А смит считал что каждый социальный класс имеет свой источник дохода соотнесите
Какие утверждения характеризуют взгляды Ж.Ж. Руссо на общественный договор?
а) возникновение государства и права – закономерный исторический процесс, продукт войн
б) государство создается на основе общественного договора для обеспечения прав граждан
в) причиной перехода к гражданскому обществу является зарождение частной собственности и нарушение гармонии человека с природой и окружающими людьми
г) нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены географическими факторами
д) народ имеет право на революционный разрыв «общественного договора»
Кто создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
а) Дж. Локк б) Ш. Монтескье в) Ж.Ж. Руссо
27. Французские философы – просветители считали, что:
а) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа
б) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума
в) общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку
г) правильно все перечисленное выше
Какому французскому философу эпохи Просвещения принадлежат слова: «Из всех живых существ человек наиболее совершенен»?
а) Вольтеру б) Ж.Ж. Руссо в) Ш. Фурье
29. Французский просветитель XVIII в., защищавший в своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления – это :
а) Вольтер б) Ш. Монтескье в) Ж.Ж. Руссо
30. Ш. Монтескье утверждал, что каждой форме правления соответствует ведущий принцип. Соотнесите формы правления и принципы:
1) республика 2) монархия 3) деспотия
б) политическая добродетель
31. Понятие «цивилизация» в XVIII в.:
а) соответствовало понятию «культура»
б) противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов
в) обозначало все перечисленное выше
32. Шотландский экономист и философ XVIII в., автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» и теории трудового общества – это:
а) Д. Рикардо б) Р. Оуэн в) А. Смит
33. Для благосостояния государства, по мысли А. Смита, нужны:
а) ограничение личной инициативы
г) вмешательство государства в экономику
д) терпимость в управлении
34. Государство должно участвовать в экономике, как считал А. Смит, для того, чтобы:
а) обеспечить права собственности и экономической свободы
б) создать конкурентную среду через налоги и законы
в) обеспечить развитие жизненно важных, но не выгодных для частных лиц области экономики (транспорт, образование, медицина и т.п.)
г) обеспечить все перечисленное выше
35. А. Смит считал, что каждый социальный класс имеет свой источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода:
в) крупные земельные
2) заработная плата
По мысли А. Смита, частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука». Что понимал он под нею?
а) государственное регулирование
б) естественные рыночные механизмы
в) свободную конкуренцию
37. Богатство общества, по мысли А. Смита, создается:
а) плодородием земли и её продуктами
б) торговлей, получением денег
в) трудом работников
38. Производительным трудом А. Смит считал:
а) труд наемных рабочих
б) труд всех работников, занятых в производстве
в) труд наемных рабочих и крестьян
39. Соотнесите начало и завершение фраз, принадлежащих А. Смиту:
1) «первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был…»
2) «колесо обращения – это …»
3) общество возникает из …
а) … разделения труда»
40. Основами экономического учения А. Смита являются:
а) свобода конкуренции
б) необходимость экономической и политической свободы
в) активное вмешательство государства в экономику
Ответы. Тема 2.ч.1
№ вопроса | Ответ |
1. | Б |
2. | Г |
3. | 1-в, 2-а, 3-б, 4-г |
4. | Б |
5. | Г |
6. | Б, В |
7. | В |
8. | Б |
9. | Б |
10. | А-3, б-4, в-1, г-2 |
11. | В |
Г | |
13. | В |
14. | А, В, Г |
15. | В |
16. | Платон-1,2,4,7; Аристотель – 3,5,6,7,8. |
17. | А, В |
18. | В |
19. | В |
20. | Б |
21. | В |
22. | В |
23. | Т. Гоббс – 2,3,5,8; Дж. Локк – 1,4,6,7. |
24. | Б |
25. | Б, В, Д |
26. | Б |
27. | Г |
28. | А |
29. | Б |
30. | 1-б, 2-а, 3-в |
31. | В |
32. | В |
33. | Б, В, Д |
34. | Г |
35. | А-2, Б-3, В-1 |
36. | Б, В |
37. | В |
38. | Б |
39. | 1-б, 2-в, 3-а |
40. | А, Б |
1. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:
а) диалектики – науки о всеобщем развитии
б) теории прибавочной стоимости
в) теории общественного договора
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Вариант II
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Вариант II
1. Что такое «общественный договор»?
а) переход общества от естественного состояния к «гражданскому обществу»
б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений
в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми
2. Кто сделал вывод о необходимости выделения третьей ветви власти – судебной?
а) Дж. Локк б) Т. Гоббс в) Ш. Монтескье г) Н. Макиавелли
3*. Какие взгляды на общественный договор высказывал Т. Гоббс?
