Аддиктивного поведения что это такое
Аддиктивное поведение
Сейчас даже у людей, незнакомых с психологией, популярны термины “зависимость” и “аддикция”. Под ними понимают вредные и разрушительные привычки. Не каждая зависимость является аддикцией, а только та, которая приводит к разрушению организма и личности. Например, больной человек часто находится в зависимости от приема лекарственных препаратов, но аддикцией это не является. Алкоголики и наркоманы зависят от химических веществ и их поведение является аддиктивным. В психологии существует целая отрасль аддиктология, развившаяся в XX веке. Она занята изучением причин появления термина «аддиктивное поведение», способов его коррекции и профилактики.
Что такое аддикция, аддиктивное поведение
Аддикция – это внутренняя необходимость повторять какие-либо действия, которую человек не может контролировать. Термин используется по отношению к химическим и психологическим зависимостям. Аддикциями являются игромания, шопоголизм, алкоголизм, интернет-зависимость, психогенное переедание и т.д.
Аддиктивное поведение приводит к уходу от реальности. Психическое состояние искусственно меняется с помощью приема психотропных веществ или переноса фокуса внимания на определенную деятельность, приносящую сильные эмоции.
Аддиктивное поведение обычно вызывается воздействиями окружающей среды. Есть и биологические механизмы, запускающее его. Такие факторы как генетика, врожденные и приобретенные психические расстройства, особенности ДНК исследователями не исключаются. Они могут присутствовать и активизироваться при появлении внешних факторов.
Аддиктивное поведение развивается незаметно. Сперва это отдельные поступки, приводящие к удовлетворению потребности. Из-за получения положительного подкрепления они становятся все чаще, затем переходят в тип поведения, который человек не может изменить, применяя волевые усилия. Скорость развития аддиктивного поведения зависит от характера принимаемого вещества, личных характеристик, возраста и пола. Тяжелые формы аддиктивного поведения приводят к инвалидности и ранней смерти, но зависимого это не останавливает. Даже когда речь не идет о смертельном исходе, как в случае алкоголизма и наркомании, аддиктивное поведение приводит к изменениям личности и социальной изоляции.
Виды и этапы развития аддиктивного поведения
Специалисты выделяют следующие виды зависимостей:
Особенно беззащитны перед аддикциями подростки и школьники старших классов. Их личности еще не сформировалось, организм не окреп. Специалистам уже известные факторы, провоцирующие формирование аддиктивного поведения у подростков и молодежи:
Зависимое поведение развивается поэтапно. Вначале человек знакомится с веществом – зачастую его навязывает компания, окружение. Индивид испытывает групповое давление. Чем меньше возраст, тем больше вероятность того, что аддикция появится под влиянием окружения и затем окрепнет и развернется.
Для большинства людей первоначальные опыты не приводят к последствиям. Но для некоторых наступает второй этап – они начинают сами искать вещества и употреблять их для изменения сознания или из чувства принадлежности к значимой группе. Обычно это происходит в возрасте старше 15 лет.
На третьем этапе аддиктивное поведение переходит в болезнь. Аддикты нарушают закон, воруют, грабят, могут покончить с собой. Ими движут отчаяния, чувство изолированности от мира, одиночества. Характерны перепады настроения – агрессия сменяется подавленностью.
Отличительная особенность аддиктивного поведения – невозможность справиться с зависимостью самостоятельно. Потребуется помощь специалиста, который определит причины появления аддикции и выберет эффективную форму терапии. Часто наряду с медикаментозной поддержкой требуется работа в группах взаимопомощи. Параллельно с ними существуют группы взаимопомощи созависимых, жизнь которых пострадала из-за аддиктивного поведения родственников и друзей.
Аддиктивного поведения что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Человеческая психика – это чрезвычайно гибкая, самовосстанавливающаяся и приспосабливающаяся система.
Бесплатные занятия с логопедом
Человеческая психика – это чрезвычайно гибкая, самовосстанавливающаяся и приспосабливающаяся система. Но у психики есть свои слабые стороны и определенные границы выносливости. Что с ней будет, если человек в течение длительного времени будет испытывать сильные стрессы, при этом такие психотравмирующие ситуации будут превосходить своеобразный «порог выносливости»?
Даже нормальная психика в таких условиях начнет давать сбои, которые будут выражаться в не совсем адекватном поведении. Далее включаются защитные механизмы психики, которые срабатывают как своеобразный «предохранитель», защищая систему от полного разрушения. В этом случае уже можно говорить о первых признаках аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.
К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.
Проблема аддиктивного поведения у детей и подростков
Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для этого контингента характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.
Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:
Из этого списка понятно, что большая часть из них – это социальные причины. В результате эта «псевдожизнь» постепенно начинает доминировать над реальной, частично или полностью вытесняя ее. И здесь особенно актуальным является утверждение о том, что «болезнь легче предотвратить, чем лечить», поэтому нужно использовать проверенные методы профилактики аддиктивного поведения у несовершеннолетних детей.
Эффективные программы по профилактике аддиктивного поведения
В школе есть ряд уникальных возможностей для эффективной профилактики аддиктивного поведения. Школа сможет:
Выделяют несколько видов профилактической работы:
Именно первичная профилактика предполагает комплекс превентивных мероприятий, которые направлены на предупреждение мотивов употребления алкоголя, ПАВ и табака. Именно она направлена на молодежь, чтобы не допустить предпосылок к возникновению у детей и подростков аддиктивного поведения.
Основные формы первичной профилактики
К основным методам первичной профилактики относятся:
Сам термин «профилактика» подразумевает определенный комплекс мероприятий, цель которых заключается в предотвращении появления и развития определенного явления в обществе. В данном случае, речь идет о тех проявлениях, которые принято относить к аддиктивному поведению. Основная задача в том, чтобы создать вокруг детей такое общество, в котором у них попросту не возникнет интереса к употреблению алкоголя и ПАВ.
Краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края
Зависимость: виды, причины возникновения, пути преодоления
Пожалуй, каждому человеку встречались на жизненном пути люди, страдающие той или иной зависимостью. К сожалению, статистика неутешительна.
Аддикция причиняет боль близким и мешает полноценно жить самому человеку. Однако не стоит отчаиваться. При грамотно подобранном лечении, возможно вернуться к нормальной жизни. Для этого нужно понимать механизм формирования зависимости, её причины, а главное – обратиться к хорошему специалисту и серьезно взяться за выздоровление.
Зависимость или аддикция (англ.addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.
Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи. Формируется окружение таких же аддиктивных личностей, что вовлекает человека в замкнутый круг. Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости.
- Химические (фармакологические) аддикции. Зависимость от определенных веществ. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относятся: наркомания алкоголизм токсикомания Нехимические (психологические, субстанционные) аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. При этом возможны психосоматические проявления. Количество психологических зависимостей растет. Субстанциональные включают в себя: компьютерные зависимости игорные зависимости эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости) трудо- или работаголизм пищевые зависимости и тд.
Социально приемлемые формы аддикции:
- духовные практики медитации влюбленность творчество трудоголизм интернет – зависимость шопоголизм экстремальный спорт переедание
Аддиктивное поведение предоставляет человеку наиболее простую возможность ухода от решения насущных проблем, способ мнимого избавления от кризисных переживаний, оно является максимально заманчивым способом убежать от себя, избежать сложного процесса личностного становления и развития. В основе зависимости, лежит стремление к уходу от реальности путем достижения измененного состояния сознания посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Что бы человек ни использовал для изменения сознания — химические вещества (алкоголь, наркотики, табак), самоубеждение (отнесем сюда фанатизм, любовь и медитации), отклонения в поведении (асоциальность, гипер/гипо/асексуальность, неприемлемое половое поведение, альтруизм, аутоагрессивность, азарт и др.), нарушение функций внутренних органов (всевозможное дыхание, гимнастики и прочая физкультура, изменения качества и количества питания) — только один биохимический механизм является желаемой мишенью. Это система эндогенных опиатов — естественного подкрепления. Несмотря на то, что между деградировавшим алкоголиком, необъятной домохозяйкой, «потерявшим голову» влюбленным и, к примеру, монахом, общество не усматривает ничего общего, психопатологические и химические (нейромедиаторные, т. е. связанные с особыми веществами, образующимися в головном мозге) нарушения этих организмов будут примерно одинаковы.
