Акмеизм что это такое в литературе
Акмеизм
Акмеи́зм («Адамизм») (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий.
Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «острие».
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.
Акмеизм в творчестве писателей
Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Акмеизм» в других словарях:
АКМЕИЗМ — (от греч. расцвет, вершина, острие) литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910 х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов … Энциклопедия культурологии
акмеизм — акмеизма, мн. нет, м. [от греч. akme – вершина] (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20 го в., противопоставлявшее себя символизму. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. акмеизм а, мн. нет, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
АКМЕИЗМ — (от греч. akme высшая степень чего либо цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к… … Большой Энциклопедический словарь
АКМЕИЗМ — АКМЕИЗМ, акмеизма, мн. нет, муж. (от греч. akme вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20 го в., противопоставлявшее себя символизму. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АКМЕИЗМ — АКМЕИЗМ, а, муж. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма. | прил. акмеистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Акмеизм — (от греческого akme высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к “сверхреальному”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
акмеизм — (от греч. akme – высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911 14), которую возглавляли Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий, секретарём была А. А. Ахматова, в… … Литературная энциклопедия
акмеизм — а, только ед., м. Модернистское течение в русской поэзии начала XX в. (см. тж. модернизм). Когда зарождался акмеизм и ближе Михаила Леонидовича [Лозинского] у нас никого не было, он все же не захотел отречься от символизма (Ахматова). Родственные … Популярный словарь русского языка
Акмеизм
Что такое акмеизм
Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.
Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Все три версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.
Акмеизм в литературе Серебряного века
Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.
По средам одаренные писатели и поэты собирались в «Башне» — петербургской квартире В. Иванова. Между ними часто возникали споры. Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.
По одной из версий, во время спора В. Иванов окрестил отсоединившихся поэтов «адамистами» и «акмеистами». Н. Гумилеву понравилось последнее слово, и он предложил его использовать для представителей нового направления поэзии.
«Адамистами» их называли потому, что они считали первым поэтом ветхозаветного персонажа Адама. Согласно Библии, первый человек на Земле придумывал имена всем живым созданиям. Акмеисты были убеждены, что это первый в истории поэтический акт.
По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.
Русский акмеизм как литературное направление
Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.
Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны.
Впервые для широкой публики художественная и эстетическая программа акмеистов была озвучена в декабре 1912 г. Это произошло в известном петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Уже в 1914 г. в движении акмеистов произошел раскол. Главной его причиной стала невозможность существования в рамках одного течения таких талантливых и самобытных личностей. В 1916 г. и 1920 г. делались попытки возродить «Цех поэтов», но это не имело большого успеха.
В 1930-е гг. многие представители движения были подвергнуты политическим репрессиям. На несколько десятилетий их имена были вычеркнуты из истории русской литературы. В 1990-е гг. возродился интерес к этому оригинальному поэтическому течению.
Теоретическое обоснование акмеизма
Программные заявления и стихотворения акмеистов публиковались в основном на страницах двух журналов — «Аполлон» и «Гиперборей». Одной из первых статей, где были изложены художественные принципы акмеизма, является публикация Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Она была напечатана в 1913 г.
Основные принципы акмеизма:
В качестве примера ранние акмеисты рассматривали творчество Иннокентия Анненского. Он начинал как символист, но затем перешел к более простым и конкретным образам.
Основные представители акмеизма
Важной чертой акмеистического движения была его сплоченность. Представители «Цеха поэтов» дружили между собой и обменивались опытом.
Творчество писателей
Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.
Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.
Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.
Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.
Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.
Развитие акмеизма продолжилось в среде русской эмиграции. Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Н. Оцуп заимствовали у лучших представителей акмеистического движения основные черты их поэзии: тонкий лиризм, сдержанность изложения, выразительность.
Терминология движения
Название акмеизма в литературе происходит от греческого слова «akme», что в переводе на русский означает расцвет. По мнению основоположников творчества, символизм, переживающий в 1912 г. кризис, требовал прихода нового цветущего направления, обобщающего творчество поэтов-предшественников. Особенности и признаки акмеизма:
В 1912 г. Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов». Цель объединения — возрождение жизни.
Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:
Структура направления
При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.
В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.
Несмотря на сплочённость и дружбу единомышленников, между Городецким и Гумилёвым возник конфликт. В 1914 году школа распалась. Из её наследия можно выделить 10 выпусков журнала «Гиперборей». Взгляд Гумилёва продолжили следующие молодые поэты:
Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.
Для определения и узнаваемости стиля изложения поэты использовали простую своеобразную «материализацию» чувств. Свои произведения они публиковали в двух журналах: «Гиперборей» и «Аполлон».
Творчество писателей
В современной литературе течение называется акмеизмом. В двадцатые века направление имело следующие названия: адамизм (от имени первого мужчины — Адам) и кларизм (от французского слова «кларе» — ясность). Черты акмеизма как движения в литературе:
Например, Мандельштам восхищался природой, сравнивая её с русским «номинализмом». В отличие от символистов, он не мыслил циклами, а стремился освободить поэзию от дезинтеграции. В 1910 году его стихи впервые опубликовали в журнале «Аполлон». В 1913 году вышло в свет стихотворение «Камень» с одноимённым сборником. Позже Мандельштам решил дописать книгу. Через три года писатель познакомился с Цветаевой, а через год его избрали членом Всероссийского общества литераторов.
Николай Гумилёв — ещё один представитель акмеизма. Лирик родился в Кронштадте, а вырос в Царском селе. В 1902 году вышло его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через год он познакомился со своей будущей женой — Анной Ахматовой. Из-за расставания с ней писатель сильно переживал, что часто отражал в своих произведениях. После гимназии Николай уехал в Париж, поступив в Сорбонну.
Во Франции он работал над сборником «Романтические цветы». После поездки в Россию писатель уехал с экспедицией в Стамбул, Египет, Грецию. В 1912 году поэт объявил о появлении современного течения «акмеизм», а через год он уехал на Восток. С первых дней войны писатель находился на фронте. За храбрость его награждали дважды Георгиевским крестом.
В 1917 году уехал в Париж, где познакомился с Еленой дю Буше. Для неё был написан сборник «К синей звезде». В 1921 году Гумилёва арестовали, обвинив в участии в антиправительственном заговоре. Через 3 недели ему вынесли приговор — расстрел, а на следующий день его исполнили.
Анна Ахматова
В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.
Первое стихотворение было опубликовано в 1911 году, а через год она выпустила книгу «Вечер». В 1914 году вышел второй сборник «Четки» с тиражом 1000 экземпляров. Через 3 года Ахматова издала третью книгу «Белая стая». В 1918 году поэтесса развелась с Гумилёвым и вышла замуж за учёного Шилейко. Через несколько лет они рассталась. В 1922 году Ахматова познакомилась с Пуниным.
Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.
В поэме «Реквием» она отразила нелёгкую судьбу женщины, чьи родные люди страдали от репрессий. В 1941 году Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой.
С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.
Несмотря на ясность, направление долго отстаивали поэты. На протяжении десятилетий советской истории о представителях акмеизма не говорили. Судьба самого акмеизма, как одного из многих литературных движений Серебряного века, трагична: Н. Гумилева расстреляли, В. Нарбута и О. Мандельштама уничтожили как писателей и личностей. Трагедия присутствовала и в жизни А. Ахматовой. Американский профессор-русист О. Ронен считает, что с акмеизмом исчез «платиновый век» русской поэзии.
Акмеизм
Из Википедии — свободной энциклопедии
Акмеи́зм (от греч. ἀκμή «цветение; пора цветения») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», центральными фигурами которого были основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова, занимавшая пост секретаря «Цеха», и Сергей Городецкий.
Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «остриё».
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Название для литературного течения, по свидетельству Андрея Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
Акмеизм в русской литературе Серебряного века: история возникновения и художественная концепция поэтического течения, представители
Период развития литературы России конца XIX – начала XX веков вошел в историю как Серебряный век русской поэзии. В это время зародилось несколько модернистских течений, среди которых был и акмеизм. Сегодня мы поговорим о месте его в русской литературе Серебряного века. Я напомню историю этого течения, его художественную концепцию, а также его представителей.
История возникновения и развития акмеизма
Первоначально поэты-акмеисты входили в состав литературного объединения символистов «Башня». Но осенью 1911 года в «Академии стиха», где, по словам Надежды Мандельштам, «княжил» Вячеслав Иванов, возникла конфликтная ситуация. Лидер поэтического салона раскритиковал стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын». «Он подверг «Блудного сына» настоящему разгрому, – вспоминала Н. Мандельштам. – Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули «Академию» и организовали «Цех Поэтов» – в противовес ей».
Даже название нового поэтического объединения подчеркивало отказ входивших в его состав авторов от принципов символизма. В противовес ему «бунтари» сравнили поэтическое творчество с ремеслом, а не даром, а поэта – с ремесленником, а не теургом. Однако чуть позже в своей программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Николай Гумилев признал символизм «достойным отцом». Так что, фигурально выражаясь, сам акмеизм можно назвать «блудным сыном» символизма.
Примерно через год шестеро авторов, организовавших «Цех поэтов», закрепили свое отделение от символистов официально, создав в рамках своего нового объединения отдельный кружок и назвавшись акмеистами. Это были Сергей Митрофанович Городецкий, Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова, Осип Эмильевич Мандельштам, Михаил Александрович Зенкевич, Владимир Иванович Нарбут.
Слово «акмеизм» имеет греческий корень и обозначает оно вершину, расцвет. Этот же корень лежит в основе псевдонима А. Ахматовой (урожденной Горенко). Она, кстати, была секретарем «Цеха поэтов», возглавляемого ее мужем Н. Гумилевым и другим известным поэтом С. Городецким.
Другое название интересующего нас литературного течения – адамизм. Произошло оно от имени первого человека – Адама. Трактуется это название по-разному. Думаю, что целесообразно искать «расшифровку» в творчестве самих поэтов-адамистов, и тогда становится понятно, что Адам, в их понимании, был первым словотворцем и, можно сказать, первым поэтом.
«Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Строго говоря, адамистами правильнее называть не всех акмеистов, а только представителей натуралистического крыла – С. Городецкого, В. Нарбута и М. Зенкевича. «Чистыми акмеистами» называют Н. Гумилева, А. Ахматову и О. Мандельштама. В «Цех поэтов» в разное время входили и другие поэты, в том числе Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Клюев, М. Кузмин, В. Хлебников и другие поэты, однако сами основатели течения их акмеистами не считали.
А. Ахматова: «Акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».
О. Мандельштам: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний» («лишним» Осип Эмильевич считал С. Городецкого).
Манифестами акмеизма стали статьи его основателей, опубликованные в начале 1913 года в «Аполлоне» («Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения современной русской поэзии» С. Городецкого). О. Мандельштам тоже написал программную статью «Утро акмеизма», но она увидела свет значительно позже.
Печатным органом акмеистов стал журнал «Гиперборей», основанный Н. Гумилевым и С. Городецким, издававшийся членом «Цеха поэтов» М. Лозинским. Выходил этот «Ежемесячник стихов и критики» в 1912—1913 гг. Всего было выпущено 10 номеров этого журнала (последний был сдвоенным).
Весной 1914 года между основателями «Цеха поэтов» Н. Гумилевым и С. Городецким возникли разногласия, в итоге спустя полгода объединение было закрыто.
Попытки возродить «Цех поэтов» предпринимались дважды: в 1916—1917 гг. Г. Ивановым и Г. Адамовичем, в 1920 году – самим Н. Гумилевым. Однако эти объединения просуществовали недолго, значительного влияния на литературную жизнь не оказали.
Последний «Цех поэтов» некоторое время продолжал деятельность за границей. Ее поддерживали поэты-эмигранты, бывшие его членами еще в России. Кружок собирался в Берлине и Париже в 1922—1923 гг., потом распался окончательно.
Акмеизм – уникальное художественное явление. Это литературное течение было исключительно русским. Существовал акмеизм лишь в России, да и то недолго: с 1912 года по 1914 год. Число поэтов-акмеистов тоже было небольшим. Обычно к ним причисляют всего шестерых авторов, причем «чистых» акмеистов и вовсе было всего трое: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Портрет Сергея Городецкого с женой работы И. Репина
Художественная концепция акмеизма
Принципы акмеизма были изложены Н. Гумилевым в статье «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецким в работе «Некоторые течения современной русской поэзии».
«Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!».
На представленном ниже видео Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих читает стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью». Обратите внимание, насколько точны в нем образы, насколько важны для передачи эмоций детали.
«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф».
Вы можете прослушать стихотворение Н. Гумилева «Жираф», цитата из которого приведена выше, в исполнении Евгения Евтушенко.
Предлагаю вам прослушать это стихотворение О. Мандельштама в исполнении Народного артиста Российской Федерации Сергея Юрского.
Еще одним важным отличием акмеизма от символизма было принятие реального мира, отказ от идеализации и поиска тайных смыслов, попыток постичь глубинную суть вещей, прикоснуться к сокровенной истине.
Н. Гумилев и А. Ахматова с сыном Львом
Представители акмеизма
Поэтов-акмеистов я уже называла, но перечислю еще раз:
Вкратце расскажу о биографии и творчестве каждого из них.
Николай Степанович Гумилев (1886—1921 гг.)
Закончил гимназию в Царском селе, директором которой был известный поэт-символист Иннокентий Анненский. Слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. В 1907 году совершил свое первое путешествие в Африку. После него жил в России, учился в Петербургском университете. В 1910 году женился на Анне Андреевне Горенко (Ахматовой).
В 1909 и 1910 гг. совершал повторные путешествия в Африку, а в 1913 году даже сам возглавил экспедицию на этот континент.
В 1914 году Николай Степанович ушел на фронт добровольцем. В итоге он был дважды награжден Георгиевским крестом за проявленную храбрость.
В начале революционных событий 1917 года поэт оказался в Париже, где влюбился в Елену дю Буше. Именно ей был посвящен стихотворный цикл «К синей звезде».
В 1918 году Николай Гумилев вернулся в Россию. В августе этого же года он официально развелся с Анной Ахматовой (расстались они уже в 1913 году, и к этому времени у них уже был сын Лев).
В 1919 году Николай Гумилев женился на Анне Энгельгард, которой посвящены стихотворения, вошедшие в сборник «Огненный столп», изданный в 1921 году.
В том же году Н.С. Гумилев был обвинен в участии в антибольшевистском заговоре Таганцева и расстрелян.
Первые стихотворные сборники поэта («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга») относятся к доакмеистическому периоду его творчества (1905—1910 гг.). Уже в них разрабатывается тема пути, которая останется доминирующей и в более поздних стихотворениях поэта. Для гумилевской поэзии этих (да и последующих лет) характерно изображение экзотических мест. В первых стихотворениях Н. Гумилева поэт является жизнетворцем и магом, конквистадором, но никак не ремесленником.
Второй период творчества Н. Гумилева называют раннеакмеистическим. Это 1911—1916 гг. К этому периоду относятся книги «Чужое небо», «Колчан». Лирический герой этих произведений стремится понять современную жизнь, определить свое место в ней, свое предназначение. Нередко возникает тема взаимоотношения полов как поединка, в котором победу одерживает женщина.
Мне нравится, как стихотворение «Заблудившийся трамвай» читает Александр Скляр.
Анна Андреевна Ахматова (1889—1966 гг.)
Анна Горенко родилась в Одессе в офицерской семье. Ахматова – псевдоним, который поэтесса взяла в период, когда ее творчество было связано с акмеизмом.
Акмеистическим считается только первый этап творчества Ахматовой. К нему относятся стихотворения, написанные в период до 1914 года и вошедшие в сборники «Вечер» и «Четки». В более поздний период влияние акмеизма на творчество Анны Ахматовой ослабевает. В сборниках «Белая стая», «Подорожник» и Anno Domini тематика становится более широкой, а женщина – героиня любовной лирики – перестает пасовать перед мужчиной.
Сознательно отказавшись от эмиграции, Анна Андреевна почти всю жизнь провела в Ленинграде, пережила блокаду. В 20-е и 30-е годы ее не печатали, она вынуждена была писать «в стол», заниматься переводами. Ее сына в 30-е и 40-е годы трижды арестовывали. Пережитое сделало лирическую героиню ахматовской поэзии близкой народу. Но это уже постакмеистический период ее творчества, и сегодня нет смысла останавливаться на нем подробно. Об этом мы поговорим, когда будет изучать именно творчество Анны Ахматовой, а не поэтику акмеизма.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938 гг.)
Родился будущий поэт в Варшаве, но в 1897 году его семя переехала в Петербург. В 1907 году он закончил Тенишевское училище и был принят вольным слушателем в Петербургский университет, но уехал учиться в Сорбонну и Гейдельбергский университет. Однако финансовое положение его семьи заставило его в 1911 году вернуться в Россию.
Сначала Осип Мандельштам посещал «Башню» В. Иванова, затем, когда образовался «Цех поэтов», примкнул к акмеистам.
Первой книгой поэта был стихотворный сборник «Камень», увидевший свет в 1913 году. В 1916 и 1923 годах книга переиздавалась, причем с измененным содержанием.
В 1919 году поэт познакомился с Надеждой Хазиной, которая позже стала его женой и любовью всей его жизни.
После революции работал в газетах и Наркомпросе, ездил по стране и выступал со своими стихами. Однако после 1925 году поэтическое творчество сменилось автобиографическим. Последний прижизненный стихотворный сборник О. Мандельштама был издан в 1928 году под непритязательным названием «Стихотворения».
В общей сложности поэт выпустил 10 книг, из которых 8 были изданы именно в советское время.
Однако в 1933 году О. Мандельштам написал антисталинское стихотворение и имел неосторожность прочесть его более чем дюжине человек. Борис Пастернак назвал этот поступок самоубийственным, и оказался прав. Кто-то из слушателей донес на поэта, и в 1934 году тот был арестован. Сначала Бухарину удалось добиться освобождения Мандельштама, но на определенных условиях. Тот не должен был покидать места поселения (которое мог выбрать самостоятельно). Срок ссылки закончился в мае 1937 года, и в марте 1938 года семя Мандельштамов поехала в подмосковный санаторий. Это послужило поводом для повторного ареста Осипа Эмильевича. Ему поставили в вину нарушение запрета посещать Москву и попытку воздействовать на общественное мнение, приговорив к пятилетнему заключению в исправительно-трудовом лагере. Его отправили этапом на Дальний Восток, по пути он заразился тифом и умер в пересыльном лагере.
Антисталинское стихотворение О. Мандельштама, которым он, по сути, подписал себе приговор, в приведенном ниже видеоролике читает Николай Мартон.
Сергей Митрофанович Городецкий (1884—1967 гг.)
Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, где познакомился с А. Блоком. Посещал «Башню» Вяч. Иванова, и первые стихи его были символистическими (сборники «Ярь», «Перун», «Дикая воля»). В 1911 году вместе с Н. Гумилевым основал «Цех поэтов» и стал одним из теоретиков акмеизма, поэтом-адамистом.
В советский период писал политические стихи, приветствия пролетарским поэтам, партийным съездам и другим событиям.
Михаил Александрович Зенкевич (1886—1967 гг.)
После окончания Саратовской гимназии изучал философию в Берлине и Йене, юриспруденцию в Санкт-Петербурге. В 1911 году стал участником «Цеха поэтов», в 1912 году издал книгу «Дикая порфира». Позже вышел его сборник «Четырнадцать стихотворений».
После революции работал сначала в саратовской газете, потом – в столичной прессе, заведовал отделом поэзии в журнале «Новый мир». Много занимался переводами, хотя собственные стихи писать продолжал (и даже неплохо издавался).
Владимир Иванович Нарбут (1888—1938 гг.)
Этот поэт родился в многодетной семье с литовскими корнями. Учился в Петербургском университете сначала на математическом факультете, затем – на факультете восточных языков, потом – на филологическом (не окончил ни одного).
Осенью 1911 года вошел в «Цех поэтов» и стал одним из адептов акмеизма (адамизма). В 1912 году он издал сборник стихов под названием «Аллилуйа». Несмотря на название книги, содержание ее было светским, более того – неприличным и даже богохульным. Из-за этого скандальную брошюру суд постановил конфисковать и сжечь, что и было сделано. Однако несколько экземпляров чудом сохранилось, так что ознакомиться с содержанием скандальной книги наиболее любопытные читатели возможность имеют. Сам автор, чтобы избежать суда, был вынужден отправиться в этнографическую экспедицию, и в Петербург вернулся лишь в 1913 году.
После революции 1917 года примкнул сначала к левым эсерам, затем – к большевикам. В 1918 год Нарбуты подверглись нападению «красных партизан». В результате брат Владимира Ивановича, бывший офицер, был убит, а сам поэт был тяжело ранен, лишился кисти левой руки. Нападавшие, узнав о том, что он является большевиком, принесли ему извинения.
Какое-то время занимался редакторской деятельностью в Воронеже, Киеве и Одессе, но позже был уволен с редакторских постов за «сокрытие прошлого», и в 1933 году вернулся к поэтическому творчеству.
В 1936 году был арестован за пропаганду «украинского буржуазного национализма», был этапирован в Магадан. Позже был обвинен в саботаже, и в 1938 году его расстреляли.
Жизнь немногочисленных поэтов-акмеистов сложилась по-разному, но большинству из них была уготована трагическая участь.
Акмеизм – одно из ведущих литературных течений Серебряного века русской поэзии. Основателями его стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий, также к этому течению относились Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие талантливые авторы. Противопоставив акмеизм символизму, они очистили поэзию от чрезмерной туманности и многозначности, сделали поэтический язык чистым и ясным, образы – понятными и красочными. Акмеизм не просуществовал долго, но повлиял на творчество многих поэтов, причем творивших не только в начале 20 века, но и в более поздний период. Россия – единственная страна, где существовал акмеизм, в других аналогичного литературного течения не было даже под другими названиями.