Агломерация в россии к чему приведет
Власти решили согнать 85% россиян в агломерации, а деревню отдать гастарбайтерам?
На днях премьер-министр Михаил Мишустин распоряжением №2816-р от 6 октября утвердил «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Одной из этих 42-х инициатив по развитию страны упомянута «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения».
Увы, перечень содержит только названия, так что для раскрытия содержания инициатив надо провести целое расследование.
В письме первого заместителя министра финансов Леонида Горнина №06-01-29/34273 от 4 мая от 2021 года, направленном руководителям финансовых органов субъектов Российской Федерации, подробно рассказывается: «В настоящее время правительством Российской Федерации ведется работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия). В рамках разработки Стратегии утвержден перечень рабочих групп, одной из которых является рабочая группа «Агрессивное развитие инфраструктуры» (далее – Рабочая группа). За основу работы Рабочей группы приняты стратегические направления для разработки перечня проектов (инициатив), в том числе по пространственному развитию. Так, одним из стратегических направлений Российской Федерации является «Сбалансированное пространственное развитие», в рамках которого планируются к реализации такие проекты (инициативы) как «Возрождение малых форм расселения» и «Города больших возможностей». В контексте имеющихся проблем Рабочей группой поставлена задача по обеспечению сбалансированного пространственного развития путем создания «территорий развития». Указанными территориями должны стать городские агломерации…»
То есть, получается, на выходе история про «развитие малых форм расселения» превращается в агломерации, ну, или максимум в поселки при агломерациях?
Ещё больше вопросов возникает, если заглянуть в презентацию упомянутой выше концепции «Агрессивное развитие инфраструктуры». Разрабатывалась она под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительную отрасль, и была представлена в апреле этого года. Целый ряд предложенный в ней инициатив («Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Новый ритм строительства», «Мобильный город», «Мой частный дом», «Инфраструктурное меню») вошел в утвержденный в октябре премьер-министром «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». То есть, хуснуллинская концепция – это не какая-то там маниловщина, а мэйнстрим высших кабинетов власти.
Один из ключевых пунктов концепции Хуснуллина – «Агломерации» (стр. 10). Ставится следующий план: «2021 год – определена 41 агломерация… 2030 год – в 41 агломерации созданы условия для интенсивного экономического развития (более 60 млн человек)» (стр. 11).
В концепции Хуснуллина упомянуты и «критерии отбора агломераций», среди которых одним из основных является «численность населения – более 500 тыс человек» (стр. 12). Если обратиться к официальным данным Роскомстата, на 1 января 2020 года в России 23 города имели население от 500 тыс до 1 млн человек (Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти, Ижевск, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Рязань, Набережные Челны, Астрахань, Пенза, Киров, Липецк, Балашиха), суммарно 14 млн 156,1 тыс человек, и 15 городов с населением свыше 1 млн человек (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград), суммарно 33 млн 696,1 тыс человек. Итого 38 городов с населением 47 млн 852,2 тыс человек.
Можно найти ещё три города с населением чуть меньше 500 тыс человек и вот искомые 41 агломерация. Стоит учесть, что при образовании агломераций та же Балашиха неизбежно вливается в Московскую, то есть нужен ещё один город с населением около полумиллиона. Итого суммарное население уже переваливает за 50 млн человек, а если добавить население городов помельче, захватываемых агломерациями, – вот и 60 млн.
То есть, получается, 60 млн человек – это численность населения 41 агломераций уже сейчас, после их создания. А ведь дальше в концепции упомянут «прирост численности населения городских агломераций к 2030 году – не менее 105%» (стр. 12). Прирост населения агломераций вдвое даст к 2030 году порядка 123 млн человек. За их пределами в России окажется порядка 20 – 25 млн человек, всего ничего.
Стоит учесть, что население России и так стягивается в крупные города. По данным того же Росстата, на 1 января 2009 года в стране было 11 городов-миллионников (сейчас – 15), в которых проживало 25 млн 654,9 тыс человек (сейчас – 33 млн 696,1 тыс). А за их пределами наблюдается падение численности населения вследствие миграции. В среднем по данным Росстата за 2010 – 2018 годы падение численности населения за пределами крупных агломераций и, наоборот, рост населения в таковых составило около 5%. Хуснуллин же «щедро» добавляет к этим 5% за десятилетие еще 100%!
Некая логика в этом есть. Государство в начале 2010-х годов мощным ударом уничтожило социалку – медицинскую, образовательную и прочую – в маленьких городах и посёлках. «Скорая» помощь туда едет теперь часами из крупных городов. Предлагается как бы выход – если хотите иметь нормальную социалку (об этом говорится в концеции Хунсуллина), вот давайте в крупные города все и переселяйтесь, а мы их ещё и укрупним.
Почему «как бы», потому что такое решение вбивает осиновый кол в грудь русской деревни, всей российской провинции, которая и так ослаблена сначала коллективизацией, потом Великой Отечественной войной, потом кампанией против «неперспективных деревень» в 1970-е годы (уничтожившей в Нечерноземье тысячи и тысячи населенных пунктов), и, наконец, реформами 1990-х и нулевых годов.
Банально, что будут есть живущие в крупных городах 120 млн человек? Кто их будет кормить? Впрочем, в той же концепции Хуснуллина намекается на решение этой проблемы – «новая миграционная политика» (стр. 14), означающая «открытие границ для иностранных строителей» (с. 78) и завоз в страну к 2030 году еще 5 млн. трудовых мигрантов из-за рубежа (стр. 14), вдобавок к 7 млн. уже имеющихся в России сейчас.
И вряд ли речь только об иностранных строителях. В начале октября Министерство сельского хозяйство РФ согласовало с коллегами из Узбекистана проект, дающий возможность узбекским предпринимателям арендовать в России до 1 млн. гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Это почти половина площади Крыма.
Где-то сдадут сельскую землю узбекам, где-то – вьетнамцам, где-то еще кому-то. Социалку им обеспечивать не надо, как-нибудь сами проживут. Для чиновников выглядит привлекательно. Только это означает сдачу всей страны в аренду иностранцам.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
10 агломераций или сотни городов? Эксперты рассказали, как должна развиваться Россия
«Люди едут в одну сторону, а мы деньги вкладываем в другую», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин в начале лета на ПМЭФ, рассуждая о госинвестициях в развитие территорий. Он считает, что основные деньги должны идти в агломерации вокруг крупных городов. Но у такого подхода есть противники: упор на развитие 10–12 территорий в стране приведёт к тому, что остальные регионы, особенно на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, погрузятся в глубокую депрессию.
«Секрет фирмы» спросил учёных и представителей бизнес-сообществ о том, должна ли Россия делать акцент на крупных агломерациях и экономить на вложениях в «бесперспективные территории» — или же развитие должно идти по стране равномерно? А также можно ли вдохнуть в исчезающие моногорода типа Воркуты вторую жизнь так же, как это делают с промзонами в центрах больших городов, — джентрификацией (то есть созданием новых креативных и рабочих пространств на месте заброшенных цехов)?
«Делать ставки только на крупные города — значит загубить средние и малые»
В вопросе создания агломераций лучше не ударяться в крайность. Крупные города — центры инноваций. Их развитие становится для страны приоритетом. Агломераций в России всего ничего, но делать ставки только на них — значит загубить средние и малые города. Я бы добивался во всём золотой середины и сделал упор на города. Неизбежно при этом, что одни из них будут угасать, другие, наоборот, — разрастаться.
Это естественный процесс. Я не буду делать прогнозы по поводу появления городов-призраков. Многие небольшие населённые пункты сейчас активно развиваются. В регионах с богатым историческим прошлым воплощаются в жизнь интересные перспективные проекты. Конечно, Суздаль или Владимир более доступны для москвичей, чем Карелия, но и отдалённые области обладают значительным потенциалом для развития туризма. Вопрос в построении единой эффективной инфраструктуры и обеспечении удобного и бесперебойного транспортного сообщения с окраинными территориями.
Пока что у правительства нет ясного понимания, в каком направлении двигаться: развивать агломерации или поддерживать «глубинку». Нет и однозначной позиции по улучшению демографической ситуации на Севере и Дальнем Востоке. В условиях пандемии коронавируса становится очевидно, что практикующиеся у нас механизмы поддержки рождаемости приводят к другому негативному следствию — росту уровня бедности. Рождение ребёнка — к резкому повышению издержек в рамках семейной экономики. Чем больше детей, тем больше издержек. Не все могут с этим справиться. Мы можем увеличить рождаемость, но как не допустить при этом снижения качества жизни?
Сейчас есть тенденция к формированию районов экономической активности в городах. Когда заброшенные промышленные зоны получают новую жизнь, туда приходят люди с временными проектами. Они привлекают инвестиции и кардинальным образом меняют пустующие пространства городов. Возьмём, к примеру, «Красный Октябрь»: мы видим, как он расцвёл благодаря инвестициям.
На Дальнем Востоке и Крайнем Севере такая схема не работает. Доходы местного населения недостаточны для джентрификации, а внешние инвесторы не заинтересованы в этих регионах. Мне кажется, такая модель не сможет решить проблемы отдалённых окраин. Она экономически и социально неэффективна. Нет подходящей инфраструктуры, ресурсов и людей, которые там будут работать.
Джентрификация подходит регионам, расположенным близко к мегаполисам и инновационным центрам. В условиях Дальнего Востока модель, возможно, частично применима в Южно-Сахалинске и Владивостоке. Пока мы можем говорить только о каких-то частных социокультурных проектах.
Павел Крашенинников
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству
Бесконечные города: агломерации – развитие или угроза?
Принятый правительством нацплан восстановления экономики, как считают эксперты, может стать началом процесса создания агломераций в России. Кроме того, правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть разработку комплексных планов по развитию таких территорий. Авторы Telegram-каналов опасаются, что процесс создания гигантских агломераций может привести к гибели малых и средних городов. Такой вероятности не исключают и собеседники РК. Также они обращают внимание на необходимость решения проблем уже существующих агломераций. Подробности – в нашем обзоре.
Первый шаг?
Национальный план восстановления экономики был принят кабмином 23 сентября, отмечает URA.RU. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, проект включает в себя 30 ключевых стратегий до 2024 года, одна из которых – развитие крупнейших инфраструктурных проектов.
Опрошенные изданием эксперты полагают, что это первый шаг к созданию агломераций.
По их версии, первые агломерации появятся на базе следующих городов: Краснодар – Ростов-на-Дону – Ставрополь – Минеральные Воды (туризм); Екатеринбург – Челябинск – Пермь (промышленность); Новосибирск – Красноярск – Кемерово (промышленность и общее развитие территорий); Иркутск – Улан-Удэ – Чита (туризм и общее развитие территорий); Хабаровск – Владивосток (общее развитие территорий).
Параллельно с этим правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть создание комплексных планов по развитию таких территорий. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, передает ТАСС.
Согласно законопроекту, городская агломерация – территория городского округа или города федерального значения, которая объединена с другими муниципалитетами «устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями». Транспортная доступность: до административного центра агломерации и обратно можно добраться в течение рабочего дня. Городские агломерации могут быть образованы муниципалитетами, которые расположены в граничащих друг с другом регионах России, отмечается в тексте.
В документе прописано, что муниципалитеты, входящие в городскую агломерацию, должны заключить соглашения по сотрудничеству, а также сформировать межмуниципальный координационный совет по развитию агломерации. В его состав будут входить представители органов местного самоуправления, а также ключевых предприятий и организаций. Агломерации смогут создавать межмуниципальные компании.
По мнению авторов законопроекта, принятие данного документа создаст благоприятную правовую среду для реализации в том числе крупных инфраструктурных проектов, строительства и эксплуатации новых социально-культурных и бытовых объектов. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в крупные и средние города России и на прилегающие к ним территории.
Есть ли ресурсы?
Перспектива создания крупных агломераций не вызывает воодушевления у авторов Telegram-каналов.
«Сарма» подчеркивает, что между большинством городов, которые, по данным СМИ, могут объединить в агломерации, «сотни километров малообитаемой пустоши с плохими дорогами и полным отсутствием инфраструктуры».
«Для справки: между Улан-Удэ и Читой 600 км диких забайкальских степей и тайги, где медведя можно встретить чаще, чем человека», – скептически замечают авторы.
Канал общественного движения «Родительское всероссийское сопротивление» опасается, что создание агломераций приведет к гибели малых и средних городов, откуда люди будут уезжать в поисках работы и социальных благ.
Авторы также перечисляют минусы мегаполисов, которые стали особенно очевидны в период пандемии коронавируса.
«Лифты без вентиляции в домах, где лишь в одном подъезде насчитывается до нескольких сотен квартир, давка в общественном транспорте и социальных учреждениях. Не они ли внесли свою немалую лепту в количество зараженных COVID-19? – размышляют блогеры. – Разрушение устойчивых общественных связей. Какие связи можно создать в этих тянущихся на десятки километров «человейниках»? Как следствие, депрессии и букет прочих психиатрических заболеваний. Снижение рождаемости. Экологические проблемы».
«Замполит Татарии» отмечает, что агломерации выгодны с точки зрения рыночной экономики: формируется емкий рынок с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки).
«Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным», – добавляют авторы.
Они также напоминают, что Россия испытывает острый недостаток населения, которое к тому же сокращается. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций, считают авторы.
«Ведь главный ресурс – это люди, которых и так не хватает. Создавать агломерации на отдельных территориях – это значит ставить крест на развитии остальных пространств страны. И потом, ставка на развитие агломераций противоречит планам развития дорожно-транспортной сети. Обширные пространства России необходимо увязать в единую и относительно плотную дорожную сеть. Такая сеть является каркасом, сохраняющим экономическое и политическое единство страны. Но эту дорожно-транспортную сеть необходимо обслуживать, то есть поддерживать в рабочем состоянии. А это означает необходимость более-менее равномерного размещения населения по стране», – резюмируют авторы.
Решить проблемы существующих агломераций
Идея развития сверхагломераций в России не нова. В 2017 году экс-министр финансов и бывший вице-премьер РФ Алексей Кудрин, который на тот момент возглавлял Центр стратегических разработок, предложил создать 10−15 городов-агломераций. В июле этого года, уже будучи главой Счетной палаты, Кудрин выступил за формирование Уральской агломерации, в которую вошли бы Екатеринбург, Пермь, Челябинск и другие крупные города.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов ранее отмечал, что подобные процессы могут привести к «запустению остальной России».
Между тем региональные эксперты не исключают, что процесс подготовки к созданию гигантских агломераций уже начался.
Так, политолог Илдус Ярулин обратил внимание, что на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске обновляются управленческие команды: местную «руководящую публику» заменяют выходцы из центральной части России. Политолог опасается, что это может быть связано с возобновившимися разговорами о создании новых агломераций или макрорегионов.
По мнению политтехнолога Михаила Казанкова, создание агломераций, куда входили бы города, которые разделяют сотни километров, – сложная задача. Скорее, здесь может идти речь не об агломерации, а об укреплении межрегионального сотрудничества и о выстраивании инфраструктуры, предположил Казанков.
Для развития уже существующих агломераций, например, Московской, Нижегородской, Екатеринбургской, необходимо преодолеть разногласия между муниципальными властями, добавил собеседник РК.
«У каждого из них свой бюджет, и в случае необходимости прокладывания дороги из одного муниципального образования в другое возникает вопрос, за чей счет будет осуществляться строительство. Если данные вопросы будут решены на законодательном уровне, то такие агломерации будут развиваться гораздо эффективнее и станут драйверами экономического развития. Однако это очень сложная задача, учитывая разные интересы входящих в агломерацию субъектов. В таком случае необходимо создание единого органа управления – каких-то надмуниципальных управленческих структур, которые будут координировать инфраструктурное развитие внутри агломераций», – пояснил Казанков.
Правительство планирует загнать все населения в агломерации
Заживем в агломерациях?
Автор – Юрий Алексеев
Пойдет ли на пользу России укрупнение регионов
Выступление вице-премьера Марата Хиснуллина на XXII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Высшей школой экономики и Сбербанком, буквально взорвало Интернет. В полемику с Хиснуллиным, заявившим, что в стране слишком много регионов и их число следовало бы сократить и это, якобы, позволит выровнять уровень жизни на соседних территориях, вступили губернаторы, ученые, общественные организации и простые граждане.
Пресс-секретарю президента пришлось разъяснять, что укрупнение регионов в России возможно, в некоторых случаях это даже будет экономически целесообразно, но только при соответствующей инициативе со стороны жителей конкретных субъектов. Тем не менее в презентации направления «Агрессивное развитие инфраструктуры», которое является частью проекта Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года, уже заявлено создание в России 41 агломерации.
Идея укрупнения регионов давно витает в воздухе новой России. Несколько лет назад Центр стратегических разработок своими исследованиями уже пытался доказать, что нынешнее административное деление страны неэффективно.
При больших расстояниях, суровом климате, малочисленном населении, удаленности от торговых путей строительство инфраструктуры обходится очень дорого. Решить многие проблемы помогло бы создание 15-20 агломераций и слияние с ними близлежащих населенных пунктов. Как известно, жители крупных городов имеют больше возможностей для реализации своих прав на труд, охрану здоровья, образование, благоприятную окружающую среду.
Когда у Москвы появятся конкуренты в виде Иркутской, Краснодарской, Екатеринбургской и других центров притяжения, то из маленьких сел, деревень и депрессивных городков молодежь и образованные, амбициозные люди сами побегут в крупные города. Усилится миграция с Севера на Юг и это, по мнению современных стратегов, будет хорошо и для граждан, и в целом для страны.
Укрупнение территорий предполагалось начать с Юга России и под одним крылом, в большую метрополию слить Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область и Карачаево-Черкесию.
Учить Россию как жить взялись американские экономисты из Брукингского института Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди, команда Пенсильванского университета, исследователи Московской новой экономической школы, эксперты Мирового банка и представители других, не менее известных на Западе организаций. В своей книге «Сибирское проклятие» они советуют «эвакуировать» население из депрессивных, северных, бесперспективных городов в Южный и Центральный регионы, а в Сибири добывать ресурсы вахтовым методом.
Авторы «Сибирского проклятия» полагают, что из-за большой удаленности городов друг от друга и низкой плотности населения строить дороги, прокладывать инфраструктуру – для нашей страны слишком дорого. А суровый климат большие расстояния, расходы на тепло и электричество – камень преткновения на пути развития экономики.
Во время пандемии коронавируса о «советах посторонних» забыли. Но для приверженцев глобальных преобразований представился новый повод напомнить о себе – растущая задолженность регионов и связанный с ней огромный дефицит местных бюджетов. К началу этого года долг регионов перевалил за 2,5 трлн рублей. Неподъемной гирей на шее субъектов Федерации повисли кредиты коммерческих банков (1 трлн рублей). Проценты по займам оказались настолько велики, что говорить о повышении уровня жизни трудового народа не приходится.
И хотя, как уверяют чиновники, в последнее время управление территориями улучшилось, сытой жизни в российской глубинке не предвидится. Долговая нагрузка Мордовии, например, приближается к 200% (только на обслуживание долга эта республика вынуждена направлять 1.5-2 млрд рублей ежегодно). За ней идут Хакасия (137%), Удмуртия (130%). К 100% по долговой нагрузке близки Калмыкия, Томская, Орловская, Псковская области. Государство их, конечно, в беде не оставит. На погашение процентов по кредитам будут выделены другие кредиты под небольшой процент, со сроком погашения 15 лет. Многим должникам такая рассрочка поможет перевести дух. Но для спасения утопающих одного этого мало.
Регионы должны научиться повышать собственные доходы, становиться инвестиционно привлекательными. Этим вопросом озаботилась специально созданная рабочая группа по региональному развитию и сокращению разницы в бюджетной обеспеченности регионов при правительстве РФ.
Она и должна подсказать должникам решения «по повышению долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности» бюджетов территорий.
Предложений о том, как ускорить решение долговой проблемы – хоть отбавляй.
По мнению либералов, российским регионам может помочь опыт Канады, где основная жизнь сконцентрирована в узкой полосе вдоль границы с США, а остальная территория осваивается вахтовым методом. Не отвергается и путь Китая, где на месте деревень, прилегающих к крупным городам, ударными темпами возводятся небоскребы, автобаны и скоростные железные дороги, ведущие в агломерации. Стремительно развивающийся технический прогресс хорошо запихнуть в города-миллионники, а людей с прилегающих территорий сселить в агломерации. При большом скоплении жителей в мегаполисах хорошо развивать бизнес, туризм, массовый досуг, вести строительство, поручив самые важные функции управления хозяйством цифровым технологиям.
Апробации передовых технологий на основе футурологических западных концепций, созданных в недрах корпораций Google, British Telecom, Intel, CISCO, Microsoft, судя по всему, уже началась. Несколько лет в Москве обсуждается концепция «Умный город – 2030», целью которой заявлено создание комфортной городской среды. Оцифровав и роботизировав все сферы городской жизни, широко внедрив искусственный интеллект (ИИ), жителей мегаполиса хотят освободить от многих бытовых забот: лечить на расстоянии, вживив в тело чипы, учить с сети, охранять с помощью камер видеонаблюдения.
Чудеса техники помогут вырваться вперед, обогнать других. Но кто вам сказал, что в угоду прогресса миллионы москвичей откажутся от личного автомобиля и пересядут на беспилотный электрический транспорт? Не получится ли так, что количество обычного автотранспорта вырастет в разы, из-за огромного скопления машин город будет постоянно накрывать смог, и дальше будет только хуже. За пределами огромного города вместо полей и лесополос появится бесконечно тянущийся шлейф из фабрик, заводов, складских помещений. Загородные дома станут доступными лишь привилегированной части общества.
Быстро превратить Москву в «умный город» можно только внедрив готовые решения. А они, наверняка, уже есть у известных американских футурологов, которые подробно описали будущее цифровизации человечества, «умные» дома и города. Но если мы возьмем на вооружение их технологии, то столкнемся с проблемой национальной безопасности.
Ведь в любой момент чужая система может быть взломана извне ЦРУ, АНБ. Для миллионного города это может обернуться катастрофой.
Решать в какой стране жить, должны не чиновники, а граждане. Закон позволяет им остановить любые проекты, идущие вразрез с их интересами. Так, например, совсем недавно был неожиданно прерван процесс объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Казалось бы, все шло по плану. Руководители двух регионов подписали меморандум об объединении территорий, посчитав, видимо, что убедили население НАО в целесообразности объединения. Главным аргументом такого решения должно было послужить то, что округ находится в сложном экономическом положении. После того, как меморандум был оглашен, жители Нарьян-Мара стали устраивать одиночные пикеты с пением гимна округа на Центральной площади города и собирать подписи против объединения. Против слияния регионов выступили объединения землячеств коми, ненцев, белорусского, чувашского и украинского народов, общественной организации «Казаки Арктики». Возникшие противоречия должен был разрешить референдум. Однако до референдума дело не дошло.
Как оказалось, главное противоречие – вовсе не в национальном факторе. Жители НАО прекрасно осознают, что лишение их округа статуса субъекта федерации означает не только сокращение чиновников (властных и бюджетных структур), но и потерю многими жителями благ и элементарных удобств.
Это касается работы и доходов, уменьшения вложений в социальную инфраструктуру, а также неудобств, связанных с необходимостью по любому поводу ездить в Архангельск.
Ведь в случае слияния двух территорий попасть на прием к врачу-специалисту, решать бытовые проблемы можно будет только в региональном центре. В итоге по многочисленным просьбам местных жителей вопрос объединения Архангельской области и автономного округа решено отложить, а вместо этого разработать совместную программу экономического развития двух регионов с участием Минэкономразвития.
Эксперименты с укрупнением регионов проходили в 2003 – 2008 годах. В то время в России за счет слияния соседних регионов появились пять новых субъектов Федерации. По замыслам авторов той административной реформы такие центры должны были стать «точками роста» и притяжения современных технологий, интеллектуального потенциала, что в итоге сыграло бы на повышение уровня жизни. Улучшения жизни, к сожалению, не произошло. Но политиков это почему-то не остановило.
Так для чего же нужна очередная административная кампания? Для того, чтобы улучшить статистку по продолжительности жизни, уровню бедности отстающих регионов?
Само по себе административное деление не может способствовать развитию территорий. Не в административном делении дело, а в том, как управляется страна. Нельзя же бесконечно ставить «прибыль и рентабельность» выше безопасности и целостности нашей Родины?
Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Зубаревич дает простой рецепт процветания территорий: «Оставляйте больше денег муниципалитетам, верните им полномочия – и станет лучше».
Федеральный центр может и должен помогать регионам кредитами и субсидиями. Но всех осчастливить из Москвы нельзя. Без расширения возможностей регионов, без активности местных властей проблему комплексного освоения и благоустройства гигантской территории нашей страны не решить.
СМЕРТЕЛЬНАЯ ТАЙНА БОЛЬШИХ ГОРОДОВ, вред жизни в городе
Хуснуллин выступил за сокращение числа регионов России
Выступление зампреда Правительства РФ Марата Хуснуллина.
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…