Академический оркестр что это

Симфонический оркестр

Академический оркестр что это. 300px Orquesta Filarmonica de Jalisco. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-300px Orquesta Filarmonica de Jalisco. картинка Академический оркестр что это. картинка 300px Orquesta Filarmonica de Jalisco

Академический оркестр что это. magnify clip. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-magnify clip. картинка Академический оркестр что это. картинка magnify clip

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Содержание

Характеристика

Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента [1] ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.

Исторический очерк

Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.

В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.

До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.

Источник

Значение «академический большой симфонический оркестр»

Что означает «академический большой симфонический оркестр»

Москва. Энциклопедический справочник

Академический Большой симфонический оркестр

имени П.И. Чайковского Министерства культуры Российской Федерации

Основан в 1930 как оркестр Всесоюзного радио (ныне за рубежом известен под названием «Большой симфонический оркестр Московского радио»), в 1958—91 назывался БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Создан первоначально для исполнения опер в студии Радиотеатра, но вскоре стал концертирующим коллективом. Руководителями и главными дирижёрами оркестра были: А.И. Орлов (до 1937), Н.С. Голованов (1937—53), А.В. Гаук (1953—61), Г.Н. Рождественский (1961—74), под управлением которого впервые исполнены многих сочинения советских композиторов (Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Р.М. Глиэра и др.). С 1974 художественный руководитель и главный дирижёр оркестра — народный артист СССР В.И. Федосеев. С БСО выступали крупнейшие исполнители (Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, Э.Г. Гилельс, И.С. Козловский и др.), за дирижёрским пультом стояли видные российские и зарубежные музыканты (Е.Ф. Мравинский, Б.Э. Хайкин, Л. Стоковский, Г. Абендрот и др.). В составе оркестра свыше 100 человек. Репетиционное помещение и офис — в Доме радиовещания и звукозаписи (Малая Никитская улица, 24).

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «академический большой симфонический оркестр»

Фонетический разбор «академический большой симфонический оркестр»

Значение «академический большой симфонический оркестр»

Карточка «академический большой симфонический оркестр»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Академический оркестр что это. 71bcb006c0242a6bb30ec7f3848da908. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-71bcb006c0242a6bb30ec7f3848da908. картинка Академический оркестр что это. картинка 71bcb006c0242a6bb30ec7f3848da908

История инструментов симфонического оркестра

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, организованный для исполнения симфонической музыки, либо академической западноевропейской музыки в целом.

Музыкальные коллективы, подобные современному оркестру, появились в XVI веке, вместе с развитием струнных инструментов. Увеличив количество музыкантов, композиторы получали возможность сочинять более громкие и впечатляющие композиции. В это время в оркестры, помимо струнных, входили клавесин, лютня, мандолины.

Академический оркестр что это. 5. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-5. картинка Академический оркестр что это. картинка 5

Первые «классические» составы симфонических оркестров сформировались во времена Людвига Ван Бетховена – в XVIII – XIX веках, и в музыковедческой литературе именуются «бетховенскими». В их состав входили струнные смычковые инструменты, парные деревянные духовые и группа медных духовых инструментов. Состав классического симфонического оркестра завершался литаврами – ударным инструментом.

Академический оркестр что это. bethoven. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-bethoven. картинка Академический оркестр что это. картинка bethoven

В дальнейшем, Бетховен продолжил увеличивать масштаб оркестра, дополняя классический состав расширенным количеством каждой секции инструментов, а также добавляя новых музыкантов, играющих на малой флейте, контрфаготе, тромбоне, треугольниках, большом барабане и тарелках. Кроме того, некоторые оркестры дополнялись арфой, тубой, колоколами и английским рожком.

Группы инструментов симфонического оркестра

Симфонические оркестры формируются из нескольких групп музыкальных инструментов. Количество этих групп и количество самих инструментов может варьироваться в зависимости от исполняемых произведений. Вообще, на тембральную окраску оркестра, его громкость и экспрессионную составляющую напрямую влияет количество и тип включенных в него инструментов.

Как правило, смычковые и духовые присутствуют в оркестре сразу в нескольких тембрах, что позволяет лучше раскрывать музыкальное произведение во всех диапазонах – от глубокого баса и ударных, до высокочастотных пронзительных мелодий скрипки и флейты-пикколо.

Сколько и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Струнно-смычковые инструменты

Академический оркестр что это. orc%20strings. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-orc%20strings. картинка Академический оркестр что это. картинка orc%20strings

В симфоническом оркестре присутствует так называемый струнно-смычковый квинтет. Все эти инструменты призваны дополнять друг друга, покрывая все диапазоны звучания. Такая конфигурация создает богатый, насыщенный звук.

Первая и вторая скрипки. В струнно-смычковый квартет входят скрипки – первая и вторая. Каждая из этих скрипок может играть свою собственную партию. Обладая очень нежным, утонченным тембром, скрипки зачастую исполняют солирующие партии – главные мелодии произведения.

Академический оркестр что это. alt strunnyj(1). Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-alt strunnyj(1). картинка Академический оркестр что это. картинка alt strunnyj(1)

Альты. Эти внешне похожие на скрипку инструменты обладают большим размером, и, соответственно, имеют более низкий, слегка приглушенный звук. Альты хорошо раскрывают средние частоты, звуча подобно человеческому голосу.

Виолончели. Эти достаточно большие струнные, на которых музыканты играют используя напольную подставку. Виолончели еще называют большими скрипками. Большой размер корпуса создает громкий, тягучий, мужественный звук, который отлично дополняет солирующие партии.

Академический оркестр что это. kontr. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-kontr. картинка Академический оркестр что это. картинка kontr

Контрабас. Корпус этого инструмента больше роста человека, и играют на нем стоя. За счет массивных струн и большого резонатора, контрабас создает рокочущие, величественные басовые звуки. Как солирующий инструмент он почти не используется, зато без него звучание оркестровых струнных было бы не полным.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

Академический оркестр что это. %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B %D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B %D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0. картинка Академический оркестр что это. картинка %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B %D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0

Деревянные духовые симфонического оркестра, как и все остальные составные группы инструментов, также подбираются по их диапазону звучания. Деревянными эти инструменты называются, скорее, не по материалу, из которого они изготовлены, а по способу звукоизвлечения, которое они исторически приобрели – путем закрывания и открывания отверстий в корпусе. В эту группу симфонического оркестра входят следующие инструменты.

Флейты – эти инструменты обладают утонченным, звонким, чистым звучанием. Среди всех деревянных духовых их тембр – самый высокий. В симфоническом оркестре используют несколько флейт – две и больше.

Академический оркестр что это. flute. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-flute. картинка Академический оркестр что это. картинка flute

Гобой – инструмент, представляющий собой полую трубку – с раструбом на одном конце и с тростью на другом. Гобой имеет постоянный строй и не требует подстройки, поэтому, помимо чисто исполнительской функции, в оркестре этот инструмент может являться своеобразным камертоном. Тембр гобоя можно охарактеризовать как певучий, слегка гнусавый и громкий. Его используют для выражения романтического, тоскливого, либо элегичного настроения в композиции.

Академический оркестр что это. goboi2. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-goboi2. картинка Академический оркестр что это. картинка goboi2

Кларнет – очень разноплановый, яркий духовой инструмент, теплое и мягкое звучание которого позволяет использовать его для выражения всего спектра эмоций, но особенно хорошо ему удается выразить мрачное, тоскливое и драматичное настроение в музыке. Этот известный инструмент иногда может исполнять соло-партии.

Академический оркестр что это. klarinette. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-klarinette. картинка Академический оркестр что это. картинка klarinette

Фагот – экспрессивный и громкий, тембр этого инструмента лучше всего раскрывается в басовом регистре. Самая низкая по звучанию разновидность фагота называется контрфагот.

Академический оркестр что это. fagot2. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-fagot2. картинка Академический оркестр что это. картинка fagot2

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

Академический оркестр что это. medny. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-medny. картинка Академический оркестр что это. картинка medny

Эта группа инструментов создает яркое, торжественное звучание оркестра. Медные духовые являются одними из самых громких, и также формируются в музыкальном коллективе по высоте своего звучания.

Труба – звонкий, солирующий медный духовой инструмент. Со своим пронзительным звучанием труба может быть отчетливо слышна даже тогда, когда на полной громкости играют все остальные инструменты оркестра. Для трубы пишут сольные партии, но она также может звучать и в дополнение к другим инструментам.

Академический оркестр что это. Truba. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-Truba. картинка Академический оркестр что это. картинка Truba

Тромбон – по своей сути является увеличенной трубой и имеет более басовитый, мужественный, громкий звук. Семейство тромбонов включает в себя инструменты трех голосов хора: тромбон-альт, тромбон-тенор и тромбон-бас. Эти инструменты достаточно сложны для быстрой игры, но при этом они прекрасно дополняют звучание остальной группы духовых своим сильным голосом.

Академический оркестр что это. trombone. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-trombone. картинка Академический оркестр что это. картинка trombone

Валторна – являясь родственником охотничьего рожка, валторна издает весьма сильные и протяжные звуки в среднем и нижнем регистрах. Этому инструменту особенно дается исполнение затяжных нот, ведь расход воздуха для него не очень высок.

Академический оркестр что это. valtorn. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-valtorn. картинка Академический оркестр что это. картинка valtorn

Туба – является самым низким по звучанию медным духовым инструментом в симфоническом оркестре. Туба массивна, имеет большие размеры, и способна издавать очень громкие, рокочущие басовые звуки.

Академический оркестр что это. tuba. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-tuba. картинка Академический оркестр что это. картинка tuba

Ударные инструменты симфонического оркестра

Академический оркестр что это. udarny. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-udarny. картинка Академический оркестр что это. картинка udarny

Ударные инструменты в симфоническом оркестре появились не сразу. Сначала в их числе были только литавры, призванные делать акцент в определенные моменты произведения. С течением времени количество ударных расширялось, и сейчас эта группа инструментов играет ключевую роль в создании ритмического рисунка и акцентуации в симфоническом оркестре.

Литавры – главный ударный инструмент, появившийся в составе симфонического оркестра с самого начала. Имеют громкий, ухающий звук, отлично дополняющий все инструменты оркестра и прекрасно подходящий для акцентуации самых драматичных моментов.

Академический оркестр что это. litavry. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-litavry. картинка Академический оркестр что это. картинка litavry

Тарелки – большие металлические диски, которые, ударяясь друг об друга, создают невероятно громкий, насыщенный высокими частотами звук.

Академический оркестр что это. 638.970. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-638.970. картинка Академический оркестр что это. картинка 638.970

Большой и малый барабан использовались в основном в военных оркестрах, но и в симфонических коллективах эти ударные нашли свое применение. Создают атмосферу маршевости и стройности.

Академический оркестр что это. drum. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-drum. картинка Академический оркестр что это. картинка drum

Ксилофон – виртуозный мелодический инструмент, способный не только создавать перкуссионные звуки, но и исполнять мелодии. Его кристальное, яркое звучание используют для создания загадочного, магического настроения.

Академический оркестр что это. ksil. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-ksil. картинка Академический оркестр что это. картинка ksil

Кроме этих ударных в коллективе симфонического оркестра встречаются и колокольчики, бубны, кастаньеты, маракасы и другие перкуссионные инструменты.

Клавишные инструменты и арфа. В некоторых случаях симфонический оркестр расширяется клавишными инструментами, такими как орган, фортепиано (рояль либо пианино) и клавесин. В некоторых случаях к ним добавляют и арфу – струнно-щипковый инструмент, обладающий струящимся, богатым, переливчатым тембром.

Академический оркестр что это. keys. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-keys. картинка Академический оркестр что это. картинка keys

Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

Расположение всех групп инструментов симфонического оркестра на сцене является очень важной деталью, обеспечивающей стройное, громкое и хорошо слышимое звучание. Обычно музыканты располагаются веером вокруг дирижера. Дирижер находится как бы на оси этого воображаемого веера, и с этой точки он хорошо заметен всем музыкантам.

Расположение групп инструментов в симфоническом оркестре делится на два типа – немецкий и американский.

Академический оркестр что это. RASSADKA. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-RASSADKA. картинка Академический оркестр что это. картинка RASSADKA

В немецкой рассадке всего несколько отличий: виолончелисты находятся на месте вторых скрипок, а вторые скрипки на месте виолончелистов. Контрабасы располагаются слева. Вглубь сцены, справа, удаляются медные духовые инструменты, а валторны оказываются с их левой стороны. Ударные инструменты находятся сзади справа.

Источник

Академический оркестр что это

Австрийский композитор, одна из важнейших фигур в европейской музыке. Кроме того, Малер — один из самых выдающихся и влиятельных дирижеров XX века. Автор девяти симфоний и целого ряда вокальных сочинений, он заставил мир уви­деть роль дирижера в исполнительском процессе.

Оркестр Малера

Симфонический оркестр, для которого писал Густав Малер, — вершина много­векового развития оркестра и по количеству участни­ков, и по разно­образию и сложности испол­нения как для каждого отдельного музы­канта, так и для всего коллектива, не исклю­чая самого дирижера.

С историческим развитием, особенно в тече­ние XIX века, состав оркестра постоянно увеличивался. Этот процесс был связан с желанием композиторов усилить вырази­тельность, колорит, выровнять звуковой баланс между раз­ными группами инстру­ментов. «…С обогащением содержания неизбежно вырастают и выразительные средства», — писал Малер.

Ко времени Малера в оркестре сложились группы сходных по тембру инстру­ментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых, ударных и клавишных инструментов. Послед­ние две часто объеди­няются в группу украшающих, или дополни­тельных, инструментов.

В зависимости от авторского замысла в процессе исполнения той или иной группе поручается определенная функция — вести мелодию или басовую партию, длить одну ноту или всю гармонию, быть подголоском или создавать ритмическую основу.

Однако специфическое малеровское слыша­ние звукового мира как непрерыв­ного движения повлияло и на своеобразие его оркестрового мышления. Струк­тура его оркестра лишь внешне сохраняет деление на тембровые группы. По сути, это многого­лосие, комплекс разнородных по тембрам голосов и их соеди­­нений. Функция тембров-голосов становится универсальной, и каждый голос по мере надобности выполняет все функции.

Вторая особенность — отказ от единого тембрового колорита всех частей музы­кальной формы: в оркестровом изложении Малера окраска музыкальных фраз постоянно меняется, как если бы один текст произно­сили разные люди и разными интонациями.

Нередко состав расширяется за счет введения различных малоупотреби­тель­ных инстру­мен­тов, например альтового тромбона, басовой трубы или молота, как в Шестой симфонии.

Малер мастерски пользуется огромными составами, однако для него характерно и стремление к предельной камерности, ансамблевости звучания. Если до него композиторы в основном увеличи­вали численность инструментов ради усиления масштаба звучания, то малеров­ский обширный состав — для большей свободы исполь­зования различных тембро­вых сочетаний, колористических и динами­ческих комбинаций. Его оркестр может быть то мощным, то прозрачным, то густым и массивным, то легким и нежным, но никогда не бывает перегруженным.

«Инструментовка создана не для того, чтобы добиваться звуковых эффектов, а для того, чтобы ясно выразить все, что мы хотим сказать», — писал Малер. Он стремился говорить о природе и человеке, о жизни и смерти.

Шестая симфония

Симфония № 6 ля минор была завершена в 1904 году и впервые исполнена в Эссене в 1906 году. На премьере Малер дирижи­ровал сам. Мрачный характер симфонии закрепил за Шестой название «Трагическая». Друг композитора Виллем Менгельберг, один из лучших интерпретаторов его музыки, писал Малеру: «В ней передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Но сам автор намеренно не хотел давать отправную точку для понимания симфонии: «…ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены и, соответственно, что он сам обязан почувствовать!»

Для решения своих художественных задач Малер использует здесь несколько новых для его времени приемов. Так, чтобы сделать голос более рельефным, Малер часто прибегает к изменению звучности у медных и дере­вянных духовых. Например, это игра закрытым звуком у валторн, когда музыкант заслоняет раструб рукой и тем самым немного понижает звук. Или игра на медных инструментах раструбом вверх, что усиливает громкость и яркость звука: в XIX веке такой прием использовался только в кульминации, у Малера же он стал рядовым. Новшеством было применение коровьих коло­коль­чиков. Малер писал об этом приеме: «Большинство слушателей пони­мают это новшество неправильно. Речь здесь не идет о достижении поразительного эффекта звучания, а о том, чтобы найти звуковой символ для выраже­ния чувства удаленности от земли, полнейшего одино­чества». как знак судьбы Малер использует молот — глухие удары невероятной силы.

Струнные у Малера, например в финале Шестой симфонии, используются как сильнейшее средство для достижения трагической экспрес­сии. Арфа не мыслится как декоративный, украшающий инструмент, окутываю­щий оркестровое звучание пышной многозвучностью, — она здесь имитирует литавры, отдаленно звучащий колокол, pizzicato (звук извлека­ется щипком струны) струнных и форте­пиано. Она мыслится как акцентирующе-ритмический и ритмо-тембро­вый инстру­мент, для чего часто объединяется с группой ударных инструмен­тов. Малер положил начало новому взгляду на арфу, который был развит в XX веке. В финале Шестой симфонии арфа звучит в низком и среднем регистре — вместе с низким регистром челесты, — таким образом Малер достигает фантастического, ирреального настроения.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. popup 02 teodor 0d9dba3bf00c816e517672f0e807bfaab7652982387383bc9cf573e56ee822d3. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-popup 02 teodor 0d9dba3bf00c816e517672f0e807bfaab7652982387383bc9cf573e56ee822d3. картинка Академический оркестр что это. картинка popup 02 teodor 0d9dba3bf00c816e517672f0e807bfaab7652982387383bc9cf573e56ee822d3

В 2004 году в Новосибирске дирижер Теодор Курентзис отобрал в первый состав оркестра — тогда еще камерный — молодых сибирских музыкантов. Одновременно с оркестром был создан хор. Постепенно оркестр расширялся, и уже в Перми, где Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета, он превратился в симфонический; приехали первые иностранные музыканты.

С сентября 2019 года musicAeterna работает в Санкт-Петербурге как независи­мый коллек­тив и продолжает пополняться музыкантами из разных стран мира. Поскольку оркестр играет музыку разных эпох — от барокко до современной академи­ческой музыки, — количество музыкантов в нем будет отличаться от классического состава симфонического оркестра в 90 чело­век за счет музы­кантов, специализирую­щихся отдельно на современных или на исто­ри­­ческих инструментах.

Одна из особенностей коллектива — то, что оркестр играет стоя (за исключе­нием тех инструментов, на которых это сделать технически невозможно), так, как играют солисты. Это дает больше энергии и свободы во время исполнения и позволяет установить более тесный контакт между музыкантами.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. section 06 percussion c52c8e11cf06d26ddb3f9c43e1d72633662d8f39ba11d78c699a47f5e4a23c06. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 06 percussion c52c8e11cf06d26ddb3f9c43e1d72633662d8f39ba11d78c699a47f5e4a23c06. картинка Академический оркестр что это. картинка section 06 percussion c52c8e11cf06d26ddb3f9c43e1d72633662d8f39ba11d78c699a47f5e4a23c06

Инструменты

Это самая обширная по разнообразию и коли­честву группа инструментов. Все ударные принято делить на две группы: с определенной высотой звука (литав­ры, колокольчики, ксилофон, вибрафон, маримба, колокола) и без определен­ной высоты (треугольник, бубен, барабаны, тамтам, тарелки, кастаньеты, трещотки и многие другие).

Количество ударных в оркестре не регла­ментировано, обычно решение об их составе принимает композитор. Чаще всего используются литавры, большой и малый барабаны, тамтам, колокольчики, треугольник, тарелки.

Роль в оркестре

Поскольку ударные отвечают за ритм, а ритм непосредственно связан с выра­жением эмо­ций, ударные напрямую задействованы в создании психологи­че­ской атмосферы произведения. Кроме того, ударные укра­шают оркестр благо­даря колоссальному разнообразию тембровых и звукоподража­тель­ных возмож­ностей, хотя их роль и не столь разнообразна, как у струнных или духовых.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Все ударники умеют играть на всех инструментах, но, если в составе оркестра больше одного ударника, на литаврах играет отдельный исполнитель. Обычно музыканты разделяются сле­дую­щим образом: один игра­ет на мелких инструментах (малом барабане, бубне, тре­угольнике), другой — на крупных (тарелках, большом барабане, тамтаме). Если задействованы колокольчики и ксилофон, добавляется еще один исполни­тель, который по необходимости в промежутках помогает играть на инстру­ментах, находящихся в веде­нии других музыкантов. По мере увеличения количества ударных инструментов растет и число играющих на них музы­кантов.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. 14 timpani 11a8c7591f27de5568cbe36357140b03a410f67fc96c5ccce196ace1d3e92ad4. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-14 timpani 11a8c7591f27de5568cbe36357140b03a410f67fc96c5ccce196ace1d3e92ad4. картинка Академический оркестр что это. картинка 14 timpani 11a8c7591f27de5568cbe36357140b03a410f67fc96c5ccce196ace1d3e92ad4

Количество исполнителей

Не соответствует количеству инструментов. Литавр обычно может быть от двух до 16, исполнителей — от двух до 10. Обычно на каждого литавриста приходится по четыре литавры.

Разновидности

В современном симфоническом оркестре обычно используются литавры четырех размеров.

Роль в оркестре

Литавры — очень подвижный и отзывчивый инструмент. Им подвластны самые затейли­вые ритмы с разными динамическими оттен­ками и разной скоростью. Именно литавры создают основу ритмического рисунка звучащего произведения. Звучание литавр прекрасно соединяется с любыми другими инструментами оркестра. Например, с pizzicato (звук извлекается щипком струны) виолончелей и контрабасов они сливаются почти в единую звучность. Значение литавр не ограничивается динамической и ритми­ческой ролями — они часто дублируют басовый голос и даже могут участвовать в мелодии.

Особенности

Литавры никогда не используются пооди­ночке — минимум парой, и всегда упомина­ются во множественном числе.
На про­тяжении звучания произве­дения, во время игры всего оркестра, музы­кант может менять настройку литавр на опреде­ленную высоту — это требует от него большого мастерства и тонкого слуха.
Литаврист играет палочками с головками из разных материалов — это дает большое разнообразие характера и громкости звуча­ния. Чаще всего головка сделана из пробки или твердого дерева, которая обтянута фильцем (валяной шерстяной тканью). Звук зависит как от количества слоев фильца, так и от силы его натяжения на головку.
Один литаврист может извлечь за один раз максимум два звука на двух литаврах.

Академический оркестр что это. 19 bass drum 2681ae0ef31522837a64cfcf7060580fa9548f0d15d952ec04b8cdfe5109c75a. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-19 bass drum 2681ae0ef31522837a64cfcf7060580fa9548f0d15d952ec04b8cdfe5109c75a. картинка Академический оркестр что это. картинка 19 bass drum 2681ae0ef31522837a64cfcf7060580fa9548f0d15d952ec04b8cdfe5109c75a

Количество исполнителей
Роль в оркестре

Большой барабан применяется для получе­ния определенных эффектов в дина­мике, ритмике и колористике. Нот в его партии совсем немного: чем реже он звучит, тем сильнее его действенность. По силе звука большой барабан превосходит любой другой оркестровый инструмент. Основной прием игры на нем — простой крупный ритм и одиночные удары в огромном динами­че­ском диапазоне, от глухого отдаленного до подобного пушечным выстрелам звучания.

Особенности

Относится к инструментам без определенной высоты звука. Часто играет вместе с тарелками.

Академический оркестр что это. 17 xylophone 9ff51a72e0ebe7a028b3ca6acb8591570a113dabcbd481adcb1eeb77d46e5a48. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-17 xylophone 9ff51a72e0ebe7a028b3ca6acb8591570a113dabcbd481adcb1eeb77d46e5a48. картинка Академический оркестр что это. картинка 17 xylophone 9ff51a72e0ebe7a028b3ca6acb8591570a113dabcbd481adcb1eeb77d46e5a48

Количество исполнителей
Роль в оркестре

У ксилофона очень характерный резкий, щелкающий звук, поэтому он исполь­зу­ется только в тех моментах, где этого требует музыкальная задача (сказоч­ные, гротескные или механистичные звуки).

Ксилофон — очень виртуозный инструмент. На нем блестяще получаются гаммы и другие звуковые последовательности, основанные на чередовании ударов двух палочек.

Особенности

Относится к инструментам с определенной высотой звука. На ксилофоне играют двумя легкими деревянными палочками с жесткими головками.

Академический оркестр что это. section 05 brass 23cd6c9512903b149f10720a6d0407fe5ad0db4f25682995e2b929458b99f89c. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 05 brass 23cd6c9512903b149f10720a6d0407fe5ad0db4f25682995e2b929458b99f89c. картинка Академический оркестр что это. картинка section 05 brass 23cd6c9512903b149f10720a6d0407fe5ad0db4f25682995e2b929458b99f89c

Инструменты

Валторна, труба, тромбон, туба.

Роль в оркестре

Медные духовые звучат в нижнем и среднем участках оркестрового диапазона и играют роль основы, своеобразного фона для инструментов, исполняющих мелодию, — особенно в tutti, когда весь оркестр звучит вместе. Впрочем, меди может быть поручено и соло — мощные характерные или яркие рельефные возгласы.

Валторны мягкостью тембра примыкают к деревянным духовым и прекрасно сочетаются со струнными, поэтому чаще других заняты в различных комбина­циях инструментов. Трубы, тромбоны и тубу чаще приберегают для куль­ми­наций. Исключение составляет использование труб и тромбонов с сурдиной — специальным приспособле­нием, приглушающим или ослабляю­щим звук, — когда композитору краска важна больше, чем сила.

Отличие от других групп

Медь уступает смычковым и деревянным духовым в виртуозности, но в эмо­цио­нальной выразительности она превосходит все прочие инстру­менты силой звука. У медных духовых — блестящая звучность, яркий тембр и, в отличие от деревянных духовых, однородный звук. Унисон нескольких инструментов одного вида звучит еще более рельефно и значимо.

Иерархия внутри группы

Внутри группы медных духовых нередко образуются два четырехголосных ансамбля, состоящие из квартета валторн и квартета тяжелой меди (туба и три тромбона).

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. 09 french horn 2b32b9f9554c6883c8d9c52e7f8fd6d05be6a22062943f38a0c3f3c09d68975f. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-09 french horn 2b32b9f9554c6883c8d9c52e7f8fd6d05be6a22062943f38a0c3f3c09d68975f. картинка Академический оркестр что это. картинка 09 french horn 2b32b9f9554c6883c8d9c52e7f8fd6d05be6a22062943f38a0c3f3c09d68975f

Количество исполнителей

Обычно от двух до 24.

Роль в оркестре

Валторна — самый поэтический инструмент среди медных духовых. Хотя валторны относятся к медным духовым инструментам, по тембру и силе звука они занимают промежуточное положение между деревянными духовыми и остальными медными.

Из-за полного, благородного бархатного звучания валторне поручают певучие выразительные соло, а объединяясь с виолончелями, этот инструмент отвечает за гармони­ческую основу оркестрового звучания. Валторнам хорошо удается не только играть складывающиеся в аккорд долгие звуки, для которых нужно длин­ное дыхание, но и быстро менять повторяющиеся ноты.

Особенности

При игре валторна обычно расположена раструбом назад, и публика слышит звук инструмента отраженным от различных поверхностей.

Иерархия внутри группы

Первый и третий валторнисты специали­зируются на верхнем регистре, второй и четвертый — на низком. При большем количестве музыкантов этот принцип сохраняется. По высоте и характеру звучания вся группа подстраивается под первого валторниста; также он играет все соло (однако иногда соло по традиции пору­чают и третьему валторнисту). В некоторых случаях в состав группы вводят дополни­тель­ного музыканта — либо для усиления звучности одного из голо­сов, либо чтобы он играл партию первой валторны в tutti, когда весь оркестр играет вместе, а у первого валторниста была возможность отдохнуть.

Академический оркестр что это. 10 trumpet 62aa8450bd275110f54c1ce673ab42eb74b5dd4209544f69759a294d0bf880c8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-10 trumpet 62aa8450bd275110f54c1ce673ab42eb74b5dd4209544f69759a294d0bf880c8. картинка Академический оркестр что это. картинка 10 trumpet 62aa8450bd275110f54c1ce673ab42eb74b5dd4209544f69759a294d0bf880c8

Количество исполнителей

Обычно от двух до шести.

Разновидности
Роль в оркестре

Самый характерный и самый высокий пред­ставитель группы медных духовых. Сила, блеск, яркость тембра, большие технические возможности позволяют широко и многооб­разно использовать инструмент. Лирические высказывания на трубе — редкое исключе­ние. Ее сти­хия — героика, музыка фанфар­ного, призывного, торжественного характера.

Особенности

У трубы настолько мощный звук, что она способна прорезать полный оркестр, а звуча­ние трубы с сурдиной (грушевидной встав­кой в раструб инструмента) может быть и пронзительным, и таинственным и часто используется для созда­ния эффекта эха.

Академический оркестр что это. 11 trombone cfb38f49eb335e9966ba37ec6cef6a8e07bc6fd5b88aa1716ba3abfc5ca18d1c. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-11 trombone cfb38f49eb335e9966ba37ec6cef6a8e07bc6fd5b88aa1716ba3abfc5ca18d1c. картинка Академический оркестр что это. картинка 11 trombone cfb38f49eb335e9966ba37ec6cef6a8e07bc6fd5b88aa1716ba3abfc5ca18d1c

Количество исполнителей
Разновидности

Теноровый и басовый тромбоны.

Роль в оркестре

Тромбон занимает в оркестре особое положе­ние — сила и мужественность его звучания незаменимы, особенно в кульминационных моментах. Трио тромбо­нов звучит как три мужских зычных голоса, им часто поручают особо значи­мые музыкальные фразы, кото­рые должно быть слышно сквозь звучание всего оркестра. Вместе с тубой три тромбона образуют квартет тяжелой меди, которому свойственно хоральное звучание. Также тромбон занят в аккомпане­менте или длении одной ноты.

Особенности

Во время игры на инструменте происходит огромный расход воздуха, техни­чески он не очень подви­жен. Мелодии на тромбоне требуют от исполнителя серьезного напряжения.

Академический оркестр что это. 13 tuba 335abba1feb41665e40ea949ad85bb15ce2192194d4187c6562f83de72ba5e25. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-13 tuba 335abba1feb41665e40ea949ad85bb15ce2192194d4187c6562f83de72ba5e25. картинка Академический оркестр что это. картинка 13 tuba 335abba1feb41665e40ea949ad85bb15ce2192194d4187c6562f83de72ba5e25

Количество исполнителей

Обычно от одного до трех.

Разновидности

Теноровая, басовая, контрабасовая.

Роль в оркестре

Туба — басовый инструмент, самый низкий в группе медных духовых. Соответ­ственно, ее роль — устойчивая и ясная основа любой гармонии. И в квартете тяжелой меди, и в оркестре в целом. Иногда выступает с короткими соло в харак­терных ролях, а также в кульминационных драматических моментах.

Особенности

Инструмент требует огромного расхода воздуха, музыканту часто приходится менять дыхание на каждой ноте. С появлением в симфоническом оркестре тубы заверши­лось формирование его классического состава.

Академический оркестр что это. section 04 wood 53b8d975350569c1116516d32b174e4517fe74c4c5fc281ec078a19dc49ee5d8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 04 wood 53b8d975350569c1116516d32b174e4517fe74c4c5fc281ec078a19dc49ee5d8. картинка Академический оркестр что это. картинка section 04 wood 53b8d975350569c1116516d32b174e4517fe74c4c5fc281ec078a19dc49ee5d8

Инструменты

Флейта, гобой, кларнет, фагот, флейта-пикколо, английский рожок, кларнет-пикколо и другие — всего до 15 разновид­ностей инструментов, различных по звучанию.

Роль в оркестре

Деревянным духовым поручают мелодию или линию, требующую особо выпук­лого характерного звучания. Их соло часто носят характер лирического высказывания, негромкого голоса, к которому хочется прислушаться.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Хотя все исполнители на духовых инстру­ментах считаются солистами и у них, как у струнных, нет лидера-концертмейстера, внутри группы существует своя иерархия: более сложные партии поручаются первым инструментам каждого вида — первому кларнету, первому гобою, флейте или фаго­ту. Аккомпанирую­щую функцию или педаль­ную (когда инструменты играют одну ноту) выпол­няют все свобод­ные от соло инстру­менты в зависимости от того, какая окраска звука нужна в данный момент.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. 01 flute 7c991cac8134b79149419d8954d8a600ed58a826dc339fc92dbfb161961ed10a. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-01 flute 7c991cac8134b79149419d8954d8a600ed58a826dc339fc92dbfb161961ed10a. картинка Академический оркестр что это. картинка 01 flute 7c991cac8134b79149419d8954d8a600ed58a826dc339fc92dbfb161961ed10a

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Флейта, флейта-пикколо, альтовая флейта.

Роль в оркестре

Флейта — самый подвижный инструмент среди духовых. С особым блеском и легко­стью ей удаются виртуозные пассажи. Флейтовые соло отличаются холодной поэтичностью, легкостью, воздушностью и подвижностью. Компо­зиторы часто используют как выразительный прием звучание ансамбля трех флейт.

Регистры флейты отличаются по звучанию: нижний — таинственный, стеклян­ный; средний — светлый и поэтичный; верхний отличается яркостью и блес­ком, а самые верхние ноты — пронзительны. В tutti (когда весь оркестр играет вместе) флейтам обычно поручается верхний голос на октаву выше других инстру­ментов, что придает звучанию оркестра яркость и свежесть.

Особенности

Игра на флейте требует большого расхода воздуха, поэтому на ней трудно исполнять длинные ноты и широкие мелодии.
Тембр флейты беден обертонами (это высокие призвуки, обогащающие тембр звука), что делает его матовым и холодным.
Флейта-пикколо звучит еще выше обыч­ной флейты; ее свистящий резкий звук отличается огромной силой и блеском. Этот миниатюрный инструмент способен прорезать звучание всего оркестра. Ее сфера применения — остро­харак­терные пронзи­тельные или гротескные эпизоды и в качестве самого верх­него голоса в tutti.

Академический оркестр что это. 03 oboe 49cf81ab4e93c5fb3e2423e7ae9ec075fe8dd346a98d8389ce4c1ab14aa72f6f. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-03 oboe 49cf81ab4e93c5fb3e2423e7ae9ec075fe8dd346a98d8389ce4c1ab14aa72f6f. картинка Академический оркестр что это. картинка 03 oboe 49cf81ab4e93c5fb3e2423e7ae9ec075fe8dd346a98d8389ce4c1ab14aa72f6f

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Гобой, английский рожок (альтовый гобой).

Роль в оркестре

Благодаря конструктивным особенностям гобой никогда не меняет строй, поэтому именно по нему настраивает звучание первая скрипка, а за ней — весь оркестр. Гобой обладает очень своеобразным тембром и выделяется среди дру­гих деревянных духовых экспрессивностью и остротой звучания; это самый заметный инструмент среди них. Роль его в основном играть сольные проник­но­венные, эмоциональные мелодии.

Регистры гобоя отличаются по звучанию: нижний — грубоватый, верхний — крикливый, а средний — свежий, нежный, трогательный. Именно для среднего композиторы пишут соло, а верхний используется в комических и характерных эпизодах.

Особенности

Преимущество гобоя перед другими духо­выми — экономный расход воздуха, что дает возможность поручать им длинные музыкальные фразы или ноты без смены дыхания.

Альтовый гобой, или английский рожок, больше гобоя, богаче нижними нота­ми. Тембр — сочный, пряный, меланхоличный, томный. Его сфера приме­нения — пасторальные, идиллические соло и восточный колорит.

Академический оркестр что это. 05 clarinet 8aafa40dd4d930253889482dbbd092f43b4592c86ccc42870347738a1427e9b4. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-05 clarinet 8aafa40dd4d930253889482dbbd092f43b4592c86ccc42870347738a1427e9b4. картинка Академический оркестр что это. картинка 05 clarinet 8aafa40dd4d930253889482dbbd092f43b4592c86ccc42870347738a1427e9b4

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности

Кларнеты в строях B (си-бемоль), A (ля), C (до), кларнет-пикколо, бас-кларнет.

Роль в оркестре

Кларнету доступно всё — и пение, и виртуозные пассажи. Соло он использует в наиболее проникновенной поэтической лирике, а также в трагических или мрачно-фантастических эпизодах. Кларнет-пикколо c его ярким, сильным визгливым звуком применяется для усиления оркестровой звучности и как харак­терный инструмент. Например, Малер регулярно использует его в иронических эпизодах (с пометкой «дерзко»). Бас-кларнету поручаются драматические соло в низком регистре.

Особенности

У кларнета существует больше всего разно­видностей. Они отличаются разме­ром, строем и, соответственно, оттенком звучания (чем выше — тем ярче; чем ниже — тем мягче).

Из-за особого строения мундштука кларнет требует очень малого расхода воздуха, поэтому ему доступны длинные мелодии на одном дыхании. Также это единственный из деревянных духовых инструментов, способный на гибкое изменение силы звука. На всем диапазоне ему удается и очень громкая, и очень тихая звучность и, главное, постепенное усиление и ослабление звука.

Академический оркестр что это. 07 bassoon 611dbe23317996332ec207841c45fb643fa02891e30bda78ea35f94a1e906118. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-07 bassoon 611dbe23317996332ec207841c45fb643fa02891e30bda78ea35f94a1e906118. картинка Академический оркестр что это. картинка 07 bassoon 611dbe23317996332ec207841c45fb643fa02891e30bda78ea35f94a1e906118

Количество исполнителей

Обычно от двух до пяти.

Разновидности
Роль в оркестре

Тембр фагота своеобразный, меняется на протяжении диапазона звучания: внизу — очень мощный, грозный; вверху — меланхоличный и патетический. Соответ­ственно, диапазон поручаемых ему соло очень широкий — от траурных и жалобных до саркастических и гротескных. Сфера пародии, юмора, фарса — его конек. Фагот хорошо сливается с другими тембрами, способен маскиро­ваться, усиливая их звуч­ность. Фаготы часто объединяются вместе с валтор­нами и виолончелями, играя нижний басовый голос.

Особенности

Фагот требует большого расхода дыхания, поэтому в низком регистре долго и громко играть на нем крайне утомительно. Техника игры на фаготе допускает большую виртуоз­ность — лучше, чем другим духовым, ему удаются мелоди­ческие скачки и отрывистое звучание.

Академический оркестр что это. section 03 other 67ffcf786cdd80b1b422bc233f6686dc2d1ebe30559de6b5db772a952893d09f. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 03 other 67ffcf786cdd80b1b422bc233f6686dc2d1ebe30559de6b5db772a952893d09f. картинка Академический оркестр что это. картинка section 03 other 67ffcf786cdd80b1b422bc233f6686dc2d1ebe30559de6b5db772a952893d09f

В зависимости от творческого замысла композитора в состав симфонического оркестра могут включаться самые разные инструменты — от органа и мандо­лины до электрофона (волн Мартено). Кроме того, есть инструменты-индивидуалисты, такие как арфа, которые не принадлежат ни к какой группе, но последние 200 лет являются почти постоянными участниками большого состава оркестра.

Клавишные инструменты обычно также не составляют отдельной группы в оркестре, хотя в некоторых произведениях встречается сразу по два их пред­ставителя (например, рояль и челеста). Также не стоит забывать о том, что композитор может включить в партитуру хор или отдельные голоса, и они с полным правом будут названы музыкальными инструментами.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. 26 celesta 14d165be2e0c69d99b93ac1f3206ee89f84a273aadd638dcf0e9bd303363ec88. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-26 celesta 14d165be2e0c69d99b93ac1f3206ee89f84a273aadd638dcf0e9bd303363ec88. картинка Академический оркестр что это. картинка 26 celesta 14d165be2e0c69d99b93ac1f3206ee89f84a273aadd638dcf0e9bd303363ec88

Количество исполнителей
Разновидности
Роль в оркестре

Роль челесты напрямую связана с ее уни­кальным тембром — нежным, хру­сталь­­­ным, необыкновенной красоты. Композитор использует ее звучание для создания атмосферы волшебства.

Челеста играет либо соло, либо в ансамбле с другими инструментами и при­дает общей звучности чудесный небесный колорит.

Особенности

На челесте невозможно играть громко, ее динамический диапазон — от pianissimo до piano, то есть от «очень тихо» до «тихо».

Академический оркестр что это. 25 harp 4ef787ff8f5e64cb9552a74da67db83dc02b0e001872f36c63801bdc9ed098b2. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-25 harp 4ef787ff8f5e64cb9552a74da67db83dc02b0e001872f36c63801bdc9ed098b2. картинка Академический оркестр что это. картинка 25 harp 4ef787ff8f5e64cb9552a74da67db83dc02b0e001872f36c63801bdc9ed098b2

Количество исполнителей

Обычно от одного до семи.

Роль в оркестре

Роль арфы колористическая — она отвечает за красочность оркестрового звуча­ния. Ей чаще всего поручают эффектные соло. В других случаях она аккомпа­нирует инструментам оркестра. В tutti (когда играет весь оркестр) блестящая звучность несколь­ких арф придает нарядность общему звучанию.

Особенности

Исполнение мелодии на арфе в составе оркестра скорее исключение из правил. Обычно ее сфера — аккор­ды или скольжение по струнам, украшающее общее звучание. Удвоение состава арф влияет не столько на громкость и силу звука, сколько на объем, красоту и нарядность.

Иерархия внутри группы

Академический оркестр что это. section 02 strings 5a15d211aaab225b61f26fde8fe1a8855132de832c77d4346276cc6c62fb94b0. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 02 strings 5a15d211aaab225b61f26fde8fe1a8855132de832c77d4346276cc6c62fb94b0. картинка Академический оркестр что это. картинка section 02 strings 5a15d211aaab225b61f26fde8fe1a8855132de832c77d4346276cc6c62fb94b0

Инструменты

Скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Роль в оркестре

Струнные — ведущая группа, и по количе­ству, и по значению в оркестре. У каждого из струнных инструментов свой собственный тембр, но, если этого требует музыка, все вместе они могут превращаться в огромный инструмент с одинаковым звучанием — и в высоких регистрах, и в низких. Группа задей­ствует почти весь звуковой диапазон оркестра в семь октав. Именно наличие нескольких групп одно­родных инструментов, играющих в унисон (первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы), отличает симфонический оркестр от ансамб­ля.

Отличие от других групп

Иерархия внутри группы

Концерт­мейстер и помощник концерт­мейстера каждой подгруппы струнных всегда сидят за первым пуль­том. Их выбирают особенно тщательно, поскольку они несут творческую ответственность за звучание группы. Осталь­ные музыканты могут делиться (на тех, кто сидит справа и слева за пультом), если в партитуре указано divisi, то есть «раздель­но». Кто какой играет голос, определяет композитор или, если композитор не опре­делил, дирижер.

В целом задача группы — играть макси­мально синхронно во всех нюансах (штрихах), которые определяют дирижер и концертмейстер.

Академический оркестр что это. sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8. картинка Академический оркестр что это. картинка sep 04f1bcba31a6b3df419a79f8fb6fab1fa8f8657da5dd1898332f69a66d17d4e8

Академический оркестр что это. 27 violin 9d6639384815355b7d6da3c370b72d7c00c7a2e536ab7001ba0cb86a781a0755. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-27 violin 9d6639384815355b7d6da3c370b72d7c00c7a2e536ab7001ba0cb86a781a0755. картинка Академический оркестр что это. картинка 27 violin 9d6639384815355b7d6da3c370b72d7c00c7a2e536ab7001ba0cb86a781a0755

Количество исполнителей

Обычно от семи до 24 пультов (пар).

Роль в оркестре

Благодаря своим богатым техническим и выразительным возможностям скрип­ки используются очень разнооб­разно. Разде­ленные в оркестре на две самостоятель­ные группы — партии первых и вторых скрипок, — они использу­ются в ведущих и второстепенных планах, в массе и соло.

У первых скрипок обычно роль главного (верхнего) мелодического голоса, а вторым скрипкам поручается вторая мелодическая линия, нижний голос. Нередко вторые скрипки вместе с другими струнными аккомпанируют первым скрипкам. В отдель­ных случаях композиторы делят первые и вторые скрипки на две, три и более партий, чтобы звучание было еще прозрачнее и насыщеннее.

Особенности

У скрипок выдающиеся технические возмож­ности, а в подвижности, гибкости, легкости и способности передавать множество оттен­ков экспрессии им нет равных.

Академический оркестр что это. 28 alto d0b3b91d5c7c4e0aa8c939fbc75fbfc1d58289dc5683b6370c9b9c650af09f02. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-28 alto d0b3b91d5c7c4e0aa8c939fbc75fbfc1d58289dc5683b6370c9b9c650af09f02. картинка Академический оркестр что это. картинка 28 alto d0b3b91d5c7c4e0aa8c939fbc75fbfc1d58289dc5683b6370c9b9c650af09f02

Количество исполнителей

Обычно от двух до 10 пультов (пар).

Роль в оркестре

Звук альта более глухой, чем у скрипки и виолончели. Ему часто поручают испол­нять мелодию соло или в дуэте с виолонче­лями или скрипками; также у альта могут быть другие роли — педальная (когда одна нота тянется долго) и аккомпани­рующая. Как инструмент, играющий в составе оркестра мелодию, альт незаменим в музыке элегического, романтического характера.

Особенности

В виртуозном отношении альт совершенен почти так же, как и скрипка, но тре­бует большей растяжки пальцев и физической силы музыканта.

Академический оркестр что это. 29 cello 58b0f3f3700bcf7c0fb3f5e5f6b3d9e88461310e37251bdd901397ca67a166c0. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-29 cello 58b0f3f3700bcf7c0fb3f5e5f6b3d9e88461310e37251bdd901397ca67a166c0. картинка Академический оркестр что это. картинка 29 cello 58b0f3f3700bcf7c0fb3f5e5f6b3d9e88461310e37251bdd901397ca67a166c0

Количество исполнителей

Обычно от двух до восьми пультов (пар).

Роль в оркестре

В оркестре виолончель относится к инстру­ментам нижнего регистра — ей часто поручают басовый голос, аккомпанирующие соединения с другими низкими инструмен­тами (контрабас, фагот, валторны, тром­боны). Однако прежде всего виолончель — мелодический инструмент, ее тембр ближе всего к звучанию человеческого голоса. Звук виолончели отличается сочным, густым тембром.

Группу виолончелей часто делят на несколь­ко голосов, достигая напряженного звучания. Но существует и огромное количество виолончельных соло с оркест­ром (в этом отношении виолончель уступает разве что скрипке); иногда исполь­зуется также ансамбль солирующих виолончелей.

Особенности

По техническим возможностям виолончель немного уступает скрипке. Она принадлежит к числу ножных инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металли­ческий шпиль в пол. Это единственный из струнных инструментов, на котором невозможно играть стоя.

Академический оркестр что это. 30 double bass 14efed60439fe3268bfe4203f06766facba912128ee08dcc4542ccc5f0fbf6fe. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-30 double bass 14efed60439fe3268bfe4203f06766facba912128ee08dcc4542ccc5f0fbf6fe. картинка Академический оркестр что это. картинка 30 double bass 14efed60439fe3268bfe4203f06766facba912128ee08dcc4542ccc5f0fbf6fe

Количество исполнителей

Обычно от одного до шести пультов (пар).

Роль в оркестре

Самый глубокий и низкий голос оркестро­вого диапазона. Создает фундамент звучания струнных, а вместе с фаготом, басовым тромбоном или тубой — и всего оркестра. Часто в мелодических линиях используется дуэт контрабаса с виолончелями.

Особенности

Единственный из струнных, у кого одни и те же ноты, взятые на разных стру­нах, звучат одинаково. Из-за своих размеров требует очень хорошей растяжки пальцев.

Академический оркестр что это. section 01 conductor e0d0947501fdb22014f024f708ffc9b7f1f3bf3c49679386fc8f154dab21f416. Академический оркестр что это фото. Академический оркестр что это-section 01 conductor e0d0947501fdb22014f024f708ffc9b7f1f3bf3c49679386fc8f154dab21f416. картинка Академический оркестр что это. картинка section 01 conductor e0d0947501fdb22014f024f708ffc9b7f1f3bf3c49679386fc8f154dab21f416

Инструмент

Роль в оркестре

В основных европейских языках слово «дири­жировать» (лат. dīrigere) значит «направ­лять». Первая обязанность дирижера — чтобы музыканты не «разо­шлись», вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе и ритме, вовремя вступали после пауз и т. п. (долгое время задачи дирижера этим и ограничивались). Для этого существует целая система дирижерских знаков — взмахов палочки и/или руки. Но ошибочно сводить задачу дирижера только к этой внешне направляющей роли.

Дирижеру нужно самому понять и почув­ствовать замысел музыкального произве­дения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов выпол­нения своих намерений. Дирижер должен вдохнуть жизнь в нотные знаки, заключенные в партитуре. При этом он обязан следовать указаниям компози­тора и стремиться верно передать его намерения.

На репетициях, которые не менее важны, чем выступление, дирижер разучи­вает произве­дение с оркестром, следит, чтобы его наме­ре­ния выполнялись, объясняет или показы­вает, как он понимает музыку. Но оркестр разучивает произведение и до появления дирижера за пультом: каждый музыкант учит трудные места своей партии; концерт­мейстеры, руководители оркестровых групп, проводят групповые репетиции.

Необязательно, но часто дирижер является и художественным руководителем оркестра. Он определяет стратегию творческого развития оркестра, репертуар, то, с какими другими дирижерами оркестру предстоит играть и какие музы­канты войдут в его состав.

Особенности

Дирижеру необходимо широкое музыкаль­ное образование, умение свободно читать оркестровую партитуру, большой кругозор в истории музыки и искус­ства, выдающиеся природные способности, особенно музыкаль­ный слух и память: стоя за пультом, дирижер должен услышать каждую ноту музыкаль­ного произведения. Помимо чисто музыкальных качеств, дирижер должен обладать темпераментом и способностью передать свое понимание музыки другим людям — музыкантам оркестра и слушателям в зале.

Дело дирижера — внушить всем артистам оркестра единое ощущение музыки, объеди­нить их своей волей и из ста индивидуаль­ностей создать коллектив, единый организм. Главное средство, при помощи которого он передает свои намерения оркестру, — дирижерский жест. Это своеобразный язык, междуна­родная система знаков, которую понимают все музыканты.

Как в любом случае, когда нужно управлять большим количеством людей, дири­жеру приходится завоевывать доверие коллектива и преодолевать его сопротивление, чтобы сто с лишним человек захотели последовать за ним. Во время репетиций и на концерте дирижер одновременно следит за 20–30 ли­ния­ми голосов. Он должен понять, что идет не так, на ходу анализировать и нахо­дить решение, как это исправить и как доне­сти до музыкантов задачу так, чтобы они не просто выполнили инструкцию, а захотели это сделать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *