Websocket что это вики
WebSockets — полноценный асинхронный веб
Пару недель назад разработчики Google Chromium опубликовали новость о поддержке технологии WebSocket. В айтишном буржунете новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. В тот же день различные очень известные айтишники опробовали новинку и оставили восторженные отзывы в своих блогах. Моментально разработчики самых разных серверов/библиотек/фреймворков (в их числе Apache, EventMachine, Twisted, MochiWeb и т.д.) объявили о том, что поддержка ВебСокетов будет реализована в их продуктах в ближайшее время.
Что же такого интересного сулит нам технология? На мой взгляд, WebSocket — это самое кардинальное расширение протокола HTTP с его появления. Это не финтифлюшки, это сдвиг парадигмы HTTP. Изначально синхронный протокол, построенный по модели «запрос — ответ», становится полностью асинхронным и симметричным. Теперь уже нет клиента и сервера с фиксированными ролями, а есть два равноправных участника обмена данными. Каждый работает сам по себе, и когда надо отправляет данные другому. Отправил — и пошел дальше, ничего ждать не надо. Вторая сторона ответит, когда захочет — может не сразу, а может и вообще не ответит. Протокол дает полную свободу в обмене данными, вам решать как это использовать.
Я считаю, что веб сокеты придутся ко двору, если вы разрабатываете:
— веб-приложения с интенсивным обменом данными, требовательные к скорости обмена и каналу;
— приложения, следующие стандартам;
— «долгоиграющие» веб-приложения;
— комплексные приложения со множеством различных асинхронных блоков на странице;
— кросс-доменные приложения.
И как это работает?
Очень просто! Как только ваша страница решила, что она хочет открыть веб сокет на сервер, она создает специальный javascript-объект:
А что при этом происходит в сети?
GET /demo HTTP/1.1
Upgrade: WebSocket
Connection: Upgrade
Host: site.com
Origin: http://site.com
HTTP/1.1 101 Web Socket Protocol Handshake
Upgrade: WebSocket
Connection: Upgrade
WebSocket-Origin: http://site.com
WebSocket-Location: ws://site.com/demo
Если браузер это устраивает, то он просто оставляет TCP-соединение открытым. Все — «рукопожатие» совершено, канал обмена данными готов.
Как только одна сторона хочет передать другой какую-то информацию, она отправляет дата-фрейм следующего вида:
То есть просто строка текста — последовательность байт, к которой спереди приставлен нулевой байт 0x00, а в конце — 0xFF. И все — никаких заголовков, метаданных! Что именно отправлять, разработчики полностью оставили на ваше усмотрение: хотите XML, хотите JSON, да хоть стихи Пушкина.
Каждый раз, когда браузер будет получать такое сообщение, он будет «дергать» ваш колл-бек onmessage.
Легко понять, что КПД такого протокола стремится к 95%. Это не классический AJAX-запрос, где на каждую фитюльку приходится пересылать несколько килобайт заголовков. Разница будет особенно заметна если делать частый обмен небольшими блоками данных. Скорость обработки так же стремится к скорости чистого TCP-сокета — ведь все уже готово — соединение открыто — всего лишь байты переслать.
А картинку можно отправить?
Что значит «один или несколько байт»? Чтобы не создавать ограничений на длину передаваемого сообщения и в тоже время не расходовать байты нерационально, разработчики использовали очень хитрый способ указания длины тела сообщения. Каждый байт в указании длины рассматривается по частям: самый старший бит указывает является ли этот байт последним (0) либо же за ним есть другие (1), а младшие 7 битов содержат собственно данные. Обрабатывать можно так: как только вы получили признак бинарного дата-фрейма 0x80, вы берете следующий байт и откладываете его в отдельную «копилку», смотрите на следующий байт — если у него установлен старший бит, то переносите и его в «копилку», и так далее, пока вам не встретится байт с 0 старшим битом. Значит это последний байт в указателе длины — его тоже переносите в «копилку». Теперь из всех байтов в «копилке» убираете старшие биты и слепляете остаток. Вот это и будет длина тела сообщения. Еще можно интерпретировать как 7-битные числа без старшего бита.
Например, самую главную картинку веб-дизайна — прозначный однопиксельный GIF размером 43 байта можно передать так:
Не правда ли, очень элегантно?
Что это нам дает?
Скорость и эффективность
Высокую скорость и эффективность передачи обеспечивает малый размер передаваемых данных, который иногда даже будет помещаться в один TCP-пакет — здесь, конечно, же все зависит от вашей бизнес-логики. (В дата-фрейм можно засунуть и БСЭ, но для такой передачи потребуется чуть больше 1 TCP- пакета. 🙂 ).
Так же учтите, что соединение уже готово — не надо тратить время и трафик на его установление, хендшейки, переговоры.
Стандартность
Самим своим выходом WebSockets отправит на свалку истории Comet и все приблуды накрученные поверх него — Bayuex, LongPolling, MultiPart и так далее. Это все полезные технологии, но по большей части, они работают на хаках, а не стандартах. Отсюда периодески возникают проблемы: то прокся ответ «зажевала» и отдала его только накопив несколько ответов. Для «пробивания» проксей часто использовался двух-килобайтный «вантуз» — т.е. объем передаваемых данных увеличивался пробелами (или другими незначащими символами) до 2К, которые многие прокси передавали сразу, не задерживая. Периодически антивирусы выражали свое желание получить ответ полностью, проверить его, и только потом передать получателю. Конечно, сегодня все эти проблемы более-менее решены — иначе бы не было такого большого кол-ва веб-приложений. Однако, развитие в этом направлении сопряжено с появлением новых проблем — именно потому, что это попытка делать в обход стандарта.
Время жизни канала
В отличие от HTTP веб-сокеты не имеют ограничений на время жизни в неактивном состоянии. Это значит, что больше не надо периодически рефрешить соединение, т.к. его не вправе «прихлопывать» всякие прокси. Значит, соединение может висеть в неактивном виде и не требовать ресурсов. Конечно, можно возразить, что на сервере будут забиваться TCP-сокеты. Для этого достаточно использовать хороший мультиплексор, и нормальный сервер легко потянет до миллиона открытых коннектов.
Комплексные веб-приложения
Как известно в HTTP предусмотрено ограничение на число одновременных октрытых сессий к одному серверу. Из-за этого если у вас много различных асинхронных блоков на странице, то вам приходилось делать не только серверный, но и клиентский мультиплексор — именно отсюда идет Bayeux Protocol.
К счастью, это ограничение не распространяется на веб-сокеты. Открываете столько, сколько вам нужно. А сколько использовать — одно (и через него все мультиплексировать) или же наоборот — на каждый блок свое соединение — решать вам. Исходите из удобства разработки, нагрузки на сервер и клиент.
Кросс-доменные приложения
И еще один «камень в ботинке» AJAX-разработчика — проблемы с кросс-доменными приложениями. Да, и для них тоже придумана масса хаков. Помашем им ручкой и смахнем скупую слезу. WebSockets не имеет таких ограничений. Ограничения вводятся не по принципу «из-того-же-источника», а из «разрешенного-источника», и определяются не на клиенте, а на сервере. Думаю, внимательные уже заметили новый заголовок Origin. Через него передается информация откуда хотят подключиться к вашему websocket-у. Если этот адрес вас не устраивает, то вы отказываете в соединение.
Все! Конец кросс-доменной зопяной боли!
А руками пощупать можно?
UPDATE: Одной из открытых реализаций веб-сокетов является чат на www.mibbit.com (заметка в их блоге).
PHP-реализация сервера WebSocket также представлена модулем к асинхронному фреймворку phpDaemon, модуль называется WebSocketServer. Пример простейшего приложения, которое отвечает «pong» на фрейм (пакет) «ping» — ExampleWebSocket.
Вы можете попутно прослушать соедиение с помощью например tcpdump или любой другой программы и увидеть в действии всю ту механику, которую я описал выше.
Светлое будущее
И когда же оно настанет? На самом деле очень скоро. Гугл в очередной раз дал «волшебного пендаля» всей веб-индустрии, и все зашевелились. Вы удивитесь, но тут же люди вспомнили, что в багзилле фаерфокса уже год(!) висит задача на эту тему. В Хроме все изменения сделаны в WebKit — а значит очень скоро появится поддержка в Safari. Скоро подтянутся и остальные браузеры.
А если нельзя, но очень хочется?
На этот случай придуман временный заменитель — библиотечка web-socket-js с помощью флеша эмулирующая веб-сокеты. К сожалению, у нее есть небольшие проблемы с проксями и кросс-доменной работой. Но в качестве временного решения ее стоит опробовать.
Выводы
На мой взгляд, как только люди распробуют, эта технология получить очень широкое распространение. К весне-лету мы получим массу сайтов с ней. И как в свое время несколько лет прошло «под звездой AJAX», так и здесь год-другой мы будем слышать отзывы о внедрении WebSockets повсеместно.
Осторожно, двери закрываются. Не опоздайте на поезд в будущее.
Асинхронный веб, или Что такое веб-сокеты
Авторизуйтесь
Асинхронный веб, или Что такое веб-сокеты
Веб-сокеты (Web Sockets) — это передовая технология, которая позволяет создавать интерактивное соединение между клиентом (браузером) и сервером для обмена сообщениями в режиме реального времени. Веб-сокеты, в отличие от HTTP, позволяют работать с двунаправленным потоком данных, что делает эту технологию совершенно уникальной. Давайте разберемся, как работает эта технология и чем она отличается от HTTP.
Как работает HTTP?
Схема обмена сообщениями по HTTP
Вы наверняка знаете, что такое HTTP (или HTTPS), поскольку встречаетесь с этим протоколом каждый день в своём браузере. Браузер постоянно спрашивает у сервера, есть ли для него новые сообщения, и получает их.
Вы также можете знать, что HTTP позволяет использовать разные типы запросов, такие как POST, GET или PUT, каждый из которых имеет своё назначение.
Как работают веб-сокеты?
Схема обмена сообщениями при использовании веб-сокетов
Веб-сокетам же для ответа не нужны ваши повторяющиеся запросы. Достаточно выполнить один запрос и ждать отклика. Вы можете просто слушать сервер, который будет отправлять вам сообщения по мере готовности.
Веб-сокеты можно использовать, если вы разрабатываете:
Когда следует избегать использования веб-сокетов?
Практически никогда. Единственный минус — это несовместимость с некоторыми браузерами, но уже 95 % браузеров поддерживают веб-сокеты.
17–18 марта 2022 года, Москва, Беcплатно
В некоторых случаях веб-сокеты вам всё же не понадобятся. Если вы создаёте простую CMS, вам вряд ли пригодится функциональность в режиме реального времени. Также не стоит использовать веб-сокеты в REST API, поскольку вам хватит таких HTTP-запросов, как GET, POST, DELETE и PUT.
Практические примеры
В примерах ниже для клиента используется JavaScript, а для сервера — Node.js. Примеры очень просты и вряд ли пригодятся на практике, но зато позволят разобраться в сути.
Веб-сокеты
Вот иллюстрация работы веб-сокетов:
Демонстрация работы веб-сокетов
Эквивалент в HTTP
Так как HTTP должен постоянно проверять канал на наличие новых сообщений, можно использовать «грязную» проверку (dirty check) — подход, при котором клиент с заданной периодичностью (допустим, каждые 200 мс) проверяет наличие новых сообщений на сервере.
Чтобы не вникать в XMLHttpRequest, можно использовать библиотеку Axios. Она декларативна и очень понятна.
Заключение
Веб-сокеты являются одной из самых перспективных веб-технологий, которую уже сейчас используют многие разработчики. Она отлично подходит для взаимодействия в режиме реального времени, в том числе в онлайн-играх.
WebSocket vs REST
Разница между WebSocket и REST:
WebSocket
ОСТАЛЬНЫЕ
Сравнение лицом к лицу между WebSocket и REST (Инфографика)
Ниже приведено 8 лучших отличий между WebSocket и REST:
Ключевые различия между WebSocket и REST
И WebSocket, и REST являются популярным выбором на рынке; Давайте обсудим некоторые основные различия между WebSocket и REST:
Сравнительная таблица WebSocket и REST
Основа сравнения между WebSocket и REST |