывает ваши движения с помощью камеры — на шлеме располагаются светящиеся полоски, по которым консоль понимает, в каком положении ваша голова.
Что же касается Cardboard, то это просто держатель для телефона с линзами.
Такой шлем можно собрать самостоятельно, скачав инструкцию от Google.
Либо вы можете найти готовый Cardboard в магазине — цены начинаются от 500 рублей, если не ниже. Конечно, качество у настолько дешёвых вариантов плохое.
Бюджетные варианты позволяют управлять игрой или приложением с помощью смартфона. Но так как тачскрин недоступен из-за шлема, остаётся только гироскоп. Поэтому для Cardboard можно либо создавать очень простые игры, либо снимать видеоаттракционы.
Также существует Gear VR — устройство от Samsung, в которое также вставляется смартфон. От Cardboard оно отличается тем, что на шлеме есть контроллер.
Но для него, ожидаемо, можно использовать только некоторые модели смартфонов Samsung.
Для других смартфонов есть шлемы вроде FreeFly VR, с которым тоже идёт контроллер, но такой вариант более дорогой — около 10 000 рублей.
8 фактов про VR, которые вы стеснялись спросить
Содержание
Содержание
Там, где одни в курсе всех технических новинок, другие никак не успевают за прогрессом. Только привыкли, что карточку можно не вставлять в терминал, а тут оказывается, мир вовсю уже гуляет по виртуальной реальности. Если вы слышали что-то классное про VR, но до сих пор не понимаете, что тут к чему — мы ответим на самые популярные вопросы новичков.
Какая разница между очками и шлемом?
Ключевая разница в степени погружения и самой технологии подключения. Очки — это самый простой и довольно доступный способ попробовать виртуальную реальность. Они подключаются к смартфону, вернее последний просто вставляется в очки и транслирует специальный контент через окуляры очков. Очки мобильны, не зависят от компьютера и использовать их можно где угодно. В то же время максимально глубокого погружения ждать не стоит. Очки не отслеживаются в пространстве, а качество контента напрямую зависит от мощности смартфона.
Шлемы VR — это уже тяжелая артиллерия. Они отслеживаются в пространстве с помощью датчиков, транслируют изображение на отдельных дисплеях для глаз и дают полное погружение в цифровое пространство. Они идеально подходят для игр и подключаются напрямую к компьютеру. Стоят, правда, значительно дороже.
Правда, что сильно укачивает?
Не обязательно. Все зависит от вашего вестибулярного аппарата. Укачивания, головокружения — в принципе нормальная реакция для тех, кто впервые надел очки или шлем. Все дело в том, как мозг воспринимает информацию. Ваше тело остается в реальности, в то время как глаза и уши реагируют на виртуальные события. Вы видите, как вокруг все мелькает и бегает, а на самом деле вы сидите или стоите на одном месте и ничего не происходит. Головокружение — что-то вроде защитной реакции мозга, который не понимает, что не так.
Терпеть эти ощущения не стоит. При первых признаках дискомфорта прекращайте сеанс и возвращайтесь к VR позже, когда симптомы полностью пройдут. На начальном этапе выбирайте игры без явного рассинхрона, используйте режимы «телепорта» или «виньетки» и другие настройки, чтобы подстроить игровой процесс под собственные ощущения.
У многих укачивание со временем проходит, но, если вы переживаете и не хотите рисковать покупкой дорогостоящего оборудования — попробуйте для начала походить в салоны виртуальной реальности на несколько сеансов игр или хотя бы недорогие очки со смартфоном.
А вообще противопоказания есть?
Особенно нет. Первое, о чем беспокоятся новички в VR — а можно ли играть с нарушением зрения и что вообще делать, если ты носишь очки. Конечно, сменить очки на линзы в данном случае удобнее. Но сами по себе очки не являются препятствием, просто VR-система надевается поверх.
Как таковых противопоказаний по здоровью для использования VR нет, но имеет значение психическое состояние игрока. При наличии нервных и психических расстройств нужно внимательно отнестись к выбору контента, избегая игр с яркими и особо динамичными сценами, дикими спецэффектами. Ну, и не увлекайтесь слишком сильно виртуальными прогулками, чтобы не грустить по возвращению в суровую реальность.
И что там в этой виртуальной реальности делать?
Что угодно. Кататься на американских горках, гулять со львами по саванне, путешествовать по Марсу, играть в игры, смотреть фильмы в 3D. Все зависит от типа загружаемого контента, которого сейчас уже очень много от обыкновенных роликов до фантастических миров. В очках удобно и приятно смотреть ролики, оптимизированные под VR и играть в простейшие игры для смартфонов. В шлемах можно делать все то же самое, но играть уже «по-взрослому», полностью взаимодействуя с игровым пространством. Да и игры сами будут круче.
Качество контента разнообразно и зависит от разработчиков. Вот, например, как выглядит, нашумевшая Half-Life: Alyx, оптимизированная под VR.
Какой компьютер нужен для шлема VR?
Требования для ПК можно посмотреть в характеристиках самих VR-шлемов.
Например, шлем HTC Vive PRO просит процессор от i5 4590 или FX 8350, от 4–8 ГБ (а лучше все 16) оперативной памяти и видеокарту NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9.
В целом, чем мощнее ваши процессор и видеокарта, тем более высокие настройки графики вы сможете выставить в игре.
Очки не имеют никаких специфических требований, потому что сами по себе не являются цифровым устройством. В них все зависит от вашего смартфона. Некоторые модели очков накладывают ограничение только на используемые модели для смартфонов. Например, Samsung Gear VR можно использовать только со смартфонами Samsung и то далеко не со всеми.
Обязательно покупать всю систему VR или шлема хватит?
Для некоторых игр достаточно и одного шлема. Игровые действия можно реализовать с помощью геймпадов, джойстиков или обычной клавиатуры с мышью. Но виртуальные контроллеры дадут вам, во-первых, мобильность, а, во-вторых, то самое, за что так любят VR — погружение.
С наличием полноценной VR-системы и контроллеров «махалок» вы полностью погружаетесь в игру, а контроллеры имитируют ваши руки.
У меня дома мало места — я смогу поиграть?
Конечно. В среднем для комфортной игры достаточно 3 квадратных метров пространства, в которых вы сможете размахивать руками и сделать пару шагов. В игровых настройках вы как правило можете задать периметр игровой зоны, и когда вы в порыве виртуального погружения вдруг начнете за нее выходить — шлем предупредит вас об этом. Также можно использовать реальные ограничители, чтобы вам было проще ориентироваться в пространстве — например, обложиться подушками или одеялами или просто постелить коврик на игровую зону. Лучше всего играть вдали от хрупких и острых предметов, электроники либо накрыть их чем-то мягким.
AR и VR — это одно и то же?
Нет. AR — это augmented reality, «дополненная реальность». Она буквально «накладывает» виртуальные объекты на реальное пространство. Что-то типа нашумевшей игры в покемонов Pokemon GO, только на этом потенциал AR, конечно, не заканчивается. Дополненная реальность активно используется в медицине, военном деле, инженерии, архитектуре и дизайне. смотря на то, что технологии различны, сферы их применения относительно схожи. В VR вы отсекаете реальный мир и полностью погружаетесь в цифровую среду, и она откликается на ваши движения. В AR вы смотрите на реальный мир, но с дополнительными элементами — объекты, разметки, чертежи, подписи, мультимедиа объекты в играх.
Есть, кстати, еще MR — mixed reality, «смешанная реальность», объединяющая AR и VR. Вы как бы полностью ощущаете себя в реальности, но вокруг вас происходит что-то цифровое, и вы взаимодействуете с этими объектами. Ключевое отличие от AR в том, что в дополненной реальности объекты просто накладываются сверху как картинка или голограмма, а в MR они полностью интегрируются в реальную среду, имея физические и пространственные точки соприкосновения с реальными объектами.
Шлем PlayStation VR 2 – обзор с отзывами
Японская компания Sony презентовала обновленную версию шлема виртуальной реальности V1 – PlayStation VR 2. Пользователи уже успели заметить, чем отличаются эти два прибора в работе. Ниже представлен обзор улучшенной модели очков. Ознакомьтесь с информацией и решите, нужно ли менять устаревший шлем на новый. Отзывы покупателей помогут лучше сориентироваться в этом вопросе.
Что нового в шлеме PlayStation VR 2
Решение выпустить обновленную версию разработчики приняли в связи с жалобами пользователей на неполный комплект, конструкцию, изображение и т.д. Производитель внес улучшения в каждый элемент. Рассмотрим вкратце основные моменты.
Отличия шлема Sony PlayStation VR 2 V2:
Отметим и отсутствие в производственном наборе контроллеров Move. Это не минус, а продуманный шаг разработчиков, ввиду денежной экономии покупателя. Большинство приложений не требуют наличия контроллера. Поэтому производители посчитали его лишним и исключили из комплекта.
Контроллер докупается отдельно по надобности. Это потянуло и 40-процентную ценовую разницу между V1 и V2. Рассматриваемая модель продается гораздо дешевле своего предшественника, при этом имея в комплекте камеру.
Техническая характеристика
Параметры виртуального шлема PlayStation VR 2 | |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |
Масса прибора без шнуров | 610 г |
Размер шлема | 187 × 185 × 277 мм |
Материал исполнения | Гипоаллергенный пластик |
ЭКРАН И ИЗОБРАЖЕНИЕ | |
Тип дисплея | AMOLED |
Размер передней панели | 5.7 дюймов |
Размер экранов | 3.2 дюйма |
Угол обзора | 100 градусов |
Общий показатель разрешения | 1920 × RGB × 1080 |
Разрешение экрана на один глаз | 960×RGB×1080 |
ГРАФИКА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ | |
Вес процессорного модуля | 365 г |
Габариты процессорного модуля | 143 × 36 × 143 мм |
Графическая частота | 120 Гц / 90 Гц |
Датчики | Трехосевой гироскоп / трехосевой акселерометр |
Звук | 3D |
Комплектация
В набор шлема PlayStation VR 2 входят следующие элементы:
Напомним об отсутствии контроллеров за ненадобностью. Также скажем о гарнитуре. В стандартный набор она не входит. Если желаете получить наушники в наборе, ищите полную комплектацию шлема.
Комплект дополнен фирменной камерой.
У предыдущей модели такого не было. Покупая образец V1, пользователи были вынуждены докупать камеру отдельно. Обойти это условие невозможно, поскольку это один из главных элементов для работы шлема. А цена на камеру «кусалась», стоила она примерно 70-80 долларов.
Конструкция
Изменения в конструкции:
Главная проблема всех пользователей очков PlayStation VR – это неудобства в процессе игры, скованность движений. Вызвано это обилием соединительных шнуров. Во время погружения в игровой мир пользователь не дает волю движениям, поскольку это грозит вылетом кабеля из гнезда. В них также легко запутаться.
Производитель уменьшил количество шнуров. Теперь не нужно подключать звук через кабель. Это первый, но значительный шаг к решению проблемы. Компания Sony не игнорирует замечания пользователей, что является большим преимуществом.
Отзывы пользователей
Шлем отличный! Не было возможности сравнить обе модели в работе, поэтому напишу только про обновленный вариант. На голове сидит удобно, хоть и тяжелый. Изображение красочное, звук отменный, почти как в кинотеатре. Насчет шнуров – я не искушенный пользователь, мне они не мешают. Советую всем!
У меня на руках первая модель очков, я к ним привык и пользуюсь давно. Вторую модель испытал в гостях у друга. Скажу следующее. Угол обзора особо не изменился, картинка стала более контрастной. Отсутствие кабеля звука особо не ощутил, т.к. кроме него там еще много соединительных проводов. Большой разницы в работе не почувствовал, здесь, скорее, обновлена комплектация и конструкция.
Я получила обновленную версию в подарок на День рождения, сама бы не покупала. В новых наушниках очень удобно! Теперь я не думаю каждый раз, куда их положить, чтобы не потерять. Место для хранения гарнитуры в корпусе шлема – отличная идея. Скажу так, если уже есть первый шлем, то менять его не нужно. А если стоит выбор между первым и вторым, то советую предпочесть второй.
Заключение
Стоит ли заменить устаревшую версию V1 обновленный образец V2 – скорее нет. Список преимуществ и недостатков у них схож, за исключением указанных выше доработок. Тем более, что компания Сони уже объявила о выпуске более совершенной версии. Но если все-таки решите приобрести вторую модель, помните, что ввиду появления стандарта HDR, она не совместима со шнурами первого прибора. Однако в противовес – синхронизация с любой версией приставки PlayStation 4.
Выбор VR шлема
Таблица сравнения разных шлемов с реддит, некоторые цифры спорные, но примерное представление дают о разнице тех. характеристик:
Данные Стим о % шлемов среди всех активных пользователей за месяц, по ним можно получить некоторое представление о популярности разных шлемов:
Опрос на реддит «Какой у вас VR шлем?»:
Samsung Odyssey+
Oculus Rift S
Valve Index
HTC Vive Pro
Самые дешевые ПК ВР шлемы — WMR: Acer, Asus, Lenovo, Dell, HP и др. Возможно уже сняты с производства, но можно купить б/у, так же как и Вайв1, Окулус Рифт1.
Если денег нет на апгрейд ПК хотя бы до мин. требований (см. ниже), то автономный Окулус Квест. Со временем докупите ПК и сможете и в ПК ВР игры тогда играть в Квесте, а не только в простые по графону игры Квеста.
Всё что ещё дешевле — мазохизм по нынешним временам, только всё впечатление от ВР испортите.
Официально в РФ с гарантией продаются только шлемы HTC Vive, PSVR, WMR Lenovo и HP.
Остальные можно приобрести за рубежом, через интернет, с сайтов производителей шлемов, Амазон и пр. магазинов. В случае отсутствия возможности доставки на свой адрес, можно воспользоваться сервисами посредников. Итоговая цена будет зависеть от способов доставки, стоимости услуг посредника, тамож. пошлины. Но получить официальное гарантийное обслуживание по вашему устройству вы не сможете.
Квест и РифтС периодически «выкидывают» на сайте Окулус, можно заказать через Бандерольку с «помощь при покупке», но расхватают быстро. Будут ли Бандерольки ловить такие моменты наличия — не знаю. И Окулус перестали пока отправлять на адреса посредников.
Можно заказать Вальв Индекс на сайте Стим на адрес Бандерольки, но очередь 2 месяца.
Либо искать б/у на ебей. Или ждать, когда карантины по всему миру закончатся, а с ними и дефицит шлемов.
ВайвПро есть в наличии в РФ с офиц. гарантией, его купить легче всего сейчас без проблем.
Напрямую в РФ без посредников продает computeruniverse.
В VR шлемах используют 2 типа экранов: OLED и LCD, у каждого есть свои поклонники. У OLED лучше насыщенность цветов, контраст, черный. У LCD лучше четкость благодаря структуре матрицы RGB, в отличии от Pentile OLED (кроме самых дорогих шлемов StarVR и Varjo). Желательно попробовать лично, чтобы понять, что вам лично нравится больше.
OLED:
HTC Vive1/Pro/Focus+
Oculus Rift1
Oculus Quest
Samsung Odyssey1/+
Pimax 5K XR
PSVR
StarVR
XTAL
Varjo
LCD (жк): все остальные.
Для большей четкости и меньшего уставания глаз желательно наличие механической (не программной) регулировки IPD (расстояния между зрачков).
Шлемы с механизмом регулировки IPD, одновременно смещается каждая линза+экран:
HTC Vive1/Pro/Cosmos
Oculus Rift1/Quest
Valve Index
Samsung Odyssey+
HP Reverb G2
Varjo
Шлемы с механизмом регулировки IPD, одновременно механически смещаются только линзы, картинка на экране смещается только программно:
Pimax 5/8K
StarVR
XTAL
Шлемы c только программной регулировкой IPD: все остальные шлемы.