Административный диктант что это
Административный контрольный диктант по русскому языку (I полугодие 2021-2022 уч. год) 4 класс
Административный контрольный диктант по русскому языку (I полугодие 2021-2022 уч. год) 4 класс
Просмотр содержимого документа
«Административный контрольный диктант по русскому языку (I полугодие 2021-2022 уч. год) 4 класс»
Административный контрольный диктант по русскому языку
(I полугодие 2021-2022 уч. год) 4 класс
Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.
I вариант: пятое предложение разберите по членам и укажите все части речи
II вариант: шестое предложение разберите по членам и укажите все части речи
Разобрать слова по составу:
I вариант II вариант
Выпишите четыре имени существительных в единственном числе, укажите род, склонение и падеж.
Выбери только те действия, которые необходимы при разборе слов по составу,
пронумеруй их по порядку и дополни свои действия, если их не хватает.
____________Выделить окончание.
____________Изменить форму слова.
____________Выделить основу.
____________Определить часть речи.
____________Выделить приставки и суффиксы.
____________Подобрать однокоренные слова.
____________Определить падеж существительного.
Виды диктантов на уроке русского языка
На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.
Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.
Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н, тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят, от шесть десятков – шестьдесят и т.д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард.
Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.
Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.
Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.
Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.
Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.
Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.
Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Время свободного диктанта – до 10 минут.
Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.
Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Варианты контрольных диктантов по теме «Имя числительное»
Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.
В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.
(По материалам «100 великих чудес природы)
(120 слов)
(По материалам «100 великих чудес природы»)
(112 слов)
Байкал по праву считается одним из самых удивительных озер нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно каменистое дно. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.
На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.
(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)
Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма – для жителей этой страны еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяноста километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча семьсот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной двести двадцать метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч пятисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.
(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)
Пока изучаются числительные, можно предложить детям завести Книгу самых интересных фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В нашей жизни столько всего интересного и непознанного, что такая работа будет полезна и детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и воспитания любознательности, отрабатываются орфографические и орфоэпические нормы правописания и произношения числительных, и, как мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати, многие примеры этого материала взяты именно из детских книг рекордов.
Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»
Задание. Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните.
– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.
2 или 3 молодых человека полюбопытствовали посм_треть, каков я, когда сплю; они взобрались на пово_ку и т_хонько подкрались к моему л_цу. Тут один из них, гвардейский офицер, засунул мне в левую н_здрю острие своей пики; оно защ_котало, как солом_нка, и я громко чихнул. Испуганные храбрецы мгнове_о скрылись, и только через 3 недели я узнал причину моего внезапного пробуждения. Весь остаток дня мы провели в дорог_; ночью распол_жились на отдых, и подле меня было поставлено на страже по 500 гвардейцев с об_их сторон. С восходом со_нца мы снова трогались в путь.
Когда мы находились в 200 ярдах от городских ворот, навстречу нам вышли император и весь его двор. Высшие сановники решительно воспр_тивились намерению его величества подняться на мое тело, боясь подвергнуть опас_ности его особу.
В один сундук я сл_жил все с_естные пр_пасы: 4 меш_чка риса, мешок сухарей, 3 круга голлан_ского сыру, 5 кусков вяленой к_злятины, служившей нам на корабле главной м_сной пищ_й. Кроме того, я наш_л несколько ящиков вина и до 6 галлонов рисовой водки, пр_надлежавших нашему капитану.
В каюте я наш_л 2 хороших охотнич_их руж_я, 2 пистолета, которые я ул_жил на плоту вместе с пороховниц_й, меш_чком дроби и 2 старыми, заржавленными шпагами. Я знал, что на к_рабле было 3 б_чонка с порохом, но не знал, где они хр_нятся. Однако после тщательных поисков все 3 б_чонка нашлись. Один ок_зался подмоченным, а 2 были сухи_.
После осмотра острова, возвр_щаясь в свою пещеру, я подстр_лил одну птицу. Я думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких м_стах. Не успел я выстр_лить, как над лесом взвились тысячи птиц. Каждая кр_чала на свой лад, но ни один из этих криков не пох_дил на крики знакомых мне птиц.
Тексты взяты из следующих произведений:
Р.Стивенсон. Остров сокровищ;
Д.Свифт. Путешествие Гулливера;
Административная контрольная работа по русскому языку
У Ани живет кот Мурзик. Он весь белый. На лапах темные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть.
Слова для справок: на лапах.
Административная контрольная работа по русскому языку
Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит их мать. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?
Слова для справок: чудесно, звонко, принесла.
Задание: 1) В 5 предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2) Слова длинные, мальчики, ландыши разделить для переноса.
Административная контрольная работа по русскому языку
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова для справок: скоро, ловко, домишко.
Задание: 1) разобрать по составу слова: соседний, ежик, ягоды.
2) В 4 предложении подчеркнуть главные члены предложения и выписать словосочетания.
Административная контрольная работа по русскому языку
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова для справок: скоро, ловко, домишко.
Задание: 1) разобрать по составу слова: соседний, ежик, ягоды.
2) В 4 предложении подчеркнуть главные члены предложения и выписать словосочетания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1128610
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая разработка «Виды диктантов»
По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Но такое деление условно, так как и контрольный диктант содержит в себе обучающие элементы.
По характеру операций учащиеся с диктуемым материалом различают: выборочные, свободные и творческие.
Пример организации работы по проведению предупредительного
Дети ходили к реке ловить раков
Учитель читает предложение, после прочтения задает вопросы: о ком говорится в предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово ходили? (В этом слове после буквы х напишем букву о, так как в проверочном слове (ходит) ясно слышится о).
Как напишем к реке ? К слову ловить подобрать проверочное слово. Далее сам учитель поясняет написание слова раков. После такого разбора учащиеся под диктовку записывают предложение в тетрадях.
Предупредительный диктант имеет свои недостатки:
1) после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;
2) при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.
Различают 2 вида предупредительных диктантов: зрительные предупредительные
(разбираемый текст учащиеся видят на доске или в книгах; используется в основном в 1 классе) и слуховые предупредительные (объяснение написания орфограмм ведутся устно: 2-3 кл.) Для этого вида диктанта можно использовать тексты по всем изученным орфограммам.
При его проведении ученики дают необходимое пояснение непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированию начинается на уроках обучения грамоте.
Так, диктуется слово Борис. Один ученик комментирует написание слова, а все записывают его.
Имя человека начинаем писать с заглавной буквы. Пишу слияние Бо с гласным о, пишу слияние ри с гласным и, пишу согласный с. Ставлю знак ( / ) на втором слоге. Под безударной гласной о в первом слоге ставлю точку.
Пример на предложении: Один раз в школе я увидела Люсю Завьялову.(3класс)
В нём сначала запись диктуемого, а потом даётся объяснение. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении пройденного.
По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Может быть либо зрительным, либо слуховым.
Возможно сочетание предупредительного с объяснительным (применяется как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).
Разновидность объяснительного диктанта. Предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
Преимущество этой разновидности объяснительного диктанта – возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной.
Сильные стороны этого вида диктанта:
1) диктант рассчитывается на сознательное письмо учащегося, дети сами учатся находить требуемые орфограммы;
2) повышается активность учащихся; причём, если при объяснительном диктанте в его обычной форме активизирование идёт от учителя, то здесь – активное начало привносится самими учениками;
3) диктант требует от детей большого напряжения и внимания, так как на каждый задаваемый вопрос учитель (или вызванный ученик) отвечает лишь один раз;
4) почти полностью изживается подсказки и списывание: все сомнительные написания можно спросить у учителя.
1) трудность выявления учителем некоторых типов ошибок. Нельзя объяснить ошибку в том случае, если у ученика не возникло сомнения и он внёс исправление после ответа учителя на вопрос другого ученика (например: рожь- м. б. уст. Учеником после ответа учителя);
2) не отражает фактического уровня знаний учеников.
Целесообразно проводить после изучения нового материала наряду с предупредительным диктантом. Уместно проводить в начале года при повторении изученного в предыдущем классе.
В начальных классах на этот диктант обычно отводится часть урока.
Диктант с обоснованием
Разновидность объяснительного диктанта. Ученик сначала дает письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает диктуемое слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.
Письменные работы с обоснованием целесообразно предлагать детям со II класса, с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением».
С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении тем «Звонкие и глухие», «Непроверяемые согласные», «Проверяемые имена существительные с шипящими согласными на конце» и т.д.
Учитель диктует слова: земля, солнце, шубка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:
земли-земля, солнышко-солнце, шуба-шубка
Все мотивируемые написания должны быть подчеркнуты.
По мере изучения грамматического материала работа усложняется. Так, при изучении темы «Глагол» учитель во время диктанта дает классу задание: обосновать написание безударных личных окончаний глаголов.
Мир строит, а война разрушает.
В тетрадях учеников должна получиться запись: мир( II спр., 3 лицо, ед.ч.) строит; война (I спр., З лицо, ед.ч.) разрушает.
Обоснование может быть не только письменным, но и устным.
Ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Записываются чаще всего отдельные слова.
Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах.
Запись диктуемого текста, при котором учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Он способствует выработке навыка запоминания диктуемого. Воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
При свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными словами.
Такой диктант служит обогащению слов уч-ся и помогает овладению строем литературной речи.
Имеет большую ценность для развития речи, представляет собой работу, переходную от диктанта к изложению.
Усложнить свободный диктант, приблизить его к изложению, можно в нескольких направлениях.
Прежде всего можно увеличивать размер тех частей, на которые делится диктуемый текст. Необходимо начинать с разбивания текста на небольшие части, состоящие из двух – трёх коротких предложений и затем постепенно увеличивать размер этих частей.
При свободной записи диктуемого текста помогает план его отдельных частей, записанный на доске.
Заголовки плана могут быть коллективно составлены к каждой части при разборе содержания текста.
Чтобы учащимся легче было пользоваться трудными словами, полезно распределить их на доске по группам, обозначить каждую группу цифрой, показывающей в какую по счёту часть текста входят эти слова. Запись слов на доске лучше сделать заранее, чтобы не отвлекать учащихся в процессе проведения диктанта.
Методика проведения этого диктанта:
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последней части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущие.
Обучающие Контрольные
Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный
Диктант и его виды
Обучающий Контрольный
Предупредительный Объяснительный Творческий Свободный Словарный Выборочный
Зрительный ( I класс) «Проверь себя» по опорным словос-м «Кто больше» молчанка
Слуховой ( III класс) С обоснованием с заменой гр. орфог-м
с классификацией
Подготовленный с внесением изменений в текст
Комментированный по аналогии самодиктант
Весь день дул сильный ветер. Но вот повалил снег. Он укрыл землю.
Зимой на вершине ели лежала большая шапка снега.
В период обучения грамоте Лариса: Имя девочки надо написать с большой буквы, пишу слияние Ла с заглавной буквы с гласной а, пишу слияние ри — с гласной и, пишу слияние са с гласной а Лариса. Ставлю знак ударения на втором слоге, под безударной а в первом слоге ставлю (ударение)
2 класс. Красив русский лес зимой.
В конце предложения ставлю (.), т.к. оно повествовательное.
на ветке (1 скл. П.п.) сирени(3 скл. 1п.) мышь, дочь, (ж. р.), не тонет (не с глаголами), Казань (название города).
а) По опорным словам:
ночью, вьюга, птичьи, волчьи, лисьи, заячьи следы, ружье; тема: на охоту
в) Вставка «Кто как зиму проводит»
Сначала проводится как выборочный, а затем надо восстановить текст диктанта по данным словам.
Клюква вырастает в болотах. Ее собирают осенью. Клюкву называют лекарством от всех болезней.
вырастает, собирают, называют.
Цель: совершенствование памяти.
Диктуется цепочка из 3-х слов, пауза (чтобы можно было записать).
Побеждает тот, кто все правильно запишет (тетрадь кандидата просмотрит учитель)
родной, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит, огурец, герой, летит; молоток, лесной, капуста
(проверка по образцу на доске)
Лучше по темам: капуста картофель, помидоры; молоток, топор, пила.
2) Подбери с противоположным написанием
а) по типам склонения: огурец, капуста, метель, город, улица, октябренок, картофель.
Выписать слова с жи- ши.
У Славы жил кот. Он любил спать у печи. Пушистым хвостом закрывал кот лапки. Наступила зима. Кот стал мерзнуть. Слава сшил для кота широкий коврик.
Заключается в том, что диктуемый текст не связный, а отдельные слова. Ими могут быть словарные слова или трудные, т.е. слова с неправильными написаниями или слова с проверяемыми гласными или согласными в корне.
каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят, сзади, еще.
Такие диктанты обычно не требуют большого количества времени, всего 5-10 минут. Они обычно проводятся в начале урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер.
Учитель диктует отдельные слова ученики пишут, затем проверяют написание по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы (сигн.).
Полезен и такой диктант («немой»): учитель не произносит слов, а показывает соответствующий рисунок, а дети сразу же пишут, либо предварительно показывает карточку с нужной буквой, а затем пишут. Словарный диктант не должен быть большим по количеству состоящих его слов (10-15 слов).
В словарном диктанте можно использовать загадки. Например:
Живет под крылечком
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно Выслушивать изволь:
Я, всех вас допеку-у-у-! Уснули дети, свет потух. Молчи, горластенький.
(хорошо зачитывать по 3 слова)
Учитель зачитывает несколько слов, дети должны запомнить эти слова и, воспринимая их на слух, записать.
Перед чтением диктанта учитель ставит цель: внимательно его слушать, запомнить слова и записать их.
Выигрывает тот, кто правильно запишет все продиктованные слова.
1 класс тема: ь в середине слова
учительница, мальчик, фильм
тема: правописание ча- ща-
чашка, чаща, роща, пища
2 класс тема: ъ (разделительный)
подъезд, разъезд, объявление.
тема: правописание звонких и глухих согласных
нож, рукав, дуб, серп.
3 класс тема: правописание безударных гласных
крепыш, варенье, укрепить, отварить.
Работа, состоящая в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетради.
Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст предварительно подвергая его изменениям.
Различают несколько видов творческого диктанта.
1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.
Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание.
Пример: В III классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространите предложение второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.
Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство ото всех болезней.
2. Творческий диктант с изменением слов. Т. е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в которых употреблены глаголы 1 лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2 лица.
Что посею, то и пожну.
Что посеешь, то и пожнёшь
Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографические лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.
3. Составление предложений по опорным словам.
Учитель записывает на доске опорные слова, а дети составляют предложения по этим словам. Этот вид диктанта развивает у учащихся мышление, пополняет их словарный запас.
Белочка прячется. Медведь спит. Стриж и сыч улетели
Диктант по аналогии
Учитель диктует свой текст по предложению, а дети, сравнивая, записывают переработанный текст по своей теме, иллюстрации.
Такой творческий диктант примыкает к работе по развитию речи, он требует от детей активного отношения к тексту или же состояния своего текста
Наступила долгожданная зима. Пушистый снег покрыл деревья, землю. Люди радуются снегу. Ребятишки зимой любят кататься на санках, лыжах. Все рады белоснежной красавице.
Наступило долгожданное лето. Деревья и кустарники оделись в зеленый наряд. Люди радуются молодой травке, душистым цветам. Ребята целыми днями пропадают на речке. Они любят ловить рыбу, купаться, загорать. Хорошо в эту летнюю пору!
Является одним из видов творческого диктанта. Диктант проводится после коллективного обсуждения и составления предложений; выбирается лучшее предложение и затем записывается.
Вначале нужно выбрать тему, которая запишется на доске. Здесь же записываются вопросы, на которые учащиеся отвечают. Вопросы служат, непосредственно опорой для составления текста.
Данный вид диктанта является подготовкой к написанию сочинения.
Диктант способствует развитию речи, логическому мышлению, памяти.
а) с помощью картинок
б) с помощью карточек, на которых написано слово с пропущенной буквой.
3) С классификацией слов по группам, распред-й.
4) Написать слова с противоположным написанием (в 3 кл.).
5) Самодиктант (проверяем с помощью индивидуальных словариков, самопроверка, взаимопроверка, самооценка).
6) «По следам моих ошибок» (после контрольных работ, проверки домашней, классной работы). Значение — контроль.
8) Диктант с помощью загадок.
1в. На одной стороне написаны слова с пропущенными буквами, с другой стороны — полностью слова.
2в. На одной стороне ничего не пишем, с другой стороны пишем несколько словарных слов.
Эти карточки раздают тем учащимся, которые допускают ошибки. Дают той стороной, в которой пропущенные буквы или чистой. (Кто сколько раз смотрел?)
10) С помощью кроссвордов (загадываются загадки).
11) «Не порви цепочку»
Вы сами будете диктовать слова (5 сл.)
Берёза – арбуз – завод – дятел – лопата
лепесток белеть длинный вверх
стебель желтеть круглый сбоку
середина расти нежный
листья тянуться тонкий
Сегодня будем составлять текст сами. Кто может дополнить этот словарь своими словами?
ночью, вьюга, птичьи, заячьи, лисьи, собачье, чутье.
Диктант шагами
Применяется в I классе, когда дети не умеют писать.
Маленький шаг – слог, большой шаг – между словами (система Зайцева).
Письменные работы на уроке. Объём письменных работ. I кл. – 25-35 слов, II кл. – 35-55 слов, III кл. – 50-70 слов.
Самостоятельная работа по русскому языку на уроке: I кл. – 5-10 мин, II кл. – 10-13 мин, III кл. – 15-20 мин.
Критерии оценки классных и домашних работ
Нет ошибок. Допускается недочёт граф-го характера
1-2 ошибки, 1 исправление.
3 ошибка, 1 исправление.
2 ошибки и 1 испр-е
2 ошибки и 1 испр-е
4 ошибки и 1-2 испр-е
3 ошибки и 1-2 испр-е
3 ошибки и 1-2 испр-е
больше, чем для выставления оценки «2»
Творческие работы обучающего характера проводятся примерно 1 раз в 10-12 дней (изложения, сочинения).
Требования к выставлению оценок по русскому языку
I . Объём контрольного диктанта.
1 класс: 2-3 буквы, 2-3 слога или предложение из 2-3 слов; в конце года текст из 15 слов.
Требования к контрольным работам
1. Не менее 60% слов с орфограммами, записать на доске слова на неизученные правила.
2. Не более 3-х грамматических заданий.
3. Время: 1 класс – 25 минут, 2 класс – 28 минут, 3 класс – 30 минут.
4. В I классе: в феврале проводя диктант чётко проговаривать слова по слогам; в конце года – литературное произношение.
5. Оценки ставятся две (дробью): за диктант и грамматическое задание.
не более 2 орф-й ошибки или 1-2 пункт-х, 1 испр-е
от 3 до 5 ошибок или 3/2-3, 4/2, 5/1, небрежно
За ошибку не считать:
а) ошибки на те разделы, которые в данном классе не изучались ещё;
в) единичный случай замены одного слова другим;
г) отрыв корневой согласной при переносе.
1) 2 исправления орфографического или фонетико-графического характера;
2) 2 однотипные ошибки;
3) Повторение ошибок в одном и том же слове;
4) Две негрубые ошибки.
Негрубые: повторение одной и той же буквы в слове; при переносе забыта часть слова; дважды написано слово.
Объём словарного диктанта.
1 класс- 7-8 слов; 2 класс – 8-10 слов, 3 класс – 10-12 слов, 4 класс – 12-15 слов.
Нормы оценок за словарный диктант:
Виды письменных работ
Виды контрольных работ
Диктант с грам-м заданием
Списывание с текста
За грамматическое задание:
Виды и приёмы работ по орфографии
1. Грамматико – орфографический анализ или разбор. Такой разбор нужен для того, чтобы выработать для учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаружить сомнительные написания. Найти в предложении или связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить к какому разряду явлений относится данное явление.
Используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктантах и т.п. Можно сопр-ть предварительным и посл. разбором текста, который приходится писать.
Может протекать в двух формах: либо разбирается текст, нах-ся перед глазами учащихся, либо – по слуху, с голоса учителя.
В целях активизации часто используются карточки.
Списывание: 1) текстуальное (дословное),
3) осложнённое грамматическими задачами
В первом классе необходимо дословное списывание.
Затем усложняется: слова списываются в порядке картинок, восстанавливается деформированный текст или предложение, подчёркиваются отдельные буквы и т.д.
Из грамматико – орфографических заданий при списывании применяются: подчёркивание нужной буквы или сочетаний букв, определение части речи или её форм.
При проведении списывания, как орфографического упражнения необходимо соблюдать известные условия:
1) даётся доступный для понимания детей и интересный для них материал (предварительно проводится грамматико – орфографический разбор);
2) необходимо учить детей технике списывания с книги или с доски.
Может сопровождаться классификационной работой: в один столбик – сущ. 3 скл. С ь после шипящих на конце, а в другой – сущ. м.р. 2 скл.
Письмо по памяти применяется при обычном списывании.
2. Усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями.
1) внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2) справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3) прочитайте слово по слогам и запишите его;
4) подчеркните ту часть, которую стараетесь запомнить;
5) проверьте по словарю, правильно ли записали слово, произнося его по слогам;
6) подберите несколько родственных слов и запишите слов 2-3 раза.
Количество контрольных работ в течение каждой четверти должно быть примерно следующим:
Виды контрольных работ
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
в) контрольное изложение
г) практические работы
а) контрольный диктант
б) контрольное списывание
в) контрольное изложение
г) диктант/практическая работа
ПРИМЕЧАНИЕ: сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Объём диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
1 класс (в конце года) – текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.
Во 2, 3, 4 классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким:
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты для диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктант слова, правописание которых правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные) описательного характера, близкие по тематике и понятные по лексике младшим школьникам. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текстов охватывает правила правописания, изученные не только за истёкшую четверть, но и те, которые изучены в предыдущих классах.
Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений (заданий должно быть не более 4-х видов, а грамматических разборов не более 2-х видов).
Два задания обязательны для всего класса. Они отражают минимум требований к знаниям и умениям по русскому языку на данном этапе обучения.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительные 3 задания повышенной трудности, требующие языкового развития. Смекалки и эрудиции:
1) подобрать однокоренные слова, обозначающие значение сложного слова (два – три примера);
2) к данным словам подобрать близкие или противоположные по значению (два – три примера);
3) составить несколько (два – три) словосочетаний с одними словом, употребив его в разных значениях (слова для справок: золото, дерево, коса, железо).
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задание. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
— за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочёта
— отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу
— за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочётов
— не более 2 ошибок или 4 недочётов
— не более 6 ошибок или 10 недочётов
— не более 5 ошибок или не более 8 недочётов
— более 6 ошибок или 10 недочётов
— более 5 ошибок или более 8 недочётов
Критерии оценок за выполнение грамматических заданий
В 4 классе в конце учебного года рекомендуется провести диктант (1 урок) и проверочные задания (1 урок).
Итоговый диктант с грамматическими заданиями рекомендуется проводить в мае.
На выходе из начальной школы в качестве диктанта предлагается связный текст, который включает предложения из 3-8 слов, различные по целям высказывания и интонации, с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Орфография текста отражает основные правила правописания. Изученные в 1-4 классах, а также слова с непроверяемыми написаниями. Объём диктанта – 84 слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ, КАК ДИКТАНТ – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Наряду с этим проверяются: умение списывать с печатного текста, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольного списывания предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинаниями.
К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.
Критерии оценок за контрольное списывание:
В связи с тем, что новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, реализации принципов развития речи, в начальной школе рекомендуется проводить творческие работы в виде сочинения и изложения только как обучающие. Причём объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Изложение (обучающее) проверяет формирование навыков письменной речи: умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Поскольку навык письменной речи школьников только складывается, данный вид работы имеет больше обучающий, чем контролирующий характер.
Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.д. в 3 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
Примерный объём сочинения:
3 класс – от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60 слов);
4 класс – от 0,5 до 1 страницы; 11-12 предложений (70-80 слов).
При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
При проверке творческих работ во 2-3 классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В 4 классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность. Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценки диктанта. При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
— несоответствие темы, искажение содержания исходного текста (изложения);
— внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
— неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.