Агония гипермаркетов что придет на смену большим форматом
Агония гипермаркетов: что придет на смену большим форматам
Динозавры этого еще не заметили, но астероид уже прилетел. Все крупные гипермаркеты еще до пандемии начали фиксировать снижение трафика, пандемия лишь усилила отток покупателей. Российское подразделение «Ашан» в 2020 году зафиксировало убыток по РСБУ в 4,8 млрд руб., и дело не только в коронавирусе. Выручка и прибыль падали у сети последние годы: так, в 2018 году выручка упала на 8,5%, в 2019 году — на 13%. X5 Group собирается трансформировать и закрывать гипермаркеты «Карусель», поскольку «не сильно верит в этот формат», заявил Андрей Васин, начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами X5 Group.
Смена парадигмы
Это уже происходит за рубежом. На крупнейшем в мире рынке продуктов питания — в Китае — доля гипермаркетов в общих продажах неуклонно снижается, свидетельствуют данные исследования IGD.com и DaxueConsulting. Среднегодовой темп прироста продаж в гипермаркетах составляет 2,3% против 31% в онлайн-магазинах.
Теперь невидимая рука рынка дотянулась и до лидеров DIY рынка и мебели. Крупнейший розничный продавец мебели и товаров для дома Bed Bath & Beyond (около 1,4 тыс. магазинов и гипермаркетов) отчитался о падении продаж на 17% в 2020 году (на 7% — в 2019 году, на 2,5% — в 2018 году). И это не только последствия пандемии, но и результат усилившейся конкуренции со стороны Amazon Home и Wayfair. В конце 2019 года крупнейший DIY игрок сингапурского рынка Home-Fix объявил о ликвидации 23 своих магазинов.
Ретейлеры за рубежом понимают, что закрытие гипермаркетов и потеря доли рынка не ошибки менеджмента в отдельных компаниях, а тенденция, поэтому ищут новые форматы взаимодействия с покупателем. Гиганты рынка DIY — Home Depot, Lowe’s в США и Kingfisher’s в Великобритании — лихорадочно запускают программы цифровой трансформации. У них рост онлайн-продаж компенсирует соответствующее падение офлайн-выручки. Кроме этого, они внедряют технологию Pick-up in Store, по сути превращая свои гипермаркеты в складские площади по сбору клиентских заказов.
Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
Автор — директор по стратегии X5 Retail Group
В конце сентября наблюдательный совет Х5 Retail Group решил начать трансформацию торговой сети «Карусель», состоящей из 91 гипермаркета в 56 городах и населенных пунктах России. Тридцать четыре «Карусели» оказались в локациях, подходящих под формат большого супермаркета. В них на сокращённых площадях торговых залов разместится успешно развивающийся «Перекресток». Двадцать гипермаркетов расположены в местах, где сохранять магазин бессмысленно. Многие из них — это локации за пределами городов, которые не попадают в зону шаговой доступности для покупателей. Остальные «Карусели» продолжат работать в прежнем формате. Решение по ним компания примет позже, после оценки результатов первого этапа трансформации.
Конечно, это не было спонтанно. Обсуждения будущего «Карусели» велись с 2018 года. Но тот факт, что она демонстрировала положительные финансовые результаты, несмотря на замедляющуюся динамику, а закрытие магазинов означало бы миллиардные списания с баланса компании, каждый раз останавливал в шаге от принятия решения. К настоящему же моменту картина окончательно прояснилась: гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего. И, как и в любом процессе эволюции, преимущество получает тот, кто раньше других осознает неизбежность изменений и начинает адаптироваться к новой реальности.
Кстати, про реальность. Гипермаркеты во всем мире чувствуют себя плохо. Сокращением торговых площадей в этом сегменте занимаются большинство крупных ретейлеров, работающих в этом формате, включая Carrefour, Casino и крупнейшего игрока — Walmart. Российские сети не являются исключением. Причём в отличие от Европы и США, где гипермаркеты активно развивались с середины 60-х годов прошлого века, в России они появились лишь в конце 1990-х. Это событие было настолько ярким, что первый российский гипермаркет, тогда это был «Рамстор», приехал открывать лично премьер-министр Виктор Черномырдин, а неизбалованные российские покупатели воспринимали поход в такие магазины как своеобразную форму досуга и даже просвещения. В гипермаркеты приезжали всей семьей и проводили в торговых залах по несколько часов — никто не жалел о потраченном времени. Учитывая, что на рынке отсутствовала достойная альтернатива, гипермаркеты были обречены на сокрушительный успех.
«Золотой век» гипермаркетов продолжался в России почти 15 лет. Одним из наиболее значимых его этапов стало открытие первого магазина «Ашан», который появился в августе 2002 года в подмосковных Мытищах. Французская пресса восторженно писала об открытии магазина в 20 километрах от Кремля, предрекая «Ашану» огромный успех. Так и оно и случилось — через 10 лет российский рынок для «Ашана» стал вторым в мире, уступая только домашней Франции, а магазины демонстрировали фантастические показатели по трафику и плотности продаж. В гонку за покупателя, выбирающего большие магазины, включилась и X5, приобретя в 2008 году торговую сеть из 23 гипермаркетов, работающих под брендом «Карусель». Тогда это было очень своевременно и, как показало время, правильно. Впоследствии торговая сеть увеличилась в четыре раза, приобрела миллионы лояльных клиентов и оказала большое влияние на становление Х5 как крупнейшего мультиформатного ретейлера в стране.
В 2012 году аналитики писали, что гипермаркеты, занимая в России всего 10% рынка, сильно отстают по этому показателю от западных стран, а потому имеют огромный потенциал роста. Однако примерно в то же время окончательно сформировались тренды, которые всего за несколько лет лишат гипермаркеты перспективы успешного будущего.
Первый тревожный звонок для больших магазинов прозвучал в середине 2000-х, когда в мире начался быстрый рост электронной коммерции. Казалось, что концепция all-in-one, когда в одном магазине можно было купить все — от молока и хлеба до телевизора и автомобильных ковриков, — явное преимущество гипермаркетов. Но именно ассортимент non-food стал первым слабым звеном в некогда успешном торговом механизме. И если в России влияние онлайн-игроков на гипермаркеты начало ощущаться в 2014-2015 годах, европейские коллеги столкнулись с этой проблемой на пять лет раньше и уже в 2010 году признавали электронную коммерцию серьезной угрозой. Постепенно из гипермаркетов начала исчезать электроника, бытовая техника, одежда и другие непродуктовые категории.
Несмотря на развитие электронной коммерции, рост выручки российских больших магазинов еще продолжался. Гипермаркеты создавали новые удобные сервисы, вводили программы лояльности, расширяли ассортимент в категории «фреш». В общем, пытались учесть все передовые практики в ретейле, позволяющие привлекать и удерживать клиентов.
Однако главный тренд — бурное развитие магазинов «у дома» — создал для гипермаркетов угрозу, противостоять которой они уже не смогли. Если смотреть динамику только по четырем ведущим игрокам в формате proximity («Пятерочка», «Магнит» и «Дикси», «Красное и белое»), они в 2010 году насчитывали всего 6700 магазинов, а в 2015-м уже 21 000. К началу 2019 года они стали управлять 36 800 адресов.
Означает ли это, что формат магазинов «у дома» одержал окончательную победу и процесс эволюции на какое-то время остановится? И снова ответ «нет». Сегодня на рынке формируется новая, удобная для покупателя модель — экспресс-доставка. За 30, а иногда и за 15 минут курьер привезет продукты, выбранные в удобном приложении мобильного телефона. Да, дороже. Да, ассортимент ограничен. Но вспомните про ноутбуки… В прошлом году в России рынок доставки продуктов, еще его называют e-grocery, составил всего 23 млрд руб. В этом году аналитики INFOLine прогнозируют 35 млрд, далее до 2022 года среднегодовой рост составит около 85%. Совсем незначительный объем по сравнению с пятнадцатитриллионным offline-рынком продуктов. Возможно, так и будет. Но в сегодняшнем быстро меняющемся мире было бы очень опасно полагаться исключительно на этот сценарий. Ведь есть и другой вариант развития событий – через несколько лет темпы роста могут значительно ускориться, а значит, предпочтения покупателей снова изменятся.
Исчезающий вид: что придёт на смену гипермаркетам
Читайте нас в Google Новости
Старые добрые гипермаркеты традиционного формата потихоньку уходят в прошлое. В рейтинге крупнейших ретейлеров их активно теснят марткетплейсы и жёсткие дискаунтеры. Сегодня покупатели ценят удобство, широчайший ассортимент и низкие цены. Всё это им дают интернет-платформы, супердешёвые магазины-склады и небольшие сетевые магазинчики «у дома». Это снизит доходы крупнейших торговых сетей, таких как METRO или «Ашан». Отдадут ли они своих покупателей без боя?
Смена парадигмы
По итогам января — июня 2021 года сети гипермаркетов «Ашан» и METRO покинули десятку крупнейших российских ретейлеров, где занимали два последних места. По оценкам аналитиков, год к году выручка «Ашана» сократилась на 17,3%, до 99,1 млрд рублей, выручка METRO осталась на уровне 96,1 млрд рублей. Теперь девятое место в рейтинге Infoline занял Ozon с оборотом 141,9 млрд рублей, а 10-ю строчку — сеть дискаунтеров «Светофор» с выручкой 120,5 млрд рублей.
Гипермаркеты во всём мире чувствуют себя неважно. И российские сети не являются каким-то исключением. Покупатели к данному формату явно охладели. Гипермаркеты отнимают много времени и требуют больших затрат на покупку впрок. На фоне снижения собственных доходов потребители предпочитают закупаться часто и понемногу в магазинах рядом с домом. Масла в огонь подливают вводимые в ряде регионов антиковидные ограничения на посещение торговых центров, где как раз и размещаются многие «динозавры» мира торговли.
Впрочем, не случись коронавируса, гипермаркеты всё равно вряд ли могли бы рассчитывать на светлое будущее. Все крупные игроки ещё до пандемии стали фиксировать снижение прибыли. У того же «Ашана» в 2018 году выручка упала на 8,5%, в 2019 году — на 13%. В 2020 году этот показатель сократился ещё на 12,2%.
Тот факт, что в десятку крупнейших ретейлеров попали маркетплейс и жёсткий дискаунтер — явление скорее закономерное. И вот почему.
Из офлайна в онлайн
Что представляет собой маркетплейс? Это платформа для электронной коммерции, на которой свои товары одновременно продаёт множество компаний. Маркетплейс только посредник, а потому его главная задача — максимально упростить коммуникацию между продавцом и покупателем.
Первым маркетплейсом стал всемирно известный Amazon, который увидел свет в далёком 1994 году. И, надо заметить, быстро нашёл своего покупателя. Первым российским маркетплейсом по праву считается Ozon, созданный по облику и подобию американской компании. Он вышел на рынок немного позднее — в 1998 году. Сначала он предлагал покупателям стандартный ассортимент — книги, DVD-диски. Однако постепенно ассортимент расширялся, охватывая всё новые категории: электроника, одежда, товары для дома. В попытке выжить в пандемию маркетплейсы стали продавать еду.
По данным исследования платёжного сервиса «Скрепка», в 2021 году спрос на онлайн-покупку продуктов питания вырос на 34%. Это продолжение тренда, заданного ещё в прошлом антиковидными ограничениями.
С начала пандемии россияне «распробовали» доставку продуктов на дом, оценили удобство и экономию времени. К тому же качество этих услуг непрерывно растёт: мы наблюдаем ужесточение конкуренции на рынке сервисов доставки за счёт появления новых амбициозных компаний, — рассказал NEWS.ru генеральный директор компании Алексей Шумилин.
С одной стороны, уход потребителя в онлайн — это попытка сократить затраты (жителю небольшого города или посёлка удобно и выгодно заказать доставку холодильника, чем ехать за ним самостоятельно в ближайший мегаполис), с другой — желание как можно меньше посещать общественные места, считает Варвара Орлова, основатель диджитал агентства PR-Games.
Товары повседневного спроса, одежда, обувь, книги, бытовая техника и электроника — всё это покупатели сегодня предпочитают приобретать удалённо, с помощью маркетплейсов, — сказала Орлова NEWS.ru.
Интересно здесь ещё и то, как на фоне смены поколений меняются потребительские предпочтения. Прежде всего за счёт возрастающей экономической активности «зумеров» (молодых людей в возрасте до 25 лет). В отличие от «миллениалов», склонных к спонтанным покупкам, «зумеры» чаще составляют списки необходимых товаров и проявляют повышенный интерес к заказу продуктов онлайн, заметил Шумилин. К тому же последние редко закупают продукты на длительный срок, предпочитая ежедневно докупать свежее.
«Жёсткие» игры
Смена поколений и потребительских предпочтений — это лишь одна сторона медали. Падение доходов населения, наблюдаемое с 2014 года, и общий экономический кризис в стране привели к увеличению числа магазинов, работающих в формате «жёсткий дискаунтер». Неудивительно, что именно формат супердешёвых магазинов, где экономят на комфорте покупателя, оказался самым быстрорастущим сегментом продовольственной торговли в России за последние годы.
Один из самых известных представителей магазинов низких цен — сеть «Светофор». Сам «Светофор» считает своей аудиторией «семейных людей со средним доходом или ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин один-два раза в неделю». При этом ретейлер обещает своим покупателям цены на 20% ниже, чем у других.
«Яркое мигание «Светофора» — ещё одно знаковое явление, порождённое пандемией и снижением доходов людей. Дискаунтер пришёлся в связи с этим как нельзя более кстати. Потребители готовы согласиться на меньший ассортимент, не столь высокое качество для того, чтобы платить меньше, — объяснил NEWS.ru главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Действительно, ассортимент дискаунтеров менее разнообразен, чем у классических магазинов. Здесь не увидишь фрукты и овощи, мясо, а также молочные продукты — всё то, что мы называем скоропортящимися продуктами. Это помогает сокращать расходы на персонал, благодаря чему в том числе жёсткие дискаунтеры держат низкие цены. К тому же практически все магазины практикуют формат самообслуживания, что опять же свидетельствует об экономии на персонале. Правда, этим российского покупателя явно не напугаешь.
Ближе к дому
Особую роль в торговле сегодня играют небольшие сетевые магазины «у дома», которые были в диковинку на заре «гипермаркетной» эры. В их ассортименте — всё самое необходимое: меньше, чем в гипермаркетах, но вполне достаточно для текущих нужд. Из дополнительных плюсов — шаговая доступность, возможность экономии времени на покупках.
Мы говорим о том, что «Ашан» и METRO покинули первую десятку ретейлеров, что воспринимается как событие, чуть ли не сенсация. Но при этом как на само собой разумеющееся не обращаем внимание на то, что первые два места по выручке стойко занимают X5 Group и «Магнит», — отметил Гойхман.
Тройка лидеров по итогам первого полугодия выглядит так: X5 Group («Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель») с выручкой более 1 трлн рублей, «Магнит» (801,6 млрд) и Mercury Retail Group («Бристоль» и «Красное & белое») с оборотом в 330 млрд. Цифры говорят сами за себя.
К слову, четыре ведущих игрока в формате proximity («Пятёрочка», «Магнит» и «Дикси», «Красное и белое») в 2010 году насчитывали всего 6,7 тысячи магазинов, а в 2015 году — уже 21 тысячу, а в 2019 году — почти 37 тысяч. Очевидно, магазины, работающие по принципам мягкого дискаунтера, и теперь пользуются популярностью у населения.
Туманные перспективы
А вот гипермаркеты, когда-то ставшие настоящим прорывом в российском розничном ретейле, со временем утратили все свои преимущества. Возможность купить «всё и сразу» за один заход в одном месте по относительно невысоким ценам меркнет перед новыми реалиями и трендами, признаёт Гойхман.
В обозримом будущем массового возвращения покупателя в гипермаркеты ждать не стоит, считает Алексей Шумилин. А потому, такие гиганты как «Ашан» и METRO в ближайшие годы сосредоточат своё внимание на работе с интернет-заказами.
Количество офлайн-магазинов в ближайшие пять лет сократится примерно на 15–20%, прогнозирует Шумилин. Но выручка «выживших» снизится незначительно. А всё благодаря активности покупателей старшего возраста, привыкших выбирать продукты с полки и воспринимающих еженедельную поездку в гипермаркет как семейный ритуал.
В Санкт-Петербурге закрывается известная сеть гипермаркетов
Лидер петербургской продовольственной розницы Х5 Group планирует в следующем году закрыть в Петербурге и Ленобласти последние гипермаркеты «Карусель», а также сократить число алкомаркетов «Пятьница». Высвободившие площади ретейлер намерен использовать для открытия новых магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Это единственный вариант для Х5 Group для запуска новых точек — полноценное развитие в регионе под запретом антимонопольной службы, пояснили в компании.
«Непрофильный бизнес»
Как сообщила Екатерина Родионова, директор по продажам макрорегиона Северо-Запад торговой сети «Пятёрочка», в 2022 году ретейлер планирует закрыть 7 магазинов «Пятьница» в Петербурге и Ленобласти — в итоге сеть собственных алкомаркетов Х5 Group сократится до 15 магазинов (алкомаркеты под собственным брендом в компании развивают с конца 2015 года).
«Алкомаркеты — не совсем профильный для нас бизнес. Нам проще в обычные магазины поставить маленький уровень ассортимента алкоголя, там, где это возможно, чем развивать специальный формат», — пояснила Екатерина Родионова.
Что касается «Каруселей», то Дарья Осиновская, исполнительный директор территории Северо-Запад «Перекрёстка» пояснила, что в СЗФО осталось всего три этих магазина. «Мы рассматриваем как продажу этих объектов, так и трансформацию их в «Перекрёстки», — говорит она.
Неэффективные точки
Рыночная доля Х5 Group по итогам 2020 года достигла 28,9% и третий год подряд превысила максимальный допустимый лимит в Петербурге (до 25%). Компания не может в течение года покупать и арендовать новые помещения под магазины — это запрещает ФАС. «Открытия в Петербурге возможны только за счет передачи точек. Единственная стратегия для нашего развития — это закрытие неэффективных магазинов и открытие на их месте более эффективных», —поясняет Дарья Осиновская.
Так, например, в декабре в Петербурге были открыты магазины под брендом «Джем» Перекрёсток» в Кирпичном переулке и Гражданской улице. Ранее на этих местах работали обычные «Перекрёстки», но с меньшим размером торгового зала. «Джем» —новый формат для Х5 Group магазинов площадью до 300 кв. м. Средняя площадь обычных «Петекрёстков» значительно больше, до 1200 кв. м.
Как пояснила Дарья Осиновская, в этих магазинах была полностью пересмотрена концепция. «Идея в том, чтобы в центре города больше внимания уделять готовой еде, продуктам категории fresh, меньше внимания — бакалее и сопутствующим товарам. Это магазины, рассчитанные на быстрые покупки», — говорит она. Ассортимент «Джем «Перекрёстка» — в 5 раз меньше, чем в супермаркете (не 15 тыс., а около 3 тыс. позиций). Через несколько месяцев работы двух пилотных точек в Петербурге и одной — в Москве в Х5 Group решат, стоит ли тираживать этот формат.
По словам Екатерины Родионовой, из-за ограничений ФАС, открытие магазинов дискаунтеров под брендом «Чижик» в Петербурге в следующем году не планируется. «Весь «Чижик» будет развиваться не у нас», — подчеркивает она. В сентябре в X5 Group заявили о цели за три года открыть 3 тыс. собственных дискаунтеров.
Екатерина Родионова говорит, что в 2022 году компания намерена сделать акцент на обновление существующих «Пятёрочек». «Сейчас доля обновлённых магазинов составляет 35%, в следующем году мы намерены довести их долю до 50%», — отметила она. В этом году было 13 магазинов, в следующем году под ремонт и последующий перезапуск планируют отдать 21 магазин.
Неактуальные форматы
Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков называет решения Х5 Group предсказуемыми. «Сеть собственных алкмаркетов было нужно либо развивать большим количеством магазинов, сопоставимых с количеством «Пятёрочек», что невозможно в Петербурге из-за ограничений ФАС, либо не развивать вообще. «Магнит», который пытался развивать собственную сеть алкомаркетов под брендом «Магнит Вечерний», отказался от своих планов без всяких ограничений ФАС, когда понял, что в этом формате он не конкурентоспособен. Похоже, что Х5 Group пришли к аналогичному выводу», — говорит он.
Закрытие «Каруселей» — также вполне закономерный шаг, считает Иван Федяков. Формат гипермаркетов находится под большим давлением — торговые сети, которые специализируются на них, не растут. «В гипермаркетах под непродовольственный ассортимент (от косметики до одежды) отводится до половины площадей, но они приносят всего 20-30% выручки, что является катастрофически неэффективным использованием площадей. Для Х5 Retail Group логично закрыть последние магазины и переформатировать их в «Перекрёстки» или даркстроры. Или можно сделать гибридный формат», — резюмирует Иван Федяков.
Х5 Group
Х5 Group — крупнейший по обороту российский ретейлер создан в мае 2006 года после слияния продуктовых сетей «Перёкресток» и «Пятёрочка». Управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», развивает цифровые сервисы «Перекрёсток Впрок», 5Post, сервисы экспресс-доставки и агрегатор «Около». По данным на 30 сентября 2021 года, под управлением компании находились 18 648 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России.
Сеть на территории СЗФО насчитывает 1816 магазинов «Пятёрочка», 148 супермаркетов «Перекрёстков» и 3 гипермаркета «Карусель».
Кто опередит «Магнит» и «Пятерочку»
Кто опередит «Магнит» и «Пятерочку»
Дни классических «магазинов у дома» — тех самых «Пятёрочек» и «Магнитов» — сочтены, считают Борис Агатов, исполнительный директор Project Line, и Олег Баландин, независимый эксперт по стратегическому развитию в ретейле. И рассказывают, что придет им на смену.
Может уже хватит называть только «Пятёрочки» и «Магниты» магазинами «у дома»? Цифровая трансформация быстро вносит свои коррективы в структуру существующего FMCG-ретейла и тот признак, по которому мы относили «Магниты» и «Пятёрочки» к магазинам у дома сейчас уже не так актуален. То, что они на каждом шагу на торговых улицах ни о чём в наш цифровой век не говорит.
Вот, кто действительно близко к дому так это пункты самовывоза Ozon, Wildberries и даже СДЭК, который в прямом смысле не является ретейлером, но через него идёт огромный поток товаров и это удобно покупателю. Их близость даже качественнее, чем близость традиционных магазинов. Им действительно нужно быть в таких местах, чтобы в тапочках можно было спуститься и забрать товар.
Что из этого следует? Мы получили новые форматы взаимодействия с потребителем, и форматы, казалось бы и не совсем розничные, которые соперничают друг с другом в важном аспекте удовлетворения потребности клиента, который сейчас становится решающим в выборе места покупки.
Тому, кто сможет её сократить по всей видимости и будет вручён венец победителя.
При всём огромном значении и огромном количестве «магазинов у дома», им по техническим причинам сложнее придвинуться к домохозяйствам, чем ретейлерам новой экономики.
Auchan недавно показал, что не очень удачное развитие компании (Auchan —единственный из крупных игроков фуд-ретейла по данным InfoLine показал сокращение выручки на 11% в 2020 году) приводит в первую очередь к сокращению и перепрофилированию торговых площадей. Вещь вроде бы очевидная, но цифровизация и тут вносит свои коррективы в этот процесс.
Борис Агатов: что собой представляет новый Amazon Go Grocery
Сервисам экспресс-доставки — «Самокату», «Яндекс.Лавке» — требуются распределённые сети доставки заказов и эти высвобождаемые площади могут уйти им.
Рискну предположить, что на горизонте 3–5 лет произойдёт следующая изменение торговой недвижимости, используемой сейчас для формата «магазинов у дома», которое будет вызвано в свою очередь давлением цифровой трансформации и изменению покупательских привычек.
Скорее всего будут сформированы четыре основных формата:
2. Собственно, сама экспресс-доставка займёт долю в товарах FMCG от 10% до 20%. Востребованность площадей для реализации этой формы торговли будет высокая, неминуемым образом появится ещё несколько подобных сервисов и не исключено, что такие сервисы будут активнее предлагать текущие игроки формата магазина «у дома», те же «Пятёрочка», «Магнит» и им подобные магазины, т.к. им проще реорганизовать и логистику и помещения. Скорее всего максимальное количество SKU для доставки у таких сервисов будет всё не больше 3000 SKU.
4. Оставшиеся магазины «у дома», почти на 50% будут замещены жесткими дискаунтерами разных размеров от 250 м2 до 1000 м2 и с очень базовым ассортиментом. Экономические предпосылки для роста доли жестких дискаунтеров среди офлайн-магазинов есть и за следующие 3–5 лет их доля вырастет до 20% и затем на горизонте 7-10 лет увеличится до 50%.
Но все карты будут спутаны, если получит распространение новый формат — доставка в подъезд.
Пока этот формат невыгоден никому, т.к. нет большой плотности доставки в домохозяйства, а, чтобы обеспечить такую плотность нужно резко сократить стоимость доставки и не только для потребителя, но и вообще для всей цепочки.
Такой игрок, как «Почта России» и быстро растущий и технологичный «Сбер» смогут сделать такой инфраструктурный проект. И это будет самый удобный способ доставки продуктов в домохозяйства, он устраняет все неудобства других способов получения продуктов и имеет несомненные достоинства, как для потребителя, так и для производителя и поставщика продукции.
Из этой комбинации может исчезнуть неповоротливый ретейл, несмотря на свою близость, т.к. массированная доставка в подъезды наилучшим образом подходит для производителей продукции, а не для ретейла. У производства продуктов появится новый мощнейший канал выхода напрямую на покупателя через сеть. Посмотрите на свой чек? Сколько там продуктов? Ах, вы уже перешли на заказы готовой еды или ингредиентов? Тогда, тем более! Еда сама идет к Вам! И вы вносите свой вклад в разрушение негибких форматов! Идет смена поколений и привычек в больших городах!
Если такая схема реализуется, то от каждого сегмента, которые мы упоминали (С-stores, экспресс-доставка, доставка день в день, жесткие дискаунтеры, классические «магазины у дома») гипотетическая «Почта России» сможет откусить от 5% до 10% и занять долю в FMCG-ретейле от 25% до 50%. За такие деньги можно и побороться.
В подготовке материала принимал участие Олег Баландин, независимый эксперт по стратегическому развитию в ретейле