Страна: США Год: 2000 Режиссер: Брайан Сингер В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Ян МакКеллен, Фамке Янссен, Джеймс Марсден, Холли Берри, Анна Пакуин, Тайлер Мейн, Рей Парк, Ребекка Ромин, Сумела Кей, Шоун Эшмор и др. Сценарий: Брайан Сингер, Дэвид Хейтер Бюджет: $75 млн. Продолжительность: 104 мин. Мировая премьера: 14 июля 2000
Они-дети атомного века, сверх люди, новое звено в цепи эволюции. Каждый из них был рожденен в результате уникальной генетической мутации, наделившей их с детства необыкновенными способностями. В мире, где царят ненависть и предрассудки, мутанты-причуда науки и каприз природы. Этих изгоев ненавидят и боятся, те кто не способен понять и принять их индивидуальность.
Люди Икс 2 / X2 (2003)
Страна: США Год: 2003 Режиссер: Брайан Сингер В ролях: Патрик Стюарт, Хью Джекман, Ян МакКеллен, Холли Берри, Фамке Янссен, Джеймс Марсден, Анна Пакуин, Ребекка Ромин, Брайн Кокс, Алан Камминг, Аарон Стенфорд, Шоун Эшмор, Келли Ху и др. Сценарий: Брайан Сингер, Дэвид Хейтер, Зак Пенн Бюджет: $110 млн. Продолжительность: 133 мин. Мировая премьера: 2 мая 2003
После нападения сверхъестественного существа на призедента прямо в Белом Доме, секретной правительственной организации поручено стереть всех мутантов с лица земли. Чтобы справитья с угрозой полного исчезновения и предотвратить войну людей против мутантов, Людям Икс необходимо объединиться. Но когда объединяются мутанты двух враждующих кланов, даже для общего дела, доброго от этого ждать не следует
Страна: Великобритания, США Год: 2006 год Режиссер: Бретт Ратнер В ролях: Хью Джекман, Холли Берри, Ян МакКеллен, Фамке Янссен, Анна Пакуин, Келси Граммер, Джеймс Марсден, Ребекка Ромин, Шоун Эшмор, Аарон Стенфорд, Винни Джонс, Бен Фостер, Патрик Стюарт, Джозеф Соммер, Кэмерон Брайт и др. Сценарий: Зак Пенн, Саймон Кинберг Бюджет: $210 млн. Продолжительность: 104 мин. Мировая премьера: 26 мая 2006 Премьера в России: 26 мая 2006
Люди Икс: Первый класс X-Men: First Class
Люди Икс: Тёмный Феникс / Dark Phoenix (2019)
Франшиза «Люди Икс» продолжается с выходом нового фильма про Темного Феникса. В режиссерское кресло был приглашен Саймон Кинберг, сценарист предыдущих частей «Люди Икс», и для него этот проект станет дебютом в режиссуре. В главной роли появится актриса Софи Тернер («Игра престолов»), которую зрители уже видели в роли Джин Грей. К своим ролям также вернутся Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Николас Холт, Дженнифер Лоуренс, Александра Шипп и другие актеры.
Сюжет фильма «Люди Икс: Темный феникс» сконцентрируется на истории Джин Грей, которую зрители уже видели в предыдущих частях франшизы. Картина расскажет о становлении Темного феникса и обретения ею своей мощи. Теперь команде профессора Ксавье нужно сделать непростой выбор – жить, подвергаясь опасности, рядом с Грей, или же обезопасить остальных людей, живущих на земле.
В пламени производства: как 20th Century Fox распрощался с франшизой «Люди Икс»
В предыдущей серии: Каир, 1980-е. Сектанты культа одного из древнейших мутантов Эн Сабах Нура (также известного как Апокалипсис) освобождают его из-под завалов пирамиды. Мутант, пролежавший под землёй несколько тысяч лет, начинает искать приспешников и — главное — медиума, в чьё тело он бы перенёс своё сознание. Выбор падает на профессора Икс, которого пытаются защитить другие мутанты.
После серии неудачных атак в борьбу с Эн Сабах Нуром по просьбе Чарльза Ксавьера вступает Джин Грей. Ксавьер пробудил в ней Силу Феникса, что помогает команде мутантов справиться с могущественным Апокалипсисом, а Грей — осознать собственный потенциал.
Трибьют комиксу
История Феникса Джин Грей — одна из самых популярных сюжетных арок среди серий комиксов о мутантах. Её уже переносили на экран в последнем фильме трилогии 2000-х годов «Люди Икс: Последняя битва» (2006). Лента с Фамке Янссен в роли Грей получила нелестные отзывы как критиков, так и рядовых зрителей. Они обращали внимание на неважную работу Бретта Рэтнера, заменившего в режиссёрском кресле Брайана Сингера, а также «скомканный» сценарий. Хотя этот фильм едва отбил затраченный на его съёмку бюджет, картину всё же выделяла характерная для комиксов динамичность.
Сценарист «Последней битвы» Саймон Кинберг, став режиссёром «Тёмного Феникса», осознал, что сильно отошёл от канона при разработке сценария к фильму 2006 года. Он даже признал «неправильной» сюжетную линию с лекарством от мутации, пообещав, что в его ленте история Тёмного Феникса повторит сюжет комиксов.
Оригинальная трилогия завершается неканоничной гибелью Джин Грей от рук Росомахи. Кинберг же после «Дней минувшего будущего» посчитал, что вмешательство в пространственно-временной континуум позволит заново адаптировать историю о Тёмном Фениксе под кино, хотя изначально серия фильмов, начиная с «Люди Икс: Первый класс», задумывалась как приквел к показанным в 2000-х событиям.
Фактически Кинберг обещание сдержал, лента действительно приблизилась к комиксу. Силовой потенциал Джин Грей полностью раскрывается при столкновении с энергетической вспышкой в космосе — это и трибьют комиксу, и ставка на фансервис (равно как и близкие к комиксным костюмы).
Стоит отметить, что в комиксах существует несколько вариантов развития сюжета Тёмного Феникса. Согласно одному из них, Феникс использовал тело Джин Грей, чтобы творить бесчинства в человеческом обличье, пока настоящая Грей оставалась в коконе на дне Карибского моря. Была и версия, что Грей сознательно творила беспорядки, используя Феникса, за что её в итоге посадили в тюрьму. Забегая вперёд, нужно сказать, что картина Кинберга не соответствует ни одной из имеющихся версий. Главным образом по той причине, что феномен Феникса как таковой в ленте не раскрывается.
Впрочем, внятные объяснения линии с ноунейм пришельцами, их происхождения и даже мотивации большинства героев здесь тоже отсутствуют. Если авторы «Мстителей» («Первый Мститель: Противостояние», «Мстители: Война бесконечности») демонстрируют хотя бы разные подходы к материалу, то Fox лишь переставляет ключевые акценты, отказывая Людям Икс в эволюции.
Очередная эффектная сцена с Ртутью, уже набившие оскомину трюки, пафосная борьба добра со злом (пусть сейчас это зло частично заключается в ошибках Ксавьера), неплохие люди (мутанты), мечущиеся от лагеря к лагерю и в результате выбирающие стан «хороших», — всё это происходит на фоне рваного повествования, из которого будто бы исчезли целые куски сюжета.
В сущности, сама картина чем-то похожа на показанную в ней команду мутантов. По отдельности персонажи не такие яркие и запоминающиеся (в отличие от тех же «Мстителей»), однако в команде они удачно дополняют друг друга. То же самое можно сказать о сценах в фильме.
Показателен в этом смысле эпизод с резнёй мутантов и пришельцев в поезде. По сути, переснять третий акт (вероятно, из-за сходства с «Капитаном Марвел», а ещё вероятнее — в связи с негативной реакцией на тестовые показы) было правильным решением; даже выбиваясь из общего ритма повествования, он смотрится зрелищно и в определённой степени оригинально. Эпичности всей этой бойне добавляет музыкальное сопровождение вернувшегося в супергероику Ханса Циммера.
Тем не менее удачным прощальное слово киностудии Fox в саге о Людях Икс назвать трудно — финальный штрих по традиции получился неразборчивым и смутным. В марте 20th Century Fox присоединилась к конгломерату Disney, в результате чего «мышиный дом» приобрёл права на сериальные и кинофраншизы. Теперь почти все персонажи комиксов Marvel находятся под одной крышей, а это значит, что «Людей Икс», как и «Фантастическую четвёрку», ждёт тотальный перезапуск и рекаст.
Как Люди Икс шли к финалу истории: вспоминаем все события фильмов о мутантах
Фильм «Люди Икс: Темный Феникс» уже в кино! Люди Икс прошли долгий путь в киновселенной: учились применять и контролировать свои способности, сражались, побеждали, теряли друзей и много раз спасали мир.
