Абс не работает чем грозит
Какой штраф за неработающий ABS и горящую лампочку для легковых и грузовых автомобилей?
ABS напрямую относится к тормозной системе автомобиля. В то же время ПДД содержат Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. Среди прочего, при проблемах с тормозами назначается отдельный повышенный штраф, а водителя на дороге ждёт эвакуация его авто. Но как по закону обстоит дело с этим нарушением? В этой статье мы с вами рассмотрим, что грозит легковому автомобилю или грузовику, если у вас горит лампочка АБС на панели приборов, если есть реальная неисправность антиблокировочной системы, какой за это штраф и, главное, насколько он законен и как это работает на практике 2021 года. Давайте обо всём по порядку!
Какой штраф за неисправный ABS?
На практике 2021 года вам могут выписать штраф в размере 500 рублей по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ. И это незаконно! Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.
Данная норма наказания применяется за управление автомобилем с неисправной тормозной системой. Относится ли антиблокировочная система к таковой? «Почему бы и нет» – скажут многие автолюбители, ведь это полноценная часть данного узла. Это и правда, скорее всего, так.
Доводы многих автовладельцев основываются на том, что на всех автомобилях ABS можно вообще отключить, и от этого тормоза не станут нерабочими. Более того, для опытного водителя отсутствие этой электроники вообще сделает торможение более эффективным.
Тем не менее, факт остаётся фактом: ABS с точки зрения законодательства напрямую относится к тормозной системе транспортного средства. Хотите «пруфов»? Вот, к примеру, в разделе 1 Приложения №8 Технического регламента об автомобилях, находящихся в эксплуатации, антиблокировочная система непосредственно включена в требования к тормозам.
Итак, мы выяснили, сколько составляет штраф, если у вас не работает ABS, в том числе горит лампочка ошибки этой системы – 500 рублей. Но это для многих автолюбителей лишь малая «кровь» по сравнению с тем, что ещё грозит за это нарушение.
Штрафстоянка
Есть 2 нарушения ПДД по неисправностям, которые грозят водителю лишиться временно автомобиля:
И это вполне логично, так как оба этих узла машины как ничто иное влияют на безопасность в дорожном движении.
А законной эвакуацию на штрафстоянку делает статья 27.13 Административного кодекса, часть 1 которой перечисляет все другие правонарушения, за которые применяется данная мера обеспечения. И часть 2 статьи 12.5 со штрафом 500 рублей делает спецстоянку законной.
Какое наказание для грузовой машины?
Обратите внимание, что отдельной санкции для водителей грузовиков в действующем на 2021 года КоАП РФ нет. Даже несмотря на то, что неисправности тормозов у грузовых автомобилей могут привести к последствиям большего масштаба.
То есть, чтобы выяснить, какой штраф ждёт водителей грузовиков за горящую лампочку неисправной ABS на приборной панели, возвращаемся к нашей статье 12.5, части 2 Кодекса – 500 рублей. И плюс штрафстоянка, как и в случае с легковыми автомобилями.
И снова напомним, что все сомнения в его законности, а также актуальную судебную практику ещё приведём немного ниже.
Законный штраф для грузовика, перевозящего опасные грузы
А теперь настало время для вполне обоснованного штрафа. Он налагается на водителей, должностных лиц и/или организации.
Обратите внимание, что именно в контексте данной нормы наказания, штраф будет или лишение прав, чаще всего зависит от того, привело ли нарушение к вредным последствиям – ДТП. Если неработающая ABS стала причиной столкновения с другими автомобилями, то водителя вполне могут лишить прав. В остальных же случаях при остановке сотрудником ГИБДД на дороге и обнаружении, что горит лампа ABS, будет наложен штраф. А здесь, какой он будет – 2 000 или 2 500, уже зависит банально от настроения инспектора ДПС, хотя по закону на это должны влиять смягчающие и отягчающие факторы.
Всё это предусматривает часть 1 статьи 12.21.2 КоАП, которая наказывает в том числе за перевозку опасных грузов на грузовой машине, конструкция которой не отвечает требованиям безопасности для этого.
Эти требования прописаны вовсе не в ПДД, а в специально описанных других нормативных актах:
Как на практике в 2021 году?
На сегодняшний день на дороге обычный инспектор ДПС не имеет права проверять разного рода системы автомобиля. Да и не сможет он этого сделать – по меньшей мере в случае, если доступ к шлангам АБС у вас не на виду под капотом.
Привлечение технических специалистов только ради проверки работы тормозной системы даже на грузовых автомобилях – очень редкое и практически нереальное на практике явление. Впрочем, нередко сотрудники ГИБДД при остановке грузовиков прибегают к незаконным методам. В том числе просят нажать тормоз и удерживать его, проверяя падение давления в тормозной системе.
Но ключевое слово здесь – «просят«. На просьбу инспектора вы можете отказать. А для привлечения вас к наказанию за невыполнение требования сотрудника полиции оно должно быть законным. В данном случае такая проверка никаким нормативным актом не подкреплена.
Однако, проверка работоспособности ABS становится вполне не облачной перспективой при ДТП – особенно, при наличии пострадавших. В рамках уголовного дела со сбитыми пешеходами, к примеру, очень часто проводится экспертиза на проверку исправности тормозов. В том числе проверке подвергается антиблокировочная система.
По административному же делу сотрудник ГИБДД просто более вероятно может назначить экспертизу, если это будет нужно для всестороннего рассмотрения дела о ДТП и наличия нарушения одним из водителей.
Таким образом, вероятность обнаружения на дороге при общении с ДПС нерачей системы ABS довольно низкая, хотя и не нулевая. А вот при дорожном происшествии перспектива назначения экспертизы тормозной системы уже становится более вероятной – в особенности, при наличии пострадавших пешеходов.
Если у меня просто горит лампочка ABS?
Зато обнаружить негорящую лампу антиблокировочной системы инспектор может уже легче. Порой для этого не нужно даже заглядывать внутрь салона автомобиля – значок ABS часто видно снаружи в окно.
Является ли горящая лампочка АБС основанием для вынесения штрафа за неисправность? С большой долей вероятности, да – так посчитает инспектор. Ну а насколько это законно, прямо сейчас и поговорим!
Почему штраф для легковых незаконнный?
А что нам до законности штрафа по букве закона. Так, ранее мы уже выясняли, к примеру, что и требования за тонировку незаконны. Тем не менее, они вполне практикуются, и даже суды засиливают такие наказания.
Нам важна практическая ценность этого дела. А она заключена в каждом конкретном деле. Говоря проще, ваша задача – убедить рассматривающее дело должностное лицо или судью при обжаловании, что постановление со штрафом за неработающий ABS вынесены незаконно. То есть в каждом конкретном случае это удастся или не удастся сделать.
А убедить в незаконности можно, основываясь на различных доводах:
И мы приведём для вас все правовые акты, так или иначе имеющие отношение к нашему вопросу о том, какой штраф за ABS.
Мы не будем рассматривать обоснованность наказания для грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Выше мы выяснили, что наказание по 12.21.2 в этом случае вполне законно. Однако, ответственность за лампочку ABS или неисправность самой системы по части 2 статьи 12.5 под большим вопросом.
Что говорят ПДД?
Итак, главная причина, почему штраф за неисправную антиблокировочную систему не является основанным на законе и единственный законный довод, который поможет вам избежать наказания – это ПДД.
Дело в том, что вся статья 12.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация транспорта. Значит, где-то должно быть запрещено ездить на машине:
Так вот, сам заголовок статьи 12.5 повторяет и ссылается в части 1 на соответствующий Перечень неисправностей – приложение к ПДД. Идём в этот нормативный акт. И сразу в 1 разделе читаем список неисправностей, при которых нельзя управлять автомобилем. И не находим здесь ни единого упоминания ABS. Из этого следует, что статья 12.5 в данном случае неприменима, а штраф за неисправный ABS вынесен незаконно, так как нет ни одного условия для запрещения эксплуатации при горящей лампе индикатора.
Запрет есть в Техрегламенте
В частности, пункт 1.15 и его подпункты Приложения №8 регламента устанавливают следующие требования:
Как видим, здесь есть требования как к тому, чтобы антиблокировочная система работала как таковая, так и к лампе ABS – она не должна гореть постоянно.
Но главное заключается в том, что за эти предписания Техрегламента КоАП не предусматривает ответственности. Вам может грозить штраф 500 рублей за нарушения Перечня неисправностей, но не регламента.
Изменения в законе
Между тем, на стадии рассмотрения находится новая редакция указанного выше Перечня, штраф за нарушения которого мог бы быть законным.
Так, пункт 11 и 12 обновлённого нормативного акта буквально содержат следующие предписания, при которых запрещено ездить на автомобиле:
Элементы антиблокировочной тормозной системы (далее – АБС) ненадежно закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
АБС, предусмотренная изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, неисправна.
Примечание. Исправность АБС определяется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.
Таким образом, если это изменение введут, то штраф будет грозить уже вполне реально и законно. Однако, пока неизвестно, когда это произойдёт.
Судебная практика по штрафу за неработающий ABS
Теперь переходим к судебным актам. К большому сожалению, их достаточно много для грузовых автомобилей с неисправным ABS, перевозящих опасные грузы и практически нет для легковых – по части 2 статьи 12.5. Это потому что инспекторы всё же редко выписывают штрафы за АБС на практике. Да и ввиду небольшого размера штрафа водители редко их обжалуют.
По крайней мере, в 2021 году очень мало решений судов, в которых бы доводы основывались именно на неприменимости 12.5 к неработющей антиблокировочной системы, так как в Перечне нет соответствующего запрета. Но есть решения, в котором судьи просто посчитали ABS не частью тормозной системы. Если быть точнее, то такое заключение сделала техническая экспертиза в рамках судебного разбирательства.
В 2018 году водитель обжаловал вынесенное в Московской области постановление сотрудника ГИБДД. В результате суд решил буквально следующее:
Система ABS является одним из дополнительных элементов тормозной системы, лишь облегчающим её работу, и выход её из строя не приводит к отказу всей тормозной системы транспортного средства. Кроме того, неисправность ABS не входит в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (п.1 Приложения к Основным положениям. ).
В ходе экспертизы установлено, что при возникновении неисправности антиблокировочной системы участие транспортного средства в дорожном движении допустимо. При этом, следует принять скорейшие меры для обращения в сервисный центр для устранения данной неисправности.
Установлено, что ТС и полуприцеп проходили техническое обслуживание, технический осмотр и в соответствии с действительными диагностическими картами являются технически исправными.
Суд в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ при объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, считает необходимым жалобу в части отмены постановления удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в действиях [водителя] отсутствует состав административного правонарушения, установленного статьёй 12.5, частью 2 КоАП РФ.
К сожалению, данное решение Рузского районного суда не выложено в публичном виде. Его выкладывали в социальных сетях в виде фотографии бумажного решения.
Что касается привлечения по статье 12.21.2 КоАП, то есть судебные акты, где:
Штраф за АБС. Что делать, если инспектор грозит штрафстоянкой? 16:04, 9 декабря 2020 Версия для печати
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко объясняет, как следует поступить, если вам грозят штрафстоянкой за ошибку антиблокировочной системы.
Начнем с давно и всем известной истины: доковыряться можно и до столба. Но чем меньше поводов для обоснованных претензий к техническому состоянию транспортного средства, тем больше у инспекторов придирок по несуществующим поводам. Увы, подобные придирки очень часто срабатывают, в том числе и потому что водители и владельцы машин слабо представляют суть таких разводов.
Андрей Белик, руководитель транспортной компании, Омск:
— Да, есть такое. У нас были прецеденты. АБС не работает – и на штрафстоянку! Где-то что-то в разъем попало и пожалуйста, ошибка горит, но тормозная система-то в порядке! Как выкручиваться? Кто не хочет на штрафстоянку, денег даёт и уезжает.
Незагоревшаяся или напротив, продолжающая гореть после запуска двигателя лампочка АБС становится причиной того, что инспектор ГИБДД, пристально глядя водителю в глаза, начинает пространно рассуждать: ты знаешь, милый, по техническому регламенту неисправность АБС это неисправность тормозной системы, и по этому же техническому регламенту прямая дорога тебе на штрафстоянку. Понимаешь, сколько она стоит и сколько времени потеряешь? Сиди, думай!
К чему сводятся все эти разговоры мы прекрасно знаем. В своё время, пару лет назад, мы столкнулись с этой проблемой, но тогда Youtube-канала у нас не было, и информация прошла незаметно. Всеохватывающего материала мы не сделали, и совершенно зря.
История с лампочками АБС продолжает повторяться с завидной регулярностью то в одних регионах то в других, то чаще, то реже. Это заставляет задуматься о существовании единого координационного центра. Не скажу, что проводятся какие-то селекторные совещания между сотрудниками ГИБДД, но в соцсетях и мессенджерах инспекторы делятся передовым опытом по прессингу водителей – это точно.
«АБС по техрегламенту» – на всех дорогах страны
Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании, Курган
— C момента принятия техрегламента эти фишка с АБС стала вечной. Она может утихать, но будет вновь появляться. Была такая большая-большая программа по «ошкуриванию» перевозчиков в Омской области. «Шкурили» не по-детски! Люди написали кучу жалоб, и там утихло, но уже в Иркутской области вдруг начали спрашивать – а что здесь лампочка, горит она у тебя или не горит…
Я теперь думаю – когда они дойдут до прицепов? Вот здесь начнется веселуха, потому что, скажу вам честно, прицепов с рабочим АБС меньше половины. И пойдет полыхать пожар по всей стране.
Если скромные люди на Дальнем Востоке, на востоке Сибири – начинается с трешечки. А если это зажравшиеся милиционеры в чернозёмных областях, на европейской территории России – то там 25-30. С этого начинается разговор. С нынешней тарифной политикой, с нынешней неопределенной хозяйственной деятельностью в перевозках, когда любой проходимец может обобрать перевозчика – что ему делать? Где деньги брать? Каким образом с этим бороться? Не верю я в сообщество, не верю, что оно может консолидироваться в борьбе с этим идиотизмом, когда каждый несёт троячок и счастлив, что избежал штрафстоянки, хотя троячок это, наверное, весь его заработок за эту поездку. Что делать?
Поделимся нашим опытом, расскажем, как противостоять прессингу. Инспектор, который впаривает вам штраф и угрожает штрафстоянкой с формулировкой «за неработающий АБС по техрегламенту» должен сразу посылаться на свежий воздух. Так некоторые наши коллеги и поступают.
Данила Кудряшов, сотрудник транспортной компании, Москва-Новосибирск
— У меня была ситуация, гаишники ползли смотреть – а чего лампочка горит? А я водителю говорю: скажи, что прицеп выпускался без АБС. Пусть делают техэкспертизу и до свидания!
Проблема в том, что допускать такую дерзость можно только в том случае, когда сам глубоко владеешь материалом, понимаешь, о чем идет речь. То есть водителю, попавшему под прессинг, нужно четко понимать весь расклад: что такое АБС, тормоза, штраф и штрафстоянка.
Начнём с технического регламента
Что за зверь такой – техрегламент? Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, принятый Россией, Казахстаном и Белоруссией расписывает абсолютно все требования к автомобилям, производимым, ввозимым и вводимым в эксплуатацию на территории Таможенного Союза. В нём перечисляется всё – от переднего бампера до задних фонарей. Двигатель, рулевая система, тормоза, сцепное устройство – 370 страниц требований, и на них АБС отведено не так много места. Требования к ней описаны в приложении номер 8 («Требования к тормозным системам»).
1.15.1. АБС должна быть в комплектном и работоспособном состоянии. Должны отсутствовать видимые повреждения, ненадежное крепление, отсоединение элементов АБС.
1.15.2. Световой индикатор мониторинга рабочего состояния АБС должен находиться в рабочем состоянии, включаться при активации АБС после включения зажигания и отключаться не позже, чем когда скорость транспортного средства достигнет 10 км/ч.
1.15.3. Транспортные средства, оборудованные АБС, при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения прямолинейно, без заноса.
1.16. У транспортных средств с пневматическими тормозными системами глушители шума истечения сжатого воздуха из тормозной системы должны быть герметично закреплены и работоспособны.
То есть техрегламент говорит о том, что АБС должна быть в комплектном и работоспособном состоянии – вопросов нет. Вопрос в другом: а если система некомплектна или неработоспособна, какое наказание должно применяться к водителю?
Следует поговорить об иерархии нормативных актов. Базовый документ для водителя – ПДД, имеющие статус постановления правительства. Как правило, все остальные документы расширяют, дополняют и толкуют те или иные нормы и термины, озвученные в ПДД, пункт 2.3 (обязанности водителя).
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;
Здесь, особо отмечаю и подчеркиваю, речь идет о рабочей тормозной системе. Об основной, а не вспомогательной или стояночной. Если водитель пренебрег своими обязанностями по поддержанию технической исправности ТС, его ждёт наказание. Всё, что касается наказаний прописано в КоАП 12.5. В подпункте 2 этой статьи речь идёт о наказании водителю за управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством автопоезда, что влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Для пресечения правонарушения статьей 12.5.2 предусмотрена штрафстоянка и отстранение водителя от управления ТС. То есть машина с неисправными тормозами или рулевым управлением загоняется на штрафстоянку, что вполне понятно и, наверное, обоснованно.
Нам в этой ситуации необходимо выяснить, что означает термин «заведомо неисправная тормозная система». Неисправности, при которых запрещена эксплуатация ТС, прописана в главе «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации» ПДД. Пункт 11 этой главы говорит:
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
И здесь идёт отсылка! Двигаемся дальше – смотрим этот самый перечень.
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
То есть, речь не идёт о том, что инспектор поковырял в носу и сказал – мужик, у тебя неисправная тормозная система. Речь о том, что неисправности прописаны в ГОСТе в виде таблиц, схем, формул. Статья про тормоза выделена в этом перечне отдельно.
Первый пункт: нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы должны соответствовать ГОСТу Р51709-2001.
Раз уж пошли, будем идти до конца! Что на эту тему нам говорит ГОСТ? Пункт 4.1.1: рабочая тормозная система ТС должна обеспечивать нормативы эффективности торможения. Нормативы сведены в массу таблиц – показатель усилия на педали, удельная тормозная сила, длина тормозного пути, время срабатывания тормозной системы и прочее, прочее, прочее… Но при всём при этом в перечне неисправностей транспортных средств, при которых запрещена их эксплуатация, нет никакого упоминания АБС – горит её лампочка или не горит.
Возникает резонный вопрос: почему при таком масштабе перечисления неисправностей АБС из неё выпадает? Очевидно потому, что начиная с ПДД и заканчивая другими документами речь идёт о рабочей тормозной системе, обеспечивающей торможение и остановку ТС, вне зависимости от того, присутствуют ли дополнительные (вспомогательные) электронные системы.
Не будем ничего сочинять: АБС – это дополнительная, вспомогательная система, включенная в общую тормозную систему транспортного средства.
Наши коллеги, пару лет назад попавшие под «абс-ную раздачу», оформили запросы компаниям-производителям грузовой техники и в наш ведущий автомобильный институт НАМИ, в центр технической экспертизы. И ответы автопроизводителей и экспертов дают нам понять: желтая лампочка АБС – не более чем сигнал водителю, что в этой системе существует какая-то неисправность. Это не означает, что водитель должен прекратить движение. Движение с неисправностью АБС допускается. Но с обычными оговорками – соблюдением мер предосторожности. И те, и другие рекомендуют при первой же возможности исправность устранить. Всё!
То есть, спустившись по всей цепочке нормативных актов сверху вниз, мы пришли к тому, что никакого штрафа за АБС по техрегламенту не существует. Разводка в чистом виде!
Вишенка на торте: судебное решение вам в помощь
И очень здорово, что к этим нашим рассуждениям и листаниям бумажек у нас есть еще и решение суда. Рузский районный суд Московской области два года назад принял решение по аналогичной ситуации и отменил протокол инспектора по ст. 12.5.2 КоАП и постановление начальника ГИБДД г. Рузы из тех же самых соображений, подкрепленных информацией от производителей грузовой техники и экспертов НАМИ: АБС не является рабочей тормозной системой.
Надеюсь, этой информации будет вполне достаточно, чтобы вы аргументированно и убедительно, с полным пониманием ситуации отправили инспектора, пытающегося впарить вам лампочку АБС желтого цвета в том направлении, о котором мы говорили в начале.
Ругаться, цапаться, кричать и бить себя кулаком в грудь, наверное, смысла особого нет. Оформляет он протокол – пусть оформляет. У вас есть право вписать в протокол своё мнение о происходящем, а сводится оно к короткой формулировке: «инспектор гонит чушь», но объяснить это надо максимально подробно и доступно.
Так что инспектору, который будет домогаться до вас с лампочкой АБС и штрафом по техрегламенту – флаг в руки, а вам – ссылочка, по которой можно скачать решение Рузского районного суда. И если где-то в очередной раз нарветесь на излишне ретивого служивого, доставайте решение суда, показывайте ему. Полагаю, что массу проблем еще на стадии оформления протокола эта бумажка снимет. Удачи, крепких нервов и до связи!