Акцептовать оферту что это
Что такое акцепт и что значит акцептовать счет, договор, оферту, вексель и другие документы
Акцепт и акцептовать что значит? Чем акцепт отличается от оферты? Что можно акцептовать – договор, оферту, вексель? Какие требования предъявляют к акцепту? Кто такой акцептант?
«Для вас получен акцепт», «акцептовано» – такие выражения можно услышать при подаче заявки на кредит, покупках в интернет-магазине или при заключении договоров. Разбираем, что такое акцепт, кто, когда и при каких условиях может его использовать, как правильно акцептовать договор.
Что такое акцепт
В широком смысле «акцепт» означает согласие гражданина или компании на заключение договора. Самый простой пример акцепта – покупка товара. Представьте, что вы пришли в магазин и увидели маринованные огурчики, рядом размещен ценник – 95 рублей. Взяв баночку, вы идете на кассу и оплачиваете покупку. Все, это и есть акцепт. Вы согласились заключить договор купли-продажи маринованных огурчиков по цене, предложенной магазином.
В Гражданском кодексе РФ акцепту посвящено несколько статей (ст. 438 – ст. 443, ст. 621). Все они связаны с процессом заключения договоров. И это не случайно. Акцепт – обязательная стадия заключения любого договора. С этим понятием тесно связан термин «оферта» – предложение подписать договор на указанных условиях.
Все всегда начинается с предложения-оферты, где одна из сторон соглашения описывает условия и правила будущего договора. Затем вторая сторона дает согласие-акцепт. Так она одобряет предложенные условия договора и выражает свое желание его подписать.
Основные термины, которые используются в тексте, произошли от слов «оферта» – предложение, и «акцепт» – согласие.
Лицо, которое выступило с предложением, принято называть оферент.
Акцептант – это тот, чье согласие требуется получить. Акцептовать – значит одобрить соглашение.
Немного об истории понятия
Понятие акцепт произошло от латинского acceptus – принятый. В древнеримском праве заключение соглашения состояло из двух стадий:
- Оферта – предложение о заключении договора; Акцепт – принятие условий соглашения.
Договор считался действительным только тогда, когда были указаны все важные условия соглашения, соблюдена форма договора, участвовали реальные стороны договора. Подписание документов через представителей в то время не признавалось.
Оферта должна была четко описывать предмет договора, а также основания его заключения. Чтобы соглашение состоялось, участникам договора было необходимо не только договориться, но и выполнить некоторые действия, символизирующие их согласие с условиями.
Например, в присутствии свидетелей передавалась определенная вещь, в отношении которой заключался договор хранения. При устных договоренностях обе стороны должны были произнести особые фразы, которые свидетельствовали о том, что договор заключается добровольно. Факт произнесения фраз фиксировался в письменных актах и подтверждался свидетелями.
Формы выражения акцепта
Сейчас трудно представить, что человек, заключающий договор, будет выходить на середину площади и торжественно информировать окружающих о своем намерении. За века формы выражения акцепта изменились. В наши дни акцептация – это согласие, оформленное в письменном виде либо другим способом. Разберем, как правильно акцептовать оферту:
- Письменный акцепт. Так называется направление письменного уведомления об акцепте противоположной стороне или непосредственное подписание договора как документа. Вам предоставили бланк договора – вы его подписали. Все просто. Кстати, письменная форма подразумевает не только оформление единого бланка договора. Письменный акцепт считается полученным, если скан документа передан по электронной почте, факсу, телексу, другим современным каналам связи. Публичная форма акцепта. Новый способ, который позволяет подтвердить свое согласие на предложение, сделанное неограниченному кругу лиц. Примеры публичной оферты – товары в магазине, договоры, размещенные на интернет-сайтах, торговые автоматы. При покупках в интернет-магазине вы проведете акцептацию (согласитесь с публичной офертой), когда поставите галочку в специальном поле на сайте. Так вы подтверждаете свое согласие с условиями продаж и свойствами выбранного товара. Фактические действия лица, для которого предназначена оферта. В некоторых случаях можно выразить свое согласие с условиями договора в момент совершения определенных действий. Купили билет на проезд в автобусе – вы согласились с условиями перевозки пассажиров. Заполнили карту гостя в гостинице – фактически приняли правила проживания в ней. Конклюдентные действия лица. Так называется поведение стороны, которая показывает свое желание вступить в соглашение. Отличный пример таких действий – оплата полученного счета. Независимо от заключения бумажного договора лицо, оплатившее счет, соглашается с тем, что ему будет передан товар или оказана услуга, указанные в счете.
Иногда возникает спор, как говорить правильно – акцептовать или акцептировать. Значение слова «акцептировать» аналогично и обозначает то же самое, что и «акцептовать». Общеупотребительный глагол – акцептовать.
Что нельзя назвать акцептом
Акцептование – это всегда принятие оферты полностью и без оговорок либо ответные действия. Отсутствие действий от стороны, которой направлена оферта, нельзя считать акцептом. Вам не пришел ответ – значит ваше предложение не акцептовано.
Представим, что вы заключаете договор на установку пластиковых окон. Замерщик определил параметры будущего окна, рассчитал его стоимость и оставил вам договор для подписания. Так вот, пока вы не подпишете договор и не передадите его сотрудникам компании – они не приступят к изготовлению и установке заказанных изделий. А все потому, что на их оферту (договор) вы не дали свой акцепт (не подписали и не передали документ).
Иногда сторону, получившую оферту, что-то не устраивает и она хочет изменить условия договора. Такие действия считают отказом от акцепта и новой офертой. Допустим, что в предыдущем примере вы не подписали договор, а пришли в офис и выбрали новый профиль и фурнитуру для окон. Это тоже будет расценено как отказ от акцепта.
Требования к акцепту
В деловом документообороте установлены специальные правила и требования к акцепту:
- Акцепт оферты должен повторять ее условия, изменение пунктов договора недопустимо; Нельзя нарушать срок, который установлен для акцепта. В случаях, когда период времени не установлен, приемлемым считается разумный срок. В деловом обороте разумным принят срок в один месяц. Обычно этого времени достаточно, чтобы подумать и отправить согласие на акцепт или отказ партнерам; Если получена письменная оферта – акцепт тоже должен быть оформлен в виде ответного письма или договора; Отзыв акцепта возможен. Однако оферент должен получить извещение об отзыве ранее или одновременно с акцептом. Например, вы находитесь в Санкт-Петербурге, а ваши партнеры – в Казани. Получив от них договор, вы акцептовали его и отправили курьерской службой. Срок доставки почты – 3 дня. По каким-либо причинам на следующий день вы передумали. Направьте отзыв от акцепта по электронной почте или телеграммой. Так оферент получит отказ от акцептирования раньше, чем сам подписанный договор.
Где и когда используют акцепт в наши дни
Сейчас акцепт используют при банковских расчетах, в кредитовании, в бизнесе. Правила заключения публичных договоров при интернет-торговле тоже предполагают выдачу оферт и получение акцептов. Рассмотрим условия применения акцепта в различных областях деятельности.
Акцепт в кредитовании
Банковский акцепт, или акцептирование кредита, – это заключение кредитного договора. Банк переводит денежные средства заемщику на условиях, ранее определенных между сторонами. Как это происходит на практике?
Вы подали заявку на кредит путем заполнения формы на сайте банка. Указали требуемую сумму и срок кредита, обозначили свой ежемесячный доход, выбрали дополнительные опции в виде страховок или банковских карт.
Такие действия банк расценивает как ваше желание заключить кредитный договор. После обработки анкеты системой вам позвонит сотрудник банка и сообщит о сформированной для вас оферте – предложении подписать кредитный договор на определенных условиях или о неготовности банка вас кредитовать. Далее вас пригласят в отделение для подписания кредитного договора. Подписывая кредит, вы акцептуете предложенную вам оферту банка о предоставлении кредита.
Акцептация при расчетах между организациями
Предварительный и последующий акцепт используют при банковских расчетах. Их главное различие состоит в определении момента времени, когда плательщик дает свое согласие на оплату платежного документа. Это актуально, когда расчет между организациями происходит с помощью платежных требований-поручений.
Сейчас в расчетах используют преимущественно предварительный акцепт. В этом случае расчеты происходят по такой схеме. Поставщик передает в банк плательщика платежное требование-поручение, банк уведомляет о документе плательщика и ждет три дня. Если по истечении трех дней от плательщика не поступит письменный отказ от платежа, требование-поручение считается акцептованным, и деньги перечисляются поставщику.
В отличие от предварительного, при последующем виде акцепта деньги поставщику перечисляются сразу, в день получения платежного документа. Но воспользоваться он ими может только по истечении трех дней. Эти три дня даны плательщику на возврат средств в случаях, когда он не согласен с платежным требованием-поручением и заявляет отказ.
Такой отказ может быть как полным – возвращается вся сумма, так и частичным – когда происходит возврат только части денег. Причинами отказа от акцепта чаще всего бывают нарушения в поставках, ассортименте товаров, задержки выполнения работ и другие случаи нарушения договоренностей.
К основному достоинству платежей, проводимых с использованием акцепта, относят ускорение расчетов. Поставщик сам выписывает расчетный документ и предъявляет его в банк плательщика.
Акцепт аккредитива
Расчеты с использованием аккредитива – одна из современных форм безналичной оплаты. Обычно применяется по договорам поставки. Аккредитив – это поручение банка-акцептанта другому банку, который ведет расчетный счет поставщика-оферента. Участие банков гарантирует реальность поставки и контролирует совершение сделки между организациями. В аккредитиве указывают сумму, сроки, условия поставки и другие условия. Читайте подробнее отдельную статью:
Например, вы продали партию зерна иностранному партнеру. После отгрузки товара ваш сотрудник предоставляет подтверждающие транспортные документы в банк. Банк проводит проверку и выдает аккредитив на сумму поставки тому банку, где открыт счет у вашего покупателя. Далее вы получаете деньги, не дожидаясь, пока зерно прибудет в пункт назначения. Эти деньги вам выдает банк. Средства с расчетного счета покупателя спишутся только тогда, когда придет зерно. Такой способ расчетов удобен и для вас, и для вашего партнера. Вы получили деньги и можете использовать их в своей деятельности, а у покупателя нет опасений, что товар не придет.
В зависимости от договоренностей сторон сделки аккредитив может требовать акцепта (согласия) от покупателя, а может и не требовать. Акцепт аккредитива означает подтверждение покупателя на оплату.
Банковские акцепты
Основное назначение банковского акцепта – дать гарантию реальности сделки и соблюдения всех ее условий. Стороны могут проводить сделки с банковским акцептом находясь не только в разных городах, но и в разных странах. Банк гарантирует финансовую безопасность.
Чаще всего в таких операциях используют векселя. Вексель – это обязательство должника уплатить оговоренную денежную сумму в согласованный срок. Банк акцептует вексель – то есть подтверждает, что у плательщика есть деньги, которые действительно будут выплачены по прошествии некоторого времени.
При расчетах векселями различают несколько видов акцепта:
- поручительский – банк или третье лицо берет на себя обязательство исполнить вексельный платеж; посреднический – третье лицо готово взять ответственность на себя исходя из условий договора;
- безусловный – сторона, принимающая вексель, полностью и без оговорок согласна со всеми условиями сделки; условный – стороны устанавливают условия, при которых вексель будет акцептован, при несоблюдении условий договор аннулируется; местный – когда плата вносится в строго определенном месте; ограниченный – сторона, которая принимает вексель, готова его принять, но требуются незначительные изменения условий (например, изменение сроков оплаты векселя).
Акцепт векселя дает уверенность, что все условия сделки будут соблюдены, и ускоряет проведение сделки.
Акцепт договора
Заключение договоров всегда начинается с переговоров. Граждане и организации свободны в проведении переговоров, они самостоятельно и добровольно определяют условия и правила заключения соглашений.
Как акцептовать договор
Акцептовать договор – значит выразить свое согласие с его условиями. Процесс акцептования договора состоит из нескольких этапов:
- Этап № 1. Вам поступает оферта, в которой описаны условия сделки; Этап № 2. Вы внимательно изучаете все условия предполагаемого контракта. При необходимости привлекаете специалистов, которые дадут заключение о возможности исполнения такого соглашения; Этап № 3. Вы акцептуете договор или отказываетесь. Если возражений нет – можно на проекте договора проставить отметку «акцептовано» и подписать его; Этап № 4. Уведомляете своего партнера по договору о принятом решении.
Акцепт договора – важная составляющая договорных взаимоотношений сторон. Без него договор не будет считаться заключенным.
Сроки для акцептирования договора
По общему правилу срок для акцепта – ответа на оферту – устанавливается оферентом в тексте предложения. Очень важно, чтобы акцепт был получен именно в указанные сроки. Поэтому, если вы акцептуете договор письменно, стоит учитывать время, необходимое на пересылку документов. Отправить акцепт почтой в последний день установленного срока – верный способ опоздать с согласием.
Иногда в оферте не установлен срок для акцептования условий контракта. В этом случае у акцептанта есть два варианта действий. Он может дать свое согласие устно и приступить к исполнению договора. Либо направить оференту письменный акцепт не позднее 1 месяца после получения предложения.
Если сторона-оферент получит акцепт после установленных сроков, она может сообщить об этом акцептанту и подтвердить принятие акцепта. В этом случае договор будет считаться согласованным и заключенным.
Итоги
Итак, акцепт – это положительный ответ гражданина или компании, которым сделано коммерческое предложение. В некоторых случаях он означает согласие заключить договор, в других – приобрести товар или услуги, а иногда – одобрение расчета. Чтобы дать акцепт, необходимо сначала получить оферту.
Для акцепта установлены специальные правила и сроки. При их нарушении договор считается незаключенным.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с офертой и акцептом. Это происходит в момент совершения покупок, при заказе авиабилетов и многих других бытовых ситуациях. Однако в разговорной речи эти термины практически не употребляются. Это больше юридические понятия, которые, тем не менее, полезно знать людям, далеким от юриспруденции.
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Павел Мищенко
Управляющий партнер Runetlex
Когда покупатель оформляет заказ в интернет-магазине, он соглашается на условия покупки, которые предлагает магазин. Юристы называют это «акцептовать оферту».
Кроме интернет-магазинов, оферту используют другие бизнесы: например, онлайн-школы и транспортные компании. Рассказываем, что такое оферта и как ее оформить, чтобы не возникло проблем с покупателями и законом.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор на конкретных условиях. Условия прописаны в самой оферте и менять их нельзя, можно принять или не принять.
✓ На сайте интернет-магазина продается книга за 500 ₽ — это оферта.
✓ Бумажный ценник в книжном — это тоже оферта.
✘ Блогер написал, что размещает у себя в канале рекламные посты, но не указал ни цену, ни правила размещения — это не оферта, потому что непонятно, что будут включать эти рекламные посты. С каждым рекламодателем блогеру нужно будет подписывать договор.
Оферта имеет силу, если в ней прописаны существенные условия для заключения договора. Существенные условия зависят от предмета договора: например, если речь о договоре на выполнение работ, цена — не существенное условие, ее не обязательно указывать, а срок нужно указать, это существенное условие.
Как принять оферту
Чтобы принять оферту и начать сотрудничество, не нужно подписывать договор. Как правило, достаточно выполнить действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты — например, оплатить заказ или зарегистрироваться на сайте. Такое действие называется акцепт.
Что считать акцептом в каждом конкретном случае, написано в самой оферте.
Акцепт должен быть внятным и однозначным. Для клиентов-физлиц иногда достаточно поставить галочку или оставить контактные данные.
Для работы с бизнесом это не подойдет. Допустим, представитель заказчика нажал галочку «Согласен с условиями». Поставщик выполнил свою часть договора и ждет оплаты. Заказчик может отказать, и у него будет веский аргумент: договор не подписывали, а у человека, который акцептовал оферту нажатием галочки, не было на это полномочий.
Бизнес должен акцептовать оферту от имени компании, а не сотрудника. Однозначным акцептом в этой ситуации может стать скан письменного согласия с печатью и подписью директора или оплата с расчетного счета компании.
Варианты акцепта для физлиц и бизнеса
Для физлиц | Для бизнеса |
---|---|
Оплатите заказ |
Подтвердите кодом из СМС
Оформите заказ
Пришлите согласие с подписью и печатью
Чем оферта полезна бизнесу
Оферта упрощает жизнь бизнесу, облачным сервисам и интернет-магазинам, а для последних стала обязательной. Она помогает сэкономить время на заключении договора, защищает и покупателей, и сам бизнес и помогает избежать проблем с законом.
Помогает сэкономить время. Не нужно согласовывать условия с каждым новым клиентом и тратить время на подписание и пересылку бумажных копий договора. Как только клиент акцептовал оферту, можно приступать к работе.
Можно использовать и оферту, и бумажный договор. Оферту предлагать по умолчанию, а бумажный договор — самым несговорчивым клиентам.
Защитить покупателей. В оферте публикуются все важные условия покупки. Например, из оферты клиент может узнать, кто отвечает за доставку товара: продавец или транспортная компания, как только заказ покинет склад продавца.
Соблюсти закон и защитить бизнес от штрафов. С 1 января 2021 года все интернет-магазины обязаны публиковать оферту. Покупатель должен ее видеть при оформлении заказа.
Оферту должны публиковать все интернет-магазины, даже те, что работают через соцсети, а сайта у них нет.
Если интернет-торговец не публикует оферту, ему грозит штраф до 40 000 ₽.
Защитить бизнес от несправедливых претензий покупателей. Бывает, что услуга или товар не оправдывает ожиданий клиента не по вине поставщика. Например, компания подключила SIP-телефонию, но использует бесплатное приложение, поэтому качество связи хромает, а некоторым клиентам вообще не удается дозвониться. Чтобы претензий от таких контрагентов было меньше, оператор телефонии пишет в оферте, что не отвечает за качество связи, если клиент сам настраивал сервис.
Виды оферты
Оферты бывают для всех или для одного адресата — публичная или непубличная.
Публичная оферта не имеет конкретного адресата. Это предложение для всех, кто согласен работать на условиях, которые описаны в оферте. Например, меню ресторана — это публичная оферта.
Непубличную, или простую, оферту направляют конкретному человеку или компании. Например, краснодеревщик написал письмо руководителю интернет-магазина мебели и предложил купить книжный шкаф собственного производства за 250 000 ₽.
Счет-оферта. Если в документ непубличной оферты включить счет на оплату, получится счет-оферта, ее используют в сделках на небольшие суммы. Это документ, который может заменить счет и договор. В счете-оферте указывают название товара, работы или услуги, количество и стоимость, реквизиты сторон и условия сотрудничества. Чтобы заключить договор, нужно подписать счет-оферту и оплатить.
В теории права есть несколько разновидностей непубличной оферты: твердая, свободная и безотзывная. Но в гражданском кодексе и на практике используются только публичная и непубличная оферта, поэтому мы не будем углубляться в теорию.
Когда оферта подойдет
Публичная оферта подходит для продажи товаров и услуг, когда условия для всех одинаковые.
Онлайн-обучение. Для онлайн-школ без образовательной лицензии — это предложение ко всем желающим купить конкретный курс на указанных условиях.
B2B-продажи. Оферту иногда используют при работе с бизнесом. Например, это удобно для транспортных компаний и облачных сервисов — email-платформ и CRM.
Еще оферта используется в облигациях и в госзакупках малого объема. В рамках этой статьи мы не будем разбирать эти понятия.
Когда оферта не подойдет
Кажется, что оферта — универсальный инструмент, которым всегда можно заменить договор, подписанный сторонами. Но это не так.
Оферта не заменит договор в таких случаях:
Когда нужно написать «не является публичной офертой»
«Не является публичной офертой» обычно пишут на рекламе. Реклама — это не оферта, не предложение купить, а приглашение к переговорам. Цель рекламы — привлечь внимание к товару. Например, когда размещают на плакате неузнаваемый ноунейм-смартфон и пишут «Цена от 5000 ₽», — это реклама.
Когда покупатель приходит в магазин, он видит, что есть смартфоны с ценником 5000 ₽, а есть — по 150 000 ₽. Это уже оферта.
Чтобы покупатели не думали, что все смартфоны в этом магазине стоят 5000 ₽, на плакате есть примечание «предложение не является публичной офертой». Но оно не спасет, если продавец использовал в рекламе фото Айфона последней модели: придется продавать Айфон за 5000 ₽.
Что включить в публичную оферту
Оферта — документ, который содержит существенные условия сделки. У каждого бизнеса свои условия и потенциально спорные моменты, которые могут вызвать разногласия с клиентами. Мы собрали основные пункты, которые стоит продумать в оферте: информация о продавце, о предмете соглашения, условия акцепта, условия доставки товара или оказания услуги, ответственность сторон.
Информация о продавце. В оферте нужно указывать реквизиты организации и ее название с организационно-правовой формой — ООО или ИП. Если сделать не так, оферта не будет иметь силы.
Ограничения для покупателей. Если товар или услуга для определенного типа клиента, это тоже нужно прописать в оферте. Например, курьерская служба Pony Express работает по оферте с юрлицами, вот как она написала об этом:
Настоящий договор является официальным предложением (публичной офертой) акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (далее — «Исполнитель») для юридического лица (далее — «Заказчик»), которое принимает настоящее предложение на указанных ниже условиях.
Нельзя ограничивать клиентов по социальному статусу, полу, вероисповеданию и другим критериям, которые могут расценить как дискриминацию.
Информация о товаре или услуге. Перечислите категории товаров или виды услуг, которые оказываете, и какие характеристики пишете. Например, точные размеры посудомоечной машины — неоспоримая характеристика, ее нужно написать. А если написать про материал «приятный на ощупь», это может вызвать разногласия: у людей разные представления о том, что приятно.
В оферте стоит предупредить, что цвет товара может отличаться от изображенного на фотографиях. Такой дисклеймер снимет большинство возражений клиентов, которые могут возникнуть: товары действительно редко по цвету соответствуют фото.
Условия акцепта оферты. Чтобы клиенты понимали, что нужно сделать для заключения договора, напишите об этом в оферте. Это может быть оплата, передача посылки, нажатие галочки возле фразы «Принимаю условия публичной оферты».Нельзя делать акцептом неподходящие действия. Например, факт прочтения оферты не может быть ее акцептом.
Обязанности и ответственность сторон. Бывают ситуации, когда качество поставляемой услуги зависит не только от исполнителя, но и от внешних факторов. Например, стабильность интернета зависит не только от провайдера, но и от роутера клиента. Провайдер не может отвечать за качество связи, которую дает неподходящий роутер. Если провайдер в оферте укажет список сертифицированных роутеров, претензии клиентов, использующих роутеры не из списка, будут несостоятельными.
В оферте о продаже товара нужны условия доставки и возврата.
Условия доставки. Если магазин отправляет заказы Почтой России, пропишите, кто несет ответственность за заказ после передачи перевозчику. Например, магазин авторской керамики отправил заказчику вазу, по дороге ваза разбилась. Магазину не придется компенсировать потери клиента из своего бюджета, если прописать в оферте, что с момента передачи почте за целостность заказа отвечает она.
Условия возврата товара. Когда клиент возвращает товар надлежащего качества, он имеет право получить обратно всю сумму за товар. У магазина есть законная возможность сократить сумму возврата: прописать в оферте, что при возврате из стоимости товара вычитаются расходы на интернет-эквайринг.
Если оферта на оказание услуг, обязательно укажите:
Если эти моменты не прописать в оферте, заказчик может позже начать требовать деньги за неоказание или некачественное оказание услуги.
Где разместить оферту
Оферту нужно опубликовать так, чтобы клиенты видели ее при оформлении заказа. Если покупатель не видит оферту, он не может ее акцептовать. И ссылаться на такой документ в случае разногласий не получится.
Если у компании есть сайт, ссылку на оферту размещают на одном из этапов процесса покупки: например, на шаге, где нужно заполнить контактные данные, или на шаге с выбором способа доставки.
Дополнительно ссылку на оферту можно найти в подвале сайта.
Если сайта нет и продажи только через соцсети, можно оформить оферту в гугл-доке и дать ссылку в описании профиля. Если бизнес работает через ВКонтакте, ссылку на оферту можно прикрепить в описании сообщества — главное, чтобы клиенты легко могли найти документ.
Как отменить или изменить оферту
Отменить оферту или изменить ее условия можно до акцепта и только для всех сразу. Изменения не подействуют лишь для тех, кто уже акцептовал условия в предыдущей версии, но еще не получил товар или услугу.
Если в продуктовом магазине случилась переоценка, но у творога забыли поменять ценник, придется продать творог по старой цене, даже если в прайс-листе он уже в два раза дороже. Отказать покупателю, которому так повезло, тоже нельзя.
Онлайн-школа или сервис по подписке тоже могут менять условия оферты, но лучше предупреждать об изменениях заранее, хотя бы за пять дней. Условия — это сроки доступа и формат обучения. А вот цену для тех, кто уже учится или оплатил курс, менять нельзя.
Например, онлайн-школа объявила, что через неделю стоимость доступа к лекциям будет выше. Если клиент оплатил годовую подписку или подписал оферту с фиксированной стоимостью, для него стоимость останется прежней, даже если он платит ее помесячно.
Отменить акцептованную оферту нельзя, придется расторгать договор. Правила расторжения договора тоже нужно прописать в оферте.
Какие бывают ошибки при подготовке оферты
Самая распространенная, но формальная ошибка — назвать оферту «Договор-оферта» или «Договор оферты». Оферта — это предложение заключить договор. Получается «Договор-предложение заключить договор». Это неграмотно, но на силу оферты не влияет.
Существуют ошибки, которые могут стоить бизнесу денег.
Смешать лицензию и услуги. Это важно для онлайн-курсов, школ и других компаний, которые предоставляют образовательные услуги или работают по подписке. В оферте нельзя использовать оба термина, потому что лицензионный договор и договор услуг — это принципиально разные документы. И порядок расторжения у каждого свой.
Например, если онлайн-школа работает по договору оказания услуг, клиент может отказаться от него в любой момент и потребовать свои деньги обратно. Подробно писали об этом в статье «Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?»
Скопировать чужую оферту. Если скопировать текст чужой оферты и невнимательно заменить текст или вообще его не менять, может получиться бесполезный документ. Например, останется не то юридическое наименование или недействующие условия сотрудничества. Такая оферта не защитит бизнес в случае разногласий с клиентами, ведь ее условия не совпадают с действительностью.
Указать на сайте и в оферте разную информацию. Обычно клиенты ищут информацию о доставке в разделе сайта, который так и называется — «Доставка». Если в оферте написано, что доставка до семи дней, а в разделе «Доставка» — до четырех, может возникнуть спор с клиентом. Если дойдет до суда, неизвестно, какую информацию суд признает актуальной.
Включать условия, которые противоречат законодательству. Нельзя менять условия уже акцептованной оферты. Если в оферте написано, что цена оплаченного, но еще не доставленного товара может измениться курса доллара, это ничего не значит — продавцы не имеют права так делать.
Прием платежей в онлайне с Тинькофф Кассой
Принимайте оплату где удобно: на сайте, в приложении, в переписке.
Все виды платежей: Visa, Mastercard, «Мир», Google Pay, Apple Pay, СБП.
Поможем интегрировать прием платежей с облачной онлайн-кассой.