Академическая успеваемость что это
Понятие «академическая успеваемость» в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Академическая успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности учащихся, с теми, что были запланированы в начале обучения.
Возрастные и групповые различия академической успеваемости
Исследования, которые были проведены английским ученым В.Б. Докреллом, показали, что все учащиеся подразделяются в зависимости от своих способностей на несколько уровней. Кроме того, особое значение имеет и социально-экономический статус учащегося. Чем выше статус учащегося, чем развитие у него врожденные способности, тем больше вероятность, что он будет более успешным в учебе, более развит вербально. Соответственно, чем ниже социально-экономический статус учащегося, чем ниже развиты его врожденные способности, тем хуже будет его вербальное развитие, и тем ниже у него будут успехи в обучении.
Позднее исследование влияния социально-экономических параметров на развитие интеллекта у учащихся были проведены в 1930 году Дж. Б. Маллером (г. Нью-Йорк). В ходе проведенного исследования было проведено сопоставление академической успеваемости и экономического статуса семьи учащегося. Как следствие была выявлена их прямая зависимость.
В конце 30-х голов Э. Торндайк значительно расширил предыдущие исследования. Им было организовано исследование, в ходе которого изучалась зависимость интеллектуального развития от экономического благополучия города. Результаты показали, что чем выше доход граждан, тем большую заботу они проявляют в получении образования.
Позже Р. Линн провел исследования, которые показали, что на уровень интеллектуального развития ребенка оказывает влияние уровень образования отца. А интеллект взрослого человека связан с уровнем его материального положения. Кроме того, было установлено, что более успешными становятся единственные дети в семье или первенцы.
Особого внимания заслуживают исследования, которые показали существующую взаимосвязь между количеством детей в семье и уровнем их интеллекта. Так, исследования продемонстрировали, что самый высокий уровень интеллекта у первого по рождению ребенка, далее уровень снижается и вновь повышается лишь с восьмого ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Большая часть исследовательских работ по изучению «академической успеваемости», посвящена изучению влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Так, С. Бэл выявил положительную взаимосвязь между креативностью, поленезависимостью и академической успеваемостью.
Р. Розенстратен и А. Потайер установили, что в основном лица, имеющие высшее образование, являются поленезависимыми. Это связано с тем, что поленезависимость оказывает положительное влияние на стиль мышления и восприятия.
Основные особенности академической успеваемости поленезависимых учащихся:
Сущность академической успеваемости в психологии
Помимо исследований академической успеваемости и ее взаимосвязи с различными параметрами личности и окружающего социума, ученые занимаются изучением возможности предсказания академической успеваемости на достоверном уровне. Особенно этот вопрос актуален для экономически развитых стран, которые вкладывают значительные ресурсы в обучение и развитие своих граждан.
В ряде исследований, академическая успеваемость, рассматривается как средний балл учащегося за весь период его обучения. Однако, ряд авторов считают, что средний балл является несовершенной единицей измерения. Обусловлено это инфляцией оценок. Так, одна и та же оценка может быть поставлены за один и тот же уровень освоения предмета, но на разных ступенях обучения. В этой связи необходимо исследовать средний балл в ходе исследования различных студенческих выборок, при установлении четких границ оценок.
В последующем, несмотря на все явные и скрытые недостатки, средний балл стал рассматриваться как значимая, устойчивая и надежная шкала уровня интеллекта.
В настоящее время средний балл как шкала используется при исследовании:
Таким образом, несмотря на все проблемы, которые имеются в использовании среднего балла, он вполне успешно применяется в качестве показателя академической успеваемости в ряде психологических исследований.
Психологические предикторы академической успеваемости
Предикторы академических достижений традиционно выстраиваются в континууме от когнитивных (способности, интеллект) до не когнитивных (личностные черты, личностный потенциал, мотивация) факторов.
Традиционно одним из основных факторов успешности обучения в учебных заведениях разного уровня, являются следующие когнитивные факторы: умственные способности и интеллект.
