Акциденция современности что значит
АКЦИДЕНЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «АКЦИДЕНЦИЯ» в других словарях:
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia, от accidere случаться). 1) посторонний доход, прибыль. 2) особенного рода пошлина, в виде штрафа за неправильно показанный товар, провезенный чрез таможню. 3) несущественное, случайное. 4) производство мелких типографских работ … Словарь иностранных слов русского языка
АКЦИДЕНЦИЯ — (акцидентный набор) полиграфическое воспроизведение малых форм (бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты и др.), афиш, плакатов и др … Большой Энциклопедический словарь
АКЦИДЕНЦИЯ — (от лат. accidentia случай) философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство … Большой Энциклопедический словарь
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia случай, случайность) философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения… … История Философии: Энциклопедия
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia случай, случайность) философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения… … Новейший философский словарь
акциденция — сущ., кол во синонимов: 2 • платеж (20) • свойство (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
акциденция — (Display matter) От лат. accidentia – случай, случайность. Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются… … Шрифтовая терминология
акциденция — Художественные полиграфические работы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), в дизайне которых используются разнообразные декоративно оформительские элементы, такие как шрифты, линейки, орнаменты и предметно … Справочник технического переводчика
Акциденция — (от лат. accidentia случайность) печ. продукция или ее элементы, выполненные посредством акцидентного набора, т. е. особо сложного набора с применением шрифтов разных гарнитур, кеглей и начертаний, линеек, рамок, наборных украшений. Наборная… … Издательский словарь-справочник
Акциденция — художественные полиграфические работы: бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты, дипломы и т. д., в дизайне которых в целях не столько информативности, сколько привлекательности часто используются разнообразные… … Реклама и полиграфия
Значение слова «акциденция»
В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от некоторого процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нём отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, что она есть.
Термин «акциденция» имел важное значение в христианской философии, объясняя парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.
В арабо-мусульманской философии акциденция выражается терминами «‘арад», «‘арид». На ранних этапах развития калама под арадом понимались количественные и качественные характеристики тела. Восточные перипатетики (фаласифа) термином арад обозначали девять Аристотелевых категорий, следующих за категорией «субстанция» (джаухар) — «количество», «качество», «отношение», «где?», «когда?», «положение», «обладание», «действие», «претерпевание действия». Кроме этого этим словом они обозначали одно из пяти «общих высказываний», среди которых «род», «вид», «различающий признак» и «собственный признак». На поздних этапах развития калама, когда эта наука смешалась с восточным перипатетизмом (фалсафа), одни и те же авторы употреблял термин арад во всех указанных значениях.
акциде́нция I
1. филос. случайные, несущественные свойства предмета, случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному ◆ Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно, как и вы — акциденция современности
2. полигр. фирменные бланки, этикетки, пригласительные билеты, открытки, визитки и другая полиграфическая продукция, обычно небольшого объёма, в которой используются разнообразные декоративные шрифты, линейки, узорные орнаменты и предметно-сюжетные украшения
акциде́нция II
1. чаще <<мн.>> истор. добавочная пошлина, взимавшаяся таможней с получателей за нарушение таможенного устава
2. истор. дополнительная плата, взимавшаяся чиновниками с просителей на законном основании (введена Петром I и отменена Екатериной II)
3. устар. дополнительный доход
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова эдем (существительное):
Акциденция
Акциде́нция (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный в его греческом варианте (греч. σνμβεβηκός ) Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, что она есть.
Термин «акциденция» имел важное значение в христианской философии, объясняя парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Акциденция» в других словарях:
АКЦИДЕНЦИЯ — (от лат. accidentia случай, случайность) филос. термин, означающий то, что не имеет независимого и самодостаточного существования, а существует только в другом бытии, в субстанции или иной А. Изменяться, исчезать или добавляться может А., в то… … Философская энциклопедия
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia, от accidere случаться). 1) посторонний доход, прибыль. 2) особенного рода пошлина, в виде штрафа за неправильно показанный товар, провезенный чрез таможню. 3) несущественное, случайное. 4) производство мелких типографских работ … Словарь иностранных слов русского языка
АКЦИДЕНЦИЯ — (акцидентный набор) полиграфическое воспроизведение малых форм (бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты и др.), афиш, плакатов и др … Большой Энциклопедический словарь
АКЦИДЕНЦИЯ — (от лат. accidentia случай) философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство … Большой Энциклопедический словарь
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia случай, случайность) философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения… … История Философии: Энциклопедия
АКЦИДЕНЦИЯ — (лат. accidentia случай, случайность) философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения… … Новейший философский словарь
акциденция — сущ., кол во синонимов: 2 • платеж (20) • свойство (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
акциденция — (Display matter) От лат. accidentia – случай, случайность. Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются… … Шрифтовая терминология
акциденция — Художественные полиграфические работы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), в дизайне которых используются разнообразные декоративно оформительские элементы, такие как шрифты, линейки, орнаменты и предметно … Справочник технического переводчика
Акциденция — (от лат. accidentia случайность) печ. продукция или ее элементы, выполненные посредством акцидентного набора, т. е. особо сложного набора с применением шрифтов разных гарнитур, кеглей и начертаний, линеек, рамок, наборных украшений. Наборная… … Издательский словарь-справочник
Акциденция — художественные полиграфические работы: бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты, дипломы и т. д., в дизайне которых в целях не столько информативности, сколько привлекательности часто используются разнообразные… … Реклама и полиграфия
Акциденция
Акциденция — это случайное и/или временное, преходящее, несущественное, изменчивое свойство предмета (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности предмета. Понятие «акциденция» противоположно по-своему смыслу такому понятию, как «атрибут» (см. Атрибут), который обычно определяют как неотъемлемое (неотчуждаемое) свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
Акциденция подразумевает реальное определение или свойство субстанциального сущего, следовательно нечто, которое не существует или не могло бы существовать «в себе», а существует в «другом» или при некоем «другом», поэтому необходимо некое «другое» (субстанция) как его «носитель», которому присуще соответствующее определение. Грамматически акциденция предполагает «субъект», о котором, как его определение, она высказывается. Примеры такого рода: количество (столь большой, столь тяжёлый, и тому подобные), качество — как чувственные (цвет, тон, запах и и тому подобные), так и другие, духовно схватываемые свойства, пространственные и временные определения; сюда же относятся отношения между вещами, действие (actio) одного на другое и восприятие воздействия другого (passio). Это всё суть содержания, не могущие существовать в себе, а предполагающие субстанциально «в себе» сущее, которому они присущи и о котором они могут высказываться. Отношение акциденции к субстанции (см. Субстанция) обозначается как ингеренция (от латинского слова: inhaerere — быть привязанным, присущим, свойственным), вследствие чего акциденция часто определяется как нечто, «требующее субъекта ингеренции» (indiget subiecto inhaesionis). В отличие от этого субстанция есть то, что не только не требует субъекта ингеренции, но даже исключает таковой, а потому не может быть ни определением другого, ни высказыванием о другом. Вот почему субстанция есть сущее в первом и изначальном смысле, акциденция же — лишь в аналогическом, зависимом и производном от субстанции смысле.
Термин «акциденция» в его греческом варианте (σνμβεβηκός) ввёл Аристотель, выделив при этом два основных его смысла употребления в философии («Метафизика». IV 30, 1025а 14; V 2, 1026b 35; X 8, 1065а 4; Phys. Il 4, 196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку — «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в её сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности. В качестве классического примера используется высказывание «копая трюфели, я найду сокровища». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт его нахождения при условии копать в этом месте предопределён, детерминирован. В то же время нахождение сокровища — акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин различает акциденции вещей и их сущность (Еnn. II, 6, 2), Порфирий — отделимые и неотделимые акциденции. Боэций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциденцию с привходящими признаками.
В средневековой схоластике активно обсуждалась проблема, могут ли акциденции существовать самостоятельно, отвлечённо от своих субъектов-носителей, которым они, как правило, присущи, или не могут. Многие схоласты допускали акциденции без их носителей, выделяли «чистые акциденции», или «реальные акциденции», подобно существованию чистых геометрических фигур как модификаций «фигуры вообще», атрибута протяжения. Р. Декарт, П. Гассенди, Т. Гоббс и ряд других мыслителей XVII века отрицали отделимость акциденции от своего субъекта и придавали ей характер модификации вещи. В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи «реальных акциденций» Б. Спиноза отказался от понятия «акциденция» в пользу понятия «модус», которое подразумевает единичное проявление субстанции. В целом, в философии Нового времени вместе с критикой понятия материальной субстанции отрицается и понятие акциденции, хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивидуального проявления субстанции может быть понято как своеобразное развитие понятия акциденции. Г. В. Лейбниц определял акциденцию как способ проявления субстанции, причём как способ преходящий, случайный, неуловимый. Хотя субстанция нуждается в акциденции, часто ей нет нужды именно в такой, а не иной акциденции и она довольствуется любой заменой. Акциденция же, согласно Лейбницу, не меняет свою конкретную субстанцию, не может двигаться вне субстанции, как это некогда у схоластиков получалось с чувственными видами. И. Кант связывает акциденции с изменчивостью субстанции (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1998, с. 297, 229–230). Дж. Ст. Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Милль Д. С. Логика, 1158). Г. В. Ф. Гегель применяет термины «акциденция» и «субстанция» как парные категории диалектики и определяет их друг через друга по аналогии с категориями сущности и явления, целого и частей и так далее. Как сущность переходит в явления, так и субстанция переходит в свои акциденции. Подобно целому, состоящему из частей, субстанция обладает своими акциденциями; она имеет действительность в акциденции примерно так же, как причина — в следствии. Субстанция охватывает собой акцидентальность, то есть совокупность акциденций. Акциденция преходяща, исчезает со временем; через акциденцию субстанция обнаруживает своё богатство и силу.
В современной философии термин «акциденция» используется, например, неотомистами, которые, вслед за Фомой Аквинским, под акциденцией понимают «вещь, природа которой должна быть в другом». В современной аналитической философии (например, Austin J. L. A Plea for Excuses. — «Philosophical Papers». — Oxford, 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого (см. Аналитическая философия). Однако многие философы этот термин не применяют, считая его устаревшим. Тем не менее, введённая Аристотелем дистинкция субстанциального и акцидентального не исчерпала себя, сохраняется в философском дискурсе и имеет не только историко-философскую ценность.
АКЦИДЕНЦИЯ
III.В средневек. философии и в схоластике тема А. разрабатывалась весьма подробно. При всем многообразии течений и подходов основными направлениями исследования стали: 1) отношение А. к субстанции, свойствам, качествам; 2) А. и проблема универсалий; 3) связь (хотя и опосредованная) с литургическим богословием Зап. Церкви, в частности с католич. толкованием Евхаристии. К существенным вехам обсуждения проблематики А. в эту эпоху можно отнести следующие работы: «О разделении природы» Эриугены, с вопросом об отношении Божественной природы к тварным природам и их А. (С. 790-791); «О грамотном» и «Монологион» Ансельма Кентерберийского, где о Божественной природе говорится как об особой субстанции без А. (С. 76-77); «Диалектику» П. Абеляра, с тщательным анализом субстанции и А. (С. 98-101); «Оксфордское сочинение» Дунса Скота, затрагивающее вопрос об акцидентальных и субстанциальных формах; «Сумму всей логики» (Summa totius logicae) У. Оккама и ряд его комментариев на логические сочинения Аристотеля. Большое место вопрос об А. занимает у Фомы Аквинского, строившего христ. учение на основе Аристотеля. Термины «А.» и «акцидентальные формы» используются им широко: в метафизике (в отношении материи, формы и категорий), в теории знания (в связи с акцидентальным характером чувственного знания), в учении о Промысле Божием и этике (зло имеет акцидентальный, т. е. не обусловленный волей Творца, характер), в психологии и литургике.
Специального анализа требует вопрос об использовании термина «А.» в складывавшемся в течение веков римско-католич. учении о Евхаристии, получившем свою окончательную формулировку на Тридентском Соборе. Известно, что термин «А.» в XI в. употреблялся католиками для объяснения таинства Евхаристии наряду с терминами «вид» (species), «качества» (qualitas). Фома Аквинский для объяснения «пресуществления» (transsubstantiatio) пользовался терминами «А.» и «вид» в качестве заменяющих друг друга (Sum. Th. III 77, 1 ad 2) и считал, что в Евхаристии Бог сохраняет действительные А. хлеба и вина, но не сохраняет их субстанции.
Эмпиризм, склонявшийся к натуралистическому объяснению бытия на основе чувственного опыта, к пониманию А. как свойства тела, а субстанции как «опоры», или «поддерживающего» А. (Локк. Т. 2. С. 280), внутренним ходом своего развития пришел сначала к мысли о ненужности понятия материальной субстанции (Беркли. С. 178), затем выразил скептическое отношение к существованию духовной субстанции (Юм. С. 690) и завершил свой путь в XIX в. отказом от метафизики вообще и сведением проблемы А. к учению логики о предикабилиях (родах сказуемого) (Милль. С. 99).
Ист.: I. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1; Эпикур. Письмо к Геродоту // Лукреций. О природе вещей: В 2 т. М.; Л., 1947. Т. 2. С. 531; Фрагменты ранних стоиков / Пер. А. А. Столярова. М., 1998. Т. 1; Секст Эмпирик. Против ученых // Соч.: В 2 т. М., 1975-1976; Алкиной. Учебник платоновской философии / Пер. Ю. А. Шичалина // Платон. Соч. В 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 625-663; Введение к «Категориям» финикийца Порфирия, ученика ликополитанца Плотина // Аристотель. Категории / Пер. А. В. Кубицкого. М., 1939. С. 51-83; Давид Анахт. Анализ «Введения» Порфирия // Соч. М., 1975. С. 101-195.
II. Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994; Ориген. О Началах. Новосиб., 1993; Василий Великий, св. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения. М., 1846. Ч. 3. С. 61-125; Боэций. Против Евтихия и Нестория // он же. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 167-189; Leontius Byzantinus. Contra Nestorianos et Eutychianos liber I // PG. 86 (1); Maximus Confessor, St. Ambigua // PG. 91; Максим Исповедник, прп. Творения / Пер. А. И. Сидорова. М., 1993. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты; он же. Схолии // Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / Пер. М. Г. Ермаковой. СПб., 1997; Иоанн Дамаскин, св. Диалектика. 4 [PG. 94. Col. 535С-537В] // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 623-624; он же. Диалектика, или Философские главы. М., 1999 (специально об А.- гл. XIII, XXII-XXX).
IV. Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979-1980; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 19772. Т. 1; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2; Бейль П. Исторический и критический словарь: В 3 т. М.,1968. Т. 2; Спиноза Б. Избр. произв. М., 1957. Т. 1-2; Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2; М., 1989. Т. 4; Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Локк Д. Соч.: В 3 т. М., 1985; Беркли Д. Соч. М., 1978; Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 19962. Т. 2; Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1900; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М.,1987-1989; Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1971. Т. 2; Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967. Т. 2.
V. Лодий П. Д. Логические наставления. СПб., 1815; Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 1: Работы по богословию; Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2; Послание Патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. М., 1900. Серг. П. 1995р; Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2; Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. П., 1950. М., 1996; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства. М., 19922; Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы. СПб., 1997. (Структура списка источников соответствует последовательности материала в статье.)
Исслед.: Тренделенбург А. Логические исследования. М., 1868. Ч. 1-2; Кассирер Э. Познание и Действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб., 1912; Робинсон Л. М. Метафизика Спинозы. СПб., 1913; Бальтазар Н. Метафизика Левенской школы // Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. № 17; Prantl K. Geschichte der Logik im Abendlande. B., 1955. Bde 1-4; Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960; Маковельский А. О. История логики. М., 1967; Fragstein A., von. Die Diairesis bei Aristoteles. Amst.,1967; Лосев А. Ф. Разработка отдельных философских областей у Порфирия // он же. История античной эстетики: Последние века. М., 1988. Кн. 1. С. 22-41.