а) причиной перехода к гражданскому обществу считал необходимость защиты естественных прав человека
б) естественное состояние общества характеризовал как «войну всех против всех»
в) причиной перехода к гражданскому обществу определял стремление установить мир
г) правительство, не соблюдающее общественный договор, незаконно, что даёт право гражданам на его смещение (но не в революционных формах)
д) идеалом государственного устройства после заключения общественного договора считал неограниченную власть монарха
е) являлся сторонником неограниченной монархии, полагал, что государство должно следовать законам
ж) утверждал, что личность обладает естественными и неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность
з) считал, что народ, заключив общественный договор не может и не должен претендовать на ограничение власти монарха, что воля монарха – высший закон
4. Какому французскому философу эпохи Просвещения принадлежат слова6 Из всех живых существ человек наиболее совершенен»?
а) Вольтер б) Ш. Монтескье в) Д. Дидро г) Ж. Ж. Руссо
5*. Какие утверждения характеризуют взгляды Ж. Ж. Руссо?
а) возникновение государства и права – продукт войн
б) причиной перехода к гражданскому обществу является зарождение частной собственности и нарушение гармонии человека с природой и окружающими людьми
в) нравственный облик народа, характер его законов и образ правлениия обусловлены географическими факторами
г) вне совместной жизни с другими человек не может выработать такие способности, как язык, разум, добродетель
д) проникающее в сознание и поступки людей зло связано связано с цивилизацией
6. Ш. Монтескье утверждал, что каждой форме правления соответствует ведущий принцип. Соотнесите формы правления и принципы:
1) республика а) честь
2) монархия б) политическая добродетель
3) деспотия в) страх
А) Д. Рикардо б) Р. Оуэн в) А. Смит г) Ф. Энгельс
8. Богатство общества, по мысли А. Смита, создаётся
а) плодородием земли и её продуктами в) запасами золота
б) торговлей, получением денег г) трудом работников
9. Основами экономического учения А. Смита являются
а) свобода личности
б) необходимость политической и экономической свободы
в) активное вмешательство государства в экономику
г) ограничение личной инициативы
10. А. Смит считал, что каждый социальный класс имеет свой источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода
1) наёмные рабочие а) земельная рента
2) капиталисты б) заработная плата
3) крупные земельные собственники в) прибыль
11*. Какие взгляды на предмет социологии выражал О. Конт?
а) объектом изучения социологии считал факты общественной жизни
б) попытался использовать идею естественного отбора к обществу
в) разделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику
г) считал основным фактором развития духовный рост
д) использовал понятия системы, института, структуры применительно к обществу
е) выдвинул идею об усложнении общественной организации с развитием человеческого общества
12. Идеи утопического социализма представлены в трудах
а) К. Маркса и Ф. Энгельса в) Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо
б) А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна г) О. Конта Г. Спенсера, М. Вебера
13. Кто из социалистов считал возможным мирный переход к социализму?
а)Ш. Фурье б) Т. Мор в) К. Маркс г) В. Ленин
14. В чём видел К. Маркс сущность капиталистической эксплуатации?
а) в неэквивалентном обмене на рынке в) в безвозмездном присвоении капиталистами
б) в получении прибавочной стоимости неоплаченного труда наемных рабочих
15. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что решающим фактором общественного развития является
а) производственная деятельность людей в) духовная деятельность людей
б) взаимодействие власти и личности г) единство и взаимодействие базиса и надстройки
16*. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые принадлежат К. Марксу
а) главный вопрос экономической теории – это вопрос о сущности капиталистической эксплуатации
б) регулятором экономики является рыночный механизм
в) теория прибавочной стоимости отвечает на вопрос о сущности эксплуатации
г) богатство общества создается трудом наёмных рабочих
д) решающим фактором общественного развития выступают производственные технологии
17. Закончите определение: «Направление в марксизме, сторонники которого доказывали неизбежность революционного пути к социализму – это »:
а) легальный марксизм в) ревизионизм
б) ленинизм г) реформизм
18. Какое положение является главным в теории экзистенциализма?
