Акселерация бизнеса что это такое
Пять бесплатных бизнес-акселераторов
Бизнес-акселераторы помогают предпринимателям запустить новый продукт, увеличить продажи товара и выйти на зарубежный рынок. Есть акселераторы, где обучение стоит 400 тысяч ₽, а есть бесплатные программы. Мы собрали подборку из пяти российских акселераторов, которым не нужно платить за обучение.
Об акселераторах
Y Combinator считается первым акселератором в мире. Его запустил американский программист и предприниматель Пол Грэм в 2005 году. За 16 лет обучение там прошли десятки бизнесменов, включая основателей площадки для поиска и размещения жилья Airbnb, облачного хранилища файлов Dropbox и др.
Российским пионером называют фонд AddVenture, основанный в 2008 году. Он помог запуститься разработчику программного обеспечения InSales, сервису поиска мест отдыха или друзей по геолокации AlterGeo, интернет-гипермаркету мебели и предметов для дома HomeMe.
Sber500
Сфера: IT
Стоимость участия: бесплатно
Длительность программы: десять недель
Как попасть: подать заявку и пройти отбор
Сайт: sberbank-500.ru
Акселератор запустили в 2018 году российский банк «Сбер» и американский венчурный фонд 500 Startups. Принять участие в программе могут IT-стартапы из семи стран: России, Латвии, Литвы, Эстонии, Израиля, Казахстана и Беларуси. У компании должен быть минимально рабочий продукт, клиенты и продажи, то есть стартап на этапе идеи не подойдёт.
Обучение проходит в два этапа. Первый называется буткемпом. Это серия двухнедельных онлайн-интенсивов, которые проводят резиденты Кремниевой долины. Сюда набирают два потока студентов — по 250 стартапов в каждый.
По итогам двух буткемпов 25–30 стартапов проходят в основную программу акселерации. Она длится восемь недель и состоит из лекций, командных воркшопов и индивидуальных встреч с менторами — основателями стартапов или специалистами из Google, Microsoft, eBay и других международных IT-компаний.
Выпускники акселератора
В 2019 году программу проходил Павел Чернов, основатель HR-площадки Wibedo. Благодаря акселерации он запустил сервис за две недели вместо прогнозируемых пяти месяцев.
«Спринт»
Сфера: IT
Стоимость участия: бесплатно
Длительность программы: десять недель
Как попасть: подать заявку на разговор с экспертом
Сайт: sprint.iidf.ru
Акселератор «Спринт» запустили в 2021 году Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Минцифры. Он предназначен для видеосервисов, игровых стартапов и других IT-компаний, ориентированных на российский рынок. Организаторы могут рассмотреть претендента с российским юридическим лицом, готовым продуктом либо его прототипом. Команда стартапа должна состоять минимум из двоих человек.
Акселератор длится десять недель и состоит из двух частей: тематического модуля и трекинга. В тематический модуль входят индивидуальные и групповые занятия с экспертами ФРИИ по развитию продукта, управлению командой, маркетингу, поиску финансирования. Параллельно каждая команда встречается с трекером — куратором с опытом ведения подобного бизнеса. Он помогает оценить состояние компании и поставить задачи по её развитию.
Минцифры субсидирует программу, поэтому для участников она бесплатна. Интеллектуальные права на продукты останутся у разработчиков. Планируется, что до 2024 года выпускниками программы станут более 400 компаний.
Подать заявку можно на сайте ФРИИ. Для этого нужно заполнить анкету, рассказать о продукте, команде, планах по продвижению и собрать пакет документов, в том числе справку об уплате налогов и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
Выпускники акселератора
«Спринт» запустили только этим летом, первый поток пока проходит обучение.
Корпоративный акселератор фонда «Сколково»
Сфера: информационные, промышленные и производственные, биомедицинские, энергоэффективные технологии
Стоимость участия: бесплатно
Длительность программы: варьируется
Как попасть: подать заявку с презентацией проекта и пройти экспертизу
Сайт: services.sk.ru
Фонд «Сколково» проводит корпоративные акселераторы — по заказу партнёров — с 2018 года. Первый проходил вместе с биофармацевтической компанией AstraZeneca для медицинских проектов. В 2020 году фонд организовал серию совместных акселераторов с крупными российскими компаниями: Россельхозбанком, ретейлером «Магнит», инновационным центром Ай-Теко и другими.
Тематика программ варьируется и зависит от запросов партнёров. Например, «Почта России» набирает стартапы из двух сфер: логистика и электронная коммерция. Каждой компании-участнику выдаётся по 500 000 ₽. На эти деньги команды запускают и тестируют свои продукты, после их презентуют. Пять лучших получают ещё по 500 000 ₽.
Чтобы попасть в акселератор, нужно найти подходящую программу на сайте фонда «Сколково» и подать заявку.
Выпускники акселератора
Первый акселератор «Почта России» провела в 2020 году. В ней участвовали десять стартапов, включая картографическую платформу GeoAlert, сервис страхования посылок Insurion и другие. Четверо финалистов стали официальными партнёрами компании.
GenerationS
Сфера: IT
Стоимость участия: бесплатно
Длительность программы: варьируется
Как попасть: подать заявку с презентацией проекта
Сайт: generation-startup.ru
Российская венчурная компания (РВК) провела первый акселератор GenerationS в 2013 году. Программа помогает стартапам найти заказчиков среди крупных корпораций и привлечь инвестиции. Сейчас GenerationS насчитывает десяток партнёров. Среди них — голландская авиастроительная компания Airbus, французский производитель шин Michelin, итальянская энергетическая компания Enel и российская сеть гипермаркетов «Лента».
Требования к участникам акселератора и продолжительность программы определяют партнёры. Например, в 2019 году программу проводил Michelin. Она длилась три недели. Компания собирала стартапы, которые разрабатывали технологии для водителей грузового транспорта, например сервисы для диагностики состояния водителя или оценки рисков в дороге.
Чтобы попасть в акселератор, нужно подать заявку на официальном сайте, приложив презентацию проекта. Партнёр программы может запросить у кандидата учредительные документы или бизнес-план.
Выпускники акселератора
Streamline
Сфера: онлайн-сервисы
Стоимость участия: бесплатно
Длительность программы: два месяца
Как попасть: подать заявку с презентацией проекта
Сайт: streamline.softlinevp.com
Streamline запустили венчурный фонд Softline Venture Partners и Фонд развития венчурного инвестирования города Москвы в 2019 году. Акселератор специализируется на онлайн-сервисах. В программе могут принять участие десять стартапов. Они проходят обучение, и победитель получает инвестиции — 500 тысяч ₽.
Программа длится два месяца и проходит в онлайн-формате. Лекции делятся на четыре блока:
Каждый блок ведёт отдельный преподаватель — ментор или эксперт Streamline. Среди преподавателей акселератора — основатель международной платформы электронной коммерции Ecwid Руслан Фазлыев и управляющий директор российского офиса компании по разработке антивирусов «Лаборатории Касперского» Михаил Прибочий.
Чтобы принять участие в программе, нужно подать заявку на сайте акселератора и прикрепить к ней презентацию проекта.
Выпускники акселератора. В 2019 году обучение прошла компания iReg.pro, она сформировала новое ценовое предложение для клиентов и уже через несколько недель закрыла сделку, которая принесла в 10 раз больше, чем любое из прежних соглашений.
На Сравни.ру можно выбрать выгодное РКО для своего бизнеса
Увеличить продажи и найти инвесторов: 11 программ, которые помогут предпринимателю
Организации, которые помогают быстро увеличить прибыль или найти инвесторов, называют бизнес-акселераторами. О них и поговорим.
Во время акселерации предприниматели общаются с экспертами, тестируют различные гипотезы и строят финансовые модели. Иногда партнерами или создателями акселераторов выступают крупные корпорации, которые хотят увеличить долю на рынке, выйти в новый клиентский сегмент или оптимизировать внутренние процессы. Например, сеть супермаркетов может запустить акселератор для поиска стартапов, которые разрабатывают решения в логистике. Ретейлер получит технологию, которая позволит ему сэкономить, а стартап — доведенный до ума продукт и серьезного клиента. Такие акселераторы называют корпоративными.
Чаще всего акселераторы сотрудничают со стартапами, но есть и те, кто работает не только с новичками.
В этом материале — список российских акселераторов и способы вписаться в их программы.
Корпоративные акселерации фонда «Сколково»
Акселерационные программы в фонде проводят крупные компании, например «Северсталь», «Астразенека», «Магнит», «Росатом» и другие. Фактически они являются заказчиком будущего продукта, поэтому помогают развивать стартапы по своему профилю.
Участников набирают круглый год, а сама акселерация занимает от двух месяцев до полугода.
Что это дает предпринимателю. Корпорация опробует продукт стартапа на себе, а фонд «Сколково» предложит деньги, если его нужно доработать. А еще фонд помогает с экспертизой и менторами.
Кто может участвовать. Участник должен работать в той же отрасли, что и компания, которая запустила конкретную программу.
В большинстве случаев на акселерацию принимают тех, кто работает по четырем направлениям:
Что требуется от участников. Это зависит от конкретного корпоративного акселератора. Как правило, спрашивают действующий прототип или готовый продукт, который предлагает новое решение в своей области.
Лучше сразу подготовить презентацию и в ней рассказать о сути проекта, описать команду, оценить экономический эффект от реализации разработанного решения. Если заявка успешно пройдет экспертизу, со стартапом свяжутся.
Сколько стоит. Бесплатно.
Акселерация для участников проекта «Сколково»
Технологические компании, которые работают с инновациями, могут пройти экспертизу и получить статус участника проекта «Сколково».
Этот статус дает возможность пройти акселерацию в фонде — ее срок зависит от плана развития компании. После сотрудничество можно продолжить: например, бизнес может и дальше получать налоговые льготы, юридическую поддержку, скидки на различные услуги.
Что это дает предпринимателю. Программа подходит для стартапов и уже сложившихся компаний.
Стартапам помогут довести продукт до состояния, когда его можно выводить на рынок. Если компания работает уже давно, то подскажут, как увеличить продажи.
К каждому участнику прикрепят проектного менеджера, предоставят налоговые льготы, дадут доступ к грантам. Полный перечень услуг опубликован на сайте проекта.
Кто может участвовать. Главное требование — инновационная составляющая в технологии производства. По отраслям ограничений практически нет: участвуют и фармацевтические фирмы, и производители клееного бруса, и разработчики компьютерных игр.
Что требуется от участников. Каждая заявка проходит экспертизу, которая оценивает технологию компании по нескольким критериям:
Подробные требования к участникам и документам опубликованы на сайте проекта.
Сколько стоит. Бесплатно.
Акселератор Фонда развития интернет-инициатив
Программа акселератора Фонда развития интернет-инициатив, или ФРИИ, помогает ИТ-компаниям зарабатывать на российском рынке. Акселерация длится минимум три месяца — точный срок зависит от целей компании. Старт ближайшей акселерации — 24 сентября 2020 года.
Что это дает предпринимателю. Программа помогает улучшить окупаемость инвестиций — ROI, вывести бизнес на безубыточность или кратно увеличить прибыль.
К каждой компании прикрепляется трекер — эксперт, который курирует ее работу. Кроме этого, предпринимателей консультируют эксперты по продажам и маркетингу.
Кто может участвовать. Любой бизнес, который работает в онлайне, а также офлайн-бизнесы, которые хотят выйти в интернет.
Что требуется от участников. У компании должна быть выручка — это программа для уже действующих бизнесов.
Для участия нужно подать заявку, никакие документы не нужны. Менеджер уточнит детали и назначит встречу с экспертом. Отказать в участии могут, например, если компания не соответствует требованиям или если организаторы понимают, что акселерация не поможет решить задачи участника.
Сколько стоит. Программу можно пройти за свой счет — от 400 тысяч рублей в месяц. В некоторых случаях ФРИИ может инвестировать от 5 до 65 млн рублей в обмен на долю в компании — акселерация в этом случае бесплатна. Например, так поступили предприниматели, о которых мы рассказывали. Условия обсуждают индивидуально с каждым участником.
Заявка на инвестиции подается отдельно от акселератора.
Мастерская старта продаж ФРИИ
Еще одна программа Фонда развития интернет-инициатив помогает быстро запустить продажи нового продукта: проверить спрос, найти первых клиентов и определить направления для развития бизнеса.
Акселерация длится от двух месяцев, ближайший старт — 24 сентября 2020 года.
Кто может участвовать. Эта программа подходит стартапам, ИТ-компаниям и офлайн-бизнесам, которые хотят выйти в онлайн.
Для участия нужно подать заявку, после чего менеджер назначит встречу с экспертом. Никакие документы для заявки не нужны.
Что требуется от участников. Должна быть команда от двух человек, идея нового продукта или готовый прототип, если нет самого продукта.
Сколько стоит. От 200 тысяч рублей в месяц.
Программа GoGlobal ФРИИ
Этот акселератор ориентирован на запуск продаж за рубежом без переезда команды. Например, вы хотите открыть бизнес в Америке, но чтобы команда работала из Перми.
Эксперты Фонда развития интернет-инициатив считают, что в среднем на запуск продаж на международном рынке уходит до одного года и более 12 млн рублей. Программа GoGlobal обещает запустить зарубежные продажи в три раза быстрее и в несколько раз дешевле. Акселерация длится от трех месяцев, старт ближайшей — 24 сентября 2020 года.
Что это дает предпринимателю. GoGlobal помогает компаниям понять, что нужно для запуска бизнеса за рубежом, выбрать целевой рынок и запустить регулярные продажи. Для каждого участника подбирают трекера, который совместно с экспертами помогает адаптировать продукт, выбрать стратегию выхода на зарубежный рынок, найти клиентов и провести первые сделки.
Кто может участвовать. Программа создана для ИТ-компаний.
Условия те же, что и во всех программах ФРИИ: нужно подать заявку и ждать, когда менеджер назначит встречу с экспертом.
Что требуется от участников. Должна быть команда, готовая работать на иностранном рынке, в том числе хотя бы один сотрудник со знанием английского. Нужно быть готовыми выделить деньги на рекламу за рубежом.
Сколько стоит. От 400 тысяч рублей в месяц. Для проектов из некоторых регионов предусмотрено софинансирование, подробности нужно уточнять в ФРИИ.
Программа Streamline венчурного фонда «Софтлайн»
Цель акселератора компании «Софтлайн Венчур Партнерс» — поддержать проекты, которые помогают людям и бизнесу пережить последствия коронавируса. Например, это компании, которые создают обучающие и стриминговые сервисы, программы для наблюдения за работой удаленных сотрудников.
Акселератор проходит в онлайн-формате: сначала начинается образовательный блок, а потом сама акселерация. Заявки принимают до середины сентября 2020 года. Образовательный блок стартует в конце сентября — начале октября. Акселерация длится четыре-пять недель.
Что это дает предпринимателю. Как минимум это может быть интересно как дополнительное образование. Участникам будут читать лекции известные эксперты: например, про финансы расскажет бывший финансовый директор «Реновы» Игорь Ахмеров, про регистрацию компании в американской юрисдикции — юрист Леонард Грайвер, партнер венчурного фонда. Всего проект сопровождают около 30 экспертов и менторов.
В перспективе участники могут найти первых клиентов среди партнеров «Софтлайна», а также получить гранты и субсидии от партнеров или предложение о покупке доли.
Кто может участвовать. Предпочтения отдают проектам, по теме которых у организаторов есть экспертиза: в сфере ИТ и финтех, онлайн-сервисам.
В программе выделяют три главных сферы деятельности:
Что требуется от участников. Нужен прототип решения, проверенная на рынке гипотеза и первые продажи.
После просмотра заявок эксперты отберут 10 проектов для участия в программе. Наибольшие шансы имеют уже сложившиеся компании с готовым прототипом продукта.
Сколько стоит. Бесплатно.
Корпоративный акселератор GenerationS
Этот акселератор уже сотрудничал с Michelin, Unilever, Airbus — каждый партнер искал новые решения в своих областях. В 2020 году GenerationS принимает заявки на акселераторы с РЖД, TechLab by PepsiCo, Государственной транспортной лизинговой компанией и Челябинским трубопрокатным заводом.
Что это дает предпринимателю. Стартапы получают доступ к ресурсам большой корпорации: экспертам, технологическим мощностям, внутренним процессам.
Компания-заказчик помогает проанализировать продукт и компетенции команды, в некоторых программах помогает стартапу выйти на зарубежные рынки. По итогам акселерации стартапы могут получить крупных клиентов, так как часто продукт адаптируют именно под запросы корпорации, которая выступает партнером акселератора.
Кто может участвовать. Проект должен быть связан с отраслью, в которой работает корпорация-заказчик. В акселераторе периодически появляются новые партнеры, следить за ними можно на сайте проекта.
Что требуется от участников. Каждая компания, которая запускает акселерационную программу, определяет свои требования к участнику: уровень готовности продукта, объемы продаж, готовность выйти на зарубежные рынки.
На старте попросят презентацию — ее нужно прикрепить к заявке. В некоторых случаях партнер программы может потребовать бизнес-план и учредительные документы. После подачи заявка пройдет премодерацию. Если что-то надо доработать, об этом сообщат в течение двух недель. После этого заявку отправят на экспертизу, которая может длиться до месяца. Но результаты объявят, только когда рассмотрят всех кандидатов. В среднем из всех заявок в акселератор проходят 10—20 проектов.
Сколько стоит. Бесплатно. Если какие-то мероприятия проходят за границей, участнику придется взять на себя расходы на проезд или проживание, но корпорации могут компенсировать часть затрат.
Инициатива Global Venture Alliance против ковида
Частный фонд GVA предлагает программу для технологических стартапов, которые помогают компаниям пережить потери из-за коронавируса. Прием заявок на первый набор программы начался в июле 2020 года. Но до конца года пройдет еще несколько таких этапов, поэтому заявки можно подавать в течение всего 2020 года.
Что это дает предпринимателю. Стартапы могут найти крупных заказчиков и потенциальных инвесторов. Каждую заявку оценивают эксперты из отрасли — самые перспективные стартапы передадут на рассмотрение потенциальным заказчикам. Предприниматели участвуют в закрытых питч-сессиях и встречах с представителями крупных компаний.
Кто может участвовать. Подать заявку может любая компания, которая в силах решить конкретную проблему, обострившуюся или появившуюся в период пандемии.
Но для большей конкретики в программе есть список направлений бизнеса:
Что требуется от участников. Продукт должен быть готов к тестированию и внедрению, а не находиться на стадии идеи. Нужно зарегистрированное юридическое лицо, с которым можно заключить контракт. Преимущество отдадут компаниям, у которых уже есть продажи.
Потребуется презентация стартапа с описанием компании, команды, проблемы, которую решает бизнес. Там же надо привести внедренные кейсы, если они есть, указать приоритеты и ближайшие задачи бизнеса. Эксперты рассматривают заявки по мере поступления и сразу отбирают подходящие стартапы. В первую очередь принимают участников, у которых больше шансов состыковаться с заказчиком уже на текущем этапе.
Сколько стоит. Бесплатно.
Акселератор ED2 для образовательной индустрии
Это программа для стартапов, которые разрабатывают технологии для сферы образования и управления персоналом. Акселерация в среднем длится четыре месяца. В августе 2020 года выпустили пятый набор акселератора — это значит, что скоро объявят о приеме заявок на следующий раунд.
Кто может участвовать. Программа направлена на начинающие бизнесы в образовательной сфере:
Что требуется от участников. Наличие прототипа или готового для продажи продукта. У компании должна быть готовая бизнес-модель и первые продажи, которые придется подтвердить. Кроме этого, у авторов проекта должна быть стабильная команда.
Попросят презентацию стартапа. На этапе рассмотрения заявки жюри обращает внимание на объемы продаж, смотрит, решает ли продукт актуальную проблему и как: новым способом или повторяет чужой опыт. Из общего числа стартапов, подходящих под критерии, эксперты программы отбирают наиболее перспективные по их мнению. Решение по результатам отбора объявляют через несколько дней после дедлайна приема заявок.
Сколько стоит. Бесплатно.
Программы Fintech, Edtech и Ecotech московского акселератора
Это совместная инициатива Агентства инноваций и фонда «Московский инновационный кластер» при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
Главная цель программы — помочь ИТ-стартапам масштабировать инновационные технологические решения. При поддержке акселератора участники получат доступ к городским ресурсам и возможность партнерства с корпорациями.
В июне 2020 года завершился набор на трек по биомедицине. До конца года обещают провести еще два трека — для разработчиков технологий в сфере образования и экологии. Следить за датой старта можно на сайте акселератора.
Кто может участвовать. В акселераторе могут участвовать только ИТ-компании. Каждый новый трек направлен либо на определенный рынок, либо на конкретный запрос корпорации-партнера, если это корпоративный акселератор.
Например, в треке «Цифровые сервисы» участвовали компании, которые предлагают решения для ретейла, образования, логистики. На ближайшую акселерацию приглашают стартапы, которые работают в области финансовых технологий. Прием заявок стартовал в начале августа 2020 года.
Что требуется от участников. Презентация не нужна — все данные о компании и продукте надо внести в форму заявки. Ее оценивают в несколько этапов. Сначала смотрят, соответствует ли стартап направлению акселерационной программы и есть ли прототип продукта. Потом эксперты со стороны партнеров оценивают, возможно ли запустить пилотный проект с участником. На каждом этапе кандидату присваивают баллы.
Если судить по итогам прошлых акселераторов, конкурс большой: на участие в треке биомедицины претендовал 401 стартап, а прошли только 30; на цифровые сервисы поступила 931 заявка, одобрили 20.