Акмеология что это такое

Что изучает наука акмеология

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderДолгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.

Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.

Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).

Основные принципы, задачи и области применения

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderАкмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderОсновные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholder3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Направления науки

Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.

Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.

В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderВсе они исследуют то, как в рамках данной профессии (или в случае социальной – в рамках социума) происходит становление мастера. Через какие этапы и вехи проходит человек, и что будет являться в каждой сфере настоящей вершиной профессионального и личностного развития.

В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного направлять деятельность компании и коллектива.

Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderНа данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.

Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.

Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:

Акмеология что это такое. lazy placeholder. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-lazy placeholder. картинка Акмеология что это такое. картинка lazy placeholderКроме того, выделяются фундаментальная и прикладная наука. Фундаментальная является более крупным и серьезным направлением, в ней человек рассматривается как система – более того, она консолидирует знания не только по психологии и социологии, но и по физиологии, педагогике, философии и даже математике. Прикладная акмеология изучает конкретного человека, его успехи, достижения и то, что способствует или, напротив, тормозит его профессиональное и личностное становление.

Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан

Источник

АКМЕОЛОГИЯ

Полезное

Смотреть что такое «АКМЕОЛОГИЯ» в других словарях:

акмеология — акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при… … Словарь иностранных слов русского языка

акмеология — сущ., кол во синонимов: 1 • педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АКМЕОЛОГИЯ — (от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АКМЕОЛОГИЯ — Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)… … Словарь бизнес-терминов

Акмеология — (гр. akme – шың және logos – ілім) – адамның, қоғамның гүлдену, көркею, ең биік деңгейге (акмеге) жету зандылықтары мен механизмін зерттейтін ғылым … Философиялық терминдердің сөздігі

Акмеология — (от др. греч. ακμή, akme вершина, др. греч. λόγος, logos учение) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В… … Википедия

Акмеология — (от аkme в переводе с древнегреческого высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия от греческого lоgos учение) наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной… … Педагогический терминологический словарь

АКМЕОЛОГИЯ — – знание теоретико практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Акмеология — (греч. акте высшая степень чего либо, расцвет) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении… … Психология человека: словарь терминов

акмеология — ж. Наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Акмеология: что это такое, где можно пройти обучение, профессия

Акмеология что это такое. UBPIJPYX3FFH5N4QD6PXRYAY74. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-UBPIJPYX3FFH5N4QD6PXRYAY74. картинка Акмеология что это такое. картинка UBPIJPYX3FFH5N4QD6PXRYAY74

Реклама предлагает пройти дистанционное обучение по акмеологии и получить современную и востребованную профессию.

Но что это за профессия такая акмеология? Что она изучает и можно ли получить высшее образование по данной специальности? Или это просто маркетинговый ход инфобизнесменов? Давайте разбираться.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там всегда много полезных и интересных материалов. И пользуйтесь акциями и скидками компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Акмеология: что это за наука

Считается, что акмеология — это молодая наука, появившаяся в России в начале XX века. Однако ещё древние греки использовали слово «акме», когда говорили об особом состоянии достижения наивысшей точки творческого и умственного развития у людей. По их представлениям такой период наступал у человека в 40 лет.

Неудивительно, что и сам термин восходит к древнегреческому языку и состоит из двух частей: «akme» — вершина и «logos» — учение.

Акмеология что это такое. curious well dressed woman thinking about something with smile. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-curious well dressed woman thinking about something with smile. картинка Акмеология что это такое. картинка curious well dressed woman thinking about something with smile

Что же такое акмеология? По сути — это учение о достижении успеха

В современном понимании акмеология — это наука, которая изучает людей в возрасте от 30 до 50 лет, а также способы, помогающие им достигать реализации в жизни. Если говорить простыми словами, что такое акмеология, то это научная дисциплина, изучающая способы достижения мастерства.

В отдельную науку её выделяют только в России. Во всех остальных странах акмеология — это просто раздел психологии.

История возникновения акмеологии как науки

Акмеология очень близка трём фундаментальным наукам: психологии, педагогике и философии. В отдельную дисциплину её выделил советский психолог Николай Рыбников. С его лёгкой руки понятие акмеология впервые появилось в 1928 году и было введено в обиход.

Наивысшего пика исследования в этой области достигли в 90-х годах прошлого века. Тогда же в Санкт-Петербурге начала действовать первая Акмеологическая академия.

Свой вклад в развитие данной науки внесли такие учёные как А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Тарасова и другие.

Акмеология как наука была зарегистрирована в 1968 году психологом Борисом Геннадьевичем Ананьевым. Он же определил её место рядом с другими дисциплинами, разместив акмеологию за педагогикой и перед геронтологией.

Объект, предмет, цели и задачи акмеологии

Акмеология как самостоятельная наука имеет объект и предмет для исследований, а также ставит перед собой определённые цели и задачи.

Объект и предмет акмеологии

Объектом изучения акмеологии как науки является профессионализм человеческой деятельности и закономерности, по которым он развивается в разных сферах деятельности.

Предмет акмеологии — это объективные и субъективные факторы, которые помогают или, наоборот, препятствуют достижению высоких показателей в жизни, а также основные условия обучения и их влияние на развитие.

К объективным факторам относятся воспитание, уровень образования. А к субъективным — таланты и способности человека.

Цели и задачи акмеологии как науки

Цель акмеологии — разработать методы, которые помогут человеку быстрее и эффективнее достигать профессиональных и личных вершин.

Акмеологи работают со зрелыми личностями, которые умеют брать ответственность за себя и других, выстраивать отношения, заботиться и находить компромиссы в сложных ситуациях. Особый признак такой личности — профессиональные достижения, которые признают другие люди. Если же общество отвергает результаты человека, это может приводить к развитию комплекса неполноценности и жёстким депрессиям. Акмеология личности также изучает механизмы, которые приводят к формированию таких негативных сценариев.

Акмеология по своей сути очень похожа на коучинг. Однако у коучинга сформировалась плохая репутация в России, которая отпугивает клиентов. Вот почему некоторые инфобизнесмены предпочитают продавать коучинговые консультации и обучение под маркой акмеологии.

Направления акмеологии

К основным научным направлениям акмеологии относят:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Прикладная акмеология и её виды

Педагоги и учёные заметили, что одной психологии, педагогики или философии недостаточно, чтобы помочь человеку найти своё место в жизни и достичь успеха. Так появилась прикладная акмеология. Она как раз и решает задачу реализации человека в конкретных областях. Поэтому данное направление разделяют на несколько видов.

Виды прикладной акмеологии:

Что изучает акмеология

Давайте рассмотрим, что именно изучает акмеология:

Где можно выучиться на акмеолога в России

Мы разобрались, что это за профессия акмеология. Теперь осталось понять, где на неё учиться?

В России существует два заведения высшего образования, в которых учащиеся могут получить данную специальность:

Также обучение по акмеологии можно пройти самостоятельно — в интернете полно различных курсов. Главное — предварительно изучить программу, чтобы не стать жертвой мошенников.

Акмелогия: что это за профессия и кем работать

Акмеология — наука, находящаяся на стыке психологии, педагогики и философии. Поэтому акмеологи могут реализовать свои знания и навыки в таких профессиях:

Акмеология что это такое. busy serious woman in pink shirt sitting concentrated making notes paying bills on sofa at home at table working online on laptop from home. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-busy serious woman in pink shirt sitting concentrated making notes paying bills on sofa at home at table working online on laptop from home. картинка Акмеология что это такое. картинка busy serious woman in pink shirt sitting concentrated making notes paying bills on sofa at home at table working online on laptop from home

Акмеолог-коуч может проводить консультации онлайн

Проблемы акмеологии

Акмеологическая наука, несмотря на свой юный возраст, уже сталкивается с довольно серьёзными трудностями. Вот некоторые из них:

Эти и не только вопросы ставят под сомнение научный статус акмеологии. Сможет ли данная дисциплина разобраться с существующими проблемами и усилить свои позиции? Покажет время.

Теперь вы знаете, что это за профессия акмеолог, какие цели она перед собой ставит и где можно ей обучиться. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Акмеология что это такое. IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small. Акмеология что это такое фото. Акмеология что это такое-IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small. картинка Акмеология что это такое. картинка IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.)

Смотреть что такое АКМЕОЛОГИЯ в других словарях:

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

– знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека. Основатель А. – Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании. Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» – по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и – одновременно – достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.). Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания – ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем – целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии. Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов. Акмеологическая наука интегральна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного. В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т. е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях – с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории – предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях. Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

[греч. акте — вершина logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезои микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

(от лат. acme — пик, вершина и логия) — наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.— творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.— вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии — инновационного обучения. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

1) Орфографическая запись слова: акмеология2) Ударение в слове: акмеол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): акмеология4) Фонетическая транскр. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

акмеология акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

(от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность. В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А.по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.). смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

(от греч. acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

от acmз – пик, вершина, высшая степень чего-либо) – междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)

АКМЕОЛОГИЯ

(греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

(греч. akme – вершина, остриё; logos – слово, понятие, наука) – в психологии – изучение человеческой личности в период её социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений её с обществом (в противовес к детско-подростковой психологии и психологии старения). Аналогичное разграничение существует в психопатологии и в клинической психиатрии, но термин акмеопсихиатрия обычно не используется. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

Ударение в слове: акмеол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: акмеол`огия

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

это наука о прогрессивном развитии зрелых людей. В А. немало направлений исследований, но особенно актуальным является то, которое связано с изучени. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности (АКМЭ др. греч. зенит жизни, время расцвета физических, умственных, творческих потенций человека. АКМЭ совпадает с пиком сексуальнной активности). смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ

раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста.

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ ВОЕННАЯ

– научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуальных и групповых субъектов военной службы, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и деятельности при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов в военной службе. Интегративный характер А. в. выражается в использовании целостной архитектоники – модели, алгоритма и технологии воинского труда, которая обеспечивает овладение оптимальным стилем воинского труда в едином контексте жизненной стратегии. Акмеограмма военнослужащего, базируясь на продуктивных основах акмеологии, профессиографии, военной и других науках, системно описывает все стороны воинского труда и требования к его макрохарактеристикам как индивида, личности, субъекта воинского труда и индивидуальности. В ней отражены основные признаки творческого потенциала военнослужащего – знания, умения, навыки, профессиональные позиции, индивидуально-деятельностные особенности и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся экономически-экологическом пространстве и осуществляется во взаимодействии в семейной и деловой жизни. Категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя: 1) различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельность, профессионализм, организация и управление, творчество; 2) наиболее значимые для акмеологии психологические понятия – «мастерство», «развитие», «зрелость», «одаренность», «способности», «креативность», «совершенствование», «эвристика», «рефлексика», «сознание», «личность», «индивидуальность» и др., которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке. Связи акмеологии с философией осуществляются по двум основным направлениям: методологическому и мировоззренческому. Первое определяет методологические принципы и средства построения акмеологии как самостоятельной комплексной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Средствами являются методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями для выделения объектов и разработки предметов и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности. Ближайшей к акмеологии является психология как центральная дисциплина, изучающая человека в системе современных наук. Знания, накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях, используются в акмеологических исследованиях в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека, а так же составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики совершенствования человека и становления его профессионального мастерства. С этой точки зрения «корневой системой» психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и управления, сознания и деятельности, мышления, рефлексии, творчества, общения, личности, одаренности и индивидуальности. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с ее прогрессивным развитием, а также с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии. смотреть

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

– новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государственной службы (включая обучение и практическую подготовленность и психологическую готовность); 2) психолого-акмеологической диагностики, определяющей соответствие типов личности выбранной специальности (по совокупности ценностных, мотивационных и др. данных); 3) содействия ориентации государственного служащего внутри профессии (профессиональная специализация); 4) разработки моделей и алгоритмов оптимальной организации профессиональной деятельности государственного служащего для разных ее видов, уровней, этапов; 5) осуществления психолого-акмеологической поддержки (тренинга, консультирования и т. д.) на протяжении профессиональной жизни государственного служащего; 6) разработки совокупности направлений данной профессиональной деятельности для создания классов типичных психолого-профессиональных задач и творческих проблем; 7) разработки ценностно-личностного профиля Я-концепции государственного служащего и т. д. Ученые кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации с привлеченными коллективами психологов, медиков, педагогов, социологов и т. д. выделили теоретико-операциональные инварианты, ставшие фундаментом акмеологической науки, и позволили применить ее понятийный аппарат к научно-практическим проблемам, связанным с повышением профессионализма и с оптимизацией профессиональной деятельности и профессионального становления государственных служащих. В научно-методическом ключе разработан комплекс акмеологических, психологических методов для диагностики, формирования и коррекции профессионально значимых качеств личности государственных служащих, получены и обобщены новые научные факты, показывающие правомерность и перспективность акмеологической концепции исследования профессионального становления, подготовки и расширяющие представление о психологических нормативах и закономерностях обучения государственных служащих. Использование данного комплекса методов позволяет осуществлять: психологический отбор специалистов по профессиональным и личностным качествам; составление команды по критериям психологической совместимости; учет психологических механизмов регулирования межличностных отношений; создание и коррекцию политического имиджа; социально-психологическую разработку и формирование оптимального управленческого аппарата и др. Осуществляется оказание психологической поддержки государственным служащим в решении блока личных проблем: выявление сильных особенностей их личностного типа; психологическая организация личного времени (снятие дефицита времени); индивидуальное психологическое консультирование; организация системы психологической защиты; психологический тренинг поведения лидеров в типичных и экстремальных ситуациях. Открыты возможности для проведения дальнейших теоретических, экспериментальных и прикладных исследований профессионального становления госслужащих. Психологические аспекты подготовки к профессиональной деятельности включают в себя как приобретение личностью необходимых знаний, навыков и умений и их практическую реализацию (процессуальный аспект), так и активное осмысление процесса деятельности (личностно-смысловой аспект). смотреть

АКМЕОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

АКМЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

– прикладная наука, имеющая своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога (Н.В.Кузьмина). Содержание А. п. определяется спецификой профессионализма педагога, своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий, результатов в труде педагога. А. п. способствует достижению педагогом вершин профессионализма, состоящего в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов, в выборе педагогом способов и средств своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся, в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута. А п. выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога – эрудит, педагог по призванию, мастер, диагност, гуманист, самодиагност, новатор, участник педагогического сотрудничества, исследователь и др. акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. А. п. определяет траекторию роста (акмеограммы) как индивидуально выбранные педагогом пути достижения профессионализма, а также пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и истощения). смотреть

АКМЕОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

АКМЕОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

– отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А. ю.: построение, разработка и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки юридических кадров с целью повышения продуктивности и уровня профессионализма. В психологическом аспекте данные задачи решаются через формирование у специалистов системы профессиональных установок. Практическое приложение – система юридического образования (вузовского и послевузовского). смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *