Z отчеты по бсо что это
Что такое Z отчёт и как часто его нужно снимать
Не всем предпринимателям обязательно использовать в своей бизнес-деятельности контрольно-кассовую технику, но если такой аппарат должным образом зарегистрирован в ИНФС, то при его применении нужно строго соблюдать кассовую дисциплину во избежание серьезных штрафов.
Одним из обязательных элементов работы каcсира-операциониста является снятие Z-отчета. Что это за документ, для чего он нужен, как поступать в случае его утери, а также каким санкциям могут подвергнуться предприниматели за неправильную Z-отчетность — обо всём подробно ниже.
Что такое зет-отчёт
Z-отчет («Зет-отчет», он же отчет с гашением) – это итоговый кассовый чек, который обязательно должен быть напечатан в течение 24 часов. Он означает завершение кассовой смены, сдачу выручки и обнуление оперативной памяти кассового аппарата. Все данные с предыдущего момента гашения остаются в фискальной памяти кассы и на ленте ЭКЛЗ.
К СВЕДЕНИЮ! В контрольно-кассовом аппарате существует контрольная лента (ЭКЛЗ – «электронная контрольная лента защищенная»), на которой записываются все показатели со счетчиков. В случаях, когда информация по отчетам почему-то утрачивается, ЭКЛЗ – единственная возможность ее восстановить.
По этому документу можно отследить:
Сняли Z-отчет, что дальше?
Пропечатанный чек с итоговым отчетом нужно подколоть или подклеить к «Справке-отчету кассира-операциониста». В кассовый журнал отдельной строкой заносится информация по «зетке»:
Вместе с оприходованной выручкой кассовый журнал в конце смены (рабочего дня) сдается старшему кассиру, в бухгалтерию или лично руководителю (в зависимости от того, как это заведено внутренним порядком организации).
Хранить снятые Z-отчеты, как и использованные ЭКЛЗ, нужно не менее 5 лет, ответственность за сроки и сохранность несет руководитель.
ВАЖНО! Берегите эти документы, не теряйте и не выбрасывайте снятые Z-отчеты, даже если они были проведены мастером при наладке кассового аппарата, содержат нулевые показатели или сняты в качестве пробы. Абсолютно все отчеты с гашением в обязательном порядке фиксируются в журнале.
Ежесуточный контроль
«Зетка» является документом строгой финансовой отчетности.
Снимать ее нужно после смены или рабочего дня, но не реже, чем 1 раз в 24 часа. Если этого не сделать, то касса будет заблокирована. Все кассовые аппараты, по распоряжению законодательства, оснащены системой автоматической блокировки при превышении 24-часовой смены. Пока не будет снят Z-отчет, касса не сможет производить никаких операций.
А если операций не было?
Письмо ГФСУ от 10.02.2015 г. разъяснило, что нулевые отчеты можно не печатать, если в течение 24 часов не прошла ни одна кассовая операция. Однако, часто внутренние документы предприятия требуют открывать и закрывать смену вне зависимости от прохождений по кассе. Кроме того, на практике в аппарате чаще всего хранятся мелкие деньги, а это тоже финансы, которые должны ежедневно проводиться через ККМ («служебное внесение»), а это уже операция, которая отразится в Z-отчете.
Пока законодатели не прояснили этот вопрос окончательно, лучше во избежание неприятностей печатать Z-отчет ежедневно и оформлять его в кассовую книгу, даже если он нулевой.
Особенности Z-отчета
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый первый отчет с гашением, снимаемый в ИНФС при регистрации контрольно-кассового аппарата, там и останется: его отсутствие никак не повлияет на правильность оформления кассового журнала. А вот со всеми последующими следует быть особенно внимательным.
Z-отчет утрачен, как быть?
В жизни все может случиться, и даже невосполнимый отчет с гашением может оказаться по какой-то причине не оформленным в журнал, как следует. Это чаще всего случается:
Отсутствие Z-отчета грозит предприятию крупными штрафами. Чтобы избежать их, нужно сразу при обнаружении утраты «зетки» выполнить предписанные законом процедуры.
Последовательность действий при обнаружении утраты отчета с гашением
ВАЖНО! Руководитель имеет право наложить наказание на кассира, виновного в утрате документа строгой отчетности, если сочтет нужным по итогам его объяснительной записки. Увольнение за такой проступок не положено, но выговор или устное предупреждение вполне вероятно.
Забыли снять Z-отчет вовремя?
В конце смены «зетку» не сняли, а совершили это действие в начале следующего дня? Так бывает нередко, тем не менее, это нарушение, «поймав» на котором, налоговая не поскупится на штрафы. Причина окажется в том, что по документам выручка окажется несвоевременно оприходованной.
Не стоит уповать на то, что налоговая не будет сличать даты отчетов и оприходования денег в кассу. Вполне может случиться, что нарушение «выплывет» в результате обслуживания представителей юридического лица. Получив чек за товар или услугу, пробитый определенной датой, он может подать его в бухгалтерию своей организации для отчета по потраченным финансам. Вполне реальна встречная проверка, в результате которой выяснится, что полученные по предъявленному чеку деньги были оприходованы не в день получения, а позже.
Особая ситуация с предпринимателями на УСН, которые обязаны показывать выручку в КУДИР именно в той датой, когда она оказалась в кассе. Если чек на покупку или услугу выбит сегодня, а Z-отчет по нему собираются снять только завтра, то в КУДИР получится несоответствие: придется указать сегодняшний чек по еще не снятой «зетке», в соответствии с которой чеки будут уже вчерашними.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Единичные случаи несвоевременного снятия отчета с гашением могут пройти безнаказанными: ведь их причиной могут явиться и технические неполадки, это можно отразить в объяснительной записке. Важно не допускать, чтобы такие случаи стали постоянной практикой.
Санкции и штрафы за нарушения снятия зет-отчёта
Выявленные налоговой проверкой нарушения Z-отчетности чреваты серьезными штрафами для руководства организации.
Отсутствие одной или нескольких «зеток» – это нарушение ст.19.7 КоАП РФ, так как по факту это – непредоставление представителям государственных органов требуемых ими сведений.
За это должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб., а юридические – в десятикратном размере.
Если налоговики сочтут, что неоформленные Z-отчеты представляют собой неповиновение требованиям надзорного органа (ст. 19.4 КоАП РФ), то штраф может быть выписан на сумму от 1000 до 2000 руб.
Z-отчет: что это такое, как выглядит и как снять по кассе
У современного предприятия, особенно если оно реализует розничную продукцию, существует масса форм, посредством которых оно отчитывается перед налоговым органом. К слову, до вступления в силу 54-ФЗ, прямо регламентирующего использование новых форм кассовой техники, единственным возможным оборудованием были устаревшие аппараты без онлайн-возможностей. И поскольку они в отличие от более новых моделей не могут держать связь с ИФНС в режиме реального времени, приходилось осуществлять меры строгой финансовой отчетности. В этом обзоре мы расскажем о Z-отчете по кассе, опишем, что это такое и как правильно работать с этой формой документации.
Что это за отчетность
Она происходит ровно один раз каждые 24 часа. И это не рекомендательные требования, а строго принудительные. Если в течение суток не была проведена процедура снятия, то кассовый аппарат попросту заблокируется. Он не сможет функционировать.
Данная форма — это полноценная документация, знаменующая закрытие смены. Все полученные сведения бережно хранятся в бухгалтерии компании, ожидая своей участи. А конкретно, знакомства с ИФНС. После каждого периода гашения остается ровно 24 часа, когда у кассира есть возможность снова провести снятие. Если этого не случится — возможна не только блокировка техники, но и финансовые штрафы со стороны органов власти.
Примечательно, но данная манипуляция не нужна самому предприятию. Оно никаким образом не использует полученные сведения. Проводить по ним собственные проверки — нет никакой логики. Да и ежедневно мониторить эти выводы по каждому конкретному аппарату никто не будет. А выявлять недобросовестность сотрудников таким способом тоже бессмысленно. И диапазон в 24 часа никуда не вписывается. Нетрудно догадаться, что это схема необходима только для проверок со стороны налоговой.
Стоит понимать, что в новом оборудовании никаких подобных инсинуаций проводить не нужно. Оно само без вмешательства сотрудника передает сведения по каждой сделке или иной операции непосредственно в органы налоговой службы. Это удобно и просто, а лишняя бумага самому предприятию не нужна. Но не везде новый век пришел на смену старому. Данные дисциплины обязательны для соблюдения лишь в некоторых организациях с формами юридических лиц. А вот индивидуальные предприниматели вполне законно могут пользоваться устаревшей техникой. И многие из них воспользовались данной поблажкой, не спеша переходить на новые модели.
Как снять З-отчет в конце дня
Существует определенный набор реквизитов, который должен в обязательном порядке отражаться в этом своеобразном чеке, снимаемым после конкретной смены. Такой перечень установлен законодательно, конкретика содержится в приказе налогового органа от 21 марта 2017 года.
Это название юридического лица, допустимо представить данные владельца в некоторых формах предприятий, адрес и ИНН, а также сведения о сотруднике, проводящем акт снятия документа с гашением. В самом чеке должен быть номер, количество операций, объем принятых финансовых средств, остаток на кассе при открытии и закрытии, реквизиты самого оборудования, количество учтенных скидок. Если имели место возвраты, они тоже оформляются. Также ставится полная дата, когда была проведена процедура.
Формирование автоматическое, вручную работник набирать никаких сведений не должен. Достаточно провести манипуляцию, заключающуюся в определенной последовательности нажатия клавиш/кнопок на модели оборудования. Какие именно — зависит уже от типа устройства и производителя. Присутствуют разные варианты. Рекомендуется ознакомиться с правилами пользования в прилагаемой инструкции.
Помните, что если снятие не было оформлено в течение суток, то это автоматический факт нарушения текущего законодательства. Он не останется без последствий в любом случае.
В онлайн‑кассах нет Z‑отчётов
Z-отчёты формировали старые кассы с ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая). Они показывали сумму выручки за смену и на их основе предприниматели заполняли журнал кассира-операциониста. При проверках налоговая просила показать именно эти документы. А теперь они не нужны совсем — налоговая получает информацию о вашей наличной выручке онлайн через ОФД.
Какие отчёты делает онлайн-касса
Онлайн-кассы ежедневно выдают отчеты об открытии и о закрытии смены. По сути, отчёт о закрытии смены и есть Z-отчет, который автоматически передается в ФНС. Хранить такой отчёт в бумажном виде не обязательно — его данные хранятся в памяти фискального накопителя.
При этом вы не всегда встретите в отчёте о закрытии смены сумму выручки за день — это рекомендованные, но не обязательные данные. Сумму дохода за день чаще всего можно посмотреть в личном кабинете своего ОФД.
Отчет о закрытии рабочей смены формируйте не позднее 24 часов после ее начала. Если прошло больше 24 часов после открытия смены, кассовый чек пробить не получится.
Курс по онлайн-кассам
Расставим кассы по полочкам за 8 уроков
Какие документы заполнять при работе с онлайн-кассой
После перехода на онлайн-кассы разрешили вообще отказаться от форм: № КМ-1; № КМ-2; № М-3; № КМ-4; № КМ-5; № КМ-6; № КМ-7; № КМ-8; № КМ-9.
В начале смены советуют заполнять книгу учёта выданных и принятых кассиром денежных средств по форме № КО-5. Кассир подтверждает, что получил деньги в графе 4. Обеспечить кассира разменными деньгами должен директор или его заместители, администраторы. В конце смены кассир возвращает разменные деньги и расписывается в графе 9 той же книги.
Организации по-прежнему заполняют кассовую книгу, приходные и расходные кассовые ордера. Но это уже не про онлайн-кассы, а про кассовую дисциплину, о которой мы рассказывали раньше.
Если вы запутались во всех этих онлайн-кассах, пройдите наш бесплатный курс. Мы постарались разложить всё по полочкам.
Статья актуальна на 05.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Кто и как должен применять БСО в 2021 году
Природа обновленного бланка строгой отчетности
Что представляет собой БСО? Какие существуют требования к БСО в 2021 году?
Определение этого документа дано в ст. 1.1 федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
ВАЖНО! Бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) распечатанный с использованием автоматизированной системы для БСО в момент расчетов с клиентом и подтверждающий факт произведения таких расчетов.
Как видим, БСО является аналогом кассового чека. Закон 54-ФЗ предъявляет одинаковые требования к обязательным реквизитам как одного, так и второго расчетного документа
Кроме того, БСО печатают на аппаратах, аналогичных онлайн-кассам. Прежние БСО, которые печатались исключительно типографским способом, сейчас уже не действуют и могут служить лишь дополнением к кассовому чеку. Как видно из определения, современные БСО допустимо вообще не печатать на бумажных носителях, а отправлять клиенту в электронном виде через СМС или на электронную почту. Именно такой способ отправки использует Яндекс.такси для бланков строгой отчетности за оказанные услуги перевозчика.
Как зарегистрировать онлайн-кассу, мы писали в статье.
В чём состоит основное отличие БСО в 2021 году от кассового чека? БСО используют при оказании платных услуг населению, а кассовый чек возможно применять для всех видов расчетов.
Обязанность по применению БСО
Итак, бланки строгой отчетности в 2021 году приравнены к кассовому чеку.
Кто должен применять БСО в 2021 году? Те, кто должен применять онлайн-кассу, то есть пробивать чек при расчетах.
В общем случае юрлицо или предприниматель при расчетах с физлицами или при расчетах наличными (банковской картой) с юрлицами и ИП применяет онлайн-кассу. Есть некоторые исключения из этого правила: по видам деятельности, по применяемой системе налогообложения.
Кто освобожден от применения ККТ в 2021 году, узнайте из нашего материала.
Далее разберем проблему, кто может применять БСО в 2021 году? Исходя из различий между кассовым чеком и БСО, применять БСО вместо кассового чека могут хозсубъекты, оказывающие услуги населению. Что относится к платным услугам населению, определяют по справочникам ОКВЭД2 и ОКПД2. Бизнесмен, оказывающий услуги населению, вправе выбрать для применения любую модель ККТ: для оформления универсальных кассовых чеков или для оформления только БСО. Важно, чтобы эта модель входила в перечень разрешенных к применению.
Как применять онлайн-кассу в 2021 году, прочитайте в статье «Онлайн-кассы для ИП в 2021 году».
Отпечатанные в типографии бланки
Обозначим еще раз, что в 2021 году бланки строгой отчетности, изготовленные в типографии, более не действуют. Их можно применять только следующим образом:
Например, до 1 июля 2021 года БСО для ИП, оказывающего услуги и не имеющего работников, вполне актуален, так как такие ИП не обязаны использовать ККТ при расчетах. В этом случае типографский БСО — подходящий вариант для подтверждения расчетов.
ВАЖНО! С 1 июля 2021 года ИП без работников, оказывающие услуги (выполняющие работы), должны при расчетах применять ККТ.
Напомним, что ИП на патенте с определенными видами деятельности могут не применять ККТ при условии, что они выдают клиентам документ, подтверждающий факт расчета и снабженный обязательными реквизитами. В этом случае можно отпечатать в типографии необходимый документ. Впрочем, если раньше типографская печать БСО была обязательной, то сейчас освобожденный от ККТ ИП на патенте вполне может создать подходящий документ на компьютере и каждый раз самостоятельно его распечатывать.
Приведем образец бланка строгой отчетности для ИП в 2021 году. Возьмем, например, ИП, ремонтирующего обувь и применяющего патент. Он может не использовать в работе ККТ, но должен выдать документ, подтверждающий расчет. Напоминаем, что в данном документе должны быть все необходимые реквизиты.
БСО в виде билетов и путевок
Существуют бланки строгой отчетности, утвержденные на законодательном уровне. К таковым относятся:
Возникает резонный вопрос: бланка строгой отчетности «Туристская путевка» (например) в 2021 году будет достаточно для проведения расчетов? Аналогично и с прочими приведенными в списке БСО.
Ответ: нет. При реализации любых видов билетов, для которых утверждена форма БСО, в дополнение к выдаваемым бланкам необходимо пробить кассовый чек или же сформировать современный БСО с помощью автоматизированной системы. Также допускается применять стандартный билет, но на котором есть вся информация о кассовом чеке, зашифрованная в виде QR-кода.
Такая необходимость опирается на логику, что БСО в виде билета определяет лишь право покупателя на поездку/посещение мероприятия. А вот факт расчетов подтверждается документом, сформированным актуальным образом на современных онлайн-кассах.
Как известно, принять НДС к вычету можно по счету-фактуре. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, каким должен быть БСО, чтобы по нему тоже можно было принять НДС к вычету, а также в каких случаях это работает.
Порядок контроля за БСО в 2021 году
Мы привыкли к скрупулезному контролю за бланками строгой отчетности — потому они так и назывались. Каждый бланк имел свой номер, велся журнал их учета, за ненадобностью их необходимо было уничтожать.
Как изменился учет бланков строгой отчетности в 2021 году? Учет изменился полностью, так как поменялась сама суть БСО.
И основная суть изменений в том, что теперь БСО формируются в ККТ и могут быть отправлены клиенту в электронном виде.
Никаких особых указаний на необходимость распечатывания БСО на бумаге или хранения их на иных носителях информации не существует.
Но законодательно установлена обязанность записывать информацию о произведенном расчете в фискальном накопителе ККТ, отправлять сведения в налоговый орган посредством оператора фискальных данных и хранить фискальный накопитель.
Итоги
В 2021 году БСО приравнен к кассовому чеку. Он применяется, как и прежде, при оказании услуг населению, но формируется на специальных онлайн-кассах. БСО, отпечатанные в типографии, более не действительны. К новым БСО применяются требования, аналогичные требованиям к кассовым чекам.
Фискальный документ
Кассовые чеки, отчеты об открытии и закрытии смены, чеки коррекции, отчеты о закрытии фискального накопителя — все это фискальные документы. Они формируются онлайн-кассами. Расскажем, какие документы и для чего следует формировать.
Что такое фискальный документ
Все документы, которые формирует онлайн-касса, — это фискальные документы. Их особенность состоит в том, что они автоматически передаются с кассы в налоговую через оператора фискальных данных (Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Они могут создаваться в бумажном и в электронном виде. Электронные документы печатать и хранить не нужно — они будут храниться на фискальном накопителе и у оператора фискальных данных. При этом сам накопитель следует хранить в течение пяти лет после окончания его использования.
К фискальным документам относятся:
О том, какие данные и каким образом следует указывать в фискальном документе, говорится в специальном стандарте — формате фискальных документов (ФФД). Он утвержден приказом ФНС № ЕД-7-20/662@.
Рассмотрим порядок и случаи формирования документов каждого вида.
Отчет о регистрации ККТ
Этот отчет формируется один раз — когда вы зарегистрируете кассу в ИФНС. Сформировать отчет нужно на следующий день после получения регномера. Для этого в кассу предварительно запишите регистрационный номер, наименование вашей организации (ФИО, если вы ИП), ИНН, номер фискального накопителя, и другие данные для формирования отчета.
Сведения из отчета о регистрации направьте в налоговую через кабинет ККТ, ОФД или отнесите в бумажном виде.
Когда процедура регистрации ККТ завершится, налоговая заведет для вас электронную карточку. Ее направят в электронной форме через ОФД или кабинет ККТ. После этого через аппарат можно проводить расчеты и они будут направляться в ФНС.
Кассовый чек (БСО)
Кассовый чек — самый распространенный документ, о котором знают все. Он подтверждает расчеты и формируется на каждую операцию по реализации или возврату товара. Продавцы в обязательном порядке выдают покупателям фискальные чеки.
Кассовый чек — это первичный документ. Он может быть сформирован в электронном виде или напечатан. БСО по ФЗ № 54-ФЗ приравнен к кассовому чеку, но формировать его можно только на специальной системе для БСО. Реквизиты у этих документов совпадают:
Дополнительные реквизиты перечислены в приказе ФНС № ЕД-7-20/662@.
Кассовый чек коррекции
Его формируют, когда нужно скорректировать расчеты. Например, в следующих ситуациях:
Если у вас формат фискальных документов 1.05, вместо чека коррекции применяйте возвратный чек с признаком «возврат прихода» или «возврат расхода». Узнать версию ФФД можно в отчете об открытии смены.
Оформить чек коррекции можно в любой день — как в течение смены, в которой была допущена ошибка, так и в следующих. Чтобы не было штрафа, важно сделать это до того, как ошибку найдут инспекторы. Это можно сделать на любой кассе — не обязательно на той, на которой была допущена ошибка.
Отчеты об открытии и закрытии смены
Отчет об открытии формируется в начале каждой новой смены. Если начать работать без него, то касса не будет печатать чеки. В отчете будут указаны дата формирования, данные организации, версия ФФД, сведения о кассире, номер смены и пр.
Закрывается смена тоже специальным документом — отчетом о закрытии смены (z-отчетом). С его помощью налоговая получает данные о прошедшей смене: сколько чеков пробили, какова была сумма операций, сколько сформировано фискальных документов и сколько из них не получила ФНС и пр. Также в этом отчете можно увидеть, что пора менять фискальный накопитель. Соответствующая отметка появится, если занято больше 99% памяти или до конца срока действия накопителя осталось меньше 30 дней.
Между формированием отчетов об открытии и закрытии должно пройти не больше 24 часов. Смена не может длиться больше суток, иначе касса перестанет пробивать чеки — такая функция зашита в фискальные накопители. Чтобы продолжать работу по истечении 24 часов, нужно закрыть смену и открыть новую. Формально закрыть смену можно и позже, если вы не будете проводить через кассу расчеты. Главное — не работайте без выдачи чеков.
Отчет о текущем состоянии расчетов
В отчете содержатся данные о не переданных фискальных документах. Из него вы узнаете, какие чеки не были отправлены ОФД и в какой момент произошел сбой. Вот какие данные в нем будут:
Напоминаем, что если ОФД не получает данные больше 30 дней, касса блокируется. Поэтому формировать отчет о текущем состоянии расчетов следует хотя бы раз в две недели, чтобы контролировать процесс. Создать его можно в любой момент — даже в промежутке между закрытием и открытием смены.
Иногда этот отчет запрашивают проверяющие из налоговой. Одно из требований к ККТ — в любое время печатать отчет о текущем состоянии расчетов для проверки. Это не касается только касс, в которых нет устройства для печати: касс для безналичной оплаты через интернет, касс в торговых автоматах и пр.
Отчет о закрытии фискального накопителя
Фискальный накопитель — это специальное устройство, на котором хранятся все документы, созданные в кассе. Отчет о его закрытии потребуется в следующих случаях:
Если ККТ украли или она потеряна, отчет о закрытии не требуется.
В отчете будут указаны сведения, которые пригодятся для перерегистрации кассы: дата и время фискального признака, номер фискального документа, фискальный признак. Эти же данные будут храниться в личном кабинете ОФД.
Перед формированием отчета убедитесь, что ОФД получил все фискальные документы, сформированные в кассе.
Подтверждение оператора
Этот документ подтверждает, что ОФД получил чек или отчет с кассы. Формирует его не ваша касса, а сам оператор. Он отправит подтверждение к вам в кассу, и это будет значить, что ваша обязанность по передаче данных в налоговую исполнена.
Если оператор перестанет получать данные, то подтверждения приходить не будут. Уведомления об этом отражаются в личном кабинете ОФД.
Новые фискальные документы для маркировки
В новом ФФД 1.2 появились специальные фискальные документы, которые формируются при работе с товарами, подлежащими маркировке:
Этот формат обязателен для всех продавцов маркированных товаров.
Вы эти документы видеть и формировать не будете, ими обмениваются между собой ОФД и «Честный ЗНАК». ОФД передает запрос о коде и уведомление в «Честный ЗНАК», а он в свою очередь направляет ответ на запрос и квитанцию.
Работайте с онлайн-кассой в Контур.Бухгалтерии. Интегрируйте товароучетную систему Контур.Маркет с Бухгалтерией и автоматически передавайте в учет накладные и данные о продажах. В сервисе можно вести учет, оформлять расчеты с сотрудниками и сдавать отчетность через интернет. Всем новым пользователям доступно 14 дней бесплатной работы в сервисе.