Активная гражданская позиция это что
Активная гражданская позиция
Педагогические науки
Похожие материалы
Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.
В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» [4].
Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».
В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».
В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.
А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки. мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.
Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.
Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.
Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.
С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).
Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.
О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность — одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.
Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и
поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».
Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.[5]
В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово — в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.
Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.
В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, — это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», — неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».
Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения
и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:
«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.
В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.
Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.
Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.
Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.
Определение термина
Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.
Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.
С чего зарождается гражданская позиция?
Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.
Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.
Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека – это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.
Формирование гражданской позиции
Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе – социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.
Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов – очень важный этап в формировании социально активного общества.
СМИ как важный инструмент формирования ГП
Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.
Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.
Развитие гражданской позиции
Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.
В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.
Активная гражданская позиция
Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?
Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.
Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.
Почему важна активная гражданская позиция?
Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.
Гражданский долг
Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.
Гражданский долг – это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.
Выполнение гражданского долга – это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.
В заключение
Развитие гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность – велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.
Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.
Понятие активной гражданской позиции
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.
Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития [31].
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.
Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей [32].
Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.
Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.
Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.
Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.
Первый этап – осознание своего «Я».
Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.
Третий этап – готовность к проявлению «Я».
Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.
Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.
Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем [16]..
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
Как проявить свою гражданскую позицию и почему это важно
Что такое гражданская позиция
Для того чтобы разобраться в гражданской позиции, нужно определить, что вообще это означает. Позиция — это качества человека как индивида, выражающиеся в его отношении к себе и окружающей действительности. Также позиция включает в себя поведение человека для реализации его целей.
Позиция по самым разным вопросам формируется на основе многих факторов: на одни вопросы человек отвечает на основе профессиональных взглядов, на другие — на основе опыта и так далее. Но главное, что индивид может выразить свою позицию, а другие люди могут быть с ней согласны или не согласны, что порождает дискуссию для выявления истины.
Гражданская позиция — это взгляды человека на функционирование общества, в котором он проживает, а также определение своей роли в этом обществе.
Некоторые люди полагают, что выражать своё мнение по вопросам, в которых ты не разбираешься, глупо, и чаще всего так и есть. Но когда речь заходит о гражданской позиции и её высказывании, то нужно понимать, что все мы живем в обществе и имеем к нему непосредственное отношение.
Формирование и развитие
Гражданская позиция начинает формироваться с малых лет и может меняться на протяжении всей жизни. Особую роль на формирование оказывает образование, ведь именно оно помогает понять основы бытия и причины всех явлений происходящих в обществе. К тому же в процессе обучения человек примеряет на себя разные социальные роли, что позволяет развивать мнение о других людях.
Но если проблем с формированием позиции не возникает, то вот на счёт её выражения так не скажешь. Особенно это видно на примере школы, где закостенелая система не направлена на развитие критического мышления. Проявить своё «Я» через дискуссионные темы получается не у всех, так как даже при разборе литературного произведения есть точный ответ на вопрос «что хотел сказать автор?».
Так как проявить свою гражданскую позицию несовершеннолетним, кроме как через высказывания, не получится, то опыт, полученный ими в школе, оказывает сильное влияние на будущее. Боязнь высказать мнение, которое отличается от мнения большинства, приводит к многим проблемам в будущем.
Гражданская позиция часто основывается на жизненном опыте человека, поэтому после её окончательного формирования она не становится монументальной, а изменяется. Это связано с получением нового опыта и изменением общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то вряд ли его слова будут объективны.
Активная гражданская позиция
Разобравшись с тем, что такое гражданская позиция и как она формируется, можно говорить о её активной составляющей. Активной считается только та позиция, которую человек проявляет осознанно, а именно сам желает и участвует в жизни общества.
Важна цель действий человека. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Индивиду необходимо идентифицировать себя как часть общества и осознавать, что может принести пользу обществу. Главное, чтобы при этом личные ценности соответствовали ценностям общественным.
Осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями и является проявлением активной гражданской позиции. На словах это звучит легко, но на деле это требует сильных волевых решений, на что способны далеко не все.
Почему важна активная позиция
Очевидно, что если граждане не стараются проявить свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. И речь идёт не только о самых высших чинах, но и о местной власти. Конечно, многие скажут, что в этом нет смысла и всё уже решено.
Такая позиция строится на мысли о том, что государственная власть незыблема и нерушима, а повлиять на неё обычный человек не в состоянии. Но дело в том, что во власти нет единства, на политической арене люди сбиваются в недолговечные альянсы и выступают друг против друга. Такая ситуация свойственна всем политическим режимам, и даже в самом полицейском государстве несменяема лишь верхушка.
Да, голос одного человека не сможет повлиять на целую страну, но вот голос миллионов — запросто. Когда в стране происходят ужасные события, молчание общества приводит к повторению этих событий.
Самое сложное при этом — следить за событиями, которые происходят в стране. Часто в государствах, где не очень ценят больно умных граждан, многие СМИ подконтрольны власти и освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии.
Как проявить свою гражданскую позицию
Нельзя молчать, когда тебя что-то не устраивает. Человеческое общество устроено так, что если найдётся хотя бы один, кто возмутится происходящему, то его поддержат остальные. Многие люди при этом бояться того, что за их слова им придётся расплачиваться, — на это и делает ставку власть. Страх перед порицанием останавливает большинство людей, даже если они точно видят проблему.
Самым простым способом показать свою позицию являются социальные сети. Там можно высказаться и при этом найти солидарных с тобой людей или привлечь к проблеме остальных. Более резонансным будет организация и участие в массовых шествиях — такие действия оказывают наибольшее влияние. Отдельно стоят направленные к органам власти обращения и петиции.
Каждый способ проявить свою гражданскую позицию по-своему эффективен. Вот только после такого человек легко может оказаться «не угоден» и за вполне законные действия пострадать. Спасти от этого может только сплочённость среди выступающих. Если сейчас ситуация станет слишком острой и множество людей будет следить за её развитием, по-тихому заткнуть всех недовольных не получится, так как это может привести к еще большему негативу, чего власти очень не хотелось бы.