Абазин это что за нация
Абазины — прародители латинского языка
Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.
Название
Название абазинского народа возникло от древнего племени абазгов, населявшего причерноморские территории, наряду с аланами и зикхами, в начале эры. Корни названия уходят глубоко в прошлое, точное значение неизвестно. Одна из версий связана с выражениями «люди, живущие у воды», «люди воды».
Самоназвание народа похоже — абадзе, абаза, абадзуа. Соседи называли абазин садзами, джиками, джигетами, джихами. В российских источниках по отношению к народу встречается упоминание экзонима «обаза». Абазин нередко причисляли к соседним народностям, называя общими именами адыгов, черкесов, абхазов.
Где живут, численность
Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии. Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.
Число абазин в других регионах России:
В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.
Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.
Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом. Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.
Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.
История
Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства. В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана. К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.
XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.
Внешность
Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:
Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.
Одежда
Семейный уклад
У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:
В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.
Жилище
До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.
Жизнь
Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.
Религия
Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.
Видео
Народы России: Абазины
ГДЕ ЖИВУТ АБАЗИНЫ?
Иногда абазинов неточно называют северокавказскими абхазами. Но все-таки абазины это отдельная нация со своим отдельным национальным сознанием.
КАК ПОЯВИЛИСЬ АБАЗИНЫ?
По одной из исторических версий, существовавшее в 1-м тысячелетии Абазгское царство на месте нынешней Абхазии как раз было основано абазинами, а сами абхазы составляли в нем лишь меньшинство населения.
Но в XIII веке абазины внезапно покинули приморскую родину и перешли жить на территорию нынешней Карачаево-Черкесии. Возможно, причиной стали неурожай или малоземелье, либо же жестокие междоусобные войны.
В средние века абазинский народ был гораздо многочисленнее чем сейчас, заселял, как явственно свидетельствует топонимика, большую часть будущей республики Карачаево-Черкесия.
НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ АБАЗИНЫ?
Абазины обладают собственным уникальным языком. Абазинский язык близок к абхазскому и родственен кабардино-черкесскому и адыгейскому языкам. В нем около семи десятков согласных и всего лишь пара гласных звуков. Алфавит для своего сложного языка абазины получили лишь в 1932 году.
Абазинский язык по праву считается одним из сложнейших в мире. Считается, что выучить это кавказское наречие не в состоянии ни один человек, если только он не родился абазином.
КАКОЙ ВЕРЫ АБАЗИНЫ?
До прихода мусульманства княжеская верхушка исповедовала православное христианство, в народе было распространено традиционное язычество.
КАК АБАЗИНЫ ВОШЛИ В СОСТАВ РОССИИ?
Русские и абазины познакомились очень рано. Еще в средние века наши послы писали о народе «Обеза», обитающем на Кубани.
Абазины вообще в прошлом отличались воинственностью: еще до Кавказской войны сражались за свою независимость против турок и крымчаков, частенько принимали участие в феодальных разборках между абзазами, мегрелами из клана Дадиани и Имеретинским царством.
Присоединять абазинские земли Россия начала в XVIII веке. Абазины приняли участие в Кавказской войне на стороне черкесов. При этом воинственные абазины не просто оборонялись, но и наносили жесткие удары по наступавшей империи. Например, в 1836 году абазины дважды предприняли мощные набеги на город Ставрополь, бывший тогда одним из центров российского Северного Кавказа.
Из тех набегов абазины увели свыше двух тысяч русских пленных, причем очень высокого статуса: купцов, банкиров, чиновников. В плен к горцам попал даже высокопоставленный царский офицер со всем своим штабом.
. Россия сурово подавила сопротивление абазинов. Часть из них была уничтожена, часть осталась жить в землях империи, часть вынужденно стала мухаджирами (религиозными беженцами) в Турции.
ЧТО СЕЙЧАС С АБАЗИНАМИ?
Абазины достаточно мирно приняли советскую власть, хотя в 1942 году испытали ужасы немецкой оккупации. На сотрудничество с нацистами никто из представителей этого кавказского народа не пошел. Поэтому в депортацию абазины отправлены не были.
Сейчас абазинская молодежь интересуется своими корнями, языком предков. Поэтому есть надежда, что этот малочисленный кавказский народ сохранится на этнографической карте мира.
Абазины
АБАЗИНЫ, абаза (самоназвание), народ в России, древнейшие жители Северного Кавказа. Поселились в этом регионе более 5000 назад.
Прародители абазин – племя абазгов, которое в начале нашей эры вместе с племенами зикхов и аланов освоило причерноморские территории. По одной из версий, «абазины» переводится как «люди воды», но этому нет убедительных доказательств.
Существуют и другие варианты наименования этого народа:
Иногда абазин причисляют к абхазам, адыгам и черкесам, но это неправильно.
Численность и место проживания абазинов
Родина первого поселения абазин – нынешняя Абхазия. Но из-за нехватки земель для сельскохозяйственных нужд абадзе вынуждены были мигрировать и со временем переселились в черкесские регионы.
По переписи 2010 года в России не менее 43000 абазин. Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесии, где насчитывается 13 абазинских аулов. При этом из 37000 абазин Карачаево-Черкесии более 10000 живут в Черкесске.
Массовые миграционные потоки абазин были вызваны Кавказской войной. Именно тогда многие абазины переселились в Иорданию, Ливию, Турцию, Израиль, Сирию и Египет. В итоге сегодня в разных странах мира абазинами себя считают более 24000 человек, которые пронесли через века и границы свои древние обычаи.
Абазины являются выходцами из протоабхазских племён, которые изначально заселяли современные Абхазию, Грузию, а также территории от Туапсе до Сухуми. После развала Ашуйского государства они начали создавать отдельные княжества.
Первые упоминания о племени абадзе датируются II в. н.э., когда образовалась Абазгия. В VII веке было создано Абазгское царство, более известное, как «Абхазское», которое состояло из абазов и абхазов. Причём в некоторые периоды его существования абазов там насчитывалось намного больше, чем абхазов.
Как уже было сказано, из-за нехватки земли абазы начали эмигрировать оттуда на северные склоны Кавказского хребта – в более благоприятные для занятий сельским хозяйством местности.
В XVI веке абазы начали налаживать отношения с Россией. Согласно русским летописям, среди знатных черкесов, которые в 1552 году приехали в Москву договариваться с Иваном Грозным о союзе против крымского хана, был абазинский князь Иван Езбозлуков.
Тем не менее, абадзе ещё долго находились под властью Турции, хотя по свидетельству современников, никому не повиновались и признавали только грубую силу, когда вынуждены были терпеть лишения от набегов со стороны воинственных соседей.
Языковые особенности абазинов
Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.
Некоторые учёные считают, что предки абазов создали ашуйскую письменность, которая повлияла на финикийское письмо, а следовательно, и на создание латинского алфавита.
Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году – на кириллицу.
Религия и обычаи абазинов
В древности абазины обожествляли силы природы. Они верили в духов-покровителей, с трепетом относились к священным деревьям и скалам. Во главе пантеона древних абазин стояло божество по имени Анчва. Помимо него вокруг было полно духов, которые могли как навредить человеку, так и помочь.
Абазы поклонялись покровителям дождя, воды, зверей, скота, пчел, лесов, ремесла.
Если человек сходил с ума, то абазины винили во всём шайтанов. А если умирал младенец, то считалось, что это происки ведьмы.
Считается, что в первом веке нашей эры абазгам, зикхам и аланам христианское учение принёс сам апостол Андрей, который, по преданию, проповедовал среди горских народов.
В 1762 году французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель утверждал, что «религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее, народ признаёт себя благочестивыми христианами».
Однако позже абазины поддались влиянию своих мусульманских соседей и сегодня исповедуют ислам суннитского толка.
Культура народа абазины
Абазы издревле занимались земледелием, скотоводством, разведением пчел и садоводством. Они выращивали птиц, лошадей, овец, сажали кукурузу, ячмень. Возле их домов были сады и огороды.
В женские обязанности входили выделка кожи, занятия вышивкой и ткачеством. Мужчины славились как искусные ювелиры, столяры и оружейники.
Традиционный уклад жизни у абазин был строго патриархальный. В старину все свадьбы осуществлялись по договоренности. Нередко абазины просватывали своих детей, даже не дождавшись, когда те научатся ходить. Иногда невест воровали, но случалось это редко.
После женитьбы молодые были обязаны:
Невестка могла заговорить со свекровью только по истечении определённого времени после свадьбы, ей запрещено было смотреть свёкрам в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии.
Отец не имел права прилюдно проявлять к своим детям родительские чувства.
Богатые абазины при желании отдавали детей на воспитание в другие семьи или соседние селения, чтобы улучшить отношения между семьями и сельскими общинами. Бывали случаи, когда ребенка оставляли у чужих людей до совершеннолетия.
Современные абазины практически не придерживаются старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкрами у них сохранился только в сельской местности. В большинстве семей невестке больше не возбраняется разговаривать со свёкром и обедать с ним за одним столом. Супруги более свободно общаются, чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам разрешается не покрывать голову платком в кругу родных.
Традиционное жилище абазинов
До XIX века абазины жили в многокомнатных или однокомнатных каменных помещениях, а также в круглых плетеных жилищах. В центре главной комнаты был очаг, хозяйская постель и обеденный угол.
Чуть позже абазины начали строить деревянные дома. Посередине усадьбы они ставили хозяйский дом, а неподалёку от него – гостевой. Ведь традиции обязывали их проявлять гостеприимство и оказывать путникам приют. Хозяин угощал гостей лучшей едой и отвечал за их жизнь.
Особенности внешности абазинов
Абазины принадлежат к кавкасионскому и понтийскому антропологическим типам.
У них стройное подтянутое тело, средний рост, узкое лицо, высоко расположенная переносица, нос с горбинкой, чёрные волосы, зауженные глаза.
В старину абазины считали важнейшем признаком женской красоты тонкую талию. Стараясь соответствовать этому эталону, абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани со вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Абазины
62 265
Россия :
43 341 (перепись 2010) [1]
Турция: 11 000 [источник не указан 869 дней]
Абхазия: 2 138 [источник не указан 869 дней]
Сирия: 2 000 [источник не указан 869 дней]
Иордания: 1 500 [источник не указан 869 дней]
Содержание
Общие сведения
Наименование (этноним) Абаза (или Абазги) и племена входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например — древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов. Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».
Абазины проживают также в Турции, Сирии, Абхазии, Иордании, Египте, дисперсно — в странах Западной Европы и в США.
Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): аубековы, башилбаевцы, тамовцы, кизилбековцы, шахгиреевцы, баговцы, баракаевцы, лоовцы, дудароковцы, бибердовцы, джантемировцы, клычевцы, кячевцы.
Абазины наиболее близки к абхазам, однако они больше подверглись адыгскому влиянию и в их культуре абхазских элементов меньше чем адыгских.
Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.: [6]
село Красный Восток 3143
аул Старо-Кувинск 900
аул Абаза-Хабль 381
аул Мало-Абазинск 336
аул Ново-Кувинск 326
аул Псаучье-Дахо 104
Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноименными названиями.
История
Более пяти тысяч лет назад история этноса «Абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок. Вплоть до второй половины XIX века этноним «Абаза» параллельно с этнонимом «Черкес» служил собирательным иноназванием, как для предков абазин по обеим сторонам Кавказского хребта, так и адыгских субэтносов Причерноморья, включая выходцев из этого региона, переселившихся в Прикубанье. И только на рубеже XX века закрепился за абазоговорящими обществами Северного Кавказа в качестве самоназвания.
Апостол Андрей
Абазгия и Абазгское царство
К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. Федоров А. Я. пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки; Маруха (Марахва) «солнечная»
16 век
18 век
19 век
В 19 веке, абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.
Потомки абазин — которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесси (аулы указаны выше).
Традиции и обычаи
Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи.
Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у черкесов стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.
Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).
Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.
Традиционная одежда
Интересные факты
1073 год — Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры. [9]
Галерея
Абазины в XIX веке
Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1897 г.
Свадьба в ауле Дарыква-кыт. Середина XIX в.
Девушка Химсада и князь Лоов, конец XIX в.
Абазинки из знатных фамилий а. Бибаркт (совр. Эльбурган)
Знаменитые абазины
Примечания
Литература
Ссылки
Указатели
Полезное
Смотреть что такое «Абазины» в других словарях:
АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Современная энциклопедия
АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза) народ в Российской Федерации, в Карачаево Черкесии (27 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 33 тыс. человек (1992). Живут также в Турции (10 тыс. человек) и арабских странах. Общая численность 44 тыс. человек (1992).… … Большой Энциклопедический словарь
АБАЗИНЫ — АБАЗИНЫ, ин, ед. инец, нца, муж. Народ, живущий в Карачаево Черкесии и в Адыгее. | жен. абазинка, и. | прил. абазинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево Черке сии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо адыгской группы северо кавказской… … Русская история
Абазины — (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Иллюстрированный энциклопедический словарь
абазины — АБАЗИНЦЫ цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской … Энциклопедический словарь
абазины — абазины, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Абазины — (самоназвание абаза) народ, живущий в Карачаево Черкесской АО; отдельные группы встречаются в Адыгейский АО и районе Кисловодска. Численность 20 тыс. человек (1959, перепись). Говорят на абазинском языке (См. Абазинский язык). Предки А.… … Большая советская энциклопедия
АБАЗИНЫ — (самоназвание абаза) народность, живущая в Карачаево Черкесской АО, Кабардино Балкарской АССР, Адыгейской АО и в р не Кисловодска. Числ. 20 т. ч.(1959). Язык абазинский, абхазо адыгской группы кавк. семьи языков. В древности предки А. обитали в… … Советская историческая энциклопедия
Абазины — мн. 1. Народ абхазо адыгской этноязыковой группы, составляющий коренное население Карачаево Черкессии и Адыгеи. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой