Аип что это такое в строительстве
Аип что это такое в строительстве
БК РФ Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:
субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
Абз. 4 п. 1 ст. 179.1 в части взносов в уставные (складочные) капиталы не применяется к объектам, проектная документация которых утверждена до 01.01.2017, и договоры о строительстве (реконструкции) которых заключены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
Абз. 6 п. 1 ст. 179.1 не применяется к объектам, проектная документация которых утверждена до 01.01.2017, и договоры о строительстве (реконструкции) которых заключены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
Положения настоящего пункта не распространяются на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
за пределами территории Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
3. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ статья 179.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
ГАРАНТ:
Положения статьи 179.1 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.)
Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 179.1 БК РФ
Информация об изменениях:
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:
субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
ГАРАНТ:
Положения абзаца четвертого пункта 1 статьи 179.1 (в части предоставления в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой бюджетных инвестиций юридическим лицам в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ) в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 г. утверждена проектная документация в установленном законодательством РФ порядке и до 1 января 2018 г. заключены договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) указанных объектов капитального строительства
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
ГАРАНТ:
Положения абзаца шестого пункта 1 статьи 179.1 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 г. утверждена проектная документация в установленном законодательством РФ порядке и до 1 января 2018 г. заключены договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) указанных объектов капитального строительства
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
Положения настоящего пункта не распространяются на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
за пределами территории Российской Федерации.
2. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
3. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аип что это такое в строительстве
от 3 ноября 2020 года N 1871-ПП
Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы
(с изменениями на 7 сентября 2021 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 12 октября 2021 года N 1591-ПП
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
1.1. Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2020-2023 годы (приложение 1).
1.2. Ожидаемые конечные результаты реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2020-2023 годы (приложение 2).
2. Установить, что финансовое обеспечение Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2020-2023 годы в объемах, предусмотренных в приложении 1 к настоящему постановлению, осуществляется:
2.2. В 2021-2023 годах за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, в размере 735356848,2 тыс. рублей в 2021 году, 576913479,6 тыс. рублей в 2022 году 607639656,5 тыс. рублей в 2023 году.
3. Признать утратившими силу:
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В., министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Зяббарову Е.Ю.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу города на 2021–2023 годы
На заседании Президиума Правительства Москвы утвердили Адресную инвестиционную программу (АИП) города на 2021–2023 годы. В документе составлен список строящихся и проектируемых объектов, финансируемых за счет городского бюджета.
Новая программа сохранила приоритеты инвестиционной политики, определенные в 2011 году. В ближайшие три года планируется построить и ввести в эксплуатацию около 740 городских объектов. Среди них:
Линии метрополитена (километры)
Подстанции скорой помощи
Детские сады, школы и пристройки к школам
Парки, объекты культуры и культурного наследия (музеи, театры, культурно-досуговые учреждения, памятники, объекты культурного наследия)
Объекты социальной поддержки населения
Жилье (миллионы квадратных метров)
4,3 (с учетом программы реновации)
Пожарные депо, пожарно-спасательные части и прочие объекты
По-прежнему ключевой приоритет АИП — развитие транспортной инфраструктуры Москвы.
Метростроение
В 2021–2023 годах планируется ввод в эксплуатацию 58,1 километра линий, 25 станций, четырех электродепо, а также 33 объектов транспортно-пересадочных узлов. В частности, речь идет об участках Большой кольцевой, Солнцевской (от «Рассказовки» до станции «Внуково»), Сокольнической (от «Коммунарки» до «Потапова») и Люблинско-Дмитровской (от «Селигерской» до Северного района и станции «Южный порт») линий.
Дорожное строительство
За три следующих года планируется построить 271,9 километра дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Из них 77 километров дорог, 10 сооружений и четыре перехода — в ТиНАО.
Основные приоритеты программы — завершение строительства хордовых магистралей (Северо-Восточная хорда, Северо-Западная хорда, Южная рокада и Юго-Восточная хорда). Кроме того, в городе появится пять транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД.
Специалисты завершат развитие улично-дорожной сети на территории ЗИЛа и строительство крупных магистралей в ТиНАО. Также будет возведено 12 новых мостов. Пять из них сейчас находятся в строительстве, семь — в проектировании.
Жилищное строительство
Бюджетное финансирование жилищного строительства будет осуществляться за счет средств АИП и субсидии Московскому фонду реновации жилой застройки.
С 2021 по 2023 год для реализации городских программ планируется построить 4,3 миллиона квадратных метров жилья, в том числе 3,8 миллиона квадратных метров по программе реновации. В новостройки планируется переселить около 118 тысяч человек.
В новых кварталах создадут комфортную городскую среду с благоустроенными зелеными дворами, парками и зонами отдыха. В шаговой доступности будут социальные, торговые и прочие объекты повседневного спроса. Кроме того, в районах организуют удобный общественный транспорт.
Социальные объекты
Около 200 новых социальных объектов появится в городе за три года. Речь идет о строительстве 91 здания школ и детских садов, 30 поликлиник, 18 больничных корпусов, шести подстанций скорой медицинской помощи. В программу включено строительство восьми объектов здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково».
Кроме того, планируется завершить строительство крупных медицинских стационаров, среди которых многопрофильный медицинский центр с родильным домом в Коммунарке, лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра имени А.С. Логинова, лечебно-диагностический комплекс инфекционной клинической больницы № 1, многопрофильный лечебный комплекс в детской городской клинической больнице святого Владимира, а также лечебно-диагностические корпуса для оказания экстренной медицинской помощи в ряде городских больниц.
Объекты культуры
В рамках АИП в 2021–2023 годах планируется построить и реконструировать 21 объект культуры. Среди них два театра, четыре музея, две библиотеки, три культурно-досуговых учреждения, три памятника и три объекта культурного наследия.
После реставрации откроются здание Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, кинотеатр «Ударник», а также павильоны «Кролиководство» и «Главтабак» на ВДНХ. Кроме того, в Московском зоопарке заработает павильон «Ластоногие», а в поселке Шишкин Лес — культурно-досуговый центр.
Спортивные объекты
АИП предусматривает строительство 29 спортивных объектов, среди которых два футбольных поля и 14 физкультурно-оздоровительных комплексов. На их базе будет открыто 29 бассейнов.
Новыми знаковыми объектами спорта станут теннисный клуб и международный центр самбо и центр бокса на территории олимпийского комплекса «Лужники», кластер зимних видов спорта на Воробьевых горах, спортивный комплекс с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута в Некрасовке, а также футбольный стадион «Москвич».
Финансирование Адресной инвестиционной программы в 2021–2023 годах составит 1786,9 миллиарда рублей. В том числе:
Приоритеты расставлены
В ноябре 2020 года правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу города (АИП). Она представляет собой перечень объектов, строительство которых будет финансироваться из бюджета города. В очередной трехлетний период планируется построить и ввести в эксплуатацию около 740 объектов. АИП на 2021–2023 годы сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году.
О ключевых проектах на ближайшую трехлетку в интервью журналу «Инженерные сооружения» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
– Андрей Юрьевич, что станет основным вектором развития на ближайшие три года?
– Как и в прошлые годы, развитие транспортной системы столицы остается приоритетом для Стройкомплекса Москвы. И на первом месте – развитие метрополитена. В ближайшие три года в столице будет построено более 58 км линий и 25 станций метро. Среди наиболее важных проектов – завершение строительства Большой кольцевой линии. БКЛ возводится опережающими темпами, замкнуть кольцо мы намерены уже к 2023 году.
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно будет сделать:
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
На БКЛ запущены 12 станций метро.
В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).
Также в составе розовой линии метро действует открывшаяся в канун нового, 2021 года, «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.
Замкнуть кольцо планируется в 2022 году.
Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.
Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.
Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.
В течение трех лет также планируется построить участок Калининско-Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до «Внуково». Сокольническую линию продлят от Коммунарки еще на одну станцию – до «Потапово» («Новомосковская»).
Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ
На Люблинско-Дмитровской линии появятся четыре новые станции: «Южный порт» на юго-востоке столицы, «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех» – на северо-востоке.
Помимо новых участков линий и станций метро построят четыре крупных электродепо. По сути, это заводы по техническому обслуживанию современных составов, которые станут эксплуатировать на новых линиях.
Кроме того, в рамках Адресной инвестиционной программы создадут 33 транспортно-пересадочных узла. Это важный элемент работы по совершенствованию транспортной системы. К примеру, на станции «Нижегородская», которую мы открыли в марте 2020 года, объединили несколько видов транспорта: метро, Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры и наземный транспорт. Наша задача – сделать пересадку пассажиров между разными видами транспорта более комфортной и быстрой.
ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.
Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.
Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.
В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.
Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф.
В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.
В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».
В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).
В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).
Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.
– Известно, что 28% средств АИП предусмотрено на реализацию проектов дорожно-транспортного строительства. Какие конкретно объекты будут построены?
– Строительство дорог по-прежнему будет вестись высокими темпами. Этому направлению мы уделяем огромное внимание. Оно определено мэром Москвы Сергеем Собяниным как одно из важнейших для города. Программой предусмотрены строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию 270 км дорог.
Адресная инвестиционная программа (АИП) определяет, какие объекты построят в Москве за счет бюджета города.
С помощью АИП распределяются расходы столичного бюджета на финансирование мероприятий государственных программ на очередной финансовый год и плановый трехлетний период.
АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году. В трехлетний период 2022–2024 годов планируется построить и ввести в эксплуатацию свыше 700 городских объектов с учетом возведения домов по программе реновации.
Финансирование АИП в 2022-2024 годах запланировано в объеме 2177,4 млрд рублей, в том числе: 2022 год – 727 млрд рублей, 2023 год – 711,9 млрд рублей, 2024 год – 738,5 млрд рублей.
Развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы как по объему затрачиваемых средств, так и по ожидаемым результатам.
В 2022–2024 годах планируется ввести в эксплуатацию 58,5 км линий, 25 станций и три электродепо метрополитена.
Будет завершено строительство Большой кольцевой линии – самого большого метрокольца в мире, которое станет основным для дальнейшего развития сети метро на ближайшие 50–70 лет.
На карте метро появится Троицкая линия, головной участок которой будет открыт в 2024 году.
В 2022-2024 годах планируется ввести в эксплуатацию 285,6 км дорог, 89 искусственных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад) и 50 пешеходных переходов.
В 2022–2024 годах намечено завершить строительство более 210 новых социальных объектов и объектов обеспечения безопасности граждан, среди них: 78 зданий детских садов и школ, 23 поликлиники, 15 больничных корпусов, подстанция скорой медицинской помощи и другие.
Спортивная инфраструктура города пополнится 23 физкультурно-оздоровительными центрами, а также уникальными объектами, среди которых:
Для реализации городских жилищных программ в 2022-2024 годах планируется построить 5,5 млн кв. метров жилья, в том числе 5 млн «квадратов» по реновации. В новые дома переедут свыше 155 тыс. жителей расселяемых пятиэтажек.
Наряду со строительством жилья, в кварталах реновации будет продолжено возведение социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов будет создаваться комфортная городская среда, включающая благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный общественный транспорт.
За три года Стройкомплекс планирует завершить основной объем работ по созданию системы хордовых магистралей, в которую входят четыре крупных объекта: Северо-Восточная, Северо-Западная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада. Будет построено 89 транспортных сооружений – путепроводы, эстакады, тоннели, а также 12 автомобильных и пешеходных мостов через Москву-реку. Пять из них уже строят, а семь находятся на этапе проектирования.
Строительство новых хордовых магистралей – Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной рокады – ключевой проект развития улично-дорожной сети Москвы внутри МКАД. Их общая длина составит 138 км, что сопоставимо с длиной четырех ТТК.
В составе магистралей будет 189 эстакад, тоннелей и мостов, а также 81 пешеходный переход.
Хорды улучшат транспортную доступность 73 районов Москвы. Они свяжут вылетные магистрали и разгрузят районные дороги, ТТК, МКАД. Кроме того, хорды обеспечат дополнительные выезды из города на трассы федерального значения.
За счет бессветофорного движения на большинстве участков магистралей и перераспределения транспортных потоков среднее время поездки по городу сократится на 20-25%.
Северо-Западная хорда построена. Это новая скоростная магистраль, которая проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта. Общая длина дорог СЗХ, включая съезды и искусственные сооружения, составляет 83 км.
Трасса соединяет крупные городские магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.
Строительство хорды позволило снизить транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократился примерно на 10%.
Строительство тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, Северо-Западном, Северном и Северо-Восточном округах благодаря бессветофорному движению автотранспорта.
Уникальными дорожными объектами стали два тоннеля – Алабяно-Балтийский и винчестерный.
Северо-Восточная хорда пройдет от трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до Косинской эстакады и далее за МКАД – до строящейся трассы М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань».
СВХ соединит между собой крупные автомобильные магистрали города – МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щёлковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также даст выход на 15 крупных московских улиц – Фестивальную, Сельскохозяйственную, Березовую аллею, 3-й Нижнелихоборский проезд, Амурскую, Щербаковскую, Перовскую, Юности, Паперника и др.
Северо-Восточная хорда обеспечит диагональную связь между севером, северо-востоком, востоком и юго-востоком столицы, снизив транспортную нагрузку на центр, ТТК, МКАД и вылетные магистрали.
В районе Большой Академической улицы СВХ соединяется с Северо-Западной хордой, в районе шоссе Энтузиастов – с Юго-Восточной хордой.
Трасса СВХ пройдет по 26 районам Москвы и 10 крупным промзонам, которые с ее приходом получат возможности для развития.
СВХ обеспечит подъезд к 12 ТПУ, 21 станции метро и МЦК, а также к платформам МЦД-1 и перспективного МЦД-3.
Общая протяженность основного хода СВХ составит порядка 40 км. Всего – с учетом съездов и реконструкции прилегающей улично-дорожной сети – будет построено порядка 120 км дорог, 80 эстакад, мостов и тоннелей и 21 пешеходный переход.
Строительная готовность СВХ составляет 80%. Построены восемь из 11 участков магистрали.
Ведётся строительство двух участков от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Лухмановской улицы до Зенинского шоссе, а также проектирование участка с мостом через реку Пехорку для соединения СВХ с автомобильной дорогой «Москва-Нижний Новгород-Казань».
Их строительство планируется завершить до конца 2023 года.
Юго-Восточная хорда (ЮВХ) объединит 22 района: Нижегородский, Лефортово, Перово, Рязанский, Соколиная гора, Печатники, Южнопортовый, Текстильщики, Нагатинский затон, Курьяново, Марьино, Люблино, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Орехово-Борисово Северное, Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Чертаново Северное, Северное Бутово, Южное Бутово, Даниловский, Нагатино-Садовники. В них проживает около 2,5 млн человек. Длина хорды составит 96 км.
ЮВХ соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, ул. Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную ул., Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе.
Ее запуск улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.
Магистраль сформируют поэтапно.
Южная рокада пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Ее длина составит 65 км.
Она соединит крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский, Мичуринский и Ленинский проспекты, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу, Варшавское и Каширское шоссе, Пролетарский проспект, Люблинскую улицу.
Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца.
В планах также реконструкция пяти транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей с МКАД. Завершено развитие улично-дорожной сети на территории бывшей промзоны «ЗИЛ». На новых магистралях появятся 56 внеуличных переходов. Это очень крупные и важные объекты. Они представляют собой огромные сооружения – мосты или подземные тоннели, которые позволяют пешеходам безопасно переходить наши большие трассы. В новой Москве продолжится формирование поперечных дорожных связок. Из бюджета города на 2021–2023 годы запланировано строительство 77 км дорог и четырех пешеходных переходов. Ключевым проектом остается строительство магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
Новая дорога сооружается участками.
В 2018 году запущен первый участок – от Киевского до Калужского шоссе. Движение организовано по четырем полосам в обе стороны. Вдоль трассы проходят двухполосные боковые проезды, по которым запустили общественный транспорт.
Через год открыли второй участок – от Калужского шоссе до улицы Александры Монаховой. В его составе построили уникальный тоннель, где в одном уровне проходит дорога прямого хода, съезд и заезд с новой трассы на Калужское шоссе и два тоннеля Сокольнической линии метро.
Ведется строительство третьего участка магистрали от Боровского до Киевского шоссе. Здесь строят эстакаду через Боровское шоссе, тоннель под Киевским шоссе, съезды и два подземных перехода.
Заключительным этапом дороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе станет строительство многоуровневых транспортных развязок от транспортно-пересадочного узла «Столбово» до улицы Поляны в районе Южное Бутово.
Запустить магистраль полностью планируется в 2024 году.
Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино». Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве. Пути метро проходят посередине дороги. Выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.
– Как обстоят дела с вводом недвижимости? Не отразится ли на годовых показателях остановка стройки весной?
– Москва сохраняет темпы ввода недвижимости на уровне прошлых лет, несмотря на сложную ситуацию из-за пандемии. В столице по-прежнему наблюдаются высокие темпы и объемы строительства. Последние 10 лет мы ежегодно вводили не менее 8 млн кв. метров недвижимости. Если судить по текущим показателям, а введено уже 8,2 млн кв. метров недвижимости, совершенно точно выполним план 2020 года объемом 8,5 млн «квадратов». Что касается жилья, то по нему план мы не просто выполнили, а даже перевыполнили: при годовом плане 3,6 млн кв. метров ввели более 3,7 млн «квадратов».
Реновация жилья — не просто снос ветхого жилого фонда, но и расселение его жильцов в новые монолитные и панельные дома. Новые квартиры с качественным ремонтом комфорт-класса. Переселяют жителей в новые дома в том же районе. За дополнительную плату можно увеличить площадь жилья. Также есть возможность отказаться от предоставляемой квартиры и получить вместо неё денежную компенсацию.
Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года.
Сформирован ориентировочный перечень со сроками переселения домов по программе реновации.
Переселение пройдет в три этапа. В зависимости от хода работ сроки могут меняться.
Первый этап: начало переезда почти 170 тыс. москвичей в течение 2020-2024 годов – это 930 домов.
Второй этап: начало переезда порядка 330 тыс. москвичей в течение 2025-2028 годов – это 1630 домов.
Третий этап: начало переселения около 380 тыс. человек в течение 2029-2032 годов – это более 1800 домов.
В перечень изначально не были включены сроки переселения 688 домов. По этим территориям данные были опубликованы позднее.
Ознакомиться с официальными документами можно здесь.
Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Сегодня в него входит 533 адреса. В перечень стартовых площадок вошли готовые и строящиеся дома, участки, занятые парковками и зданиями, пустыри.
Размер жилых комнат будет не меньше, чем в старых квартирах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона станут больше. В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.
Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:
Из хаотичной и не всегда безопасной территории дворы превратятся в пространства, удобные для жизни: с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.
В прогулочных зонах установят фонари, лавочки и урны, разобьют клумбы, высадят деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.
Детские площадки будут безопасными, с резиновым покрытием, игровыми комплексами, качелями, песочницами, горками и лабиринтами; на спортивных площадках установят гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.
Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
Прием граждан осуществляется по адресу: Лихов переулок, д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи. Телефон для записи на приём +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).
Благодаря реновации около миллиона человек переедут в новые квартиры с отделкой комфорт-класса. Какие дома войдут в программу, решали сами жители.
Строительство жилья для нуждающихся и очередников до 2024 года тоже запланировано на уровне прошлых лет. За три года введем для них около 4,3 млн кв. метров жилых площадей. Среди объектов, запланированных к строительству, – жилье по программе реновации. Мы обеспечим новыми квартирами около 118 тыс. участников программы – это 10% от общего их числа. Это значит, что только по программе реновации нам предстоит спроектировать и построить 3,8 млн кв. метров жилья.
– Москва реализует масштабную программу по организации современной инфраструктуры здравоохранения и повышению доступности медицинских услуг. Над чем предстоит работать в ближайшие три года?
– Город инвестирует колоссальные средства в развитие системы здравоохранения. И это связано не только с пандемией, случившейся в этом году. Строительство многих крупных объектов было запланировано намного раньше, и мы выполняем все взятые на себя обязательства.
В ближайшие три года планируем построить еще 64 медицинских объекта, в том числе 18 крупных, таких как вторая очередь медцентра в Коммунарке, многофункциональный центр имени Логинова, большой комплекс зданий для инфекционной клинической больницы № 1.
Уникальный медцентр в Коммунарке
Кроме того, на территории Международного медицинского кластера в «Сколково» возведут восемь корпусов. Новые больницы будут высокотехнологичными, с продуманной логистикой лечения больных. Кроме того, возведем шесть крупных подстанций скорой помощи в разных округах Москвы. По уровню оснащенности и масштабу они будут сопоставимы с НИИ им. Склифосовского.
Здесь откроются филиалы 10-15 лучших зарубежных клиник. Они будут находится на территории особого правового регулировании и смогут работать по своим протоколам, нанимать врачей-иностранцев и использовать медицинское оборудование и препараты, которые еще не зарегистрированы в России.
В клиниках будет работать до 30% зарубежных врачей, остальные – российские. Для наших специалистов планируются обучающие курсы, тренинги и стажировки.
Международный медицинский кластер позволит значительно развить систему здравоохранения в Москве и во всей России.
В сентябре 2018 года для пациентов открылась первая клиника – диагностический центр известной израильской клиники «Хадасса». Его основным направлением стал комплексный скрининг состояния здоровья и различные сложные медицинские случаи.
Пока поток пациентов только формируется, поэтому израильские специалисты работают с нашими докторами удаленно – советуются, обсуждают нужные обследования, вырабатывают методы лечения. Как только клиника заработает в полную силу, иностранные врачи будут находиться здесь постоянно.
В 2021 году открылся второй, терапевтический корпус «Хадасса». Он специализируется на лечении онкологических заболеваний.
Следующим этапом развития клиники « Хадасса » в Москве станет строительство многофункционального Центра хронических болезней. Он рассчитан на 126 коек: 110 – круглосуточного стационара и 16 – дневного. Здесь будет осуществляться реабилитация, адаптация и социализация граждан с хроническими заболеваниями.
Срок строительства Центра хронических болезней – 2021-2023 годы.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=cl
В ММК откроется центр высокотехнологичной реабилитации площадью 25 тыс. кв. метров. Он будет специализироваться на кардиологической, травматологической, неврологической, пульмонологической, онкологической реабилитации.
Кроме оказания медицинских услуг, центр будет организовывать научные исследовательские программы в области реабилитации. Российские врачи, медсестры, фармацевты и медицинские техники смогут побывать на образовательных тренингах, программах подготовки и повышения квалификации.
Для пациентов реабилитационный центр откроет свои двери в 2023 году. Он сможет принимать около 3,5 тыс. человек в год.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=cl
Не у каждой клиники в ММК будет отдельное здание. Во время переговоров с потенциальными участниками кластера выяснилось, что не всем нужны большие площади, кому-то вполне хватит 1-2 тыс. кв. метров. Для размещения небольших специализированных клиник было принято решение построить многофункциональный медицинский центр (ММЦ).
Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=cl
Концепция центра, разработанная совместно с голландскими архитекторами, позволит быстро и недорого перепланировывать помещения под нужды разных клиник. Если им со временем потребуется увеличение площадей, они смогут расшириться. Кроме того, в центре можно организовать общий медицинский сервис, например, по диагностике, для снижения затрат на установку и обслуживание оборудования.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=cl
Не у каждой клиники в ММК будет отдельное здание. Во время переговоров с потенциальными участниками кластера выяснилось, что не всем нужны большие площади, кому-то вполне хватит 1-2 тыс. кв. метров. Для размещения небольших специализированных клиник было принято решение построить многофункциональный медицинский центр (ММЦ).
Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=clКонцепция центра, разработанная совместно с голландскими архитекторами, позволит быстро и недорого перепланировывать помещения под нужды разных клиник. Если им со временем потребуется увеличение площадей, они смогут расшириться. Кроме того, в центре можно организовать общий медицинский сервис, например, по диагностике, для снижения затрат на установку и обслуживание оборудования. Подробнее: https://stroi.mos.ru/mieditsinskii-klastier-v-skolkovo?from=c
Университетский госпиталь Страсбурга, который уже проектируется, станет уникальным объектом в плане логистики и зонирования пространства. Главной специализацией центра станет превентивная медицина и диагностика, информирующая пациентов о состоянии их здоровья, помогающая определять заболевания на ранних этапах и минимизировать риски сложного и дорогостоящего лечения, сложная хирургическая помощь.
Основой медицинской команды станут приглашенные из Европы ведущие врачи-специалисты, а использование нормативов иностранных государств позволит создать максимально комфортные условия для трансфера лучших технологий в московское здравоохранение.
Здесь построят два апарт-отеля для сотрудников клиник с детьми, будет создана социальная инфраструктура – появятся школа, детские сады.
Вторую часть кластера займет медицинский технопарк, включающий три «кита» проекта: медицинский университет, лаборатории и центры трансфера технологий, опытные производства. Благодаря научным исследованиям все время появляются новые технологии и решения, которые необходимо быстро внедрять как в систему обучения молодых врачей, так и в клиническую практику.
Образовательная часть будет управляться крупным иностранным образовательным оператором. В его компетенции – заключение партнерств с участниками международного кластера и российскими образовательными и медицинскими центрами.
Оператор укомплектует международный кадровый состав, будет отбирать студентов на коммерческой или грантовой основе, определит формат и программу обучения. Кроме обучения врачей, в функции оператора войдет реализация программы повышения квалификации.
Пациентом любой клиники может стать каждый человек независимо от гражданства и места жительства. Однако клиники-участники не работают по ОМС.
Три канала финансирования:
Адрес: Сколково, Большой бульвар, д. 46, с. 1.
Автобусный маршрут из центра: на экспрессе от м. «Славянский бульвар».
МЦД-1: станция Инновационный центр.
Для заезда на автомобиле нужно заказать пропуск по тел.: 8 (495) 126-21-82.
Также построим порядка 30 поликлиник. Появится и ряд объектов поддерживающего назначения: инженерного обслуживания, системы подачи воды и контроля стоков, вертолетные площадки для организации скорой помощи. Площадь всех построенных объектов здравоохранения составит почти 1 млн кв. метров. Все они будут оснащены по последнему слову техники.
Мы совершим серьезный шаг в развитии системы здравоохранения Москвы с вводом такого большого количества объектов. Обычно мы сдавали в трехлетку около 10–12 зданий для медучреждений, теперь же сдадим более 60. Это мощнейший рывок и очень большая программа, которая поднимет московское здравоохранение на еще более высокий уровень. Мы постараемся построить эти объекты быстрее. Хочу отметить, что по всем запланированным объектам Адресной инвестиционной программы – дорогам, метро, зданиям и комплексам под учреждения здравоохранения – сроки реализации сокращены в два-три раза по сравнению с нормативными.
– Где обустроят вертолетные площадки?
– Они появятся как на территориях крупных медицинских центров, так и в районах, где велика опасность чрезвычайных ситуаций: на МКАД, вылетных магистралях, а также на территории новых медцентров, чтобы можно было экстренно доставлять пострадавших для оказания медицинской помощи.
– Сколько объектов образования построят в столице?
– За бюджетные средства в разных районах столицы планируется построить 91 объект образования, из них 59 школ и 32 детских сада. Причем строить их будут не только на бюджетные деньги – около трети объектов образования возведут частные инвесторы в рамках комплексного освоения территорий столицы. У нас уже сегодня 75% районов города обеспечены соцобъектами в шаговой доступности от жилья. По этому показателю российская столица опережает Лондон и Нью-Йорк.
Строительство школ и БНК
Хочу напомнить, что за минувшие 10 лет в Москве построили и открыли 104 школы и 288 детских садов. Из них 15 детсадов и восемь школ – в этом году.
– Инвесторы не отказываются от строительства детских садов из-за потрясений, связанных с коронавирусом?
– Мы ведем с ними работу. Все заинтересованы, чтобы маховик экономики, в том числе строительный сектор, работал. Деньги, инвестированные в строительство, дают до 10 рублей дохода и притока инвестиций в сопряженные секторы – производство материалов, машин, мебели, товаров потребления.
Строительство – важнейший рывок в развитии экономики города и страны. Мы делаем все возможное, чтобы не сбавлять набранных темпов. Были определенные сбои, связанные с ограничительными мерами. Мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить выполнение обязательств как со стороны города, так и со стороны инвесторов. Еженедельно ведется контроль хода работ, анализируется ситуация по каждому объекту. Если требуется, вводим корректирующие меры.
Я уверен, что все городские и инвестиционные планы мы выполним. Хочу отметить, что даже во время действия ограничительных мер, строительная отрасль продолжила функционировать, и во многом благодаря тому, что большая часть административных процедур ранее была переведена в электронный вид.
Сегодня в онлайн-формате на единой платформе, портале mos.ru, доступны 22 госуслуги и 19 услуг ресурсоснабжающих организаций. Электронные процедуры остались востребованными и после снятия ограничений.
– Какие спортивные объекты запланированы в рамках АИП?
– Будет построено 29 объектов спортивного назначения. Из них 14 физкультурно-оздоровительных комплексов и два футбольных поля. На базе новых спорткомплексов появятся 29 бассейнов.
Предусмотрено также строительство ряда крупных объектов. Могу выделить спортивный кластер в Некрасовке площадью более 20 тыс. кв. метров. Здесь разместятся многофункциональные залы, крытый каток, бассейн, открытая площадка для экстремальных видов спорта с зоной воркаута и многое другое.
СПЕЦПРОЕКТ: как изменились «Лужники» после реконструкции
Еще один крупный объект – Международный центр самбо и бокса в «Лужниках». Блоки самбо и бокса расположат симметрично друг другу и объединят фасадом. При этом каждый из них будет функционировать независимо друг от друга, потоки посетителей не пересекутся. У каждого блока появится подземная парковка и свой набор технических и инженерных помещений. Тренироваться в Международном центре самбо и бокса смогут как профессиональные спортсмены, так и любители. Уровень оснащения комплекса позволит принимать соревнования самого высокого уровня, в том числе международные.
– Запланировано ли строительство и реконструкция объектов культуры?
– По итогам реализации АИП будет построен и реконструирован 21 объект культуры. Среди них два театральных и четыре музейных здания, а также три объекта культурного наследия.
– Какие мегапроекты включены в АИП помимо транспортного строительства?
– Таким ключевым мегапроектом станет Национальный космический центр (НКЦ). Здесь разместятся центральный офис и объединенный отраслевой информационный центр Госкорпорации «Роскосмос», штаб-квартиры ряда организаций отрасли, отраслевой банк, образовательный центр, конгрессно-выставочный центр и центр диверсификации производства. Площадь зданий НКЦ превысит 250 тыс. кв. метров. В рамках реализации проекта строительства Национального космического центра будут созданы рабочие места для 20 тысяч человек – работников инженерно-конструкторского состава предприятий отрасли, преподавателей, аспирантов и студентов базовых кафедр опорных вузов и резидентов отраслевого технопарка. Строительство Национального космического центра планируется завершить в конце 2022 года.
– В ближайшие три года завершатся главные крупные проекты – дороги, метро. А каковы планы на предстоящие 5–10 лет?
– Москва, безусловно, продолжит свое развитие через пять, шесть и семь лет. В предыдущее десятилетие наблюдался тренд, направленный на решение транспортных вопросов, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Причем упор делался не только на строительство новых объектов, но и на организационно-административные мероприятия – развитие общественного транспорта, увеличение количества такси и автобусов, создание большего количества удобного наземного и подземного транспорта, замену подвижного состава.