Абстрактного экспрессионизма что это
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм – массовое движение в американской живописи середины XX века. Термин происходит от латинских слов abstractio – «отвлечение» и expressio – «выражение».
Основные черты
Для абстрактного экспрессионизма характерно спонтанно изображать собственный внутренний мир художника и его эмоциональные переживания. Представители этого направления изобразительного искусства в своих полотнах полностью отдавались бессознательному, неподвластному законам логики и разума творчеству, в котором не было места изображению объектов реального мира.
В абстрактном экспрессионизме нет единого четкого стиля, напротив, в нем сочетаются множество художественных техник и приемов. Приверженцы этого течения часто прибегали к использованию изменчивых физических свойств красок для подчеркивания личного эмоционального переживания.
Основные особенности картин абстрактного экспрессионизма:
История
Первое упоминание термина «абстрактный экспрессионизм» относится к 1919 году. Он присутствовал в журнале «Der sturm» при описании стиля немецких художников-экспрессионистов. Через 10 лет этим же термином директор Музея современного искусства Нью-Йорка Альфред Барр охарактеризовал творчество Василия Кандинского. Однако очевидные предпосылки появления нового художественного направления возникли лишь в 1940-х годах в США.
В тот период в Соединенные Штаны перебрались многие авангардисты из Европы, которые боялись преследования со стороны нацистов. Они оказали значительное влияние на творчество местных живописцев.
Вторая мировая война способствовала кризису традиционных человеческих ценностей, который не обошел стороной и изобразительное искусство. Это отразилось в творчестве многих художников того периода. Они стали искать революционные способы самовыражения.
Творческая зрелость художников, относящихся к абстрактному экспрессионизму, приходится на 1930-е годы – период Великой депрессии в Америке. Именно в это непростое для страны время начал зарождаться новый, истинно американский художественный стиль, которому была присуща монументальность, романтические настроения и сложные аспекты личной свободы. Абстрактные экспрессионисты видели живопись как противоборство самовыражения и хаоса бессознательного.
Известные художники
Большая часть представителей абстрактного экспрессионизма проживала и творила в Нью-Йорке. В 1947 году Джексон Поллок стал основателем «живописи действия». Его техника заключалась в нанесении краски посредством хаотичного разливания и разбрызгивания ее на горизонтально расположенный холст. Его картины не были фигуративными, сюжет, с точки зрения зрителя, в них отсутствовал. Одной из знаковых работ художника считается полотно под названием «Номер 1 (Лавандовый туман)».
Виллем де Кунинг создал собственную технику в энергичной и агрессивной манере, где абстракции сочетались с фигуративными элементами. Наиболее известным его произведением считается картина «Дверь к реке».
Важнейшей группой абстрактных экспрессионистов считаются мастера, которые обрели самовыражение в «живописи цветового поля», изобретенной Марком Ротко. Это были простые по исполнению композиции с крупными областями одного цвета, которые должны были вызывать у зрителя медитативные и созерцательные настроения.
Крупнейшими художниками абстрактного экспрессионизма также являются:
К началу 1960-х годов интерес к данному направлению постепенно иссяк, однако абстрактный экспрессионизм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Он стал фундаментом современной американской живописи и сделал Нью-Йорк культурным центром мирового значения.
Абстрактный экспрессионизм: кураторская подборка картин художников
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм – довольно необычное для восприятия непогруженного человека направление в живописи. Возможно, вы уже слышали ранее имена: Джексон Поллок, Марк Ротко, Вильям де Кунинг. Даже если не слышали, наш куратор, искусствовед и представитель этого направления в живописи Мария Горбунова, расскажет в чем же суть, и поделится своей подборкой художников абстрактного экспрессионизма и их яркими работами. Начнем!
На фото: художник Горбунова Мария
«Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало».
П. Клее
Абстрактный экспрессионизм в живописи достаточно мало освещается в русскоязычных изданиях и довольно сложно воспринимается отечественным зрителем в силу своей внутренней закрытости. Для того чтобы читать такие работы необходим контекст, как и в восприятии любого другого предмета культуры и искусства.
Течение зародилось в г. Нью-Йорке в 1940-1950 г.г. Живописное полотно стало восприниматься, как некое поле для действия. Живопись действия, сам процесс, в который включается и зритель, является ключевым в творчестве Джексона Поллока и Вильяма де Куннинга, ярких представителей американского абстрактного экспрессионизма.
Jackson Pollock, Number 1A, 1948
Идея свободы волновала многих в послевоенные годы. Действие носило метафизическую природу, плотно прилегая к философии и этике. Художник стремится общаться со зрителем не посредством готового посыла (знака, символа, изображении некой религиозной, либо литературной фабулы), скорее стремится изобразить некий живописный процесс и втянуть зрителя в этот процесс создания, процесс написания работы.
Считаю нужным еще сказать пару слов о минимализме в творчестве Марка Ротко и других представителей живописи цветового поля в рамках направления абстрактного экспрессионизма.
Mark Rothko, Orange and Yellow, 1956
Я часто слышу, что минимализм лишен характера, некоторые утверждают, что он беден. И наконец мой нелюбимый аргумент: «Я и сам мог сотворить нечто подобное».
Принципы минимализма можно отыскать не только в живописи, но и в музыке, архитектуре, дизайне. Сокращая избыточное, мы видим только то, что имеет самое важное значение. У Ротко это цвет. Цвет – эмоция, ничего более. Вы просто проваливаетесь в этот цветовой портал, а на другой стороне вы сами с вашими внутренними переживаниями и мыслями по поводу. Учитесь созерцать, друзья мои, учитесь проникать внутрь объекта. Рефлексия – это то, что мы теряем, заменяя на шаблонное восприятие, реакции, которые вырабатываются автоматически, не идут изнутри.
Мы не будем углубляться в историю, расскажу вам о современных художниках, работающих в этом направлении и представленных в нашей галерее. Желаю вам приятного просмотра и понимания себя и мира вокруг себя!
Абстрактный экспрессионизм: художники галереи SMART
Познакомимся поближе с современными представителями абстрактного экспрессионизма и попробуем совершить погружение в их работы. Попросили художников прокомментировать особенности направления и их собственного творческого процесса, чтобы вы могли почувствовать их эмоции.
Формула искусства абстрактного экспрессионизма: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь — освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг).
Игорь Михайленко
«Абстрактное искусство ближе к музыке, в нем нет сюжета, узнаваемых предметов и героев, присутствует только внутренний драматизм, эмоциональный посыл.
Работы художника Игоря Михайленко, «Landscape» и «Black. Red»
Дария Афанасьева
«Наряду с абстракционизмом, минимализмом, поп-артом и экспрессионизмом, абстрактный экспрессионизм является одним из основных стилей в моем творчестве. Зачастую, не в чистом виде, а в моем собственном миксе этих стилей.
Работы художника Дарии Афанасьевой, «Blue River Rift» и «Red Romance»
Константин Инал-Ипа
Константин Инал-Ипа является ярким представителем абстрактного экспрессионизма. Художник сознательно отказывается от любых намеков на фигуративность. Его работы отличаются особой глубиной, высокой концентрацией разнообразных эмоциональных состояний. Константин относится к художникам, которые очень тонко работают с цветом и придают не малое значение качеству живописной поверхности, ее фактуре. Необходимо отметить мастерскую работу художника с цветовой тональностью в работе над холстом.
Работы художника Константина Инал-Ипа «Пейзаж» и «Белая ночь»
Андрей Скрипка
В целом стилистика работ Андрея Скрипки отсылает к стилистике живописных полотен известного американского художника-абстракциониста Сая Твомбли. Работы отличаются особой экспрессивной манерой нанесения красочного слоя.
В работе Состояние #49 мы можем отметить сочетания пятен и линий (линии иногда — это подтеки) + художник использует пастельные мелки, компоновка элементов построена по принципу сгущение-разряжение.
Работы художника Андрея Скрипка «Состояние #49» и «SITUATION #46»
Мария Горбунова
Немного расскажу и о себе. У меня есть серия живописных работ, которые отражали состояния и были психологическими портретами близких людей. Люблю экспрессионизм — за его эмоциональную насыщенность хода. Порыв здесь играет очень большую роль. Ты творишь не в спокойном равновесном состоянии, а подбираешься к пику, к острию, на котором что-то и создается. К тому же важно было выплеснуть отношение к человеку, показать эмоциональную изнанку, трагизм ситуации. Надо сказать, что и люди мне попадаются непростые — скажем так, с трагическим изъяном. Их нельзя назвать удачливыми, успешными. Они пережили нечто очень сильное и обладают духовным опытом, который позволяет им видеть мир не так, как большинство. Работа над впечатлением о таком человеке как раз и подразумевает создание не внешней картинки, а внутреннего ландшафта.
Исходя из того же внутреннего настроенческого ощущения, я делала серию абстракций в пейзаже. Но композиция и язык, которыми я пользовалась, были больше связаны с самой с природой. Форма и цвет — средства языка, который отражает настроение. Туда же включается фактура, ширина мазка. Величина холста, что немаловажно.
Работы художника Марии Горбуновой «Nest monotype» и «Подсознание. Серия «Адаптация»
Абстрактный экспрессионизм: картины в интерьере
В рамках нашего погружения в искусство абстрактного экспрессионизма хочу также показать вам, как такие картины могут выглядеть в интерьере – страстно, ярко, индивидуально и отражать именно вас, потому что художник оставляет вам достаточную долю свободы, чтобы сделать его работу лично вашей, связать ее с вашей персоной и тем, что именно у вас внутри.
Картина художника Марии Горбуновой в интерьере прихожей
Картина художника Андрея Скрипка в интерьере столовой
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism ) – стиль живописи, который возник и распространился в 1940-е годы в США. Помимо искусствоведческого названия, течение приобрело ряд имен: живопись действия, живопись цветовых полей, живопись жеста, искусство хаоса и даже «каляко-маляковая школа живописи». Понятие абстрактного экспрессионизма охватывало направления абстрактной живописи и скульптуры, разнообразные по стилям и техникам, и применялось к работам художников, целью творчества которых являлось спонтанное выражение подсознания в хаотической форме. Девизом авторов нового вида искусства стала » свобода от всего «: правил, формализма, логики, традиционных канонов живописи, правил применения цвета и композиции. Рисовали быстро, размашисто и на больших полотнах, капали и расплескивали краски до полного выражения собственных чувств и эмоций.
Возникновению и популярности картин абстрактного экспрессионизма способствовал ряд объективных факторов. В первую очередь, эмиграция европейских художников, которые спасались в США от тоталитарных режимов и ужасов Второй мировой войны. Да и сами американцы, едва оправившиеся после Великой депрессии, искали относительно безопасный и аполитичный способ выплеснуть накопившееся социальное и эмоциональное напряжение. Новое абстрактное искусство стало энергичным, мятежным, гротескным, анархическим, а главное – безопасным для показа. А еще доступным каждому, ведь произведением искусства рисковала стать каждая из поделок последователей нового направления, даже непрофессионалов живописи.
Главный творческий принцип абстрактного экспрессионизма – использовать спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст под влиянием настроения, эмоций, внутренних ощущений художника. Поток краски на полотно символизировал и материализовал выход радости, страсти, гнева, страха. Этот выход не ограничивался ни размерами холста, ни логикой, ни канонами искусства. Техники письма применялись нестандартные и неожиданные: разливание красок из банок, разбрызгивание из пульверизатора, накладывание шпателем, рисование взмахами кисти, закрашивание большого участка одним цветом. Художники вводили в картины и элементы реальности: элементы коллажа, правильные геометрические линии и фигуры, узнаваемые объекты, которые вместе не давали целостную и очевидную картину. Палитра могла быть черно-белой или пугать буйством красок и сочетанием цветов без эстетических ограничений. Готовая картина не претендовала на оценочные суждения, она требовала от зрителя понять внутреннее состояние художника, почувствовать выражаемые эмоции. Форма как символ логики противопоставлялась цвету как символу подсознания.
Картины абстрактного экспрессионизма : «Электрическая ночь» 1946, «Полная морская сажень» 1947, «Композиция с красными штрихами» 1950, «Красный, черный и серебряный» 1956 Джексона Поллока, «Открытая дорога» 1950, «Женщина» 1952, «Новости Готэма» 1955, «Задний двор на Десятой улице» 1956, «Вилла Боргезе», 1960 Виллема де Кунинга, «Божья коровка», 1957, «После дождя» 1976 Джоан Митчелл, «Посвящение Босху» 1973 Евгения Михнова-Войтенко, «Многообразие», 1948, «Оранжевый, красный, желтый» 1961 Марка Ротко.
Марк
Ротко
Абстрактный экспрессионизм
Разберемся с определением
Ключевые моменты
1. Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е годы. На них существенно повлияла эра «левой» политики, и основной их ценностью в искусстве было выражение личного опыта. Некоторые из них в разное время отказались от прежних радикальных политических взглядов, но многие продолжали держаться за образ принципиальных авангардистов, протестующих по обочинам дорог.
2. Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали себя провинциалами, изолированными от мира искусства. Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением. Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу – монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы.
3. К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей из самых разных областей. На «орбите» этого художественного направления вращались, к примеру, скульпторы (Дэвид Смит) и фотографы (Аарон Сискинд).
4. Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США (по большей части – в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов, которые оказали существенное влияние на абстрактных экспрессионистов благодаря своему стилю и сосредоточенности на бессознательном. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать их отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.
Начало: искусство, рожденное Депрессией
Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры: Аршиль Горки, который создавал суггестивные биоморфные формы с помощью тонких линий и использовал в работе жидкую краску, и Ганс Гофман, работы которого отличают динамичные и текстурные мазки, но при этом традиционная композиция.
Как уже было сказано, многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных опытов и экспериментов в 1930-е годы. Великая Депрессия породила два популярных художественных движения – риджионализм и социальный реализм
. Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников, сосредоточенную на поисках богатого содержания и глубокого смысла, на живописи, лишенной провинциализма и откровенной политической окраски. Однако было у Великой Депрессии и одно преимущество, если можно так выразиться. В это время правительство США создало несколько мощных государственных программ по обеспечению безработных американцев рабочими местами, что позволило многим начинающим художникам начать успешную карьеру.
Как бы там ни было, многие художники, испытавшие на себе ужасы Великой Депрессии, в начале своего творческого пути вынуждены были обращаться к риджионализму и социальному реализму. Большинство из них впоследствии отказались от этих стилей, но смогли многое из них почерпнуть для дальнейшей работы. В частности, из этих первых работ родилась убежденность абстрактных экспрессионистов в том, что искусство должно быть основано в первую очередь на личном опыте. Работа над муралами вдохновила их на создание монументальных абстрактных полотен в дальнейшем. А совместная работа на правительство США помогла этой разношерстной публике держаться вместе, когда начало зарождаться новое художественное движение.
Для того чтобы дать этому движению жизнь, сложилось много факторов. В 1947-м Джексон Поллок изобрел «капельную» технику. В следующем году в галерее Чарльза Эгана прошла важная выставка работ Виллема де Кунинга. Барнетт Ньюман создает полотно-прорыв «Единство 1», а Марк Ротко начинает писать картины-«мультиформы», предшественники самых популярных его работ зрелого периода. После того, как полтора десятка художников устроили бойкот выставке современного искусства в Музее Метрополитен, их запечатлели на групповом фото для журнала Life и окрестили «Раздраженными» («The Irascibles»). Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи.
«Раздраженные»: Теодорос Стамос, Джимми Эрнст, Барнетт Ньюман, Джеймс Брукс, Марк Ротко, Ричард Пузетт-Дарт, Уильям Базиотис, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл, Бредли Уокер Томлин, Виллем де Кунинг, Адольф Готтлиб, Эд Рейнхардт и Эдда Стерн.
Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то, что большинство из них жили и работали в Нью-Йорке, который уже в то время славился огромной сетью музеев и галерей, регулярно проводившими выставки даже самых смелых и неоднозначных художников. В Музее современного искусства демонстрировались экспозиции «Кубизм и абстрактное искусство», «Фантастическое искусство, дадаизм
, сюрреализм» и масштабная ретроспектива работ Пикассо. А в 1939 году в Нью-Йорке открылся Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Соломона Гуггенхайма), славившийся своей внушительной коллекцией работ Василия Кандинского.
Как понять картины, которые не поддаются логике: Что такое абстрактный экспрессионизм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эти акты самовыражения часто были наполнены страхом и агрессией, отражая широко распространённые тревоги и травмы в обществе после войны и желание убежать от реальности в более высокую сферу. От жестикуляционной картины Джексона Поллока и Хелен Франкенталер до дрожащего эмоционального резонанса Марка Ротко мы рассмотрим пять самых глубоких картин, которые определили абстрактный экспрессионизм. Но сначала давайте вспомним историю, которая проложила этот путь.
В начале ХХ века Европа была бурлящим эпицентром международных художественных тенденций, но всё это должно было измениться. Революционные идеи из Европы начали распространяться в США в течение 1930-х годов, сначала через серию обзорных выставок, которые прославляли авангардизм, включая дадаизм и сюрреализм, а затем последовали персональные презентации художников, включая Пабло Пикассо и Василия Кандинского. Но именно тогда, когда художники начали эмигрировать из Европы в Соединённые Штаты во время войны, включая Ганса Гофмана, Сальвадора Дали, Аршила Горьки, Макса Эрнста и Пита Мондриана, их идеи действительно начали обретать силу.
Наиболее влиятельным оказался немецкий художник Ганс Гофман. Работая бок о бок с Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Анри Матиссом, он имел хорошие возможности для распространения свежих идей по всему континенту. Сюрреалистическое искусство Макса Эрнста и Сальвадора Дали, сосредоточенное на выражении внутреннего ума, также, несомненно, повлияло на возникновение абстрактного экспрессионизма.
Наряду с этими влияниями из Европы, в Соединённых Штатах многие художники, ставшие абстрактными экспрессионистами, начали свою карьеру, рисуя крупномасштабные фигуративные, публичные художественные фрески под влиянием Соцреализма и регионалистского движения. Этот опыт научил их, как создавать искусство, основанное на личном опыте, и дал им навыки работы в огромных масштабах. Джексон Поллок, Ли Краснер и Виллем де Кунинг были одними из первых, кто создал новый бренд амбициозной, выразительной американской живописи, оказавшей огромное влияние сначала в Нью-Йорке, а затем распространившейся по всей территории Соединённых Штатов. К концу 1940-х годов все взоры были устремлены на США, где смелый и новый стиль искусства говорил о неизведанном творчестве и свободе, мощном эмоциональном самовыражении и заре новой эры.
1. Джексон Поллок
Работа знаменитого нью-йоркский художника Джексона Поллока «Жёлтые острова», 1952 года, олицетворяет новаторский стиль художника «экшн-живописи», нить абстрактного экспрессионизма, которая вовлекала в своё создание все силы художника, тесно связывая его с перформансом. Эта работа принадлежит к серии «black pourings» Поллока, в которой он наносил капли разбавленной краски на холст, лежащий плашмя на полу, двигая руками, создавая серию ритмических узоров. Краска выстраивается в ряд сложных и запутанных паутинных сетей, которые накладываются друг на друга, создавая глубину, движение и пространство.
Работа, выполненная непосредственно на полу, позволила Поллоку обойти картину, создав пространство, которое он назвал «ареной». В дальнейшем в отличие от более ранней работы художник применил хитрый ход, подняв холст вертикально, чтобы позволить краске стекать в центр, тем самым создавая глубину и текстуру.
2. Ли Краснер
«Пустынная луна» американского художника Ли Краснер, 1955 года, была сделана как одна из серии смешанных работ, которые объединили коллаж и живопись в единые образы под влиянием европейских идей в кубистическом и дадаистском искусстве. Как и многие абстрактные экспрессионисты, Краснер была склонна к саморазрушению, и она часто рвала или разрезала старые картины и использовала сломанные фрагменты для создания новых образов. Этот процесс позволял ей сочетать чистые линии и белые полосы порезанных или порванных краёв с жидкими и липкими живописными знаками.
Ли также любила поразительное визуальное воздействие, которое можно было создать, объединив резкие цветовые контрасты – в этой работе зритель может наблюдать сердитые, острые осколки чёрного, ярко-розового и сиреневого цветов, проносящиеся по радужно-оранжевому фону, уложенные в игривой и импровизированной манере, чтобы создать живой динамизм и движение.
3. Виллем де Кунинг
В Композиции Виллема де Кунинга 1955 года выразительные мазки и куски краски переплетаются в дикий шквал интенсивной деятельности. Как и Поллок, де Кунинга прозвали «художником действия» из-за его неистовых, хаотичных и размашистых мазков, которые вызывают энергичное движение, участвующее в их создании. Эта работа символизировала зрелую фазу его карьеры, когда он в значительной степени отказался от своих ранних кубистических структур и женских фигур в пользу более текучей и экспериментальной абстракции.
Реальность полностью оставлена для импровизированной игры цвета, текстуры и формы, вызывая внутренние, охваченные страхом эмоции художника. В этой работе де Кунинг также интегрировал песок и другие зернистые вещества в краску, чтобы придать ей более висцеральное, мускулистое тело. Это также придаёт картине текстуру, которая выступает наружу из холста в пространство за его пределами, ещё больше подчёркивая агрессивный и конфронтационный характер работы.
4. Хелен (Элен) Франкенталер
Американская художница Хелен (Элен) Франкенталер в своей работе «Природа не терпит пустоты» (1973 год) демонстрирует чувственно струящиеся ручейки чистого цвета, которые определили её практику. Известный как абстрактный экспрессионист «второго поколения», Хелен работала под сильным влиянием Джексона Поллока, она тоже работала с холстом, лежащим на полу, заливая водянистые проходы акриловой краски прямо на сырой, незагрунтованный холст. Это позволило акриловой краске глубоко впитаться в ткань и образовать интенсивные лужи яркого цвета, наполненные эмоциональным резонансом.
Оставление холста сырым придавало её картинам лёгкую и воздушную свежесть, но также подчёркивало плоскостность нарисованного объекта, перекликаясь с идеями американского искусствоведа Клемента Гринберга, который утверждал, что истинные художники-модернисты должны сосредоточиться на «чистоте» и телесности нарисованного объекта.
5. Марк Ротко
Одна из самых известных картин эпохи абстрактного экспрессионизма, «Красный на тёмно-бордовом» Марка Ротко, 1959 года, пропитана интенсивным цветом и задумчивой драмой. В отличие от Поллока и де Кунинга, Ротко принадлежал к ветви абстрактных экспрессионистов, которые были больше озабочены передачей глубоких чувств в тонких цветовых схемах и выразительных пассажах краски. Марк надеялся, что его дрожащие мазки и тонкие завесы цвета, нарисованные на холстах размером со стену, смогут превзойти обычную жизнь и поднять зрителя в более высокую, духовную сферу возвышенного, как это было под влиянием атмосферных эффектов в искусстве эпохи романтизма и Возрождения.
Эта картина была сделана как часть серии, известной как Фрески Сигрэма, которые первоначально были разработаны для ресторана Four Seasons в здании Mies van Der Rohe’s Seagram в Нью-Йорке. Ротко основал цветовую гамму серии Seagram на вестибюле Микеланджело в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции, которую он посетил в 1950 и 1959 годах. Там его охватило мрачное и всеохватывающее чувство клаустрофобии, которое оживает в мрачной и таинственной атмосфере этой картины.
Наследие абстрактного экспрессионизма простирается далеко и широко, продолжая формировать большую часть современной художественной практики. На протяжении 1950-60-х годов движение цветового поля выросло из абстрактного экспрессионизма, распространив идеи Марка Ротко вокруг эмоциональных резонансов цвета на более чистый, как показали гладкие, минимальные картины Барнетта Ньюмана «Молния» и скульптурные колонны радужного цвета Энн Трутт.
Абстрактный экспрессионизм был в значительной степени заменен минимализмом и концептуальным искусством в 1970-х годах. Однако в 1980-х годах неоэкспрессионистское движение в Европе и США, возглавляемое немецким художником Георгом Базелицем и американским художником Джулианом Шнабелем, сочетало абстрактную живописность с повествовательной фигурацией. Грязная, выразительная живопись снова вышла из моды в 1990-е годы, но в сегодняшней сложной области современного искусства различные подходы к живописной абстракции и выражению более распространены и популярны, чем когда-либо. Вместо того чтобы сосредотачиваться исключительно на внутренней работе ума художника, многие из самых выдающихся современных экспрессивных художников сочетают жидкую и водную краску со ссылками на современную жизнь, преодолевая разрыв между абстракцией и представлением. Примерами могут служить эротические, полу-фигуративные абстракции Сесили Браун и странные, преследующие миры Марлен Дюма, населённые причудливыми и тревожными сценариями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: