Youku что это такое
Youku, или как китайцы сотворили свой Youtube
Вот уже много лет как Youtube стал глобальным явлением (кроме Китая, где он был заблокирован еще в 2008 году). Если изначально видеохостинг состоял из любительских видео, то теперь он стал местом, куда крупные студии выкладывают трейлеры новых фильмов, музыканты устраивают премьеры альбомов и клипов, а предприимчивые блогеры создают и изобретают разные форматы. Бывшие звёзды телевидения переходят на Youtube как на более удобную платформу для реализации своих амбиций, попутно зарабатывая на рекламе деньги, которые телеканалы никогда не смогли бы им дать. Китайские разработчики не могли пройти мимо такого масштабного явления и скопировали его, привнеся в свое детище местный колорит.
Журнал Reconomica и журналист Дмитрий Пилин продолжают изучать китайский интернет, и сегодня мы поговорим о самом главном видеохостинге Китая — Youku.
Как выглядит китайский Youtube
Первое, что встречается пользователю — сложная система регистрации. С одной стороны, с ней всё понятно — можно авторизоваться с помощью смс-сообщения либо через WeChat, однако проблема в том, что смс-сообщение может прийти через час. Это не самая большая проблема, но трудно представить такое в американском видеохостинге.
Наполнение видеохостинга
Что касается наполнения Youku, созданного в 2006 году, то он идентичен своему старшему собрату. Более того, в некоторых вещах он его опережает. Не так давно Youtube запустил собственный продюсерский центр, призванный создавать оригинальный контент в виде фильмов и сериалов. Вот уже несколько лет в YouKu работает абсолютно такая же схема, только масштабы производства куда выше. Более того, в Youku вы найдёте множество старых фильмов и мультфильмов, переведенных на китайский язык. В общем, первое впечатление от сервиса такое: Youtube смешали с Neflix.
Само собой, фильмы занимают лишь определенную часть видеохостинга. Любительские видео здесь пользуются такой же популярностью, как и в остальном мире. Если вам кажется, что только в российском сегменте Youtube вкладка “В тренде” ориентирована на ребенка, то вы ошибаетесь. Очень странные эксперименты с колой, несмешные “вайны”, пародии на известных персонажей — все это есть и в Youku.
Пожалуй, главное отличие — практически полное отсутствие политических видео. Не стоит забывать, что вы имеете дело с сервисом, который строго контролируется цензорами.
Функциональность
Дизайн Youku настолько китайский, насколько может быть китайским дизайн сайта.
Нагромождение надписей и картинок, куча рекламы, яркие цвета — для китайских пользователей в этом нет вообще ничего страшного. В то время, как мировые тренды ведут к минимализму, китайцы не боятся использовать пестрые цвета.
Человеку, который впервые зашел на китайский сервис, это может показаться чем-то смешным, однако это часть локального тренда или традиции, если это можно так назвать. Youku не был бы китайским сервисом, если бы в нем не было классического нагромождения функций. Одна из них взята из раннего Youtube, а именно — личные сообщения. Вряд ли многие помнят, но когда-то в Youtube можно было писать человеку “в личку”. Для блогеров не существует встроенной функции для отслеживания статистики, для этого нужно переходить на другой сайт.
Перед просмотром видео пользователя ждет реклама. Реклама в Китае — повод для отдельной статьи или даже книги. Если совсем в двух словах, то почти вся реклама, производимая в Китае, очень гротескная — может немного закружиться голова от ее наглости, крикливости и, конечно же, юмора. К примеру, шутки над менструацией в Китае очень популярны, так что вставить такую шутку в рекламу — нормальная идея для маркетологов.
Платные функции сервиса касаются в первую очередь фильмов и сериалов. Нельзя смотреть все абсолютно бесплатно, нужно платить за подписку около 15 юаней (что-то около 150 рублей) в месяц — довольно демократичные цены за возможность смотреть сериалы и спасение от рекламы перед запуском видео.
Заключение
Вообще, Youku отвечает на вопрос: почему китайцам не нужен глобальный интернет? Ответ простой — у них есть все внутри одного сервиса.
Сложно представить, чем обычного китайца может удивить российский или американский блогер, а если и может, то быстрее он придет в мир Youku, чем пользователь дойдет до Youtube.
Более того, западные корпорации совсем не против сотрудничества. Очевидно, что для популяризации музыканта в Китае лейбл должен позаботиться о том, чтобы на Youku были выложены его клипы. Само собой, никто не хочет упускать 2-миллиардный рынок, так что вряд ли есть обстоятельства, которые могут угрожать популярности бренда.
Все статьи цикла о китайском интернете:
История «китайского YouTube»: как Youku стал крупнейшим видеохостингом Китая
В феномене китайского аналога YouTube — видеохостинга Youku, стоило бы разобраться: сервис, созданный в 2006 году, уже по некоторым показателям обогнал YouTube, а в будущем стремится стать одной из самых масштабных компаний в Китае, пишет VC.
В китайском интернете существует огромное количество сайтов, которые являются аналогами более популярных всемирных сервисов. Во многом это связано с особенностями КНР, как страны с высоким уровнем цензуры, ограничивающей появление иностранного контента. Именно поэтому местные предприниматели пытаются заполнить пробелы за счет собственных продуктов.
Youku призван заменить заблокированный китайским правительством YouTube. При этом выполняет свою задачу этот видеохостинг настолько хорошо, что уже по некоторым показателям превзошел своего именитого конкурента. К примеру, ежедневно в Youku «стримят» более 13 млрд минут, что намного больше по сравнению с YouTube, у которого всего 3 млрд.
Китайский видеопортал переместил огромное количество сериалов в сеть, при этом фактически заменив национальное телевидение. И наконец, он смог собрать аудиторию более чем 400 млн человек. Всё это стало результатом безграничной веры в проект одного человека, которого на его родине называют самым странным бизнесменом.
На первый взгляд, основатель Youku, Виктор Ку, прошел достаточно стандартный для китайского предпринимателя путь. Выходец из небогатой пекинской семьи, он достиг успехов в образовании и получил возможность закончить обучение в Калифорнийском университете, а также изучал бизнес в Стэнфорде.
Познакомившись в США с особенностями создания собственного дела, Виктор вернулся в Пекин и занял руководящую должность в крупной мировой консалтинговой фирме Bain & Company. Оценив перспективы, которые открылись в китайском интернете после блокировки популярных мировых сервисов Ку, к удивлению близких, бросил консалтинг и приступил к работе в сервисе Sohu.
«Всенародный интернет-Оскар»
Молодой человек, имеющий управленческий опыт и отлично разобравшийся в ИТ-сфере в период учебы в США, стал настоящей находкой и достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице.
Именно в это время появился YouTube, и огромное количество китайских компаний сделали попытку создать собственный видеохостинг, но ничего революционного придумать не удалось.
В этот момент у Виктора Ку, по его собственным заверениям, возникло ощущение, что он теряет время. Он принимает решение уйти из Sohu, уводя с собой несколько сотрудников. Затем начинается создание Youku. Кстати, название сервиса в переводе значит «блестящий». Изначальная версия ресурса была функционально похожа на YouTube. Но со временем сервис прошел много изменений и улучшений, превратившись в самостоятельный продукт.
Официально видеохостинг начал работать в конце 2006 года. Первым контентом сервиса стали различные ролики, клипы и вирусные видео. Но со временем Виктор Ку решил разнообразить наполнение сервиса. Сделать это было сложно, учитывая цензуру правительства, которая выставляла жесткие рамки любым ИТ-проектам.
Тут у гендиректора Youku появилась идея провести между пользователями конкурс оригинальных видеороликов. Авторов лучших работ ждали призы, в том числе и денежные. Аудитория сервиса вскоре удвоилась. Забегая наперед, стоит отметить, что составление рейтинга лучших видео настолько понравилось китайским пользователям, что победителей конкурса стали награждать во время специального фестиваля — «Всенародного интернет-Оскара».
Сериалы: от пиратских копий до громких премьер
Следующим шагом стало наполнение видеопортала сериалами. Естественно, ни о каком лицензионном контенте речи не шло. Первыми сериалами, появившимися на сайте, были пиратские копии. При этом пользователи Youku имели возможность первыми увидеть новую серию на китайском языке, ведь проект Виктора Ку имел целую сеть собственных переводчиков, который обеспечивали качественную озвучку за несколько часов. Несмотря на противозаконность этих действий, они возымели эффект, увеличив аудиторию видеопортала до 100 млн пользователей.
Тем не менее, долго так продолжаться не могло. В 2008 году на территории КНР был заблокирован YouTube и руководству Youku стало понятно, что их ждет такая же участь, если видео на сайте продолжит оставаться пиратским. В январе 2009 года на видеопортале появилась служба, отвечающая за определение авторских прав, которая стала удалять нелицензионный контент. Аудитория негативно восприняла изменения на сайте, и поток новых пользователей существенно сократился. Часть аудитории, предпочитающая пиратские видео вместо китайских кинопродуктов, перешла на ресурс Tudou, который являлся серьезным конкурентом проекта Виктора Ку.
Модель работы Tudou оставалась прежней: огромные потоки пользовательского видео разной тематики, а также нелицензионный контент. Не сложно догадаться, что итогом этой стычки двух разных культур стала настоящая война, в которой оба сервиса не выбирали средства. Например, достаточно эффективным методом борьбы между конкурентами стало направление официальных жалоб на контент друг друга.
Нежелание ввязываться в затяжную схватку заставило руководство Youku искать новую нишу на рынке. С целью разобраться, каким образом можно работать на законных основаниях и при этом увеличить число зрителей, Виктор Ку обратил внимание на модель американского Netflix, который уже показал огромный рост аудитории за счет сериалов. Заимствовав ключевые решения, гендиректор Youku тем не менее учел особенности собственной страны, чтобы застраховаться от возможных блокировок со стороны правительства.
На первых порах на сайте появлялись лицензионные версии сериалов, которые ни коим образом не нарушали цензуру. В первую очередь это относилось к эротическим сценам, а также к упоминаниям КНР в негативных формулировках. Значительная часть нового контента была произведена в Китае.
IPO и собственные версии американских фильмов
Ставка вполне оправдалась, и вскоре Youku заключила несколько сделок с крупными видео- и телекомпаниями США. При этом видеопортал не всегда покупал американские сериалы или фильмы, но получал права на съемки собственных версий знаменитых картин.
Такой подход позволил сервису быть отмеченным со стороны правительства, которое оценило влияние ресурса на развитие киноиндустрии в КНР. Кроме того, компания привлекла к некоторым из своих проектов, авторов топовых видеороликов. Такой нетривиальный ход увеличил посещаемость сайта, ведь каждый захотел почувствовать себя кинозвездой.
Это в полной мере относится и к музыке. Многим студиям со всего мира стало понятно, что для того чтобы обеспечить успех альбома в Китае, нужно сперва разместить клипы на Youku. Естественно, это позитивно повлияло на скорость роста аудитории сервиса.
Кроме мировой известности 2010 год принес компании массу различных рекордов. Сервис занял первое место по количеству просмотров в КНР. Youku стал официальным видеопровайдером китайской версии Mozilla Firefox. Кроме того, успешное IPO позволило компании закончить неудачно начавшийся с финансовой точки зрения год, с прибылью в 200 млн юаней.
В игру вступает Alibaba
Желание превратить огромный видеопортал в доходный бизнес заставило руководство сервиса задуматься над стратегией монетизации. Итоговая модель стала во многом похожа с мировыми аналогами. В первую очередь это можно отнести к рекламе.
Помощь Alibaba предопределила дальнейшее развитие сервиса. С этого момента компания не только окончательно закрепилась на рынке, но и продолжила свое триумфальное шествие. У Youku появилось два главных направления развития. Первое связано с мобильным интернетом, которым в Китае пользуются более 800 млн человек. Завоевав этот рынок Youku, без сомнения, достигнет окончательного доминирования в КНР.
Полная победа над национальным ТВ
Вторым направлением является захват азиатского рынка. Первой страной, где планирует укрепиться сервис, стала Южная Корея. Здесь руководство Youku Tudou использует свою проверенную тактику, приобретая права на показ различных сериалов и провоцируя пользователей снимать видеоролики. Но пока сильно закрепиться на этом рынке сервису тяжело в связи с частыми блокировками из-за нарушения корейской цензуры.
Youku Tudou до сих пор остается единственным видеосервисом в Китае, который полностью не принадлежит ни одной из крупных компаний. Фактически он сам пытается стать сильным игроком на рынке. В своем желании достигнуть успеха Виктор Ку смог совершить практически невероятное, уведя у сервиса iQiyi, принадлежащему Baidu, часть аудитории, которая в 2014 году увеличилась до 500 млн пользователей. Youku победила национальное телевидение, заставив желающих смотреть новые серии любимого сериала на видеопортале.
Все эти победы во многом достигнуты оригинальным подходом и готовностью скрупулезно работать для достижения результата. Немного мешает компании нежелание идти на уступки и подчиняться более сильным игрокам. Несогласие быть пешкой в бесконечной партии между Alibaba и Baidu, повлекло, например, покупку самым крупным внешним акционером Youku другого видеопортала, что сразу же сказалось на цене акций компании.
По заверениям Виктора Ку, он отлично знает, куда хочет привести собственный проект. При этом, на данный момент, он не ставит себе целью мировое доминирование, этому препятствует политика КНР. Гораздо более адекватной целью для предпринимателя выглядит Азия, где у Youku есть отличный шанс стать доминирующим видеопорталом.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
😣😖😫😩 Айтишники рассказали про признаки плохого оффера. Читайте истории, выводы и советы.
История «китайского YouTube»: Как Youku за 9 лет стал крупнейшим видеохостингом Китая
Обозреватель vc.ru разобрался в феномене китайского аналога YouTube — видеохостинга Youku. Сервис, созданный в 2006 году, уже по некоторым показателям обогнал YouTube, а в будущем стремится стать одной из самых масштабных компаний в Китае.
В китайском интернете существует огромное количество сайтов, которые являются аналогами более популярных всемирных сервисов. Во многом это связано с особенностями КНР, как страны с высоким уровнем цензуры, ограничивающей появление иностранного контента. Именно поэтому местные предприниматели пытаются заполнить пробелы за счет собственных продуктов.
Youku призван заменить заблокированный китайским правительством YouTube. При этом выполняет свою задачу этот видеохостинг настолько хорошо, что уже по некоторым показателям превзошел своего именитого конкурента. К примеру, ежедневно в Youku «стримят» более 13 млрд минут, что намного больше по сравнению с YouTube, у которого всего 3 млрд.
Китайский видеопортал переместил огромное количество сериалов в сеть, при этом фактически заменив национальное телевидение. И наконец, он смог собрать аудиторию более чем 400 млн человек. Всё это стало результатом безграничной веры в проект одного человека, которого на его родине называют самым странным бизнесменом.
На первый взгляд, основатель Youku, Виктор Ку, прошел достаточно стандартный для китайского предпринимателя путь. Выходец из небогатой пекинской семьи, он достиг успехов в образовании и получил возможность закончить обучение в Калифорнийском университете, а также изучал бизнес в Стэнфорде.
Познакомившись в США с особенностями создания собственного дела, Виктор вернулся в Пекин и занял руководящую должность в крупной мировой консалтинговой фирме Bain & Company. Оценив перспективы, которые открылись в китайском интернете после блокировки популярных мировых сервисов Ку, к удивлению близких, бросил консалтинг и приступил к работе в сервисе Sohu.
Молодой человек, имеющий управленческий опыт и отлично разобравшийся в ИТ-сфере в период учебы в США, стал настоящей находкой и достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице. Именно в это время появился YouTube, и огромное количество китайских компаний сделали попытку создать собственный видеохостинг, но ничего революционного придумать не удалось.
В этот момент у Виктора Ку, по его собственным заверениям, возникло ощущение, что он теряет время. Он принимает решение уйти из Sohu, уводя с собой несколько сотрудников. Затем начинается создание Youku. Кстати, название сервиса в переводе значит «блестящий». Изначальная версия ресурса была функционально похожа на YouTube. Но со временем сервис прошел много изменений и улучшений, превратившись в самостоятельный продукт.
Официально видеохостинг начал работать в конце 2006 года. Первым контентом сервиса стали различные ролики, клипы и вирусные видео. Но со временем Виктор Ку решил разнообразить наполнение сервиса. Сделать это было сложно, учитывая цензуру правительства, которая выставляла жесткие рамки любым ИТ-проектам.
Тут у гендиректора Youku появилась идея провести между пользователями конкурс оригинальных видеороликов. Авторов лучших работ ждали призы, в том числе и денежные. Аудитория сервиса вскоре удвоилась. Забегая наперед, стоит отметить, что составление рейтинга лучших видео настолько понравилось китайским пользователям, что победителей конкурса стали награждать во время специального фестиваля — «Всенародного интернет-Оскара».
Следующим шагом стало наполнение видеопортала сериалами. Естественно, ни о каком лицензионном контенте речи не шло. Первыми сериалами, появившимися на сайте, были пиратские копии. При этом пользователи Youku имели возможность первыми увидеть новую серию на китайском языке, ведь проект Виктора Ку имел целую сеть собственных переводчиков, который обеспечивали качественную озвучку за несколько часов. Несмотря на противозаконность этих действий, они возымели эффект, увеличив аудиторию видеопортала до 100 млн пользователей.
Тем не менее, долго так продолжаться не могло. В 2008 году на территории КНР был заблокирован YouTube и руководству Youku стало понятно, что их ждет такая же участь, если видео на сайте продолжит оставаться пиратским. В январе 2009 года на видеопортале появилась служба, отвечающая за определение авторских прав, которая стала удалять нелицензионный контент. Аудитория негативно восприняла изменения на сайте, и поток новых пользователей существенно сократился. Часть аудитории, предпочитающая пиратские видео вместо китайских кинопродуктов, перешла на ресурс Tudou, который являлся серьезным конкурентом проекта Виктора Ку.
Модель работы Tudou оставалась прежней: огромные потоки пользовательского видео разной тематики, а также нелицензионный контент. Не сложно догадаться, что итогом этой стычки двух разных культур стала настоящая война, в которой оба сервиса не выбирали средства. Например, достаточно эффективным методом борьбы между конкурентами стало направление официальных жалоб на контент друг друга.
Нежелание ввязываться в затяжную схватку заставило руководство Youku искать новую нишу на рынке. С целью разобраться, каким образом можно работать на законных основаниях и при этом увеличить число зрителей, Виктор Ку обратил внимание на модель американского Netflix, который уже показал огромный рост аудитории за счет сериалов. Заимствовав ключевые решения, гендиректор Youku тем не менее учел особенности собственной страны, чтобы застраховаться от возможных блокировок со стороны правительства.
На первых порах на сайте появлялись лицензионные версии сериалов, которые ни коим образом не нарушали цензуру. В первую очередь это относилось к эротическим сценам, а также к упоминаниям КНР в негативных формулировках. Значительная часть нового контента была произведена в Китае.
Ставка вполне оправдалась, и вскоре Youku заключила несколько сделок с крупными видео- и телекомпаниями США. При этом видеопортал не всегда покупал американские сериалы или фильмы, но получал права на съемки собственных версий знаменитых картин.
Такой подход позволил сервису быть отмеченным со стороны правительства, которое оценило влияние ресурса на развитие киноиндустрии в КНР. Кроме того, компания привлекла к некоторым из своих проектов, авторов топовых видеороликов. Такой нетривиальный ход увеличил посещаемость сайта, ведь каждый захотел почувствовать себя кинозвездой.
Это в полной мере относится и к музыке. Многим студиям со всего мира стало понятно, что для того чтобы обеспечить успех альбома в Китае, нужно сперва разместить клипы на Youku. Естественно, это позитивно повлияло на скорость роста аудитории сервиса.
Кроме мировой известности 2010 год принес компании массу различных рекордов. Сервис занял первое место по количеству просмотров в КНР. Youku стал официальным видеопровайдером китайской версии Mozilla Firefox. Кроме того, успешное IPO позволило компании закончить неудачно начавшийся с финансовой точки зрения год, с прибылью в 200 млн юаней.
Желание превратить огромный видеопортал в доходный бизнес заставило руководство сервиса задуматься над стратегией монетизации. Итоговая модель стала во многом похожа с мировыми аналогами. В первую очередь это можно отнести к рекламе.
Помощь Alibaba предопределила дальнейшее развитие сервиса. С этого момента компания не только окончательно закрепилась на рынке, но и продолжила свое триумфальное шествие. У Youku появилось два главных направления развития. Первое связано с мобильным интернетом, которым в Китае пользуются более 800 млн человек. Завоевав этот рынок Youku, без сомнения, достигнет окончательного доминирования в КНР.
Вторым направлением является захват азиатского рынка. Первой страной, где планирует укрепиться сервис, стала Южная Корея. Здесь руководство Youku Tudou использует свою проверенную тактику, приобретая права на показ различных сериалов и провоцируя пользователей снимать видеоролики. Но пока сильно закрепиться на этом рынке сервису тяжело в связи с частыми блокировками из-за нарушения корейской цензуры.
Youku Tudou до сих пор остается единственным видеосервисом в Китае, который полностью не принадлежит ни одной из крупных компаний. Фактически он сам пытается стать сильным игроком на рынке. В своем желании достигнуть успеха Виктор Ку смог совершить практически невероятное, уведя у сервиса iQiyi, принадлежащему Baidu, часть аудитории, которая в 2014 году увеличилась до 500 млн пользователей. Youku победила национальное телевидение, заставив желающих смотреть новые серии любимого сериала на видеопортале.
Все эти победы во многом достигнуты оригинальным подходом и готовностью скрупулезно работать для достижения результата. Немного мешает компании нежелание идти на уступки и подчиняться более сильным игрокам. Несогласие быть пешкой в бесконечной партии между Alibaba и Baidu, повлекло, например, покупку самым крупным внешним акционером Youku другого видеопортала, что сразу же сказалось на цене акций компании.
По заверениям Виктора Ку, он отлично знает, куда хочет привести собственный проект. При этом, на данный момент, он не ставит себе целью мировое доминирование, этому препятствует политика КНР. Гораздо более адекватной целью для предпринимателя выглядит Азия, где у Youku есть отличный шанс стать доминирующим видеопорталом.