В чем заключается обида карла ивановича
О чем тревожится Карл Иваныч
О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька? Каково авторское отношение к учителю? Подтвердите свой ответ цитатами из текста повести.
Ответ
Карл Иванович двенадцать лет жил в доме Николеньки, где служил учителем. За эти годы он полюбил детей, сроднился с семьей, прикладывал все усилия к тому, чтобы дать детям хорошие знания: «…я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети». Но отец детей принял решение направить их для дальнейшей учебы в Москву и рассчитать учителя. Карл Иванович очень переживает это решение. Он говорит с обидой, обращаясь к дядьке Николаю: «Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иванович, тогда я был нужен…»
Николенька был очень расстроен тем решением, которое принял отец: «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…». Он плакал во время урока. Карл Иванович в самом начале урока «очень был не в духе», но слезы Николеньки рассердили учителя, он поставил его на колени (в то время это было обычным наказанием для учеников), а затем задал детям написать под диктовку по-немецки «изречение, выражавшее его самую задушевную мысль»: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность». Затем учитель задавал детям так много уроков, что Николенька утомился и с нетерпением ждал обеда.
Карл Иванович
История персонажа
Второстепенный образ из повести Льва Толстого «Детство». Старый учитель, немец, работает в семье Иртеньевых, учит детей немецкому языку и истории. Карл Иванович появляется в первой же главе повести «Детство».
История создания
Повесть «Детство» — одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.
Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.
Повесть «Детство»
Полное имя персонажа — Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем. Внешность Карла описывается автором как «немецкая» — длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.
Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.
У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на Николеньку Иртеньева и наказывает того — ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.
Николенька Иртеньев
Сам Карл Иванович – не слишком счастливый человек. Это одинокий бедный старик, который рос сиротой, жизнь героя сложилась непросто. С возрастом Карл оглох на одно ухо, на одной руке героя недостает пальца.
Когда герой не занят образованием детей, то коротает время за чтением. Из-за увлечения книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно.
В семье Иртеньевых герой работает и живет уже двенадцать лет, и за это время он привязался к господским детям, как к собственным. Карл Иванович даже ухаживает за детьми, когда те болеют, хотя это и не входит в обязанности учителя. Дети настолько привыкли к Карлу Ивановичу, что старика берут с собой, когда едут куда-то с детьми.
Карл Иванович и ученики
Сам герой прикипел душой к детям и не представляет, что станет делать без них. Карл согласен даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Николенька, главный герой повести, с равной любовью и уважением относится к Карлу Ивановичу и собственному отцу.
У Иртеньевых Карл Иванович получает семь сотен рублей жалованья в год, что немного. До этого герой работал в семье некоего генерала, где, по убеждению самого героя, его ценили больше. Детей Иртеньевых герой учит истории, немецкому языку и прочим предметам.
Карл Иванович горд и привык говорить людям правду. Герой не льстит и не потакает окружающим. Помимо прочего, он любит поэзию и даже пишет стихи сам. Почерк у Карла Ивановича округлый и красивый.
Главные герои повести «Детство»
Через двенадцать лет самоотверженной службы Карла Ивановича попросили оставить пост домашнего учителя, потому что дети уже выросли, должны теперь «учиться серьезно» и в услугах героя больше не нуждаются. Старик затаил большую обиду и по-своему отомстил на уроке, когда несколько раз прочел детям с выражением фразу:
«Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».
Цитаты
«Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали».
«Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь — Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».
«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю — ужасно быть в его положении!»
«Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».
Краткое содержание Л.Н. Толстой «Отрочество»
Лев Николаевич Толстой написал повесть «Отрочество» между 1852-1854 гг. Фактически – это почти автобиографический пересказ детства и юности писателя, которым он посвятил целую трилогию. Краткое содержание повести «Отрочество» по главам, позволяет сократить время, потраченное на чтение, без утраты понимания смысла произведения. Читать повесть даже в кратком пересказе необычайно интересно.
Основные персонажи
Центральное место в повести Л.Н. Толстого «Отрочество» отведено мальчику по имени Николенька. Ему четырнадцать лет. Это возраст, когда человек начинает задумываться о своем месте в мире, учиться выстраивать отношения с окружающими. Основные герои повести «Отрочество», краткое содержание которой будет полезно изучить при подготовке к школьному уроку литеры, это:
Краткое содержание «Отрочества» Толстого будет намного интереснее читать, если заблаговременно изучить представленный список основных персонажей.
Тезисный пересказ
У Николеньки, которому едва исполнилось четырнадцать лет, умирает мать, и вместе с отцом, сестрой и старшим братом Володей, которому уже пятнадцать, он перебирается из деревни в Москву. Живут они у бабушки. Дорога из деревни в город занимает четыре дня. Это время мальчик тратит на размышления о жизни, он внезапно понимает, что в мире существует не только его семья, есть и другие люди со своими проблемами.
Жить у бабушки Николаю нравится, но он начинает часто сориться с Володей. Однажды братья сильно обижают друг друга. Николеньке кажется, что обида никогда не пройдет и отношения закончены, но Володя приходит мириться. Спустя год после смерти матери бабушка решает снять траур и устроить праздник по случаю дня рождения Любоньки. Накануне Николенька получает единицу на уроке истории, а до этого ему сменили гувернера из-за того, что тот не уследил за мальчишкой. Мальчик старается скрыть проступок, он не сообщает новому гувернеру Сен-Жерому о плохой оценке. Отец просит Николеньку принести ему подарок для сестры из кабинета. Николенька залезает в портфель отца и нечаянно ломает ключ. Об этом он тоже никому не говорит. Но тайны его обнаруживаются в разгар праздника. Гувернер отправляет воспитанника в комнату, запретив появляться среди гостей. Мальчик бунтует, он расстроен еще и тем, что объект его воздыханий, девочка Соня, отдала предпочтение другому. Николенька ударяет гувернера, за что проводит ночь в чулане. Наутро его вызывают к бабушке. Николенька чувствует ненависть к гувернеру. Но проходят годы, и уже накануне поступления в университет Николай признает, что методы Сен-Жерома были вполне оправданы. Мальчик заводит дружбу с товарищем старшего брата, он учится анализировать и рассуждать, как взрослый. Новый друг избавляет его от невыносимого чувства одиночества.
Краткое содержание по главам
Глава 1
Николенька Иртеньев в сопровождении старшего брата Володи, а также сестры Любы, гувернантки и ее дочери отправляется в Москву. Недавно у мальчика умерла мать, и он рад отъезду из наскучившей и полной горестных воспоминаний деревни. Николенька едет то в бричке, то в карете, иногда ему даже позволяют править лошадьми. Путешествие доставляет пареньку большое удовольствие.
Глава 2
В пути бричку и карету застает гроза. Николенька подмечает, как страшно и как прекрасно делается вокруг. С первыми порывами сильного ветра и тяжелыми каплями путники въезжают на мост. Николенька видит перед собой бедняка, протянувшего руку за подаянием, и это приводит мальчика в ужас, таким страшным кажется ему этот человек. Но миг, и бричка несется прочь. Гроза проходит, и остаются только чисто вымытая карета, мокрые от дождя бока лошадей и невероятный аромат трав и дорожной пыли. Николенька восхищен, он зовет Любоньку полюбоваться этим чудесным видом.
Глава 3
Николай беседует с Катей – дочерью гувернантки. Они почти погодки, но уже имеют разное представление о жизни. Мальчик внезапно для себя понимает, что все люди разные и мир не вертится вокруг его семьи. Есть богатые и бедные, такие как Катя, и у них совсем другая судьба, не такая, как у него. Если в Петровском все кланялись карете хозяев, то проживающие в других деревнях люди, ее будто и не замечают. Николай впервые задумался о том, чем живут остальные.
Глава 4
Николенька постепенно взрослеет. Прибыв в Москву, он начинает подмечать ранее незаметные вещи. Бабушка состарилась и сильно горюет по покойнице-дочери. Отец смешон и почти не уделяет времени детям. У мальчиков и девочек появились свои секреты.
Глава 5
Володя старше Николая не более чем на год и несколько месяцев, но в детстве это кажется вечностью. Старший брат носит взрослые вещи, ходит на балы. Николай по-доброму ему завидует. Однажды, не удержавшись, он роется в вещах брата и разбивает маленький флакончик. Володя ужасно расстроен, братья сорятся, и Николаю кажется, будто это навсегда, он опечален. Но вечером к нему приходит Володя, братья просят друг у друга прощения.
Глава 6
Николаю четырнадцать, и он очень стыдлив. Мальчик считает, что он не красив, а его брат намного привлекательнее. Однажды Николай становится свидетелем любовной сцены между братом и двадцатипятилетней служанкой Машей. Мальчику такое кажется странным, но притягательным. Он хотел бы быть на месте брата, но понимает, что еще мал и все у него впереди.
Глава 7
Николенька балуется с порохом. Увидев это, гувернантка Мими приходит в ужас, она боится, что мальчик подожжет дом. Проказника отправляют к бабушке с повинной. Собирается семейный совет, на котором принимается решение об увольнении немца-воспитателя Карла Ивановича, якобы давшего мальчику боеприпасы. Вместо него нанимают француза Сен-Жерома.
Глава 8
Николеньке нравится воспитатель, но он замечает, что Карл Иванович будто разлюбил детей после получения известия об увольнении. Ему становится грустно, мальчик хочет поговорить об этом и приходит в комнату к мужчине, предлагая свою помощь в сборе вещей. Карл Иванович рассказывает уже бывшему воспитаннику о своей нелегкой судьбе. Приехал он из Германии, его родной отец умер рано, а в семье отчима его невзлюбили. В юности парень чинил сапоги, а потом ушел в армию.
Глава 9
Карл Иванович продолжает свой рассказ. Он воевал, побывал под Аустерлицем, затем был взят в плен. Сбежав из плена, работал на канатной фабрике. Но и тут не сложилось. Хозяин был добрым и справедливым, вот только хозяйка имела на молодого работника свои виды. Не желая предавать начальника, Карл Иванович уходит с работы, написав письмо и взяв немного положенных ему денег.
Глава 10
Карл возвращается в родной город, но родные не узнают его, ведь прошло уже девять лет. Наконец мать признает сына. В родном доме парень пробыл всего лишь три месяца. В одном из кабаков в нем признали бывшего солдата, вернувшегося с войны, а ночью к нему пришла полиция, обвинив в шпионаже. Подхватив пожитки, Карл выскочил в окно. Он знакомится с генералом Сазиным, тот берет его с собой в Россию, помогает оформить документы. После смерти генерала мама Николеньки позвала Карла к себе, поручив заниматься воспитанием мальчишек.
Глава 11
13 декабря родные праздновали день рождения Любочки, пригласив множество гостей. Прошел год со дня смерти матери, и бабушка наконец-то оправилась от горя и решила снять траур. Но праздничные мероприятия не отменяют уроков. У Николеньки и Володи урок истории. Учитель Михаил Ларионыч ставит Николеньке две единицы за невыученный урок. Николенька пытается уговорить его этого не делать, но учитель заявляет, что не собирается даром получать денег. После урока новый гувернер спрашивает об оценках, но братья не решаются раскрыть правду. Володя врет, что Николенька получил четыре.
Глава 12
Вся семья собралась за праздничным обедом. Любочка получает от отца серебряный сервиз. Родитель вспоминает, что еще один подарок (конфеты) осталась во флигеле. За ней посылают Николеньку, вручив ему ключи и наказав ничего в кабинете не трогать. Но наказ Николенька нарушает. Он открывает портфель отца и рассматривает хранящиеся там бумаги. Утолив свое любопытство, мальчик пытается избавиться от следов своего проступка. Но захлопнув портфель, он с ужасом замечает, что ключ сломался. Он переживает по поводу грозящего наказания.
Глава 13
Николенька становится нервным и раздражительным, он ничего не рассказал об очередном проступке, и это его гложет. Настроение портится еще и по вине гостьи – девочки Сони. Она нравится мальчику, но, видимо, не отвечает ему взаимностью. Во время игр она никогда не выбирает Николеньку, предпочитая ему Сережу Ивина. Николенька становится свидетелем поцелуя Сони и Сережи. Он расстроен и испытывает разочарование в Соне.
Глава 14
Не в силах сдержать эмоции, Николенька чувствует, что хочет что-то разбить, выместить свой гнев. Сен-Жером узнает о его плохой отметке по истории. Он решает наказать мальчика, лишив его праздника. Гувернер требует от воспитанника, чтобы тот удалился в свою комнату. Но мальчик не слушается и показывает ему язык, а затем убегает. Догнав Николеньку, воспитатель угрожает ему розгами. Николенька чувствует себя опозоренным, он краснеет и даже бьет воспитателя. Его пытается утихомирить Володя, но безрезультатно. Воспитатель хватает Николеньку и отводит в чулан, требуя принести туда розги.
Глава 15
Николая наказали, оставив в чулане. Не выдержав позора, он плачет навзрыд. Но слезы не помогают. Мальчик размышляет о своей нелегкой жизни и несправедливостях, выпавших на его долю. Горе его столь велико, что единственное объяснение ему он видит в том, что так могут поступать только с приемными детьми. Николенька приходит к выводу, что он не родной.
Глава 16
Ночь мальчик проводит в чулане. Утром его освобождают из импровизированного заточения и ведут к бабушке. Старушка опечалена поведением внука, она просит его извиниться перед гувернером. Но мальчик не желает этого делать, полагая, что был, если не прав, то наказан точно несправедливо. На помощь призывают отца. Но он увидел сломанный ключ и требует от сына ответа.
Глава 17
Проходит 1.5 года. Николай все также воюет с гувернером, он его ненавидит, но признает впоследствии, что воспитатель был не таким уж и плохим человеком. Любимым же учителем у мальчика остался Карл Иванович. Сен-Жером, после разразившегося скандала, старается уделять Коле меньше внимания, юного воспитанника это устраивает.
Глава 18
Николай ощущает свое одиночество, ему кажется, будто все о нем позабыли. Он проводит много времени наедине с собой, прячась по комнатам. Мальчик узнает секрет – горничная Маша влюблена в Василия. Но тот много пьет, и потому родня девушки против этого брака. Однако Маша непреклонна, мечтает выйти только за любимого. Николай не понимает такой любви, но, будучи человеком добрым, не понимает и решения запретить такой союз. Он мечтает, став взрослым, поженить Машу и Василия.
Глава 19
Николай все еще не спешит заводить друзей. Он очень одинок, много размышляет о жизни, философствует. У него появляется привычка все увиденное и услышанное тщательно анализировать.
Глава 20
Володя покидает отчий дом. Николенька сильно тоскует, чувствуя особое одиночество, когда замечает, что между Катей и его братом нечто большее, чем связывающая с детства дружба.
Глава 21
Любочка и дочь гувернантки Катенька растут вместе. Но взросление их происходит по-разному. Катя, хоть и бедна, но очень умна и красива, лучше разбирается в жизни. Любонька проста и совсем не так хороша. Она любит хорошо поесть, мечтает выйти замуж за гусара и во многом еще походит на ребенка — так думает о ней Николенька. Девочки очень разные по характеру и внешне.
Глава 22
Отец Николая — большой любитель игры в карты и тратит на это много денег. Однако в последнее время ему сопутствует удача, поэтому мужчина очень весел. Николеньке не нравится отцовское увлечение, повзрослев, он понимает, что отец совсем не так идеален, как казалось в детские годы. У него много недостатков и не совсем приятных черт характера. Но все же мальчик любит отца, потому старается не обращать внимания на дурное.
Глава 23
Бабушка умирает, потому детей часто отсылают из дома, чтобы они этого не видели. Однажды Николенька и его сестра возвращаются с прогулки и узнают, что бабушка умерла. Мальчик понимает, что боится смерти. Этот страх приходит внезапно, он не связан с печалью, мальчик не грустит о бабушке. Единственная, кто горюет, – это горничная Гаша. Бабушка оставляет имение Любочке, и опеку над ней берет князь Иван Иванович.
Глава 24
Николай готовится к университетской жизни, налаживаются его отношения с гувернером. Он все еще полагает, что некрасив, потому и с девушками ему не везет. Маша так и мечтает выйти замуж за Василия, поэтому мальчик уговаривает отца согласиться на этот брак. Влюбленные воссоединяются.
Глава 25
Николаю не нравятся друзья Володи — Дубков и Нехлюдов. Дубков, как и старший брат, не слишком серьезный, позволяет себе болтать лишнее. Нехлюдов, наоборот, достаточно строг и чересчур серьезен, и Николенька с первого взгляда невзлюбил его.
Глава 26
Товарищи Володи приезжают за ним, чтобы позвать в театр. Он очень хочет пойти, но денег нет. Мальчик решает занять денег у дворецкого. Сцена разворачивается на глазах Николая. Нехлюдов, понимая, что Володя вернулся без денег, отдает ему свой билет. У него есть место в ложе у родственников, но он отказывается от поездки и остается в гостях, развлекая Николая. Оба находят друг друга хорошими собеседниками, Нехлюдова восхищает ум младшего брата Володи.
Глава 27
Нехлюдов становится другом Николая. Они много разговаривают, философствуют. Такая дружба полезна обоим, и Николенька, наконец, забывает об одиночестве.
Основная мысль повести
Ознакомившись с кратким содержанием повести по главам, читатель может проследить, как меняется главный герой, какие события оказывают на него сильнейшее влияние, что беспокоит детскую душу. Основная мысль произведения заключается именно в необходимости показать взросление персонажа. Николенька, на первый взгляд, простой, ничем не примечательный мальчик, в душе является философом. До определенного момента он чувствует себя ребенком, но постепенно в нем проявляется характер. Формирование его происходит под влиянием предательств, обмана и даже незначительных рассказов, которыми с мальчиком делится гувернер.
«Отрочество» — повесть, являющаяся частью трилогии, написанной Толстым задолго до выхода «Войны и мира». Это псевдо-автобиографическое произведение, ознакомление с которым будет интересно как юном, так и в зрелом возрасте.
Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого “Детство”)” (2)
Повесть “Детство” – первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает – необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.
Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир,
Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.
Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо.
Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он
Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, “противный человек”. Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: “Ну, ну, лентяй!” И в душе
мальчика уже теснятся новые чувства. “Какой он добрый и как нас любит”, – думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог “не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку”.
Теперь все это казалось Николеньке “чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты”. Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, “заставляли их течь еще обильнее”.
В классной комнате Карл Иваныч был “совсем другой человек: он был наставник”. Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы.
Учитель сидит за столиком, на котором стоит “кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку” (кружок этот Карл Иваныч “сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света”). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах.
Поэтому Николенька приходит к выводу, что “у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна”.
Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его “голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались”. И тогда мальчик думал: “Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…”. Он подбегал, брал его за руку и говорил: “Милый Карл Иваныч!” Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя.
Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.
Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.