Адмиралтейская игла что это значит у пушкина
«Адмиралтейская игла»
Июн 18
«Адмиралтейская игла»
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…».
А.С. Пушкин «Медный всадник»
23. Вид с Дворцовой площади на Адмиралтейство. 1820-е гг. Раскрашенная литография.
24. Группы нимф, несущих небесную и земную сферы после реставрации 2013 г. Фото: Н.В. Лобанова.
25. Центральная башня Адмиралтейства после реставрации 2013 г. Фото: Н.П. Лобанова.
«Адмиралтейской иглой» вслед за А.С. Пушкиным называют жители и гости Петербурга один из главных символов города – золочёный шпиль с парусным корабликом – флюгером на башне Адмиралтейства. Почти сразу после основания новой столицы по указу Петра в 1705 г. на левом берегу Невы было возведено первое здание Адмиралтейства, задуманное как верфь и крепость. С тех пор оно неоднократно перестраивалось. Последняя реконструкция здания проводилась в царствование Александра I по проекту «Главных Адмиралтейств архитектора» А.Д. Захарова. Весной 1806 г. под его наблюдением начались строительные работы. В 1809 г. приступили к реконструкции главной башни и отделке фасада. Одновременно был заключён контракт с купцом Самсоном Сухановым на поставку пудостского камня для башни. Из него каменотёсами были вытесаны 28 колонн ионического ордера для колоннады, окружившей башню в её средней части.
По проекту архитектора здание должно было быть богато украшено скульптурным убранством, раскрывающим прямое назначение здания и славящим Россию как морскую державу. В 1811 г. надорвавшийся на стройке А.Д. Захаров скончался, но оставил детальные рисунки статуй и их подробное описание с указанием, что «украшения на фасаде должны быть сделаны изящнейшие и самыми опытными мастерами». Его замысел воплотили в жизнь лучшие скульпторы Императорской Академии Художеств. В создании скульптурного убранства принимал участие и талантливый самородок-самоучка Самсон Суханов, высекавший по рабочим моделям фигуры из пудостского камня.
Здание Адмиралтейства было украшено 56 статуями. У подножия центральной башни по сторонам триумфальной арки в 1812–1813 гг. на высоких пьедесталах из гранита рапакиви поставлены группы морских нимф, несущих земную и небесную сферы. Они собраны из нескольких частей, а сферы для уменьшения тяжести вытесаны полыми с люком сверху.
На четырёх углах первого яруса башни находились статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Нимфы и герои были высечены Самсоном Сухановым по моделям Ф.Ф. Щедрина.
Над верхней колоннадой башни по карнизу установлены двадцать восемь статуй-«двойников», изготовленных по моделям зодчих С.С. Пименова и Ф.Ф. Щедрина. Они символизируют: четыре времени года – Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре стихии – Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре главных ветра – Южный, Северный, Восточный, Западный; богиню Изиду Египетскую – покровительницу кораблестроения; Уранию – музу астрономии.
По моделям В.И. Демут-Малиновского, А.А. Анисимова и С.С. Пименова были выполнены фигуры четырёх частей света (Европы, Азии, Африки и Америки), размещённые на гранитных постаментах у двух невских павильонов; аллегории «шести знатнейших рек» (Волги, Дона, Днепра, Невы, Енисея, Лены), установленные у подножий портиков, а также скульптуры на четырёх фронтонах, изображавшие двенадцать месяцев года.
Работы над скульптурами были закончены к 1815 г., а их установка продлилась ещё несколько лет. В последнем прошении Самсон Суханов, не без гордости, упоминает высеченные им скульптуры: «…Ваяния, красующиеся у Адмиралтейства и Горного Корпуса, ясно доказывают, что неучёный, безграмотный, простой русский каменщик, всегда может правильно владеть резцом искуснейшего иноземного художника».
Многие из этих скульптур не сохранились до нашего времени. В 1860 г. по требованию церкви и приказу Александра II были разбиты 22 скульптуры (части света, месяцы и реки), как «языческие идолы», а на пустые пьедесталы водружены морские чугунные якоря и пушки с ядрами. Со временем пришли в ветхость 28 фигур из пудостского камня над колоннадой центральной башни, 24 из них были заменены копиями из выбивной меди. Часть фигур пострадала в годы блокады Ленинграда и была восстановлена после войны, в 1945–1952 гг. Последняя их реставрация завершилась в 2013 г.
Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга».
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ИГЛА
Смотреть что такое «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ИГЛА» в других словарях:
игла — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? иглы, чему? игле, (вижу) что? иглу, чем? иглой, о чём? об игле; мн. что? иглы, (нет) чего? игл, чему? иглам, (вижу) что? иглы, чем? иглами, о чём? об иглах 1. Игла это небольшой, очень тонкий… … Толковый словарь Дмитриева
игла — ИГЛА1, ы, обычно мн иглы, игл, иглам, ж Твердые колючие роговые образования на теле у некоторых животных. Иглы у ежа были серебристого цвета. ИГЛА2, ы, мн иглы, игл, иглам, ж, обычно мн Часть хвойных деревьев, их зеленый острый тонкий лист, по… … Толковый словарь русских существительных
ИГЛА — ИГЛА, иглы, мн. иглы, игл и (прост.) игол, жен. 1. Инструмент для шитья, тонкий металлический заостренный стержень с ушком для вдевания нити. Машинная игла. Хирургическая игла. Рогожная игла. 2. Металлическая или костяная тупая спица для вязанья … Толковый словарь Ушакова
игла — ы/; мн. и/глы, игл; ж. см. тж. иголка, иголочка, иглистый, игловатый, иголочный, игольный … Словарь многих выражений
ИГЛА — ИГЛА, ы, мн. иглы, игл, иглам, жен. 1. Швейная принадлежность заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Машинная, швейная, штопальная, вышивальная, сапожная и. Хирургическая и. Хранить иглы в игольнике. 2. Вообще предмет такой … Толковый словарь Ожегова
игла — ы; мн. иглы, игл; ж. 1. Тонкий металлический стержень с заострённым концом и ушком для вдевания нити, используемый для сшивания. Швейная и. Машинная и. Хирургическая и. Вдеть нить в иглу. И. с широким ушком. Цыганская и. (большая игла для… … Энциклопедический словарь
Главное адмиралтейство — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмиралтейство. Архитектурный памятник Здание Главного адмиралтейства … Википедия
Александрийский столп (А. С. Пушкин) — Эта статья о художественном образе. Другие значения термина в заглавии статьи см. на Александрийский столп. Александрийский столп образ, использованный Александром Пушкиным в стихотворении «Памятник»[1] 1836 г … Википедия
Адмиралтейство (Санкт-Петербург) — Архитектурный памятник Адмиралтейство Кораблик на шпиле Адмиралтейства один из символов Санкт Петербурга Стран … Википедия
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ — АДМИРАЛТЕЙСКИЙ, адмиралтейская, адмиралтейское. прил. к адмиралтейство. «Адмиралтейская игла (шпиль на здании адмиралтейства).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)
В середине осени разбираем ироническую и вместе с тем трагическую поэму А. С. Пушкина — и обнаруживаем, что всадник-то вовсе не медный! В помощь школьнику. Вторая неделя октября
Текст: Ольга Лапенкова
В 1820-х гг. Александр Сергеевич Пушкин работал в основном в рамках романтизма — то есть литературного метода, подразумевающего очень серьёзный, даже пафосный, тон. Действие в романтических произведениях происходит в необычных декорациях (много-много лет назад, или в далёкой неведомой стране, или вовсе в потустороннем мире), главной ценностью провозглашается свобода, а главный герой бросает вызов обществу, государю-тирану или самой Судьбе. Романтические произведения Пушкина — это, например, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Узник», «Анчар» и «Пророк».
Однако в 1830-х гг. Александр Сергеевич обратился к реализму. Сюжеты, которые он стал выбирать, разворачивались в самом XIX веке или немногим ранее, а герои получались всё более многогранными: читатель уже не мог точно сказать про того или иного персонажа, положительный он или отрицательный. Наконец, новое направление «развязывало руки» писателям, не лишённым чувства юмора. Романтикам — по крайней мере в России — было не до шуток, а вот реалисты могли вволю смеяться над своими персонажами. Эта тенденция продолжилась, например, в творчестве Н. В. Гоголя, чьи комедии «Женитьба» и «Ревизор» и сейчас сложно читать без хохота.
Но одно дело — похождения чиновника, выдающего себя за ревизора, и совсем другое — хроника наводнения, которое случилось в Петербурге в 1824 году и унесло сотни человеческих жизней. Что здесь, казалось бы, смешного? А если так, зачем же Пушкину подтрунивать над главным героем?
Сейчас разберёмся! Но прежде чем говорить о несчастном Евгении, обратимся к другой фигуре, с появления которой и начинается произведение.
Россию поднял на дыбы
Само название «Медный всадник» отсылает читателя к памятнику Петру I, расположенному на Сенатской площади. Однако во вступлении мы видим государя вполне живым человеком, да ещё и в исторический момент. Император бродит по болотистым берегам Невы и мечтает:
Чтобы понять, что переживал в этот момент пушкинский Пётр, нужно обратиться к истории.
Территория, где был построен Санкт-Петербург, не всегда принадлежала России. В 1240 году здесь происходила Невская битва между русичами и шведами, затем шведы возвели там свою крепость, а в 1301-м эта местность снова отошла нам — её отвоевали новгородцы. Впрочем, в начале XVII века, воспользовавшись тем, что в России было Смутное время, шведы опять «прибрали» эту местность себе. Но прошло ещё сто лет, и в 1703-м Пётр I пошёл войной на Карла II, который ещё до столкновения с Россией приобрёл славу государя-агрессора, — и территория вновь отошла к Российской империи.
Чтобы спорная местность больше не «гуляла» от одной державы к другой, её нужно было как-то «закрепить». Поэтому Пётр I приказал заложить здесь город — и не просто город, а настоящую крепость. Кроме того, будущий Санкт-Петербург располагался в стратегически значимом месте — потому-то шведы веками и пытались заполучить эти «зыбкие, топкие берега», — и Пётр I понимал: если построить ещё и порт, то в России появится новый центр торговли. Значит, сюда будут прибывать сотни заморских судов! Самолёты в XVIII веке, разумеется, ещё не изобрели, поэтому драгоценные товары перевозили на кораблях… А если в Петербурге расцветёт торговля, то что это будет значить? Во-первых, почёт и уважение от европейских соседей; во-вторых, экономическую выгоду для России; в-третьих, возможность перенимать у заграничных мастеров опыт и приобретать не только модные штучки, но и полезные инструменты.
Потому-то пушкинский император и говорит: «отсель грозить мы будем шведу». То есть — в нашем порту будут стоять военные суда, и чуть что — отпор дадим, хоть Карлу II, хоть ещё кому. А дальше — «все флаги в гости будут к нам» — это уже про торговцев и дипломатов.
И всё бы хорошо, но была одна огромная проблема: «юный град, полнощных стран краса и дивно» не очень-то милосерден к обычным людям. Ну, не способствует жизнь на этом берегу, где вечно сыро и пасмурно, хорошему самочувствию. И ладно бы ещё это: город стоит на Неве, а уровень воды в этой реке нередко меняется. Чаще всего опасности это не представляет, но в 1824-м она всё-таки вышла из берегов — и, разрушив более 450 домов, унесла в свои пучины сотни человек.
Тут-то и возникает вопрос: как относиться к амбициозному плану Петра? Возможно, ему не стоило возводить на «проклятом» месте такой большой, красивый город? Обеспечить всё необходимое для проживания торговцев и военных — и всё на этом. Но, с другой стороны, как не восхищаться «младшею столицей», перед которой «померкла старая Москва»? Только посмотрите, с каким трепетом автор говорит о Санкт-Петербурге:
Так уж в литературе — да и в жизни — повелось, что простого и понятного ответа на философские вопросы не существует. Но главный герой «Медного всадника» так не считает.
«Пришёл Евгений молодой»
Центральный персонаж поэмы — молодой человек по имени Евгений. А. С. Пушкин, к 1833-му уже закончивший писать «Евгения Онегина», с самого начала подтрунивает над новым героем — кстати, тоже петербуржцем:
Но дальше следует одиннадцать строк, смысл которых нынешние читатели в большинстве своём не понимают:
«Прозвание» — это, в переводе на современный русский язык, фамилия. В «Евгении Онегине» все персонажи — и сам Онегин, и Татьяна и Ольга Ларины, и Владимир Ленский, и даже второстепенный персонаж, скандалист и задира Зарецкий — эти «прозвания» имели. Почему же главный герой «Медного всадника» обделён фамилией?
Всё потому, что фамилии в XIX веке носили в основном дворяне. Евгений же не просто дворянин, он происходит из старинного почтенного рода: это следует из того, что его прозвание «под пером Карамзина/ В родных преданьях прозвучало». Николай Михайлович Карамзин, написавший «Бедную Лизу» и «Наталью, боярскую дочь», прославился ещё и тем, что создал масштабный 12-томный труд «История государства Российского», где, разумеется, упоминались самые именитые дворяне — и в том числе предки Евгения. Однако в начале XIX в. от их былого богатства не осталось и следа. Дошло до того, что Евгений «живёт в Коломне» — историческом районе Санкт-Петербурга — в съёмной квартире, а вовсе не в роскошном особняке.
Как такое могло произойти? Скорее всего, предки Евгения бездарно растратили фамильное состояние. Для дворянина это было обычным делом. Вспомните Евгения Онегина, который, напомним, «поделился» именем с новым пушкинским героем: что мы знаем о его батюшке?
Если бы Онегин не получил наследство от дядюшки — ту самую деревеньку, где он познакомился с Ленским и Лариными, — бегать бы ему всю жизнь от кредиторов.
Что же касается Евгения из «Медного всадника», ему повезло меньше: молодой человек вынужден сам зарабатывать на жизнь. Но, в отличие от «предшественника», эта обязанность его не слишком-то напрягает — да и планы на жизнь у него куда более определённые, чем у Онегина. Рассказывая, что за человек главный герой «Медного всадника», автор опять же иронизирует:
Вряд ли про Евгения, который только и хочет, что иметь хорошее «местечко» — то есть продвинуться по службе — и наслаждаться семейным уютом, можно сказать, что он «размечтался, как поэт». Однако ничего плохого в его желаниях, разумеется, нет. Подтрунивая над персонажем, автор, думается, немного завидует ему: у Евгения нет никаких психологических травм, в том числе — обид на промотавшихся родственников. Ничего особенного он из себя, конечно, не представляет, и всё же это верный и нежный возлюбленный, исполнительный служащий и вообще — человек надёжный.
Вот только судьба обходится с этим «маленьким» человеком неимоверно жестоко. Теряя всё, Евгений обвиняет во всех бедах не кого иного, как Петра I, и грозит истукану кулаком… Однако бунтовщик заранее обречён на поражение.
Так почему же автор, зная, какая судьба ждёт Евгения, всё-таки потешается над ним? Именно потому, что хочет показать: удары стихии сокрушают не только титанов. Если бы речь шла о борьбе Петра и, допустим, шведского короля Карла II, то, кто бы ни пострадал, всё было бы понятно: политика — дело опасное. Но из-за амбиций монархов страдают обычные, ни в чём не повинные люди. Эти люди со своими заурядными проблемами кажутся нам милыми и смешными — но когда они теряют всё, это трагедия не меньшая, чем гибель государя. А может, даже большая: ведь «маленький» человек беззащитен против судьбы.
А всадник-то не медный!
На то, что Пётр I, построивший город в неподходящем месте, всё-таки виноват в гибели людей в 1824 году — в то время, когда сам император уже столетие как отправился в мир иной, — косвенно указывает само название поэмы. На самом деле памятник выполнен не из меди, а из бронзы, металла куда более благородного. Но Пушкин решил «понизить градус» пафоса — и это привело к тому, что сейчас туристы, да и сами жители города на Неве, называют монумент «Медным всадником» и в большинстве своём понятия не имеют о его истинной ценности.
Кроме того, с лёгкой руки Пушкина, давшего поэме авторское жанровое определение — «петербургская повесть», — в русской литературе появилось множество героев-страдальцев, живущих в Петербурге и ближайших окрестностях. Недаром Николай Васильевич Гоголь озаглавил свой сборник, вышедший в 1842 г., «Петербургские повести». Вошла туда, в частности, «Шинель» — душераздирающая история мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина.
«И светла Адмиралтейская игла»: краткая история и легенды о главном символе Петербурга
© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Темы дня
Как здание было построено, что символизирует кораблик на золотом шпиле, какие секреты спрятаны в сверкающем шаре и как выглядит «адмиралтейский трезубец».
