Академическое чтение что это
научная статья по теме Развитие навыков академического чтения у студентов неязыковых специальностей Науковедение
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «Развитие навыков академического чтения у студентов неязыковых специальностей»
Шиловская М.М., старший преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Современные требования к преподаванию английского языка в неязыковых ВУЗах включают в себя развитие академических навыков. Участие России в Болонском процессе, адаптация Европейской системы образования способствуют тому, что иностранный язык становится не только обязательным компонентом образования, но и инструментом приобретения знаний. Таким образом, развитие академических навыков позволяет студентам овладевать языком специальности, свободно ориентироваться в академической среде и, как результат, успешно осуществлять профессиональную коммуникацию на английском языке.
Овладение навыком академического чтения представляется одной из целей обучения у студентов неязыковых ВУЗов. С одной стороны, в современном обществе чтение является одним из важнейших средств получения информации, каналом адекватного включения в глобальное информационное поле. С другой стороны, курс «Английский язык для специальных целей» («English for spécifié purposes») предполагает изучение обширного массива оригинальных неадаптированных текстов (информативных и публицистических), изучение узкоспециальной и научной лексики, характерной для исследований в области выбранной специальности, написание выпускной квалификационной работы на английском языке. Решение данных задач требует формирования и развития у студентов соответствующих умений и стратегий академического чтения.
Для сегодняшнего студента это также означает возможность получения доступа к общеевропейской зоне высшего образования.
Экзамен включает 4 модуля: аудирование (Listening), чтение (Academic Reading), пись-мо(Academic Writing), устная речь (Speaking).
Академическое чтение состоит из 3 частей, где необходимо прочитать несколько текстов, общее количество слов в которых составляет от 2150 до 2750. На выполнение 40 заданий отводится 60 минут. Используются различные типы заданий:
1. выбор правильного ответа из нескольких вариантов (multiple choice)
2. поиск нужной информации (identifying information)
3. определение авторской точки зрения (identifying writer’s views/claims)
4. сопоставление информации (matching information)
5. сопоставление заголовков (matching headings)
6. вставка пропущенных слов в краткое изложение текста, таблицу или блок-схему (summary, table, flow-chart completion)
7. завершение предложений (sentence completion)
8. установление причинно-следственных связей (matching causes and effects)
9. сопоставление утверждений (matching features)
Каждый тип задания направлен на проверку и оценивание определенных навыков:
• общее понимание основных идей текста,
• детальное понимание отдельных пунктов,
• способность опознать некоторые факты или мнения в тексте,
• способность определять авторское мнение и отношение к излагаемому предмету,
• способность просматривать текст на предмет извлечения из него детальной информации,
• способность делать выводы,
• способность перефразировать исходный текст,
• способность понимать парафраз,
• способность понимать причинно-следственные связи.
Перед преподавателем, таким образом, возникает необходимость обучения студентов эффективным стратегиям академического чтения. Чтение-это специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.
С.К. Фоломкина выделяет следующие виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее. Умение читать предполагает владение всеми четырьмя видами чтения и лёгкость перехода от одного вида чтения к другому в зависимости от целевой установки получения информации из данного текста [1].
Просмотровое чтение (skimming) направлено на то, чтобы составить представление о тематике (основной идее) текста. Для получения этой информации достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать вступление, начальные предложения (topic sentences) абзацев, заключение, таблицы и диаграммы. Просмотровое чтение, как правило, предшествует выполнению тестовых заданий и занимает 1-1,5 минуты.
Поисковое чтение (scanning, reading for specific purposes) ставит своей задачей нахождение конкретной информации, фактов, имен собственных, географических названий, терминов и т.д. Часто применяется для выделения части текста, которая в дальнейшем будет прочитана вторично, например, для поиска нужного абзаца в задании сопоставление заголовков или для определения авторской точки зрения.
Изучающее чтение (reading for detail) подразумевает полное понимание и осмысление текста, что не всегда необходимо и возможно во время сдачи экзамена, поэтому в основном применяется для отдельных предложений, отрывков, параграфов для выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
Современный подход к обучению чтению предполагает формирование ряда академических навыков.
• Подчеркивание и выделение важной информации
• Запись ключевых слов и понятий
• Предварительная постановка вопросов и сопоставление прочитанного с данными вопросами
• Краткое формулирование основной идеи абзаца в процессе чтения
• Прерывание чтения для фиксации идеи.
II. Контекстное чтение
Рассмотрим примеры использования контекста для определения значения слов. [7, стр.61]
Значение слова vertigo можно определить по контексту. В предложении рассказывается о небоскребе высотой 420 м, на 88 этаже которого есть смотровая площадка. Смотреть вниз на город и на «пустоту» внутри здания не рекомендуется людям, страдающим от vertigo, головокружений, вызванных боязнью высоты.
Использование контекста помогает догадаться о значении слова upheaval. [7, стр.52]
Many changes were now taking place in Europe, with new ideas affecting many traditional areas of life. Politics, economics, religion and social organization were all undergoing huge upheavals. The population grew rapidly, creating an increased demand for food. Among the workforce there was a trend towards developing a particular expertise, which included a rapid growth in the number of merchants.
В Европе происходили «массивные изменения», население росло, возникла потребность в большем количестве еды, в профессиональной сфере тоже менялись парадигмы, появилась тенденция к более узкой специализации. Политическая, экономическая, религиозная и социальная сферы жизни претерпевали upheavals, изменения, перевороты.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Особенности академического чтения.
Сегодня в академической среде на первый план выходит готовность студентов к самостоятельной работе с большими потоками информации, и значит, формирование и развития у студентов соответствующих умений и стратегий академического чтения приобретает особое значение. Под АЧ мы понимаем умение читать литературу, относящуюся к различным функциональным стилям – учебно-научному, научному, научно — справочному. Очевидно, что специалисту для работы с материалом с целью использования его в академических целях понадобятся умения и навыки всех видов чтения, взаимосвязанных между собой и логически вытекающих друг из друга. При работе с литературой специалист должен уметь просмотреть необходимый материал и определить, относится ли он к его теме, содержит ли нужную информацию, и следует ли читать материал более внимательно (просмотровое чтение). Если текст соответствует запросу, то специалист может ознакомиться с его содержанием и узнать, что в нем относится к интересующим его вопросам (ознакомительное чтение), и, при наличии новой (интересной) информации, перейти к внимательному чтению текста, чтобы полностью понять и проанализировать его содержание (изучающее чтение). В некоторых случаях специалисту будет необходимо отыскать в нем нужную информацию (поисковое чтение). Таким образом, совершенно неверным является доминирование одного вида чтения над другим, равно как и изолированное развитие соответствующих умений. При ознакомительном чтении необходимо «в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию». Этот вид чтения предполагает работу со всем предложенным текстом. Просмотровое чтение – это «беглое, выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его деталями и частями». Студент должен получить общее представление о ряде вопросов, рассматриваемых в тексте, определить значимость и важность данного материала и оценить свою осведомленность по рассматриваемому кругу проблем. Цель поискового чтения – быстрое «нахождение в тексте вполне конкретной информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, и т. д.)». Студент не анализирует текст целиком или по частям, а лишь выбирает необходимые данные, ориентируясь на структуру текста. «Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление». Этот вид чтения подразумевает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Академическое чтение
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Образование «Liberal arts» – путь открытого ума, готового к переменам и способного к обновлениям. Важнейший элемент универсализации знания студентов внутри программы — сквозной трёхлетний курс «Академическое чтение» («Great books»). С каждым годом студенты «Liberal arts» получают всё новые компоненты учебных специализаций. «Академическое чтение» уравновешивает, гармонизирует этот процесс. Этот курс реализует идею максимально широкого знания. Знания, формирующего «моральную обязанность понимания», по слову изобретателя «Great books» Джона Эрскина.
С первого года студенты на занятиях «Академического чтения» учатся быть на уровне заслуженных собеседников, среди которых великие русские и зарубежные романисты, философы, психологи, социологи, политологи, историки культуры. Главная цель курса – познакомить студентов с разными парадигмами мышления, показать силу и глубину идей, на которых основывается человеческая цивилизация, сформировать интерес к пристальному чтению. Помимо масштабной и перспективной цели у курса, разумеется, существуют и конкретные учебные задачи. В первую очередь: формирование навыка анализа, интерпретации в процессе знакомства с трудными текстами, а также практика присвоения идей, концепций и их применения на новом материале (проблематизация). Анализ и интерпретация включают в себя самые разные традиции: семиотические, дискурсивные, герменевтические, «подозревающие» и пр. Приоритет той или иной традиции определяется характером текста, находящегося в центре обсуждения. Присвоение и применение идей и концепций формирует навык проблематизации, самостоятельного мышления, опирающегося на опыт авторитетных предшественников. Содержание курса включает в себя следующие образовательные треки: литературная классика, психология на первом курсе, политэкономия, антропология, семиотика, культурология – на втором курсе, социология и политология – на третьем. Перечень текстов не установлен раз и навсегда – он обновляется как и наше понимание курса.
Мы уверены, что курс «Академическое чтение» раздвинет образовательный горизонт наших студентов, привьёт им вкус к сложному чтению, поможет понять образование как не завершающийся процесс и образ жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕКОВ
«Академическое чтение» начинается с анализа и интерпретации художественных текстов. Первый трек курса – художественные тексты. Абитуриенты, вчерашние школьники, имеют опыт обсуждение литературы и первый образовательный трек должен, с одной стороны, напомнить им уже известные подходы к текстам, а, с другой, обозначить новый уровень сложности в этой работе.
Второй трек курса «Академическое чтение» — психология. Это – начало изучения собственно научного текста. На занятиях студенты знакомятся с видами научной проблематизации, типами аргументов, работой с фактами. Помимо этого, знакомство с концепциями психологии – открывающаяся возможность самопознания, само-рефлексии, самодисциплины для студентов.
Третий трек «Академического чтения» — изучение концепций «массового общества» и политической экономии. Студенты сталкиваются с тем, что в науках об обществе каждая идея является ответом на вопрос, заданный другой идеей. Наука – долгий диалог сквозь столетия, в котором прорывы к новому соседствуют с возобновлением прежнего. Студентам предстоит усвоить хотя бы отчасти этот сложный опыт. Без него нет ориентирования в научной литературе.
Четвёртый трек курса включает в себя разговор о семиотике, антропологии, теориях игры. В процессе работы с текстами студентам предстоит осознать проблему дистанции между исследователем и изучаемым предметом; усвоить, насколько важно в гуманитарных науках отдавать отчёт в отличии познаваемого опыта от нашего; выяснить, какими способами мы можем в процессе исследования переводить язык изучаемого предмета на современный язык. Этот трек по сути вводит понятие границ гуманитарного знания.
Пятый трек курса связан с вопросами идеологии и социального взаимодействия. Студентам предстоит столкнуться с изучением проблем границ личной и общественной жизни. Научиться отвечать на вопрос, как человек может сохранять идентичность, лицо в условиях функционирования государственной идеологии и общества потребления. В этом треке становится ещё более очевидной множественность научных дискурсов.
Шестой трек курса посвящён проблеме «Пост-современности». Он является в некотором смысле суммарным по отношению ко всем предыдущим трекам. Работы, которые предложены к обсуждению предполагают обращение к самым разным прочитанным текстам и изученным методологиям, концепциям. Шестой трек позволяет отчётливо выявить готовность бакалавров к написанию диплома.
ПОДГОТОВКА К ЭССЕ
В рамках курса «Академического чтения» студентам предстоит работа над эссе. В Мастерской письма на сайте кафедры немало материалов, которые помогут подготовиться.
Критерии, по которым эссе будет оцениваться, таковы:
Преподаватели Liberal Arts РАНХиГС назвали 22 великие книги из курса «Академическое чтение»
В Президентской академии преподается уникальный курс Great books, или «Введение в критическое мышление», в рамках которого студенты изучают базовые литературные произведения мировой культуры и обучаются по передовым традициям гуманитарного образования.
Курс Great books («Академическое чтение») проходит в Институте общественных наук (ИОН) РАНХиГС в рамках программы многопрофильного бакалавриата Liberal Arts. Это инновационная программа высшего образования, которая доказала свою эффективность в США и получает широкое распространение в европейских странах. Для нашей страны это достаточно новое направление, которое набирает все большую популярность.
Принципиальное отличие Liberal Arts от других программ заключается в том, что студенты могут комбинировать два профиля обучения – основной и дополнительный. Кроме этого, слушатели формируют собственный индивидуальный учебный план и могут выбирать необходимые учебные дисциплины. Большое внимание на многопрофильном бакалавриате уделяется именно гуманитарной подготовке. Высокая роль качественного гуманитарного образования признана как в нашей стране, так и во всем мире.
Курс «Введение в критическое мышление», или Great books проходит для всех студентов многопрофильного бакалавриата Liberal Arts РАНХиГС вне зависимости от направления подготовки. За четыре года они должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений – романов, философских сочинений и документальных книг. Это очень важная составляющая программы, поскольку через классические литературные произведения и их анализ студенты включаются в мировые интеллектуальные традиции.
Подробнее об уникальном курсе Great books рассказали его основатели в Академии, представители Института общественных наук РАНХиГС.
Декан факультета Liberal Arts, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, к. и. н. Евгений Миронов:
«Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.
Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги – это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве. Такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.
Список, конечно, разрастается – и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.
После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great books, потому что это, действительно, для них новый опыт».
Заместитель заведующего кафедрой общественных и политических коммуникаций ИОН РАНХиГС, старший преподаватель Леонид Клейн:
«Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.
Образование в рамках Liberal Arts – это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение – это его составляющая. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должны быть базовые гуманитарные знания. Студенты должны уметь читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос, готовы ли они вообще получать высшее образование.
В нашем списке есть как художественная, так и нехудожественная литература. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается, и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет полезен. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.
Книги, которые мы называем Great books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому – страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий, который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов».
Книги для изучения в рамках курса Great books Президентской академии:
Великие романы
1. «Дон Кихот», Мигель де Сервантес Сааведра. Испанский роман эпохи Возрождения о приключениях идальго Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Находясь под впечатлением героических баллад, главный герой решает возродить рыцарство. На страницах сатирического произведения Сервантеса можно найти отголоски различных течений европейской гуманистической мысли: от неоплатонизма до христианского гуманизма.
2. «Робинзон Крузо», Даниэль Дефо. Классический английский роман о путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, который в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит 28 лет в дикой природе. Дефо рассказывает историю о нравственном возрождении, бесконечном потенциале человека и его борьбе с враждебным миром. В романе находит отражение идеология раннего капитализма и Просвещения.
3. «Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей. Классическое произведение о нравах британской аристократии в эпоху Наполеоновских войн. Роман с оригинальными иллюстрациями автора публиковался в сатирическом журнале Punch – он занял 20 номеров. Как писал сам Теккерей, «“Ярмарка тщеславия” – это роман без героя»: писатель создал портрет английского высшего общества со всеми его грехами и пороками.
4. «Бесы», Федор Достоевский. Один из самых мрачных романов Достоевского. Писатель рассказывает о рождении и развитии революционных террористических кружков в России. Прообразом сюжета послужило реальное событие – убийство студента Ивана Иванова группировкой Сергея Нечаева «Народная расправа». Одно из немногих произведений, в котором Достоевский не симпатизирует ни одному из героев: он резко критикует революционные и атеистические идеи, изображая нравственное разложение террористов.
Политика
5. «Государство», Платон. Диалог Платона об идеальном государстве, которое по описанию напоминает классическое коммунистическое общество. Платон предлагает классификацию совершенных и несовершенных форм государства (демократию он считает несовершенной), рассуждает о справедливости и воспитании граждан. Помимо прочего, в «Государстве» впервые дается определение деятельности философов. Один из самых значимых отрывков – миф о пещере: пояснение учения Платона об идеях.
6. «Государь», Никколо Макиавелли. Произведение флорентийского философа и государственного деятеля стало руководством умелого правителя. Макиавелли рассказывает о типах государств, способах захвата и удержания власти, методах ведения войны, а также о качествах и поведении успешного правителя. Вместо идеалистических представлений о власти философ дает достаточно прагматичные инструкции.
7. «Общественный договор», Жан-Жак Руссо. Трактат французского мыслителя эпохи Просвещения о происхождении государства. Руссо развивает идею общественного договора в качестве отправной точки государства и предлагает концепцию народовластия (народного суверенитета). Мыслитель невольно стал идеологом Великой французской революции, а идеи его трактата воплотились в Конституции Франции 1791 г.
Психология
8. «Человек в поисках смысла», Виктор Франкл. Книга австрийского психиатра, написанная им во время заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Франкл не только описывает опыт жизни в концлагерях, но также анализирует увиденное и пережитое с точки зрения психиатрии. В книге он впервые описывает разработанный им психиатрический метод работы с больными (логотерапию) и поднимает вечные вопросы о смысле жизни, свободе, ответственности, страдании и смерти.
9. «Маленькая книжка о большой памяти», Александр Лурия. Работа советского психолога о человеке с феноменальной наглядной и чувственной памятью. Ученый долгое время наблюдал за ним, чтобы понять природу его особенностей. В книге описаны все данные, полученные в ходе общения с этим «экспериментом природы».
10. «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман. Основатель Nielsen Norman Group и бывший вице-президент Apple рассказывает о классических просчетах дизайнеров и требованиях пользователей. Норман предлагает альтернативные решения, не забывая о нуждах потребителей и основах когнитивной психологии.
Социум
11. «Демократия в Америке», Алексис де Токвиль. Трактат французского политического деятеля об американском государстве и обществе. «Демократия в Америке» стала первым глубоким анализом политической жизни США: Токвиль девять месяцев путешествовал по Америке и общался с представителями ее интеллектуальной элиты. Особое внимание автор уделил описанию идеологии народовластия, преимуществам федерализма и изучению влияния демократии на разные сферы жизни общества.
12. «Восстание масс», Хосе Ортега-и-Гассет. Испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет создал портрет типичного жителя европейских стран первой половины XX в. – «человека массы». По его мнению, именно «восстание масс» стало причиной политического кризиса Европы. Работа социолога стала одним из первых исследований массового общества и опасностей, которые оно несет миру.
13. «Глобализация. Последствия для человека и общества», Зигмунт Бауман. Британский социолог исследовал глобализацию и ее влияние на состояние современного мира. Бауман заостряет внимание читателей на угрозах, которые влекут за собой глобальные процессы. Но книга не только о политической, экономической, социальной, культурной и религиозной интеграции и унификации – Бауман также рассказывает о жизни обычного гражданина современного индивидуализированного западного общества.
Экономика
14. «Исследование о природе и причинах богатства народов», Адам Смит. Трактат шотландского экономиста стал основополагающим трудом политической экономии. Смит обобщил все идеи ученых за прошлое столетие, а также выработал методы и терминологию экономической науки. Помимо прочего, его концепция роли власти в экономических процессах («государство – ночной сторож») впоследствии стала классической политэкономической теорией.
15. «Капитал», Карл Маркс. «Капитал» – самая известная книга в области политической экономии. В ее основе – критический анализ капитализма. Маркс впервые описал и объяснил процесс образования прибавочной стоимости, показал ее роль в историческом развитии капиталистического производства и изучил отношение товара и денег.
16. «Общая теория занятости, процента и денег», Джон Мейнард Кейнс. Одна из главных работ в области экономики прошлого столетия. В результате анализа экономических процессов начала XX в. (в частности, Великой депрессии 30-х в США) Кейнс заложил основы и терминологию макроэкономики. «Кейнсианство» доминировало в академических и правительственных кругах индустриальных стран Запада вплоть до начала 70-х.
Идеи и идеологии
17. «Протестантская этика и дух капитализма», Макс Вебер. Трактат немецкого экономиста и социолога о том, как религия коррелирует с экономической системой. В частности, Вебер рассматривал Реформацию и протестантизм как предпосылки возникновения капиталистической системы.
18. «Идеология и утопия», Карл Манхейм. Исследование одного из самых влиятельных социологов XX в. и отца-основателя социологии знания. Манхейм дал определение утопическому сознанию и изучил, как люди воспринимают реальность через призму идеологии, а также как сами идеологии влияют на общество, историю и философию.
19. «Структура научных революций», Томас Кун. Книга американского историка о развитии научного знания стала одной из самых цитируемых в области философии науки. Кун ввел понятия «парадигма», «смена парадигм» и «научная революция». Согласно его концепции, научное знание развивается скачкообразно посредством научных революций, в ходе которых происходит смена объясняющих парадигм.
(Пост)современность
20. «Понимание медиа», Маршалл Маклюэн. Книга канадского философа и филолога стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. Маклюэн предложил изучать медиа вне зависимости от их контента. Проанализировав историю развития средств коммуникации, он приходит к выводу, что медиа сами по себе всегда оказывали влияние на человека и общество (The medium is the message).
21. «Состояние постмодерна», Жан-Франсуа Лиотар. Трактат французского теоретика литературы и философа-постмодерниста о состоянии научного знания в эпоху постмодерна. По мнению Лиотара, модернистский подход к науке уже не актуален, поэтому информационное общество требует нового теоретического подхода к его описанию. Ученый разработал функционалистский подход к изучению общества, а в качестве эффективной системы высшего образования предложил двухступенчатую модель (в которой легко узнать бакалавриат и магистратуру).
22. «Текучая современность», Зигмунт Бауман. Текучая современность – это переход от структурированного мира к более текучему и свободному от условий и границ состоянию. Зигмунт Бауман описал это переходное состояние мира постмодерна, создал портрет современного индивида и объяснил, как эта трансформация влияет на жизнь общества и человека.