Мы решили напомнить, кто из команды Людей Икс появится в новом фильме и как развивалась их история.
Темный Феникс / Джин Грей
Джин Грей – ученица в школе профессора Ксавье. Джин доступны телепатия и телекинез, мало кто из мутантов равен ей по силе. В нее вселилось неугасаемое воплощение силы, появившейся в момент создания мира. Другие ученики боятся могущественного дара Джин, поэтому часто она чувствует себя одинокой. В школе Джин сближается с Циклопом, который тоже не в состоянии контролировать свою силу без посторонней помощи.
В сражении с древнейшим мутантом Апокалипсисом девушка в последний момент выпустила сущность Феникса, чтобы спасти Профессора Икс. Джин обрела полную силу и уничтожила Апокалипсиса.
Сила Феникса подталкивает девушку к агрессии: она перестает себя контролировать и планирует уничтожить всю планету.
Профессор Икс / Чарльз Ксавье
Профессор Икс является лидером и основателем команды Людей Икс. Чарльз Ксавье — телепат и научный гений со сверхчеловеческой способностью обрабатывать информацию. В мире Marvel он является ведущим экспертом по генетике и мутациям.
В 1962 году Профессор в составе первой команды Людей Икс участвовал в операции по устранению немецкого ученого Себастьяна Шоу, проводившего эксперименты на мутантах. По окончании миссии правительство США попыталось уничтожить команду, считая, что она представляет угрозу для мира.
На помощь Людям Икс пришел Магнето, который остановил ракеты и направил их на американский флот. Но Профессор Икс был против – он был уверен, что супергерои смогут договориться с миром. В завязавшейся схватке Магнето случайно отразил одну из пуль прямо в товарища, навсегда сделав того инвалидом. Так бывшие друзья стали врагами.
Спустя несколько лет Профессор основал школу для одаренных подростков, где учил их контролировать свои силы. Через некоторое время первая группа студентов вместе с Профессором одолела Апокалипсиса, целью которого было уничтожение Земли. После ученый продолжал искать пути сосуществования мутантов и обычных людей, а также защищать весь мир от экстремистов во главе с Магнето.
Циклоп / Скотт Саммерс
По сюжету фильма «Люди Икс: Апокалипсис» впервые способности Скотта проявились в школе: мальчик разрушил стены лазерными лучами. Старший брат отвез Циклопа в школу Профессора Икс, где тот получил от Зверя специальные кварцевые очки и визор – с их помощью он мог точечно направлять заряд.
Неспособность контролировать свои силы без очков привела к сдержанности и дотошности Циклопа. Во многом поэтому он стал идеальным руководителем для Людей Икс – даже Росомаха прислушивался к Циклопу, хоть и называл его «бойскаутом-переростком».
Магнето / Эрик Леншерр
Магнето – самый известный антигерой вселенной Людей Икс. Он может управлять металлом с помощью магнитного поля, за что и получил свое прозвище.
После битвы в Вашингтоне, во время которой мутанты остановили Магнето и предотвратили создание Стражей (особых роботов, убийц мутантов), он сбежал в Польшу и начал жизнь обычного человека.
Через 10 лет Магнето применил свою силу, чтобы спасти жизнь рабочему на заводе во время землетрясения, но этим раскрыл себя и был объявлен преступником. При попытке ареста полицейские случайно убили семью Магнето. Тогда он окончательно возненавидел людей и поддержал Апокалипсиса в его намерении уничтожить их. Магнето верил, что мутанты – высшая раса, и боролся за их права любыми способами, зачастую радикальными.
Мистик / Рэйвен Даркхолм
В киновселенной «Людей Икс» Мистик была приемной сестрой Профессора Икс. Она способна принять внешность любого гуманоидного существа примерно одного с ней веса и роста. Способности позволяют ей копировать даже такие индивидуальные черты, как голос, походка, отпечатки пальцев и рисунок сетчатки глаза.
Когда Магнето покинул первый состав Людей Икс, Мистик, которая успела завязать с ним романтические отношения и проникнуться его идеями о превосходстве мутантов, ушла с ним. Но во время событий фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего» она разочаровалась в подходе Магнето и спасла от него правительство США.
Рэйвен получила прозвище «Великая героиня» и стала кумиром для мутантов. Даже в мирное время Мистик не доверяла людям: она посвятила себя поиску других мутантов, нуждающихся в помощи, и преподаванию в школе Профессора Икс.
Зверь / Хэнк Маккой
Хэнк Маккой – ученый-вундеркинд, окончивший Гарвард в 15 лет. После он работал на ЦРУ, для которого впервые создал реактивный самолет и прототип Церебро – устройства для обнаружения мутантов.
Изначально ступни Зверя были похожи на нижние конечности обезьяны, и он с легкостью мог хвататься ими за различные поверхности. Юноша скрывал свою особенность от окружающих и работал над сывороткой, которая могла бы вернуть ему нормальный облик.
Вместе с Мистик Хэнк закончил разработку лекарства от мутации и сам его протестировал. Его ноги приняли человеческий вид, но вскоре все стало еще хуже, чем вначале, – все тело юноши начало трансформацию.. В итоге он превратился в огромную синюю обезьяну с острыми клыками и когтями – Зверя.
В начале 70-х Зверь все же изобрел сыворотку, способную контролировать его мутацию. Он мог возвращать себе прежний облик, но это лишало его сил и длилось лишь некоторое время, после чего требовалась новая доза лекарства. Также Зверь разработал похожее средство для Профессора Икс, с помощью которого тот мог недолго ходить, и очки Циклопа.
Ртуть / Питер Максимофф
Ртуть – мутант, обладающий сверхъестественной способностью передвигаться с запредельной скоростью. В прошлом Питер был клептоманом, а деньги зарабатывал воровством, пряча украденное в подвале дома своей матери.
В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» он помог Росомахе и Профессору Икс вытащить Магнето из тюрьмы. Через 10 лет, уже зная, что Магнето его отец, Ртуть решил встретиться с ним и отправился в школу Людей Икс. Он прибыл как раз вовремя и спас учеников от взрыва, устроенного Апокалипсисом, с помощью своей суперскорости.
Ночной Змей / Курт Вагнер
Ночной Змей дрался в гладиаторских боях мутантов в Восточном Берлине, откуда его вытащила Мистик. Юноша обладает сверхчеловеческой ловкостью и способностью к телепортации. Также у него есть физическая мутация – синяя кожа, трехпалые руки и ноги, хвост и желтые демонические глаза.
Змей вместе с остальной командой Людей Икс спас Профессора Икс, в тело которого планировал переселиться Апокалипсис.
Шторм / Ороро Монро
Шторм управляет погодой: она может менять температуру, вызывать любой вид осадков, контролировать давление и, конечно, поражать врагов молниями. Девушка выросла в Каире и промышляла мелким воровством на рынках, отвлекая торговцев внезапным ветром. Мутант Апокалипсис выбрал Шторм одним из своих Всадников: девушка получила улучшенные способности, а ее волосы – канонический белый цвет.
Шторм помогала Апокалипсису захватить Профессора и бороться с Людьми Икс. Но когда поняла, что мутант планирует уничтожить всех, в том числе и ее кумира Мистик, девушка предала злодея.
Всех героев можно будет увидеть в фильме «Люди Икс: Темный Феникс» – в кинотеатрах с 6 июня.
Увлекательная дискриминация: «Люди Икс» как энциклопедия проблем меньшинств
Серию комиксов «Люди Икс» можно назвать энциклопедией дискриминации — настолько в ней очевидны отсылки к борьбе меньшинств за свои права. Несмотря на тему, которая, казалось бы, не должна вызывать большого отклика у недискриминируемого большинства, эта линейка, стартовавшая в 1960-е, приобрела массовую популярность и до сих остается одним из самых успешных проектов студии Marvel. Разбираем 11 тем «Людей Икс» — от полицейского произвола до предрассудков в науке.
У ожидаемого фильма из вселенной Людей Икс «Новые мутанты» уже непростая судьба: к недовольству поклонников франшизы, его прокат неоднократно переносился. Изначально он должен был выйти в апреле 2018-го, в итоге премьеру назначили на 3 апреля 2020-го. Чтобы скрасить ожидание киноновинки, обратимся к первоисточнику.
Истории о Людях Икс уникальны тем, что это, пожалуй, самая политически ангажированная серия комиксов Marvel. Серия появилась как очередное произведение 1960-х годов, направленных против ксенофобии. Во времена переосмысления ужасов холокоста, расцвета американского движения за гражданские права чернокожих и гей-освободительного движения вопрос необходимости понимания ксенофобии стоял очень остро.
Это заставило множество писателей-фантастов, среди которых были Клиффорд Саймак («Что может быть проще времени», «Кольцо вокруг Солнца»), Джон Уиндем («Хризалиды») и Филип Дик («Снятся ли андроидам электроовцы») обратиться к методу непрямого повествования о дискриминации.
Они создавали фантастические миры или миры будущего, где дискриминировалась какая-либо выдуманная социальная группа (телепаты, мутанты, андроиды). Через проблемы этой группы они описывали, как работают существующие в реальности системы угнетения, моральные паники и политический произвол.
Отголоски такого подхода существуют в массовой культуре до сих пор: явное подтверждение этому — сериал «Мир Дикого Запада» и культовый диснеевский мультфильм «Холодное сердце».
Читайте также:
Но еще ни в одном произведении массовой культуры тема прав меньшинств не рассматривалась настолько тщательно, как в комиксах о Людях Икс.
Во-первых, из-за количества выпусков: ни один обычный сериал, а тем более книга или полнометражный фильм физически не способны вместить в себя столько историй и сюжетных поворотов, как комиксы, выходящие в течение нескольких десятков лет.
Во-вторых, успех заложен в специфическом формате жанра: чтобы сделать политическое заявление в виде книги, автору нужно гораздо больше времени, чем на создание комикса, дополнительное время занимает процесс издания, и, наконец, когда книга появится на свет, проблема может казаться уже не настолько актуальной.
С комиксами всё проще. Договоры авторов с издательствами вынуждают их быстро штамповать истории. Например, когда молодые американцы были недовольны усилением фундаменталистских настроений во времена правления Рейгана, появился графический роман X-Men: God Loves, Man Kills (1982), главный антагонист которого — фанатичный священник, весьма похожий на тех, кого люди видели на экранах.
В 2018 году в разгар американских протестов против разделения семей мигрантов и изоляции детей-мигрантов в специальных лагерях вышел комикс X-Men Black: Magneto. В нем переживший холокост мутант Магнето спасает детей-мутантов из специального лагеря, в котором их заперли по решению политиков-популистов.
А в рождественском спецвыпуске того же года поднимаются темы национализма и сексуальных домогательств по отношению к подчиненным — явное влияние скандалов того года: политики Трампа и флешмоба #MeToo.
Читайте также:
Что принесло #MeToo?
От скандалов в Голливуде до изнасилования Марии Святым Духом
Если возникает серьезная проблема или случается громкий скандал, связанный с гражданскими правами и произволом власть имущих, то они с большой вероятностью отразятся в комиксах.
Но, как и в любом художественном произведении, в комиксах гораздо интереснее проблемы, которые актуальны вне времени или хотя бы важны для разных людей, а не только для тех, кого затронуло то или иное событие.
Предлагаем рассмотреть 11 тем из комиксов о Людях Икс, которые превращают их в универсальную энциклопедию дискриминации практически любого современного меньшинства. Заодно обратим внимание на психологические и социальные причины этих дискриминаций и рассмотрим реальные исторические аналогии.
1. Моральная паника: политическое и бытовое влияние
Дискриминация любого меньшинства сопровождается моральной паникой.
В «Людях Икс» любое обсуждение прав мутантов натыкалось на противостояние антимутантской оппозиции. Политики неоднократно разжигали антимутантские настроения для своего переизбрания, по телевизору «уважаемые спикеры» прямо заявляли, что мутанты не люди. В результате мутанты не раз подвергались попыткам геноцида, а однажды массовое убийство должно было произойти во время телевизионного антимутантского шоу.
Самый яркий аналог этого в реальном мире — холокост, которому предшествовала антиеврейская гитлеровская пропаганда. Нацисты списывали все проблемы общества на внутреннего врага, и тут же приходило решение: враг должен быть уничтожен. Как и в «Людях Икс», паника распространялась с помощью телевидения и других видов СМИ.
Но моральные паники случались и в дотелевизионную эпоху, например, тех же евреев массово истребляли в Средневековье во время погромов из-за слухов о том, что они якобы являются причиной чумы или убивают христианских младенцев.
Зачастую подобные слухи распространялись во времена войн и нестабильности, когда людям надо было на что-то излить свой гнев, и поддерживались власть имущими для укрепления своего положения. Когда люди боятся «ужасных» евреев, они слишком заняты ненавистью к ним, чтобы возмущаться последствиями очередной войны или сбором податей.
Точно так же в наше время моральные паники служат для укрепления влияния популистов: Дональд Трамп стал президентом США во многом благодаря антимигрантской риторике, как и сенатор Келли из «Людей Икс» стал значительной политической фигурой благодаря антимутантскому электорату.
Но дело не всегда доходит до дискриминационного законодательства или геноцида, последствия могут быть и бытовыми. На мутантов с явно мутантской внешностью довольно часто нападали на улице, были даже случаи убийств. Точно так же в нашем мире трансгендерные и гендерно-неконформные люди часто становятся жертвами бытового насилия, а в США еще в XX веке активисты ку-клукс-клана убивали чернокожих.
2. Нелогичность рассуждений об опасности меньшинства
Мутантов неоднократно считали опасными для человечества: мол, их способности слишком сложно контролировать, они могут творить невероятные вещи и быть угрозой для общества. Это говорили простые обыватели, политики и даже священники.
Все мы обладаем потенциально опасными способностями, и теоретически у каждого есть возможность совершить преступление — но при этом заведомо опасными считают только тех, на кого распространяются предрассудки.
Дело тут в том, что люди часто боятся тех, кто не похож на них, но из-за особенностей психики рационализируют свой страх.
3. Полицейский произвол
Полицейские привыкли видеть во мутантах потенциальных преступников. Эту тенденцию неоднократно критиковал мутант Циклоп в серии комиксов X-Men Gold.
Точно так же российские полицейские часто беспричинно останавливают и осматривают людей, которые внешне похожи на мусульман, а в США чернокожие люди становятся жертвами полицейских чаще, чем белые.
Предрассудки и дискриминация, из-за которой бедные чаще становятся преступниками, чем представители среднего класса, а чернокожие чаще бывают бедными, становятся причиной того, что полицейские в США склонны видеть потенциального преступника в любом человеке со смуглой кожей, вне зависимости от возраста и гендера.
В наше время были случаи, когда белые полицейские убивали афроамериканцев за то, что те отказывались надевать наручники, как в случае с Эриком Гарнером в 2014 году. Или из-за спора с сотрудником полиции, как было в случае с 18-летним Майклом Брауном в том же году. Или потому, что человек попался им под руку во время рейда, как в случае с 7-летней девочкой Аяной Джонс в 2010 году. Это одни из самых скандальных дел, но подобные случаи происходят настолько часто, что породили международное движение Black Lives Matter, направленное против полицейского произвола по отношению к чернокожим.
4. Религиозное противостояние
Истории религиозных христианских фанатиков, убивающих мутантов за то, что они якобы «не настоящие люди», стали неотъемлемой частью комиксов о Людях Икс с момента выхода God Loves, Man Kills (1982).
Религия — неотъемлемая часть любой существующей культуры, кроме культур атеистических соцстран вроде Северной Кореи, Китая или Кубы, где ее, по сути, заменяет государственная идеология. Религиозные предрассудки по отношению к меньшинствам — повсеместное, общемировое явление. Наглядный пример — средневековый религиозный страх перед евреями, которым оправдывали погромы, и расизм в США, который использовали для оправдания рабства с момента создания этой страны.
Даже ку-клукс-клан был христианским объединением, а еще в середине XX века людипротестовалипротив совместного обучения черных и белых учеников в южных штатах с плакатами «Бог против отмены сегрегации в школах».
При этом речь идет не просто о нападках религиозного большинства на меньшинство, а о религиозном конфликте, в котором участвуют несколько сторон с различными позициями. Неудивительно, что в мире Людей Икс есть верующие, которые считают, что мутанты и немутанты равны (например, Ночной Змей), и те, кого эти книги убеждают в опасности мутантов (Страйкер). Точно так же во время Гражданской войны в США и южане, и северяне оправдывали свои выводы о том, нужно ли рабство, цитатами из Библии. Только одни утверждали, что в ней прописан строгий запрет на рабство, а другие — его поощрение.
Подобное происходит в любом спорном социальном вопросе, потому что многим верующим свойственно сверять свои убеждения со священными книгами и использовать их для переосмысления своего опыта. А поскольку священные писания часто носят метафорический, иносказательный и даже довольно абстрактный характер, при желании в священный текст можно «вчитать» какой угодно смысл.
Так, во вселенной Людей Икс фундаменталисты были уверены, что в библейских стихах, где упоминаются бесы, речь идет о мутантах (которых не существовало в момент написания Библии), а иудей Магнето считал, что мутанты — избранный народ.
В реальном мире тоже есть огромное количество религиозных трактовок, отвечающих на вопросы современной жизни, и они далеко не всегда носят фундаменталистский и насильственный характер. Именно поиск ответов через религию положил начало реальному феминистскому и аффирмативному (ЛГБТ-френдли) богословию, церквям афроамериканцев, поддерживающим движения за гражданские права, латиноамериканской теологии освобождения, отстаивающей права бедных, и даже целого религиозного направления «Теология после холокоста».
Может быть интересно:
5. Предрассудки в науке
Начиная с рубежа XIX–XX веков наука часто используется как инструмент пропаганды ненависти — как и религия. Несмотря на видимую объективность науки, ученые такие же люди, как и все остальные: они осваивают доминирующие в культуре стереотипы, которые влияют на выводы исследований.
На протяжении последних ста лет различные научные исследования в области социологии, психологии и биологии использовались для оправданиясексизма,классизма,эйджизмаирасизма.
Точно так же в «Людях Икс» ученые иногда выставляют мутантов более агрессивными и менее уравновешенными, игнорируя тот факт, что в условиях дискриминации любой человек станет менее стабилен психически, так что с мутацией эта особенность никак не связана.
6. Ненависть, разрушающая семьи
В предыдущей статье про фильмы, снятые по комиксам, целый раздел был посвящен теме семьи в фильмах о Людях Икс, и особое внимание уделялось ситуации, когда родители не принимают своих детей-мутантов. Подобное отношение встречают представители всех дискриминируемых меньшинств, к которым не принадлежат их родители.
Многие мутанты бежали от семьи, чувствуя себя изгоями, или даже подвергались преследованиям со стороны собственных родителей и находили приют и поддержку только среди других мутантов (в школе Чарльза Ксавье, в Братстве, созданном Магнето и подобных местах). Точно так же многие гомосексуальные подростки в США ХХ века находили убежище в гей-кварталах Сан-Франциско, когда родители выгоняли их на улицу.
7. Интернализированные предрассудки представителей меньшинств
Очень многие представители дискриминируемой группы считают себя хуже большинства и страдают от заниженной самооценки, потому что общество навязывает им такой взгляд. На тему внутреннего расизма, антисемитизма, мизогинии и гомофобии написано множество работ, и эта проблема продолжает оставаться актуальной.
Точно так же во вселенной Людей Икс для многих мутантов остается актуальным вопрос внутренней мутантофобии.
И если в фильмах по «Людям Икс» персонажем с наиболее явной проблемой интернализированных предрассудков была Мистик, которая переживала из-за своей нестандартной внешности и на протяжении взросления пыталась принять свое тело, то в комиксах подробнее раскрыты страхи Роуг (Шельмы) — мутантки, способной поглощать жизненную силу с помощью прикосновений. Несмотря на то, что Роуг могла защитить окружающих от себя с помощью специального костюма, она относилась к своим особенностям с большим подозрением, частично переняв мутантофобию общества.
8. Сегрегация
Когда люди, обладающие властью, начинают считать представителей какой-то группы людьми второго сорта, они стараются их изолировать: женщинам указывают, что их место на кухне, геям — чтобы они «не выпячивали» свои отношения так, как это делают гетеросексуалы, ну а евреев заставляют обосноваться в гетто или, если речь о нашем времени, агрессивно советуют им «валить в Израиль». Не избежали этой судьбы и мутанты. За всю историю вселенной Людей Икс мутантов пытались заставить учиться в отдельных школах, изолировали в специальных лагерях, клеймили и даже уничтожали.
Геноцид можно считать высшей степенью сегрегации: за «вы не должны жить среди нас» обычно следует «вы не должны жить» — если общество позволяет довести эту идею до ее логического завершения.
Но не менее интересна тема самосегрегации мутантов. Дело в том, что когда какой-то группе говорят, что она не может жить среди «нормальных людей», многие ее представители начинают в это верить — и речь не только об интернализированных предрассудках, о которых говорилось в предыдущем пункте, но и о вопросах безопасности.
Чарльз Ксавьер долго считал изолированность школы для детей-мутантов лучшей защитой, а попытка создать совместное обучение в «Новых Людях Икс» вызвала протест в том числе среди учеников-мутантов. Это похоже на то, как чернокожие дети в середине прошлого века в США подвергались давлению, пытаясь преодолеть сегрегацию. Доходило до прямых призывов линчевать школьников за то, что они посмели поступить в школу для белых (в этом смысле показательна история 9 чернокожих учеников в школе города Литтл-Рок). Поэтому на Юге многие дети из соображений безопасности не решались бросить вызов сегрегации, даже когда она была незаконной.
Более того, иногда представители меньшинств оправдывают сегрегацию идеями превосходства.
В реальном мире защитник прав афроамериканцевМалкольм Иксподдерживал идею о необходимости «раздельной жизни» черных и белых не меньше, чем расисты. Он, как и белые расисты, верил в превосходство одной расы над другой — вот только в его картине мира превосходящей расой были черные.
В «Людях Икс» самый первый антигерой комиксов Магнето не раз пытался создать государство, где мутанты будут занимать доминирующее положение: Геноша, Утопия, Астероид М. Причем в его случае подобные проекты были одновременно отражением идей превосходства и страха перед геноцидом.
9. Язык названий для представителей меньшинств
Одна из главных положительных героинь, Китти Прайд, утверждала, что она не собирается отказываться от использования слова «мутант», хотя некоторые мутанты и считают его недостаточно политкорректным: «Надо обращать внимание прежде всего на человека, а не на его мутацию». Но Китти полагает, что для того, чтобы говорить о проблемах мутантов, важно называть вещи своими именами.
Точно так же многие активисты-инвалиды считают, что называть себя инвалидом не стыдно, а использование эвфемизмов вроде «человек с ограниченными способностями» и даже«человек с инвалидностью»будет только препятствовать борьбе за права.
Подобные споры об эвфемизмах были в ЛГБТ-сообществе, в сообществах афроамериканцев и аутистов. В итоге любое движение эволюционно выработало свою лексику и самоназвание. Ну а споры о корректных выражениях неизбежны в социальных вопросах, потому что лексика влияет на мышление.
10. Непредставленность во власти и культуре
В «Людях Икс» поднимается тема репрезентации мутантов. Условно ее можно разделить на две части: репрезентация во власти и репрезентация в культуре.
Репрезентация во власти касается принятого в правозащитной практике принципа «ничего о нас без нас», согласно которому о проблемах меньшинств должны говорить его представители, потому что они знают эти проблемы изнутри. В частности, поэтому в западных странах вопросами прав женщин всегда занимаются сами женщины, а вопросами прав инвалидов — инвалиды.
Допущение во властные структуры представителей той или иной группы означает, что эту группу начали воспринимать всерьез. Поэтому для мутантов было важно обзавестись своими политиками (Хэнк Маккой, Китти Прайд и другие), а их достижения считались победой всего вида.
Второй вид репрезентации — это репрезентация в культуре.
Во вселенной Людей Икс важную роль в жизни мутантов играют такие личности, как дизайнер-гуру Джамбо Карнейшен или певица Элисон Блэр. Эти люди не только мутанты, но и всеми любимые знаменитости, поэтому их жизни (а в случае Джамбо — смерть) способны повлиять на восприятие мутантов.
Точно так же и в реальном мире на людей производят большое впечатление каминг-ауты ЛГБТ-знаменитостей. Появление известных представителей меньшинств, как и репрезентация меньшинств в художественных произведениях, заставляет нас по-новому взглянуть на эту группу, увидеть в ней не непонятную абстракцию, которой нас пугают, а полноценных личностей.
11. Методы борьбы: протесты, пропаганда и террор
В комиксах о Людях Икс большое внимание уделяется протестам, публичным заявлениям и «революциям на экране». Это и выступления Чарльза Ксавьера, который не раз отстаивал права мутантов в различных ток-шоу; это акции протеста против дискриминации мутантов; это и открытый шантаж доведенного до отчаяния Магнето, который требует у ООН создать мутантское государство в Геноше — стране, где мутанты прежде были рабами.
В каждом движении есть люди, которые предпочитают разные методы, поэтому борьба часто идет на нескольких фронтах: в политике, на улице, в СМИ. Все эти оттенки очень хорошо показаны в историях о Людях Икс.
«Люди Икс» — не только серия увлекательных комиксов о фантастических приключениях, необычных способностях, мистических загадках и путешествиях во времени. Это еще и универсальная энциклопедия по правам меньшинств и гораздо более серьезная вещь, чем простое развлечение для подростков и гиков.