- Биологические – наследственные факторы. Дети алкоголиков нередко становятся такими же зависимыми личностями, даже если проживали отдельно от пьющих членов семьи. Дело в том, что особенности функционирования нейромедиаторных систем обуславливают степень изначальной толерантности к психоактивным веществам. У людей с высокой толерантностью, которая имеет генетическое происхождение, зависимость формируется быстрее Психологические – это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии. Мотивационно – потребностные факторы – это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Это часто характерно для подростков. Социальные факторы – у человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.
Аддикция (зависимость) – что это такое, ее виды и синдромы аддиктивного поведения
Все «болезни зависимого поведения» (БЗП) развиваются по стереотипу большого наркоманического синдрома (БНС). Суть болезни в том, что у человека возникает, закрепляется и трансформируется патологическая потребность в совершении повторных трудно или неконтролируемых поведенческих актов (эпизоды непреодолимой тяги). Основными этапами развития болезней зависимого поведения являются следующие: предиспозиционный этап, доклинический этап и клинический этап.
Какие виды аддикции выделяются в медицине?
Основными видами аддикции являются: алкогольная аддикция, в основе которой лежит употребление спиртосодержащих напитков; наркотическая аддикция связана с употреблением веществ, обладающих способностью специфического действия на ЦНС; токсикомания развивается при употреблении лекарственных средств и веществ, не относящихся к наркотикам, но изменяющим состояние психической деятельности человека и его поведение; лекарственная аддикция возникает при употреблении психотропных веществ; табакокурение как вид наркомании, связанный с курением табака.
Далее выделяют игровую аддикцию или гэмблинг (от англ. gambling – играние) – это зависимость от азартных и компьютерных игр; трудоголизм как социально-одобряемая аддикция; компьютерная аддикция; секс-аддикция; пищевые зависимости такие как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи), зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.
Некоторые аддикции одобряются обществом (например, работоголизм), другие начинают со временем представлять угрозу для личности аддикта, третьи являются социально опасными. Проблема болезней зависимости в последнее время становится все более актуальной в связи с тем, что они поражают лиц молодого возраста, вызывают быструю десоциализацию больных людей, приносят прямой и косвенный экономический ущерб больным, их семьям, обществу, приводят к криминализации больных. Вопросами аддиктивного поведения занимаются наркологи, психиатры, психологи, психотерапевты.
Виды аддиктивного поведения зависимого человека
Выделяют несколько видов аддиктивного поведения, фармакологического и нефармакологического характера.
Все виды аддикции представляют серьезную угрозу для психического и физического здоровья человека и для тех, кто его окружает. В структуре зависимого поведения выделяют следующие синдромы аддиктивного поведения:
Эти три синдрома отличают больного аддикта от здорового человека. Люди, склонные к зависимости, не могут переносить состояния напряжения, они страдают высокой восприимчивостью, эмоциональной неуравновешенностью, не умеют управлять своими эмоциями, испытывают трудности с саморегуляцией. Люди, страдающие болезнями зависимостей, испытывают чувство своей никчемности, стыд, вину, имеют повышенную самокритичность, страдают от сильных эмоций, не способны к преобразованию чувств.
Какие люди предрасположены к аддикции?
Многие исследователи пытались выявить предрасположенность человека к аддиктивному поведению, под которой понимается личностное образование, детерминирующее готовность индивида к формированию зависимого поведения. Выделяют следующие характеристики личностной готовности к зависимому поведению:
В ряде исследований причины аддиктивного поведения рассматриваются в совокупности трех факторов: становления черт зависимой личности в процессе социализации, наличие врожденных и приобретенных мозговых нарушений. В совокупности этих причин создается каркас зависимой личности, на который нанизывается фетиш и формируется конкретный клинический вариант аддиктивного расстройства (наркотический, игровой, пищевой, сексуальный).
Психология зависимости. Расскажем о методиках борьбы с пагубными привычками
Мы все имеем свои привычки, они помогают нам упорядочить жизнь и вырабатывают многие полезные навыки. Но есть привычки, над которыми мы теряем контроль, и тогда возникает так называемая психологическая зависимость от них.
Например, все люди ежедневно пользуются мобильными телефонами, но для кого-то это лишь органайзер и способ позвонить, а кто-то не вылезает из соцсетей сутками. Мы все разные: один не может жить без книг, а другой – без водки, кому-то необходимо тепло близких, а кому-то – скандалы и ссоры… Важно не допустить, чтобы зависимость переросла в тяжелое расстройство психики, чтобы привычки не доставляли проблем нам самим и окружающим людям. Поэтому нужно знать основные признаки психологической зависимости и уметь с ними справляться. Об этом мы с вами и поговорим сегодня!
Понятие зависимости в психологии
Психологическая зависимость (аддикция) – это сильное непреодолимое влечение к человеку, предмету, явлению или действию. Зависимость могут иметь и мужчины, и женщины в любом возрасте. По сути, зависимости – это и есть наши привычки, потребности повторять одно и то же действие. Но в легкой форме они не доставляют нам неудобств, даже приносят пользу – например, занятие спортом или чтение. Проблемы начинаются у людей со слабой волей, которым трудно себя контролировать. В самых запущенных случаях, аддиктивные личности теряют связь с реальностью и становятся по-настоящему опасны как для себя, так и для общества.
Виды аддикций. От чего может быть зависим человек?
Аддикция может быть химическая или нехимическая, в зависимости от вредоносного влияния на организм. К химической относятся курение, употребление алкоголя и наркотических препаратов. Нехимическая связана с чувствами, поведением, пищей, работой, интернетом.
Все зависимости по сути своей похожи. Аддикция может быть:
Личностной, выраженной потребностью в человеке. Такому виду зависимости подвержены в основном мужчины, зачастую они даже способны на преступление, чтобы приблизиться к объекту своей страсти.
Пищевой (безмерное употребление еды).
Никотиновой и/или алкогольной, которые возникают под влиянием социума и рекламы.
Игровой и/или интернет-зависимостью, которые появляются при увлечении компьютерными играми или общением в соцсетях.
Симптомы психологической зависимости
Дискомфорт, который испытывает зависимая личность от невозможности удовлетворить свое желание, является причиной того, что человек будет:
часто находиться в состоянии депрессии;
испытывать тоску и апатию;
раздражен, злобен и агрессивен;
тревожен и беспокоен;
часто ощущать усталость;
чувствовать себя виноватым;
отрицать у себя наличие зависимости;
испытывать перепады в настроении.
«Рисуем» портрет зависимой личности
Основной чертой зависимой личности является инфантилизм, то есть отчаянное нежелание становиться взрослым и брать на себя ответственность за свои поступки. Такого человека можно узнать по характерному портрету:
«Не мы такие, жизнь такая». Он убежден, что во всех его бедах виновато окружение или мир, но только не он сам.
«Пуп земли». Верит в свою уникальность.
У него преобладают детские эмоции над взрослыми, к примеру, обиды над стремлением к цели.
Отличается нестабильностью самооценки: от самоуничижения до превосходства над другими. Часто выстраивает самооценку в зависимости от мнения окружающих.
Его поведение импульсивное, поступки и желания непродуманные и неадекватные.
Стремится получить все и сразу, не прилагая усилий.
Не умеет планировать.
Его духовные качества слабо развиты, а ценности больше подходят не взрослому человеку, а ребенку.
Не способен различить идеальное и реальное.
Не умеет отстраняться от эмоций и находить адекватный выход из сложной ситуации.
Склонен к самообману и обману других людей.
Получившийся портрет – это портрет человека, который не сумел повзрослеть, который скрывается от всех жизненных проблем в алкоголизме, неконтролируемом переедании и деструктивных отношениях.
Как формируется психологическая зависимость?
Вы удивитесь, но она формируется из наших повседневных и привычных действий! Просмотр телевизора, ежедневные уходовые процедуры, питание – все эти безобидные действия могут трансформироваться в болезненную зависимость, если человек эмоционально уязвим.
Психологическая зависимость всегда обгоняет физическую. Человек нуждается в гормоне счастья дофамине, и действия, которые вырабатывают этот гормон, становятся необходимыми. Так возникает нейронная цепочка зависимости:
сладкие воспоминания об этом удовольствии;
желание совершить действие снова и получить повторное удовольствие.
При этом намерение достигнуть удовольствия и ощутить те же приятные эмоции вновь настолько сильно, что становится самой главной жизненной целью, и человек придумывает миллион причин и оправданий тому, что именно заставило его снова и снова совершать эти действия.
Со временем личность ощущает явную толерантность к совершаемому действию или к употребляемому веществу, и тогда «в игру вступает» и физическая зависимость.
Стадии возникновения патологии: от невинной привычки до психологической зависимости
Зависимость развивается постепенно, проходя 4 стадии:
Нулевую, при которой нет непреодолимой потребности в действии или веществе, и соприкосновение с ними пока происходит случайно или, как будто, «за компанию».
Первую, при которой вредная привычка используется человеком для решения конкретной проблемы, притупления негативных эмоций и получения удовольствия.
Вторую, при которой психика перестраивается, и человек уже не способен решить проблему без участия привычного стимула. При этом уровень удовольствия от зависимости уже не так высок.
Две последние стадии аддикции говорят о том, что человек нуждается в помощи, что пора срочно предпринять меры по устранению зависимости.
Методы борьбы с вредными привычками
Мы расскажем вам о методах, которые помогут избавиться от зависимости и победить свои пагубные привычки.
Зачастую ценность зависимости завышена и надумана, поэтому в первую очередь нужно обесценить предмет зависимости, развенчать его, научиться пользоваться своими положительными ресурсами, найти другие радости в жизни.
Обратиться к психотерапевту или самостоятельно пройти курс обучения по психологии зависимости – будет наилучшим решением:
психотерапевт при помощи коррекционных методов поспособствует перестройке ценностей и изменит саму личность зависимого пациента;
после прохождения обучения на курсе по психологии зависимости вы сами сможете решить свои внутренние проблемы, скорректировать мировоззрение, а также будете способны помочь и другим людям, склонным к аддиктивному поведению.
Работать над собой с помощью психолога или самостоятельно рекомендуется по такому плану:
Создать мотивацию на свое существование в реальной жизни без зависимостей. На этом этапе важно ясно видеть смысл своей будущей жизни без зависимостей, чтобы искренне захотеть избавиться от пагубной привычки.
Отказаться от аддикции, полностью исключить это действие из своей жизни.
Постараться определить те ситуации, в которых зависимость усиливается и становится неизбежной (например, определенная компания людей или усталость после работы). Эти ситуации нужно или избегать, или взять под жесткий контроль, или найти им вариант замещения.
Выявить способы защиты зависимости. Прислушайтесь к своим мыслям: чем именно вы оправдываете свою зависимость.
Адекватно определить границы безопасности вашей жизни.
Попробовать понять, что именно в вашем характере привело к развитию зависимости: неверие в себя, эгоистичность, фобия или страх, невысокая самооценка, ощущение тревоги, одиночество, ревность, личностная несостоятельность.
Проработать детские травмы и имеющиеся психологические проблемы.
Помните, что, поддаваясь зависимости, вы добровольно лишаете себя свободы, права выбора и радости новых открытий.
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы.
Электронная библиотека
Московский диплом
100% онлайн-обучение
Скидки и льготы
Рассрочка
Преподаватели
– Помогают разобраться с заданиями
– Ответят на вопросы
Электронная библиотека
– Более 3000 видео-лекций (вебинаров)
– Библиотека постоянно пополняется
– Все можно скачать и распечатать
Московский диплом
100% он-лайн обучение
Скидки и льготы
Для пенсионеров – 10%
Льготным категориям – дополнительные скидки
Рассрочка оплаты
Преподаватели
– Помогают разобраться с заданиями
– Ответят на вопросы
Электронная библиотека
– Более 3000 видео-лекций (вебинаров)
– Библиотека постоянно пополняется
– Все можно скачать и распечатать
Московский диплом
100% он-лайн обучение
Скидки и льготы
Для пенсионеров – 10%
Льготным категориям – дополнительные скидки
Рассрочка оплаты
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Документы
Сертификаты и лицензии
Преподаватели
Стаж научной и практической работы – с 2003 года
Стаж научной и практической работы – с 1989 года
Стаж научной и практической работы – с 2000 года
Стаж научной и практической работы – с 2016 года
Стаж научной и практической работы – с 2000 года
Стаж научной и практической работы – с 2004 года
Стаж научной и практической работы – с 2013 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – с 2010 года
Стаж научной и практической работы – с 2014 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – 28 лет.
Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Стаж научной и практической работы – 11 лет.
Стаж научной и практической работы – 10 лет.
Стаж научной и практической работы – 23 года.
Стаж научной и практической работы – 22 года.
Стаж научной и практической работы – с 1979 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – с 2002 года, в системе образования с 2008 года
Стаж научной и практической работы – с 2010 года
Отзывы о НАДПО
Важные вопросы
Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.
Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.
По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Иностранные граждане предоставляют следующие документы: