Академический рисунок что это значит
Теория академического рисунка
Задачи и значение академического рисунка
При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.
Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.
Мифы об академическом рисунке
Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.
Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.
Миф №2: Научится этому трудно
Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.
Миф №3: Учится этому долго
Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.
Миф №4: Это скучно
Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.
Теория академического рисунка
Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.
Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.
Обратите внимание, что способ перехода тонов и светотени указывает на фактуру предмета
Основы академического рисунка
Основы академического рисунка — эта тема столь обширна, что излагается в нескольких томах, поэтому мы начнем с общих понятий и терминов, сделав нечто вроде вводного материала.
Самое главное и первостепенное в рисунке это материалы и положение руки. Без этого можно даже не начинать.
В основном рисунок выполняется графическими материалами. То есть карандашом, углем, мелками, соусом, сангиной и так далее. Но мы с вами начнем с основы основ, то есть с карандаша. Они бывают разной мягкости. Указывается она прямо на корпусе.
Обозначение — Т или Н значит твердый, а М или В значит мягкий. Далее добавляется цифра (степень). Чтобы разобраться, вам следует попробовать порисовать каждым карандашом. Тогда вы наглядно увидите в чем разница. В практике мягкие карандаши чаще используются для набора тона, плавной штриховки и проработки теней, а твердые для изображения четких линий, проработки света и полутонов.
Переходим к бумаге. Здесь никаких заморочек не надо. Главное не берите офисную тоненькую бумагу, ничего путного не получится. Можно для тренировки не брать большие форматы. А уже после того как рука привыкнет, переходить на размеры побольше. Еще один из важных моментов, не рисуйте на бумаге, которая не прикреплена к основанию на котором расположена. Если это маленький лист, малярного скотча будет достаточно. Если формат больше 30/40 стоит пользоваться деревянными планшетами. Натягивать лист на него с помощью воды, степлера или клея. Таким образом вы обеспечиваете для себя идеальные условия. Под листом не будет воздуха и штрих будет ложиться ровно, не создавая проблем.
Немного о положении руки. Не нужно держать карандаш так, как обычно мы держим ручку при письме. Хоть это в первое время будет казаться неудобно, но уверяю, так в ваших движениях будет больше свободы, скорость штриховки будет расти, а лист закрываться стремительнее. Положение 1 хорошо лишь тогда, когда изображение небольшое и вы прорабатываете детали. В других случаях лучше выбирать положение руки как на других представленных вариантах.
Далее рассмотрим средства выразительности. То есть точка, линия, штрих, пятно. Данные средства являются составляющими любого изображения, поэтому их углубленное изучение очень сильно влияет на качество рисунка и мастерство художника.
Линия.
Она может быть любой: тонкой, толстой, прямой, искривленной, прерывистой, бледной, насыщенной и так далее. Одной только линией можно создавать невероятные работы.
Эгон Шиле
Штрих.
Совокупность линий, объединенных в одну форму или условный контур. Это то самое средство выразительности, которым чаще всего пользуются в академическом рисунке. Штрих тоже может быть абсолютно разным. Главное верно выбрать способ штриховки в зависимости от работы. Материальность предметов также передается с его помощью. Твердые предметы (гипс, дерево, керамическая посуда) изображается более сближенным штрихом, а мягкие (драпировки, шерсть, оперение птицы) наоборот раздельным, хаотичным, разобщенным штрихом.
Пятно.
То самое средство выразительности, без которого в вашем рисунке или живописной работе не будет цельности. Мы не можем изображать все предметы одинаковыми по тону и насыщенности. Они попросту сольются в листе в один сплошной серый цвет. Даже наше визуальное восприятие работает в стиле пятна. Мы не видим людей контурами, линиями или совокупностью линий, мы воспринимаем их как пятно. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. Пятно помогает придать объем, свет, тень, показать где в натюрморте главное, где второстепенное, разбить его на планы.
Поэтапный набор тона / пятна с помощью штриха
Следующим этапом мы рассмотрим построение самих предметов. Все они имеют свою ось, точки опоры, светотень и объём. Все это нужно уметь передать в вашем рисунке. Но, конечно же, построение первостепенно. Не стоит думать, что построить объект равно срисовать его. То, что вы успешно изобразите контур предмета не значит, что вы сможете его построить. Возьмем примитивный пример для рассмотрения.
Сначала набрасываем контур, примерное пространство, которое займут ваза и яблоко. После этого — ось. В данном случае главная ось вертикальная. На ней «держится» ваза. Если бы она (ваза) была на боку, ось исказилась бы соответственно. Далее намечаем эллипсы (объём внутри). Эта часть подразумевает изучение и понимание перспективы и ее законов, к которым мы перейдем в следующей статье. На третьем же счищаем ластиком линии построения и уточняем вазу. Вот именно после этого этапа можно приступать к работе тоном, но сегодня мы эту информацию пропустим, так как она очень обширная. Помимо перечисленных мной этапов есть еще очень много вещей, которые нужно учитывать при рисовании. Например: композиция, светотень, перспектива, тоновое отношение, плановость, ритм и так далее. Ваша задача отслеживать выход моих статей, внимательно читать, понимать и запоминать материал.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка»
Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Автор: Анастасия Маркелова
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК: ОБЪЕКТИВНОСТЬ ВЗГЛЯДА, РОЖДАЮЩАЯ СОВЕРШЕНСТВО
Дисциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность – те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок. Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.
Что собой представляет академический рисунок?
Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию. Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.
Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части. На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «. как художник художнику: вы рисовать умеете?»
Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний. Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное. Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле. »
Что такое техника в общем смысле?
Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».
Какие материалы нужны начинающему художнику для рисования?
Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться?
Бумага. Для рисунка идеален качественный, плотный ватман;
Линейка мягкости простых карандашей;
Другие материалы рисования (соус, сангина, уголь, сепия, пастель, тушь);
Подготовка к рисованию художественных материалов и рабочего места.
Отработка приёмов работы с карандашом
Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»:
Понятия о композиции и ритме
Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?
Изучение законов перспективы
Для того, чтобы любые тела и предметы «жили» в изображении – необходимо грамотно пользоваться знаниями перспективы. Как ведут себя объекты в пространстве? Что такое сокращение? Точка схода, линия горизонта?
Тональность
На этом этапе студенты узнают самые важные понятия света и тени.
Откуда берётся объём?
Что такое градации тонального пятна и цельность тональных отношений?
Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:
Линейно-конструктивный. Использование простой, чёткой линии для конструктивного анализа форм. Предметы изображаются видимыми насквозь, в разрезе.
Свето-теневой. Акцент ставится на освещении объекта, разборе светотени. Фон часто условен или легко затонирован.
Тональный. Самый длительный по времени, с тональной проработкой не только фактуры предметов, но и всего фона.
Примерный список учебных заданий академического рисунка:
Части лица скульптуры «Давида» Микеланджело (глаза, губы, нос, ухо)
Классический академический рисунок и современный рисунок, в чём разница? Часть 2.
5). Изобразительные средства и приёмы в академическом рисунке ограничены, творческий свободный рисунок комбинирует и создаёт новые изобразительные средства, приёмы, возможности.
Чтобы легче оценить учебный рисунок есть специальные критерии. Приёмы рисования тоже имеют значение. Нужны именно: академическая штриховка, живая, разнообразная, но не слишком эмоциональная линия, тонировка. Творческое самовыражение и поиск собственного стиля рисования тут не допустимы и просто-напросто мешают выполнению поставленных учебных задач.
В творческом рисунке выразить чувства и эмоции можно фактурами и приёмами рисования. Разнообразные техники рисования их художественные материалы тоже подойдут, как нельзя кстати. Чем оригинальнее сам графический язык рисунка, тем свежее и интереснее выглядит конечный результат. Для выставочного графического искусства такая свобода использования средств и свободных приёмов графики поощряется только в контексте авторской идеи. Если оригинальная задумка усилена и ярко реализована необычной штриховкой, пустыми свободными пятнами чистого листа, грубой фактурой и прочим, то художественный образ в рисунке складывается (по крайней мере в одной своей составляющей), а значит на художественную выставку такой рисунок возьмут. Само по себе необычное рисование из серии ”а я ещё и вот так могу“ не подойдёт. Это всего лишь проба собственных графических возможностей, но не готовое произведение современного выставочного искусства.
В свободном рисовании может быть всё, что угодно: смешение жанров (например, животное в интерьере), сочетание техник и приёмов (часто смешивают акварель и карандаш, уголь и сангину, простые и цветные карандаши и многое другое), видов рисования в одном рисунке (часть изображения нарисовано тонально, часть линейно, использование свето-теневой моделировки сочетается с плоскостными абстрактными формами). Ради выражения авторской идеи художники активизируют все возможные средства и, разумеется, о соответствии каким-то нормативам здесь не может быть и речи.
Сразу оговорюсь, что владение изобразительной грамотой не отменяется, ведь чтобы выразить на бумаге в рисунке графическими средствами то, что хочется, нужно уметь рисовать это правильно, следуя традициям учебного реалистического или академического рисунка. Без навыков, знаний и умений нарисовать что-то достойное невозможно.
Творческие современные рисунки если и оцениваются, то совершенно по-другому. Здесь важно соответствие формы содержанию (как и что изображено, связана ли основная идея рисунка и его визуальным воплощением), композиционная грамотность, богатство изобразительных возможностей, экспрессия. Но такие академические требования и характеристики рисунка, как выявление формы и объёма, передача пространства, “похожесть” модели, точная перспектива, здесь не работают. Отсюда и сложности с оценкой качества такого рисунка. Отсюда и некоторое недоумение рядового, неподготовленного зрителя при просмотре таких авангардных, оригинальных работ на выставках и в сми.
Рисунок рисунку рознь и учебный рисунок в корне отличается от свободного, творческого и по целям, и по задачам, и по форме и содержанию, и по внешнему виду. Именно поэтому мы, прежде чем записать нового ученика в нашу художественную школу, спрашиваем, для чего он хочет научиться рисовать: для будущей профессии или в качестве хобби. Исходя из этого основного запроса подбираются обучающие программы, ставятся задачи в рисовании, создаются графические работы. Понимая, что именно хочется рисовать, для чего и как этому научиться, очень легко двигаться по пути художника. А отличать учебные рисунки от современных произведений искусства начинающему художнику просто необходимо, чтобы здраво оценить и проанализировать не только качество своего рисования, но и многообразие графических работ, которые создаются другими художниками.
Творческих вам успехов, дорогие друзья, и качественных рисунков!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Особенности академического рисунка.
Представлюсь еще раз, меня зовут Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и создатель, соучредитель Художественной Школы Jotto в Екатеринбурге. Работаем мы вместе с моим супругом Артуром.
Это школа для взрослых и подростков. В ней обучаются все желающие от 10 лет. Обучаем по индивидуальной, разработанной, специально мною программе. Программ у нас вообще много, по авторской системе, про которую я тоже сегодня буду немножко рассказывать.
Тема у нас сегодня: особенности академического рисунка. Буду рассказывать именно про то, что это такое и чем это отличается от других видов рисований. Потому что сейчас это достаточно актуальная тема. Академический рисунок сейчас в некоторой моде. Многие путают академический рисунок с реалистическим, путают творческие какие-то попытки самовыражения с такой классической базой, немножко есть разница, иногда не немножко. Я сейчас про это всё подробненько расскажу.
Все книги старого образца, некоторые современные обучающие рисунку, они называются «основы классического рисования» или «основы реалистического рисунка». Именно слово «академизм» не фигурировало, хотя речь шла именно об этом. Допустим, есть сейчас автор не плохой Джульетта Аристид, у неё именно «Уроки классического рисунка» так книга называется. Кстати очень неплохой учебник, рекомендую и советские книги, все таким вот образом были построены. Учебный рисунок и так далее…
Давайте, чтобы не говорить абстрактными какими-то понятиями, возьмем рисунок и посмотрим внимательно. Смотрим внимательно, о чем я сейчас говорю. Во-первых, это ясное, точная компоновка. Рисунок в листе сидит хорошо. Четко закомпонованный, четко выстроенный, четко проработанный по самой моделировке формы и по наполненности тона. Нет таких больших скачков тона.
И кроме того, рисунок академический. Он изображает всё-таки не конкретный сюжет или объект, а изображает какую-то характерную задачу. Изображает трехмерные пространства, трехмерный объект и двухмерный. Это его цель, это то что является первостепенным. Для чего собственно этот рисунок создается. Не порадовать зрителя, не выразить себя, а именно максимально точно передать видимый мир в двухмерном листе.
И конечно от академического рисунка существуют определенные особенности. Их очень много. Я вам дам пять, самых основных. Я думаю это вполне достаточно для первого, такого знакомства.
Да кстати, понятно примерно о чем речь? Значит про особенности академического рисунка. В первую очередь конечно это то, что он выполняет по определенным законам и правилам. Они четко зарегламентированы и поэтому вот оценки при экзаменах особенно. Конечно хотелось бы что бы сегодняшний эфир посмотрели те, кто готовятся к вступительным экзаменам, для них это очень важно. Там требуется именно академический рисунок, ни какой другой.
И вот эти критерии, оценки они будут исходить из точных, ясных, совершенно понятий:
— соответствие перспективе, линейные, воздушные и прочее,
— грамотная передача светотени, мягкость светотени,
— расположение элементов внутри листа не только по компоновки, но и еще по принципам зрительского восприятия,
— разработка в тоне – правильная, неправильная,
Всё имеет значение, это всё можно задокументировать и оценить по определенной шкале. Она существует более 250 лет уже. Столько, сколько существует русская академическая школа. То есть это не субъективная оценка, это вполне конкретная положение вещей. Вполне конкретные закономерности, которые не мы с вами придумали и издревне достаточно уже существуют.
Поэтому задач не много и задачи обычно четко прописываются в самом начале. В первом знакомстве ученика с будущим заданием. Поэтому прежде чем начинать рисовать академический рисунок, озвучивается то, что будет требоваться в результате. Как Карл Брюллов говорил, что у художника должна картина уже созреть в голове прежде чем, художник приступил к холсту. Поэтому именно в академизме это особенно важно.
Топ 5 статей нашего блога.
Задачи бывают абсолютно разные, вполне себе ясные, соответствующие стандарту художественного образования, ну например, грамотная перспектива, линейная перспектива. Необходимо построение осей и всего прочего, для архитектурных вещей или при построении простейших базовых геометрических форм. Мягкая моделировка светотенью важна для портрета. Знание анатомии нужны для изображения фигуры человека. Это может быть вполне такими узловыми точками при постановке задач. Это что касаемо конкретных точечных попаданий и выполнения рисунка в соответствии с задачей.
Например, может быть рисунок вполне себе линейный. Необязательно может быть тональный. Ну вот, например, вот здесь задача стояла на передачу характера человека изображаемого, на передачу ракурса, наклона головы, и на связку рук и лица. Все, больше ничего не требовалось. То есть художник выполнил именно это, сделал яркие акценты на самом главном, второстепенное ослабил, ну и связал это все при помощи линий.
Может стоять задача тональная, то есть с тональной проработкой, с ясной светотенью, с четким последовательным решением. Например, где лицо моделируется при помощи светотени, при помощи тонов и полутонов.
Может задача стоять конструктивная. Когда нужно выстроить изображение при помощи каких-то небольших плоскостей или объемов, сопоставления объемов. Сейчас я вам покажу тоже пример. Рисунок вполне академичный, но немножко такой по манере такой скованный, такой как говорили в свое время, когда я училась, манерный. Излишне подчеркнутая резкость, ровность границ, черт. Но задаче это соответствует, поэтому вполне может быть. Надеюсь, что про это все понятно. Учебный академический рисунок это рисунок, выполняющий конкретные академические задачи. Понятно?
Дальше следующая особенность, очень серьезная и важная, это рисунок учебный академический должен быть избавлен от излишней манерности, излишней жесткости или излишней вычурности. Обычно академическому рисованию учат с самых первых классов художественной школы. Это зависит от правильного держания карандаша, от положения карандаша в руке, от точного нажима, вот этого грамотного штриха академического, который создается определенным образом. Мы про него очень часто на занятиях на наших говорим.
Кстати, вот я сейчас говорю про уроки. Это касается не только уроков в классе, но и тех, кто по видеоурокам нашим занимается по нашей программе. Там это тоже все есть. Ярко выраженная манера это, например, излишняя резкость штриха или вот как я вам показывала сейчас, намек на грубость некоторую, вычурность. Это все, конечно, должно нивелироваться, потому что учебный рисунок создается не для самовыражения, а для проработки знаний, умений и навыков художника, для работы именно с натурой, для передачи видимого мира максимально реалистично, максимально точно, максимально последовательно в своем рабочем листе.
Все, что выходит за пределы академической грамоты, когда мы уже выходим из рисовального класса, вот там уже можно экспериментировать в полную силу, уже пробовать делать что-то от себя, ставить эксперименты с манерой и прочее. То есть академический рисунок это классика. Есть стандарт, за который выходить нельзя.
Следующая особенность это то, что рисунок академический, он, конечно, структурный, логически понятный, осмысленный и точный. Он создается не просто перерисовыванием элементов, «что вижу, то пою», а осмыслением, почему это именно так, почему конкретно эта форма выглядит таким образом. Я вот заставляю учеников в классе, например, специально отходить и смотреть на постановку с разных сторон.
Бывает, что очень плохо понятно, как предметы расположены в глубине друг по отношению к другу, когда они друг друга перекрывают. А для рисунка конструктивного особенно, рисунка такого сквозного это очень важно. Поэтому конструкция, именно конструктивное мышление, понимание форм, как они выглядят изнутри, с разных сторон для академического рисунка первостепенная задача. И это конструктивное мышление формируется от занятия к занятию последовательно. То есть логика в рисовании обязательно присутствует, в академическом рисунке.
Ну и конечно, благодаря тому, что он логически точно последовательно создается, есть определенный набор действий, что за чем должно выполняться, начиная от компоновки, постановки наложения предметов, первых тонов, разработка светотени, полутеней и прочего, постановка акцентов темного, светлого рефлексов, объединение работы. Ну и в конце уже завершающая часть, когда мы сравниваем элементы, подчиняем главному второстепенное и создаем общую картину целостную вообще в листе.
И, конечно, такой рисунок осмысленный и глубокий, он требует времени на выполнение, во-первых. Обычно это рисунок длительный. Я сейчас исключаю полностью такие понятия, как наброски и зарисовки, хотя они в академическую программу входят и в какой-то степени академическим рисунком их считать можно. Но все-таки это такой дополнительный инструмент. Классический, академический, реалистический рисунок он создается длительно, несколько часов, несколько сеансов. Потому что выстроить вот эту логическую цепочку действий и последовательных шагов, наложить определенные слои тона, чтобы достичь определенных результатов, это требует очень серьезного подхода и долгого времени, большего количества времени, чем просто зарисовка.
Поэтому, конечно, времени на выполнение рисунка требуется много, обычно это многочасовые работы, ну вот не дадут соврать мои ученики, которые сейчас в эфире, вот Анечка Айвазян, помните, я про нее как-то рассказывала, вот 5-6 часов мы работаем над натюрмортом вполне, это минимум. Бывает, по 20 часов человек рисует для того, чтобы максимально точно и ясно передать, все, что требуется по целям и задачам.
И, конечно, такой рисунок требует длительного обучения, такого, чтобы сесть и нарисовать, такое невозможно сделать, нужна определенная подготовка, нужна сформированность знаний, навыков, они последовательно формируются и складываются в единую картину. Даже рисуя простенькие натюрморты или части натюрмортов, нужны качества, которых нет у художников-самоучек. Вообще, кстати, академическому рисунку самостоятельно научиться невозможно. Есть нюансы, которые разрабатываются только с педагогом, есть нюансы, которые только педагог может откорректировать, потому что сам художник не видит, не понимает какой-то специфики. По книгам это сделать тоже нельзя, сейчас пошло обилие книг по академическому рисунку. Есть хорошие, которые могут являться настольной книгой для домашних заданий помимо работы в классе, есть не очень хорошие.
Для того чтобы учиться рисовать академически существует классическая система художественного образования, она трехчасовая, я на одном из эфиров об этом говорила. Это такая система непрерывного обучения, благодаря которой художник формирует то, что я сейчас озвучила, усваивает. Начиная с художественной школы через училища или колледжи художественные и заканчивая творческим художественным вузом.
Есть варианты, когда одно из звеньев вынимается, например, сейчас многие школьники готовятся поступать сразу в вуз, минуя колледжи, и даже многие не заканчивают художественную школу, довольствуются курсами подготовки, ходят к репетитору и спокойно заскакивают в принципе в вуз. Вариант такого может быть, почему нет, но база для подготовки к институту, она нужна в любом случае, это академическая база.
Традиционная система художественного академического образования у нас в стране, к сожалению, была нарушена в советский период. Вы знаете, что происходило в истории страны. Это всё отразилось на всех сферах, в том числе, на сфере изобразительного искусства и образования. К сожалению, традиция академического рисунка была не то, чтобы утеряна, она была разрушена и создавалась она вновь по кускам, собиралась, поэтому получился такой небольшой гибрид. И в разных школах, в разных учебных заведениях разные принципы выполнения академического рисунка и разные категории критерий: что является академическим, а что не является.
Это конечно печально, но мы с этим живём. И к сожалению или счастью, художники от этого становятся очень многоплановыми и молодые художники, в том числе. Конечно сейчас много пущено сил на восстановление всей этой системы, классических образцов и программ того времени, которые давали хорошую базовую классическую подготовку по академическому рисунку.
Я всегда настаиваю на рисунке, потому что, он является основой всего в изобразительном искусстве, и основой живописи, в том числе. Грамотная академическая живопись – это тональная живопись, и без основ, без владения тональным рисунком, создать хорошую качественную тональную живопись, к сожалению, очень сложно.
Посещая разные выставки современного искусства, где показываются работы современных живописцев, иногда находишься в недоумении, потому что тон из живописных работ, как будто, уходит и воспринимать их очень сложно, просто мешанина цвета, ничего за ним не стоит – нет композиции, нет объёмов и форм, есть такое немножко перемазывание просто, цветики такие.
Поэтому традиции рисунка восстанавливать нужно, осваивать их нужно, чтобы просто быть грамотным качественным художником или дизайнером. Кстати, кто поступает на дизайнера, для вас тоже рисунок будет важен. Я, в свое время, озаботилась этим вопросом, когда создавала свою авторскую систему курсов. Я это учитывала, я взяла выжимку, так как потребности современного человека меняются, есть то, что было актуально ещё лет 15 назад, уже не актуально совершенно сейчас. Поэтому понимая важность академического рисунка, академического образования, художественного и, понимая, что не каждый современный человек может себе позволить учиться там 15 лет и это будет его хобби.
Ещё раз уточню, вопрос задам: всё ли пока понятно? Сейчас у нас еще будет небольшая практическая. Мы сейчас с вами поиграем в угадайку, я вам буду показывать рисунки, вы будете говорить, академический рисунок или не академический. Вопросы сложные, я вам такие картинки подобрала, сейчас будете чесать затылок.
Давайте мои дорогие, посмотрим рисунки. Начнём с простого: академический или нет?
Давайте, идем дальше. Следующий вариант, давайте вот такое покажу.
Если это академический рисунок, поставьте цифру 8, если не академический – 9. Жду ваших ответов. Молодцы. Надеюсь, что надолго всё запомните. Конечно, тоже не академический, потому что, есть характерная индивидуальная манера. Непонятна основная цель, что автор хотел сказать: передать форму головы, показать характер или все таки увлёкся фоном и смешал всё в кучу? Это такая творческая задача, к академическому рисунку, не имеющая вообще никакого отношения.
Хорошо! Давайте сейчас я вам ещё покажу вот такую вещь.
Если это академический рисунок, поставим цифру 10, если не академический – 11. Но сейчас внимательно анализируйте прямо очень хорошо по всем пунктам. Да, нет. Жду. Хорошо. Вижу новые участники, приветствую, у нас задание сейчас. Вижу, конечно это 11. Тоже манерность есть, хотя, здесь есть присутствие такой академической трактовки по форме и форма в пространстве выражена, такой симбиоз скорее, близкий к академизму, но не совсем попадающий. Да, кто-то говорит, что 10, кто-то говорит 11.
Вообще, скажу честно, это учебная работа, но такая домашняя учебная. Здесь уже позволялась некоторая вольность. Поэтому местами академическая трактовка есть, например в волосах, а в лице имеется угловатость немножечко. Поближе покажу.
То есть форма немного нарушена, лицо чуть-чуть помятое, такое деформированное.
Хорошо, покажу вам завершающую еще разочек что-нибудь. Давайте 18+ вам покажу. Смотрите внимательно.
К сожалению, не всё так просто как мы сейчас с вами сумели примерно определить, сопоставить и проанализировать. Есть, к сожалению, такое понятие как псевдоакадемизм. И к моему не ужасу, а разочарованию в некоторых учебных заведениях он тоже существует. При чем в крупных, достаточно известных. Особенно за рубежом. Если в России русская академическая школа рисунка и живописи еще существует и культивируется, восстанавливается и активно себя ведет, то в зарубежных академиях, в некоторых, есть отход в некую манерность. Манерность заключается в том, что уходит конструкция рисунков, уходит именно выражение форм, объемов при помощи четкого построения соотношения частей по отношению к источнику света, соотношение частей к целому.
Происходит такая перерисовка цветов и теней и это вуалируется мягкой трактовкой, практически на одной тушевке сделанной, но выглядит это все как будто 3D фотография, гиперреализм эдакий с небольшими нюансами, вкраплениями характерными для академического рисования. Например, четкая граница света и тени ярко выраженная, она сохраняется. Все остальное гладенькое, красивенькое. Такое, конечно, существует. Очень сложно этого избежать. Особенно художнику начинающему, который видит вокруг вот это все. У нас так рисуют художники на Арбате, которые сидят и портреты рисуют, растушевывают красивенько. Я уже говорила в начале, что красивое это не оценка. У меня папа всегда говорил не красиво, а красивенько. Это значит миленько, но не впопад. И чтобы не попасть в этот псевдоакадемизм эдакий, чтобы не попасть в эту яму, художникам стоит выбирать тщательнее у кого они учатся и где они учатся рисовать. Чтобы осваивать изобразительную грамоту максимально ясно, полно и четко. И максимально соответствуя методикам классического академического рисования.
Методики такие существуют, их очень много. Начиная с конца 19 века были разные методы. В 20 веке их было очень много. Вплоть до кубистичеких различных находок. Они до сих пор есть. Поэтому курсы курсам рознь. Учителя учителям рознь изобразительного искусства. И даже учебные заведения существуют очень разные. Поэтому прежде чем выбирать, проанализируйте внимательно, подумайте. Чтобы не уйти в эту манерность, в это копирование, в некоторое утрирование черт академического рисунка.
Друзья, есть ли еще вопросы какие-то? Потому что у меня с теорией пока все. Вообще тема очень обширная и одного эфира мало. Поэтому я вас и приглашаю поглубже эту тему изучить вместе с нами. Если вопросов нет, тогда я буду потихонечку прощаться. Была рада, что вы сегодня провели это время с нами. Спасибо всем за активность. Удачи в творчестве. Удачи в освоении рисунка академического, как базы изобразительной. Удачи, пока.