Адепт хаоса что это
Делай правильно с магами хаоса
Магия – это искусство вызывать перемены, за занятия которым во времена Святой Инквизиции сжигали на кострах. В современной России 36 % граждан верят в магию. Каждый третий из них считает, что, оказавшись в отчаянной ситуации, стоит обратиться к колдунам. Каждая эпоха понимает волшебство по-своему. Сегодня мы рассказываем о том, какой магия была во времена хиппи, сексуальной революции и зарождения интернета — и как освоить магию хаоса.
В конце 2010-х интернет стал настоящим полем битвы для магов. Главным словом 2017 года стало понятие «fake news». Фейковые новости с точки зрения магии хаоса — это самые настоящие магические заклинания (нематериальные мыслеформы, искажающие реальность в выгодную им сторону). Недавний пример: маги из штаба Дональда Трампа задались целью наложить на Хиллари Клинтон образ слабой, больной и взбалмошной женщины, которой не место в Белом доме. Выдуманные новости, порочащие соперницу Трампа, были порождением магической воли политтехнологов, желавших обеспечить своему кандидату самый высокий рейтинг. Формула этих fake news проста: собрать необходимый набор идей, заключить их в образы и с помощью силы денег превратить в действенные заклинания. Медийная магия заставила фантазии стать реальностью в сознании миллионов американцев: СМИ донесли заклинания политтехнологов до масс, которые, подпав под их чары, сделали Дональда Трампа президентом.
«Навязывание верований и контроль над поведением в военном деле, в психиатрии, в местах лишениях свободы, в пропаганде, в школах и в медиа станут такими утончёнными, что правда будет принадлежать только тем, кто её создает. Реальность станет магической», — это слова Питера Кэрролла, создателя магии хаоса, в конце 1970-х, когда интернет только зарождался.
Магия Хаоса поощряет изобретение новых магических техник и поклонение вымышленным богам, призывает изучать и исповедовать любые религии и философские учения, практиковать всевозможные психотехники. Краеугольным камнем учения «хаоситов» стали две книги Питера Кэрролла: Liber Null (1978) и Psychonaut (1982). В них он рассказывает только о базисных техниках и философских азах, призывая ученика экспериментировать и создавать собственный магический стиль. Если вы хотите научиться создавать заклинания и сигилы, проводить ритуалы и вызывать демонов — обращайтесь к книгам Кэрролла.
Учителями магов хаоса были мистики конца XIX века. Благодаря достижениям технической революции — поездам и пароходам — путешествовать по миру стало проще, и искатели тайных знаний двинулись на Восток. Увлекающиеся эзотеризмом английские джентльмены ехали в Индию в поисках местных мудрецов, учили санскрит, переводили основные восточные метафизические трактаты на английский и затем возвращались на родину для проведения мастер-классов по восточному мистицизму. Так в начале ХХ века на свет стали появляться синтетические учения, представлявшие из себя компиляцию различных философий и религий мира, такие как учения Елены Блаватской или семьи Рерихов.
Одним из таких синтетических учений была Телема Алистера Кроули — английского путешественника, мистика и поэта. Она впитала в себя элементы еврейской каббалы, индийской йоги, западной алхимии и других мистических систем. Квинтэссенцией её философии стала магическая формула «твори что изволишь, вот весь Закон».
Стиль своей работы сам Кроули описывал так: «Методы науки — цели религии». Как и последователи Будды, Кроули стремился к обретению Нирваны (или просветления), но в то же время отвергал религиозные предрассудки и предпочитал добиваться желаемого сверхъестественного результата исключительно рациональными и прагматичными способами. Мистицизм всех религий (их тайное, эзотерическое содержание, в отличие от догматического, ритуального, экзотерического) опирается на одни и те же базисные принципы. Множество различий и даже противоречий между религиозными течениями возникает из-за нагромождения на эти базисные истины предрассудков и обычаев тех стран, в которых они излагаются. Кроули с научной скрупулёзностью вычленял из мистических трактатов единую основу — в этом и заключался его научный подход к мистике.
Идеи Кроули оказали мощное влияние на умы современников, многие из которых последовали его примеру и создали собственные учения, носившие такой же синтетический характер. Магические техники успешно использовались и в политических целях, например ночные факельные шествия, изобилие магической символики, сакральная фигура фюрера-жреца и другие магические техники ловко использовались во времена Третьего рейха для манипуляции массовым сознанием.
