White paper что это в криптовалюте
Краткая история white paper в развитии криптовалютной индустрии
Было бы глупо отрицать существенную роль white paper в развитии криптовалютной индустрии, учитывая хотя бы то, что начало ей положил девятистраничный документ Сатоши Накамото.
White paper Накамото создал основу для инновационной и децентрализованной платежной сети биткоина и лежащей в его основе технологии блокчейн, а также для более чем 2000 альткоинов, капитализация которых сегодня составляет $128 млрд.
White paper в криптоиндустрии считается эффективным инструментом маркетинга. Он объясняет смысл проекта для потенциальных пользователей и помогает привлечь инвесторов.
В самом начале блокчейны биткоина или эфириума были публичными, поэтому имело смысл сделать информацию о них общедоступной, и для этого идеально подходил white paper. White paper также помогал инвесторам выяснить, не является ли проект мошенничеством — очевидными признаками этого могли служить фейковые данные членов команды или плагиат.
«Подробное письменное объяснение того, что пытается создать проект и того, чем токен лучше традиционной инфраструктуры, почти всегда будет первым, что встретит любой, кто захочет провести более детальное изучение проекта и его достоинств», — говорит Престон Бирн, партнёр Byrne & Storm.
Сегодня активность на рынке ICO уменьшилась. Согласно отчёту CoinGecko, в 2018 году количество ICO, которым удалось собрать заявленную сумму инвестиций, сократилось с 53% в январе 2018 года до 10% в декабре того же года.
Негативное отношение финансовых регуляторов к рынку ICO затруднил привлечение капитала через. Сегодня многие стремятся собрать средства с помощью предложение токена – ценной бумаги (STO), хотя ни одна юрисдикция не узаконила эту процедуру, и на рынке всё ещё нет бирж, которые ориентированы на работу с секьюрити-токенами.
«White paper позволяет сообществу детально проанализировать концепцию. Во время бума ICO эти документы перешли от технически сложного документа к бизнес-плану, выдаваемому за white paper. Поскольку многие из этих ICO не имеют рабочего продукта, трудно определить, какие проекты заслуживают поддержки. Для многих инвесторов концепция и качество написания white paper служит показателем качества команды, которая стоит за проектом, и становится индикатором для возможности инвестирования», — говорит Бобби Онг, соучредитель CoinGecko.
Отклонение от оригинала
Нередки случаи, когда компания меняет свою основную деятельность, но для компаний в индустрии криптовалют и блокчейна отклонение от оригинального white paper может оказаться проблематичным по многим причинам.
Отсутствие регулирования в индустрии, а также то, что многие проекты не имеют послужного списка, приводит к тому, что любые неожиданные действия компании могут вызвать у инвесторов беспокойство.
Кевин Хоббс, генеральный директор Vanbex, считает, что white paper — это палка о двух концах. Они необходимы для привлечения инвесторов, но, с другой стороны, могут нанести ущерб экосистеме, поскольку очень часто не соблюдаются полностью.
«Это приводит к возможному разочарованию и отсутствию доверия среди инвесторов в криптовалюты», — добавил Хоббс.
Отклонение, однако, не всегда указывает на неблагоприятные намерения. Многие проекты могут обещать всё что угодно, но в конечном итоге становится очевидным, что они переоценили свои возможности или недооценили реальные условия рынка. В других случаях компаниям приходится отклоняться от своего white paper, чтобы исправить ошибочно принятый подход к созданию продукта. В худшем случае компании отходят от своих первоначальных намерений из-за плохого финансового управления.
«Большинство ICO собирали средства в эфире, и многие не конвертировали инвестиционные активы в фиат или слейблкоины. Поскольку цена на эфир снизилась почти на 90% от своего пика, многие из этих проектов значительно сократили свои штаты и теперь у них не хватает средств, чтобы выпустить продукт, который они пообещали в white paper», — говорит Хоббс.
«Отождествляя себя со своим white paper компании ограничивают себя», — говорит Дэвид Уильямс из Blockrules.
«Успешные компании — это не просто технология. То, что делает компанию успешной, заключается не в красивой теории, а в том, как они реализуют свою идею».
Будущее white paper
Вполне возможно, что в будущем блокчейн-проекты будут использовать более традиционный бизнес-подход, минуя white paper и вместо него будут составлять обычный бизнес-план. Это может сигнализировать о зрелости рынка, но ставит важный вопрос о роли этих документов в индустрии.
«White paper биткоина служил для описания технического видения криптовалюты, и серьёзные проекты по-прежнему пишут их. Но во время бума ICO в 2017-2018 годах многие проекты изменили саму концепцию white paper, которая стала больше похожа на бизнес-план. Кроме того, из-за большого количества ICO их качество сильно варьируется», — говорит Онг.
Томер Софинзон, основатель и директор по развитию бизнеса в Pillar Project, отмечает, что хотя white paper были критически важным компонентом для таких открытых систем как блокчейн и криптовалюта, «они также стали основным инструментов для мошенников и любителей лёгких денег, которые не несли реальной ответственности перед своими инвесторами и обещали продукты, которые не имели никакой связи с реальностью».
Сложные высокотехнологичные проекты часто встречаются в индустрии, и именно здесь white paper оказываются наиболее полезными, поскольку помогают донести главную цель проекта, но на практике эта техническая сложность встречается с непониманием со стороны потенциальных инвесторов, что часто и является причиной успеха мошеннических схем.
Вопрос не в том, продолжат ли white paper играть решающую роль в отрасли, а в том, созреет ли индустрия для профессионально подготовленных предложений. Кроме того, как справедливо отметил Онг, будущее white paper будет зависеть от того, как будут развиваться рынки ICO и STO. Если победит первый, мы, скорее всего, увидим продолжение появления новых white paper в индустрии.
Автор — Есси Белло Перес. Оригинал опубликован на The Next Web.
Руководство: Как разобраться в White Paper
White Paper (Белая книга) — это главное, что интересует инвестора на сайте ICO (после разве что краткого описания). От этого документа зависит весь проект, ведь он содержит самую подробную информацию о том, с какой целью проводится ICO.
Прежде чем углубиться в детали, необходимо понять, что требования к White Paper отличаются в зависимости от отрасли. От этого также зависят аспекты, которые необходимо осветить в White Paper, и ее структура. Например, содержание White Paper стабильной криптовалюты будет значительно отличаться от White Paper проекта по внедрению искусственного интеллекта.
Однако есть некоторые основные требования, применимые ко всем отраслям. Говоря в общем, White Paper должна содержать подробный, грамотно написанный и отредактированный текст с логичной и удобной структурой. Хотя авторы могут включать графики, таблицы и изображения, это не обязательно. Также важен объем White Paper: тема должна быть полностью раскрыта, а значит, автор не должен слишком увлекаться сокращениями в ущерб важной информации.
Что такое White Paper?
Если коротко, то в White Paper проводится углубленный анализ конкретной темы или продукта. Цель автора — убедить читателя в перспективности проекта, ценности идеи или продукта. Документ составляется не для продвижения во что бы то ни стало, а для освещения следующих вопросов:
Поэтому White Paper в первую очередь опирается на доводы разума, а не на эмоции.
White Paper предназначена для информирования потенциального инвестора о предлагаемой платформе. Другая важная информация включает:
Зачем нужна White Paper?
Инвесторы хотят знать, во что они вкладывают деньги, и White Paper должна им об этом рассказать.
White Paper с поверхностным содержанием, без четкого указания цели токена, но с обещаниями космических высот (без реального плана постройки космической ракеты) может сигнализировать потенциальному инвестору о том, что организаторы не потрудились должным образом продумать ICO. Однако понятный, грамотный и подробный документ дает инвестору представление о том, насколько хорошо спланированы, реалистичны и достижимы цели организаторов ICO.
Структура White Paper
White Paper ICO обычно содержит приведенные ниже разделы, с возможными вариациями. Иногда заголовки разнятся, а иногда отдельные главы объединяются в один раздел. Для потенциальных инвесторов важно регулярно посещать сайт ICO и просматривать White Paper, поскольку ее часто корректируют на основе отзывов и сложностей разработки, и к первоначальному содержанию добавляются экономические соображения для новых концепций. Желательно загружать каждую новую версию и сравнивать ее с предыдущей.
1. Содержание
2. Отказ от ответственности / Правовая оговорка
В ходе ICO должны быть обозначены обязательства и риски, связанные с инвестированием, а также степень ответственности, на основании которой будет строиться защита прав. Неплохо прочитать все это, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов — если вдруг, например, обнаружится, что информация об инвесторах будет сохраняться в базе данных или что вашего согласия на выкуп или ограничение времени никто спрашивать не обязан. Часто правовую информацию можно найти в разделе «Токеномика» (или «Экономика токена»).
Правовая оговорка также описывает условия владения, в том числе право на перераспределение и интеллектуальную собственность в отношении самой White Paper. Концепция должна быть запатентована в отдельном порядке.
В этом разделе также можно найти параграф, в котором объясняется, почему этот токен не может считаться ценной бумагой или перечисляются страны, резиденты которых не могут участвовать в распродаже токенов. Такая оговорка, очевидно, подразумевает беспокойство организаторов об их потенциальном несоответствии требованиям регуляторов, на что потенциальному инвестору также не стоит закрывать глаза.
Этот раздел занимает от абзаца до нескольких страниц в зависимости от того, насколько учредители проекта хотят себя обезопасить, или же от характера ICO. Как правило, распространенные оговорки об ограничении ответственности составляются при проведении ICO юридических и финансовых проектов, а также в тех случаях, когда подразумеваются совместный доступ к данным.
Правовые оговорки чаще размещаются ближе к концу White Paper. Если его вообще нет, возможно, он оформлен как отдельная страница на сайте ICO или как документ для скачивания в разделе «Документы» на том же сайте.
3. Аннотация
Это краткий обзор основных проблем, на решение которых направлено ICO, а также потенциальных инноваций, которые руководители проекта планируют разработать для решения этих проблем. Авторы иногда углубляются в статистику и другую соответствующую информацию, чтобы более подробно ознакомить читателей со своей платформой.
4. Исторический обзор / Обзор отрасли
Эти разделы не всегда входят в White Paper, но и тот, и другой полезны для понимания контекста и обоснования наблюдений, целей и выводов. Их наличие может сослужить добрую службу организаторам, особенно если в них будет приведена достоверная статистика, обоснование важности проекта и доказательства наличия ниши для него.
5. Проблема
Этот раздел знакомит инвестора с существующими недостатками или пробелами на рынке или в отрасли. Здесь также могут приводиться ссылки на инновации других компаний, направленные на решение обозначенных проблем, а также недочеты или ограничения текущих решений. Раздел может объединять в себе элементы обзора отрасли, без разделения на отдельные категории.
6. Решение
После ознакомления инвесторов с историей и проблемами компания попытается предоставить протокол, платформу или продукт, которые частично или полностью исправят описанное выше положение дел. В этом разделе идея обычно описывается в более общих терминах, чтобы дать инвестору представление о том, как процесс или продукт будет функционировать при успешной реализации.
7. Обзор конкурентов и сравнение
Этот раздел не так развернут, как хотелось бы. В основном он знакомит читателя с выборкой конкурентов по ICO в той же отрасли. Объемы этих сравнений разнятся от одной White Paper к другой, но их общая цель — подчеркнуть признание учредителями ICO тех препятствий, с которыми они сталкиваются, и дать некоторое представление о том, как их можно преодолеть.
8. Как это работает / Бизнес-модель
В этом разделе более подробно объясняется, как будут решаться задачи, озвученные в разделе «Решение». Таким образом авторы White Paper показывают, что их идеи реалистичны и осуществимы. Этот раздел может включать в себя:
9. Токеномика / Экономика токена
Этот раздел обычно содержит секторные диаграммы и рассказывает о следующих вещах:
10. Детали ICO
В этом разделе содержится информация о том, как будут устроены закрытая продажа токенов, предпродажа и основная продажа (не у каждого ICO есть все три этапа). Даты этих продаж могут меняться, поэтому важно регулярно проверять новости на сайте и в соцсетях ICO, а не полагаться только на информацию в White Paper. На самом деле именно из-за этой неопределенности иногда в White Paper вовсе не указывают даты начала продаж.
11. Дорожная карта / Сроки реализации
В дорожной карте говорится о сроках выполнения задач, поставленных командой ICO. Часто они даются приблизительно, с точностью до квартала, а не до месяца, даже если речь идет о датах ICO. Обычно здесь не просто заявляют о целях на будущее, а еще и отчитываются об уже проделанной работе, тем самым показывая инвесторам, что инициаторы ICO умеют выполнять взятые на себя обязательства.
В дорожной карте обычно указывают:
12. Команда
В этом разделе содержатся краткие биографии и фотографии разработчиков и консультантов ICO. В биографиях рассказывается о квалификации и достижениях каждого члена команды. Кроме того, там часто содержатся ссылки на их профили в LinkedIn и других социальных сетях.
Рекомендуем проверять в Сети всю информацию о членах команды ICO, так как мошенники нередко создают фейковые профили, используя фотографии реальных людей, или даже дают ссылки на аккаунты уважаемых экспертов, совершенно не подозревающих о том, что их имя используется в связи с каким-то ICO.
13. Список ссылок
Здесь даются ссылки на источники данных, которые служат доказательной базой всех заявлений команды ICO, сделанных в White Paper. Если какое-либо заявление не подкреплено фактами, инвестор должен насторожиться. В принципе всегда стоит проверять корректность ссылок, так как это само по себе показывает, насколько прозрачный и цельный весь проект.
14. Ссылки на социальные сети
Команды ICO очень редко включают этот раздел в свои White Paper, хотя это было бы полезно. Как уже говорилось, есть много фейковых аккаунтов, созданных мошенниками, поэтому лучше, когда ссылки на страницы в социальных сетях даются официально, а не приходится их искать.
Прочая документация
1. Одностраничное описание проекта
Здесь содержится краткий обзор основных моментов ICO. Он часто написан более простым языком, чем White Paper, и в нем может быть сделан акцент не на текст, а на изображения. В таком описании нередко используются схемы и инфографика.
Помимо обзора в одностраничном описании проекта содержится следующая информация:
Как следует из названия, все это умещается на одной странице.
2. Краткое описание
Оно выполняет ту же роль, что и одностраничное описание, но состоит из нескольких страниц, а не одной. Просто потому, что содержащаяся там информация не умещается на одной странице.
3. Соглашение о продаже токенов
Соглашение о продаже токенов — это компиляция «Деталей ICO» и «Токеномики», однако оба эти раздела нередко частично или полностью отсутствуют в White Paper, если вы читаете этот документ на сайте проекта.
Поэтому этот раздел обычно содержит больше полезной информации, чем вы можете найти в White Paper, так как в нем часто говорится о том, как покупать, продавать и хранить токены и какие кошельки лучше для них подходят в зависимости от выбранной блокчейн-платформы.
Существенным дополнением к этому документу служат правовые оговорки, относящиеся к токенам, например, список стран, в которых разрешено или запрещено продавать эти токены, права владельца токенов, права платформы, риски, связанные с ICO или платформой, инвестиционные риски и ограничения ответственности за нарушение обязательств.
Крайне важно изучить этот раздел, поскольку в нем могут содержаться оговорки, которые категорически не устроят инвестора, такие как односторонний отказ в доступе к платформе или обратный выкуп токенов без согласия их владельца.
4. Техническое описание
В этом разделе White Paper речь идет о том, как платформа будет устроена технически. Здесь может быть описание того, как будут работать протоколы смарт-контрактов, или как будут функционировать различные алгоритмы (например, если команда ICO разрабатывает платформу для совместного пользования энергией, она может включить сюда описание алгоритмов распределения и отслеживания нод, а также того, как будет устроен новый блокчейн).
В этом описании обычно много терминов и технического жаргона, а вычисления зачастую понятны только разработчикам. Поэтому инициаторы ICO обычно публикуют техническое описание в виде отдельного документа, хотя иногда оно включается и в состав White Paper.
На наш взгляд, вставлять этот раздел в White Paper не стоит. Пролистав несколько страниц, люди бросают читать этот текст, поэтому, скармливая им информацию, которую они не могут усвоить, вы только отпугиваете возможных инвесторов. Некоторые ICO понимают это, и у них техническое описание дается в конце White Paper в качестве приложения.
Будь в курсе! Подписывайся на Криптовалюта.Tech в Telegram.
Обсудить актуальные новости и события на Форуме
Вайтпейпер Биткоина понятными словами
31 октября 2008 года неизвестный разработчик под псевдонимом Сатоши Накамото опубликовал революционный вайтпейпер «Биткоин: пиринговая система электронной наличности». Документ положил начало криптовалютной индустрии, которая сейчас оценивается в 200 миллиардов долларов, а также инновационной технологии блокчейна, которая перевернула финансовый мир с ног на голову.
Вайтпейпер Биткоина нельзя назвать лёгким чтивом. Однако ниже мы перескажем девятистраничный документ Накамото так, чтобы его можно было объяснить детям и родителям. В оригинале есть двенадцать разделов, но здесь мы выделим четыре ключевые темы. Это доверенные третьи стороны, проблема двойной траты, мотивация для майнеров и конфиденциальность.
Доверие третьим сторонам
Сатоши Накамото объясняет, что всемирная паутина доверяет обработку электронных платежей доверенным третьим сторонам вроде банков. Но этот процесс ведёт к проблемам по типу обратимости транзакций и высоких комиссий. Более того, такая система неизбежно предполагает мошенничество, а это отягощает всех дополнительными издержками.
Как утверждает Сатоши, существует лучший подход, который позволяет сторонам взаимодействовать друг с другом напрямую. Этого можно достичь за счёт пиринговой сети с равными участниками, где доверие заменяется верификацией. При этом транзакции будут необратимыми. Для обеспечения безопасности сети децентрализованные компьютеры – на криптовалютном языке ноды или майнеры – будут предоставлять доказательства транзакций в хронологическом порядке.
Все транзакции будут транслироваться сети, и каждый будет придерживаться единого порядка транзакций. Такая единая версия реальности (или базы данных) даст пользователям уверенность в том, что электронные записи точны и действительны.
При этом система доказательства выполнения работы – или PoW – требует, чтобы вычислительные узлы (ноды) решали математические задачи. Накамото говорит, что хакеру будет сложно добиться успеха, потому что компьютеры всегда будут искать самую длинную цепочку в качестве истинного распределённого реестра. Именно такие особенности системы и такая последовательность блоков делает Биткоин-транзакции необратимыми.
Проблема двойного расходования
До Биткоина проблема двойного расходования не давала организациям создать электронную валюту. Эта проблема предполагает вероятность того, что пользователь потратит одни и те же цифровые токены более одного раза. Если один токен может расходоваться несколько раз, это навредит виртуальной экономике, потому что такая валюта не будет надёжной.
Сатоши Накамото предложил инновационные решения, которые отчасти революционизируют цифровую экономику.
Во-первых, все транзакции должны быть публично доступны. Во-вторых, все участники сети должны соглашаться с одной и той же последовательностью транзакций – единой и истинной версией порядка получения транзакций. Например, отправка одной и той же монеты двум разным продавцам не сработает, потому что разные метки времени сделают второй платёж (попытку двойного расходования) недействительным.
Другими словами, все находятся в согласии, что позволяет каждой ноде – майнеру – определить, что те или иные транзакции действительны или нет. Все также придерживаются одной временной последовательности, так что недействительные платежи не будут допущены и/или не будут обнаружены по уникальным меткам времени.
Накамото также рассказывает о том, как устроена работа пиринговой сети. Новые транзакции транслируются всем компьютерам сети. Каждая вычислительная нода объединяет транзакции в блок, образуя цепочку блоков — блокчейн. Блок действителен, только если все транзакции в нём действительны, а монеты ранее не были израсходованы.
Мотивация для майнеров
Ввиду отсутствия центрального органа, который определяет судьбу биткоинов, мотивация для нод (майнеров) устроена своеобразным образом. Майнеры получают вознаграждение в биткоинах за обеспечение функционирования и безопасности сети. Одновременно с этим мотивация представляет механизм, посредством которого новые биткоины попадают в обращение. Другими словами, именно майнеры добывают новые монеты.
Сатоши Накамото говорит, что вышеописанные процессы создают добавленную стоимость благодаря времени и ресурсам, потраченным на создание биткоинов, подобно добыче золота.
Стабильное добавление фиксированного количества новых монет аналогично тому, как золотодобытчики тратят ресурсы для добавления золота в обращение. В нашем случае тратятся время, вычислительные мощности и электричество.
Когда в обращение войдёт предварительно заданное число монет, мотивация сможет полностью перейти к транзакционным комиссиям и инфляция окончательно прекратится.
К слову, мы писали об этом сценарии в отдельном материале.
Биткоин не бесплатен, и его создание обходится дорого. Это делает его полезным средством сбережения и средством обмена в пиринговой сети, которая не требует доверия. В отличие от фиатных валют, которые выпускают правительства и центральные банки, Биткоин не подвержен инфляции. Ведь его нельзя создать по собственному желанию — биткоинов будет ровно 21 миллион.
Накамото утверждает, что система вознаграждений сети побуждает узлы оставаться честными и что злоумышленникам будет сложно атаковать Биткоин.
Потенциальный хакер неизбежно обнаружит, что выгоднее играть по правилам – таким правилам, которые дадут ему больше новых монет, чем у всех других вместе, – чем подрывать систему и, следовательно, действительность его собственного богатства.
Конфиденциальность
Что касается конфиденциальности: традиционные банки достигают её за счёт ограничивания доступа к информации. В Биткоине конфиденциальность достигается благодаря анонимности публичных (открытых) ключей. Посторонние могут видеть суммы, отправляемые и получаемые адресами, но транзакции не привязаны к каким-либо личным данным.
Пока пользователи не раскроют свою личность на бирже, конечно же.
Сатоши Накамото завершает свой вайтпейпер следующим выводом:
Мы предложили систему электронных транзакций, не полагающуюся на доверие посредников.
Сеть устойчива в своей неструктурированной простоте. Все узлы работают одновременно с минимальным координированием. Их не нужно идентифицировать, поскольку сообщения не направляются в какое-то конкретное место, а должны лишь быть доставлены оптимальным образом.
Стоит повторить это утверждение, потому что оно может оказаться актуальным на века: «Сеть [Биткоина] устойчива в своей неструктурированной простоте».
Понравился текст? Заглядывайте на обсуждение в наш крипточат ходлеров.