Yolo экономика что это
Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это вообще такое?
Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением, — FOMO и YOLO.
Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.
FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — «страх упущенной выгоды»). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.
YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — «живем только раз»). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.
Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хештегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.
Если YOLO распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO чаще используется возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.
YOLO, FOMO и деньги
Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и нерациональными желаниями — поэтому такие сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.
Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.
Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).
В мире инвестиций FOMO- и YOLO-эффекты работают аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль, — это FOMO.
Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные вещи, — это YOLO.
Несмотря на то что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.
Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.
«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.
По его словам, клиенты довольно часто нарушают согласованный ранее личный финансовый план, так как им хочется попробовать себя в трейдинге и рискованных активах. Новости об успехах в криптовалютах, сделках с IPO или отдельных акциях вызывают у них желание присоединиться к этому процессу, так как кажется, что «нечто большое» проходит мимо, говорит Верещак.
Жертвы FOMO и YOLO: кто они?
Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на черный день.
При этом в стране такое поведение характерно не только для миллениалов, но и для всех тех, кто в осознанном возрасте потерял свои сбережения в период перестройки, денежных реформ, дефолта 1998-го, банковского кризиса 2004-го, кризиса 2008-го.
Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит Наталья Смирнова. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.
По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности, и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.
Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:
Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO) покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов.
Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?
Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO, нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.
«Чтобы спокойно заниматься творчеством, проектами, я подсчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я подсчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.
«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18–32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.
В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — «радость от упущенных возможностей». Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!».
«Жизнь во дворце бессмысленна, если существует смерть»: почему сотрудники массово уходят из корпораций
Волны коронавируса сменяют одна другую в разных странах, и кажется, новостями о возможной четвертой уже никого не удивишь (хотя никому, конечно, этого не хотелось бы). Фраза о том, что пандемия разрушила привычный уклад жизни, за год затерлась до дыр, но с фактами не поспоришь. Изменилось многое, в том числе наше отношение к работе. В марте 2021 года компания Microsoft опубликовала данные опроса среди более 30 000 своих сотрудников в разных странах. Каждый пятый участник глобального исследования, описывая опыт удаленки, заявил, что работодатель не заботится о балансе между работой и личной жизнью.
Время, проведенное на собраниях Microsoft Teams, увеличилось более чем в два раза во всех офисах компании, а продолжительность одной встречи в среднем выросла на 10 минут. Средний пользователь Teams стал отправлять на 45% больше сообщений в чат в неделю и на 42% больше в нерабочее время, причем количество чатов растет каждую неделю. Число электронных писем, отправленных по работе, по сравнению с тем же месяцем прошлого года выросло на 40,6 млрд штук.
Если верить данным опроса, 60% молодых сотрудников Microsoft «просто выживают или отчаянно борются за желание жить»
54% опрошенных признались, что из-за возросшей нагрузки чувствуют себя переутомленными; 39% — даже истощенными. Особенно страдают, как отмечают исследователи, представители поколения Z — те, кому сейчас от 18 до 25 лет (если верить данным опроса, 60% молодых сотрудников Microsoft «просто выживают или отчаянно борются за желание жить»). Участники исследования рассказали, что тяжелый 2020-й заставил задуматься о переменах: 41% подумывают уволиться в течение следующего года, 46% планируют совершить «серьезный поворот» в карьере.
Газета The New York Times дала название этому феномену, когда молодое поколение резко взяло курс на масштабные изменения в карьере, — YOLO-экономика. YOLO — это аббревиатура от You Only Live Once, что значит «живем лишь раз». Хештэг #YOLO можно было встретить в американском Twitter еще в 2011 году (после того как об этом записал трек рэпер Дрейк). В начале десятых этот призыв получить желаемое прямо сейчас, не откладывая на будущее, был скорее абстрактным слоганом — его можно было встретить на футболках и граффити. Но пандемия COVID-19 превратила его в реальное явление, оказывающее влияние на экономику и рынок труда.
Юрист Бетт Уильямс во время Zoom-медитации внезапно осознал, что просиживает за столом по 10 часов в день и чувствует себя несчастным
Живем один раз
The New York Times собрал несколько историй американцев, решившихся на перемены. Все они начинаются со слов: «Пандемия поменяла мои приоритеты, и я понял, что не обязан так жить всегда». Например, 33-летний юрист из Орландо Бетт Уильямс во время Zoom-медитации внезапно осознал, что просиживает за столом по 10 часов в день и чувствует себя несчастным, в то время как завтра он может умереть. Уильямс ушел в маленькую юридическую компанию, организованную соседом, чтобы больше времени проводить с женой и собакой, — и ни о чем не жалеет.
Россия не отстает от мирового тренда. 28-летний Дмитрий Ханарин из Москвы последние пять лет работал консультантом в Mckinsey. Когда началась пандемия, он взял первый продолжительный отпуск и «просто наблюдал» за тем, что происходит вокруг: «Смотря на происходящие изменения, я думал: окей, а что мне дальше делать со своей жизнью?» — рассказывает Дмитрий. Интерес к теме здоровья у Ханарина был всегда — его родители врачи, сам Дмитрий экспериментировал с разными практиками, как ментальными (медитация), так и физиологическими (интервальное голодание). Пандемия, по его словам, подняла на поверхность всю усталость, накопившуюся в людях за годы работы в корпорациях, и заставила обратить внимание на тему ресурсов и выгорания. Ханарин покинул Mckinsey и создал платформу тренеров по здоровью Deva.school. Дмитрий признается, что сейчас работает даже больше, чем в Mckinsey, так как проект и личная жизнь конвергировались, и что в сравнении с доходом консультанта сейчас не зарабатывает «практически ничего»: «Но это инвестиция в будущее, которая окупится. Краткосрочно деньги точно становятся менее важны».
Ханарин не отрицает, что однажды может вернуться в корпоративный мир, потому что «жизнь долгая» и потому что, делая свой стартап, по-новому посмотрел на достоинства корпораций: «Но в настоящий момент я кайфую от того, что делаю, и в ближайшие годы вижу пространство для того, чтобы развивать свой проект».
Сейчас мне хочется сказать, что было не страшно, но на самом деле ощущения были такие, будто я прыгаю со скалы в неизвестность
33-летняя Юлия Акбердина также работала в российском офисе Mckinsey. После она переехала в Ирландию и несколько лет отвечала за стратегию продаж одного из продуктов Linkedin в Европе и Латинской Америке. Работа, признается Юлия, оказалась «намного менее интересной». «Linkedin — это технологическая компания, как Google или Facebook. Такие техкорпорации стали настолько большими, что даже на верхнем уровне у сотрудника очень ограниченный функционал, за который параллельно могут отвечать еще несколько человек. То есть сфера ответственности и зона роста маленькие», — объясняет Акбердина. Юлия подумывала разослать резюме в небольшие компании, а в 2020-м ушла в декрет и решила, что это отличная возможность поработать над собственным проектом на «безопасной территории». Она запустила образовательное онлайн-пространство для мам Her Space и уже к окончанию декретного отпуска поняла, что хочет заниматься только этим проектом.
«Сейчас мне хочется сказать, что было не страшно, но на самом деле ощущения были такие, будто я прыгаю со скалы в неизвестность. До этого у меня всегда была стабильная работа с фиксированным заработком, я примерно знала, в какой момент и как вырасту, а сейчас я попала в абсолютную неопределенность», — продолжает Юлия. Она добавляет, что решиться на перемены было бы не так просто, если бы не финансовая подушка безопасности — уходя из Linkedin Акбердина знала, что даже если не будет зарабатывать совсем ничего, сбережений хватит на несколько лет. Иногда ее беспокоит, что до прошлого уровня дохода «еще очень далеко», но Юлия уверена, что «в какой-то момент» ее проект будет приносить «столько же или больше». Сейчас, признается Акбердина, она ощущает себя по-настоящему счастливой: «Я как будто открываю новую сторону себя, более креативную. И после выходных не могу дождаться, когда начну работать — я давно не испытывала этого чувства».
Экзистенциальные вопросы
Люди стремятся не только заработать деньги, но придумать лекарство, накормить людей, разработать удобное приложение — сделать что-то сущностное
Психолог подчеркивает, что мы и раньше имели дело с даушифтингом, который напоминает культуру YOLO-экономики. И тогда, и сейчас люди, по его словам, пытались найти настоящих себя. «Нет рецепта счастья, кроме как развернуться к себе. И, конечно, люди разворачиваются к себе, особенно в экстремальных ситуациях, таких как пандемия. Они стремятся не только заработать деньги, но придумать лекарство, вкусно накормить людей, разработать удобное приложение — то есть сделать что-то сущностное», — объясняет Раевский.
Консультант, соучредитель Ассоциации русскоязычных коучей (АРК) Михаил Кларин подтверждает, что именно высокий уровень стресса подталкивает людей к тому, чтобы уходить с привычной работы и менять жизнь. «Пандемию социальные психологи по всему миру называют коллективной травмой: люди ограничены в общении, рабочий день удлиняется, при этом работать надо в малоподходящих условиях. Над каждым висит угроза заразиться смертельным заболеванием. Многие просто выгорают», — объясняет он необычные тенденции в экономике.
По словам Кларина, часто настроению все бросить поддаются предприниматели, которые чувствуют, что климат в стране не в их пользу, несмотря на заверения властей. При этом решиться на перемены проще людям, у которых есть накопления. Те, кому не на что жить, с напряжением вглядываются в необходимость зарабатывать деньги. Рассказывая о работе с клиентами, у которых есть запрос на перемены, Михаил Кларин замечает: «Нам приходится каждый раз заниматься инвентаризацией внутренних и внешних ресурсов. В ситуации столкновения с кризисной волной перед человеком встают знаменитые экзистенциальные вопросы: что для меня самое важное в жизни, на что я могу опираться, что я на самом деле люблю. Они кажутся слишком масштабными, чтобы ими часто задаваться, но это реальные рабочие вопросы, с которыми я сталкиваюсь каждый день».
Решимость уйти в свободное плавание свойственна людям 20-25 лет, которые еще не обременены семьей и ипотекой
Специалисты в области управления персоналом объясняют наметившиеся в экономике тенденции более материальными вещами. Рекрутер Алена Владимирская отмечает, что молодые люди во все времена подумывают открыть собственное дело, однако обычно их удерживает именно комфортная офисная среда и ритуалы компании, например утренний кофе с коллегами и совместные обеды: «В пандемию очень востребованным стал удаленный формат работы. И если людей более старшего возраста это скорее испугало, то молодежь воодушевленно приняла возможность работать из любой точки на несколько компаний одновременно и параллельно вести свой проект».
Решимость уйти в свободное плавание, по словам Владимирской, свойственна людям 20-25 лет, которые, как правило, еще не обременены семьей и ипотекой, и людям после 40, у которых уже большей части этих обязательств нет. При этом компаниям, отмечает она, действительно стало сложнее удерживать эти категории сотрудников: «Привязка к офису больше не работает. Работают либо деньги, то есть когда компания платит человеку больше, чем он сможет заработать на собственном деле, либо интересные проекты и понятные интересные карьерные треки».
Президент сервиса по поиску работы Superjob.ru Алексей Захаров уверен, что о долгосрочной тенденции говорить рано. По его мнению, людей, желающих работать в корпорациях, не стало меньше, и с должности директора департамента крупного банка все еще не уходят, чтобы начать свой рискованный проект. «Но молодых людей, которые в качестве карьеры выбирают не корпоративный путь, а путь самозанятости, действительно стало больше. Другое дело, что это вряд ли проблема для корпораций: персонал всегда уходил в свои стартапы, уходит и будет уходить вне зависимости от пандемии», — считает Захаров.
Самолет на водородном топливе и конструктор шаурмы: стартапы, за которыми нужно следить в 2021 году
Самолет на водородном топливе и конструктор шаурмы: стартапы, за которыми нужно следить в 2021 году
« Экономика YOLO » начинается, когда блокировка поколений переходит на криптовалюту для финансовой свободы
Сытые замкнутой жизнью, неполная занятость или переутомление, многие люди отказываются от своих старых привычек и рискуют всем ради того, что действительно важно для них. Ученые мужи окрестили это движение работников, стремящихся к самореализации, и их денег «экономикой YOLO». Криптовалюта, которая теперь может принести обещание финансовой свободы массам с помощью удобных приложений FinTech, является определяющим аспектом этой новой экономической тенденции.
Новые способы работы, новые способы накопления богатства
Основная предпосылка YOLO, или «вы живете только один раз, экономика» заключается в том, что старые способы работы просто больше не сокращают ее. Рабочие с низкими доходами были уволены и борются с неэффективной государственной помощью и сокращающимся рынком труда. Несмотря на то, что их называют «необходимыми» и завалены похвалами, другие работники не видят, как эта благодарность переводится в материальную безопасность, даже если они рискуют своим здоровьем, чтобы поддерживать экономику. Затем есть более удачливые: технические работники, маркетологи и администраторы. Они привыкли работать из дома, больше контролируя свое время и конфиденциальность. Они слышат призыв вернуться в неудобные костюмы, кабинки и ездить на работу, упираются пятками в свой живой ковер и говорят: «Нет!» Развертывание вакцинации и растущее ожидание возврата к «нормальному» заставляют многих задумываться об уроках, извлеченных из изоляции, и о том, действительно ли они хотят вернуться к тому, что было раньше.
Не у всех были сбережения, поддержка или возможности превратить потрясения 2020 года в приключение, ищущее блаженства. Многие до сих пор пытаются удержаться на плаву. Но любой, кто может подумать о том, куда вложить свои следующие инвестиции, вероятно, будет иметь совершенно иное мышление, чем парадигма до пандемии. В поисках нового способа зарабатывания денег они обращаются к онлайн-криптовалютным биржам, которые делают инвестиции в технологию блокчейн проще, чем когда-либо.
StormGain, криптовалютная платформа, популярная среди новых трейдеров, сообщила о резком росте числа новых клиентов в 2021 году. Одна вещь, которая делает StormGain особенно привлекательной для начинающих криптовалют, заключается в том, что приложение содержит полный набор учебных материалов, объясняющих различные типы криптовалют и все остальное. все тонкости торговли, которые упрощают понимание непрофессионала.
«В последние месяцы мы наблюдаем реальный рост интереса», сказал генеральный директор StormGain Алекс Альтхаузен. «Частично это связано с популярностью криптовалюты, поскольку ее ценность в криптопространстве растет, и люди хотят зарабатывать эти деньги для себя. Но новички выбирают нас, потому что они готовы к большим изменениям в этой так называемой экономике YOLO, и мы те, кто предлагает не только инструменты для торговли, но и всю информацию, необходимую им, чтобы подготовиться и начать торговать криптовалютой с уверенностью. ».
ЙОЛО и крипто
Учитывая оптимизм, индивидуализм и инновации экономики YOLO, на самом деле неудивительно, что она совпадает с бумом криптовалюты, как с точки зрения ценности, так и с точки зрения принятия. Разоблачение хрупкости экономики шло рука об руку с обвинением традиционной финансовой системы, которое казалось последней каплей для тех, кто достиг совершеннолетия после финансового краха 2008 года и движения «Захвати Уолл-стрит». Перенесемся в 2021 год, и нетрадиционные финансы проявили себя. Биткойн (BTC) достиг головокружительной высоты в 60 тысяч долларов на фоне опасений девальвации доллара и других фиатных валют. Частично это связано с крупномасштабными инвестициями со стороны признанных финансовых гигантов. Но экономика YOLO не связана с JP Morgan, Goldman Sachs или Citibank. На самом деле, дело даже не в биткойнах.
Биткойн может быть сейчас нарицательным, но настоящими звездами экономики YOLO являются альтернативные криптовалюты или альткойны. Бум Биткойна был встречен одобрительными возгласами со стороны давних держателей криптовалют, но для большинства розничных инвесторов и обычных людей, которые окунаются в криптовалюту в качестве дополнительного источника дохода, все дело в альткойнах. Криптовалюта номер два, Ethereum (ETH), взлетает до новых рекордных максимумов, и другие альткойны не справляются с этой задачей. Litecoin (LTC), Ripple (XRP), Monero (XMR), Pancakeswap (CAKE), Chainlink (LINK) и многие другие переживают период своего расцвета. Биткойн, возможно, недооценил себя, недоступный для многих обычных людей, но инвесторы YOLO смотрят не только на «мейнстримную» криптовалюту.
Инструменты торговли
Например, StormGain, хотя он уже может похвастаться низкими комиссиями и высоким кредитным плечом, также представил встроенный облачный майнер биткойнов, чтобы пользователи также могли зарабатывать большие биткойны даже при торговле более доступными альткойнами. Облачный майнер StormGain уникален и впечатляюще работает без использования каких-либо ресурсов с устройства пользователя. Если вы хотите попробовать этот новый подход к майнингу биткойнов, зарегистрируйтесь в StormGain. Это займет всего несколько секунд, а когда вы используете код ЁЛОСГ, вы получаете бонус в размере 5 долларов США к майнингу BTC.
Что такое YOLO. Объясняем простыми словами
YOLO (от англ. you only live once — «ты живешь только один раз») — понятие, которое описывает стремление исполнять желания и получать удовольствие прямо сейчас, не отказываясь от этого ради будущего благополучия.
Это понятие раскрывает альтернативный подход к образу жизни. Мы не откладываем все наши сбережения на «светлое будущее», отказывая себе во всём, а живём здесь и сейчас. Ситуация с пандемией наглядно показала, что будущее может быть не совсем светлым и тех возможностей, которые могут быть сейчас, в дальнейшем просто может не быть. Поэтому YOLO-мышление отразилось на всех сферах жизни, в том числе и на экономике.
Во-первых, у людей стало меняться отношение к работе: удалёнка, размывание рабочего времени и обязанностей, а также эмоциональное выгорание всё больше побуждают людей увольняться со стабильной работы в крупных корпорациях, а накопленные за время локдауна средства позволяют рискнуть и заняться тем, чем давно хотелось, например начать собственный маленький бизнес. Люди хотят больше времени посвящать себе и своей семье и видеть смысл в своей работе, даже если это приносит меньший доход.
YOLO-эффект на рынке труда ещё больше склоняет чашу весов в сторону гиг-экономики, фриланса, уберизации, аутстаффинга, аутсорсинга и гибридизации рабочих отношений.
Пример употребления на «Секрете»
«В пандемию люди уже начали задавать себе вопросы: а стоит ли эта работа моих сил и времени? Так, на Западе появилось целое понятие — YOLO-экономика. Это состояние, при котором люди стремятся максимально улучшить условия своей жизни, даже если ради этого придётся рискнуть стабильной работой. Ситуация с курьерами ещё больше толкает на изменения».
(CEO Solar Staff Павел Шинкаренко — о выросших зарплатах курьеров.)
История
Аббревиатура YOLO приобрела популярность в 2011-м после сингла рэпера Дрейка «The Motto». В 2012-м Оксфордский американский словарь включил этот сленговый термин в шорт-лист на «Английское слово года».
Крупные корпорации уже озабочены оттоком сотрудников и начали принимать меры. К примеру, LinkedIn дал сотрудникам оплачиваемую неделю отдыха, Houlihan Lokey оплатил отдых сотрудников в отпуске, Twitter предоставил лишний выходной в месяц, «Сбер» разрешил брать саббатикал на 12 месяцев с сохранением места работы.