X compliance интерфакс что это
«Интерфакс» выделяет IT-бизнес в отдельную компанию для концентрации на развитии цифровых сервисов
Новостной бизнес, с которого начинался более 30 лет назад «Интерфакс», остается в компании «Информационное агентство Интерфакс». Она сосредоточится на развитии профессиональных новостных продуктов и интернет-ресурсов.
«Интерфакс» был создан в 1989 году как первое в СССР независимое информационное агентство. Помимо лент новостей, в 90-х годах оно стало выпускать профессиональные продукты для участников сырьевых и финансовых рынков, присваивать кредитные рейтинги, рассчитывать фондовые индексы, транслировать рыночные данные. Новости «Интерфакса» по-прежнему самый цитируемый за рубежом источник информации о событиях в России и наиболее популярный продукт на российском фондовом рынке с более чем 1 млн пользователей.
В 2004 г. «Интерфакс» выпустил на рынок систему СПАРК, которая стала индустриальным стандартом в сфере оценки рисков юридических лиц, выступил учредителем Объединенного кредитного бюро, завоевавшим сегодня лидирующие позиции на рынке. Семейство продуктов «Интерфакса» позже дополнили системы СКАН (мониторинг медиапространства и анализ репутационных рисков); Маркер (анализ товарных рынков, заказчиков и поставщиков); X-Compliance (выполнение требований в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма); АСТРА (сервис для подготовки документации по контролируемым сделкам); RU Data (эталонная база данных по финансовым инструментам); СКАУТ (автоматизация процессов управления рисками). «Интерфакс» реализует также масштабные IT-проекты федерального и регионального масштаба, в частности, он является оператором системы «Федресурс» (раскрытие информации о юрлицах, анализ обременений, мониторинга и банкротств).
X compliance интерфакс что это
X-Compliance выявляет риски в сфере ПОД/ФТ, антикоррупции, санкций, FATCA и CRS
(идентификация, проверки, оценка риска, анкета клиента)
(негативные списки, «Правило 50%»)
(коррупционный риск и его оценка)
(проверка TIN на непротиворечивость)
Как X-Compliance сделает проверки эффективнее?
Свяжитесь с нами, и мы ответим на все вопросы
Потребности рынка и предлагаемые решения
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ СЛУЧАИ ДЕЙСТВИЯ «ПРАВИЛА 50%»
«Правило 50%» — это принцип, в соответствии с которым юридическое лицо считается находящимся под санкциями США, Европейского Союза или Великобритании, в случае, если один или несколько его владельцев находятся под санкциями, и их совместная доля владения составляет 50 и более процентов. Сложности выявления случаев распространения действия «Правила 50%» связаны с необходимостью осуществлять затратный просчет структур владения и при этом суммировать доли менее 50%, включать в расчет недействующие компании, а также учитывать требования нескольких директив и случаи действия «Правила наибольшей доли владения».
В X-Compliance доступны списки российских юридических лиц, являющихся дочерними организациями компаний под санкциями США (OFAC), Евросоюза и Великобритании (HM Treasury), на которые распространяется действие «Правила 50%».
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 1300
Постановление Правительства РФ № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592» устанавливает специальные экономические меры в ответ на недружественные действия Украины.
В соответствии с документом специальные экономические меры применяются как к физическим и юридическим лицам, так и к контролируемым этими лицами организациям. При этом приложения № 1 и № 2 к документу содержат перечни физических и юридических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры, и не содержат перечни контролируемых этими лицами организаций, на которых также распространяются требования о блокировании и запрете на вывод капитала.
Понимая практические сложности, с которыми неизбежно сталкиваются компании при реализации требований Постановления Правительства № 1300, аналитики проекта X-Compliance сформировали перечень организаций, прямо или косвенно контролируемых лицами, на которых распространяется действие специальных экономических мер. Соответствующий перечень (включающий в себя в том числе перечни лиц, указанных в Приложениях № 1 и 2 к Постановлению Правительства № 1300) доступен в рамках веб-доступа.
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ ПДЛ
В рамках исполнения противолегализационного законодательства необходимо выявлять публичных должностных лиц и их ближайшее окружение, однако единого официального перечня таких лиц в источниках, доступных на законных основаниях, нет.
X-Compliance предоставляет актуальные списки Публичных должностных лиц (ПДЛ: РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ), которые формируются и актуализируются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендациями Банка России, Росфинмониторинга и документами, изданными международными организациями.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ
В рамках исполнения требований по идентификации необходимо использовать информацию из открытых информационных систем (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов).
X-Compliance дает пользователю возможность получать необходимые данные в режиме «одного окна», что позволяет сместить акценты с процесса «технического» поиска информации в сторону выполнения более «интеллектуальной» работы сотрудника, предполагающей анализ и оценку.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕРЯТЬ TIN НА НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
Стандарт по автоматизированному обмену информацией (The Common Reporting Standard, CRS) требует от репортирующих финансовых институтов (Reporting Financial Institutions, FIs) собирать данные о номерах налогоплательщиков (Tax Identification Number, TIN) определенных категорий клиентов.
В соответствии с OECD CRS FAQs FIs не могут полагаться на результаты самосертификации клиента и обязаны «подтверждать формат и другие характеристики TIN».
X-Compliance позволяет осуществить проверку предоставленных клиентом данных о номере налогоплательщика на их непротиворечивость (validation of TINs).
Функционал позволяет проверить, насколько предоставленные лицом данные TIN соответствуют формату конкретной юрисдикции. В модуле также возможна массовая проверка.
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ БЕНЕФИЦИАРНОГО ВЛАДЕЛЬЦА
Кредитные организации обязаны принимать меры по идентификации бенефициарного владельца (которым является физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо прямо или косвенно контролирует действия клиента, в том числе имеет возможность определять решения, принимаемые клиентом).
X-Compliance позволяет выявить как структуру собственности клиента, так и его бенефициарного владельца.
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫЯВЛЯТЬ ИСТОЧНИК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
В рамках исполнения требований по идентификации необходимо устанавливать сведения о финансовом положении лица и — в ряде случаев — источник происхождения денежных средств.
В X-Compliance доступны декларации о доходах государственных служащих, а также сведения о местах работы ПДЛ — эта информация позволяет соотнести финансовый профиль клиента с проводимыми по счету операциями.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБНОВЛЯТЬ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ
Обновление сведений, полученных в результате идентификации, осуществляется путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (его представителя) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 Положения № 499-П.
С помощью X-Compliance возможно осуществлять обновление идентификационных сведений с установленной законом периодичностью, в том числе — без обращения к клиенту.
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧИТЫВАТЬ ДАННЫЕ РАЗЛИЧНЫХ САНКЦИОННЫХ СПИСКОВ
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются компании при проведении проверки клиентов/контрагентов, — это отсутствие четких и формализованных санкционных списков разных стран. Сложности вызывают и вопросы толкования санкций, введенных иностранными государствами в отношении России.
X-Compliance предоставляет актуальную, наглядную и систематизированную информацию о фигурантах санкционных и негативных листов, списков наблюдения.
О проекте
X-Compliance помогает банкам и компаниям выполнять обязательные требования по противодействию отмыванию доходов, борьбе с коррупцией, проверке клиентов, выявлению санкционных рисков.
Сервис «Интерфакса», который стал первым такого рода в России, детально учитывает требования российских регуляторов и все особенности отечественного законодательства.
Свяжитесь с нами и мы:
Заявка на предоставление демодоступа
Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
© 1991–2021 АО Финмаркет. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО Финмаркет.
услуга X-Compliance
Возник вопрос.
Никто не пользуется услугами ЗАО ″Интерфакс″?
продукт называется X-Compliance https://xco-interfax.ru
X-Compliance – это первое российское решение для субъектов ПОД/ФТ, которое позволяет проводить комплексную проверку клиентов и/или контрагентов в соответствии с требованиями российского законодательства
Так просмотрел не увидел смысла в их услуге. Но может неправильно оценил и услуга нужная?
Услуга предоставляет:
1. Проверка Юридических лиц (предоставляется только в веб-доступе) в рамках риск-ориентированного подхода, индекс повышенного уровня риска;
2. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
3. Проверка РПДЛ (наиболее полные перечни, определение категории по 407 П), ИПДЛ, МПДЛ;
4. Санкционные списки (ООН, HM-Treasury, OFAC, Специальные экономические меры и тд.);
5. Возможность заказать сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице с усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью ФНС России;
6. Структура собственников (Бенефициарные владельцы);
7. Проверка паспортов по списку недействительных утраченных;
8. Возможность подгружать списки по ФИО и идентификаторам компаний для ускоренной и массовой проверки.
Москва, преподаватель финмониторинга и ПОД/ФТ, главный редактор СМИ ″Вестник фининансового мониторинга″
Знаю аналог от СКРИНА: СКРИН ПОД/ФТ.
http://www.smyslovy.ru/uslugi-programm.html#skrin
Спасибо за альтернативу.
Но хотелось бы услышать мнение о нужности таких сервисов.
По СКИНу «ПОД/ФТ» больше информации в инете и можно понять что-то.
Как обычно, каждую программу надо дорабатывать. Например, анкета для присвоения уровня риска. Насколько понимаю, уровень риска определяется в соответствии со своими Правилами. Получается эта функция не работает.
Или функция «Идентификация клиента». Откуда программа берет данные. Явно для юриков из выписки из ЕГРЮЛ. Это мизер. Да и если этот клиент уже был, то и эта информация уже есть. Главное остальные данные, которые надо выискивать и вбивать ручками, например, состав органов управления. Этот состав и на сайте компании не найдешь. Да и форма анкеты клиента у всех разная.
Заинтересовала функция «Мониторинг изменений по клиенту». Я так понимаю мониторят по выписке из ЕГРЮЛ. Можно своего администратора привлечь по разработке небольшой программы по сравнению выписок из ЕГРЮЛ.
Пока не вижу смысла. Или я что-то проглядел?
Вопрос остался с физиками «Идентификация клиента». СКРИН «ПОД/ФТ» получает информацию из налоговой, ОМС, ПФР, паспортного стола? Сомнительно.
Москва, преподаватель финмониторинга и ПОД/ФТ, главный редактор СМИ ″Вестник фининансового мониторинга″
Я сторонник двухуровневой системы рисков. Видел ПО, присваивающие иные уровни (например, трехуровневая шкала), что требует корректировки ПВК, что, конечно же не очень хорошо.
Екатерина Пустовалова: Комплаенс–менеджер — это международная профессия
International Compliance Services (ICS) — российская компания, которая занимается построением работоспособных комплаенс-систем, базируясь на международной практике. Помимо этого, ICS организует тренинги и учредила «Премию по комплаенс». X-Compliance поговорил с президентом ICS Екатериной Пустоваловой об аспектах ее работы.
— Что из себя представляют ICS и Пространство комплаенс на сегодняшний день?
— ICS — это российская компания, которая была учреждена в 2010 году. Я являюсь ее руководителем и собственником. То есть это — мой личный проект, который я начала вести с 2008 года. Задача, которую я перед собой ставила, с момента создания компании не изменилась —формирование института комплаенс в Российской Федерации.
Поскольку это не локальная история для отдельной юрисдикции и тема носит глобальный, международный характер, на первом этапе было принято решение о формировании комьюнити профессионалов, чтобы они говорили на одном языке и одинаково понимали комплаенс.
Комплаенс–менеджер — это международная профессия, как и внутренний аудитор, финансовый аналитик, независимый директор. Я инициировала партнерство с Международной Комплаенс Ассоциацией. Данная ассоциация с 2001 года занимается исключительно вопросами комплаенс: разрабатывает стандарты компетенции для специалистов, которые работают в этой сфере во взаимодействии с регуляторами и другими ключевыми лицами. Также она разрабатывает программы сертификации, ICA делает это в партнерстве с Манчестерской школой бизнеса (Manchester Business School, MBS — ред.).
В случае успешного прохождения программ подготовки участники признаются сертифицированными специалистами для работы в соответствующей роли за рубежом. В ряде юрисдикций наличие сертифицированного специалиста по комплаенс–менеджменту является обязательным условием при, например, получении лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Стало понятно, что такое сообщество людей, которые говорят на одном языке, уже сформировалось и продолжает разрастаться: сейчас в него входят уже более 1000 человек из России и других стран СНГ. Для справки: в мире сертифицированных с 2001 года специалистов ICA уже более 150 тысяч.
Задачи ICS несколько шире. Начиная с 2015 года мы начали активно развиваться в другом направлении, а именно разработки построения и последующей сертификации систем комплаенс–менеджмента внутри организации. Международными стандартами в данном случае являются два ISO, еще несколько стандартов находятся в разработке.
Я была участником глобальной директории экспертов по разработке этих стандартов, мы были плотно вовлечены в эту работу. Поэтому следующее наше направление, которое мы активно развиваем — сертификация компаний, их подготовка к сертификации по стандартам ISO.
Вместе с этим мы развиваем Пространство комплаенс. Этот проект стартовал в прошлом году. Почему Пространство комплаенс? Стоит вернуться к нашей цели — формирование института комплаенс. Вообще это отдельная тема, на которую можно долго говорить. Вы знаете, например, что сейчас идет работа над антимонопольным комплаенс, появляются серьезные инициативы по отдельным направлениям, связанным с ПОД/ФТ, противодействием коррупции. Все это активно развивается как на уровне законодательства, так и на уровне компаний.
Наш способ организации бизнеса очень гибкий и современный. Сейчас уже ни для кого не является секретом тот факт, что компании развиваются в сторону экосистем и маркетплейсов. Именно поэтому Пространство комплаенс — это своего рода экосистема, где мы рады видеть всех, кто заинтересован в этой теме. То есть этот проект будет развиваться как комьюнити, кооперация.
Данный проект позволит профессионалам экономить свое время в поиске информации, оценивать собственную эффективность и надежность работы комплаенс-менеджмента.
Естественно, мы перенесли в Пространство комплаенс проекты, которые изначально были частью ICS — это наши ежегодные конференции и премия по комплаенс-менеджменту. Мы будем развивать Пространство дальше, потому что сама тема комплаенс в России очень динамично развивается.
Также мы запустили программу менторинга, сейчас думаем над программами поддержки студентов, которые хотят развиваться в сфере комплаенс. Мы дружим со всеми, кто сейчас так или иначе работает в этой сфере.
— В чем заключается ваша роль в данных проектах?
— Я лично являюсь руководителем и отвечаю за всю деятельность нашей компании. Помимо этого, я являюсь сертифицированным тренером со стороны ICA и сертифицированным аудитором. Это значит, что я сама как эксперт могу проводить тренинги и проводить аудиты для наших клиентов, а также оказывать и другие услуги.
— Складывается ощущение, что вы довольно давно погружены в эту темы. Расскажите, пожалуйста, как вы вообще пришли в сферу комплаенс?
— Изначально я строила карьеру юриста, юридическое образование у меня второе. Я также защищала кандидатскую по частному и корпоративному праву — это моя экспертиза. А первое образование у меня техническое, я заканчивала МЭИ (Московский энергетический институт — ред.) по специальности инженер-электромеханик.
Добившись какого-то максимума с точки зрения карьерного и профессионального роста для внутреннего юриста компании, будучи вице-президентом по правовым вопросам одного из крупных российских энергетических холдингов, пройдя через реформирование электроэнергетики, формирование активов в сфере ЖКХ, я захотела сделать следующий шаг.
На тот момент это был 2007 год. В России, на конференциях, включая ОКЮР (Объединение корпоративных юристов — ред.) все чаще стало звучать слово «комплаенс», но тем не менее, не было четкого понимания относительно того, что это такое, что нужно по этому поводу делать главам юридических служб, какая ценность для компаний, как объяснить руководству необходимость внедрения.
Поэтому для меня это было интересно в профессиональном плане. Поскольку комплаенс это не столько юридическая экспертиза, сколько вопросы управления комплаенс-рисками, построения систем внутреннего контроля, тут в моем случае, наверное, сыграло роль мое техническое образование.
Я поняла, что вопросы, связанные с комплаенс-менеджментом, и одновременно возможность построить собственный бизнес для меня стали интересными, все это стало логичным шагом для дальнейшего развития.
В 2007 году мы опубликовали исследование, проведенное совместно с журналом «Корпоративный юрист». Тогда мы спросили совершенно разных специалистов российских и зарубежных компаний, руководителей юридических служб, аудиторов, специалистов по подбору кадров о том, как они понимают комплаенс-риски, чем они отличаются от юридических рисков, регуляторных, какова роль юристов в области комплаенс. В результате мы не увидели хорошего, глубокого и, главное, единого понимания комплаенс.
Именно поэтому это было интересно развивать, глубже разобраться в нюансах. Тогда на одной из конференций в Лондоне я познакомилась с руководством ICA, так как было понятно, что это лидирующая организация в сфере комплаенс. Она действительно считается международной, поскольку ее охват с точки зрения регионов и юрисдикций является одним из самых широких, несмотря на то, что в ряде стран есть собственные комплаенс-ассоциации.
Собственно говоря, в тот момент мне было интересно опереться на них, познакомиться с их экспертизой, которая на тот момент насчитывала уже больше 7 лет. Помимо этого, хотелось принести в Россию тот самый международный опыт для того, чтобы оказать помощь нашим специалистам, компаниям, а также развивать институт комплаенс.
— Что сейчас представляет из себя студент, который интересуется комплаенсом? Наверняка в большинстве случаев у него есть юридическое образование?
— Существуют различия между обучением, которое можно получить в высших учебных заведениях, и курсами повышения квалификации. Очень радостно, что сейчас появляются различные программы. Данные программы организуют в том числе наши выпускники, которые одними из первых проходили обучение в ICS. Можно вспомнить и Ирину Грекову, и Игоря Лебедева. Я и сама читала в МГУ спецкурс по комплаенс-менеджменту, сейчас передала его, читают другие из числа наших выпускников.
То есть да, ВУЗы поддерживают, развивают, и это очень здорово. Но они имеют дело со студентами — это молодые люди, которые получают первое образование. Хотя на магистерские программы, повышения квалификации приходят и опытные специалисты.
Если говорить об ICA, то это профессиональная сертификация, это не обучение в классическом виде. Причем здесь получается, что методология профессиональной сертификации специалистов является универсальной, по любым международным квалификациям: будь то ACCA (Association of Chartered Certified Accountants — ред.), CFA (Chartered Financial Analyst — ред.), CIA (Certified Internal Auditor — ред.), Chartered Director.
Можно очень долго продолжать этот список: там, где есть международные профессии, всегда есть международные стандарты компетенции и сертификации. В чем ключевое отличие? Контент и delivery. То есть это содержание, когда создаются одни и те же материалы подо все юрисдикции, откуда приходят специалисты. В данном случае нет никакой локальной специфики, которая, например, есть в случае с Российской Федерацией.
Сама программа ICA построена с учетом самостоятельной работы; она развивает ключевые навыки специалистов, чтобы они обладали не техническими знаниями, а разбирались в функции управления, менеджмента. Содержательно это немного другой подход, в том числе и к оценке знаний, и выполнению домашних заданий.
Как я уже сказала, этот подход сильно отличается от классического образования. В данном случае задачи немного другая, наша программа построена для специалистов, которые уже работают в сфере комплаенс. Среди наших выпускников были победители премии комплаенс, и спикеры конференций, руководители уровня CEO минус 1, CEO минус 2 подавляющего числа крупнейших банков, телеком-компаний, нефтегаз, фармацевты, ритейл. Охват очень большой, и, как правило, это люди, которые уже являются управленцами.
В данном случае речь идет о вопросах управления, риск-менеджмента, построения внутреннего контроля. При этом комплаенс — это не точная наука, а в процессе сертификации человека можно научить думать правильно, рассуждать как комплаенс-менеджер. Вся программа подготовки рассчитана именно на это: изучаются различные подходы на примере международного законодательства, могут быть взяты кейсы отдельных юрисдикций. При этом фактически выходит готовый специалист, который сегодня может работать в банке, завтра — в телекоме, сегодня он работает в России, завтра — в Нидерландах. Среди наших выпускников есть и те, которые переехали за рубеж и работают теперь там.
Юристы или не юристы? Опять же, знание норм права, то что касается юридической составляющей, является лишь одной из составных частей, одним из элементов построения комплаенс-менеджмента, поэтому наши выпускники — это представители юридической функции, внутреннего контроля, финансового контроля, служб внутрикорпоративной безопасности. Это могут быть и люди, которые помогают руководителю, выстраивают системы по ключевым направлениям, важным для руководства, — это, как правило, встречается в малом и среднем бизнесе.
Когда компания задумывается о том, чтобы сделать следующий шаг в построении комплаенс-менеджмента, то встает логичный вопрос о том, кто это будет делать. И тогда берут либо уже готового человека (в данном случае как раз и важна сертификация ICA), либо тех, кто внутри компании готов к такому шагу. Это вопрос и доверия и влияния, такой человек может найтись в разных службах. Компания начинает вкладывать в этого человека, в развитие его навыков, его экспертизы. На мой взгляд, это очень хорошая история, когда человек изнутри возглавляет эту функцию внутри организации.
— Когда российский бизнес осознал, что ему необходимо внедрять комплаенс-функцию?
— Вы знаете, здесь, наверное, будет сложно сказать, так как компании можно разделить на первый, второй и третий эшелоны с точки зрения того, когда они пришли к необходимости внедрения систем комплаенс-менеджмента. Понятно, что изначально это были две категории. В первом случае это российские крупные компании, которые так или иначе имеют какую-то связь с международным бизнесом, например, разместили акции, имели партнерские проекты с иностранцами, строили мощности за рубежом, продавали там свою продукцию.
В их случае знакомство с комплаенсом началось через требования международных контрагентов, которые они включали в договоры как комплаенс-оговорки, обозначая в них ключевые направления. На мой взгляд, это начало развиваться в 2008–2009 годах.
Во втором случае речь о российских дочерних компаниях международных корпораций, которые внедряли те же самые стандарты, которые функционировали и в материнских структурах.
Это поступательное развитие можно сравнить с сетевым маркетингом: те, кто на себя принял обязательства, затем по цепочке включают комплаенс-оговорки в контракты со своими партнерами и контрагентами. Те, свою очередь, также начали соблюдать принятые на себя обязательства. Поскольку все завязано на действия третьих лиц, которые могут нести риски для компании, к этому вопросу начали относиться все более внимательно. Сейчас уже мало кто не понимает сути комплаенс, по каким направлениям его нужно развивать.
Однако я все-таки вижу определенный недостаток глубокого понимания комплаенс, как системы, которая покрывает не только те направления, где на уровне закона говорится о внедрении системы контроля, например, антимонопольного комплаенса, ПОД/ФТ, противодействия коррупции, инсайда, персональных данных.
Таких областей, как вы видите, я называю достаточно много, их становится все больше и больше. Но даже если законодатель ничего не говорит по этому поводу, но для компании актуальны соответствующие риски, включая налоговые, таможенные или бюджетное законодательство, то необходимо брать методологию, которая есть по управлению комплаенс-рисками и применять к той области, которая для компании актуальна.
Одной из зон для улучшения является внедрение комплаенс не только в обязательных областях, потому что неблагоприятные последствия, которые компания может понести, могут случиться из-за реализации самого широкого спектра комплаенс-рисков по целому ряду направлений.
— Как, на ваш взгляд, российский менталитет влияет на эффективность внедрения комплаенс? Есть ли какие-то изменения в понимании коррупционных рисков, их опасности?
— За последние 5 лет, или даже больше, очень много серьезных инициатив было принято и на уровне законодательства, и на уровне практической деятельности со стороны ответственных органов государственной власти. Как мы уже говорили до этого, и компании внедряли у себя системы комплаенс-менеджмента. Можно сказать, что отношение к коррупции негативное — это не считается нормальным.
Компании занимают активную позицию в вопросе коррупционных рисков, стараются не допускать подобных вещей.
— Как давно компании стали занимать эту позицию?
— Вы знаете, не могу точно сказать, когда это произошло. Мы не проводили каких-то специализированных исследований на эту тему, для того, чтобы дать какое-то экспертное мнение. Но то, что мы видим сейчас, вполне можно назвать очень серьезным отношением.