Академическое рисование это что
Теория академического рисунка
Задачи и значение академического рисунка
При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.
Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.
Мифы об академическом рисунке
Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.
Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.
Миф №2: Научится этому трудно
Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.
Миф №3: Учится этому долго
Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.
Миф №4: Это скучно
Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.
Теория академического рисунка
Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.
Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.
Обратите внимание, что способ перехода тонов и светотени указывает на фактуру предмета
Основы академического рисунка
Основы академического рисунка — эта тема столь обширна, что излагается в нескольких томах, поэтому мы начнем с общих понятий и терминов, сделав нечто вроде вводного материала.
Самое главное и первостепенное в рисунке это материалы и положение руки. Без этого можно даже не начинать.
В основном рисунок выполняется графическими материалами. То есть карандашом, углем, мелками, соусом, сангиной и так далее. Но мы с вами начнем с основы основ, то есть с карандаша. Они бывают разной мягкости. Указывается она прямо на корпусе.
Обозначение — Т или Н значит твердый, а М или В значит мягкий. Далее добавляется цифра (степень). Чтобы разобраться, вам следует попробовать порисовать каждым карандашом. Тогда вы наглядно увидите в чем разница. В практике мягкие карандаши чаще используются для набора тона, плавной штриховки и проработки теней, а твердые для изображения четких линий, проработки света и полутонов.
Переходим к бумаге. Здесь никаких заморочек не надо. Главное не берите офисную тоненькую бумагу, ничего путного не получится. Можно для тренировки не брать большие форматы. А уже после того как рука привыкнет, переходить на размеры побольше. Еще один из важных моментов, не рисуйте на бумаге, которая не прикреплена к основанию на котором расположена. Если это маленький лист, малярного скотча будет достаточно. Если формат больше 30/40 стоит пользоваться деревянными планшетами. Натягивать лист на него с помощью воды, степлера или клея. Таким образом вы обеспечиваете для себя идеальные условия. Под листом не будет воздуха и штрих будет ложиться ровно, не создавая проблем.
Немного о положении руки. Не нужно держать карандаш так, как обычно мы держим ручку при письме. Хоть это в первое время будет казаться неудобно, но уверяю, так в ваших движениях будет больше свободы, скорость штриховки будет расти, а лист закрываться стремительнее. Положение 1 хорошо лишь тогда, когда изображение небольшое и вы прорабатываете детали. В других случаях лучше выбирать положение руки как на других представленных вариантах.
Далее рассмотрим средства выразительности. То есть точка, линия, штрих, пятно. Данные средства являются составляющими любого изображения, поэтому их углубленное изучение очень сильно влияет на качество рисунка и мастерство художника.
Линия.
Она может быть любой: тонкой, толстой, прямой, искривленной, прерывистой, бледной, насыщенной и так далее. Одной только линией можно создавать невероятные работы.
Эгон Шиле
Штрих.
Совокупность линий, объединенных в одну форму или условный контур. Это то самое средство выразительности, которым чаще всего пользуются в академическом рисунке. Штрих тоже может быть абсолютно разным. Главное верно выбрать способ штриховки в зависимости от работы. Материальность предметов также передается с его помощью. Твердые предметы (гипс, дерево, керамическая посуда) изображается более сближенным штрихом, а мягкие (драпировки, шерсть, оперение птицы) наоборот раздельным, хаотичным, разобщенным штрихом.
Пятно.
То самое средство выразительности, без которого в вашем рисунке или живописной работе не будет цельности. Мы не можем изображать все предметы одинаковыми по тону и насыщенности. Они попросту сольются в листе в один сплошной серый цвет. Даже наше визуальное восприятие работает в стиле пятна. Мы не видим людей контурами, линиями или совокупностью линий, мы воспринимаем их как пятно. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. Пятно помогает придать объем, свет, тень, показать где в натюрморте главное, где второстепенное, разбить его на планы.
Поэтапный набор тона / пятна с помощью штриха
Следующим этапом мы рассмотрим построение самих предметов. Все они имеют свою ось, точки опоры, светотень и объём. Все это нужно уметь передать в вашем рисунке. Но, конечно же, построение первостепенно. Не стоит думать, что построить объект равно срисовать его. То, что вы успешно изобразите контур предмета не значит, что вы сможете его построить. Возьмем примитивный пример для рассмотрения.
Сначала набрасываем контур, примерное пространство, которое займут ваза и яблоко. После этого — ось. В данном случае главная ось вертикальная. На ней «держится» ваза. Если бы она (ваза) была на боку, ось исказилась бы соответственно. Далее намечаем эллипсы (объём внутри). Эта часть подразумевает изучение и понимание перспективы и ее законов, к которым мы перейдем в следующей статье. На третьем же счищаем ластиком линии построения и уточняем вазу. Вот именно после этого этапа можно приступать к работе тоном, но сегодня мы эту информацию пропустим, так как она очень обширная. Помимо перечисленных мной этапов есть еще очень много вещей, которые нужно учитывать при рисовании. Например: композиция, светотень, перспектива, тоновое отношение, плановость, ритм и так далее. Ваша задача отслеживать выход моих статей, внимательно читать, понимать и запоминать материал.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка»
Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Автор: Анастасия Маркелова
Академический рисунок уроки с нуля бесплатно онлайн
В программе всех художественных школ обязательно присутствует предмет, называемый академическим рисунком. Уроки с нуля тренируют умение художника переносить на плоскую поверхность объем и фактуру объекта посредством светотени.
Что такое академический рисунок
Академический рисунок (уроки с нуля необходимы для начинающего художника) – это долгая, проходящая в несколько сеансов работа. Главная цель, которую преследует художник – освоение основ изобразительной грамоты. Рисуется, как правило, определенный объект или предмет.
Главные задачи, преследуемые в академическом рисунке – освоение приемов живописи, изучение различных форм. Готовое произведение с максимальной точностью передает внешние характеристики рисуемых объектов. При этом обязательно учитываются угол падения света и окружающая среда.
Академический рисунок – предмет в системе художественного образования, он структурируется от наиболее легких к самым трудным:
Этап | Описание |
1 | Изображение простых плоских орнаментов |
2 | Рисование геометрических фигур |
3 | Изображение натюрмортов и интерьеров |
4 | Рисование гипсовых голов, а также их частей |
5 | Создание портретов |
6 | Изображение анатомических моделей |
7 | Рисование фигуры человека |
Академический рисунок (уроки с нуля включают в себя профессиональный подход) создается только с натуры, без применения фотография или видео. Один из главных принципов – изучение натуры в ее первозданном виде. В таком рисунке недопустимо проявление творческих приемов и попыток экспериментировать.
Отличительные особенности
Работы художников, которые обучались такому предмету как академический рисунок, сразу можно отличить от остальных. Их основная особенность состоит в том, что они выглядят профессионально.
Если художники, занимающиеся изобразительным искусством на любительском уровне, способны только копировать окружающую обстановку, то профессионалы могут изобразить предмет с любого ракурса.
Осваивая азы академического рисунка, художник учится художественной грамотности. Это обучение способствует развитию важных способностей и, в частности, уверенному отражению на бумаге задуманного.
Передача изображения с помощью перспективы, света и теней, штриховки
В ходе уроков начинающий художник:
Инструменты и материалы для рисования
Каждому, кто решил заниматься рисованием, необходимо тщательно подготовиться к творческому процессу. Самым главным этапом подготовки станет правильный настрой: необходимо проявить желание не только заниматься художественной деятельностью, но и постоянно обучаться новым приемам.
Когда же будет твердо решено начать обучение, можно переходить к следующему этапу – к приобретению материалов и инструментов, которые понадобятся для этой работы.
Для академического, как и для любого рисунка, необходимы:
Также потребуются дополнительные приспособления, которые упростят работу и помогут сделать готовый рисунок более качественным.
Карандаш
Главным инструментом художника, создающего академические рисунки, будет простой карандаш. Для построения лучше всего применять более твердые грифели. Например, хорошо для этого подходят карандаши, маркируемые 2H, H, HB. Последний, является своего рода «гибридом» мягкого и твердого карандашей.
Если использовать твердые или твердо-мягкие карандаши, то легче будет получить чистую основу для выполнения последующего рисунка. Однако лучше, если основы будет выполняться мягкими карандашами, которые маркируются цифрой со стоящей с нею рядом латинской буквой «B» (на карандашах, произведенных в России, это может быть русская буква «М»).
Выбирая между твердыми и мягкими карандашами, стоит принимать во внимание, что с уменьшением твердости грифеля уменьшается тональный диапазон. Речь идет о шкале тонов от твердого к светлому. Чем слабее надавливать на карандаш, тем светлее будет тон оставляемого им следа на бумаге. Соответственно, с увеличением силы надавливания тон будет темнее.
При определенной практике весь рисунок можно выполнить одним мягким карандашом. Достаточно просто изменять силу нажима. При работе художник сможет подобрать подходящий для себя способ рисования или найти оптимальное сочетание таких способов.
Бумага
Определившись с карандашом, можно приступать к выбору бумаги. Предпочтение следует отдавать плотным гладким листам. Можно взять, например, бумагу для черчения или ватман. Главное преимущество таких бумажных листов в том, что на них можно много раз исправлять недочеты.
Для рисования важно выбрать подходящую бумагу
Например, если во время рисования будет проведена лишняя линия, ее без труда удастся удалить с помощью ластика. Это практически не причинит вреда бумаге. Особенно рекомендуется отдавать предпочтение такой бумаге тем, кто только начинает осваивать азы изобразительного искусства.
В будущем, с постепенным переходом на новые этапы таких ошибок будет становиться меньше, а сами рисунки будут получаться лучше.
Ластик
Без этого предмета очень трудно вести художественную деятельность. Он нужен не только новичкам, но и даже тем, кто уже добился немалых успехов в рисовании. Многие опытные художники рекомендуют отдавать предпочтение изделиям Koh-i-noor, на поверхности которых красуется милый черно-белый слоненок с загнутым хоботом.
Лучший ластик – двусторонняя резинка из каучука
Преимущества этих ластиков в том, что они:
Точилка или канцелярский нож
С точилкой такое невозможно, а ведь чем острее и длиннее будет грифель, тем дольше он будет изнашиваться и необходимость подтачивать инструмент будет возникать реже.
Клячка
Клячка – это необязательный инструмент, но, если его применить, работа значительно упростится и результат будет более качественным.
Клячка – это своего рода ластик, но материал, из которого она изготовлена, является пластичным, и поэтому ей можно придавать любую форму
Клячка – это своего рода ластик, но материал, из которого она изготовлена, является пластичным, и поэтому ей можно придавать любую форму. Например, можно сделать ее закругленной или, наоборот, заострить. Клячкой можно рисовать поверх заштрихованного участка.
Наждачная бумага
Линер
Многие художники применяют в своей работе особый инструмент – линер. Так называется разновидность капиллярной ручки, в которой используются чернила на водной основе.
Линер — разновидность капиллярной ручки, в которой используются чернила на водной основе
Линер нужен, чтобы рисовать тонкие, но при этом обладающие хорошей насыщенностью линии.
Цветные карандаши
Если потребуется придать картине цвет, можно воспользоваться цветными карандашами. Цвета художник выбирает по своему усмотрению.
Планшет
Очень удобно для рисования использовать планшет, на котором с помощью скотча закрепляется готовая работа.
Мастер-классы
Академический рисунок (уроки с нуля начинаются с изображения бытовых предметов и геометрических фигур) имеет большой выбор темы. Она зависит от поставленных учебных задач. Наиболее частая практика – рисование бытовых предметов и изображение геометрических фигур.
Рисование куба – самая простая задача по изображению трехмерных объектов в пространстве. На этом уроке закладываются основы передачи объема. На этом же этапе новички совершают множество ошибок и важно своевременно их исправить, чтобы они не перешли на следующие уроки.
В учебных заведениях для рисования куба дают изделие из гипса соответствующей формы. Однако если работу планируется проводить самостоятельно, то предварительно можно своими руками изготовить куб из картона или бумаги.
Объект следует подготовить, для чего:
В то же время сам куб должен стоять прямо перед глазами, но при этом чуть снизу, чтобы, помимо 2-х его граней, можно было видеть и 3-ю. Лучше отдать предпочтение солнечному свету. Можно, например, разместить объект на подоконнике.
Важно учитывать только сам куб, но и поверхность, на которой он находится. В итоге расстояние должно быть равно примерно 60 см.
Выполнив подготовительные работы, можно приступать к рисованию:
Можно представить, будто за кубом отсутствует стена, и, соответственно, можно увидеть, как сходятся небо и земля; а затем мысленно перевести линии граней до горизонта.
Бидон
Уроки с нуля по дисциплине академический рисунок, ставят задачу – изобразить бидон, который похож на обычный цилиндр. Оба предмета они имеют единую закономерность построения формы. Единственное исключение – усеченный конус, являющийся соединительным звеном между 2-мя разными по ширине цилиндрами в верхней части бидона.
Академический рисунок: уроки с нуля — цилиндр (бидон)
Бидон состоит из 3-х геометрических фигур: 2-х цилиндров и 1-го конуса. При этом все 3 фигуры имеют единую ось вращения.
Чтобы построить на бумаге конструкцию бидона, необходимо выполнить следующее:
Начинать лучше всего с построения эллипсов. Их общее количество в данном случае – 4. Исключить нужно край кромки горловины. Эллипс, который будет обозначать нижнее основание, должен быть шире по сравнению с верхним, который станет вершиной бидона.
От образовавшихся точек пересечения этой прямой с эллипсом следует провести вниз вертикали, тем самым определяя место присоединения ручки. При этом стоит помнить, что деревянная рукоятка рисуемого сосуда также имеет форму цилиндра.
Конус
Академический рисунок (уроки с нуля художественных дисциплин всегда начинаются с подготовки материалов и инструментов) конуса начинается с изображения простой геометрической фигуры в пространстве.
Создание трехмерного изображения будет заключено в следующие этапы:
Обучение академическому рисунку базируется на изучении натуры, закономерностей строения создаваемых природой форм и передачи рисунка на плоскости. Еще в Средние века профессиональные живописцы утверждали, что лучшим учителем является рисование объектов с натуры.
Академический рисунок: уроки с нуля — конус
В этом случае художник учится наблюдать и осознанно воспринимать окружающую действительность.
Практический опыт демонстрирует, что четкое соблюдение последовательности работ в уроках с нуля позволяет с успехом выполнить задачи академического рисунка. Однако если нарушить какой-либо этап, неизбежно возникнут ошибки и качество готовой работы заметно снизится.
Видео о рисовании
Академический рисунок уроки с нуля: