А не для запуска рекламы нужно выбрать целевую аудиторию что это
Целевая аудитория: что это такое, как ее определить и почему это важно для бизнеса
Подробно и понятно о выборе целевой аудитории с примерами из бизнеса
Ася Челован
Представим: компания придумала классный продукт, который точно «взорвет рынок», вложила деньги в производство и продвижение. А продукт не покупают — деньги и усилия потрачены зря.
Почему так произошло? Вариантов много: неудачный выбор времени запуска, изменение законодательства, неожиданный кризис. Но чаще всего причина провала проще — неправильное определение целевой аудитории.
Понимание целевой аудитории не гарантирует на 100%, что продукт будет успешен и принесет прибыль. Но оно повышает шансы, что продукт будет отвечать потребностям людей и они будут его покупать.
В этой статье используем термин «продукт» в качестве абстракции, которая обозначает все, что можно продать: от продуктов в магазине у дома до услуг адвокатского бюро.
Что такое целевая аудитория и зачем ее изучать
Целевая аудитория — люди, которым, по мнению бизнеса, настолько интересен продукт, что они будут его покупать. Маркетологи часто сокращают словосочетание до аббревиатуры «ЦА» — не удивляйтесь, если увидите.
Бывают ситуации, когда кажется, что изучать целевую аудиторию не надо — ведь продукт нужен буквально всем. Но это только кажется: целевую аудиторию нужно изучать каждому бизнесу, чтобы лучше понять задачи потенциального клиента и предложить ему их решение с помощью вашего продукта.
Допустим, на рынок выходит новый банк для бизнеса и он решает, что целевая аудитория расчетно-кассового обслуживания — все бизнесы России. Похоже на правду — счета действительно нужны всем ИП и компаниям.
Сложности начинаются, когда банк пытается ответить на вопросы, чтобы построить маркетинговую стратегию:
— Что делать в первую очередь: валютные переводы, эквайринг или интеграцию с 1С?
— 20 000 ₽ в месяц — это дорого или дешево для расчетно-кассового обслуживания?
— Для продажи этого продукта нам нужно запускать рекламу в интернете или нанимать продажников?
— На что делать акцент в рекламе: обслуживание счета 0 ₽ или выгодная ставка на остаток по счету?
— Как нам нужно говорить про продукт: ярко и дерзко или размеренно и спокойно?
Если банк исходит из того, что ЦА — это все компании и ИП России, то однозначно ответить на эти вопросы не получится: у микробизнеса одни потребности и возможности, а у корпораций — другие. И сформировать эффективную маркетинговую стратегию на всех не выйдет.
Если бизнес будет стараться сделать продукт сразу для всех, рискует не сделать ни для кого: потратит много денег и времени, но никого не заинтересует.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Чем понимание ЦА помогает бизнесу
Знание целевой аудитории и ее потребностей помогает бизнесу отвечать на такие вопросы.
С чего начать и как дальше развивать продукт. Когда бизнес понимает, что важно для целевой аудитории, он может решить, какие функции нужны продукту в первую очередь, потому что них клиент и будет его покупать. Остальные функции не так важны и их можно добавить чуть позже.
Предприниматель хочет открыть компанию, которая будет оказывать услуги по бухгалтерскому сопровождению бизнеса. Если он попытается сразу удовлетворить все потребности потенциальных клиентов — сдача нулевой отчетности сдача всей налоговой отчетности, ведение кадров, возмещения НДС и так далее, компания запустится через пару лет, а потом еще столько же будет пытаться выйти в прибыль.
Имеет смысл для начала выбрать один сегмент целевой аудитории — например, ИП на специальных режимах налогообложения без сотрудников. Им можно предлагать сдавать отчетность по УСН, ПСН и отчитываться перед фондами. Так бизнес может быстрее открыться и начать зарабатывать.
Дальше можно планировать новые функции — например, сдачу отчетности за сотрудников и ведение участков бухгалтерии.
Сколько должен стоить продукт. Понимание особенностей своей аудитории помогает сформировать правильную цену на продукт — ту, что не отпугнет потенциальных клиентов и при этом не уведет бизнес в минус.
Фитнес-тренер в бюджетном спортзале и фитнес-тренер в премиальном спортивном клубе ставят разные цены на свои, по сути одинаковые, услуги.
Большинство людей, которые покупают абонементы в бюджетные спортзалы, имеют ограничение по деньгам или не видят смысла переплачивать. Они считают стоимость дополнительных предложений относительно основной услуги — пользование спортзалом.
Если поставить цену 5000 ₽ за персональную тренировку в спортзале с годовым абонементом за 14 000 ₽, желающих воспользоваться предложением будет мало.
В случае с премиальным спортзалом посетители могут и готовы платить больше за дополнительный сервис: удобное расположение, воду в кулерах, полотенца, самые крутые тренажеры, лучших тренеров. И тренировка за 5000 ₽ при годовом абонементе за 150 000 ₽ будет более востребована.
Есть ли спрос на продукт или нужно его создать. Если бизнес знает, кому продает продукт, становится понятно, в чем задача: удовлетворить существующий спрос на понятный клиенту продукт или сначала объяснить потенциальному клиенту, чем продукт будет полезен.
Компания планирует продавать систему финансового учета для бизнеса.
Если предложить ее микробизнесу, скорее всего, возникнет сложность: аудитория пока не понимает, зачем ей нужен финансовый учет. А значит, спроса на продукт не будет. Когда спроса нет, бессмысленно рассказывать, чем система лучше предложений конкурентов.
В этой ситуации нужно создать спрос: объяснить, какие проблемы микробизнеса система помогает решить. Например, рассказать о том, как она отслеживает кассовые разрывы и помогает их избежать.
Если же предложить систему бизнесу, который уже понимает, зачем им финансовый учет, стратегия будет другой: показать преимущества системы по сравнению с конкурентами. Например, рассказать, что система совместима со всеми банками и что такого больше нет ни у кого на рынке.
Какие рекламные каналы и площадки протестировать в первую очередь. Когда целевая аудитория известна, легче сформулировать гипотезу о том, в каком порядке тестировать рекламные площадки. Это важно, потому что в бизнесе ресурсы или бюджет всегда ограничены.
Компания продвигает платформу для подбора нянь с педагогическим образованием и свободным английским. Потенциальная аудитория — прогрессивные родители со средним доходом и выше.
Значит, нужно идти на площадки, где чаще всего обитает ЦА: в Фейсбук, Инстаграм, спецпроект в журнале «Мел» и интеграции к блогерам, которые ведут каналы про современные методы воспитания и осознанное родительство.
Что и как рассказать про продукт. Понимание целевой аудитории помогает подобрать упаковку, рекламный креатив, тональность коммуникаций с покупателем.
Дизайн упаковки вечернего чая для спортсменов будет отличаться от дизайна чая для малышей — даже если по составу они одинаковые.
Тональность коммуникаций тоже будет разная: слоган «Помощь маме. и папе» не зацепит внимание профессионального кроссфитера.
Во всех описанных примерах встречаются исключения: малый бизнес может осознавать потребность в управленческом учете, к выдающемуся тренеру могут ездить на тренировки за 5000 ₽ в районный спортзал, «Одноклассники» могут показать лучший результат для платформы с нянями, а некоторые спортсмены едят детское питание.
Но в большинстве случаев понимание целевой аудитории дает информацию для работы над продуктом и его продвижением.
Основные характеристики ЦА
Чтобы подробно изучить и понять своего потенциального клиента, разбираются в таких характеристиках:
Географические характеристики могут повлиять не только на настройку рекламы, но и на дизайн продукта: например, требования к продукту «зимняя шапка» у жителей Норильска и Краснодара будут различаться.
Социально-демографические характеристики — образование, доход, пол, семейное положение, наличие детей и другие. Они могут влиять на коммуникации, упаковку продукта и даже его суть.
Для людей из разных социальных слоев — с разным образованием и доходом — будет важно разное: одному покупателю достаточно, чтобы футболка вписалась в бюджет, а другому важна экологичность производства.
Упаковка и коммуникации для мужского и женского геля для бритья будут различаться: у мужчин и женщин различается кожа, сфера применения и частота использования. Функциональное назначение товара одинаковое — средство, чтобы бритва лучше скользила, но ключевые характеристики будут разными.
Психографические характеристики — социальная группа, к которой относит себя покупатель, личные качества человека, ценности, мечты и страхи, хобби. Это самый сложный для изучения блок характеристик ЦА. Как правило, глубоко в изучение психографики своей аудитории погружаются корпорации и крупные бренды.
Малому и среднему бизнесу понимание психографических характеристик помогает разместить рекламу на правильных площадках и сформировать эффективное рекламное сообщение.
Например, в пик популярности сериала «Игра престолов» бизнесы, которые продают верхнюю одежду, создавали креативы по мотивам расхожей фразы из сериала — «Зима близко».
Поведенческие характеристики — анализ поведения человека, когда он принимает решение о покупке и совершает ее. Есть разные подходы к оценке поведенческих характеристик.
Например, аудиторию можно делить на тех, кто долго и вдумчиво принимает решение о покупке, изучив все отзывы, и на тех, кто готов купить более или менее подходящий продукт сразу.
Компания продает китайские смартфоны за 15 000 ₽ и после бесед с потенциальными клиентами понимает, что основная часть аудитории — люди, которые внимательно читают отзывы. В этом случае правильно будет сосредоточиться на том, чтобы отзывов о товаре и его обзоров было больше и они хорошо искались по ключевым словам.
Если же компания поняла, что люди сравнивают просто по цене, то главной задачей будет показываться в первых строчках в выдаче условного Яндекс.Маркета и поиска по запросу «смартфон дешево».
Еще один пример: есть люди, которые склонны к демонстративному потреблению, а есть те, кто, наоборот, попадает под «эффект сноба». В первом случае люди стремятся выглядеть круче в глазах своих знакомых за счет того, что могут себе позволить купить последнюю модель Айфона сразу же после ее выпуска. Во втором случае люди отказываются от покупки Айфона, потому что «все с ними ходят».
В большинстве случаев сложно определить поведенческие характеристики «на берегу». Наиболее корректным выглядит путь, когда бизнес предполагает характеристики, а потом проверяет их. Например, добавляет на лендинг блок с отзывами покупателей и смотрит, как влияет этот блок с «социальными доказательствами» на конверсию из посетителя сайта в покупателя.
Как и зачем сегментировать ЦА
То есть у курсов английского ЦА будет делиться на несколько частей, к каждой из которых будет свой подход. Разделение ЦА на отдельные части называется сегментацией. Она помогает бизнесу эффективнее растить продажи.
Главный секрет сегментации в том, чтобы разделить ЦА на сегменты, которые сложатся в единый образ потенциального клиента. Дробление целевой аудитории на слишком мелкие сегменты может навредить: будет непонятно, кому и что предлагать.
Например, для компании, которая продает кнопочные телефоны, нормально делить ЦА на тех, кто любит олдскульную технику, и тех, кто покупает аппарат попроще для бабушки. А сегмент «для бабушки, которая сидит на даче и любит заниматься вязанием» — это слишком мелко.
Нет универсального ответа на вопрос, по каким критериям сегментировать ЦА. Все зависит от задачи и продукта.
Разберем примеры сегментации на рынке B2C и B2B.
B2С — так говорят, когда компания продает товары или оказывает услуги конечному потребителю: физическому лицу. При работе с такой аудиторией важны социально-демографические характеристики — кто клиент: студент или менеджер среднего звена, есть ли у него дети и так далее.
Компания продает деловую женскую одежду в Москве.
Если целевой сегмент — студентки средних московских вузов, нужно выбирать материалы попроще и ставить ценник поменьше.
Если компания рассчитывает на бизнесвумен и сотрудниц банков, стоит выбирать более дорогие материалы и поставить цену выше.
И конечно же, рекламные кампании в этих случаях тоже будут разными — от креатива до площадки.
B2B — так говорят, когда бизнес продает услуги или товары другому бизнесу. Здесь нужно понимать, какие компании пользуются такими услугами и товарами: отрасли, коды ОКВЭД и другое.
Рассмотрим транспортно-логистическую компанию, которая помогает другим компаниям купить за границей, растаможивает, а затем доставляет товар на склад своего клиента.
Чтобы планировать работу менеджеров по продажам, выбирать выставки, на которых важно присутствовать, и другое, нужно понимать, каким компаниям чаще всего такие услуги могут понадобиться. Вряд ли услуги транспортно-логистической компании понадобятся бюро переводов. Но они могут быть полезны для ресторана, производства или торговой компании.
Сегментирование аудитории помогает выстроить воронку продаж. Так называют процесс от момента, когда клиент впервые услышал о продукте компании, до момента, когда он его купил. Грамотно выстроенная воронка помогает увеличить конверсию из тех, кто услышал о продукте, в тех, кто купил.
Отличия воронки продажи B2B от B2C:
В случае с ЛПР важны его роль в компании и задачи, за которые он отвечает. Если упростить, задача финансового директора — снижать расходы, задача коммерческого директора — повышать доходы, то есть увеличивать продажи, задача офис-менеджера — обеспечить офис водой, бумагой, ручками и так далее.
ИП предлагает услуги по аутсорсу бухгалтерских услуг или участка бухгалтерии. Каждому ЛПР нужно предлагать свои услуги с разным посылом. Если прийти к главному бухгалтеру с предложением сократить расходы на штат бухгалтеров, это вряд ли его заинтересует. Но может сработать предложение освободить его сотрудников от рутинных дел — например, от обработки первичной документации или работы с дебиторкой.
Финансовому директору же не важна рутина бухгалтеров, но будет интересно, если предложить сэкономить деньги компании.
Сегментация помогает увидеть самые крупные части своей аудитории, разобраться в их характеристиках и задачах и на основании этого сформировать эффективную рекламную кампанию. Если у бизнеса несколько сегментов ЦА, должно быть несколько коммуникационных кампаний.
Как меняется ЦА
Целевая аудитория — это не то, на что мы смотрим один раз на старте бизнеса и что дальше остается неизменным. Она меняется со временем: это может быть связано со старением аудитории и со стадией развития продукта.
«Старение» аудитории. Бренд Old Spice существует с 1938 года. В 2010-х годах компания столкнулась с тем, что бренд стал ассоциироваться с продуктом для старшего поколения, — просто потому, что им пользовалось старшее поколение. Чтобы изменить это восприятие, компания Procter & Gamble работала в том числе с коммуникациями: наверное, самый яркий пример — это ролики с Айзаей Мустафой.
Развитие продукта. Подробно это описал Джеффри Мур в книге «Преодоление пропасти», которая посвящена выводу на рынок инновационных продуктов. Он говорит о том, что не стоит пытаться продать инновации всем: сначала нужно продать его ранним последователям — гикам и фанатам бренда, а затем последовательно дорабатывать для более широкой аудитории.
Если компания Apple выпускает очки дополненной реальности, сначала их будут покупать те, кто без ума от новых технологий, или просто фанаты бренда. Дальше к продукту начнет присматриваться более широкая аудитория — так и до консерваторов дойдет.
, надо обращать внимание каждого сегмента на характеристики продукта, которые отвечают его интересам. Ранние последователи или гики будут более сосредоточены на технических характеристиках продукта — например, на том, что очки работают на процессоре М1, а для более широкой аудитории будет достаточно информации, что очки самые быстрые на рынке.
Изменение аудитории нужно учитывать и в случае, если нужно скорректировать аудиторию, например выйти на новый сегмент, и в случае, если нужно оставить как есть — если продукт хочет взрослеть вместе с пользователями.
Где искать информацию о ЦА
Если упростить, есть два пути поиска информации о целевой аудитории:
Если компания уже продает продукт и хочет масштабировать продажи, изучать целевую аудиторию лучше начать с базы действующих клиентов. Для этого базу клиентов нужно сегментировать, об этом мы рассказываем в отдельной статье.
Если бизнес только собирается выводить продукт на рынок и не хочет полагаться исключительно на интуицию, нужно изучать аудиторию потенциальных клиентов. Для этого можно смотреть на аудиторию конкурентов, читать отзывы об их продуктах, искать информацию в соцсетях, проводить опросы или покупать готовые исследования.
Отзывы. Чтобы понять, кто пользуется продуктами-конкурентами, можно посмотреть, кто и что пишет про конкурентов в открытых источниках.
Отзывы можно искать:
Специализированные площадки — это, например, «Банки.ру» для финансовых услуг или iRecommend и «Отзовик» для товаров повседневного спроса. Здесь есть нюанс: некоторые площадки сами просят пользователей оставлять отзывы. Нужно учитывать, что выборка не будет отражать объективную реальность: мы видим отзывы только людей, которые заинтересованы в том, чтобы оставить отзыв, а это далеко на 100% аудитории. Строить гипотезы на основании одних лишь отзывов некорректно.
У отзывов в соцсетях тоже есть особенность — по велению сердца люди чаще пишут плохие отзывы, чем хорошие. Просто хорошая работа воспринимается как норма. Поэтому рассказывать будут про из ряда вон: либо про сервис, который превзошел ожидания, либо про то, как разочаровал.
Соцсети. Если база клиентов маленькая или ее совсем нет, можно использовать данные соцсетей. В некоторых из них можно собрать данные о социально-демографическом портрете аудитории конкурентов: с помощью сервисов парсинга аудитории мы можем получить данные о людях, которые подписаны на группы той или иной компании.
Опросы. Опрашивать людей можно в интернете, по телефону или в офлайне. С помощью опросов можно собрать как качественные, так и количественные данные — вопрос размера выборки и глубины вопросов. Если проводить интервью с 20 людьми, задавая им по часу открытые вопросы, где нужно выразить свое мнение, это будет качественное интервью. Если же задаем закрытые вопросы формата «да/нет», «согласен/не согласен» тысячам человек — это опрос количественный.
Как организовать опрос | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Своими силами: на улице или по телефону | На первый взгляд, дешево |
Вы понимаете, что именно хотите спросить и какие данные получить
Можно не учесть важные детали, так как проведение опросов не ваша специализация
Дорого
Готовые исследования. Крупные компании регулярно проводят объемные исследования рынков — например, РБК, Тинькофф Дата и другие крупные бренды. Их можно найти в открытом доступе, купить готовые или заказать исследование для себя в агентстве.
Если ищете готовые варианты, изучите публикации в СМИ по теме: они часто публикуют колонки с мнением эксперта со ссылкой на исследования, по которой можно перейти и прочитать источник. Лучше изучить исследования целиком и сделать выводы самостоятельно, чем пользоваться выводами в статьях.
Как определить целевую аудиторию бизнеса
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Когда продукт решает конкретную проблему, люди охотно его используют и готовы платить даже высокую цену. И наоборот, бессмысленно предлагать человеку то, в чем он не нуждается. Потому столь важно изначально понимать, для кого предназначены ваши предложения.
Поговорим о том, как определить целевую аудиторию и какие нюансы стоит учесть. Коснемся таких вопросов:
Что такое целевая аудитория и зачем ее определять
Целевой аудиторией (ЦА) называют группу людей, потенциально заинтересованных в вашем предложении.
Целевую аудиторию определяют, чтобы правильно обращаться к клиентам и грамотно строить коммуникации. Кроме того, знание ЦА помогает правильно выбирать каналы для продвижения и рационально использовать бюджет.
Целевая аудитория — это ваши наиболее вероятные клиенты, которые приобретут продукт или закажут услугу. Именно на этих людей должны быть направлены маркетинговые мероприятия: реклама в соцсетях, email-рассылки, контент, офлайн-коммуникации.
Целевая аудитория — она всегда одна?
Целевая аудитория часто бывает неоднородна — внутри нее можно выделить небольшие подгруппы, которые будут интересоваться отдельными продуктами компании. Чем крупнее бизнес, тем больше будет таких сегментов.
Например, глобальная аудитория зоомагазина — все люди, которые содержат домашних животных. Но среди них есть отдельные сегменты: хозяева кошек, собак или аквариумных рыбок. Магазину бессмысленно предлагать товары для собак хозяевам кошек — скорее всего, такая рекламная кампания будет провальной.
Если ваш бизнес предлагает много продуктов, подумайте, для кого предназначен каждый из них. Рекламировать отдельные товары сразу всей ЦА часто оказывается дорого и малоэффективно.
Как определить целевую аудиторию
Зачастую в целевую аудиторию объединяют людей по общим критериям. Например, по таким признакам:
Однако отбирать аудиторию исключительно по одинаковым признакам неверно. Люди схожего возраста из одного города и с одинаковым доходом, могут интересоваться разными товарами и услугами. К тому же, в силу особенностей продукта, вам может быть неважно, где живет покупатель и какое у него образование.
Пример из фитнес-клуба
К примеру, предмет продвижения — услуги московского фитнес-клуба. При этом портрет целевого клиента описан, как «Девушка 25-35 лет, с доходом от 50 000 рублей, проживающая в Москве и мечтающая похудеть». Как думаете, владельцу реально важно, чтобы к нему приходили только женщины этого возраста с лишним весом? А если в фитнес-клуб придет стройная дама 45 лет, ей откажут?
Более правильно будет выглядеть такое описание целевой аудитории: «Женщины от 18 до 50+ лет, живущие в Москве, которые хотят похудеть, заняться фитнесом для здоровья, поддержать форму. Для них важен грамотный тренер, хорошее оборудование и комфорт».
Главным параметром следует выбирать потребности клиентов. Всегда задавайте себе вопрос «Зачем клиенту мой продукт?». Только после того, как вы установите истинную потребность аудитории, выбирайте прочие признаки, имеющие для вас значение.
Существуют разные методы определения целевой аудитории. Вот лишь некоторые из них.
Метод «5W»
Популярный метод, придуманный М. Шеррингтоном, основателем консалтинговой компании Added Value. Способ получил название «5W» из-за того, что предполагает поиск ответов на пять вопросов:
Например, вы продаете бутилированную воду из артезианских источников. Опишем целевую аудиторию для этого бизнеса по методу 5W:
Что? Бутилированная вода из артезианских скважин высшей степени очистки со сбалансированным составом и без вредных примесей.
Кто? Люди, заботящиеся о своем здоровье, спортсмены, ЗОЖники.
Почему? Потому что хотят сохранить здоровье, хотят усилить выносливость во время тренировок, соблюдают питьевой режим и заботятся о качестве воды.
Когда? При возникновении жажды, при пополнении запаса воды, перед походом на тренировку.
Где? Супермаркет, аптека, офлайн- и онлайн-магазины спортивного питания.
Если вы максимально подробно ответите на вопросы, вы сможете понять не только кому предлагать продукт, но и как его лучше предлагать.
Метод «от обратного»
В этом случае «точкой отсчета» становится конечный результат. Для начала определите, что должен получить клиент. Далее опишите путь, который проделает человек для получения результата. Подумайте, какая потребность может мотивировать потенциального клиента пройти весь путь до результата. Зная потребность, выполните анализ целевой аудитории и определите, у какого сегмента она может возникнуть.
При таком подходе у вас может получиться несколько сегментов ЦА. Создайте ограниченную кампанию для каждой отдельной группы пользователей и проверьте, насколько ваши предположения соответствуют реальности.
Например, вы продвигаете лазерные процедуры омоложения. До процедуры клиент записывается на первичный прием, проходит обследование, консультируется со специалистом. Длинный путь, к тому же с затратами почти на каждом этапе. Поэтому:
Считаем сумму, в которую обойдется процедура.
Устанавливаем возраст женщин, у которых возникнет потребность в процедуре.
Определяемся с регионом, где оказываем услуги.
Получаем описание ЦА примерно такого вида: «Женщина n-n лет. Проживает в г. … Имеет такие проблемы, как… Средний уровень дохода …. Хочет решить проблему максимально быстро и безопасно…».
Запускаем небольшую кампанию на найденную аудиторию и проверяем, каким будет отклик.
Метод определения возможной ЦА от продукта
Если ваш продукт обладает уникальными характеристиками, то целесообразно именно от него и отталкиваться при поиске своей аудитории. Схема выглядит следующим образом:
1. Выполните сравнительный конкурентный анализ продукта. Определите 2-3 ключевых свойства, отличающих продукт от аналогов.
2. Опросите существующих покупателей продукта. Спросите о значимых для них характеристиках, причинах покупки и важных особенностях. После подробного опроса ответьте на такие вопросы:
3. Проведите краткий анализ продукта. Определите:
4. Сегментируйте рынок. Зная ключевые свойства, по каким потребители выбирают товар на рынке, выделите следующие сегменты:
5. Опишите возможных покупателей, ответив на вопросы из п.2.
6. Составьте план мероприятий для привлечения возможных клиентов.
7. Протестируйте жизнеспособность своих предложений.
Пример
Допустим, продуктом выступают услуги юридического сопровождения бизнеса. Вот как примерно будет выглядеть схема поиска ЦА:
1. Сравниваем предложения с похожими на рынке. Выясняем, что преимущество состоит в том, что клиент получает возможность обратиться за юридической помощью в любое время и по широкому кругу вопросов. При этом можно полностью делегировать решение некоторых юридических задач.
2. Опрашиваем существующих клиентов и получаем ответы:
Потребность в услуге возникает из-за отсутствия юриста в штате и/или нежелания его нанимать на постоянную работу.
Главное требование — это успешное решение юридических вопросов в кратчайшие сроки и с оптимальными затратами.
Социально-демографические данные — представители малого и среднего бизнеса (пол, возраст в данном случае особого значения не имеют).
Эти люди хотят стабильности в бизнесе. Им не нужны проблемы с законодательством. К поиску юриста их мотивируют регулярные юридические сложности при оформлении документов, обращениях в госорганы, расширении деятельности.
О продукте клиент может узнать из поиска по запросу, на тематических сайтах, от коллег по бизнесу.
Перед покупкой можно получить бесплатную консультацию юриста, а мотивацией станут удачные кейсы из практики продавца услуги.
3. В результате анализа продукта определяем, что:
Сильные стороны — клиенту не нужно разбираться в юридических тонкостях, он просто звонит юристу.
Слабые стороны — при большой загрузке юристов компания не всегда вовремя отвечает на запросы клиентов.
Возможности — можем обеспечить полное сопровождение бизнеса по всем юридическим вопросам, внешним и внутренним.
Угрозы — клиент может решить, что ему дешевле содержать штатного юриста или выберет конкурентов с более дешевым предложением.
4. Сегментируем аудиторию:
Текущие клиенты — малый и средний бизнес.
Возможные клиенты — частные специалисты, самозанятые, фрилансеры.
Те, кто не является ЦА — крупные компании, которые могут себе позволить юриста в штате.
5. Описываем возможных клиентов:
«Фрилансеры, самозанятые граждане и частные специалисты, которым периодически требуется помощь или консультация юриста. Для них важно быстро получить информацию и помощь. Зачастую им нужно удаленное сопровождение. Это люди, которые хотят вести свой небольшой бизнес с минимальными рисками для себя и с соблюдением закона.
6. Мотивацией для обращения может стать предложение с быстрым решением их проблемы. Посещать офис при этом не нужно, все происходит удаленно. Узнать об услуге такие клиенты могут от коллег, из соцсетей, в профильных сообществах. Покупка, скорее всего, будет совершена онлайн. Чтобы стимулировать покупку, можем продемонстрировать успешный кейс, собрать отзывы других клиентов, дать актуальное предложение.
7. Составляем коммерческое предложение для вероятной ЦА. Для этого определяем наиболее частые юридические сложности таких клиентов и предлагаем их решение. Например, «… поможем правильно оформить договор ГПХ или подряда … онлайн … недорого … быстро … с гарантиями …».
8. Запускаем ограниченную кампанию на найденную аудиторию и анализируем результаты.