Серия коротких интервью, чтобы познакомить с нами тех кому интересен Путь.
May 7, 2017 · 4 min read
Бартлет Грин(aka Игорь Добро)
-Что считаете нужным рассказать о себе?
Если исходить из моих дочеловеческих вспоминаний и той инфы которая всплывала в сознании во время энергообмена с Древними, то с Пути Хаоса я не уходил и не приходил на него.Я был на нём всегда,это основа моей природы.
Сейчас это движение называеться Путь Хаоса…когда то и где то, возможно, называлось или назовётся по другому…название неважно,это был есть и будет Путь эволюции в Хаотических энергиях Великих Древних.
-Как вы узнали о Пути?
Вспоминанию этого Дв и жения способствовал и детский интерес к мифам,шаманам,индийским аскетам,и более позднее ощущение, что общепринятую реальность можно изменить волевым усилием, интерес к произведениям Лавкрафта, куда он включал куски своих озарений и сновидческих путешествий… и зверинец я тоже зацепил,уверовав в исключительность личной боли и страдания… потом уже было более осознанное самообразование,прокачка энергетики, покупка двух ступеней Рейки Усуи и наконец возросший интерес к туннелям Сета и Клифотическим Антимирам,как к преддверию Хаоса — Обители Великих Древних,чьи имена вызывали во мне трепет и чувство узнавания… Каждое событие моей жизни служило лишь тому, чтобы я осознался на этом Пути… всякая боль и всякое удовольствие наравне с практиками были сигналами для пробуждения и вспоминания.
-Какие наиболее значимые изменения произошли в вашей жизни за время следования по Пути?
Путь Хаоса дал мне то, чем я и так был — меня. Но более кристаллизованого, проснувшегося… Это и есть основное событие… вспомнить себя, Древних которые всегда рядом, и Жить:)
-Что вы можете сказать тем кто только вступил на Путь или думает об этом?
Путь Хаоса не является лёгким путём для тех кто приходит на него обременённый своей исключительностью и запросами… Идея собственной важности, надежды, страхи, лень и шаблоны, всё это то с чем придётся проститься или сойти с дистанции. Энергия доверия, осознанность, самоанализ, честность и ответственность, вот те качества которые помогут в достижении гнозиса Древних. Специфика Пути Хаоса такова, что его сложно воспринимать извне, для влившихся в Поток многие вопросы отпадают сами собой.
-Что считаете нужным рассказать о себе?
Чтобы не утомить Вас рассказами: я — сатанист. В детстве/школе был слабаком, стесняшкой, чему способствовало то, что я был самым низким в классе по росту. Я всегда хотел быть сильнее. Еще в том периоде мне пришло, что я ничего никому не должен, а смысл всего в удовольствии. Мама мне подкинула Кастанеду читать, когда мне было ок. 17-ти. В возрасте 18–20 лет я нашел в интернете Лавея. После чего я стал сильнее психологически. Самое сильное влияние на меня оказала книга “Демоны плоти. Полный путеводитель по сексуальной магии пути левой руки”. После прочтения, я очень сильно выстроил свою психологию. Я пытался стать сильнее магически, но не мог преодолеть инертные силы и лень. До знакомства с Игорем… Забыл написать, что с противоположным полом у меня было совсем никак. Я боялся/стеснялся женщин. Демоны плоти пробили эту стену.
-Как вы узнали о Пути?
На этот путь я встал ещё тогда, когда прочитал Демонов плоти. Об учении Игоря узнал из ютуба, по одному из его видео. Я ему написал благодарное письмо, а он не проигнорил меня…) Игорь и Олег провели меня через инициацию в Поток. Я был деревом, и только Олег смог вытащить мои эмоции и дать мне прочувствовать… Дальше Игорь учил меня, и я постоянно рос.
-Что вас сподвигло вступить на Путь?
Этот путь идеально резонирует с моими собственными убеждениями.
-Какие наиболее значимые изменения произошли в вашей жизни за время следования по Пути?
Я стал сильнее в психологическом плане. Я познал вкус магии. За последний год совершил мощный скачок в развитии.
-Что вы можете сказать тем кто только вступил на Путь или думает об этом?
Потенциальным адептам скажу лишь: “Кто не рискует, тот не выигрывает”, “Волков бояться — в лес не ходить”, “Не узнаешь, пока не попробуешь”. Новые практики, они и так всё знают. Знайте только, что у каждого свой путь. Не позволяйте никому быть авторитетом. Никогда не променяйте свой собственный путь на чью-то догму.
Иван Соколов(aka VanSatva)
— Что считаете нужным рассказать о себе?
Мне 26 полных лет. Женат вторым браком, имею 3-х детей(дочь от первого, сын и дочь от второго). С магией знаком лет с 9-ти, первый осознанный и успешный ритуал провел в 14 лет. В 17 познакомился с книгами Кастанеды — в последствии не однократно к ним возвращался и многое оттуда почерпнул для себя. Примерно тогда же познакомился с Кунта-йогой. В 18 пережил необычный опыт, который повлиял на всю последующую жизнь. Я изменился тогда. Безвозвратно. Именно это изменение даже в самой глубокой заднице и безнадеге заставляет искать пути к развитию.
Долго и безуспешно пытался свести в единую систему личный гнозис, Кунта-Йогу, Практику Прямого Пути и психологию
-Как вы узнали о Пути?
О Пути Хаоса узнал благодаря журналу Апокриф. На стене его группы вк было объявление о создании Ордена Черных Звезд. Перешел в группу ордена и там в ссылках нашел уже группу Пути. На стене группы наткнулся на проникновенный пост, наверное, Олега) О пользе Пути. И написал в сообщения группы. А дальше уже завертелось
-Что вас сподвигло вступить на Путь?
Чуйка. У меня не было никаких объективных причин этого делать. Только ощущение — “оно! то что искал!” Позже добавилось ощущение, что прикоснулся к чему-то священному
-Какие наиболее значимые изменения произошли в вашей жизни за время следования по Пути?
Переход моей жизни из режима “вяло-текущий пи*ец” в режим “меняйся или сдохни!”)))). Особенно после знакомства с Хастуром. Раньше добивало постоянное бессилие, теперь появились силы и желание менять что-то в жизни.
-Что вы можете сказать тем кто только вступил на Путь или думает об этом?
veleslav13
Mon, Apr. 4th, 2011, 10:47 am
Введение в Магию Хаоса; Демонология Хаоса
Введение в Магию Хаоса
1. Магия Хаоса допускает сознательное использование любого понятийного языка и любого Образа Мира для актуализации Сил Хаоса в Явленном Мире.
2. При этом могут использоваться как традиционные Образы Мира, разработанные за века «мировыми» религиями, так и созданные в наше время, в том числе — «выдуманные» писателями-фантастами, вроде Г.Ф. Лавкрафта («Некрономикон») или А. Переса-Реверты («Деломеланикон»).
3. С точки зрения последователя Магии Хаоса, совершенно не имеет значения «традиционность» или «нетрадиционность» используемого Образа Мира, — при условии, что тот обладает достаточной глубиной и «энергетичностью».
4. Ибо если присутствует глубинное видение сути, — формы, в которые могут быть облечены плоды этого видения в Явленном Мире, становятся поистине неисчислимы, и пределами для них могут стать лишь те рамки, которые ограничивают Сознание самого адепта, т.е. его культурные, религиозные и др. обусловленности.
5. То же самое верно относительно использования «нетрадиционных» понятийных языков, каждый из которых, при определённой степени проработанности, инициирует создание собственного Образа Мира, в рамках которого только и может быть использован в полной мере.
6. Осознанное использование образов и персоналий «Некрономикона», равно как и «Деломеланикона», не является свидетельством нашей религиозной «веры» или «неверия» в них, — по крайней мере, в том смысле, в каком большинство людей «верит» или «не верит» в персонализированного «Бога» или в «Богов».
7. В данном случае речь идёт исключительно о работе в Сознании, использовании архетипов в качестве инструментов Магии, совершаемой адептом Хаоса при полном сознавании и одновременно невовлечённости в происходящее.
8. Актуализация тех или иных архетипов для совершения определённых Магических Операций с последующим освобождением от ограничений, накладываемых данными архетипами, посредством «контролируемой глупости», — вот Истинный Ключ к Вратам Магии Хаоса.
9. Да послужат наши Магические Операции для приближения наступления Вечного, или Нескончаемого, Эона, который наступит, когда завершится правление господствующих ныне Временных Эонов, подвластных невежественному Демиургу!
10. Вечный, или Нескончаемый, Эон — Бесконечный, Нерождённый Эон, который никогда не начинался и потому никогда не завершится. Но живые существа, забывшие свою Истинную Природу, т.е. все те, чьи души пленены Демиургом, находятся во власти Временных Эонов и потому не видят и не ощущают «пульсации» Вечного Эона.
11. Лишь когда власть Временных Эонов завершится, и Времени больше не будет, — пробуждённые от своего иллюзорного сна души живых существ — Бессмертные Пламена Чёрного Огня, осиянные лучами Чёрного Солнца Неспящих, незримого для плотских очей Светоча Неосквернённой Мудрости, — поистине узнают Его.
2. В древнегреческих источниках различие между «Богами» и «Демонами» прослеживается далеко не всегда, равно как и между Девами и Асурами в «Ведах», а также Асами и Ванами в «Эдде». Отождествление «Богов» исключительно с «Силами Добра», а «Демонов» с «Силами Зла» — появляется в «Авесте» (буквально выворачивающей наизнанку Ведическую традицию), где «благие» Ахуры противостоят «злобным» Дайвам, и окончательно утверждается лишь в более поздней авраамической традиции.
3. В иудео-христианстве Демонами стали именоваться все Сверхприродные существа и Божества, включая Языческих Богов, почитаемых «небиблейскими» (в том числе — Арийскими) народами. Также к Демонам были отнесены всевозможные «мелкие бесы» — зловредные Духи болезней, олицетворения горестей, бед и т.п.
II . Черти — Те, Кто «за Чертой»
1. Черти ( Демоны) — это Те Духовные Силы, Которые пребывают «за Чертой», то есть за Кромкой, отделяющей Явь от Нави, а в более широком смысле — все Те, Кто «не вмещается» в тесные рамки Тремирья, или всего Явленного Мира, созданного Демиургом.
3. Подвластные лишь Самому Навьему Владыке и Его Божественной Супруге, Великой Тёмной Матери Морене, — Демоны расторгают узы плоти и расширяют границы Сознания, неся ужас невеждам и даруя Прозрение Духовной Природы Бытия готовым.
1. Демоны делятся на пять основных классов: во-первых, Демоны Мира Плоти; во-вторых, Демоны Мира Теней; в-третьих, Демоны Мира Чувств; в-четвёртых, Демоны Сознания; и в-пятых, Архидемоны, или Высшие Демоны, действующие на уровне чистого Духа.
2. Демоны Мира Плоти — Силы, рассоздающие грубую плоть, действующие в человеке и в окружающей его Природе на уровне тела. Демоны Мира Теней — обитатели Кромки меж Явью и Навью, покровительствующие животокам сил в тонком теле человека. Демоны Мира Чувств — Силы души (эмоциональной, чувственной и низшей умственной природы человека), соединяющие нашу животную природу с человеческой. Демоны Сознания — Силы, помогающие человеку освободить Разум. Архидемоны, или Высшие Демоны, — Духовные Силы, противостоящие Демиургу и его порождениям на Космическом уровне.
3. Осознанно входя во взаимодействие с Демонами, Тёмный радарь обретает «чудесные» силы, благодаря которым он может воздействовать на собственное тело и окружающий Мир. Но лишь пресуществившись в Демона по Духу, он достигает Высшего Прозрения, раскрывая так свою Истинную Природу и окончательно освобождаясь от власти невежественного Демиурга, «Бога»-Творца этого Мира.
Хаос-магия: от AOS’а к Пакту, от Пакта к постхаосизму
У каждого магического течения есть свой флёр, которым оно увлекает за собой: леворучные ордена манят обещанием личной силы и антикосмического бунта, традиции – незыблемостью и [слегка заплесневелой] исключительностью передаваемых знаний. А хаос-магия – избавлением от всего того, что сковывает в религии и магии, обещанием открытия удивительных новых форм магической и духовной жизни. Обещанием свободы и радости.
Но флёр и даже Дух течения – одно, а соответствие ему практик, устоев и социальных структур – совсем другое. За радужными фейерверками хаос-магического потока скрывается история становления и трансформации, история совсем не однозначная и уж тем более не из [одних только] свободы и радости сшитая. В конце концов, от таких прародителей, как Спейр и Кроули, НИЧЕГО однозначного произойти не могло: Иллюминаты Танатэроса, их хаотический Пакт и развивающийся последнее десятилетие постхаосизм – это живая, развивающаяся летопись очень молодого и очень амбициозного течения. Мы хотим продемонстрировать, чем догматы Пакта отличаются от позиции Спейра и во что они превращаются сегодня, в постхаосизме – за уже более чем полвека истории Хаоса.
Иллюминаты Танатэроса и хаос-магия: эффективность и Супермаркет Верований
Первые упоминания об Иллюминатах Танатэроса, или IOT, относятся к 76–77 годам, «Liber Null» (в которой Иллюминаты объявляются преемниками культа Зос-Киа и А.”.А.”.) была выпущена Питером Кэрроллом в 1978 году. Но о «хаос-магии» речь тогда ещё не шла – разве что о присущем им особом мировоззрении, хаосизме, магическом ответе на нигилизм современности.
Поворотным стал 1987 год, когда в Лидсе был организован Симпозиум Хаоса, к которому был выпущен «Liber Pactionis». В этом Пакте уже открыто провозглашалось, что магия хаоса – венец оккультного ренессанса последних двадцати лет. Объявлялись её основные принципы: установка на эффективность, взгляд на все доступные парадигмы как на Супермаркет Верований (the Supermarket of Belief), бесцеремонное отношение к метафизике. В этом же документе утверждалась, вообще, как-то не слишком хаотическая орденская иерархия, тем не менее в IOT присутствующая. В «Liber Kaos» Кэрролл пишет: “Исторически сложилось так, что все магические и мистические организации использовали уловку иерархичности, чтобы мобилизовать каждого члена сообщества на всех уровнях иерархии”.
Пакт привёл к настоящему хаос-магическому взрыву, и в последующие годы образовалось множество хаос-магических групп. Но какое магическое течение лишено недостатков?
Фил Хайн, один из известнейших магов хаоса, перешедший со временем в тантру, увидел редукционизм в хаос-магических догмах «Супермаркета Верований» и установки на эффективность. Он усматривает стремление ухватить единое универсальное объяснение магических механизмов даже там, где приёмы и техники немного или же очень сильно различаются. В интервью с Кристофером Блэквелом он рассказывает:
«Одной из главных аксиом хаос-магии является разделение магии на универсальные «техники», теоретическое обоснование или культурно-исторический контекст которых на самом деле не важны. Хороший пример этого – идея «мантр».
Термин «мантра» в современных книгах по магии применяется для обозначения любого цикличного повторения слова или фразы. Это помогает хаос-магии размыть разницу между распеванием рунных заклинаний и повторением индуистских мантр, ведь и там и там речь идёт о повторении слов или фраз ради достижения изменённого состояния сознания. Т.е. важно, что мантра – это то, что циклично распевают, и это также само пение, а на их содержание и контекст можно не обращать внимания.
Я считаю это разновидностью редукционизма… Такой подход стирает различия между рунным заклинанием, Гаятри-мантрой и шанти (морскими песнопениями, – прим. пер.)… Если ты уже «знаешь», что мантра – это просто пение, вряд ли ты сможешь погрузиться глубже и по-настоящему понять эту практику… Это разновидность культурного туризма, при котором учения вроде тантры экзотизируются, но перевираются, чтобы казаться знакомыми, а всё отличное, несовместимое с обычным западным менталитетом, вымарывается, полностью удаляется как несущественное».
С этим столкнулся не только Фил Хайн. Храм Чёрного Солнца – Templum Nigri Solis, или TNS, – какое-то время существовал как магическая группа в составе IOT, о чём говорится во «Введении» сборника их храмовых документов «Between Spaces». В разделе «Хаос без слёз» этой же книги приводится переписка Храма с магами хаоса, где транслируется весьма сомнительная, но очень хаос-магическая позиция: употребляются такие формулировки, как «скрепы третьего Эона, ложь монотеистического трансцендентализма», «грех трансцендентного мистицизма», и вообще проводится последовательное противопоставление магии, «пути действия и активного созидания», и мистики, «пути трансценденции и субъективного поиска».
При этом немалая часть приводимых в издании практик мистичны по своей сути или же достаточно требовательны к мистической подкованности оператора. Например, отношения с суккубом подразумевают понимание его демонической и паразитической сущности, зато при работе в парадигме енохианы предлагается “выкинуть всё лишнее” (то есть собственно ангелов – источник енохианы) и работать только с “эффективной системой”.
Складывается впечатление, будто магам хаоса настойчиво не рекомендуется заглядывать за завесу мистицизма, но со всем, что за ней, при этом предлагается активно работать (возможно, как раз из популярного в хаос-магии принципа “если бы маг знал, как работает магия, она бы у него не работала”).
Видимо, ещё IOT поддались волне общекультурной борьбы с большими нарративами, отодвигая мистические поиски на всё более и более индивидуальный план, подразумевая их делом исключительно личным. Но по мере развития и популяризации мистика отодвигалась всё дальше – и в результате она оказалась глубоко стигматизированной, но всё ещё неотъемлемой частью хаос-магической практики. Ниже мы увидим, какие предпринимаются попытки для её реабилитации.
В опубликованной у нас недавно первой главе “Крови святых” – автобиографического труда Алана Чапмана и Дункана Барфорда – рисуется стереотипный образ хаос-мага: двадцатилетний “постмодернист” (наверное, в данном случае правильнее было бы сказать “междисциплинарный гедонист-нигилист”), для которого вселенная существует лишь затем, чтобы доставлять ему удовольствие. Наверное, всё-таки несправедливо будет говорить, что магия хаоса таким ребятам потворствует; однако для такого существования она очень и очень удобна. Однако существование это неустойчиво: героя “Крови святых” со временем таки настигает его Ангел-Хранитель.
В научной работе “Хаос-магия: адаптация магии к эпохе постмодернизма” исследователь Екатерина Зоря сравнивает кредо хаос-магии “ничто не истинно, всё дозволено” с постмодернистским “недоверием к метанарративам”, утверждая близость таких взглядов к агностицизму, а сам подход называя “плюрализмом подходов”. Увы, но это не плюрализм, а нигилизм подходов: ничто не истинно, ни один из них, все – ложь… Или даже не ложь, скорее бессмысленная болтовня, не имеющая отношения к делу; но из них можно выбрать нечто полезное здесь и сейчас.
Она, кстати, в этой же работе разбирает «парадигмальное пиратство» хаос-магии – употребление приёмов и техник любых парадигм ради одного лишь результата. И то и другое – следствия “Супермаркета Верований”, потенциально вредного потребительского подхода к магии. Впрочем, серьёзные хаос-маги так его и не усвоили.
До и после: Зос и постхаосизм
IOT, как уже было указано выше, считали себя преемниками культа Зос Киа и ордена А.’.А.’. Однако хаос-магический Пакт, видимо, в меньшей степени считался с этой преемственностью.
Жизнь и учение британского оккультиста Остина Османа Спейра и его культ Зос Киа мы уже подробно осветили в другой статье. Здесь оговоримся, что всё то, что может быть значимо для уже упоминавшегося карикатурного “двадцатилетнего магического постмодерниста”, ему было совершенно чуждо. В отличие от хаос-магов у художника-колдуна была жёсткая система ценностей, которая вовсе не подразумевала богатство и славу, а также прочие атрибуты капиталистического мира – скорее наоборот.
Если мы представим в Супермаркете Верований Зоса, героя одного из самых смелых гримуаров Спейра “Анафемы Зос” (и, по утверждению Алана Мура, автобиографического персонажа, в котором индивидуальность Спейра доведена до экстремума), то чем он там будет заниматься? Варианта два: либо он не заметит его, погружённый в Себя, либо обольёт бензином своего отвращения и подожжёт огнём ненависти. Прародителю магии хаоса в этой парадигме просто нечего было делать.
Once in this world I enjoyed laughter – when I remembered the value I gave the contemptible; the significance of my selfish fears; the absurd vanity of my hopes; the sorry righteousness called I. And YOU? Certainly not befitting are tears of blood, nor laughter of gods.
Ye do not even look like MEN but the strange spawn of some forgotten ridicule. Lost among the illusions begot of duality-are these the differentiation’s ye make for future entity to ride your bestial self? Millions of times have ye had re-birth and many more times will ye again SUFFER existence.
Я лишь однажды наслаждался смехом – когда вспомнил, сколько ценности вкладывал в презренное. В свои эгоистические страхи, в свои абсурдно тщеславные надежды, в жалкую добродетель моего эго. А вы? Да вы кровавых слёз не стоите, не то что смеха богов.
Вы даже не похожи на ЛЮДЕЙ, вы – странное порождение какой-то забытой нелепости. Потерянные в иллюзиях, зачатые в двойственности – вы этими достоинствами обуздаете свою зверскую самость? Миллионы раз вы перерождались, и впредь будете выносить муки существования ещё дольше.
Остин Осман Спейр синтезировал ведьмовской, даосский, тантрический подходы в творчестве над уникальной и глубоко индивидуальной системой. Теоретически тем же самым должен заниматься любой хаос-маг; Спейр углублялся в такие мистические глубины, что любой высокогорный аскет позавидовал бы, – теоретически ещё «Liber Null» должен был помочь с этим путешествием. Но к моменту заключения Пакта что-то сломалось.
Спейру было более чем свойственно магическое мышление – вампиры, элементали, ламии, служебные духи наполняли его мир. Они могли сослужить ему службу (как сервиторы служат хаос-магам), но также имели собственное место во вселенной, а также могли быть и опасны. Вообще его взгляд можно назвать даже не магическим, а колдовским мышлением: он был ближе к дремучим, но улучшенным современными воззрениями суевериям ведьмовского шабаша, чем к воззрениям какого-нибудь «практика Высшей магии».
Для хаос-мага всё это неважно и либо не существует, либо несущественно – кроме случаев, когда может быть ситуативно полезно. Описанная Кеннетом Грантом ситуация, в которой Спейр взялся показать паре зевак от оккультизма атавистического элементаля (отчего один сошёл с ума, а второй помер – отличная байка), теоретически не могла бы произойти ни с одним хаос-магом: это был бы неэффективный приём с непонятным целеполаганием.
Впрочем, это теоретически. На практике же большинство хаотов (слава Эрис!) сохраняет и здоровый дух авантюризма, и мистическое любопытство, и азарт первооткрывательства – всё то, что должно соответствовать не букве хаотического Пакта, а самому духу хаосизма, который глупо было бы где-то записывать. Тем не менее буква и дух нередко конфликтуют.
Но даже если забыть о “двадцатилетних магических постмодернистах” (которых всё равно настигнут их Ангелы-Хранители, как бы глубоко в навоз гедонизма и нигилизма они ни зарылись), и у матёрых магов хаотический поток вызывает вопросы. В последние десять лет, в 2010‑х годах становятся слышны рассуждения о “постхаосизме» (Post Chaos Magic), который бы пересматривал обветшавшие догмы хаос-магии. Автором термина является Джейсон Миллер, и да, ему он тоже не нравится; но общие тенденции гораздо шире, чем устремления одного человека, что станет видно ниже.
Миллер критикует целый ряд хаос-магических подходов. Больше всего его возмущение связано с разработкой ещё Пакта – этой идеи Frater’а UD о четырёх моделях магии (спиритической, энергетической, психологической и информационной) и метамодели, которая должна объяснить, как они все работают. Точнее, он критикует не саму идею, а то, что, вопреки предостережениям автора, её стали понимать слишком буквально. Вместо того чтобы применять в разных ситуациях то или иное описание магии, некоторые хаоты стали считать метамодель не объяснением того, как работают другие модели магии, а объяснением работы самой магии.
В лучшем случае такой подход запутывает и ухудшает взаимопонимание. В худшем – приводит к необходимости попеременно верить сначала исключительно в спиритическое объяснение, потом – энергетическое и т.д. Вместо инструмента осмысления и обогащения собственного опыта метамодель превращается в многомерное Прокрустово ложе, в которое приходится постоянно укладываться в разных позах.
Миллер пишет, что ему доводилось видеть, как люди по-настоящему вредили себе попытками оставаться верными какой-то конкретной модели в неподходящих ситуациях. Но можно привести и пример нормального использования метамодели. Вот цитата из Дункана Барфорда, рассуждающего о функционировании сознания во время сна:
«Тибетская йога сновидений учит, что во время сна сознание покидает чувственный мир и попадает в ловушку кармической праны, энергии, возникающей в результате наших неумелых реакций на ситуации в прошлом, на которой сознание «съезжает» в нижние чакры. Если переформулировать это на языке западной психологии, то без стимулов из внешнего мира сознание начинает двигаться под воздействием условных рефлексов».
Критикуется им и распространённая мысль о том, что магия творится человеком, а духи, демоны и даже боги – лишь субпродукты “эффективных техник”. Он свидетельствует ряд случаев, в которых люди становились жертвами таких “субпродуктов”, – когда вызывали разом несовместимых духов, сталкивались с ощутимым негативным влиянием неизвестных им обрядовых обстоятельств, нечаянно оскверняли святыни, не понимая, что делают.
Хаос-магия нигде не постулирует “человеческую исключительность” в магическом мире, но подразумевает её как эдакую обыденную предпосылку XX века (ещё одна подробность, от которой Спейр, предпочитавший либо звериное, либо небесное, плевался бы). И это возвращает магию в обычный для неё конфликт объективности (независимости от человеческих воли и желания), который хаос-магия пыталась игнорировать или маскировать.
Кроме человеческой исключительности этому служил “Супермаркет Верований” – через хаос-магический упор на поп-культурных персонажей: разнообразные мистерии Скруджа Макдака, инвокацию Ленина и призывание агента Смита. Тут уже начинает казаться, что хаос-магию времён Пакта можно рассматривать как эффективный розыгрыш, в котором всё упомянутое успокаивает рационалистический нигилизм спасительной таблеткой юмора. Это ведь очень сильно облегчает вхождение в магию совсем уж не знакомых ни с чем людей: просто проделываешь некий смешной кунштюк, призываешь божественного кота на скейтборде, чтобы в пробку не попасть, – и вуаля, через полгодика-годик уже решаешь свои проблемы сигилками, а через пять лет вопроса о существовании и эффективности магического влияния и стоять не будет.
Возможно, это помогло привлечь в магию целые массы не готовых ни к чему большему людей, но породило проблему с созревшими хаос-магами, которые усомнились, что Супермен с Бэтменом подходят для магии так же, как Марс с Сатурном. Впрочем, это постхаотическое сомнение самой практики не разрушает: можно ведь и дальше призывать Скруджа Макдака, просто понимать, что его поведение и эффективность, поведение и эффективность Лакшми и, скажем, специально созданного для какой-то конкретной цели служебного духа будут разными. В конце концов, инвокация Дейла Купера, может, и не превратит вас в спецагента ФБР, но, выполненная должным образом, очков к харизме подкинет.
Постхаосизм как критика изначальных положений хаос-магии набирает обороты, но не кристаллизуется как учение – кажется, хаос-магия недостаточно монолитна, чтобы в ней мог произойти раскол. Сам Миллер от постхаосизма в результате отказался, а многие критики, обновляя хаосизм и превращая его как раз в постхаосизм, продолжают называть себя именно хаос-магами, а не постхаотами, например.
Автор уже упоминавшейся “Крови святых” Алан Чапман, несмотря на цитату “с постмодернистской магией покончено! Магия Хаоса, утверждающая “относительность” и “субъективность” истины, – пережиток…”, восхваляет её за “вдохновение западного оккультизма к новой жизни”, за спасение от “потери в усложнённой символике и устаревшей морали”, но при этом критикует за отсутствие «инициирующего знания» – то есть «учения, которое нельзя получить из книг, но нужно получать устно или лично, присутствующего во всех традиционных школах магии». Будучи эдаким хаос-телемитом, Чапман больше вкладывает в реформацию воззрений на хаосизм, чем в Телему.
“Если у западной эзотерической традиции есть подспудная система верований, то это анимизм. Наш мир, наша вселенная – в некотором смысле живое существо… Как бы вы ни представляли себе их «истинную» природу, магия требует плотного взаимодействия с фетишами, местами силы и пространствами беззакония вроде перекрёстков. При этом воззрения эти работают тем лучше, чем больше инициативы будет предоставлено объектам или сущностям за пределами нашего сознания, особенно живым системам… Для мага полезнее рассматривать их не как некие неосознаваемые маленькие водовороты в поле универсального сознания, а как «форпосты» духовного мира”.
Все эти примеры позволяют говорить о существовании ряда сподвижек, которые действительно можно назвать постхаосизмом, ведь они вступают в прямое противоречие с транслируемой изначально программой. Однако это не преодоление и “закрытие” проекта «хаос-магии», а его реформация и обновление в более свободном и глубоком виде, которые протекают скрытно, неочевидно.
Вообще подобное движение ассоциируется не с расколом внутри хаотической парадигмы, а с её переходом из мятежного детства в более прагматичную зрелость. Можно вечно радоваться смелому пренебрежению тем, что вчера все объявляли священным, но полезнее (ВНЕЗАПНО!) оказывается это “священное” знать и уметь, приспосабливая под себя полностью, а не только понравившимися кусками. Можно продавливать редукционный универсализм, всё без разбору гребя под одну гребёнку, – но полезнее всмотреться в уникальные отличия и каждое поставить себе на службу. Но такой подход хоть и называется провозглашающими его «всё ещё хаос-магией» – он уже достаточно далёк от того, что можно было услышать полвека назад.
А ещё он дарит надежду: хаос-магия оказалась достаточно живым и собранным течением, чтобы умами своих членов осознать свои слабые места и их руками начать плановую мистическую трансформацию. Hail Eris.
Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.