а) неизбежность подчинения биологических, природных факторов жизни общества компьютерной технике
б) особая роль людей, владеющих научно-техническими знаниями, – технократов
в) признание труда главным источником общественного богатства
г) историчность существования человека, необходимость считаться с определённой ситуацией
19**. Приведите в соответствие названия работ и их авторов
1) «Государство» а) Аристотель
2) «Политика» б) Т. Кампанелла
3) «О гражданине» в) К. Маркс
4) «Исследование о природе и причинах г) Т. Мор
5) «Город Солнца» д) А. Смит
6) «Утопия» е) Т. Гоббс
7) «Об общественном договоре» ж) Ж. Ж. Руссо
8) «Капитал» з) Платон
20**. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания
1) Конфуций 2) В. И. Ленин 3)Т. Гоббс
4) А. Смит 5) Августин 6) К. Маркс
а) « дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»
б) « без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»
в) «нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех»
г) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»
д) «возьмите определенную ступень развития общества, обмена и потребления, и вы
получите определенный общественный строй»
е) «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»
И. Л. Бровчук, МОУ «Школа №53», п. Октябрьский Люберецкий район, Московская область
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Приложение 2 Практическая работа «Из истории экономических учений»
Вариантов работы с обучающими текстами два:
1) учащиеся могут сначала работать с одним текстом, затем после выполнения тестовых заданий или обсуждения ответов приступают к другому тексту, в конце занятия предлагается контрольный тест;
2) учащиеся работают с текстами по вариантам, после выполнения заданий обмениваются текстами, для самоконтроля предлагаются вопросы из нижеперечисленных заданий, после обсуждения ответов предлагается контрольный тест.
1. Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов».
(Текст в конспекте урока 6.)
2. Первые экономические теории: меркантилисты и физиократы.
(Текст в конспекте урока 9.)
3. Основы современной экономической науки были заложены в XVII в.
Адам Смит в XVIII в. поставил вопрос «Как государство богатеет?» и пытался найти на него ответ: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении».
«Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Все три способа зарабатывать на жизнь равноправны и обязательны в любом обществе».
«Человек, не имеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только в том, чтобы есть, возможно, больше и работать, возможно, меньше».
— Согласны ли вы с выводами А. Смита?
1. Какая из предложенных мыслей принадлежит Адаму Смиту?
а) стремление к получению огромных прибылей может разрушить экономическую систему;
б) решение о том, что должно производиться, должно приниматься правительством, потому что это необходимо для выживания общества;
в) рабочие должны быть вознаграждены за работу в соответствии с нуждами, а не в зависимости от того, кто как работал;
г) то, что люди делают для своего блага, они, как правило, делают во благо общества.
2. Адам Смит разрабатывал теорию:
а) экономического либерализма;
б) социально-регулируемого рынка;
в) смешанной экономики;
г) экологического государства.
3. Для благосостояния государства, по мысли А. Смита, требуется:
а) ограничение личной инициативы;
г) вмешательство государства в экономику;
д) терпимость в управлении.
4. Государство должно участвовать в экономике, как считал А. Смит, для того, чтобы:
а) обеспечить права собственности и экономической свободы;
б) создать конкурентную среду через налоги и законы;
в) обеспечить развитие жизненно важных, но невыгодных для частных лиц экономических областей (транспорт, образование, медицина и т. д.);
г) обеспечить все перечисленное выше.
5. Адам Смит считал, что каждый социальный класс имеет свой источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода:
1) наемные работники;
3) крупные земельные собственники.
б) заработная плата;
(Ответ. 1 — б; 2 — в; 3 — а.)
6. По мысли А. Смита, частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука». Что он понимал под этим?
а) государственное регулирование;
б) естественные рыночные механизмы;
в) свободную конкуренцию.
7. Богатство общества, по мысли А. Смита, создается:
а) плодородием земли и ее продуктами;
б) торговлей, получением денег;
в) трудом работников.
8. Производительным трудом А. Смит считал:
а) труд наемных рабочих;
б) труд всех работников, занятых в производстве;
в) труд наемных рабочих и крестьян.
9. Соотнесите начало и конец фраз, принадлежащих А. Смиту:
1) «первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был. »;
3) «общество возникает из. ».
(Ответ. 1 — б; 2 — в; 3 — а.)
10. Основами экономического учения А. Смита являются: а) свобода конкуренции;
б) необходимость экономической и политической свободы;
в) активное вмешательство государства в экономику.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Адам Смит о разделении труда
Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда. Для примера возьмем. производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает больше двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает. Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций. Мне пришлось видеть. мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции. Эти десять человек вырабатывали свыше 48 ООО булавок в день.
Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение друг от друга различных профессий и занятий и вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом. выполняется несколькими.
. Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа.
— Какие экономические проблемы рассматривает А. Смит?
— К каким последствиям, по мнению А. Смита, приводит углубление разделения труда?
— Какие факторы, по мнению А. Смита, влияют на производительность труда?
— Какова связь между уровнем промышленного развития страны и степенью разделения труда?
Тесты по обществознанию, раздел «Философия», 10 класс, профильный уровень
Проверочный тест по философии. Обществознание.10 класс.
1.Кто сделал вывод о необходимости выделения третьей ветви власти – судебной?а) Дж. Локк б) Т.Гоббс в) Ш. Монтескье г) Н.Макиавелли
2.Какие утверждения характеризуют взгляды Ж.Ж.Руссо?
а) возникновение государства и права – продукт войн
б) причиной перехода к гражданскому обществу является зарождение частной собственности и нарушение гармонии человека с природой и окружающими людьми
в) нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены географическими факторами
г) вне совместной жизни с другими человек не может выработать такие способности, как язык, разум, добродетель
д) проникающее в сознание и поступки людей зло связано с цивилизацией
А) Д.Риккардоб) Р.Оуэн в) А.Смит г) Ф.Энгельс
4.Основами экономического учения А.Смита являются
а) свобода личности
б) необходимость политической и экономической свободы
в) активное вмешательство государства в экономику
г) ограничение личной инициативы
5.Идеи утопического социализма представлены в трудах
а) К.Маркса и Ф.Энгельса б) А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэн в) Вольтера, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо г) О.Конта Г.Спенсера, М.Вебера
6.К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что решающим фактором общественного развития является
а) производственная деятельность людей б) взаимодействие власти и личностив) духовная деятельность людей г) единство и взаимодействие базиса и надстройки
7.Закончите определение: «Направление в марксизме, сторонники которого доказывали неизбежность революционного пути к социализму – это …»:а) легальный марксизм б) ленинизмв) ревизионизм г) реформизм
8.Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания
1) Конфуций 2) В.И.Ленин 3)Т.Гоббс
4) А.Смит 5) Августин 6) К.Маркс
а) «…дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»
б) « …без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»
в) «нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех»
г) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»
д) «возьмите определенную ступень развития общества, обмена и потребления, и вы
получите определенный общественный строй»
е) «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»
9.Приведите в соответствие названия работ и их авторов
1) «Государство» а) Аристотель
2) «Политика» б) Т.Кампанелла
3) «О гражданине» в) К.Маркс
4) «Исследование о природе и причинах г) Т.Мор
5) «Город Солнца» д) А.Смит
7) «Об общественном договоре» ж) Ж.Ж.Руссо
8) «Капитал» з) Платон
10. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые принадлежат К.Марксу
а) главный вопрос экономической теории – это вопрос о сущности капиталистической эксплуатации
б) регулятором экономики является рыночный механизм
в) теория прибавочной стоимости отвечает на вопрос о сущности эксплуатации
г) богатство общества создается трудом наёмных рабочих
д) решающим фактором общественного развития выступают производственные технологии
1. Что такое «общественный договор»?
а) переход общества от естественного состояния к «гражданскому обществу»
б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений
в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми
2.Какое положение является главным в теории экзистенциализма?
а) неизбежность подчинения биологических, природных факторов жизни общества компьютерной технике
в) признание труда главным источником общественного богатства
г) историчность существования человека, необходимость считаться с определённой ситуацией
3. Какому французскому философу эпохи Просвещения принадлежат слова: Из всех живых существ человек наиболее совершенен»?а) Вольтер б) Ш.Монтескье в) Д.Дидро г) Ж.Ж.Руссо
4. Ш.Монтескье утверждал, что каждой форме правления соответствует ведущий принцип. Соотнесите формы правления и принципы:1) республика 2) монархия 3) деспотия
а) честь б) политическая добродетельв) страх
5.А.Смит считал, что каждый социальный класс имеет свой источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода
1) наёмные рабочие а) земельная рента
2) капиталисты б) заработная плата
3) крупные земельные собственники в) прибыль
6. Какие взгляды на предмет социологии выражал О.Конт?
а) объектом изучения социологии считал факты общественной жизни
б) попытался использовать идею естественного отбора к обществу
в) разделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику
г) считал основным фактором развития духовный рост
д) использовал понятия системы, института, структуры применительно к обществу
7. Кто из социалистов считал возможным мирный переход к социализму?
а)Ш.Фурье б) Т.Мор в) К.Маркс г) В.Ленин
8. В чём видел К.Маркс сущность капиталистической эксплуатации?
а) в неэквивалентном обмене на рынкеб) в получении прибавочной стоимости неоплаченного труда наемных рабочих
в) в безвозмездном присвоении капиталистами
9. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания
1) Конфуций 2) В.И.Ленин 3)Т.Гоббс
4) А.Смит 5) Августин 6) К.Маркс
а) «…дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»
б) « …без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»
в) «нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех»
г) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»
д) «возьмите определенную ступень развития общества, обмена и потребления, и вы
получите определенный общественный строй»
е) «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»
10.Приведите в соответствие названия работ и их авторов
1) «Государство» а) Аристотель
2) «Политика» б) Т.Кампанелла
3) «О гражданине» в) К.Маркс
4) «Исследование о природе и причинах г) Т.Мор