Wasdqe что за кнопка
Как появилась комбинация WASD
Для меня WASD — понятная на интуитивном уровне комбинация клавиш для игр. Но история могла пойти по другому пути, и мы бы получили EDSF или ASXC. Давайте узнаем, почему мы играем именно так.
Сегодня WASD кажется неизбежной и незаменимой комбинацией клавиш для игр. Как только в 3D-шутерах появилось управление мышью, стало сложно, во всяком случае правше, держать пальцы на стрелках. Клавиши в левой части клавиатуры более удобны, и там легче достать до Shift и Space. Но это сейчас WASD кажется оптимальным и единственно верным выбором, а двадцать лет назад мало игроков использовали эту комбинацию.
На заре шутеров не было единого стандарта управления клавиатурой, геймеры пытались самостоятельно подобрать оптимальный вариант. Разработчики игр ставили по умолчанию различные комбинации для движения, в том числе стрелки. Шутер System Shock в 1994 году предлагал ASDX. В Descent для движения вперёд и назад использовали AZ, а выглянуть из-за угла можно было с помощью QE. Геймеры пробовали и другие комбинации, вроде ZXCV и ESDF.
Общепринятому сегодня стандарту WASD потребовалось несколько лет, чтобы прочно войти в обиход игроков по всему миру. Неизвестно, кто именно первым начал использовать эту комбинацию, но очень весомый вклад в её популяризацию внёс один человек — Деннис «Thresh» Фонг, величайший игрок в Quake.
Отец-основатель
Деннис Фонг в 1997 году выиграл в первом национальном турнире Quake tournament личный Ferrari 328 Джонна Кармака, основателя ID Software. И в тот момент, когда он убивал Тома Кимзи (Tom «Entropy» Kimzey), правая рука Фонга лежала на мыши, а левая — на комбинации WASD.
И Деннис Фонг, и его брат Лайл были отличными игроками. Но Деннис проигрывал брату, который использовал трекбол, поэтому одним летом Фонг принял решение научиться играть мышью. И стал непобедимым. «Как только я сделал этот переход, мои навыки возросли экспоненциально», — говорит Фонг, добавляя, что после этого перестал проигрывать.
За этим последовали эксперименты, например, WADX. Но в итоге Фонг нашёл WASD и стал использовать только эту комбинацию. Он ли придумал эту схему? Возможно, нет. Другие люди тоже пытались использовать левую сторону клавиатуры в Doom в то же время. Но без влияния Фонга комбинация могла не стать стандартом. Были же EDSF, или даже странная ZXC. Интересно, на какую клавишу мы включали бы прицел, если бы ходили на ZXC, а для движения назад нажимали на правую кнопку мыши?
«Я определённо не собираюсь пожинать лавры создателя комбинации WASD. Я наткнулся на неё случайно. Я уверен, что другие люди в то же время начали использовать её просто потому, что она показалась им удобной. Но я однозначно считаю, что я помог популяризировать её для конкретной группы геймеров, в частности для игроков в шутеры,» — говорит Деннис Фонг. Эта комбинация клавиш была прописана в его Thresh’s Quake Bible как “перевёрнутая T”, а этот “гид по Quake” от одного из первых киберспортсменов имел значение. Мнение Фонга было весомым и до его карьеры в качестве игрока в Quake — до этого он был чемпионом по Doom.
Первые шутеры с WASD по умолчанию
В 1991 году вышла Hovertank 3D, один из первых 3D-шутеров. Только играли в нём не за человека, а за танк, который спасает заложников и убивает монстров в лабиринте. Её разработала компания id Software.
Спустя два года id Software выпускает Doom, одну из самых значимых игр среди шутеров от первого лица. У вас тоже в голове заиграла эта музыка? Уверен, большинство из вас знают эту игру не по наслышке.
В 1997 году среди вариантов были, например, A Shift Z X, где A — вперёд, а Z — назад. В 1999 году вышел System Shock 2, где движение осуществлялось квадратом WADX, а на S можно было присесть.
Но люди задавали вопросы о том, как играет Thresh, как у него настроено управление: «После демо победной игры Фонга я обалдел, потому что этот парень двигается настолько быстро в Quake! Он так быстро разворачивается на 180 градусов, что я не думаю, что это можно сделать мышью. Я считаю, он настроил клавиатуру под рокет-джампы и этот разворот».
Джон Кармак, один из создателей Quake, во вторую часть игры добавил конфигурацию имени Фонга. Но вряд ли именно это сделало раскладку самой популярной в мире шутеров. В Quake 2 WASD всё ещё была в качестве отдельной раскладки. А вот в вышедшей в 1998 году Half-Life впервые для шутера комбинация WASD покинула скамейку запасных и стала управлением по умолчанию.
В 1998 году выходит шутер Starsiege Tribes, где WASD снова становится дефолтной. Quake 3 в 1999 году наконец добавила WASD в настройки по умолчанию. Затем пошли другие шутеры, но именно Half-Life, Starsiege Tribes и Quake 3 внесли основной вклад в популярность раскладки. В 2004 году выходит World of Warcraft с теми же настройками по умолчанию, и если бы WASD ещё не была основной для всех, комбинация после WoW точно вошла бы в обиход миллионов геймеров.
Такой же вариант для движения использовался ещё в Castle Wolfenstein 1981 года, но это была 2D-игра с видом слева. Сегодня комбинация используется не только в шутерах — это способ управления камерой в стратегиях.
Что, если не WASD?
Комбинация WASD размещена в левой части клавиатуры, и её используют, когда мышь находится в правой руке. Но если вы левша, то смещение управления с обычных стрелок, расположенных справа, на левую часть клавиатуры теряет смысл. Поэтому вполне вероятно, что вы используете стрелки и окружающие их клавиши для управления персонажем в игре.
Fallout 4 по умолчанию использует WASD. Но есть люди, которые переключают раскладку на ESDF. Игроки в этом случае сталкиваются с проблемой: клавиша E предназначена для сбора лута. И они всё, что видят, собирают — потому что ходят на эту клавишу, а поменять данную настройку в игре нельзя. Пользователи Reddit в треде по ссылке выше отмечают, что на ESDF играют 10% всех геймеров.
Интересно, что и Гейб Ньюэлл, основатель и CEO компании Valve, не использует WASD. Его логика состоит в том, что игры не должны уводить ваши руки от их положения при обычной печати. Поэтому он также использует сдвинутую вправо перевёрнутую T — ESDF. Другой разработчик Half-Life, гейм-дизайнер Дарио Касали (Dario Casali) предпочитает ASXC.
Есть и иные варианты. Кто-то предпочитает RDFG. Есть фанаты TFGH. Даже 5RTY и EDAF некоторым кажутся более удобными. А в чьём стане вы?
Обзор механической клавиатуры ZET Blade Kailh Red: Работа над ошибками
Уже не единожды было упомянуто и не одна тысяча знаков написана о расцвете моды на геймерские клавиатуры, мыши, гарнитуры, мебель – все и не упомнишь. Об одном представителе первой упомянутой категории мы поговорим сегодня – ZET Blade Kailh Red – механическая клавиатура с переключателями Kailh Red.
Внимательный читатель воскликнет – А ведь уже был обзор на данный девайс! Да, отличнейший обзор за авторством nnm_dr вышел в 2018 году, но в той ревизии устройства обнаружились некоторые досадные недостатки. Здесь же, они должны быть исправлены. А что же еще изменилось в устройстве, в этом попробуем разобраться дальше.
Характеристики и комплектация
Комплект поставки:
Внешний вид
Внешний вид у Blade довольно строг и лаконичен, впрочем, как и ее название. Клавиатура не занимает лишнее пространство стола, ведь ее размеры 437*127 мм. Корпус выступает за периметр области клавиш буквально на считанные миллиметры.
Верхняя часть клавиатуры – это окрашенный металл, он же является монтажной пластиной (конструкция «скелетон»).
Клавиш привычно 104, дополнительные возможности реализованы через функциональную клавишу Fn, которая заменяет собой «правую» кнопку Windows. Находится она сразу за «Alt» (второй справа от пробела), к чему автор привык после домашней AOC Agon (да и в целом они визуально похожи).
Над блоком навигационных стрелок, расположился логотип в виде буквы Z, нанесенный краской.
Цифровой дополнительный блок присутствует. Над ним расположены три привычных индикатора активности кнопок – Num Lock, Caps Lock, Scroll Lock. Они обозначены лишь своими пиктограммами, но думаю большинство и так помнит какой индикатор какой кнопке соответствует.
Хотя, если вы не используете раскладные ножки для увеличения наклона, то вы скорее всего не увидите, не то что надписей, но и даже самих индикаторов. По крайней мере так получилось у автора, но это особенность не только данной клавиатуры.
Верхняя кромка корпуса клавиатуры обработана под углом в 45 градусов, до зеркального металлического блеска.
Нижняя сторона скошена от краев к центру, где находится наклейка с некоторой информацией.
Практически по углам находятся противоскользящие ножки. Прямоугольные, размером 40*12 мм, «спереди», и круглые, диаметром 12 мм, «сзади».
Со своей основной задачей они справляются отлично, поэтому если не допускать их загрязнения, нареканий к ним вы иметь не должны.
Выдвигающиеся ножки, для увеличения наклона, имеют высоту 14 мм, узкое основание опоры и отсутствие противоскользящих вставок. Из-за этого их использование несколько уменьшает устойчивость клавиатуры, но насколько критично будет зависеть от материала поверхности.
Они все также немного провисают в сложенном состоянии.
На анимации ниже вы можете посмотреть, как выглядит клавиатура с использованием ножек и без них, а также величины высот от поверхности до кнопок и верха корпуса клавиатуры.
Рядом с прямоугольными резиновыми ножками расположились два посадочных места под крепления подставки под запястье.
Подставка под запястье и интерфейсный кабель
Подставка изготовлена из серого матового пластика, размером 434*76 мм. Верхняя часть ничем особо не примечательна. На нижней присутствует 6 прямоугольных противоскользящих ножек размерами 30*10 мм, а также места для монтажа креплений.
Подставка под запястье не совсем распространенный аксессуар в комплектации клавиатур. Да и вещь это достаточно индивидуальная. Впрочем, отрадно видеть ее в комплектации, особенно с учетом ценовой категории Zet Blade.
Кабель длинной 155 см, облачен в тканевую оплетку, и смотан фирменной застежкой-липучкой. Для предотвращения перегиба на выходе из клавиатуры использована резиновая вставка.
Разъем подключения стандартный USB тип A. Рядом с ним находится ферритовый фильтр.
Клавиши
Начнем с кейкапов. Они изготовлены из полупрозрачного пластика и окрашены в черный цвет.
Символы нанесены лазерной гравировкой. Оба алфавита размещены в верхних двух третях колпачка, что плюс для их равномерности подсветки (но об этом позже).
Английский алфавит сделан чуть крупнее (высотой 4 мм), а русский чуть мельче (3 мм). Вкупе с разным размещением на поверхности колпачка это позволяет меньше путаться.
Высота букв у «игровых» клавиш «WASD» сделана еще чуть больше – высотой 5 мм. Хорошо это или плохо? Дело вкуса, на самом деле.
Кстати, после уже упомянутой AOC Agon, используемый шрифт для английского алфавита мне показался немного необычным. Хотя опять же, дело личных предпочтений.
Девять дополнительных колпачков, выполнены из красного пластика. В их число входят кнопки WASD, стрелки и Esc. WASD содержат только английский алфавит, буква расположена в верхней части посередине, что обычно для кейкапов только с одним алфавитом. Странно то, что высота шрифта тут 4 мм, а не 5, как у стандартных WASD. Хотя логичнее было сделать наоборот. Да и шрифт используется другой.
И наконец, сам механизм. В нижней части прозрачного корпуса переключателя мы видим надпись Kailh.
Механические переключатели Kailh red, утверждается, любимы игроками. И это вполне правда. После Kailh blue, с его более длинным ходом между точками активации и деактивации, а также характерным кликом, «красные» ощущаются совершенно по-другому. Такие нюансы трудно передать, но очень легко ощутить.
Крепление их к корпусу клавиатуры достаточно хорошее. На видео продемонстрирован один из стабилизаторов клавиши «Пробел». Уточню, что это самый плохо закрепленный стабилизатор и у других кнопок все гораздо лучше.
Две проблемы старой ревизии устранены.
Использование функциональной клавиши, или дополнительные функции кнопок
С использованием клавиши Fn, точнее ее сочетания с другими, связан достаточно обширный функционал. Ниже перечислены сочетания и их действия (данную информацию вы можете найти в гарантийном талоне).
Fn+Esc – Удерживайте 5 секунд, чтобы восстановить заводские настройки;
Fn+Del – переключение RGB-режимов подсветки (волны, дождь, бегущие строки, мерцающие звезды);
Fn+HM (Home) – Пульсирующий режим подсветки;
Fn+Ins (Insert) – Переключение интерактивных режимов подсветки;
Fn+End – Пользовательский режим подсветки;
Fn+PU (Page Up) – Подсветка с чередующимися цветами;
Fn+PD (Page Down) – Изменение направления перехода подсветки;
Fn+Backspace – Редактирование пользовательского режима подсветки (DIY);
Fn+PS (Print Screen) – Возврат к RGB-режиму свечения;
Fn+SL (Scroll Lock) – Переключение цвета подсветки клавиш, которые в некоторых режимах по умолчанию не светятся;
Fn+PB (Pause/Break) – Переключение основного цвета подсветки клавиш (в некоторых режимах);
Fn+← → (стрелки влево/вправо) – уменьшение/увеличение скорости перехода подсветки;
Fn+↑ ↓ (стрелки вверх/вниз) – изменение яркости подсветки (всего 7 уровней);
Fn+Win – блокировка клавиши Windows;
Fn+F1 – запуск музыкального проигрывателя по умолчанию;
Fn+F2/F3 – уменьшение/увеличение громкости;
Fn+F4 – отключение звука;
Fn+F12 – блокировка всех клавиш.
Как видите, все управление подсветкой клавиатуры (не через ПО) происходит именно через функциональные клавиши.
Активная комбинация Fn+Win или Fn+F12 заставляет соответствующую клавишу светиться белым, вне зависимости от текущего эффекта/цвета.
При редактировании пользовательского профиля нажатие на нужную кнопку позволяет выбрать цвет свечения (один из 10). Кнопки при этом автоматически блокируются.
Подсветка
RGB подсветка с заявленными 16,8 миллионом цветов безусловно является одной из главных особенностей ZET Blade.
В верхней части корпуса переключателя, через прорезь, можно увидеть, что на печатной плате разместился светодиод RGB подсветки.
За счет того, что оба алфавита размещены в верхних 2/3 части колпачка, английские буквы подсвечены практически без видимого изменения освещенности. Русские символы же, к низу, становятся менее яркими. Это видно, но это не «режет глаз», и создает довольно интересный эффект.
Символы же, находящиеся в нижней части колпачка, по понятным причинам подсвечиваются менее интенсивно. Однако это символы дополнительных кнопок и их меньшая заметность, по сравнению с основными символами, это даже плюс, ибо не отвлекает внимание. А благодаря прозрачной верхней части переключателей происходит мягкая подсветка самой клавиши и пространства рядом.
В ролике ниже вы можете посмотреть различные варианты работы подсветки. Последним режимом идет пользовательский профиль, созданный под игру The Elder Scrolls Online.
А на видео ниже показана работа уменьшения/увеличения яркости, изменения направления эффекта и его скорости.
Для каждого эффекта могут быть доступны и недоступны некоторые из вышеперечисленных функций. А, например, для пользовательского режима увеличения яркости до максимальной, включает режим пульсации, вместо постоянного свечения.
Как вы можете заметить, при достижении минимального и максимального уровня яркости подсветки начинают мигать индикаторы *Lock кнопок. Простое и элегантное решение.
Программное обеспечение
Используемая версия 1.0.4.2 – последняя на момент тестирования. Скачать ПО можно на официальном сайте ZET или из карточки товара.
ПО с незамысловатым названием Blade Software довольно простое и состоит из 3 вкладок.
На вкладке «Клавиши» можно отключить определенную кнопку или назначить на нее какое-либо действие.
«Макросы» говорят сами за себя – на этой вкладке можно записать необходимый макрос.
И вкладка «Подсветка». Здесь можно очень просто выбрать режим подсветки, придумать и воплотить в жизнь пользовательские режимы, изменять некоторые параметры предустановленных режимов и т.д.
Вдобавок, функции клавиш и режимы подсветки можно скомпоновать в один из восьми профилей и быстро переключаться между ними. Очень удобная и полезная штука.
Личные впечатления
Смена любого устройства ввода, будь то мышь или клавиатура, сопровождается периодом привыкания. Длительность этого периода достаточно индивидуальна, да и зависит от многих факторов.
У автора же, переход «синих» на «красные» переключатели происходил достаточно быстро, несмотря на то, что тактильные и акустические ощущения достаточно сильно различаются. Клавиатура ощущается тише и мягче, без четкого тактильного отклика о срабатывании, что нужно учитывать.
На ZET Blade удобно печатать, особенно разница проявляется, когда необходимо напечатать один символ несколько раз подряд. Играть по этой же причине становится немного удобнее. Например, тестирую клавиатуру в TESO, задействовать способности персонажа (иногда приходится несколько раз жать одну кнопку) становится чуть быстрее и легче. Да, вы не получаете тактильного отклика о нажатии клавиши, но это палка о двух концах. Ибо нет никакой гарантии, что при срабатывании кнопки, сработает и способность. Так что это может вас лишний раз обмануть.
И закончим тему звукового комфорта. При нажатии клавиши издают глухой звук, каких-то посторонних призвуков обнаружить не удалось. Однако на клавише «Пробел» стучат стабилизаторы, и это иногда слышно. Странно то, что другие клавиши со стабилизаторами при работе ничем себя не выдают. А «Backspace», «Enter», «Shift» и «0» на дополнительной клавиатуре срабатывают даже тише обычных клавиш.
Подсветка работает как надо, эффектов много, ПО удобное и полезное. Само качество подсветки на высоком уровне, а диапазона яркости должно хватить для любого пользователя. Из множества вариантов режимов каждый найдет себе по душе (так автор, постоянно использует белое свечение на минимальной яркости).
Заключение
То, что ZET Blade является интересным представителем семейства игровых клавиатур было ясно с прошлого обзора. Но допущенные конструктивные просчеты не давали назвать ее идеальной. Теперь же, когда практически все они исправлены она стала отличным вариантом к приобретению. Компания не стала игнорировать проблемы, а решила их в следующих ревизиях клавиатуры, что не всегда встречается в сегодняшнем мире.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить: