Аккорд f чем заменить обычным аккордом
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
Надеюсь, эта маленькая заметка (объем материала на гордое звание статьи не тянет) поможет начинающим гитаристам расширить свой репертуар, производя замену аккорда F на гитаре на приемлемые для них варианты без баррэ. Перед тем, как мы начнем, хочу подчеркнуть, что каждый мной приведенный аккорд в одних случаях может подходить по звуковому смыслу и удобству игры, в других же быть неудобным или звучать «как не от пьесы сей». Так же, перед чтением, рекомендую ознакомиться с простыми аккордами для начинающих гитаристов.
В приведенных гитарных аппликатурах (постановке пальцев) аккорда F римскими цифрами указывается лад, арабскими — пальцы (указательный палец — «1», средний — «2», безымянный — «3», мизинец — «4»), красным кружочком — основной звук аккорда (в нашем случае это всегда будет нота фа (F)), а крестиками — струны, на которых не играют (глушат или просто не ударяют). Подробнее о чтении гитарных схем здесь.
Итак, начальная форма аккорда. Играем аккорд F с большим баррэ (о том как взять большое баррэ читайте здесь):
Аккордовые формы аккорда F. Первая позиция
Если F с большим баррэ трудно взять (а его трудно взять, иначе бы это вами и не читалось), то заменяем его на аккорд F с малым баррэ :
Первый палец зажимает две первые струны одновременно. Для многих музыкантов это уже выход. Но есть категория гитаристов, которым брать его все же не комфортно. Кстати, я один из них. Да, аккорд от ноты F с большим баррэ мне играть удобно, а с малым нет. Ну что ж, все люди разные и руки у всех тоже отличаются.
Замечу, что это очень распространенная аппликатура. Именно так часто играл аккорд F Джимми Хендрикс, а теперь подобный аккорд можно увидеть в нотах Ленни Кравитца. Не буду голословным, вот пример.
Кстати, в этом отрывке специально указал на вариацию этой формы (с глушением первой и второй струн).
Кроме этих, наиболее приемлемых вариантов аккорда F, могу посоветовать еще один без баррэ. Интересный, звучащий низко, вариант.
Стандартный F еще можно заменить аккордом F так называемой прогрессивной (от слова «прогрессия») аппликатурой. Такое широкое расположение звуков в аккордах пропагандировал педагог-джазмен В. Молотков.
Лично для меня этот вариант оказался, хоть и красиво звучащим, но сложным при игре в связке с другими аккордами. Возможно все решает практика, не берусь судить.
В этом варианте прогрессивного аккорда F береться с басом A (5 лад). Довольно удобный. Привожу в двух вариантах:
Здесь мы басом ставим C и берем такой Фа-аккорд на восьмом ладу
Эти аккорды очень насыщены тембрально. Люблю употреблять, когда нужно подчеркнуть движение баса.
Аккорд F. Вниз про грифу
Для аккорда в высоком регистре предлагаю такую распальцовку (первый палец на третьем ладу).
Для аккомпанемента ценность аккорда F такой формы спорна, но для обыгрывания его в соло — вещь незаменимая.
Fmaj7, F6 и F5: замена с добавлением или изъятием нот
Второй вариант чрезвычайно удобен после и перед аккордом Am. Сравните:
Аппликатура этой замены сродни аккорду Dm, только с басом F.
Рад, если помог.
Желаю удачи и удобных гитарных грифов!
Экспериментируйте!
P. S. Некоторые идеи по теме этой статьи вы можете найти в таблице аккордов, представленных в материале о том, как зажимать простые аккорды на гитаре. (Таблица находится в самом конце указанного материала).
Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры
Аккорд F на гитаре, он же фа мажор. Название – латинской буквой основной тон – нота фа. Нет буквы «m», «dim» или «aug» рядом (другие типы аккордов) – значит мажор, нет надстроек (6, 7, 9 и пр.) – значит в основном виде, только звуки мажорного трезвучия. Иногда, ещё говорят «аккорд Ф» или «аккорд Фа» – как записывается.
На гитаре Фа мажор не имеет своей аппликатуры в открытой позиции, и принимает формы аккордов C, A, G, E или D (по системе CAGED) в закрытых позициях. Прежде всего эта особенность связана со строем шестиструнной гитары: из 6-ти струн только 5-ая (A – ля) является звуком аккорда. То есть каких-то простеньких аппликатур F на 2-3 пальца, да с 2-3 открытыми струнам построить в принципе не получится.
И получается, что уже на первом ладу для F по стандартной аппликатуре нужно использовать баррэ. Для новичков нередко это оказывается камнем преткновения: песни c Am, Dm, E, G, С – без проблем, а вот с F – уже сложно (не звучит, проблемы перехода с аккорда на аккорд в темпе и т.д.). Однако вообще обходить стороной Фа мажор не стоит, да и не получится. Рано или поздно в любимой песне всё-таки встретится F, и, конечно, нужно будет его сыграть. Благо, есть в позициях (на разных ладах) упрощённые аппликатуры фа мажора без баррэ наряду со стандартными, с баррэ. Так что дело поправимо.
Совет для начинающих! Оптимально, конечно, – чтобы вы умели играть аккорд Фа мажор на гитаре не только упрощенный, но и в стандартных формах. Так что как освоитесь с простыми аппликатурами, сразу же начинайте «штудировать» баррэ.
Все часто используемые аккорды F (простые и сложные) мы рассмотрим в этой статье. Для изучения – аккордовые сетки (схема ), фото – как ставить пальцы, и аудио онлайн – как звучат все представленные аппликатуры на акустической гитаре. А ещё – дополнительно пару-тройку хитростей для замены Фа мажора, песни в которых он используется, и какие есть аккорды в тональности F.
Звуки аккорда Фа мажор
Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи + табы:
В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.
Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:
Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).
Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.
В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):
I позиция
Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.
Как на гитаре сыграть этот Фа:
«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.
А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:
Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.
Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.
F/C – без 6-ой и 1-ой струн. Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.
На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд + мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.
Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.
Постановка пальцев в двух вариантах:
1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:
2 – басовая прижимается большим пальцем:
Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.
III позиция
Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.
F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.
F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.
V позиция
На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.
Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:
Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:
F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.
F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.
Как зажимать этот аккорд:
Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.
F/A – в басу ля, звучат 6-ая + 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.
VI позиция
Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.
VIII позиция
Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).
Вот так она выглядит в сетке:
Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.
Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:
Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.
Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.
F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.
Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:
На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.
Как играется этот Фа мажор:
На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.
Как ставить пальцы в этой аппликатуре:
X позиция
Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.
Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).
Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.
F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.
Как ставится аккорд F с басом ля:
F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.
XIII, XV … и другие позиции
Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.
Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.
Как ещё можно заменить баррэ F
Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.
Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.
Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:
Ой-йо – Чайф:
Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7
Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.
Фантом – версия песни от Чиж & Co:
Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am
На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.
Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь.
Маленькая девочка – Крематорий:
В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am
В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:
F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.
Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.
Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.
Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь.
Трезвучия
Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.
Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.
В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).
Аппликатуры на всех струнах:
Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.
Аккорды в Фа мажоре
В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).
Как играть аккордами гамму Фа мажор:
Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).
Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:
Песни с аккордом F
В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.
Из русского рока песни с аккордом F:
И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.
На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!