А к маркова при определении сущности педагогического мастерства отмечает что это

Понятие и сущность педагогического мастерства

2.1 Понятие и сущность педагогического мастерства

В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие педагогического мастерства характеризуется множественностью и неоднозначностью его трактовок (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, и др.). За каждой из них стоит определенная модель педагогической деятельности, по-своему оправданная и эффективная в той или иной социокультурной ситуации.

Классик советской педагогики А.С. Макаренко под педагогическим мастерством понимал «знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение». «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Все действия педагога целесообразны, продуманы, упорядочены. Он владеет ситуацией, умеет ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи. (зел 16).

С позиций личностно-деятельностного подхода педагогическое мастерство определяется как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности» (мастерство, 10). К данным свойствам относят: гуманистическая направленность деятельности педагога, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

А.К. Маркова под педагогическим мастерством понимает «выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях». Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов. Мастерство означает хорошее знание учителем своего учебного предмета, достижение стабильных, высоких результатов в обученности, главным образом, в знаниях учащихся. Автор относит мастерство к одному из уровней профессиональной компетентности педагогов. (с.51, 134, ПТУ)

Н.В. Кузьмина характеризует мастерство как «владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект, условия деятельности), с учетом этой ситуации формулировать профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством». (Каш, с. 81) Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогического мастерства: 1) репродуктивный (педагог умеет другим пересказать то, что знает сам, и так, как знает сам); 2) адаптивный (педагог умеет не только передавать информацию, но и приспособить ее применительно к особенностям аудитории); 3) локально-моделирующий знание (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам); 4) системно-моделирующий знание (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету); 5) системно-моделирующий деятельность (педагог умеет моделировать систему деятельности, целостный учебно-воспитательный процесс). (ОВП,96) Мастерство приходит к учителю при условии, если он сумеет глубоко вникнуть в теоретическую сущность того педагогического явления, решение которого профессионально необходимо. Рассматривая уровни педагогического мастерства, выделенные Н.В. Кузьминой, следует отметить, что они охватывают лишь один аспект данного явления: оперирование знанием, которое определяет позиции педагога при работе с содержанием материала (репродуктивная, адаптивная, проективная).

По мнению А.А. Реана, педагогическое мастерство выражается высокой компетентностью в психолого-педагогическом и предметном плане, умением репродуцировать на высоком уровне профессиональные ЗУНы (Р., с.149). Автор акцентирует внимание на формулировании технологических выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации, какой метод избрать, какой способ целесообразен в сложившихся условиях, в чем его ограниченность. Уровень педагогического мастерства преподавателя зависит от его профессиональной компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления.

В.А. Сластенин определяет педагогическое мастерство как «синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса». Педагогическое мастерство предполагает самостоятельный анализ педагогических явлений, разложение их на составные элементы и осмысление каждой части в связи с целым, нахождение в теории обучения и воспитания идей, адекватных логике рассматриваемого явления, обнаружение проблем и постановку педагогических задач, нахождение оптимального способа их решения; педагогическое мастерство опирается на научную теорию. (СЛ.333) Мастерство определяет характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и далеких перспектив. При разработке занятия по конкретной теме мастера учитывают всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Источник педагогического мастерства – опыт, деятельность, осмысленная с токи зрения ее сущности, целей, технологии.

Таким образом, выявлены следующие подходы к педагогическому мастерству: хорошее знание предмета (владение ЗУНами), выполнение педагогической деятельности на уровне имеющихся высоких образцов и эталонов (высокая репродукция ЗУНов) (А.К. Маркова, А.А. Реан); комплекс личностно-деловых качеств (В.А. Сластенин, И.А. Зязюн, Н.Н. Тарасевич); умение исследовать педагогические ситуации, формулировать на их основе профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями (А.С. Макаренко, Н.В. Кузьмина).

По нашему мнению, к умениям педагога-мастера можно отнести выделенные А.К. Марковой (ПТУ,18) профессиональные психолого-педагогические умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации, осуществления коммуникации, использования педагогического самоанализа. К ним относятся: умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогической задачи; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в условиях проблемной педагогической ситуации; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач. Также необходимо выделить умения, связанные со способностью педагога анализировать и оценивать свою деятельность в целом, соотносить между собой задачи, цели, способы, средства, условия, результаты деятельности.

Педагогическое мастерство предполагает также наличие у преподавателя коммуникативных умений, способствующих установлению эффективного педагогического взаимодействия с учащимися, коллегами. К коммуникативным умениям относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения учащегося, умение создать обстановку доверительности и др.

Таким образом, анализ литературы по проблеме педагогического мастерства показал, что при множественности подходов к данному явлению, оно остается недостаточно изученным. Выявлены нерешенные задачи: разработки критериев и способов измерения и оценки педагогического мастерства, построения формирующих педагогическое мастерство образовательных технологий.

Источник

А к маркова при определении сущности педагогического мастерства отмечает что это

Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то чего не делаем.

Мольер Ж. Б.

«Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, квалификации»

Макаренко А.С.

Трансформация экономического уклада страны, появление рынков труда, капитала интеллектуальных ресурсов, образовательных услуг, непосредственно касаются системы образования. Будучи одной из консервативных систем, система образования вынуждена адаптироваться, постоянно и своевременно изменяться. Многообразие и сложность задач формирования подрастающего поколения создают проблемы педагогического мастерства.

В педагогической науке существует несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:

— мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

— мастерство владения педагогической техникой.

Таким образом, сопоставление приведенных выше определений профессионального мастерства учителя позволяет заключить, что педагогическое мастерство является таким высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается единство отшлифованных умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств учителя, обусловливающих эффективность педагогического процесса.

Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в педагогически целесообразных действиях и поступках педагога, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной и деятельности воспитанников и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и значимых профессионально-педагогических свойств и качеств.

Такое понимание сущности педагогического мастерства имеет большое значение. Оно позволяет осмысливать педагогическое мастерство как весьма сложный деятельностно-личностный феномен учителя, более детально раскрывать его внутреннюю структуру и правильно намечать пути его действенного формирования. Профессиональная пригодность учителя – определяющая предпосылка для становления и развития педагогического мастерства.

Важнейшим компонентом в структуре педагогического мастерства является, воздействие педагога на личность и судьбу другого человека и не завершается с окончанием последним школы, а иногда продолжается всю жизнь. Эту мысль обосновал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет» [10].

Таким образом важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца – процесс взаимодействия людей, человека и предмета педагогической деятельности, и во многом – ее орудие, и средство, и продукт. А отсюда следуют цели, задачи и методы обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство достижимо только при положительной мотивации деятельности преподавателя: интерес, чувство ответственности. Большое значение имеют такие черты характера, как самостоятельность, организованность, честность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.

Педагогическое мастерство невозможно без способностей диалектически обрабатывать учебный материал, вносить в учебную работу что-то необычное, новое, интересное, доступно и выразительно объяснять и излагать учебные вопросы, адекватно педагогической цели пользоваться экспрессией, правильно воспринимать и оценивать поведение учащихся, уметь убеждать, внушать и требовать. А. М. Данченко показал в своем исследовании педагогических способностей, что педагогу для успеха нужны: педагогическое воображение, мышление, такт, требовательность, чуткость, самокритичность.

Несмотря на различия в рассмотренных подходах, очевидно, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Педагогический такт преподавателя — это целесообразность его действий и поступков во взаимоотношениях с воспитанниками. Проявляется он в правильном подходе к аудитории, к отдельным воспитанникам, в умелом учете их состояния, в соблюдении меры требовательности. Такт несовместим с высокомерием, черствостью, формализмом, недоброжелательностью. Для педагогического такта необходим гуманизм, уважение другого, чуткость, справедливость, оптимизм, естественность, искренность, внимательное отношение к студентам. Педагогу следует считаться с тем, что воспитанники высоко ценят не только новую и глубоко научную мысль, но и смелое, правдивое, острое слово, порою касающееся и самих воспитанников, их научного роста, морального облика, отношения к учебной и общественной работе, производственной практике и другим своим обязанностям. Они с большим вниманием выслушивают справедливую, даже резкую критику в свой адрес, особенно если она исходит от уважаемого ими педагога. К. Д. Ушинский говорил, что педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический. [12]

К умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести: управление своим телом; снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева; удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения; расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением. Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства педогога может быть выражена следующими наиболее общими умениями : речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием, умения поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Педагогическая техника это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало». Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью. Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности.

Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога [1] Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с воспитанниками. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога. Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в педагогически целесообразных действиях и поступках педагога, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной и деятельности воспитанников и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств. Такое понимание сущности педагогического мастерства имеет большое значение. Оно позволяет осмысливать педагогическое мастерство как весьма сложный деятельностно-личностный феномен педагога, более детально раскрывать его внутреннюю структуру и правильно намечать пути его действенного формирования

Литература:

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение.—11985. —Гл. 3. 280—364с.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во

Источник

Сущность педагогического мастерства

Учитель, несомненно, является стратегом и тактиком учебно-воспитательного процесса в силу своей профессиональной компетентности. Именно учитель-профессионал как субъект профессионально организованного процесса ставит цель, определяет задачи, осуществляет содержание, создаёт систему учебных и воспитательных средств, диагностирует и оценивает результат педагогической деятельности.

В современных условиях вариативного образования, когда назрела острая необходимость внедрения нетрадиционных идей, подходов, технологий, предоставленная педагогам свобода творчества связана с высочайшей ответственностью учителя перед обществом за судьбу развивающейся личности. В этой связи каждый учитель должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В научно-педагогической литературе даются следующие определения понятию «педагогическое мастерство»:

1) синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса [7, С.334];

2) высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [2, С.12];

3) синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1, С.303].

Итак, анализ содержания данного термина с разных позиций показывает, что сущностный смысл педагогического мастерства раскрывается на пересечении таких понятий, как педагогическая культура, педагогическое искусство, педагогическое творчество.

Несомненно то, что педагогическое мастерство является важной стороной профессиональной культуры. Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося образовательной деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2, С.25].

Педагогическое искусство рассматривается как синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, результатом которого является совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединённых с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Значимым компонентом педагогического искусства является педагогическое творчество, которое определяется как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Нередко можно встретиться с мнением, что овладение педагогическим мастерством, этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Вместе с тем, исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно в процессе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность. Так, И.А. Зязюн выделяет три этапа формирования педагогического мастерства:

1. Формирование идеала профессиональной деятельности.

2. Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

3. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы. Оно находит выражение в следующих аспектах педагогической деятельности:

· применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, владении педагогической технологией;

· единстве науки и искусства;

· исследовательском подходе к анализу учебно-воспитательных ситуаций;

· индивидуализации педагогического воздействия;

· умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта;

· высокой мотивации труда и др.

Таким образом, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.

Компоненты педагогического мастерства

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию структуры педагогического мастерства. Одни учёные в мастерстве педагога выделяют четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга (Коротов В.М.) [7, С.335].

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

По мнению Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д. составляющими педагогического мастерства являются три компонента: психолого-педагогическая эрудиция; развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция); владение педагогической техникой (система приёмов личного воздействия преподавателя на учащихся) [1, С.302].

Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина полагают, что педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая и педагогическая культура, гуманистическая направленность, профессиональные качества, система профессиональных знаний и умений, педагогические способности [2, С.13] (Схема 1).

Гуманистическая направленность личности педагога, базируясь на гуманистических ценностных ориентациях (целях, идеалах, интересах), выражается в осознании значимости личности каждого ребёнка, стремлении и желании строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. К наиболее значимым педагогическим способностям можно отнести следующие:

· дидактические способности, которые проявляются в умении учителя посредством специально организованного взаимодействия с учащимися формировать у них определённые знания, умения и навыки;

· коммуникативные способности позволяют устанавливать педагогически целесообразное взаимодействие, общение учителя с учениками;

· перцептивные способности, которые выражаются в умении педагога проникать во внутренний мир ученика, в глубоком понимании его психического и физического состояния;

· эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;

· экспрессивные способности связаны с умениями пользоваться различными выразительными средствами (интонацией, мимикой, жестами, пантомимикой и т.д.);

· организаторские способности обеспечивают грамотное планирование совместной деятельности, осуществление и контроль её хода и результатов, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

· конструктивные способности учителя, выражающиеся в умении проектировать образовательный процесс на основе знания и глубокого понимания его закономерностей и механизмов;

· научно-педагогические способности, характеризуют учителя как личность, склонную к исследовательской работе, способную к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности;

· креативность и импровизацию, способность к творчеству, преобразованию педагогической действительности в целях развития, совершенствования ребёнка.

· гностические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

В процессе становления педагогического мастерства важное значение имеет владение образовательными (диагностическими, информационными, дидактическими, диалоговыми, игровыми, рефлексивными) технологиями, проектированием и конструированием целостного педагогического процесса.

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности); 2) творчества (по содержанию деятельности); 3) технологичности (по уровню педагогической техники); 4) оптимальности (по выбору эффективных средств); 5) продуктивности (по результату) [2, С.17]. Таким образом можно говорить о том, что чем выше технологическая компетентность учителя, тем выше уровень его педагогического мастерства.

Педагогическая техника

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника.

Большое внимание педагогической технике как важнейшему компоненту педагогического мастерства уделял А.С. Макаренко. Великий педагог отмечал: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации…Такие “пустяки” стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота – всё это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания…» [4].

В статье «О моём опыте» А.С. Макаренко писал: «Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка…Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом…Педагог не может не играть…Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную внешность. Это не мёртвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти процессы передаются как гнев, негодование и т.д. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно» [5].

В структуру педагогической техники входят три группы компонентов (Схема 2) [2, С.32]. К первой группе относятся умения педагога управлять собой: социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями и настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение своим организмом (целесообразность и выразительность мимики, жестов, пантомимики); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая и третья группа компонентов педагогической техники связана с умениями управлять другими, воздействия на личность и коллектив (коммуникативные, организаторские умения, распределение времени, умения восприятия, принятия и понимания ребёнка, взаимодействия с ним, умение принимать решения, моделировать деятельность воспитанников с ориентацией на обучение, воспитание и развитие обучающихся).

Разработкой проблемы формирования артистизма и развития творческих способностей, актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые: И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова и др. Создатель знаменитой системы подготовки актёров К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для актёрского творчества: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Конечно, перечисленные умения также выступают важнейшей составляющей профессионального мастерства педагога.

В заключении ещё раз подчеркнём, что выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с формированием гуманистической направленности его личности и педагогической культуры, приобретением необходимых знаний и умений, развитием профессионально значимых способностей, овладением педагогической техникой.

Вопросы и задания для самоконтроля:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *