Акафист в чем помогает
Акафист
Что такое Акафист?
История Акафиста: происхождение, история развития
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Акафист Пресвятой Богородице
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Какие акафисты читать в житейских нуждах
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.
Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.
Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.
Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Примечания:
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Слушать акафисты:
Что такое акафист и как правильно его читать?
Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.
Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.
Правила прочтения акафиста святым
Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.
Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:
Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.
Зачем читают
Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.
Обычно Богородицу просят:
Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:
Некоторые православные акафисты:
Сила акафиста
Водосвятный молебен с акафистом
Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.
Вода освящается особым чином:
Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.
Она является спасительной для верующего человека.
Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.
Как подавать записки для молебна
Читайте статьи о православии:
Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.
Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.
Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.
Добрый вечер, подскажите пожалуйста, Отроковице можно читать, акафисты и псалмы? Или только молитвы? И как подготовить отроковицу к исповеди?
Добрый день. Конечно, отроковице можно читать и молитвы, и псалмы, и акафисты. Ограничения могут быть только в том плане, что ребенок должен понимать, о чем молится. Любое молитвенное правило должно быть посильно для ребенка, не вызывать раздражения, сильной усталости. Совершенно недопустимо, когда ребенок вычитывает длинный акафист, совершенно не понимая слов и мечтая, когда же эта утомительная процедура уже закончится. Возраст отрока включает в себя период от 7 до 15 лет и затрагивает сложные подростковые годы. Очевидно, что молитвенное правило у 7-летнего ребенка будет существенно отличаться, нежели у 15-летнего. Вы не указали возраст вашего ребенка, но чем он старше, тем меньше родители должны вмешиваться в процесс молитвы. Ребенок должен выстроить свои собственные отношения с Господом, и своим влиянием иногда можно только навредить. Безусловно, вы можете и должны ребенка направлять, мягко подталкивать к верному пути. Но ни в коем случае не заставлять, не решать за него, какие и сколько молитв читать, не использовать директивные методы в духовном воспитании. Вреда от таких действий куда больше, чем пользы. До какого-то времени ребенок, конечно, будет слушаться родителей и выполнять то, что от него требуют. Но обязательно наступит момент, когда такой ребенок взбунтуется и напрочь откажется ходить в храм. Поэтому можно выделить такую общую закономерность в духовном воспитании отроков: чем старше становится ребенок, тем больше родительское влияние должно сводится только к собственному позитивному примеру. Самый лучший вариант — когда, глядя на вас, ребенку будет хотеться быть таким же.
Что касается подготовки к исповеди — тут так же важен возраст. Если это 7 лет и ребенок только начинает исповедоваться — можно мягко объяснить ему, что является грехом, почему грех — это плохо. Можно вместе с ребенком почитать несколько молитв, знакомых ему. Но если ребенок уже имеет какой-то свой опыт исповеди — нужно просто оставить его в покое и не вмешиваться в этот процесс. Хорошо, когда ребенок ходит на исповедь к одному и тому же священнику. Опытные батюшки умело помогают деткам в их первых исповедях, наставляют, подбадривают.
Что точно делать не надо — детально обсуждать с ребенком любого возраста список его грехов, рассказывать, что нужно говорить на исповеди. Тем более недопустимо расспрашивать ребенка после исповеди, что он сказал, а что нет. Исповедь — это Таинство, даже если она происходит у вашего ребенка в 7 лет. Очень важно, чтобы в этом возрасте у ребенка сложился позитивный образ храма и всего, что в нем происходит. Ребенок должен понимать, что Исповедь и Причастие — это серьезные Таинства Церкви, но не должен излишне их бояться. Многие детки просто стесняются подходить на исповедь к батюшке, их не надо стыдить за это или ругать, тем более нельзя заставлять. Если ребенок совершенно отказывается идти — нужно после службы найти хорошего батюшку, поговорить с ним, познакомить ребенка, попросить священника поговорить с ним. Только так, мягкими наставлениями, примерами можно прививать ребенку любовь к вере и Церкви.
Кому читать акафист для зачатия ребёнка
Добрый день. Какого-то особенного специального акафиста именно для зачатия ребенка не существует. Все разделения молитв на определенные темы — просто традиция, которая исходит из того, что люди просили и получали помощь. Но это вовсе не значит, что, к примеру, об избавлении от пьянства нужно молиться только перед иконой «Неупиваемая Чаша», а перед «Казанской» или «Владимирской» уже нельзя. Конечная цель любых наших молитв — Господь Бог. И молиться ему вы можете так, как подсказывает вам сердце. Допустим, в вашей семье есть какой-то особо почитаемый святой, покровитель семьи. Вы можете просить его заступничества, его помощи. Или можно молиться перед какой-либо почитаемой семейной иконой. Суть молитвы не в прочтении определенного текста, а во внутреннем духовном настрое. Молитва не действует магическим образом, как заговор, поэтому внешняя форма в ней не настолько важна.
Тем не менее, есть традиционные молитвы, к которым прибегают пары, желающие забеременеть и родить ребенка. Можно молиться и читать акафисты перед иконами Божьей Матери «Феодоровская», «Млекопитательница». Часто просят о помощи святую Матрону Московскую, Ксению Петербуржскую, святую чету Петра и Февронию. Также можете молиться своим небесным покровителям, в честь которых вы крещены.
Здраствуйте!Скажите пожалуста как читается Акафист Святому Мученику Трифону? Какие молитвы надо выговарить перед чтением Акафиста?
Добрый день. Заметим, что термина «выговаривать молитвы» в православии нет. Если вы именно выговариваете молитвы — это совершенная бессмыслица, которую надо прекращать. Молитва заключается не в произносимых словах, а в настрое человеческой души. Обычное автоматическое чтение молитв не приносит никакой пользы. Поэтому четких и непреклонных правил моления не может и быть — это очень личный процесс, это связь человека и Бога. Да, существуют общепринятые правила, составленные святыми молитвы, которые мы видим в православных молитвословах. Однако это не заговоры, которые надо просто во что бы то ни стало прочитать, да еще и определенное количество раз и в определенной последовательности. Молиться надо от души, от сердца.
Что касается чтения акафистов — специальных молитв не требуется. Вы можете их читать после своего ежедневного молитвенного правила, или отдельно. Также можно перед началом прочесть общие предначинательные молитвы (можно найти в молитвослове), а по окончанию — завершательные молитвы. Акафист сам по себе является молитвой, которая дарует большую радость душе. Именно поэтому чтение акафистов всегда было очень почитаемо у нашего народа.
Православная Жизнь
Каждый православный христианин, хоть раз в жизни открывавший молитвослов, знаком с таким явлением в современной церковной жизни, как акафист.
Возникший как победный гимн византийского народа, акафист прочно проник в современную приходскую жизнь и постепенно стал восприниматься как необходимый элемент благочестия и богослужебной практики, без которого не обходится ни одно торжественное богослужение или более-менее продолжительная келейная молитва современного подвижника. Для многих акафист в келейном молитвенном правиле даже вытеснил с по праву принадлежащего им места повечерия, дневные каноны и полунощницу. Чтение акафиста назначается некоторыми духовниками как вид епитимии, в общественном богослужении акафистом иногда пытаются заменить чтение кафизм или служение полунощницы, для многих акафист стал, так сказать, выражением любви к богослужению. Из всех молитвенно-богослужебных произведений, составленных в современный период исторического бытия Церкви, большую часть составляют именно акафисты. Для выявления причин такой популярности данного гимнографического жанра необходимо познакомится с историей его возникновения.
Возник акафист из древней формы церковных песнопений, появившейся в V веке и получившей наименование «кондака», в которой со всей яркостью и неповторимостью раскрывается богословский поэтический дар церковного песнотворчества.
«Само слово “Кондак” – кондакион некоторые производят от контакс – “копье”; но вероятнее производить его от контос – палочка, на которую наматывался свиток пергамента. Но если в наших богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал исключительное место в суточном и годичном богослужении».[1]
Появление и рассвет кондаков все исследователи единогласно связывают с именем св. Романа Сладкопевца, жившего и творившего в Константинополе во время царствования императора Анастасия I (491 – 518). Он родился в Сирии[3], но по национальности был греком, как это явствует из стилистического анализа его сочинений.
По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых. Но эти сведения долго считались легендарным преувеличением. «До открытия кардиналом Питра больших сборников кондаков и иных поэм Романа, его считали автором рождественского кондака «Дева днесь…» и, может быть еще нескольких песнопений, надписанных в богослужебных книгах его именем. Но после трудов Питра и Крумбахера стало ясно, что Роману принадлежит гораздо больше творений. Кардиналом Питра найдено в разных рукописях до 30 кондаков с именем этого поэта. В настоящее время в богослужебных книгах с достоверностью сохранился кондак с икосом на Рождество Христово; можно также предполагать, что большинство кондаков с икосами на великие праздники также принадлежит перу Романа. Кроме того, его именем надписываются «хвалитные стихиры» 20 декабря. Митрополит Софроний (Евстратиадис) считает, что ряд кондаков или, точнее, отдельных строф из великих кондаков сохранились в наших печатных богослужебных книгах под видом седальнов. Он приводит их немало, в том числе из Октоиха: «Гроб Твой, Спасе…», «Жены ко гробу…», «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…» и другие, всего до 17 седальнов – кондаков; из Пентикостария седален Недели Мироносиц много из Триоди и Минеи. Многие вошли под названием Светильнов. В частности, пасхальные песнопения «Во гробе плотски…», «Яко живоносец, яко рая краснейший…», «Плотию уснув…» и некоторые светильны из Пентикостария также принадлежат Роману Сладкопевцу. Ученому греческому митрополиту это удалось установить благодаря акростихам, сохранившимся в упомянутых песнопениях и по разным указаниям в рукописных богослужебных кодексах, которые он исследовал в разных греческих монастырях и европейских книгохранилищах».[4]
Все современные исследователи отмечают огромную поэтическую и богословскую ценность этих великих кондаков. Священник М. Козлов пишет: «Святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии с другой».[5]
Проф. Миркович говорит о творчестве этого поэта так: «В ритме его слов мы ощущаем как в этом ритме бьется сердце, наполненное ведениями святых явлений и предметов. В однообразном материале поэт находит все новые и новые стороны, которые он и воспевает и словами рисует красоту добра и святости. Слова его стихов нанизываются как капли, падающие из бездонного источника. Его песнопения – совершенство богослужебных песен; он пластичен, содержателен и способен своим полетом поднять душу слушателей, а глубиной ощущения и возвышенностью языка он далеко превосходит всех других поэтов. Греческая церковная поэзия нашла в нем совершенство».[6]
Со временем кондак постепенно стал уступать свое место новому облику церковного песнотворчества и был им практически вытеснен Древние «илитарии» или «кондакари» сохранили в афонских и синайских книгохранилищах эти перлы творчества Романа, но в богослужебных книгах остались только краткий кондак после 6-й песни канона – в сущности прежний кукулий и сопровождающий его первый икос.
Лишь два древних многострофных кондака избегли этого сокращения – заупокойный кондак Анастасия «Сам един еси Безсмертный…», находящийся в чине священнического погребения и «Акафист ко Пресвятей Богородице». Только его Греческая Церковь именует Акафистом, усвояя гимнам, построенным по его формальной схеме, название икосов. (К примеру, гимн, называемый у нас «Акафист святителю Николаю», в греческом обиходе имеет надписание «Икосы на святителя Николая».
Херетизмы являются характеристической чертой акафистного жанра, одна из функций которого заключается именно в том, чтобы представить в отчетливых и возвышенных образах–уподоблениях значение тех или иных событий Священной или церковной истории, сохранить догматическую правильность их понимания. Не следует забывать, что столь решительно возобладавшая именно в Акафисте концентрическая структура уподоблений (то есть такая, когда они располагаются вокруг одного центрального лица или понятия) восходит к Священому Писаию Нового Завета. Достаточно назвать цикл притч 8-й главы Евангелия от Матфея, где Царство Небесное последовательно уподобляется человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; зерну горчичному; закваске; сокровищу, скрытому в поле; купцу, ищущему хороших жемчужин; неводу, закинутому в море (стихи 24, 31, 33, 44, 45,47).Так же и святоотеческая экзегетика, систематически настаивающая на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы прообразуют Крестные Страдания Спасителя), стимулировала развитие формальной структуры концентрических уподоблений, которая столь последовательно осуществилась в Великом Акафисте, где Пресвятой Богородице придано в общей сложности 145 уподоблений».[7]
Акафист – сложное явление в древнецерковной литературе. Вопрос о его датировке и атрибуции очень сложный и до сих пор не решен однозначно[8]. По мнению многих исследователей, в своей дохэйретической основе он принадлежит еще доромановской эпохе. Акафист, составлявший собою всю ночную службу, совершавшуюся в благодарность об избавлении Столицы и Империи от нашествия огнепоклонников, «был не какой либо экстраординарной службой, а обычной для того времени; необычно в нем было только то, что он весь выслушан был стоя».[9] Отсюда возникло и его название – «неседальная песнь».
Акафист Пресвятой Богородице чрезвычайно долго оставался уникальным в своем роде произведением. Переход от Акафиста как единичного текста к акафисту как жанру церковной гимнографии, то есть появление гимнов, построенных по формальной модели «Акафиста ко Пресвятой Богородице», имело место лишь на исходе византийской эпохи примерно через 7 –8 веков после возникновения их образца и связан с именами константинопольских патриархов Исидора I Бухариса и Филофея Коккина. Дальнейшее развитие акафиста как жанра богослужебной гимнографии связанно с Русской Церковью, где он получил широкое распространение и даже стал одним из самых любимых и почитаемых в народной среде гимнографических жанров. Рассвет акафистного песнотворчества приходится на 40 годы 18 столетия и связан с именем святителя Иннокентия (Борисова), переработавшего и составившего 6 акафистов[10]. С этого момента акафисты, число которых в Русской Церкви на конец девятнадцатого века составляло полторы сотни, прочно вошли в современную богослужебную традицию. На сегодняшний день исследователь церковной гимнографии священник Максим Плякин насчитывает существование более двух с половиной тысяч всевозможных акафистов.
При этом действующий Устав знает и использует в своем богослужении только один акафист – Древний Акафист ко Пресвятей Богородице, исполняемый на 4 статии на утрени в 5 субботу Святого и Великого Поста. Все остальные акафисты, строго говоря, неуставные. Однако еще с древних времен различные акафисты стали частью молитвенного келейного правила и в этом качестве помещаются в канонниках в последовании малого повечерия. С течением времени акафисты прочно вошли в литургическую жизнь и из келейной, частной молитвы превратились в неуставную, но достаточно устойчивую часть общественного богослужения. Примечательно, что место и способ исполнения этих неуставных акафистов коренным образом отличается от приводимого в Типиконе места и способа исполнения Акафиста в 5 субботу Поста.
В современной практике Акафист исполняется на утрени вместо кафизм или на великой вечерне после отпустительных тропарей. Иногда также можно встретить упоминание о совершении акафиста после малой вечерни или после полунощницы. Часто акафист заменяет канон на молебном пении.
Кроме того, акафист потерял свое первоначальное значение песни торжественной, победной (ср. «Взбранной Воеводе победительная…») и стал просто церковной песнью, которая может приобретать и скорбный (Акафист Страстем Христовым), и покаянный характер. В современный период развития гимнографии появилось достаточно большое количество покаянных акафистов.
Типичным примером можно назвать «Акафист покаянный жен, загубивших младенцев во утробе своей», изданный Спасо-Преображенским Мгарским монастырем Полтавской епархии в 2001 году, который является простой (и весьма некачественной) переработкой покаянного акафиста, составленного архиепископом Никоном (Петиным). Этот акафист, несомненно, предназначен для келейного чтения. Он становится своего рода епитимией, усилением молитвенного правила женщины, совершившей страшный грех. Другим, весьма характерным молитвенным творением является Акафист покаянный, составленный Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) на основе Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.[11] Он является приведением мыслей, образов и молитвенных воздыханий великого Критского святителя в соответствие с вешними требованиями акафистного жанра. Оба этих акафиста, как и огромное множество других, не могут иметь богослужебного употребления и предназначены только для келейного правила.
Другой группой являются акафисты, предназначенные именно для богослужебного употребления как части общественного богослужения. К ним можно отнести акафисты великим двунадесятым праздникам и многие из акафистов святым угодникам Божиим. Несмотря на то, что они могут употребляться и на келейной молитве, особенности их построения свидетельствуют о том, что они мыслились составителями именно как богослужебные гимны.
В связи со всеми вышеперечисленными факторами акафист стал самой любимой «народной» формой церковных песнопений, что привело к созданию в современный период большого числа акафистов и их обширному распространению.
В литургической науке существует два различных взгляда на акафист как литургическое явление. Одна часть богословов считает акафисты достаточно необходимым явление богослужебной жизни как приносящую добрые плоды и большую пользу молитву. Некоторые другие богословы, среди которых много великолепных уставщиков и ценителей красоты православного богослужения, высказываются крайне неодобрительно и считают акафист свидетельством угасания «литургического вкуса». Такое различие во мнениях, имевшее место еще в XIX веке и прекрасно проиллюстрированное А. Поповым,[12] возникает из-за различного видения проблемы. Защитники акафистов указывают их принципиальную практическую пользу и любовь, с которой они воспринимаются народом Божиим. Противники акафистов указывают на технические недочеты и низкую богословскую и художественную ценность в составлении некоторых акафистов. Примером может послужить высказывание святителя Афанасия (Сахарова): «Опять прислали (на рецензию – Н.А.) новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками с прикреплением к каждому слова «радуйся». Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили, и получился такой стишок: «Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся»[13]. Такие же и подобные критические замечания можно высказать в адрес многих из составленных в ХХ веке акафистов. Но присутствие не совсем удачных молитвенных произведений не может служить основанием для отвержения всего жанра.
Но, в то же время, нельзя запрещать разумное употребление акафистов при совершении келейных молитв. Нельзя отвергать практику совершения молебного пения с акафистом, которое, по словам свят. Иннокентия производят «действие… сильное и благородное»[14]. Допустимым, а иногда и весьма желательным следует признать совершение акафистного пения вечером в воскресные и праздничные дни на тех приходах, где не совершается ежедневного богослужения. Иными словами, акафисты допустимы тогда, когда они не входят в острое противоречие с Уставом и приносят ожидаемую духовную пользу.
Такое отношение к акафистам в соединении с развитым литургическим вкусом будет способствовать успеху пастырской деятельности и станет помощником священнику в его подвиге окормления верных чад Церкви и приведению всех ко Христу.
Протоиерей Андрей Николаиди