Wren christopher что построил

Кристофер Рен

Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.

Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.

Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.

Wren christopher что построил. image037. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-image037. картинка Wren christopher что построил. картинка image037 Барочный собор Св. Павла в Лондоне Wren christopher что построил. image038. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-image038. картинка Wren christopher что построил. картинка image038 Барочный собор Св. Павла в Лондоне

Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.

Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.

Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.

Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».

Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.

Источник

Человек, который перестроил Лондон. Как Кристофер Рен изменил британскую столицу

Wren christopher что построил. nick page 8BlE0nkBjqk unsplash e1634743375912. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-nick page 8BlE0nkBjqk unsplash e1634743375912. картинка Wren christopher что построил. картинка nick page 8BlE0nkBjqk unsplash e1634743375912

Имя Кристофера Рена — автора проектов Собора Святого Павла, Обсерватории в Гринвиче и Военного госпиталя в Челси — знакомо практически каждому лондонцу. В день рождения великого архитектора разбираемся, как ему удалось изменить средневековый облик британской столицы и какое наследие он оставил после себя.

В день, когда в Лондоне вспыхнул Великий пожар, английский чиновник Сэмюэль Пипс, наблюдая за тем, как пламя постепенно поглощает средневековый город, написал в своем «Дневнике»: «Над колокольнями и крышами домов рвутся в небо зловещие кровавые языки, ничего общего с покойной красотой пылающего в камине огня. Гигантская огневая дуга с милю длиной перекинулась с одного конца моста на другой, вбежала на холм и выгнулась, точно лук. Зрелище это повергло меня в глубочайшее уныние; я не мог сдержать слез, глядя на объятые пламенем церкви и дома, слыша неумолчный шум всепожирающего огня и жалобный треск рушащихся домов».

Однако не все оплакивали утраченный облик средневекового города также, как Пипс. Когда пожар закончился, лондонская элита почти не сомневалась, что вскоре столица будет выглядеть совершенно иначе. Королевский двор мгновенно увидел в катастрофе долгожданную возможность преобразить город — очистить его от узких мощеных улиц и старых деревянных зданий. К тому же, пять шестых площади Лондона, обнесенного каменной стеной, уже были полностью уничтожены пламенем.

Wren christopher что построил. Sir Christopher Wren Flickr internetarchivebookimages. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-Sir Christopher Wren Flickr internetarchivebookimages. картинка Wren christopher что построил. картинка Sir Christopher Wren Flickr internetarchivebookimagesАрхитектор Кристофер Рен

Для того, чтобы преобразовать столицу после пожара, королю Карлу II было необходимо утвердить новый градостроительный план. Объявив начало работы, монарх собрал экспертный совет, куда вошли известные ученые, инженеры, физики и математики. Одним из членов совета по восстановлению Лондона стал сэр Кристофер Рен — оксфордский профессор математики, ученый и архитектор, который ранее уже принимал участие в реставрации деревянного Собора Святого Павла.

Широкие бульвары вместо темных переулков

Всего через неделю после того, как пожар потушили, Карл II издал указ, в котором сообщил, что в будущем «столица станет гораздо красивее, чем в настоящее время». Тогда же архитектор Кристофер Рен представил монарху свое амбициозное видение нового Лондона, который мог бы соперничать по великолепию с Парижем — городом широких бульваров и величественных зданий.

По замыслу Рена, Лондон должен был состоять из нескольких больших площадей, геометрически связанных между собой длинными бульварами. Для этого ему требовалось полностью перестроить территорию вокруг Флит-стрит и Королевской биржи, а также облагородить землю вдоль Темзы, чтобы превратить ее в общественную набережную. Кроме того, Рен определил и распланировал пространство для некоторых важнейших учреждений того времени. Золотая кузница, Королевский монетный двор и Главное почтовое отделение были сосредоточены вокруг одной площади, а Таможенный дом располагался рядом с Тауэром, недалеко от того места, где его здание расположено сегодня.

Wren christopher что построил. 3158. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-3158. картинка Wren christopher что построил. картинка 3158План Кристофера Рена по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Карл II восхищался идеями Рена и назначил его одним из шести комиссаров по надзору за восстановительными работами. Но несмотря на явное желание короля изменить Лондон, возможности предоставить архитектору полную свободу действий у него не было. Вскоре после пожара владельцы недвижимости вспомнили о своих правах и начали перестраивать дома на участках в соответствии с прежней средневековой схемой улиц. В надежде избежать судебных тяжб с купцами, Карл лишь настаивал на том, чтобы старые дороги были расширены, а строительные стандарты улучшены. Из-за этого многие идеи Рена сохранились лишь в виде проектов, тщательно проработанных на бумаге.

Церковные площади и магистрали: каким мог стать Лондон

Другие проекты по преобразованию британской столицы были представлены картографом Ричардом Ньюкортом, писателем Джоном Ивлином, ученым Робертом Гуком, офицером Валентином Найтом и другими членами экспертного совета. Практически все эти планы были разными вариациями на тему устройства городской системы, которая позже стала использоваться при строительстве городов в США. Например, в плане Ньюкорта присутствовали строгие ряды церковных площадей на прямоугольных участках. Именно такая схема была взята за основу строительства Филадельфии в 1680-х годах.

Wren christopher что построил. 3158. Wren christopher что построил фото. Wren christopher что построил-3158. картинка Wren christopher что построил. картинка 3158План Валентина Найта по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Джон Ивлин предлагал превратить Лондон в столицу барочной архитектуры, но на реализацию его идей в казне не хватало средств. А Валентин Найт со своим проектом потерпел полное фиаско. Офицер предложил создать две главные магистрали и построить длинные ряды домов между ними, заявив, что в таком случае королю удастся собрать неплохую сумму за счет арендной платы и сборов за пользование каналом. Карла его идея очень оскорбила. Монарх мгновенно заявил, что не пытается «извлечь выгоду для себя из столь публичного бедствия своего народа», и приговорил Найта к тюремному заключению.

Ни один из планов, в том числе предоставленный Кристофером Реном, не был осуществлен полностью. Однако некоторые кардинальные изменения в строительных стандартах того времени все же произошли: в 1667 году суд принял закон, согласно которому в городе не разрешалось строить высотные жилые здания, а также запрещалось использовать в отделке деревянные материалы. Кроме того, некоторые улицы Лондона действительно стали шире, а открытые причалы и набережная у Темзы облегчили доступ к реке на случай возможных пожаров в будущем.

Что Кристофер Рен оставил после себя

Со временем в руки Кристофера Рена был передан еще один важный проект, на этот раз — по восстановлению пятидесяти одной приходской церкви Лондона после пожара. По его чертежам были построены St Benet Paul’s Wharf, St Margaret Lothbury, St Mary Abchurch, St Bride’s Church, St Michael’s Church. В процессе работы над церквями Рен создал и свой главный шедевр — новый Собор Святого Павла, строительство которого было завершено в 1711 году. Собор сохранился на протяжении веков и смог пережить немецкие бомбежки времен Второй мировой войны.

Другим проектом Рена (в сотрудничестве с Робертом Гуком), который был успешно реализован, стал «Монумент» — 62-метровая дорическая колонна с золотыми языками пламени на вершине, установленная по приказу короля. Высота памятника была выбрана не случайно: расстояние между ним и домом пекаря на Пудинг-лейн, где начался Великий пожар, составляет ровно 62 метра. Сегодня на колонну можно подняться (правда, для этого нужно преодолеть больше трехсот ступеней). С нее открывается потрясающий вид на лондонский Сити, который, к слову, спустя 355 лет после пожара выглядит совершенно не таким, каким его когда-то задумывал сэр Кристофер Рен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *