Аксаков детские годы багрова внука о чем рассказ
Детские годы Багрова-внука
В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка (1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.
Автор воспроизводит детское восприятие, для которого все внове и все одинаково важно, события не делятся на главные и второстепенные: потому в «Детских годах» фабула практически отсутствует.
Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве — человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме Самый частый образ — дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни верст — к родным, в гости — занимает большую часть «Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему».
С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.
Последовательные воспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервы мальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, что он даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть и каждый день читал вслух сестре; так что когда сосед подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был «точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых
Мать, измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости — «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно — рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.
Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой ; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».
Патриархальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тётушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок» любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове, до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тётушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение.
После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный общей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).
Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.
По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка.
Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.
В Сергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, а удочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озере Киишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видит ружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость». Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготят Сережу.
После Сергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа: собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламирует и рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимых персонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народ присягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные ему разговоры обеспокоенных взрослых.
Приходит известие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережа боится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает, что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия, и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.
Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которой нельзя сказать окружающим».
Поведение багровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ноги брату — «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери, а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большим аппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.
Вернувшись в Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умирает мать.
Став хозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семья переезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.) очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этому равнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую после смерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновение бить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.
Родителей Сережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследником и потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватой женщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалу кажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдова долго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизнь в чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпением думает об уже милом ему Багрове.
Вернувшись в Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […] следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особые предметы или места, по которым я производил свои наблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим — «Аленький цветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»).
Осенью по требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушке вернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отец видит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дорога назад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула. Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризную Куролесову.
Следующей зимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогда не был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не больше двух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшего события» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Книга является второй частью автобиографии писателя. Автор посвятил повесть своим детским годам, проведённым на Южном Урале. Рассказ можно найти на просторах интернета и прочитать онлайн, а можно взять в библиотеке и прочитать в классическом бумажном варианте, рассматривая иллюстрации.
Чтение повести в полной версии позволит подготовиться к пересказу, заполнить читательский дневник, пополнить банк аргументов к сочинению, выписав наиболее понравившиеся цитаты.
История создания трилогии Сергея Аксакова
В сороковых годах девятнадцатого столетия Аксаков изменил тему своего творчества. Писатель решает начать работу над автобиографической трилогией. Автор затратил почти двадцать лет на создание трилогии.
Стоит отметить, что он ненадолго отвлёкся от создания мемуаров, но все-таки продолжил в 1852 году, так как у него была мечта оставить мемуары. Сергей Тимофеевич никогда не забывал о своей цели.
В произведении под названием «Воспоминания» автор описывал события, которые имели место с 1801 по 1807 гг. В эти годы Аксаков учился в Казанской гимназии. В «Семейной хронике» рассказы выставлялись только лишь исходя из того, что говорили близкие писателя. А «Воспоминания» были составлены исключительно на том, что помнил лично сам Сергей Аксаков.
Кроме того, существует еще одно отличие между данными произведениями: в «Воспоминаниях» суть в том, чтобы как можно полнее раскрыть проблемы подростка, его эмоции, мысли и переживания. В «Семейной хронике» суть не в этом.
Над следующим произведением, название которого «Детство Багрова-внука», автор усердно работал целых два года. Аксаков написал о своих годах детства с 1794 года по 1801.
По мнению многих критиков, именно эта повесть является лучшей в плане описания жизни ребенка, его мыслей, целей, переживаний, мечтаний.
Главные герои и их характеристика
Действие разворачивается вокруг мальчика Сережи Багрова и его семьи.
Его мать больше всех любит именно маленького Серёжу, женщина она, правда, болезненная, нервная. А отец весьма добродушный мужчина и семейный человек.
У Сережи есть младшая сестрица, которая души не чает в брате, а бабушка с дедушкой по отцовской линии невероятно строгие по отношению к внукам.
Кроме того, у отца ребят есть тётушка Прасковья Ивановна. Она, хоть и женщина со скверным характером, зажиточная, но в глубине души добра и любит близких.
Краткое содержание книги «Детские годы Багрова-внука»
Пожалуй самые первые воспоминания мальчика связаны с кормилицей, матерью и сестрой. Серёжа хорошо запомнил душевную боль во время расставания с его горячо любимой кормилицей.
Бедного ребенка настигали всяческие болезни, его лечили долго. В повести есть цитата, из которой можно понять, что Сереже от лечения стало только хуже: «Наконец излечили почти до смерти, доведя до совершенного ослабления пищеварительные органы».
Боль уходила благодаря сестрёнке, которая общалась с Сережей, она старалась отвлечь брата. Материнская любовь так же помогла выздороветь Багрову. Так как все детство героя связано с природой, в повести важное место занимает её описание. Сад в его родном доме навсегда взрезался ему в память.
По мере выздоровления мальчик становился нервным, пугливым ребенком. В те годы он с родными жил в Уфе. У малыша была няня, которая часто пугала до смерти ребенка рассказами о нечисти, привидениях. Серёжа так сильно боялся рассказов, что мать уволила няню.
Вскоре у героя появилось хобби. Он днями напролёт стал читать книги, а мама Сережи вскоре слегла с тяжёлой болезнью от стресса и переживаний за сына. Муж её отправил в Оренбург на лечение, а детей оставили с бабушкой и дедушкой в Багрово.
В Багрово Сереже было безумно скучно, бабушка с дедушкой были слишком строгими людьми, мать героя общалась с ними с огромным почтением. Тогда, в Багрово, герой впервые увидел мать очень больной, это навеяло на него сильный страх. Расставание с матерью далось ему тяжело.
Скрасить одиночество мальчик старался, как мог. Дедушку он боялся в силу его строгости, только сестра с ним весело проводила время. Они часто играли в лесу. В одно летнее утро случилась гроза, которой малыш боялся, как огня. Он время от времени учил сестру читать.
К счастью, спустя некоторое время, мама с отцом вернулись домой. Состояние родительницы улучшилось, счастливая семья начала собирать вещи, чтобы ехать домой.
Главный герой был невероятно счастлив, вернувшись в родной дом в Уфе. Окружающие люди отмечали, что Серёжа похорошел, вырос и стал умнее. А родственники по маминой линии постепенно открывали ему мир поэзии, учили его рисованию.
К сожалению, в дальнейшем пришло печальное известие в семью: дедушка скончался. Семья уехала на похороны дедушки в Багрово. Бабушка Сережи умоляла его отца переехать с семьёй в Багрово и стать управляющим в деревне.
Родители по приезде домой стали часто ссориться из-за данного обещания. Мать была против переезда в Багрово, ведь там ей плохо и в духовном плане, и в физическом. Но решено было отложить переезд до рождения братика Сережи. В июне мама благополучно родила сына, и семья переехала в Багрово.
Анализ произведения
Произведение написано в форме мемуаров, жанр-повесть. Стоит отметить, что Аксаков является первым из отечественных писателей, кому удалось с невероятной реалистичностью представить в книге персонажа-ребенка, постоянно размышляющего о своём пути в жизни.
Главная мысль произведения заключается в том, чтобы показать всю значимость детства ребенка, значимость любящей семьи и крепких семейных уз. Повесть учит читателя тому, что семья невероятно важна в формировании личности ребёнка.
Именно семья должна прививать ребёнку правильную картину мира. Почти полностью все черты характера закладываются с детских лет, а воспоминания, полученные в детстве сохраняются в памяти человека и влияют на его характер.
Автобиографическая повесть Аксакова будет актуальна во все времена, она будет всегда давать пищу для размышлений подрастающему поколению.
«Детские годы Багрова-внука» — читательский дневник по повести С. Аксакова
Повесть «Детские годы Багрова-внука» — вторая часть автобиографической трилогии Сергея Аксакова, была опубликована в 1856 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Сергей Тимофеевич Аксаков
Название произведения: «Детские годы Багрова-внука»
Жанр: повесть
Год написания: 1856
Издательство: Детская литература
Год издания: 2020
Главные герои и их краткая характеристика
Сережа Багров – маленький мальчик, добрый, любящий, открытый.
Отец – заботливый, мягкий, семейный мужчина.
Мать – болезненная, немного нервная женщина, любящая Сережу больше других детей.
Сестра – младшая сестренка Сережи, которая очень любит своего братца.
Бабушка и дедушка – родители отца, старые, строгие люди.
Прасковья Ивановна Куролесова – тетка отца, богатая, властная, но добрая женщина.
Краткое содержание и сюжет
Первыми идут очень смутные воспоминания младенчества: кормилица, продолжительная тяжёлая болезнь, новый дом. Чаще всего в памяти всплывает образ дороги и матери, любившей Серёжу больше других детей. После болезни Серёжа стал очень восприимчивым и пугливым. Мальчик был очень увлечён чтением. Мама, из последних сил выходившая сына, стала себя плохо чувствовать, и вместе с отцом уехала лечиться в Оренбург. Дети были отправлены к деду в Багрово. Серёже здесь не нравится: дед был подвержен вспышкам гнева и прохладно относился к внуку, считая его «маменькиным сынком».
Вновь длинная дорога и дети оказываются дома. Вскоре Серёжу начинают учить письму. Отец покупает землю в Сергеевке, куда они и переезжают на лето. Автор часто вспоминает книги, подаренные ему в детстве. Он начинает выдумывать всякие истории, забавляя этим маму и несколько пугая отца.
Заболевает дед, и семья отправляется в Багрово. Сережу мучают предчувствия. Почти сразу после их приезда, дед умирает, а мальчик задумывается о страдании. Мама чуть не умирает во время рождения еще одного сына. Вскоре они насовсем переезжают в Багрово. Бабушку, гневную старушку, внук так и не смог полюбить. В деревне мальчика ждут яркие впечатления: первая весна, полевые работы, природа.
Позже Багровы едут в Казань, планируя побыть там недолго, но в итоге это станет поворотным моментом: именно тут Серёжа пойдёт учиться в гимназию, что станет началом самого значимого периода в жизни Аксакова
Очень краткое содержание для читательского дневника
Жизнь маленького Серёжи полна долгих поездок. Семья мальчика многочисленна, и в ней постоянно происходят события. То семейство отправляется на похороны дедушки, то едет по святым местам, то собирается навестить заболевшую бабушку. Серёже не всегда нравится бывать в гостях: иногда он не может найти общий язык с некоторыми родственниками. Однако у него есть отдушина — любимая мама. Женщина даёт малышу всё тепло материнской заботы, поэтому рядом с ней он всегда счастлив.
План пересказа
Основная мысль
Влияние семьи оставляет отпечаток на воспитании, и личности подрастающего поколения. Основой формирования личности маленького человека является семья.
Чему учит
Произведение учит обращать внимание на своих детей, особенно в тот период, когда они взрослеют и узнают новое вокруг, разъяснять им непонятные события.
Отзыв и что понравилось
Очень светлая и добрая история о детстве мальчика. У него своеобразные, но вполне милые родственники. Главный герой пытается их понимать, изучает внешний мир и делает выводы (не всегда верные, в силу своего возраста). Читая книгу, словно наблюдаешь, как маленький человек познаёт мир.
Вывод и мое мнение
В своем произведении Сергей Аксаков сделал акцент на том, насколько важно с любовью и вниманием относиться к детям, когда они только постигают окружающий их мир. В своем произведении писатель раскрыл процесс психологического и нравственного формирования своей личности.
Сергей Аксаков — Детские годы Багрова-внука:
Краткое содержание
Посвящается внучке автора
Глава 1. Отрывочные воспоминания
Рассказчик Сергей Багров, небогатый дворянин, вспоминает детство в Уфе и Оренбургской губернии в конце 18 века. Среди самых первых впечатлений Сережи: мама, любящая крепостная кормилица, любимая младшая сестра Надя. Выздоровление от долгой болезни благодаря заботе матери и природе. И появление у него «чувства жалости ко всему страдающему».
Глава 2. Последовательные воспоминания
В 4 года он был тихим, боялся темноты, любил читать, любовался «красотой Божьего мира», дружил с 2-летней Надей. Матери надо к доктору, и на это время родители везут детей в Багрово к дедушке и бабушке.
Глава 3. Дорога до Парашина
В пути «сколько новых предметов, сколько новых слов!» Он даже позабыл книжки. Отец рассказывал детям о реке, лесе, степи, взял сына на рыбалку. Семья ночует у чувашей и встречает в поле добрых крестьян богатой тетки отца Куролесовой.
Глава 4. Парашино
Тетка поручила отцу узнать, как дела в ее имении. Мальчик слышит, что староста Мироныч заставляет работать на мельнице больного старичка. Он хочет, чтобы отец наказал старосту. А тому не нужна ссора с теткой. Сережа жалеет крестьянок: они в жару трудятся в поле, и их младенцы спят рядом.
Глава 5. Дорога из Парашина в Багрово
Родители объясняют Сереже, что абсолютно хороших людей не бывает, и что крестьяне боятся, что вместо Мироныча поставят старосту хуже.
Глава 6. Багрово
Мальчику страшно остаться в деревенском Багрове с неласковыми бабушкой и тетушкой, больным дедом. Впрочем, дедушка похвалил Сережу за любовь к маме. Наконец, мать с отцом уехали к доктору.
Глава 7. Пребывание в Багрове без отца и матери
Родня, и даже нянька, редко вспоминали о детях-«неженках», верен был только добрый слуга Евсеич. Когда же за ними приехали родители, и дедушка увидел, что мальчик любит отца не меньше матери, то полюбил внука.
Глава 8. Зима в Уфе
Дома, среди своих, да еще в обществе веселых братьев матери, один из которых знал стихи, а другой рисовал, искренний и честный Сережа становится упрямее и «самолюбивее». Он возмущается, что в школах секут учеников. Отец купил именьице Сергеевку, и мальчик считал его своим.
Глава 9. Сергеевка
Сережа полюбил свою башкирскую дубовую Сергеевку, ловил здесь рыбу. Друзей Сережа не имел: «голова моя была старше моих лет», с детьми ему скучно. Однажды его назвали «неграмотным» – и он стал учиться писать. Назвали трусом – и он решил стать смелее, не бояться лошадей.
Глава 10. Возвращение в Уфу к городской жизни
Глава 11. Зимняя дорога в Багрово
Впечатлительный Сережа весь путь к дедушке ждет чего-то плохого. И их повозка переворачивается, но все живы.
Глава 12. Багрово зимой
Мальчик то боится, то чувствует «любовь и жалость к умирающему дедушке». В доме его двоюродные сестры. Он возмущается, что девочки врут родителям. После смерти старика отец Сережи стал хозяином Багрово.
Глава 13. Уфа
Летом, к радости Сережи, в семье появился братик. Отец выходит в отставку, все едут жить в Багрово мимо Парашино. В этот раз крестьяне печальны из-за неурожая и падежа скота. Но терпят, как принято на православной Руси.
Глава 14. Приезд на постоянное житье в Багрово
Бабушка без дедушки такая маленькая и грустная. Внуки жалели ее, пока она при них не отлупила крестьянскую девочку. Сережа увлечен рыбалкой и охотой, сказками, рассказами соседей о пугачевском бунте и старине. «Отец уважал труды крестьян», Сережа тоже.
Глава 15. Чурасово
В гостях у умной, деловой родственницы Прасковьи Куролесовой Сережа восхищен богатством дома, и удивлен наглостью здешних слуг. Он не может понять, как в одном человеке сочетается доброе и злое.
Глава 16. Багрово после Чурасова
Сережа «стал старше и умнее». Бедное родное привольное Багрово ему, как и отцу, милей Чурасова. А мать скучает по городу, умным людям.
Глава 17. Первая весна в деревне
«Каждый шаг весны торжествовался, как победа!» Дети слушают чудесные народные сказки ключницы Пелагеи, например, про аленький цветочек. Любовь к природе и уважение к труду крестьян сближают мальчика с отцом, а чуткость души – с мамой. Сережа ей не только сын, но и друг.
Глава 18. Летняя поездка в Чурасово
Сереже и его отцу не нравится «городская жизнь в деревне» у тетки, а мать довольна. Но как стало известно, что бабушка при смерти – семья едет домой.
Глава 19. Осенняя дорога в Багрово
Шесть дней, через бурную Волгу, семья спешит к умирающей. И у дома узнает, что как раз 6 дней назад бабушка и умерла. Отец вне себя от горя.
Глава 20. Жизнь в Багрове после кончины бабушки
Мать простила все обиды и напомнила отцу, чтоб наделил наследством сестру свою Татьяну. Мальчик рад этому. Он узнает, что крестьяне не так просты, и умеют высмеять барина, если есть за что. Понимает и то, что он – «любимец души» матери, а сестренка нет. Однажды родители берут Сережу к святыням Казани. Там его ждет новый этап жизни: он станет гимназистом.
Читательский дневник по повести «Детские годы Багрова-внука» Аксакова
Сюжет
Детство Сережи Багрова из небогатой дворянской семьи прошло в Уфе и усадьбе Багрово. Мать любила его, выхаживала после болезни. Мальчик был ее другом. У него есть любимая младшая сестренка Надя. Крепостные кормилица и слуга Евсеич искренне заботятся о мальчике. Отец привил ему интерес к природе, рыбалке, труду крестьян. Сережа жалеет всех, растет честным, искренним, но робким, много читает, мечтает.
Отзыв
Повесть о городском и деревенском детстве дворянского мальчика конца 18 века, от рождения до лет девяти. События переданы через чувства героя. Он узнает о добре и зле, что все люди разные, и не всегда правдивы, что в каждом есть и хорошее, и плохое. Повесть учит открывать этот мир, любить родителей, родных, свой дом, страну, народ, природу, труд, судить о человеке не по внешности, а по поступкам, ставить себя на место другого, быть любознательным, благодарным, терпеливым, отзывчивым, учиться новому, радоваться жизни, признавать и исправлять свои ошибки, бороться со своими недостатками, быть честным, послушным, искренним, смелым.