Административная комиссия что это
Административные комиссии: быть или не быть?
Хорьков В.Н., доцент кафедры теории и истории государства и права Российского государственного университета им. И. Канта, кандидат юридических наук.
В статье выявлены пробелы в законодательном регулировании деятельности административных комиссий, обоснована необходимость сохранения административных комиссий как полноценных субъектов административной юрисдикции.
Лакаев О.А. Виды коллегиальных органов административной юрисдикции по законодательству субъектов РФ // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 33.
Важной новеллой действующего КоАП РФ следует считать включение нового вида коллегиальных органов административной юрисдикции, а именно иных коллегиальных органов, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом законодатель не дает указаний органам законодательной власти субъектов на образование конкретных коллегиальных органов, оставляя право выбора формы коллегиальных органов за субъектами Федерации. Однако мы считаем, что одно ограничение на создание иных коллегиальных органов все-таки есть. В названии иных коллегиальных органов административной юрисдикции не должно присутствовать наименование «административные комиссии» или «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Закон Новгородской области от 11 августа 2008 г. N 362-ОЗ (с изм. и доп.) «Об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
Закон Воронежской области от 31 декабря 2003 г. N 74-ОЗ (с изм. и доп.) «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» // СПС «КонсультантПлюс».
Закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ (с изм. и доп.) «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» // СПС «КонсультантПлюс».
Закон Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» от 12 мая 2008 г. N 244 // СПС «КонсультантПлюс».
Положение об административно-технической инспекции (службе) Калининградской области, утвержденное Постановлением Правительства Калининградской области от 2 июня 2008 г. N 348 // СПС «КонсультантПлюс».
На наш взгляд, административные комиссии в муниципальных образованиях Калининградской области были ликвидированы за достаточно эффективные результаты в работе. Так, в 2007 г. административной комиссией при администрации городского округа «город Калининград» было наложено административных штрафов на сумму 4402900 руб. Постановлениями районных административных комиссий города Калининграда в 2007 г. было наложено административных штрафов на приличную сумму 9480800 руб.
Масленников М.Я. Обстоятельная концепция необходима каждому региональному закону об административной ответственности // Административное право и процесс. 2007. N 6. С. 5.
Необходимо отметить, что и позиция Верховного Суда РФ направлена на признание обязательности создания административных комиссий. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 64-Г08-6 прямо указано, что создание административных комиссий не может быть поставлено в зависимость от усмотрения субъекта Российской Федерации, поскольку это противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ // СПС «КонсультантПлюс».
Тем не менее на сегодняшний день проблема необоснованного упразднения административных комиссий весьма актуальна и требует своего решения.
В заключение отметим, что стихийному процессу ликвидации административных комиссий в некоторых субъектах Федерации могло бы воспрепятствовать принятие базового Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности административных комиссий». В предлагаемом Федеральном законе следует более четко прописать обязательность создания административных комиссий, определить их природу, установить виды административных комиссий.
Газета «Речь»
Шумел ночью, мешал соседям, припарковался на газоне… Нарушитель получает повестку на заседание административной комиссии. Что делать? На вопросы читателей «Речи» отвечает Анатолий Корюкин, председатель административной комиссии в Череповце.
Решение принимается коллегиально
— Анатолий Алексевич, начнем с простого. Что такое административная комиссия?
— Административная комиссия — это коллегиальный орган. Не один человек, не два, а несколько. В нашем случае это семь человек (в соответствии с законом области об административных комиссиях). В состав комиссии входят: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены комиссии. Комиссия как коллегиальный орган занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законом. А именно законом «Об административных правонарушениях в Вологодской области». Производство по делам комиссия осуществляет в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
— Председатель комиссии получает зарплату?
— Нет. Зарплату получают заместитель председателя и ответственный секретарь. Их зарплата финансируется из областного бюджета. Председатель и члены комиссии работают на общественных началах.
— Семь человек в комисси — это кто?
— В состав комиссии входят представители управления административных отношений мэрии, Центра комплексного обслуживания, УМВД России по г. Череповцу.
«Вы комиссия — вы и приезжайте»
— Ситуация. Владельцу гаража в гаражном кооперативе грозит штраф за мусор у гаража. На заседании он горячится: «Не буду платить штраф, я плачу взносы. Вы, комиссия, приезжайте и проведите расследование. Вы обязаны!» Он прав?
— Комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях. Дела поступают из отдела административной практики управления административных отношений мэрии, подразделений УМВД. Специалисты отдела наделены полномочиями выявлять нарушения, возбуждать дела об административных правонарушениях, проводить административное расследование. Допустим, нарушены правила благоустройства: машина припаркована на газоне, мусор на контейнерной площадке, надписи на фасаде. Специалист устанавливает, чья это территория: городская, частная, придомовая. Выясняет все обстоятельства дела. По итогам составляет протокол об административном правонарушении в отношении лица (физического, должностного, юридического). Протокол со всеми материалами передается в административную комиссию. И уже комиссия, получив комплект документов, оценивает нарушение с точки зрения закона и принимает решение.
— Сама комиссия выезжает на объект?
— Нет. Комиссия как суд: получила документы, рассмотрела, вынесла решение. Но если у комиссии в ходе рассмотрения дела возникают вопросы, она вправе затребовать документы. Допустим, сделать запрос в управление архитектуры, чтобы установить границы земельного участка. При необходимости — вызвать на заседание специалиста, который составил протокол, свидетелей.
— Другая ситуация. Газон у дома разъезжен, столбики ограждения вырваны, завезенный грунт смешан с грязью. Технику УК грозит штраф. Техник возмущается: «Жильцы виноваты, никак не договорятся, где парковка, где газон. Вы, комиссия, приезжайте и поговорите с жильцами». Поедете?
— Нет. Дом находится в управлении управляющей компании (УК). УК должна уметь разговаривать с жильцами. Ведь она взяла на себя обязанность по содержанию общего имущества дома, в том числе придомового земельного участка. Не предприняла меры — не поставила ограждения, газон разъезжен — ей и нести ответственность, в том числе платить штрафы.
Уведомлен — значит вооружен
— Человека вызвали на заседание административной комиссии. Он должен быть уведомлен надлежащим образом. Что это значит?
— Это повестка, которую человек получил на руки, расписался в получении. Это звонок из административной комиссии. Это СМС (сейчас суды используют эту практику). Все это надлежащая форма уведомления. Но зачастую бывает, что гражданин не получил конверт: отказался идти за корреспонденцией, живет не по адресу регистрации и т. д. Конверт возвращается с пометкой о том, что истек срок хранения (семь дней). Это также будет являться надлежащей формой уведомления о предстоящем заседании комиссии. Об этом говорит Пленум Верховного суда в своем постановлении № 5 от 24 марта 2005 года.
— Важно ли явиться на составление протокола — процедуру, которая предваряет заседание комиссии и уведомление о которой тоже есть в повестке?
— Важно. Рассмотрим конкретный случай. Человек получил повестку: машина припаркована на газоне. Но свою машину он продал полгода назад. Он — не собственник и платить штраф не должен. На составлении протокола он может проверить, его ли это машина. Если нет — принести договор купли-продажи. К слову, нередко бывает: продал машину другу, тот обещал снять ее с учета — и не сделал этого. Платить штрафы за нарушение ПДД, административные штрафы придется тому, кто продал авто. Или бегать везде доказывать: вот договор купли-продажи, я не собственник.
— Когда нужно уплатить штраф?
— Отсчет ведется с момента вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). Вначале дается 10 дней на обжалование решения комиссии в судебном порядке (право гражданина). Плюс 60 дней для добровольной уплаты. На 61-й день комиссия направляет дело судебным приставам для принудительного взыскания и вызывает правонарушителя для составления протокола за неуплату штрафа (ст. 20.25 КоАП), который потом направляет на рассмотрение в мировой суд.
Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления
Юридические науки
Похожие материалы
Современное российское законодательство предусматривает широкий спектр правовых механизмов воздействия на граждан и государственные органы. Суды, органы полиции являются далеко не единственными государственными структурами, наделенными определенными полномочиями. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к субъектам административной юрисдикции относит широкий спектр органов, в том числе административные комиссии.
Деятельность Административных комиссий муниципальных образований в России можно изучить, исследовав опыт административной комиссии при администрации муниципального образования одного из районов Республики Башкортостан. К примеру, согласно информации, предоставляемой официальным сайтом Администрации муниципального образования муниципальный район Илишевский район РБ, Илишевском районе РБ за 2014 отчетный год данной комиссией было рассмотрено всего 40 дел об административных правонарушениях, из них: 5 материалов возвращено для устранения недостатков, по 5 материалам прекращено производство, всего 32 физических лиц подвергнуты к наказанию на общую сумму 11800 рублей: по ст.6.3 «Нарушение правил благоустройства» рассмотрено 5 материалов и наложен штраф на сумму 2500 рублей, пост.7.3 «Нарушение порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных» рассмотрено 3 дела и наложен штраф на сумму 1100 рублей, по ст.13.7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с домашними животными» 1 материал, наложен штраф в размере 3000 рублей, по ст.13.8 «Семейно-бытовое дебоширство» рассмотрено 23 материала, наложен штраф на сумму 5200 рублей. За 5 месяцев 2015 года рассмотрено 70 административных материалов. Привлечены к административной ответственности 54 граждан, по 16 материалам производство прекращено. Штраф наложен на общую сумму 16800 рублей. Взысканные штрафы зачисляются в республиканский бюджет.
Непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан есть воплощение праворегулятивной функцией правовой культуры[5]. Сначала года административной комиссией рассмотрены 53 материала по ст.13.8 КоАП РБ «Семейно-бытовое дебоширство». К примеру, 22 июня 2015 года жительница муниципального образования в нетрезвом состоянии устроила скандал, выражалась нецензурной бранью, на замечания не реагировала, нарушила тишину и покой членов семьи. Совершив действия, посягающие на честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство), своими действиями гражданка совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 13.8 «Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях». По нашему мнению, не только правовые нормы, но и религиозные ценности должны иметь влияние на процедуру разрешения семейно- бытовых конфликтов[7]. В особо сложных случаях, следует привлекать к разрешению таких ситуаций медиаторов.
За истекший период 2015 года Административной комиссией было рассмотрено по 1 делу об административных правонарушениях касающихся благоустройства сельских поселений Игметовский и Яркеевский сельсовет по ч. 2, ст. 6.3 КоАП РБ. По результатам рассмотрения наложены взыскания в размере 500 руб.; 12 дел об административных правонарушениях касающихся нарушений порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных по ч. 1, ст 7.3 КоАп РБ, из них 7: Карабашевский сельсовет, 3: Андреевский сельсовет, по 1: Базитамакский и Ябалаковский сельсовет.
Благодаря деятельности административной комиссии оценивается эффективность российского законодательства в сфере хозяйственной деятельности[10]. В настоящий момент на рассмотрении административной комиссии находится 15 дел об административных правонарушениях касающихся нарушений порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных. Например, в производстве административной комиссии при Администрации муниципального района Илишевский район, находится дело, в отношении жителя муниципального образования, по которому на поле №6/3 засеянной озимой пшеницей СПК «Илеш» без присмотра в свободном выгуле находилось стадо овец, принадлежащее нарушителю. Тем самым, гражданин нарушил п. 13.3 раздела 13 Правила содержания домашних животных на территории сельского поселения Ябалаковский сельсовет. Исходя из характера повреждения посевов определили, что стадо овец паслось не менее десяти дней, до подмораживания почвы.
В соответствии со ч.3 ст.2 Закона Республики Башкортостан «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Башкортостан» от 30.05.2011 года №404-з порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных определяется органами местного самоуправления. Нарушив указанный порядок, своими действиями гражданин совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.3 «Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях» и вина его доказана, назначили административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Мы видим, что к проблемам в деятельности административных комиссий при администрациях муниципальных образований можно отнести следующие:
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Нормативное регламентирование
Административные комиссии только упоминаются в КоАП РФ. Определение их статуса, полномочий, численности отнесено к компетенции региональных органов власти.
Надо сказать, что организация комиссий выстроена по единому шаблону. Существенных отличий нет. Вначале принимается закон, затем постановление местного правительства, уточняющее и конкретизирующее положения закона. Чаще всего принимается и типовое положение об административной комиссии. На его основе создаются комиссии на самом низком уровне.
Цель создания
Орган создается для рассмотрения дел о нарушениях местного или регионального законодательства. Его полномочия очерчены ст. 22.1 КоАП. Если административная комиссия перестает действовать или реорганизуется, то полномочия передаются новым органам или суду. Под судом чаще подразумеваются мировые судьи.
В задачу комиссии не входит составление протокола и формирование дела. Этим занимаются иные лица, в частности, сотрудники полиции, уполномоченные представители иных органов. В задачи комиссии входит вынесение решений по представленным материалам. Ее деятельность правомерно сравнивать в определенной степени с деятельностью суда.
Границы компетенции
В законодательных актах регионов прописывается правило о создании не более чем одной комиссии в пределах района или города, в зависимости от того, о какой территориально-административной единице идет речь. То есть нельзя создавать одновременно два органа, обслуживающих одну территорию и с одинаковой компетенцией.
Относительно обслуживаемой территории: есть административные комиссии города, района (подразумевается и городской район). Если в пределах города или района действует несколько комиссий, пересечение сфер их компетенции не допускается.
Состав коллегиального органа
Каким образом формируется административная комиссия района? Чтобы принимать участие в деятельности обсуждаемого органа, необходимо достичь 18-летнего возраста. Включение в состав допускается при наличии письменного согласия человека. Такой юный возраст разрешен по причине того, что в состав входят не только должностные лица органов местной власти и депутаты. Принято приглашать для работы и представителей общественности.
Ее представителям нельзя иметь иностранного гражданства, вида на жительства или аналогичного документа, дающего право постоянного проживания на территории иностранного государства.
Состав коллегиальных структур не ограничивается только муниципальными или региональными государственными служащими. По согласованию с федеральными органами в комиссии могут включаться и их представители. Чиновники в комиссии по административным делам не могут составлять более половины от числа участников.
Дополнительные ограничения
В состав комиссии не могут приглашаться люди, имеющие судимость, которая не погашена. Введены ограничения в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными.
Возникновение данных обстоятельств в жизни членов административной комиссии препятствует их дальнейшему в ней нахождению.
Если государственный и муниципальный служащий отстраняется от исполнения должностных обязанностей или теряет свой статус, то же происходит с его участием в комиссии.
Состав комиссии
Согласно сложившейся практике, численность комиссии по административным правонарушениям составляет от 7 до 11 человек.
Руководит ею председатель, у него есть заместитель. На постоянной основе в состав вводится ответственный секретарь. Последнее должностное лицо присутствует не во всех регионах страны. Рассмотрим их роль в работе комиссии.
Чем занимается председатель:
В чем особенности статуса заместителя председателя:
В чем заключаются задачи ответственного секретаря:
На платной основе в деятельности органа участвуют председатель, его заместитель и служащий, выполняющий технические функции.
Права членов комиссии
Сейчас рассмотрим перечень прав членов комиссий:
В нормативных актах отдельных регионов прописывается пункт о процессуальной независимости членов комиссии. Председатель, его заместитель или служащие аппарата не вправе ее ограничивать каким-либо образом.
Права комиссии
Ниже рассмотрим права комиссии как коллегиального органа, единого целого:
Отметим, что комиссия обладает статусом юридического лица, имеет свою печать. Правительство региона или администрация (городская и муниципальная) обеспечивают материально-техническую базу и утверждают образцы бланков.
Регулирование процессуальной деятельности
В соответствующих нормативных актах в части описания процессуальной деятельности комиссии может делаться ссылка на КоАП.
В некоторых регионах практикуется установление запрета внесения норм процессуального характера в акты, регулирующие деятельность комиссии.
Особенности регионов
Описанная выше структура является примерной. Формулировки могут отличаться пространностью или краткостью, но их содержание значительно не отличается. Различаются полномочия заместителей комиссии, численность, организация технического аппарата.
Процесс рассмотрения
Процедура рассмотрения дел в комиссии организована так же, как и в других органах или судах:
Оно оформляется в виде постановления. Правомерность принятого решения зависит не только от правильности оценки собранных материалов, оценки законодательных норм, но и от того, имел ли место кворум комиссии – достаточно ли число членов для принятия решения.
Составление итогового документа
Постановление административной комиссии является завершающим документом по делу. Оно имеет примерно следующую структуру:
Комиссиям разрешено назначать наказания в виде штрафа или предупреждения. Применение иных мер считается нарушением. Если принято решение о штрафе, указываются реквизиты счета, на который должны зачисляться средства.
В заключение
Комиссию могут организовать в районе, в том числе и городском. Ее полномочия могут распространяться на весь город. Они ограничены в части назначения наказаний: вправе назначить предупреждение или штраф.
В состав включаются и чиновники, и представители общественности. Ко второй группе предъявляется ряд требований. Если впоследствии возникают препятствия для дальнейшего нахождения в комиссии, человека из ее состава исключают.
Административные комиссии в системе органов административной юрисдикции: правовой статус и проблемы повышения эффективности деятельности
Макарцев А.А., доцент кафедры конституционного и международного права юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук.
Федеральное законодательство ограничивается определением лишь места административных комиссий в системе органов административной юрисдикции. Уточнение их полномочий и организационной структуры происходит на региональном уровне. К сожалению, в настоящее время ни федеральное законодательство, ни законы субъектов РФ четко не определяют природу административных комиссий.
В КоАП РФ административные комиссии упоминаются лишь в ст. 22.1, согласно которой они являются одним из коллегиальных органов административной юрисдикции. При этом они не включены в перечень органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, и могут разрешать только дела о правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. В связи с этим законодательное регулирование деятельности административных комиссий в полном объеме отнесено к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Данное положение не противоречит ст. 72 Конституции РФ, которая закрепляет административное и административно-процессуальное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В развитие данного конституционного положения в п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вопросы установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта.
Федеральное законодательство ограничивается определением лишь места административных комиссий в системе органов административной юрисдикции. Уточнение их полномочий и организационной структуры происходит на региональном уровне. К сожалению, в настоящее время ни федеральное законодательство, ни законы субъектов РФ четко не определяют природу административных комиссий.
Российская газета. 2007. 8 декабря.
Только недавно в региональное административное законодательство стали вноситься изменения, конкретизирующие статус административных комиссий как государственных органов субъектов РФ. Так, в начале 2008 г. из Закона Новосибирской области «Об административных комиссиях в Новосибирской области» было исключено положение, касающееся полномочия глав муниципальных образований по принятию положений об административных комиссиях соответствующего вида. В настоящее время они утверждаются губернатором Новосибирской области. Это уменьшило возможность влияния органов местного самоуправления на деятельность административных комиссий и конкретизировало их статус как государственных органов субъекта Федерации.
Закон Новосибирской области от 28 марта 2008 г. «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административных комиссиях в Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2008. N 64.
В настоящее время порядок и условия участия органов местного самоуправления в выполнении мероприятий по организации деятельности административных комиссий определяются законами и решениями высших должностных лиц субъектов РФ. Статья 9 Закона Ярославской области «Об административных комиссиях в Ярославской области» закрепляет, что администрация Ярославской области может привлекать органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов Ярославской области к выполнению мероприятий по организации деятельности административных комиссий на основании заключаемых с ними договоров. При этом необходимо отметить, что органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится и работает административная комиссия, продолжают играть важную роль в процессе их формирования и деятельности. Так, в Новосибирской области представление на имя высшего должностного лица субъекта о составе административной комиссии, создаваемой в муниципальном образовании, делает администрация муниципального образования.
Определения административных комиссий, закрепленные в законах субъектов РФ, условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся определения, в которых находит отражение коллегиальный характер данных органов и определяется сфера их деятельности. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Владимирской области «Об административных комиссиях» административные комиссии являются коллегиальными органами, наделенными полномочиями в сфере административного права. Во вторую группу входят определения, в которых уточняется характер подведомственности дел, рассматриваемых административными комиссиями, и уровень их правового регулирования. Закон Новосибирской области «Об административных комиссиях в Новосибирской области» определяет их как постоянно действующие коллегиальные органы, образуемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Новосибирской области».
Совокупность административных комиссий, находящихся на территории субъекта РФ, составляет их систему. В большинстве субъектов РФ система административных комиссий ограничивается комиссиями муниципальных образований или районов крупных городов. В ст. 2 Закона Тюменской области «Об административных комиссиях в Тюменской области» закрепляется, что административная комиссия создается в городах, районах и крупных населенных пунктах. В крупных городах административные комиссии создаются в городских районах. Например, в г. Новосибирске функционируют административные комиссии районов города. В Новосибирской и Смоленской областях предусмотрено создание административных комиссий регионального уровня. К компетенции административной комиссии Новосибирской области относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, касающихся незаконных действий по отношению к символам области и муниципальных образований, незаконного ношения наград области, невыполнения законных требований главы администрации Новосибирской области.
Административные комиссии городских и сельских поселений Новосибирской области, административные комиссии городских округов Новосибирской области (за исключением административной комиссии г. Новосибирска), административные комиссии районов г. Новосибирска можно отнести к административным комиссиям общей компетенции. В отличие от государственных контрольно-надзорных органов, сочетающих в себе надзорные и юрисдикционные полномочия, указанные административные комиссии являются коллегиальными органами, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
К административным комиссиям смешанной компетенции в Новосибирской области относятся комиссии муниципальных районов Новосибирской области и административная комиссия г. Новосибирска. Помимо осуществления основного полномочия (рассмотрение дел об административных правонарушениях) комиссии, входящие в эту группу, осуществляют координацию и методическое руководство деятельностью административных комиссий общей компетенции.
Особое место в группе административных комиссий смешанной компетенции занимает административная комиссия Новосибирской области, которая осуществляет методическое руководство и координацию деятельности не только части административных комиссий общей компетенции (административных комиссий городских округов), но и административных комиссий смешанной компетенции (административные комиссии муниципальных районов и г. Новосибирска). Именно административная комиссия Новосибирской области проводит аналитические исследования по работе административных комиссий области, пытается проводить обобщение их практики.
Законодательство субъектов РФ предусматривает несколько органов, обладающих контрольными полномочиями по отношению к административным комиссиям. В ряде субъектов РФ контрольные функции в отношении административных комиссий принадлежат высшим должным лицам субъектов РФ, к компетенции которых относится формирование административных комиссий. Так, в соответствии со ст. 10 Закона Ярославской области «Об административных комиссиях в Ярославской области» контроль за деятельностью административных комиссий осуществляет исполнительный орган государственной власти Ярославской области, уполномоченный губернатором. Законодательство других субъектов расширяет перечень органов публичной власти, которые осуществляют контроль за деятельностью административных комиссий. Статья 4 Закона Амурской области «Об административных комиссиях в Амурской области» закрепляет, что контроль за деятельностью административных комиссий осуществляется главой муниципального образования (главой местной администрации), областным Советом народных депутатов и администрацией области в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и области.
В соответствии с законодательством субъектов РФ исполнительные органы государственной власти субъектов РФ занимают центральное место в осуществлении контроля за деятельностью комиссий. Это определяется несколькими причинами. Во-первых, административные комиссии формируются высшим должностным лицом субъекта и должны ему подчиняться. Во-вторых, система административных комиссий субъекта не обладает такой чертой как соподчиненность ее элементов. Исключение, как уже говорилось выше, составляют административные комиссии муниципальных районов и крупных городов, которые контролируют нижестоящие комиссии. В большинстве случаев нижестоящие комиссии не подчиняются вышестоящим, но все комиссии подконтрольны исполнительной власти субъекта Федерации.
Постановление от 18 сентября 2008 г. «Об административно-правовом департаменте Ямало-Ненецкого автономного округа» // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Министерства государственно-правового развития Омской области от 25 декабря 2007 г «Об утверждении Положения о департаменте организации деятельности административных комиссий Министерства государственно-правового развития Омской области» // СПС «КонсультантПлюс».
Довольно ограниченные полномочия по отношению к административным комиссиям у государственно-правового департамента администрации Новосибирской области. В соответствии с Положением о государственно-правовом департаменте он осуществляет организационное, документационное и правовое обеспечение работы лишь административной комиссии Новосибирской области. Несмотря на то что именно глава администрации формирует административные комиссии, контрольных полномочий по отношению к иным административным комиссиям Новосибирской области у департамента нет.
Положение о государственно-правовом департаменте, утвержденное Постановлением губернатора Новосибирской области от 18 апреля 2005 г. // СПС «КонсультантПлюс».
Обобщение и анализ практики по разрешению административных дел, регулярно осуществляемые административной комиссией Новосибирской области, говорят о недостаточно эффективной реализации административными комиссиями, находящимися на территории субъекта, своих полномочий. Этот вывод подтверждается очень высоким процентом прекращенных дел об административных правонарушениях.
Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999. С. 97.
Статистические данные показывают повышение роли административных комиссий в разрешении дел об административных правонарушениях. Развитию этой тенденции будет способствовать и окончательное отнесение их к государственным органам субъектов РФ. В связи с этим необходимо на федеральном уровне закрепить исчерпывающий перечень возможностей органов местного самоуправления участвовать в процессе формирования административных комиссий.
Высокие штрафы, налагаемые за совершение административных правонарушений, предусмотренных региональным законодательством, делает необходимым повышение профессионального уровня членов административных комиссий. В качестве требования к членам административных комиссий было бы логичным закрепление необходимости иметь высшее образование. Но это предложение невозможно реализовать на практике в силу объективных причин: в сельской местности, где создается большинство административных комиссий, большая часть населения имеет среднее или среднее профессиональное образование. Выходом может быть периодическое проведение по инициативе законодательных или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для членов административных комиссий курсов повышения квалификации.
С целью повышения эффективности работы административных комиссий необходимо обязать органы исполнительной власти субъектов РФ проводить обобщение практики по разрешению административных споров. Аналогичная работа также должна проводиться на уровне федеральных округов.