Xyz что это такое
XYZ-анализ
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
XYZ-анализ — это метод оценки стабильности спроса на выбранные позиции, который показывает, насколько сильно на продажи влияют внешние факторы: сезонность, рекламные кампании, веяния моды.
Обычно метод XYZ используют, чтобы спланировать объёмы закупок и скорректировать ассортимент продукции.
Зачем нужен XYZ-анализ
Анализ позволяет оценить колебания спроса на разные товары за конкретный период. Для этого рассчитывают коэффициент вариативности — «разбег» продаж за это время. Чем меньше вариативность, тем устойчивее спрос. Чем выше вариативность, тем менее стабильно продается товар.
В рамках XYZ-анализа весь ассортимент делят на три группы:
Какой период брать для проведения XYZ-анализа зависит от ниши. Например, продажи продуктов питания можно анализировать за неделю, чтобы понимать, в какие дни какие товары покупают чаще. То есть оцениваем продажи каждой категории товаров за понедельник, вторник, …, воскресенье. В результате видим, что алкоголь и снеки чаще покупают в пятницу, субботу и воскресенье, а хлеб — стабильно каждый день.
Но в любом случае однократный анализ не покажет четкой картины. Чтобы увидеть закономерности в изменениях спроса лучше оценить как минимум три-четыре периода. И уже опираясь на эти данные, принимать решения.
Для чего XYZ-анализ используют в бизнесе
XYZ-анализ чаще всего используют для анализа ассортимента, чтобы выделить наиболее ходовые товары, отказаться от неликвидных и оптимизировать складские помещения. Однако по этой методике можно анализировать и другие сущности бизнеса, например:
Как провести XYZ-анализ
Допустим, у нас магазин косметики. Мы хотим понять, какие товары пользуются стабильным спросом, а какие нет. Что за факторы влияют на колебания продаж и можем ли мы на них повлиять.
Шаг 1. Заносим в таблицу ассортимент и продажи по каждой позиции за три месяца.
Шаг 2. Вычисляем коэффициент вариативности для каждой позиции. Для этого для 4 строки (это позиция «Тональные кремы») в столбце F прописываем формулу
где С4:Е4 — это диапазон ячеек с суммами продаж. Соответственно, для 5 строки («Пудры») это будет диапазон С5:Е5 и так далее.
После этого сортируем результаты по возрастанию значения коэффициента.
Помады у нас продавались стабильно на одинаковые суммы всё лето — коэффициент равен 0,00%. А тюбиков с тушью в августе купили чуть больше, чем в июне и июле — коэффициент 8,84%. Чем сильнее «скачут» суммы продаж, тем выше коэффициент вариативности.
Шаг 3. Присваиваем каждой позиции соответствующую группу.
Выводы: Помады, туши и тональные кремы продаются стабильно хорошо — к следующему лету стоит закупить их в количестве равном или чуть превышающем максимальные продажи за месяц. Можно провести такой же анализ отдельно по ассортименту помад и тональных кремов, чтобы понять, какие текстуры и цвета пользовались более высоким спросом.
Пудры и тени продавались хуже. Важно понять, с чем были связаны колебания спроса на эти категории. Возможно, мы продавали «зимние» оттенки пудр, а надо было закупить более тёмные, под загар. Тени летом чаще покупают яркие, глиттерные, устойчивые, а мы продавали остатки зимних поставок. Чтобы проверить наши теории, нужно провести отдельные анализы.
Консилеры и скульпторы попали в категорию Z. Чтобы понять, почему спрос на эти категории летом оказался нестабилен, стоит провести анализ за более длительный период (например, за год) с разложением категории товара на отдельные позиции. Тогда, возможно, появятся идеи, почему так получилось.
Плюсы XYZ-анализа
Скорость. Если есть статистика продаж, то для проведения анализа остается только вбить данные в таблицу.
Надёжность. Алгоритм простой и цифры считаются автоматически, поэтому сложно ошибиться и получить неверный результат.
Универсальность. Можно применить практически к любой сущности в бизнесе.
Минусы XYZ-анализа
Мы подготовили шаблон совмещенного ABC/XYZ-анализа. С его помощью можно провести анализы как по отдельности, так и вместе. Все формулы уже «зашиты» в нужных ячейках.
XYZ-анализ помогает оценить колебания спроса на отдельные позиции или группы товаров, оптимизировать ассортимент и складские запасы. Его можно проводить изолированно, но лучше совмещать с методом ABC. Так вы сможете получить более полную информацию и точно выделить наиболее перспективные и прибыльные позиции.
Как вам поможет в бизнесе совместный ABC и XYZ-анализ
Современный маркетинг и логистика основаны на использовании ряда всемирно опробованных инструментов. К таким инструментам относят ABC и XYZ-анализы, помогающие улучшить организацию бизнеса. Их совместное применение действенно для оптимизации бизнес-процессов, не вызывает потребности в больших трудозатратах и в привлечении высокооплачиваемых экспертов.
Что такое ABC-анализ
Смыслом ABC-анализа можно считать выделение в бизнесе из большого количества однотипных объектов те, на которых нужно сосредоточить главное внимание исходя из конкретной выбранной цели. Этот метод может использоваться в разных направлениях: для оптимизации ассортимента, анализа клиентской базы, повышения эффективности продаж.
ABC-анализ основан на идеях Парето, утверждающего, что в бизнесе всегда только 20% вложений даёт 80% результата. Именно на этом сегменте он рекомендует сосредоточить усилия.
В ABC-анализе делят факторы бизнеса на 3 категории:
Сущность АВС-анализа — ранжирование ресурсов по приносимым ими результатам
Что такое XYZ-анализ
XYZ-анализ — это инструмент определения уровня стабильности или вариативности в продажах. Он группирует объекты бизнеса исходя из равномерности продаж, выявляет колебания в разные временные промежутки и классифицирует объекты по уровню прогнозируемости. Метод может применяться для анализа продаж отдельных товаров, услуг или поведения клиентов.
Если ABC-анализ выделяет самые продаваемые товары, то XYZ помогает понять, насколько стабилен спрос на них.
На какие вопросы отвечают исследования
Методики ABC и XYZ могут применяться для анализа таких факторов:
Кто вам платит больше и чаще других
Анализ ABC по базе клиентов можно провести по выручке, которую они приносят в бизнес:
Нет единого стандарта, каких клиентов можно отнести к группам А, В или С. Такое разделение зависит в первую очередь от масштабов исследуемого бизнеса. Сумма, определяющая крупного клиента, для мелкого розничного магазина может быть и 200 000 рублей, а в крупной оптовой торговле доход будет измеряться в миллионах. Именно процесс проведения анализа и приведёт к определению, каких клиентов относить к какой из категорий.
XYZ-анализ отвечает на вопрос, какие клиенты совершают покупки регулярно, какие — от случая к случаю, а кто купил товар только один раз.
Сколько целевых покупателей в вашей воронке продаж
В качестве широко распространённого инструмента маркетингового анализа во всех видах торговли (розничной, оптовой, онлайн) используют так называемые воронки продаж, основная идея которых заключается в том, что процесс сделки всегда состоит из отдельных этапов. Воронка продаж отражает распределение клиентов по этапам роста их полезности для продавца: от потенциального покупателя до заключения первой сделки, а затем и перехода клиента в статус постоянного, лояльного и даже агитирующего за использование конкретного бренда.
Понятие вронки продаж строится на том, что потенциальных покупателей много, но до этапа заключения сделки доходит меньшинство
ABC-анализ показывает, сколько потенциальных клиентов доходит до уровня сделки, кто они, каким образом узнали о компании, какой менеждер с ним работал.
Благодаря наглядности структуры анализ воронки продаж позволяет планировать развитие процесса торговли, контролировать эффективность персонала, мотивировать сотрудников.
На каких покупателях необходимо сконцентрировать усилия
Важным критерием приоритетного положения клиента должно быть получение от него высокого дохода, причём достаточно стабильно, а не одноразово. Здесь наиболее эффективно совмещение ABC и XYZ-анализа. В результате выделяются группы потенциальных клиентов, с которыми можно использовать разные методы коммуникации:
Видео: ABC-анализ как инструмент продаж
Выполнение ABC-анализа
ABC-анализ предполагает такую последовательность действий:
ABC-анализ выполняется пошагово в определённой последовательности
Для примера приведём АВС-анализ клиентской базы компании ООО «Альфа». В качестве инструмента воспользуемся табличной программой Excel.
АВС-анализ позволил выделить из базы ООО «Альфа» 5 наиболее прибыльных клиентов
Выполнение XYZ-анализа
Алгоритм XYZ-анализа строится так:
Выполним XYZ-анализ клиентской базы ООО «Альфа» средствами Excel:
Таблицу клиентов сортируем в порядке возрастания по значению коэффициента (меню «Данные» → «Сортировка» → «По возрастанию»). Делим их на 3 группы. В группу X войдут клиенты с коэффициентом от 0 до 10%, Y — от 10 до 25%, Z — выше этого значения. Если объектов немного, можно вместо сортировки проставить принадлежность к группе вручную в отдельном столбце.
XYZ-анализ характеризует группы объектов по степени их стабильности
Совмещение ABC и XYZ-анализов
Совмещённый анализ ABC и XYZ считается эффективным и разносторонним инструментом. Метод базируется на формировании единой таблицы, где по девяти группам распределяют объекты анализа на основании итогов ABC-анализа и XYZ-анализа.
Таблица: распределение объектов по финансовой привлекательности (ABC) и тенденции роста ценности (XYZ)
AX Высокая потребительская стоимость, высокая степень надёжности прогноза вследствие стабильности потребления | AY Высокая потребительская стоимость, средняя степень надёжности прогноза вследствие нестабильности потребления | AZ Высокая потребительская стоимость, низкая степень надёжности прогноза вследствие стохастичного потребления |
BX Средняя потребительская стоимость, высокая степень надёжности прогноза вследствие стабильности потребления | BY Средняя потребительская стоимость, средняя степень надёжности прогноза вследствие нестабильности потребления | BZ Средняя потребительская стоимость, низкая степень надёжности прогноза вследствие стохастического потребления |
CX Низкая потребительская стоимость, высокая степень надёжности прогноза вследствие стабильности потребления | CY Низкая потребительская стоимость, средняя степень надёжности прогноза вследствие нестабильности потребления | CZ Низкая потребительская стоимость, низкая степень надёжности прогноза вследствие стохастического потребления |
Выполнение совмещённого анализа
Выполним совмещение АВС и XYZ-анализов клиентской базы ООО «Альфа» средствами Excel:
Таблица: интерпретация результатов совмещённого анализа
A | Большой стабильный доход | Большой предсказуемый доход | Большой нерегулярный доход |
B | Средний стабильный доход | Средний предсказуемый доход | Средний нерегулярный доход |
C | Маленький стабильный доход | Маленький предсказуемый доход | Маленький нерегулярный доход |
X | Y | Z |
Совмещение использования ABC и XYZ-анализа помогает управлять как товарными ресурсами, так и базой клиентов. Этот инструмент помогает корректировать ассортиментную политику, повышая долю востребованных товаров и платёжеспособных клиентов. Совмещённый анализ хорош тем, что универсален, пригоден в разрезе любых объектов бизнеса: от товаров до оценки работы персонала.
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.
XYZ-анализ: теория, практика и особенности
Маркетинг » XYZ-анализ: теория, практика и особенности
Что такое XYZ-анализ
XYZ-анализ представляет инструмент, который позволяет разделить ассортимент на группы, в зависимости от стабильности продаж и колебаний спроса на продукцию. Целью анализа является прогнозирование стабильности тех или иных объектов исследования, например, стабильности продаж отдельных видов товаров, колебания уровня спроса и др.
Этот вид анализа вместе с ABC-анализом позволяет создать итоговую матрицу и оптимизировать складской запас или структуру ассортимента. Для лучшего понимания этого метода необходимо вспомнить несколько статистических формул [1].
Во-первых, это формула среднеквадратического отклонения вариационного ряда:
Величина среднеквадратического отклонения позволяет оценить меру рассеивания значений вариантов относительно среднего арифметического. Чем меньше среднеквадратическое отклонение, тем ближе к среднему находятся значения. Этот показатель широко используется в логистике при планировании потребности и при расчете страховых запасов.
Второй показатель, который необходимо знать – это коэффициент вариации. Коэффициент вариации позволяет сравнить между собой стабильность продаж нескольких товаров, имеющих разный объем продаж. Например, среднеквадратическое отклонение, равное 100, может иметь как товар со среднемесячными продажами в 200 шт., так и 20 тыс. штук. В первом случае значимость ежемесячных колебаний будет 50%, в другом — 0,5%. Очевидно, что продажи второго товара гораздо стабильнее и, как следствие, более прогнозируемы. Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратического отклонения к среднему значению показателя.
После проведения анализа, мы сможем разделить ассортимент на три группы, в зависимости от их коэффициента вариации. Иными словами, группы формируются исходя из величины изменения анализируемого показателя и имеют следующие обозначения:
Как и в ситуации с АВС-анализом, не существует единственно определенных границ Групп X, Y, Z. Помимо приведенных выше показателей могут использоваться и другие значения. Для Группы Х отклонение возможно до 15%, для Группы Y – от 15% до 50% и для Группы Z – от 50% и выше. Многое зависит от особенностей функционирования каждой конкретной компании, сезонности и текущих рыночных условий. Поэтому, для аналитика необходимо установление тех границ групп, которые лучшим образом помогут охарактеризовать категории, подвергающиеся анализу.
Методология XYZ-анализа
Говоря о методологии XYZ-анализа необходимо выделить шесть последовательных этапов. Давайте рассмотрим их подробнее.
= СТАНДОТКЛОНП (диапазон ячеек) /СРЗНАЧ (диапазон ячеек)
В качестве 7 шага можно добавить объединение результатов XYZ и ABC анализа и формирование объединенной матрицы.
Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа
Для совмещения результатов анализа, необходимо сначала провести АВС-анализ за весь учетный период, например, за год. После этого осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например, по ежемесячным продажам за год). После этого происходит совмещение результатов и построение объединенной матрицы, состоящей из 9 подгрупп:
Построение итоговой матрицы помогает пересмотреть политику управления ассортиментом. В итоге, мы сможем точнее прогнозировать продажи каждого вида товара, сформировать необходимый складской запас. А значит, мы сведем ситуации, когда происходит затоваривание или нехватка товара к минимуму, что приведет к увеличению продаж. Но вернемся к полученным группам итоговой матрицы:
Мы убедились, что при помощи объединения ABC и XYZ анализа можно получить более полные данные для анализа. К другим преимуществам такого совмещения можно отнести:
Особенности XYZ-анализа
Главной особенностью этого анализа является завышение коэффициента вариации при наличии сезонности. Мы понимаем, что при резком увеличении продаж, будет увеличиваться и коэффициент вариации. Следовательно, многие товары могут попасть в Группу Z, что сведет результаты нашего анализа к минимуму. Как можно решить эту проблему?
Во-первых, можно увеличить период анализа, изменив его с месяца на квартал или год. В некоторых случаях это поможет преодолеть эту особенность. Но если нам нужны данные именно за первоначальный период? Тогда необходимо будет выделить сезонную компоненту из фактических данных.
Для этого все товары компании надо разделить на группы, имеющие схожую сезонную динамику продаж. Затем, для каждой группы нужно определить сезонный тренд и рассчитать сезонные коэффициенты для каждого сезонного тренда. Данные коэффициенты определяются делением значений продаж каждого месяца на среднее значение продаж за весь период (по данным сезонного тренда). Затем нужно фактические значения продаж каждого периода разделить на сезонный коэффициент этого периода.
В результате, мы получим объем продаж товара без учета сезонных колебаний. Теперь можно проводить XYZ-анализ по полученным данным. В приведенной ниже таблице мы можем увидеть, как скорректировался коэффициент вариации после применения этого метода.
В качестве другого метода определения сезонности продаж можно отметить расчет коэффициента автокорреляции, который позволяет выяснить являются ли наши данные случайными, постоянными или имеющими определенный тренд. [2]
Yi — значение параметра за текущий период,
Yср — среднее значение параметра,
k — количество сдвигов.
Если k=1, мы сравниваем сегодняшние продажи с прошлым периодом, если к=2 — с позапрошлым и т.д. Например, если для k=1 коэффициент автокорреляции будет близок к единице (
0,7–0,8), для k=2 — близок к 0,5, для k=3 — к 0,3 и для k=4 приблизится к нулю, тогда можно четко утверждать, что есть трендовая составляющая — либо убывание, либо возрастание, но подверженное закономерности. Для случайного всплеска, случайных продаж эта величина будет сразу же очень близка к нулю, даже может иметь отрицательное значение. И мы сразу видим, что данная продажа является случайной и ее нет смысла включать в анализ.
Преимущества и недостатки XYZ-анализа
Теперь обратимся к преимуществам и недостаткам XYZ-анализа. К его преимуществам можно отнести:
Однако, как и любой другой метод, XYZ-анализ имеет определенные недостатки, которые необходимо учитывать при его применении:
Итак, мы рассмотрели еще один вид анализа, который применяется для управления запасами и ассортиментом. Применение XYZ-анализа помогает выделить товары с нестабильными продажами и скорректировать стратегию управления этими товарными группами. Его совмещение с АВС-анализом позволяет сделать анализ объемнее и выработать различные стратегии управления товарными запасами.
При грамотном управлении это приведет к сокращению ситуаций нехватки товара или затоваривания, что сократит затраты на хранение товара, выплату процентов по кредиту и приведет к росту продаж и удовлетворенности покупателей.
ABC XYZ анализ – что это и как его проводить
Проблема логистики и реализации товаров актуальна для небольших торговых предприятий и крупных компаний.
Если товарный ассортимент превышает несколько позиций, а это характерно даже для маленького магазина формата «у дома» или ИП, использующего маркет-плейсы, то приходится выбирать: в какие позиции вкладывать ресурсы, а какие не заслуживают пристального внимания.
ABC XYZ – это 2 основных способа анализа, используемые по отдельности, но чаще совместно. Они помогают понять:
С помощью этого анализа можно добиться эффективности использования ресурсов не только для товаров, но и применительно к сотрудникам компании.
Например, если call-центр принимает звонки-заявки, то принцип «выгоды» позволяет определить, на какие заказы следует в первую очередь обращать внимание менеджеров, «прорабатывать» до конца, а какие можно если не игнорировать, то оставлять «на потом».
Что такое АBC-анализ
Принцип Парето гласит: 80 % результатов «получаются» из 20 % усилий. В такой форме это звучит слишком ультимативно – мол, как ни старайся, но четыре пятых работы и финансовых затрат уйдет «в никуда», но на практике принцип хорош для оптимизации, потому что на основе этих 20% можно выстроить более выгодную схему.
В ней тоже будет соблюдаться принцип «80 и 20», но уже в несколько раз эффективнее.
ABC-анализ является как раз таким инструментом, позволяющим разделить «усилия», будь то трудовые или денежные вложения. Существует 3 категории, по которой разделяются товары или услуги:
Зачастую возникает вопрос: как быть с новинками?
Люди консервативны и не сразу привыкают к обновлению ассортимента. Если кто-то несколько лет покупал себе стаканчик латте, то он вряд ли решится на экспериментальный ванильный моккачино.
Но у новинок может быть потенциал: когда-то все сверхпопулярные товары были новинками, а компаниям приходилось вкладываться в раскрутку.
Что такое XYZ-анализ
Этот анализ применяется для того, чтобы понять, есть ли спрос на товары и услуги, насколько он активный. Способ позволяет отследить такие факторы, как суточность или сезонность, зависимость от дней недели. Среди примеров с кофейней.
Зимой будут более популярны горячие напитки – холодно, люди хотят согреться стаканчиком горячего кофе.Однако это не причина совсем исключать из продаж «холодные» кофейные напитки.
Они будут максимально популярны в жаркие летние месяцы, когда люди будут стараться уже не согреться, а наоборот, охладиться.
Упадет ли при этом спрос на горячий кофе?
Совершенно необязательно, многие утром привыкли к обжигающему напитку, идут на работу, когда еще достаточно прохладно, поэтому не станут отказываться от привычной покупки.
Переменные в XYZ-анализе обозначают следующее:
Есть нюанс: иногда в группу Z попадают самые «дорогостоящие» заказы. Тендер, крупная разовая покупка неких товаров или услуг. В примере с кофейней или рестораном – это серьезный банкет-корпоратив на 1000 персон, где заказывают экзотические блюда и редкие элитные сорта вин и коньяков.
Безусловно, заведение сделает огромную кассу на таком заказе, но анализ говорит о том, что рассчитывать только на подобные «счастливые» случаи опасно для бизнеса.
В каких ситуациях проводят ABC-XYZ-анализ
Некоторые маркетологи считают, что ABC-анализ желательно проводить постоянно, чтобы «фильтровать» товары и услуги, понимать, что пользуется популярностью, а что лучше оставить «за бортом». Как минимум, подобный анализ рекомендовано проводить раз в квартал, при подведении каких-либо итогов.
Также он может потребоваться при введении нового продукта: он не станет популярным сразу же, но желательно отслеживать «рост» спроса, а если его нет – то имеет смысл отказаться от новинки.
Другая ситуация: изменение производственных процессов. Компания внедрила экологичную упаковку, поставила новую аппаратуру, но продолжают поставлять старые пакеты и коробки. Иногда, особенно при наличии нескольких точек, отследить такие моменты непросто без видимых данных, которые показываются цифрами.
Если нужно отследить «работу» позиций на протяжении определенного времени, то лучше всего подойдет смешанный ABC-XYZ-анализ. Специалисты говорят о комплексном подходе. Анализ достаточно прост, поскольку не требует никаких особенно сложных инструментов, проводится в обычном редакторе Excel.
В ходе проверки выявляются:
Анализ двойной, но дает представление о разных понятиях. Для начала рекомендовано проводить ABC-анализ, поскольку он дает комплексное представление о том, какие товары и услуги приносят максимальную отдачу.
XYZ-анализ предлагает понять, насколько стабилен спрос, стоит ли экспериментировать, если да, то в какой момент времени (в том числе, с учетом сезонного спроса).
Что нужно для ABC-XYZ-анализа
Для начала рекомендовано проводить ABC-анализ, потому что для XYZ требует большего разброса по времени, в идеале – отчетов хотя бы за год. Тогда как «первую часть» исследования нетрудно реализовать даже на начальном этапе запуска бизнеса. Нужно:
Дополнительно для XYZ-метода нужно будет получить информацию в натуральных величинах, что повысит точность исследования.
Программа для использования: Excel или 1C, можно задействовать их в связке. Тогда из 1С-системы необходимо будет «вытащить» данные по позициям, подключив встроенные возможности аналитики.
Преимущество ABC-XYZ заключается в том, что неважно, о каких именно товарах или расходниках идет речь. Анализ позволяет отследить тенденцию в каждом направлении, поэтому он и называется в честь алгебраических переменных, вместо которых можно подставить любое значение.
Практический ABC-анализ
Потребуется редактор Excel. Он умеет самостоятельно высчитывать формулы, если правильно задать ее изначально.
Схема работы такая:
Для автоматизации необходимо сделать таблицу в Excel. Предполагается, что будет номер позиции по порядку (одна графа), доля реализации по позиции в процентах, а также результат по доли реализации нарастающим итогом. Чтобы сделать такую таблицу надо:
Когда будут подставлены конкретные товары, то будет наглядно видно, что, если пользоваться примером с кофейней, американо и эспрессо дают до 80% всех продаж, капучино и раф – 15%, а чай и айс-кофе – 5%. В результате может выясниться, что несколько позиций обеспечивают основную выручку компании.
Минусы метода
АBC-анализ, на первый взгляд, смотрится как «панацея», но сам по себе, без XYZ довольно бесполезен:
Именно поэтому требуется комплексный ABC-XYZ-анализ.
Как проводят XYZ-анализ на практике
Методика является и дополнением к ABC, и необходимым анализом, чтобы понять прогнозы по рентабельности товаров, вложений, услуг. Главный параметр – это коэффициент вариации, который устанавливает «разброс» между средними показателями.
У него нет своих единиц измерения, зато он помогает отслеживать «тренды», динамику, сезонность и другие характеристики, благодаря которым можно вовремя реагировать на изменения.