Взаимосвязь между уровнем психометрического интеллекта и академическими достижениями на протяжении ХХ века была многократно доказана на разных типах выборок и в разных странах. Это связано с тем, чтобы использованы тесты психометрического интеллекта, специально разработанные для определения и оценки успешности обучения в разных видах учебных заведений (школа, колледж, ВУЗ и т.д.).
Однако тенденция последних лет показывает важность изучения и так называемых не когнитивных факторов академических достижений. Недавние исследования показывают, что во многих случаях важным для успешного обучения оказываются не только когнитивные способности и уровень интеллекта, но и личностные особенности, отвечающие за их успешное использование.
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, влияющие на академическую успеваемость
Индивидуальные различия, влияющие на академическую успеваемость
Детская полуструктурированная домашняя учебная среда переходит в более структурированную учебную среду, когда дети идут в первый класс. Ранняя академическая успеваемость способствует более поздней академической успеваемости.
Первые несколько лет жизни детей имеют решающее значение для развития языковых и социальных навыков. Готовность школы в этих областях помогает учащимся приспособиться к академическим ожиданиям.
Исследования показали, что физическая активность может увеличивать нейронную активность в головном мозге, в частности, улучшая исполнительные функции мозга, такие как продолжительность концентрации внимания и рабочая память ; и улучшить успеваемость как учеников начальной школы, так и первокурсников колледжей.
Некогнитивные факторы
Самоэффективность
Мотивация
Самоконтроль
В ходе длительного исследования теста на зефир исследователи обнаружили связь между временем ожидания второго зефира и более высокими академическими достижениями. Однако это открытие применимо только к участникам, у которых зефир был на виду и которые были размещены без какой-либо тактики отвлечения внимания.
Высокий локус контроля, когда человек приписывает успех личному принятию решений и положительному поведению, например дисциплине, является ответвлением самоконтроля. Было обнаружено, что высокий локус контроля имеет положительную прогностическую связь с высоким университетским средним баллом.
Внеклассные занятия
Организованные внеклассные мероприятия или культурные мероприятия дали положительную связь с высокой успеваемостью, включая повышение посещаемости, вовлеченности в школу, средний академический балл, послесреднее образование, а также снижение показателей отсева и депрессии. Кроме того, положительные результаты в развитии были обнаружены у молодежи, которая занимается организованной внешкольной деятельностью. Легкая атлетика в старших классах связана с хорошей успеваемостью, особенно среди городской молодежи. Однако участие в легкой атлетике было связано с увеличением потребления алкоголя и злоупотребления ими среди старшеклассников, а также с увеличением прогулов.
Хотя исследования показывают, что существует положительная связь между успеваемостью и участием во внеклассных мероприятиях, практика, лежащая в основе этой взаимосвязи, не всегда ясна. Более того, существует множество не связанных между собой факторов, которые влияют на взаимосвязь между академической успеваемостью и участием во внеклассных мероприятиях (Mahoney et al., 2005). Эти переменные включают: гражданскую активность, развитие личности, позитивные социальные отношения и поведение, а также психическое здоровье (Mahoney et al., 2005). В другом исследовании, посвященном молодежи, сообщалось, что положительная социальная поддержка и развитие, которые могут быть получены через организованные послешкольные мероприятия, полезны для достижения академических успехов (Eccles & Templeton, 2002). Что касается академической успеваемости, необходимо учитывать целую группу переменных. Некоторые из этих переменных включают: демографические и семейные влияния, индивидуальные характеристики, а также программные ресурсы и содержание (Mahoney et al., 2005). Например, было обнаружено, что социально-экономический статус играет роль в количестве учащихся, участвующих во внеклассных мероприятиях (Covay & Carbonaro, 2010). Кроме того, предполагается, что отношения со сверстниками и поддержка, которые развиваются во внеклассной деятельности, часто влияют на успеваемость людей в школе (Eccles & Templeton, 2002). Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.
В заключение, большинство исследований показывают, что внеклассные занятия положительно коррелируют с академической успеваемостью (Mahoney et al., 2005). Было упомянуто, что можно провести дополнительные исследования, чтобы лучше понять направление этих отношений (Eccles & Templeton, 2002). Вместе эта информация может помочь нам лучше понять конкретные аспекты, которые следует учитывать при рассмотрении влияния, которое участие во внеклассной деятельности может оказать на академическую успеваемость.
Успешные воспитательные действия
В рамках исследовательских проектов анализируется опыт, который показывает, как внедрение успешных образовательных мероприятий (SEA) в школах с большим количеством прогулов способствует повышению успеваемости.
Академическая успеваемость, понятие, возрастные и групповые различия, соотношение с интеллектом
Возрастные и групповые различия
Первое большое исследование роли социально-экономических параметров и их связи с формированием интеллекта было проведено Дж.Б.Маллером в Нью-Йорке в 1930 г. Маллер сопоставил академическую успеваемость и экономический статус (доход) семей у ста тысяч 10-летних детей. Корреляция показала на взаимную зависимость этих показателей.
В конце 30-х годов Э. Торндайк обобщил обширные социологические данные в США сгруппировал их категории. Результат: чем благополучнее город (выше доход граждан, больше заботы об образовании и т.д.), тем выше интеллект.
Р.Линн – осн. идея показать какой фактор самый значимый.
Оказалось, что образование отца влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Этот уровень, в свою очередь, связан с интеллектом человека во взрослом возрасте. А интеллект взрослого человека уже связан с тем уровнем материального положения, который он достигает.
При чем ур-нь образования отца значим как для девочек, так и для мальчиков.
Гальтон, проведя исследование, выявил, что наиболее успешными и выдающимися личностями становятся первенцы или единственные дети в семье.
Пpоблема влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Большая часть эмпиpических pабот в этом напpавлении связана с поленезависимостью.
С.Бэл выявил положительные связи между поленезависимостью, кpеативностью и академической успеваемостью у 150 студенток индийского унивеpситета.
Р.Розенстpатен и А.Потайеp:
Сpеди лиц с высшим образованием больше поленезависимых. По мнению авторов, обучение развивает поленезависимый стиль мышления и восприятия.
М.Ниаз:
Наибольшую способность к обучению имеют поленезависимые с мобильным стилем, т.е. умеющие действовать и в манеpе полезависимых.
Студенты с поленезависимостью:
· используют меньшее количество слов для записи, употребляют больше простых предложений, чаще сокращают слова, используют синонимы, пеpефpазиpуют мысль, т.е. подвеpгают текст большей пеpеpаботке.
· хаpактеpно графическое стpуктуpиpование текста с применением подчеркиваний, сменой шрифта или цвета.
· умение быстро переводить новую информацию на свой язык.
Билет 26.
Феномен креативности и его изучение в рамках дифференциальной психологии
· повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний,
· поиск новых решений проблем на основе выдвижения гипотез.
Дж. Гилфорд. На первых этапах изучения креативности ее отождествляли с дивергентным мышлением, а сам подход такого изучения назвали психометрическим.
Выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Позже остановился на 6 параметрах креативности:
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);
• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);
• гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
• способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
1) предлагается некоторый текст, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;
2) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить всевозможные их последствия.
А.Матвеев выделяет этапы креативного процесса:
Приступая к работе над задачей, возникает несколько вариантов решения. Однако чаще всего эти решения не являются настоящим решением проблемы.
Анализ данных о проблеме, сопоставление их, обращение к предыдущему опыту.
Момент фрустрации при решении творческих задач является ключевым. Важно просто оставить ее на время, переключиться на другую деятельность.
Сознательное откладывание проблемы, но подсознание активно ищет пути решения задачи.
Неожиданно приходит решение. Момент нахождения ответа сопровождается сильными положительными переживаниями.
6. Проверка решения
Проверка насколько ответ верен, насколько решение адекватно.
Некоторые авторы выделяют четыре особенности личностной креативности:
Креативность и воображение
Л. Б. Ермолаева-Томина (1975) считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) пишут, творчество выступает как процесс и результат, а креативность – как мотивационно-потребностная основа творчества.
Тейлор объеденив 60 определений креативности, разделил на 6 типов:
4) психоаналитические – креативность как результат взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я;
М. А. Холодная (2002) рассматривает креативность в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление, т.е. готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.
Креативность в широком значении – это творческие интеллектуальные способности, способность привносить новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи, способность осознавать пробелы и противоречия, способность отказываться от стереотипных способов мышления.
Критериев креативности:
1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от обще-
принятых, типичных ответов);
3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);
4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, наоборот).
креативность разными авторами:
• способность к творчеству;
• нечто новое, оригинальное;
• реструктурирование целостной системы;
• необычное кодирование информации;
• результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;
• выход за переделы уже имеющихся знаний;
• нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию,
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов. Креативность включает семь симптомокомплексов:
Половые различия:
1) А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8–9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.
2) А. К. Канатова (2000), обследовавшего 207 мужчин и 250 женщин в большом возрастном диапазоне: у мужчин креативность несколько выше, чем у женщин.
3) Г. В. Усачева (2005) нашла, что у девочек младших классов креативность выше, чем у мальчиков-сверстников, а также данные А. В. Челноковой (2007), не выявившей различий в креативности у студентов мужского и женского пола.
4) Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и
выявила, что невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет нее у них же выше и общая креативность.
5) О. М. Разумникова (2006) выявила достоверные половые различия (в пользу мужчин)
по оригинальности и количеству изображений в тесте «Круги» и оригинальности в ассоциативном тесте.
Билет 27. Теории черт личности, основные положения, достоинства и критика. Структура личностных черт, модели Г. Олпорта, Г.АЙзенка, Р.Кеттелла, «Большая пятерка» способы выделения черт и их классификация.
Теория черт Г.Олпорта. публикация 1921г.
Разделение личностных черт от состояний, действий.
— центральные (менее обобщенные, в какой-то степени являются уточнением кардинальных)
— вторичные (частные черты, которые характеризуют поведение в конкретной ситуации)
Отличие между чертами по обобщенности и значимости в детерминации поведения.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 664 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Академическая успеваемость
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, влияющие на академическую успеваемость [ править ]
Индивидуальные различия, влияющие на академическую успеваемость [ править ]
Детская полуструктурированная домашняя учебная среда переходит в более структурированную учебную среду, когда дети идут в первый класс. Ранняя академическая успеваемость способствует более поздней академической успеваемости. [4]
Первые несколько лет жизни детей имеют решающее значение для развития языковых и социальных навыков. Готовность школы в этих областях помогает учащимся приспособиться к академическим ожиданиям. [7]
Исследования показали, что физическая активность может увеличивать нейронную активность в головном мозге, в частности, улучшая исполнительные функции мозга, такие как продолжительность концентрации внимания и рабочая память ; [8] и улучшить успеваемость как учеников начальной школы [9], так и первокурсников колледжей. [10]
Некогнитивные факторы [ править ]
Самоэффективность [ править ]
Мотивация [ править ]
Самоконтроль [ править ]
В ходе длительного исследования теста на зефир исследователи обнаружили связь между временем ожидания второго зефира и более высокими академическими достижениями. Однако это открытие применимо только к участникам, у которых зефир был на виду и которые были размещены без какой-либо тактики отвлечения внимания. [11]
Высокий локус контроля, когда человек приписывает успех личному принятию решений и положительному поведению, например дисциплине, является ответвлением самоконтроля. Было обнаружено, что высокий локус контроля имеет положительную прогностическую связь с высоким университетским средним баллом. [16]
Внеклассные мероприятия [ править ]
Организованные внеклассные мероприятия дали положительную связь с высокой успеваемостью [17], включая повышение посещаемости, вовлеченности в школу, среднего успеваемости, послесреднего образования, а также снижение показателей отсева и депрессии. [18] Кроме того, положительные результаты в развитии были обнаружены у молодежи, которая занимается организованной внешкольной деятельностью. [19] Легкая атлетика в старших классах связана с хорошей успеваемостью, особенно среди городской молодежи. [20] Однако участие в легкой атлетике было связано с увеличением потребления алкоголя и злоупотребления ими среди старшеклассников, а также с увеличением прогулов. [21]
Хотя исследования показывают, что существует положительная связь между успеваемостью и участием во внеклассных мероприятиях, практика, лежащая в основе этой взаимосвязи, не всегда ясна. Более того, существует множество не связанных между собой факторов, которые влияют на взаимосвязь между академической успеваемостью и участием во внеклассных мероприятиях (Mahoney et al., 2005). Эти переменные включают: гражданскую активность, развитие личности, позитивные социальные отношения и поведение, а также психическое здоровье (Mahoney et al., 2005). В другом исследовании, посвященном молодежи, сообщалось, что положительная социальная поддержка и развитие, которые могут быть получены посредством организованных послешкольных мероприятий, полезны для достижения академических успехов (Eccles & Templeton, 2002). Что касается академической успеваемости, необходимо учитывать целую группу переменных.Некоторые из этих переменных включают: демографические и семейные влияния, индивидуальные характеристики, а также программные ресурсы и содержание (Mahoney et al., 2005). Например, было обнаружено, что социально-экономический статус играет роль в количестве учащихся, участвующих во внеклассных мероприятиях (Covay & Carbonaro, 2010). Кроме того, предполагается, что отношения со сверстниками и поддержка, которые развиваются во внеклассной деятельности, часто влияют на успеваемость людей в школе (Eccles & Templeton, 2002). Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.Было установлено, что социально-экономический статус играет роль в количестве учащихся, участвующих во внешкольных мероприятиях (Covay & Carbonaro, 2010). Кроме того, предполагается, что отношения со сверстниками и поддержка, которые развиваются во внеклассной деятельности, часто влияют на успеваемость людей в школе (Eccles & Templeton, 2002). Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.Было установлено, что социально-экономический статус играет роль в количестве учащихся, участвующих во внешкольных мероприятиях (Covay & Carbonaro, 2010). Кроме того, предполагается, что отношения со сверстниками и поддержка, которые развиваются во внеклассной деятельности, часто влияют на успеваемость людей в школе (Eccles & Templeton, 2002). Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.Учитывая все эти переменные, важно лучше понять, как академические достижения могут рассматриваться как в отрицательном, так и в положительном свете.
В заключение, большинство исследований показывают, что внеклассные занятия положительно коррелируют с академической успеваемостью (Mahoney et al., 2005). Было упомянуто, что можно провести дополнительные исследования, чтобы лучше понять направление этих отношений (Eccles & Templeton, 2002). Вместе эта информация может помочь нам лучше понять конкретные аспекты, которые следует учитывать при рассмотрении влияния, которое участие во внеклассной деятельности может оказать на академическую успеваемость.
Успешные воспитательные действия [ править ]
В ходе исследовательских проектов анализируется опыт, который показывает, как внедрение успешных образовательных мероприятий (SEA) в школах с большим количеством прогулов способствует повышению успеваемости. [22] [23] [24]
Понятие «академическая успеваемость» в психологии — Суть понятия академическая успеваемость
Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшего образования является академическая успеваемость, которая связана с повышенными требованиями к специалистам и вызвана высокой скоростью развития технологий, огромным потоком информации и, как следствие, необходимостью принятия мер по повышению качества высшего образования и, соответственно, повышению академической успешности студентов. Эта проблема изучалась в общей школьной педагогике, но до сих пор остается предметом жарких дискуссий и областью противостояния совершенно противоположных точек зрения на аспект определения ведущих факторов академической успеваемости и профилактики неуспеваемости. В настоящее время существует большая потребность в исследовании этой проблемы в педагогике высшего образования.
Рассматриваемая проблема изучалась в педагогике общеобразовательной школы с точки зрения определения понятий «неуспеваемость», «отставание» в учебном процессе. Исследователи пытались найти пути и методы преодоления такого явления, как неуспеваемость студентов.