И верфь, и крепость
Петербургское Адмиралтейство изначально задумывалось как верфь и было заложено спустя год после основания города. В походном журнале Петра I сохранилась запись от ноября 1704 года: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии [питейном доме], и веселились». В длину постройка была почти в полкилометра, в ширину – как 25-метровый бассейн.
Строили здание рекордно быстро: через несколько месяцев после основания на верфи уже стояли основные постройки, а плотники начали собирать первые корабли. Считается, что царь лично трудился на объекте в должности баса – главного мастера, он даже получал зарплату. Условия для работяг были жёсткие: рабочий день начинался в пять утра, а заканчивался около девяти вечера.
В итоге Адмиралтейство получилось не простым местом постройки и ремонта судов, а настоящей крепостью: здания ограждали земляные валы и бастионы; по периметру шёл глубокий ров с водой; вокруг крепости была сделана насыпь гласиса – ровная площадка, где удобно размещались орудия. Чтобы противник не напал внезапно, обустроили эспланаду – обширное, свободное от построек пространство для обзора местности, простирающееся до современной Малой Морской улицы.
Первым судном, построенным на верфи, был прам. По сути, это огромное корыто с 18 пушками, которые управлялось парусами и рабочей силой гребцов. На воду его спустили в 1706 году.
Чертёж прама Николааса Витсена, 1671 год. Фото: wikipedia.org
Из каморки в музей
Пётр хотел сохранить все наработки своих мастеров и в 1709 году основал модель-камеру – кладовую, где хранились корабельные чертежи и модели всех построенных на верфи судов. Позднее из этой комнатушки вырос Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (ЦВММ) – один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира.
К 1715 году на верфи работало более 10 тыс. человек. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, службы адмиралтейского ведомства. Во дворе строили корабли, а по периметру был канал (засыпан в 1817 году), который носил и оборонительную, и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.
Вид Адмиралтейской верфи, гравюра. Алексей Зубов, 1716/1717 год. Фото: hermitagemuseum.org
Перестройка, кораблик на шпиле
Первая перестройка Адмиралтейства случилась в 1711 году, а спустя несколько лет была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами установили металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом.
Золотой кораблик – один из главных символов Петербурга, у которого есть несколько трактовок: он может как повторять силуэт первого корабля, вошедшего порт в начале 18 века, так и быть изображением фрегата «Орёл» – первого русского военного корабля, построенного в 1667–1669 годах. Второе утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром I до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле.
Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль – инструмент для измерения горизонтальных углов на местности – императора.
Кораблик заменили в 1815 году на новый. Оригинал же потеряли. Спустя 71 год при очередном ремонте шпиля символ Адмиралтейства снова заменили на копию. Уже повидавший время кораблик отправили в экспозицию ЦВММ.
Фото: Instagram / @ rado_travelling, culture.ru
20 кг золота на «иглу Адмиралтейства»
Каменное здание Адмиралтейства появилось в 1732–1738 годах, прошлая постройка тогда пришла в ветхое состояние. Архитектору Ивану Коробову удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность. Это было необходимо, так как на верфи трудилось огромное количество горожан.
В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, который Александр Пушкин в поэме «Медный всадник» назвал «Адмиралтейской иглой». На 72-метровую высоту и был вознесён кораблик-флюгер.
Кстати, Коробов предлагал сделать шпиль ниже на 15 метров для пущей устойчивости. Однако его идею приняли с негодование, ведь само строение было символом превращения России в великую морскую державу. В итоге поступили ровно наоборот: шпиль сделали ещё длиннее. А чтобы «игла» не упала, она на 12 метров уходит внутрь здания.
На позолоту столько значимого символа ушло около 17,8 кг чистого золота. Ещё около 2 кг сусального золота использовали во время реконструкции в конце 20 века.
Группы нимф, несущих небесную и земную сферы после реставрации 2013 года. Фото: Н.В. Лобанов
Центральная башня Адмиралтейства после реставрации 2013 года. Фото: Н.П. Лобанов
Тайны сверкающего шара
На шпиле под корабликом можно заметить золотой шар. Во время реконструкции 1928 года его вскрыли и обнаружили внутри газеты 1886 года. В тайник, по традиции, добавили несколько номеров ленинградских изданий. А в 1977 году в шар спрятали ещё свежей прессы и текст новой Конституции СССР.
На вершине «Адмиралтейской иглы» хранится ларец со сведениями обо всех мастерах, которые ремонтировали шпиль. Есть легенда, что в тайнике также хранится шкатулка с золотыми монетами, открыть которую невозможно: секрет поворота механизма утерян.
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov, @golovdinov
«Адмиралтейский трезубец»
В 1738 году шпиль Адмиралтейства стал ориентиром не только для Невского и Вознесенского проспектов, но и современной Гороховой улицы.
Так здание стало центром композиции «Адмиралтейского трезубца» – трехлучевой системы улиц в центре Петербурга.
Рассказ Набокова «Адмиралтейская игла»
«Моя голова говорит по-английски, а сердце – по-русски», – однажды сказал Владимир Набоков. Писатель создал несколько десятков рассказов, повестей и романов. Но большая часть из них – на английском. Почти в каждом произведении присутствуют мотивы ностальгии. Одно из них – «Адмиралтейская игла». Краткое содержание рассказа изложено в статье.
Об авторе
Прежде чем изложить содержание рассказа «Адмиралтейская игла», стоит несколько слов сказать о его создателе.
Владимир Набоков родился в 1899 году. Писатель принадлежал к состоятельному дворянскому роду. Из Петербурга Набоковы уехали в 1917 году, после чего два года прожили в Крыму. Россию писатель покинул в возрасте тридцати лет, несколько лет прожил в Германии, получил университетское образование в Англии, затем уехал в США.
Творческий путь Владимир Набоков начал с написания стихотворений, но во всем мире известен как прозаик. В произведениях «Защита Лужина», «Побег», «Соглядатай» он передал переживания человека, страдающего острой формой ностальгии. Этой теме посвящены также стихотворения и большая часть рассказов, в том числе «Адмиралтейская игла».
Набоков, анализ творчества которого стал темой многочисленных литературоведческих работ, был русским писателем, творившим на английском. Ведь именно воспоминания о юношеских годах, прошедших в Петербурге, так часто волнуют героев Набокова.
Рассмотрим мотивы ностальгии в рассказе «Адмиралтейская игла». Анализ и краткое изложение представлены ниже, но прежде стоит несколько слов сказать о названии произведения. Что оно символизирует?
Название рассказа
Адмиралтейская игла – один из символов Петербурга. Впервые это словосочетание встречается в одном из произведений Пушкина. В рассказе же, о котором идет речь, стало метафорой выражение «адмиралтейская стрела». Набоков передает в этом произведении переживания человека, чувства которого оскорбили. И сделала это девушка, с которой его связывали романтические отношения в Петербурге много лет назад. Итак, о чем же повествует рассказ?
Сюжет
Письмо свое автор начинает с гневных возмущений. Недовольство вызвано прежде всего тем, что автор исказил факты. К слову сказать, создателя романа «Адмиралтейская игла» зовут Сергей Солнцев. Но автор письма понимает, что это псевдоним, и принадлежит он даме. Ведь в основе сюжета – история из его жизни, которая известна только Кате. Женщина, по всей видимости, проболталась одной из своих приятельниц, которая впоследствии использовала услышанное при создании сочинения.
Автор письма придирчиво всматривается в каждую строчку романа. Он обнаруживает, что его возлюбленная описана автором произведения отнюдь не такой, какой она была в действительности. Героиня романа – обольстительная девушка, не имеющая изъянов. Настоящая Катя была стройна, привлекательна, но слегка сутулилась. Она далека от идеала, но автор письма помнит и любит ее именно такой. Также мужчина указывает создателю и на другие ошибки. Он говорит о том, что Катерина общалась исключительно в кругу представителей культурного бомонда. В действительности же девушка принадлежала к светской среде, литературный вкус представителей которой оставлял желать лучшего.
Воспоминания
Обращение к бывшей возлюбленной
Автор письма в последних строках меняет гневный тон на задушевный. Он теперь обращается не к неизвестному прозаику, а к Кате, понимая, что лишь она одна могла создать этот ужасный роман. Герой рассказа Набокова долгие годы хранил в сердце любовь к девушке из Петербурга. И для него стало тяжелым ударом то, что его прежняя возлюбленная использовала их чувства так цинично. Она написала бездарный роман исключительно из кокетства, обнажив при этом самое интимное. Заканчивает свое письмо русский эмигрант, выражая надежду, что автором является все-таки господин Солнцев, и что это всего лишь редкое совпадение.