Активная или пассивная акустика что лучше
Что лучше активная или пассивная акустика: взгляд эксперта
Автомобильная акустическая система
Большинство новичков-меломанов, заинтересованных в качественном звуке в салоне своего автомобиля, частенько задаются вопросом, а что лучше активная или пассивная акустика? В этой статье мы узнаем все про активные и пассивные акустические системы, про их преимущества и недостатки.
Усилитель
Акустический усилитель звука
Начнем с самого важного, чем отличаются эти две системы – с усилителя. Именно он играет одну из ключевых ролей в акустических системах.
Его называют еще ресивером, ведь через него подается звук с автомагнитолы на динамики. Что делает в этот момент усилитель? Правильно, усиливает звук.
Акустические системы пассивные и активные
Стоит отметить, что усилитель может повышать звуковой фон двумя способами:
Пассивные колонки их недостатки и преимущества
Рассмотрим для начала минусы пассивной акустической системы:
Примечание. Ограничение пассивных колонок усилителем хорошего класса объяснимо. Дело в том, что производитель заранее не может знать под какую акустику будет функционировать их усилитель и производит его среднего качества, чтобы он подходил везде.
Примечание. Акустическим кроссовером называют устройство, разделяющее сигналы по частотам. Если кроссовер высокочастотный, то он способен пропускать ВЧ без изменений, но НЧ сквозь них проходят с некоторым ослаблением.
Напротив, низкочастотные кроссоверы пропускают НЧ, но подавляют ВЧ. В случае перегревания кроссовера в акустической системы, фильтрации частот не происходит и музыка начинает звучать сумбурно.
Плюсы пассивной акустики:
Преимущества и недостатки активной акустической системы
Рассмотрим теперь преимущества активной акустики по сравнению с пассивной:
Примечание. Даже небольшого размера активный сабвуфер будет иметь надежный выход, ведь усилитель напрямую здесь связан с динамиками, благодаря чему и достигается максимум КПД.
Недостатки активной акустической системы:
Пассивные и активные акустические системы
Сравнение
Акустические системы активные и пассивные
Выше были перечислены преимущества и недостатки каждой из систем.
Теперь еще раз сравним эти системы, чтобы суметь сделать правильный выбор:
Примечание. Пассивные колонки экспертами рассматриваются, как более гибкий вариант. Так, с выходом более усовершенствованных усилителей звука, пассивные сабвуферы обретают новую жизнь.
Итак, сделать выбор, основываясь на вышеописанной информации, сможет сделать уже каждый. Если нужна профессиональная акустика, где каждый звуковой тембр будет рассматриваться, как нечто целое – лучше активных акустических систем ничего не найти.
Если же акустические колонки устанавливаются в автомобиле любителем ради прослушивания хорошей музыки, то пассивные колонки рассматриваются, как более гибкий вариант, тем более, что стоят они дешевле и внешний вид у них всегда на высшем уровне.
Инструкция того, как установить акустические системы в автомобиль своими руками, скачивается из сети Интернет или идет в комплекте с колонками. В процессе монтажа рекомендуется посмотреть видео или фото – обзоры установки системы профессионалами.
Цена на профессиональный монтаж динамиков обычно не высока, но все же, желательно сделать это самостоятельно.
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
В данной статье мы расскажем о различиях в конструкции активных и пассивных акустических систем, разберем распространенные в отношении них заблуждения и дадим рекомендации по выбору того или иного варианта для домашней стереосистемы.
Пассивная акустика
Это привычный всем любителям Hi-Fi тип акустических систем, где для разделения аудиосигнала на отдельные частотные полосы используются фильтры, состоящие из пассивных элементов – конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности. Их задача заключается в выделении из широкополосного сигнала отдельных частотных участков, каждый из которых будет воспроизводиться специальным излучателем – высокочастотным, среднечастотным или низкочастотным.
Главная особенность пассивных акустических систем заключается в том, что установленные в них фильтры работают с высокоамплитудным сигналом, получаемым с выходного каскада усилителя мощности. А это означает, что точность работы таких фильтров критически зависит как от правильности расчетов, так и от качества пассивных элементов в схеме кроссовера. На качество звука влияют такие факторы, как дополнительные сопротивления, емкость конденсаторов, потенциальные фазовые искажения, надежность контактов и многое другое. Да и сам усилитель получает не только реактивную нагрузку в виде динамических головок АС, но и должен дополнительно «пробивать» компоненты фильтра, особенно если речь идет о сложных кроссоверах с компенсирующими цепочками или дополнительными контурами плавной подстройки в виде аттенюаторов.
Все это вкупе снижает эффективность работы как динамических головок, так и выходных каскадов усилителя, в результате максимально достижимый уровень звукового давления также снижается. Тем не менее, у пассивных акустических систем есть существенные преимущества, прежде всего, с практической точки зрения.
Во-первых, покупатель получает возможность дальнейшего беспроблемного апгрейда как усилительной части своей системы, так и кабельной.
Во-вторых, при условии использования равных по уровню качества компонентов пассивная схема обычно обходится дешевле активной.
В-третьих, любители самостоятельной сборки и настройки имеют гораздо больше шансов сделать в домашних условиях хорошо звучащие пассивные АС, чем активные.
Активная акустика
Прежде всего, давайте разберемся с определениями. Очень часто под словами «активная акустика» пользователи понимают любые колонки, внутрь которых встроены усилители. Это не совсем правильно, поскольку в таких АС усилители могут быть подключены к динамическим головкам через пассивные фильтры, то есть, по сути, такие модели конструктивно ничем не отличаются от пассивных. Основным условием для отнесения акустических систем к разряду «активных» является не факт встраивания усилителей внутрь корпуса АС, а использование низкоуровневых разделительных фильтров, разделяющих аудиосигнал на отдельные частотные полосы до его поступления на выходные каскады усилителей мощности, отдельных для каждой полосы. При этом усилители могут зачастую располагаться в своих собственных отдельных корпусах. Поэтому в данном материале активной будет именоваться только та акустика, которая отвечает перечисленным критериям.
Принцип работы активной акустической системы
От источника цифровой или аналоговый сигнал поступает на процессор/активный фильтр, где он разделяется на нужное число полос. Это могут быть два, три или более частотных участка, предназначенных для воспроизведения отведенными для этого излучателями. Далее в дело вступают отдельные усилители, подключенные напрямую к динамикам, каждый из которых работает в своей полосе частот.
Такое решение позволяет не только максимально эффективно использовать возможности усилителя, но и гибко настраивать всю систему. Так, например, для получения чистого и глубокого баса для НЧ полосы логично применять мощный усилитель, например, работающий в классе D, в то время как середину и ВЧ лучше поручить менее мощному, но более «певучему» транзисторному аппарату в классе А или даже ламповому усилителю. Многие производители профессиональных активных мониторов вообще разрабатывают специальные версии усилителей, работающие в узкой полосе частот. Кроме того, цифровые или аналоговые процессоры по точности настройки существенно превосходят пассивные решения. Так, современные профессиональные активные кроссоверы высокого класса дают возможность «сшить» практически любые виды излучателей путем введения временных задержек сигнала, плавной регулировки уровня, фазы, частоты среза и крутизны спада для каждого излучателя, а также добавления кривых эквализации. В результате каждый из усилителей получает заранее «приготовленный» сигнал, который дальше усиливается и напрямую отправляется на свою динамическую головку или другой излучатель.
Какие преимущества имеют активные акустические системы по сравнению с пассивными?
Во-первых, существенно более высокий уровень звукового давления с минимальными нелинейными, фазовыми и интермодуляционными искажениями.
Во-вторых, в такой схеме обеспечивается максимально эффективная работа усилителей и излучателей в отведенной им полосе частот.
В-третьих, возможность на уровне разделительного фильтра (при наличии такого функционала) настраивать звучание в конкретном помещении с учетом его особенностей.
Какие активные АС сегодня есть на рынке
Больше всего готовых акустических систем с полосным усилением встречается на профессиональном рынке в виде активных мониторов ближнего, среднего и дальнего поля. Несмотря на существующие мифы и легенды, никаких препятствий к их успешному использованию в домашних системах высокого класса не существует. Более того, по соотношению цены и качества такие АС оказываются зачастую весьма выгодными за счет того, что отделка корпусов у них достаточно утилитарна – среди студийных мониторов не встретишь моделей, покрытых шпоном ценных пород дерева или тройным лаком от Ferrari. Кроме того, в их цену не закладывается серьезная маржа дистрибьюторов и дилеров High End техники, давно работающих с акустикой по тем же принципам, что и продавцы любых товаров класса Luxury.
Существует предложение активных акустических систем и на рынке бытовой акустики, подобные решения предлагают многие компании, производящие акустические системы класса Hi-Fi и High End. Особенно популярны в последние годы стали цифровые активные беспроводные АС, предназначенные для работы как в обычной стереосистеме, так и в составе многокомнатных инсталляций. Более того, многие компании одновременно производят и профессиональные, и бытовые акустические системы высокого класса – JBL, Dynaudio, Tannoy, Focal, а производители студийной акустики высочайшего класса активно продвигают свои решения на бытовом рынке – Genelec, Westlake Audio, Backes&Muller, Ocean Way.
Основные типы активных АС
Мониторы ближнего и среднего поля
Как правило, они представляют собой двухполосные активные мониторы компактного формата с основным динамиком диаметром от 5 до 8 дюймов, в которых вся электронная начинка находится внутри корпуса. Они предназначены для прослушивания фонограмм на расстоянии от 1 до 3 метров, то есть там, где уровень прямого сигнала больше или равен отраженному. Как правило, эксплуатация таких мониторов подразумевает схему 2.1, в которой используются активные сабвуферы в отдельных корпусах, однако это справедливо не для всех ситуаций.
Мониторы дальнего поля
Обычно в их роли выступают трех- или четырехполосные системы, которые могут как иметь собственные корпуса, так и быть встроенными в специальные ниши. Вся электроника зачастую вынесена в отдельную стойку. Под дальним полем – обычно более 3-х метров – понимается такое положение слушателя, при котором в воспринимаемом им сигнале соотношение между прямым и отраженным звуком составляет либо 1 к 1, либо отраженный звук начинает превалировать.
Бытовые активные АС
По своей классификации и предназначению они в целом соответствуют студийным, за тем исключением, что все большие АС дальнего поля имеют свои собственные корпуса.
Кому нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если вы занимаетесь звукозаписью в домашних условиях, то естественным выбором будут именно профессиональные активные АС, это вполне очевидно.
Любителям тяжелой и электронной музыки
Музыкальные жанры, при воспроизведении которых требуется создание высокого уровня звукового давления с минимальными нелинейными и интермодуляционными искажениями, лучше всего воспроизведут именно активные АС. Чтобы получить тот же уровень звука от пассивной бытовой системы, придется заплатить существенно больше.
Поклонникам ровного и нейтрального звука
Несмотря на то, что студийные мониторы, как Hi-Fi акустика, также звучат по-разному, их объединяет общее требование к получению максимально ровной АЧХ в точке прослушивания и минимальной окраске звука. А это означает, что на любых фонограммах результат будет более предсказуемым.
Кому не нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если неотъемлемым элементом вашего увлечения звуком является регулярная замена компонентов, проводов и аксессуаров, то активная система, особенно студийная – не ваш выбор. Она дает меньше простора для экспериментов, кроме того, не столь живо реагирует на замену кабелей.
Поклонникам «живого» звука
Тем, кто ищет максимально подвижного и пластичного звука с богатыми тембрами и нежным отношением к предполагаемому замыслу композитора, рабочие лошадки в виде современных активных мониторов вряд ли понравятся. При их проектировании гораздо больше внимания уделяется перегрузочной способности и надежности, чем возвышенным материям.
Активные студийные мониторы чаще всего имеют достаточно утилитарный внешний вид, поэтому если вы печетесь о соблюдении утонченного дизайна вашего интерьера, то навряд ли они вам подойдут. Если вам все же нужна активная акустика, то ваш выбор – продукция, предназначенная для бытового рынка, благо сегодня на рынке уже есть неплохой выбор подобных АС.
Активные и пассивные акустические системы: в чем разница? Что лучше?
Сохранить и прочитать потом —
В самом простом случае традиционная Hi-Fi-система состоит из источника, интегрированного усилителя и пары пассивных колонок. Пока что все довольно понятно.
Но если рассмотреть путь прохождения сигнала, окажется, что в нем можно выделить еще большее число отдельных секций, из которых многие в этой простой системе перемешаны друг с другом.
Пассивные колонки
Здесь разделительному фильтру не требуется источник питания, и кроссовер считается пассивным
Во-первых, у нас имеется компонент-источник – устройство для воспроизведения музыки. Это может быть CD-проигрыватель, сетевой музыкальный плеер, виниловая вертушка и даже компьютер или телефон. Далее следует секция предварительного усилителя, которая позволяет переключаться между источниками и изменять громкость.
Если источником служит проигрыватель винила, то еще необходим фонокорректор, усиливающий поступающий с картриджа сигнал до линейного уровня и выравнивающий его АЧХ перед передачей на предусилитель (для простоты мы не стали включать фонокорректор в блок-схему).
Теперь нам нужны «мускулы», которые смогут взять у предусилителя сигнал линейного уровня и увеличить его до такой степени, чтобы хватило АС – иначе говоря, нам нужен усилитель мощности. Впрочем, и он еще не подключен напрямую к динамикам.
Выходной сигнал усилителя мощности подается на разделительный фильтр, или кроссовер, который в двухполосной акустической системе расщепляет сигнал на высокочастотную составляющую, передаваемую на твитер, и все остальное, отправляемое более габаритному СЧ/НЧ-динамику.
В трехполосной системе кроссовер разделяет звуковой поток на три составляющих – высоко-, средне- и низкочастотную. Такому фильтру не требуется для работы источник питания, поэтому кроссовер считается пассивным Примерно так выглядит путь прохождения сигнала в обычной Hi-Fi-системе.
Активные колонки
Более точный разделительный фильтр обеспечивает лучшее согласование звучания
В активной системе все обстоит точно так же до момента, когда сигнал покидает предусилитель. После этого он передается активному разделительному фильтру, который выполняет ту же работу, что и пассивный кроссовер, однако делает это с сигналом линейного уровня (около 2 В), а не на том, на котором приводятся в действие динамики АС (обычно 15–35 В).
Работа с сигналом низкого уровня позволяет оптимизировать комплектующие для повышения точности, а не мощности. В такой конструкции обычно применяются активные элементы, а в более сложных моделях – еще и некоторые разновидности схем обработки сигнала (цифровой либо аналоговой) для излучения динамиками звука максимального качества.
В результате такой фильтр потенциально обеспечивает более высокую точность операций, а также способствует созданию оптимального и согласованного звучания.
Затем сигнал линейного уровня каждого из частотных поддиапазонов отправляется отдельному усилителю мощности, питающему столько динамиков, сколько выделено на воспроизведение этой полосы.
Какой вариант лучше?
Звук АС с активным кроссовером в меньшей степени подвержен искажениям
В теории активные колонки состоят из одних достоинств. Принцип конструкции кроссовера обеспечивает их разработчикам гораздо более полный контроль над сигналом, а также создает намного меньше возможностей для возникновения ошибок и искажений по сравнению с аналогичными пассивными фильтрами.
Поскольку усилители мощности встроены в АС, их можно оптимизировать для каждого отдельного динамика. А из-за того, что они обычно располагаются прямо в корпусе, можно уменьшить длину кабелей между усилителями и динамиками, что приводит к снижению уровней искажений и потерь в них. Иными словами, в результате можно добиться максимального контроля.
Однако, несмотря на столь серьезные преимущества активных АС, они не лишены недостатков. Далеко не каждый производитель акустики выпускает усилители, так что обычно их приобретают в готовом виде у OEM-поставщиков. Сам по себе этот принцип неплох, но практическая реализация не всегда оказывается удачной. В результате качество звучания готовой АС получается далеким от идеала.
Кроме того, активные колонки проигрывают пассивным в торговом зале магазина с точки зрения субъективно воспринимаемой ценности. Электронные компоненты спрятаны в корпусе, а разница в ценах по сравнению с аналогичными на вид пассивными конкурентами видна невооруженным глазом. Если разложить стоимость на встроенные компоненты, активные АС обычно оказываются более выгодными, поскольку включают несколько усилителей мощности – даже простой двухполосной паре АС необходимы четыре блока усиления, тогда как все четыре динамика пассивной системы способен прокачать один стереоусилитель.
Активные конструкции также ограничивают спектр возможных обновлений. Вместо того чтобы модернизировать усилители мощности, придется менять весь комплект. Любителям комбинировать варианты это резко сужает пространство для маневра: комплект усилителей мощности и динамиков либо подходит, либо нет.
Активные или со встроенным усилителем?
ATC SCM40 – одновременно и активные, и с усилителем
Все активные колонки оснащены усилителями, но не все АС со встроенным усилением следовало бы именовать активными.
Существует разновидность АС со встроенным усилителем, у которых путь прохождения сигнала в точности такой же, как у пассивных систем, с тем отличием, что усилитель (нередко оба – предварительный и усилитель мощности) спрятан в одном из корпусов. Такие колонки соединены кабелем, идущим от ведущей АС (оснащенной усилителем) к ведомой (пассивной).
Такая конфигурация применяется в большинстве недорогих активных колонок, в частности, мультимедийных. В плане удобства подобный подход отчасти похож на тот, что применяется в активных АС, но почти не имеет соответствующих технических преимуществ.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», февраль 2020 г.
Активные и пассивные колонки – что из них лучше?
Разобраться в акустических системах (АС) сможет не каждый, поэтому сегодня мы рассмотрим активные и пассивные колонки, выделим плюсы и минусы, и проделаем работу над выбором требуемого типа, поехали!
В чём отличие?
Активность или пассивность в названии означает, используется ли в аппаратах дополнительные усилители. Логично: в активных – да, в пассивных – нет. Простой человек не различит разницу в звуке между ними, поэтому для использования в домашних условиях подойдёт любой бюджетный вариант.
Разница данных видов колонок:
Активные колонки | Пассивные колонки |
Качественный и мощный встроенный усилитель | Аппаратный модуль отсутствует |
Нуждаются в заземлении на розетках | Не требуют заземления на розетках (95% случаев) |
Имеют взаимосвязь между усилителем и динамиком, позволяющую регулировать мощности, подаваемые на них сигналы | Чувствительны к мощности сигнала усилителя, не подают к модулям обратную связь |
Качественно не задействовать без высокопроизводительной звуковой карты | Свои возможности «по полной» задействуют при подключении на среднюю производительность аудиосистемы |
Усилитель
Качество звука зависит от различия мощности на выходе сигнала у звуковых устройств. Из-за этого дорогие колонки могут быть некачественными по сравнению со встроенными колонками ноутбука. Несостыковка параметров опасна по отношению к приборам, они могут повредиться от большого объёма звука.
Для улучшения звуковых качеств системы используют усилители разного типа. В активных колонках используют встроенный усилитель. Они некачественные в бюджетных вариантах, но подойдут простому человеку для использования дома. Это не значит, что звук будет плохой, аудиоусилитель в таких аппаратах подобран правильно, и справляется с поставленной задачей.
Для пассивных используют дополнительные приборы, в частности выносной усилитель. Здесь есть положительный момент. Можно самостоятельно подобрать качественный и дорогостоящий усилитель, который будет отвечать всем поставленным требованиям. Дешевые варианты могут повредить вашу систему. Нужно подбирать по показателям немного превышающих максимальные для аудиосистемы. Это будет дороже, но надёжность и последующая эксплуатация будет радовать долгими годами.
Активные колонки(АК)
Активные колонки представляют собой акустическую систему, оснащённую встроенными модулями повышения мощности. Это позволяет применять их без приборов подключённых дополнительно. Усилитель, который используется в колонках, может выступать в роли сабвуфера.
2 вида Активных колонок:
Их преимущество перед пассивными – качественный звук при меньшей мощности потребления всего оборудования.
Они имеют быстрый и эффективный обмен сигналов между динамиками благодаря усилителям.
Если использовать их в персональном компьютере, требуется высокопроизводительная звуковая карта. Это даёт поддержание всей аудиосистемы в целом. Дешёвая активная акустическая колонка этого не требует, ей подойдёт и средняя аудиокарта. Они эксплуатируются простыми пользователями, которые не гонятся за тембром и разборчивостью каждой мелочи. Это не значит, что звук не будет качественным – он будет простым.
Пассивные колонки(ПК)
Пассивные колонки не имеют встроенных модулей усиления. В профессиональной сфере их используют чаще, так как подбирают усилители самостоятельно. У них есть встроенный усилитель, отвечающим только за подачу звука. Он не является действующим, но при крайней необходимости эксплуатируется с большой нагрузкой на колонки.
Существует всего 3 вида усилителей:
Комбинированный имеет меньшую стоимость перед первыми двумя вариантами. Если же вы профессионал гонящийся за качеством, стоит присмотреться к покупке предварительного и мощностного усилителя. Они по цене обойдутся дороже, но скорость обработки данных будет быстрее.
Пассивная акустическая система требует среднюю звуковую карту. Если использовать дополнительные приборы, рекомендуется высокопроизводительная. Она способна полностью раскрыть потенциал системы.
Что выбрать?
Мы разобрали 2 вида колонок, но теперь задача: какой из них выбрать? Если вы обычный пользователь, нуждающийся в просмотре фильма и прослушивании музыки – выбирайте активную акустическую систему. Она позволяет воспроизводить звук, предусмотренный именно для вас. Звук будет качественный, но капеллы невосприимчивы для различия. Тональность будет выявляться не максимально, по сравнению с дорогим вариантом.
Если вы звукорежиссёр или музыкант, вам подойдут оба варианта. Однако лучше будет выбрать хорошие активные колонки, так как они все равно обойдутся дешевле, чем пассивные, к которым придется докупать усилитель.