Сначала были предприняты попытки объяснить причины этой проблемы, выдвинута гипотеза о влиянии интеллекта на учебную деятельность студентов. Затем начался активный поиск эффективных подходов и методов обучения, уделяя особое внимание мастерству преподавателя, подчеркивая необходимость индивидуального подхода к ученику. Позднее в исследованиях стала прослеживаться тенденция к изучению влияния мотивации на успеваемость учащихся. Наконец, было установлено, что важным фактором, который непосредственно влияет на учебную деятельность и ее успешность, являются личностные характеристики студента. Так, в последнее время исследователи выявляют влияние различных групп факторов на академическую успеваемость студентов, таких как интеллектуальные и личностные характеристики, мотивация, ценностные ориентации, организация учебного процесса, уровень преподавательского мастерства, самостоятельная работа студентов, уровень саморегуляции и самоменеджмента и другие.
Суть понятия академическая успеваемость
В связи с тем, что исследования по проблеме академической успешности характеризуются большой неоднородностью и базируются на различных предположениях и основаниях, изучение концептуальных рамок и уточнение (на логическом и семантическом уровне) терминологии для преодоления различий в исходных понятиях, которые приводят к трудностям понимания внутри и вне образовательного сообщества, является особенно актуальным. В настоящее время в психолого-педагогической литературе используются термины «академическая успеваемость», «успеваемость», «успешность обучения», «эффективность обучения», «успешность обучения», которые близки друг к другу, но не идентичны. Существует множество определений термина «успеваемость», и разные исследователи фокусируются на разных его сторонах, что приводит к узкой и специфической трактовке. Образовательные достижения в высшем образовании отражают степень овладения объемом знаний, умений, навыков, способностей, определенных стандартами высшего образования с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины и постоянства. Академическая успеваемость выражается в оценках. Высокая успеваемость достигается благодаря системе дидактических и педагогических средств, оптимальной организации учебной деятельности. Академическая успеваемость — это не только мера познавательной активности, определяющая уровень и объем знаний, степень прилежания, но и, в определенном смысле, отношение студентов к своей специальности, степень соответствия интересов и талантов личности целевой функции университета. Исследователи подчеркивают, что успеваемость отражает продуктивную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах), а успешность обучения — в большей степени — его процессуальную, качественную сторону. Успех в учебе — это компонент жизненного успеха в университете. Термин «успешность обучения» впервые был использован в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки». Более подробно был разработан и рассмотрен Н.И. Мешковым в 2007 году. В настоящее время понятие «обучение» в высшем образовании понимается как целенаправленный, контролируемый, регулируемый учебными программами и планами процесс активного формирования профессиональных знаний и соответствующих навыков и умений, личностных качеств студентов.
В.А. Якунин считает, что академическая успеваемость, успешность обучения и учебная деятельность являются обобщенными критериями эффективности обучения. С точки зрения управления, успеваемость можно определить как степень соответствия фактических результатов учебной деятельности студентов запланированным результатам, а успешность обучения — как эффективность управления учебно-познавательной деятельностью студентов, обеспечивающая высокие психологические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, физических, психологических и т.д.).
Критерием успешности обучения является академическая (учебная) успеваемость, которая отражается в балльной оценке (балл), а также интерес, мотивация, качество и методы умственного труда (активность, интенсивность, темп, продолжительность, последовательность, соотношение рациональных и иррациональных методов работы и т.д.). В силу индивидуально-психологических различий в структуре учебно-познавательной деятельности одни учащиеся довольно быстро и легко достигают высоких результатов обучения, другие — относительно медленно, а третьи вообще не могут к ним приблизиться. В данном случае речь идет о таких особенностях психического развития человека, как обучаемость и воспитуемость, то есть приобретаемая под влиянием воспитания, обучения и образования внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами дальнейшего обучения и воспитания. Обучаемость и воспитуемость становятся важнейшими условиями и факторами дальнейшего развития и становления человека как личности и субъекта деятельности.
Роль отношений в учебном процессе
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных изучению противоположной проблемы — неуспеваемости и неуспеваемости учащихся средних школ, в то время как проблема определения влияния различных факторов на академическую успешность студентов высших учебных заведений остается недостаточно разработанной.
Успех любой деятельности, в том числе и учебной, обеспечивается активностью личности и ее оптимальным психическим состоянием. Учебная деятельность — это мотивированная деятельность учащихся по достижению целей обучения. Особенностью учебной деятельности является то, что в процессе ее осуществления человек не только усваивает знания, но и формируется как личность. Учебная деятельность студентов высших учебных заведений характеризуется профессиональной направленностью, что связано с усилением роли профессиональных мотивов самообразования и самообучения. С точки зрения Н.М. Пейсахова, учебная деятельность рассматривается как сложная динамическая система, определяемая уровнями установок, поведения, когнитивной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения (функциональных состояний). Все эти уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому нарушение, сбой в одном звене учебной деятельности приводит к нарушению и снижению эффективности работы всей системы.
Структура учебной деятельности включает в себя уровень отношений между учеником и учителем, между учеником и его одноклассниками. Если у учителя и ученика есть общие цели, общение между ними будет творческим общим делом. Если активная личность (учитель) в общении со студентом ставит перед собой цель передать знания, а пассивная личность (студент) рассматривает общение как средство получить оценку, зачет, то отношения между ними будут на уровне менеджмента. Если активный человек (студент или преподаватель) в общении рассматривает общение с пассивным человеком как средство получить что-то, а пассивный человек ставит перед собой цель, то общение между ними будет на уровне сервиса (пассивный человек обслуживает активного). Уровень взаимоотношений между учителем и учеником влияет на поведение ученика, его познавательную активность, психическое состояние, а через него и на его функциональное состояние.
Отношения, возникающие в учебном процессе в общении между преподавателем и студентом, группой студентов, безусловно, оказывают большое влияние на все уровни учебной деятельности, на формирование и становление личности, индивидуальности студента. В этом случае, только если каждый из коммуникантов понимает другого и принимает его таким, какой он есть, отношения будут способствовать развитию творческих способностей ученика, формированию его индивидуальности.
Внутренние факторы успеваемости студентов
Наиболее сложная и многочисленная группа факторов, влияющих на успеваемость студентов, представлена психологическими характеристиками самого субъекта обучения.
Современная психология делит все психические явления на три группы: психические процессы, психические свойства и состояния. На успех обучения студентов влияют факторы, входящие в каждую из этих групп.
Влияние психических процессов на успешность обучения. На успешность обучения студентов влияет уровень функционирования когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. При прочих равных условиях, чем лучше функционируют когнитивные функции, тем выше успеваемость ученика. Уровень функционирования когнитивных процессов, в свою очередь, обычно связан с психическими характеристиками (способностями) и психическими состояниями субъекта.
Влияние психических состояний на академическую успеваемость студентов. Психические состояния студентов косвенно влияют на их успеваемость, воздействуя на психические процессы. Неблагоприятные психические состояния дезорганизуют функционирование когнитивных процессов и, таким образом, становятся факторами, снижающими академическую успеваемость студентов. «Под влиянием … эмоциональных факторов у студентов, напряжение различных функций организма значительно возрастает. Таким образом, перегрузка нервной системы может принять постоянный характер, провоцируя появление неврозов и нарушений адаптации.»
Кроме того, здоровье студентов влияет на успешность обучения. Различные заболевания могут привести к снижению функционального состояния центральной нервной системы, что в свою очередь влияет на уровень функционирования мышления, внимания, памяти и т.д., а значит, может привести к студенческой неуспеваемости.
Наиболее очевидным является влияние способностей на академическую успеваемость студентов: «Экспериментально установлена взаимосвязь между интеллектуальным развитием и академической успеваемостью студентов различных университетов, специальностей и курсов. Плохая академическая успеваемость часто бывает у молодых людей, имеющих низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов».
Однако навыки студентов совершенствуются и развиваются в процессе учебной деятельности, поэтому навыки не являются самым важным фактором академической успеваемости, а некоторые источники вообще отрицают влияние навыков на успешность обучения.
Кроме того, низкий уровень креативности и интеллектуальных способностей учащихся часто компенсируется развитием социального интеллекта (набор навыков, лежащих в основе коммуникативной компетенции, которые обеспечивают успешное решение задач адекватного восприятия человека человеком, установления и поддержания контактов с другими людьми, влияния на других людей, обеспечения совместной деятельности, занятия соответствующей позиции в коллективе и в обществе). Академическая успеваемость студентов с высоким уровнем социального интеллекта «может быть завышена путем умелого воздействия преподавателей для получения желаемой более высокой оценки».
В свою очередь, высокий уровень развития интеллекта часто приводит к недостаточной самооценке ученика, в связи с чем он перестает систематически заниматься учебной деятельностью, и уровень его достижений снижается.
Низкая самооценка и связанные с ней неуверенность в себе и низкая устремленность являются факторами, снижающими успешность обучения студентов. «Неуверенный в себе студент часто просто не берется за сложные задания, заранее признает свое поражение».
Таким образом, адекватная самооценка ученика приводит к успешной учебной деятельности, в то время как низкая самооценка и высокая самооценка являются факторами, снижающими уровень успеваемости учащихся.
Слагаемые успешного обучения
Основными факторами, влияющими на академическую успеваемость студентов, являются особенности нервных процессов и типы темперамента студентов. Сила и подвижность нервных процессов являются факторами, повышающими успешность учебной деятельности, поскольку сила нервной системы определяет уровень работоспособности, а подвижность — скорость учебной деятельности. Слабость и заторможенность нервных процессов, в свою очередь, может стать причиной низкой успеваемости студентов.
На успешность обучения студентов также влияет их характер. Однако влияние характера на академическую успеваемость студентов сводится к влиянию руководящих принципов, присущих различным типам характера, и поэтому не требует отдельного рассмотрения.
Следующим значимым фактором, влияющим на успеваемость студентов, является идиосинкразия саморегуляции: «помимо всех прочих предпосылок для успешной учебной деятельности, необходимо обладать определенной общей способностью самостоятельно организовывать и управлять ею. Например, В.И. Самохвалова и А.М. Гельмонт в качестве одной из основных причин неуспеваемости называют неумение студентов правильно организовать свою работу, а А.А. Бударный — неумение работать самостоятельно».
Однако в подавляющем большинстве литературных источников, посвященных исследуемой теме, мотивационному фактору успеваемости студентов единодушно отводится главная роль: чем выше уровень учебной мотивации студентов, тем успешнее их учебная деятельность.
Высокий уровень учебной мотивации часто компенсирует недостаток способностей, и даже студенты с низким уровнем интеллекта могут успешно учиться в университетах с сильной учебной мотивацией. В то же время низкую учебную мотивацию трудно компенсировать: При низкой учебной мотивации студент обречен стать неуспевающим.
Наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывает профессиональное самоопределение учащихся, так как оно является основой профессиональной мотивации учебной деятельности учащихся.
Основными причинами неуспеваемости студентов являются дефицит профессионального самоопределения и низкий уровень внутренних мотивов учебной деятельности (профессиональные, познавательные, мотивы достижения), где доминируют внешние мотивы учебной деятельности (получить диплом, получить статус студента).
На успешность обучения студентов также влияют некоторые индивидуальные особенности личности. К факторам, способствующим снижению успеваемости, относятся: эмоциональная нестабильность, беспечность, невнимательность, импульсивность, экстернальность (склонность приписывать ответственность за события в своей жизни случайности или действиям других, но не себе).
Таким образом, индивидуально-психологические особенности студентов являются наиболее важными факторами, влияющими на успешность обучения в высших учебных заведениях. Среди индивидуально-психологических характеристик студентов наибольшее влияние на успеваемость оказывает мотивация учебной деятельности, которая обусловлена профессиональным самоопределением студентов.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института