Акъида в исламе что означает

Значение акиды в языке и в Исламе

(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акида», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акиды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:

а) Значение слова «акида».

Акида в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.

б) Наука, которая изучает, прививает акиду.

Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным бого словием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акиды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.

Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.

Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акиду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.

в) Правильная исламская акида.

وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة

«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)». (Передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه

«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ». (Передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ

«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами». (Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

г ) Акида ахль ас-сунна уа аль-джамаа.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий». (42:11)

Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.

Если же в Коране или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уа аль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.

Автор: Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб
Из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114

Источник

Акыда — вероубеждение в Исламе

Современный мусульманин буквально тонет в потоках информационного хаоса, которые окружают его в интернете. И в этом потоке неизбежно встречаются вещи, которые не совсем согласуются с Исламом. Но ведь не каждый наш брат или сестра смогут без проблем отличить истину ото лжи, не зная, где эта истина зарыта. Разобраться с этим помогает акыда.

Понимание акыды

Для начала определим для себя, что такое акыда в Исламе. В переводе с арабского слова عقيدة (убеждение), от глагола عَقَدَ, одно из значений которого – «заключать договор». То есть мы по праву можем сказать, что акыда – это своего рода заключение договора. Священного договора между Творцом(Аллахом) и творением(человеком).

Как мы с вами прекрасно знаем, у каждого договора есть свои условия. Без их соблюдения договор не может считаться действительным. В нашем случае у договора между Аллахом и человеком всего 6 условий, которые вы прекрасно знаете. Они прописаны в 4-ой суре Корана «Ан-Ниса»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ

وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.»

То есть это вера в 1)Аллаха; 2)Ангелов; 3)Священные писания; 4)Пророков; 5)Судный день; 6) Предопределение. Соблюдающий эти условия договора считается верующим (мутада́йин), а кто отрицает или по каким-то причинам не хочет признавать их или одно их них, не может им считаться.

Есть ещё одно определение понятия акыды. В исламской религиозной литературе Акыдой традиционно принято называть особый жанр текста, в котором последовательно и, как правило, с разъяснениями перечислены основные положения мусульманского вероучения. Нечто сродни христианскому катехизису или символу веры, если эта аналогия облегчит читателю понимание.

Необходимость изучения вероубеждения

Итак, в чём сегодня заключается необходимость изучения акыды? В первую очередь, это наша обязанность, которая была поручена нам Посланником ﷺ. Он, будучи Печатью Пророков, восстановил истинное вероубеждение Посланников, которые были до него, и чьи слова были искажены. Но безусловной основой всех авраамических религий (иудаизма, христианства и Ислама) оставалось Единобожие, Таухид. Это и является базисом вероубеждения мусульман. Изучающий акыду способен ответить на многие вопросы, которые мучают пытливый ум: В чём смысл моей жизни? Есть ли у всего Создатель? Если есть, то какой Он?

Актуально это и для неофитов(то есть новообращённых), которых, бывает, заваливают вопросами вроде «почему ты стал мусульманином?», особенно в самый начальный этап своей новой жизни на пути Истины. Именно поэтому изучение хотя бы основ акыды важно для пришедших в Ислам.

Но не стоит делать поспешный вывод, будто актуальность изучения вероубеждения ограничивается неофитами или делающими свои первые шаги на пути познания Аллаха.

Поскольку эта область является целой наукой, несущей имя «Ильм уль-‘акаид» (Наука вероубеждения), то читатель может сделать вывод о том, что акыда – это ещё и прерогатива учёных. В наше время распространились разные секты и нововведения, поэтому наиболее важным и даже обязательным для исламских уляма (учёных) является защита вероучения ахлю сунна валь-джама’а (людей сунны и согласия), того, с чем пришёл к нам Посланник Аллаха ﷺ.

Акыда против атеизма

В ушедшем столетии обрело популярность явление, из-за которого изучение своей акыды стало жизненно необходимым. Явление это – атеизм, который на сегодняшний день заседает в головах даже у этнических мусульман. И вследствие слабых знаний о своей религии или из-за обыкновенного таклида (слепого следования), человек, к сожалению, становится атеистом. Таклид даёт свои ужасные плоды в виде ухода из религии и отворачивании от пути Аллаха. В голове у таких людей будто сидит шайтан, твердящий что религия – это всего лишь фанатичное мракобесие, которое должно было остаться в Средневековье.

Непонимание акыды и невежество бичом обрушилось на наш век, когда нужную информацию о вероубеждении Пророка, сподвижников и саляфов (праведных предшественников) можно найти где угодно. Мы живём в то время, когда по милости Всевышнего каждый из нас имеет доступ к десяткам исламских интернет-порталов и ресурсов, абсолютно на любом языке, для получения не только элементарного ‘ильма (знания), но и для углублённого изучения исламских наук, в том числе и акыды. Поэтому мы призываем каждого мусульманина изучить те основы, на которых строится весь Ислам. А это и есть акыда.

Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник

Исламская акыда

Слово акыда — عقيدة — не встречается в Кур’ане и Сунне, не смотря на то, что оно получило широкое распространение среди мусульман.

Вместе с этим, то, что ученые называют акыдой, является важной частью Ислама, а вместо него в Кур’ане и Сунне приходит слово с тем же смыслом — يقين — «якын», что означает непоколебимую убежденность во всем том, что нам сообщили Аллах и Его посланник ﷺ.

Также смысл слова «акыда» в некоторых случаях несет и слово — إيمان — «иман». Так, например, Аллах говорит в Кур’ане:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96)

У муфассиров (толкователей Кур’ана) существует правило: если слово иман приходит в аяте или хадисе вместе с упоминанием о праведных деяниях, то в этом случае его значение идентично слову акыда — правильные убеждения.

Если ее слово иман приходит обособленно, то в этом случае оно несет в себе более широкий смысл, включая как убеждения, так и праведные дела.

Достоинства правильной акыды

Обладатели правильных убеждений имеют особое достоинство у Аллаха. Так, из известного хадиса о допросе в могиле, становится понятно, что его смогут пройти только те, кто имел крепкую убежденность.

Также Господь Миров говорит в Кур’ане:

هَذَا بَصَائِرُ لِلنَّاسِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Это — наглядное наставление для людей, верное руководство и милость для людей убежденных» (45:20)

Из аята понимается, что Кур’ан оказывает нужное воздействие только на те сердца, которые содержат в себе правильные убеждения.

Более того, формирование правильных убеждений является одной из главных целей Кур’ана:

يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُم بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ

«Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом» (13:2)

Правильная акыда является условием входа в Рай:

وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177)

Именно поэтому призыв начинается с правильных убеждений:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19)

Важность убеждений можно понять и из того, что именно эти вопросы пророк главным образом объяснял в Мекке, в течении первых 13 лет призыва.

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

إِنَّمَا نَزَلَ أَوَّلَ مَا نَزَلَ مِنْهُ سُورَةٌ مِنَ الْمُفَصَّلِ فِيهَا ذِكْرُ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ حَتَّى إِذَا ثَابَ النَّاسُ إِلَى الإِسْلاَمِ نَزَلَ الْحَلاَلُ وَالْحَرَامُ، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ شَيْءٍ لاَ تَشْرَبُوا الْخَمْرَ. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الْخَمْرَ أَبَدًا. وَلَوْ نَزَلَ. لاَ تَزْنُوا. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الزِّنَا أَبَدًا. لَقَدْ نَزَلَ بِمَكَّةَ عَلَى مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَإِنِّي لَجَارِيَةٌ أَلْعَبُ: <بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ>وَمَا نَزَلَتْ سُورَةُ الْبَقَرَةِ وَالنِّسَاءِ إِلاَّ وَأَنَا عِنْدَهُ. قَالَ فَأَخْرَجَتْ لَهُ الْمُصْحَفَ فَأَمْلَتْ عَلَيْهِ آيَ السُّوَرِ

«Первыми из Кур’ана были ниспосланы суры аль-Муфассаля, в которых говорится о Рае и Аде. А вот когда люди устремились к Исламу, были ниспосланы аяты о дозволенном (халяль) и запретном (харам).

Если бы первым было ниспослано: «Не пейте вино», — люди бы сказали: «Мы не оставим вино никогда».

А если бы первым было ниспослано: «Не совершайте прелюбодеяния», — люди бы сказали: «Мы не оставим прелюбодеяние никогда».

Но в Мекке, когда я была еще девочкой, которая играла в игры, посланнику Аллаха было ниспослано:

بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ

«Час является назначенным для них сроком, и Час этот — самый тяжкий, самый горький» (54:46).

А суры аль-Бакара и ан-Ниса были ниспосланы уже тогда, когда я была у него (то есть значительно позже)» (Бухари 4993).

Из объяснения Аиши мы понимаем, что сначала были ниспосланы суры, формирующие убеждения, и только потом Аллах ниспослал аяты о дозволенном и запретном.

То есть, в первую очередь, Аллах укреплял убеждения людей, а только потом ниспосылал аяты с приказами, потому как, если бы люди не знали таухид и не имели бы правильных убеждений, то они не приняли бы приказы и не бросили бы ни вино, ни прелюбодеяния.

Получается, что действия по Кур’ану и Сунне облегчаются только после того, как у человека исправляется убеждение. Именно поэтому, формирование правильной исламской акыды — первостепенная задача для каждого мусульманина.

Польза правильной акыды

Мусульманину с правильной акыдой Аллах облегчает дела в этой дунья и дарует успех в ахира.

Так, Аллах обещает тем, кто обладает правильными убеждениями и иманом:

وَكَانَ حَقًّا عَلَيْنَا نَصْرُ الْمُؤْمِنِينَ

«И Нашим долгом было помогать верующим» (30:47)

Аллах говорит в этом аяте, что будет помогать му’минам — а это те, у кого правильные убеждения. Помощь от Аллаха является одним из прав му’минов.

Также Господь Миров говорит:

إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ آمَنُوا

«Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (22:38)

В этом аяте Аллах обещает безопасность тем, кто имеет правильные убеждения.

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне (не делают ширк). Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55)

Правильная акыда является самым лучшим лечением расстройства и печали. Когда человек имеет правильные убеждения, то он верит в Аллаха и уповает на Него, он убеждён в предопределении — в том, что Аллах приготовил план для каждого человека, и это обеспечивает душевное спокойствие как ничто иное.

Источник

Что такое акида

Акъида в исламе что означает. CHto takoe akida. Акъида в исламе что означает фото. Акъида в исламе что означает-CHto takoe akida. картинка Акъида в исламе что означает. картинка CHto takoe akida

Акида – что это такое в исламе?

Акида — это убеждение или догмат в исламе, одна из основ мусульманского вероучения. Сие самая основа и непоколебимый стержень исламской религии, не подлежащий никаким изменениям. Именно акида позволяет истинному мусульманину сформировать верные представления о своей религии. Согласно исламской традиции такие убеждения напрямую влияют на жизнь на земле и в мире вечном.

Акида под собой подразумевает твердую уверенность в существовании Всевышнего, согласно Корану и Сунне. Темы акид строго ограничены священными книгами ислама, а конкретно Кораном и Сунной, со временем менялись лишь формы их изложения.

Также акида можно интерпретировать как “науку об исламском вероубеждении и его требованиях” или же наукой основ религии. Все остальные постановления ислама являются всего лишь ответвлениями акиды.

Краткая история

Необходимо отметить, что во время жизни пророка Мухаммеда такого понятия акиды как науки еще не существовало. В конце первого-начале второго века после Хиджры (переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, традиционно считается началом отсчета исламского календаря), или же в VII – VIII веках н.э. в христианском летоисчислении, в исламской среде уже начались разногласия по поводу толкования отдельных аспектов мусульманской религии.

Первоначально акида являлась родом исламской литературы, представлявшим собой краткие публицистические тексты, выражающие позицию правоверного мусульманина или богословской школы по какому-либо вопросу ислама.

В период наивысшего расцвета исламской философии в IX-XI вв. появляются наиболее обстоятельные труды по данной тематике. Так как ислам являлся (и является) официальной доктриной стран Ближнего Востока, философия здесь тесно переплеталась с теологией, также влияние оказала и античная философская традиция. В это же время происходит становление мазхабов — религиозно-правовых школ ислама. Теперь в акиды вводятся так называемые доксографические части — теософские представления о различных богословских школах и сектах.

В X веке стали выделять две категории — “акида” и “и’тикад”. Данные разряды исламской теологии представляются как осмысление и подтверждение основных духовных, этических и юридических сводов и правил ислама. Вопреки существованию больших и доскональных толкований, в мусульманской среде по-прежнему наибольшей популярностью пользовались традиционные краткие агиды для общественного освещения основ исламской веры. В XI веке она окончательно становится официальным провозглашением правоверия в государстве.

Структура акиды

В основе акиды лежит “шахада” — подтверждение существования единого Бога — Аллаха, а также теоретическое обоснование пророческой миссии Мухаммеда. Она всегда начинается со слов “мы уверены, что…” или “наша религия убеждена, что…”.

Согласно теории исламского ученого Ахмада Зарукка, жившего в XV веке, акида состоит из трех видов познаний, которые в свою очередь представляют особенную троичную систему:

Понятие “хабар” нужно охарактеризовать отдельно. Он делится на 3 части:

Всё это необходимо подтверждать и совершать какими-либо действиями в соответствии с ними в течение всей жизни. Согласно религии, каждый мусульманин обязан знать как минимум пятьдесят таких акид, и для каждой из них правоверный мусульманин должен знать подробные доказательства и доводы.

Создатели самых известных акид. (века приведены от Р.Х.)

Источник

Значение акыды в языке и в Исламе

Акъида в исламе что означает. 248bd511a89a1a373bbc1ba9d5bb5204. Акъида в исламе что означает фото. Акъида в исламе что означает-248bd511a89a1a373bbc1ba9d5bb5204. картинка Акъида в исламе что означает. картинка 248bd511a89a1a373bbc1ba9d5bb5204

(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акыда», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акыды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:

а) Значение слова «акыда»

Акыда в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.

В терминологическом значении акыда указывает на неприкосновенное откровение, которое передалось от неприкосновенного, непогрешимого Посланника ﷺ, которое исповедует человек, решительно и уверенно связывая своё сердце с ним. Это также принципы (постулаты), в которые верит человек и с которыми он связывает своё сердце, а именно: принципы, связанные с Аллахом, с пророками, а также всё то, что опирается на откровения (например, Рай, Ад, события Судного дня и т. д.).

б) Наука, которая изучает, прививает акыду

Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным богословием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акыды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.

Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.

Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акыду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.

в) Правильная исламская акыда

Это та акыда, которая опирается на доказательства, основанные на шариатском тексте из ясных коранических аятов, а также достоверных хадисов Пророка ﷺ, и которая соответствует акыде сподвижников и их последователей, живших в лучшие века, а также отвечающая требованиям здравого разума и правильной логики, которые черпают из Книги Аллаха, сунны Его Пророка ﷺ и пути его благородных сподвижников, как об этом достоверно известно от Пророка ﷺ, сказавшего:

وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة

«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)» (передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه

«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ﷺ» (передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ

«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

г) Акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа

Поистине, ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая является той группой, о которой Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна – в Раю, и это община (джамаа)» – это те, которые идут по пути Посланника Аллаха ﷺ, а также следуют пути его сподвижников и их последователей. Это – те, кто руководствуется на своём пути ясными аятами и достоверной сунной, используя благоразумное мышление и здравую логику. Их акыда сводится к следующему. Они верят в существование Аллаха, одного-единственного, Который описан всеми качествами совершенства и пречист от подобия и уподобления.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий» (42:11)

Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.

Если же в Кyр`ане или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уаль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.

Эта акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая зиждется на ясных аятах Кyр`ана и достоверной сунне, которая использует здравый ум и различные стили арабского языка, которая далека от искажённых представлений и языческих, антропоморфических идей, является акидой Посланника Аллаха ﷺ. Она же есть и акыда идущих по правильному пути сподвижников, она же – акыда.

Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб, из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *